Ватная елочная игрушка

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ватная елочная игрушка

Макаренков Т.С. 1
1МОУ СОШ № 1 г.о. Егорьевск Московской области
Макушина С.Е. 1
1МОУ СОШ № 1 г.о. Егорьевск Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Украшая елку перед Новогодними праздниками, я обнаружил одну старую игрушку, аиста, сделанного из ваты. Тогда у меня возник вопрос о том, как и когда такие игрушки пользовались спросом. Ведь большинство современных игрушек сделаны из стекла, красиво украшены блестками. Для меня стало интересно узнать историю появления ватных елочных игрушек, захотелось самому изготовить такую игрушку.

Актуальность: в современном автоматизированном мире, устав от однообразия и схожести, люди ищут возможность украсить свой дом необычными вещами. Все больше и чаще пользуются спросом игрушки ручной работы, которые можно легко изготовить из доступных материалов. Чаще всего именно из ваты делают елочные украшения. Они легкие, но в тоже самое время, их можно расписать по своему усмотрению, любым фантазийным рисунком, узором.

Цель - изучить историю ватной елочной игрушки и освоить технологию изготовления игрушки из ваты.

Задачи:

- изучить источники и подготовить информацию о истории возникновения ватной елочной игрушки;

-познакомиться с технологию производства старинных ватных елочных игрушек;

- самостоятельно изготовить ватную игрушку.

В процессе изучения вопроса изготовления ватной елочной игрушки я подробно изучил историю советских елочных украшений, побывав на фабрике «Иней», которая до сих пор вручную занимается изготовлением и росписью стеклянных елочных украшений.

История ватной игрушки

С 1700 года указом Петра I празднование Нового года в Российской империи было перенесено с сентября на январь. В преддверии праздника люди завели традицию увешивать крыши, ворота и двери домов хвойными ветками. Однако никакого дополнительного декора тогда ещё не было.

Первая елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге во дворце императорской семьи в 1818 году. Считается, что обычай этот завела тогда еще будущая супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии (Германии). А с начала 40-х годов XIX века эта традиция в России стала распространяться повсеместно. Наряжать елку на Рождество стало очень модно. Одним из видов елочных украшений как раз стали игрушки из ваты.

Вата обладала отличными характеристиками: она ценилась за свою мягкость, податливость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Сырья для работы было достаточно, и мастера на фабриках вкладывали всю душу в создание праздничного декора. Первые ёлочные подвески назывались «дрезденскими игрушками». Они выполнялись вручную из прессованной ваты и представляли собой плоские рельефные фигурки. Часто за основу брался картон: он придавал изделию большую прочность. Такие игрушки были хорошей заменой дорогим стеклянным шарам. Их изготавливали на продажу мастера в специализированных мастерских – артелях. Но их можно было смастерить и самим. Дамские журналы публиковали подробные описания процесса изготовления, а в магазинах продавались листы с изображениями лиц ангелов, детей, которые можно было вырезать и приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками. Эти игрушки помещались обычно на нижних ветвях елки, чтобы дети могли их трогать и даже играть с ними.

В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия. Елку наряжали на Рождество, а этот религиозный праздник был в Советском Союзе запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество, а на Новый год. Производство елочных украшений возродилось быстро — ведь были живы мастера, которые занимались этим еще в начале века. В том числе снова был налажен выпуск ватных елочных игрушек

Производство стеклянных игрушек в то время было осуществить гораздо сложнее, это требовало производства специальных форм для ее выдувания, а также стоимость сырья была значительно выше. Зато ватную игрушку можно было сделать практически любой формы и размера, из гораздо более дешевого, чем стекло, сырья. Материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек. Фигурки часто отражали популярные веяния того времени. Среди них были румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок.

Все игрушки по-прежнему делались вручную. Были возрождены артели. В создании украшений из ваты использовали опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек. В Москве и Ленинграде были организованы предприятия: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка» им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Среди работников артелей и фабрик регулярно устраивали конкурсы новых образцов.

Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. По этой причине ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Теперь она уступала стеклянным игрушкам как в скорости производства, так и в затратах на него. Ручной труд стоит дороже механического. Но старинный и изысканный внешний вид игрушек из ваты привлек современных мастеров. Уже с середины 1990-х годов эта технология обрела вторую жизнь в работах талантливых художников, которые включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Если раньше ватная игрушка ценилась благодаря своей дешевизне, сегодня такие игрушки стоят несколько дороже, чем стеклянные, которые можно свободно купить в магазинах. Ватная игрушка из доступной всем поделки стала сегодня практически предметом искусства. Ее по-прежнему делают вручную мастера. Она снова ценится как раз благодаря своей эксклюзивности: две абсолютно одинаковые игрушки сделать достаточно сложно, так как на них все равно будет отпечаток ручного производства. Очень популярны игрушки, стилизованные под старинные. Технологию ватной игрушки часто соединяют с другими: например, лица людей и отдельные элементы делают из полимерной глины. К тому же ватная игрушка сегодня перестала быть исключительно новогодней. Ее используют для подарков на различные праздники, а также как украшение интерьера. Вместе с этим возродился интерес к советской ватной игрушке.

Технология изготовления ватной игрушки

Раньше ватные игрушки изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Основой игрушки служил всегда специальный каркас, изготовленный из жесткого материала, например, из проволоки. Вату делили на тонкие полосы. Каркас человечков и животных обматывали несколькими слоями смоченной в клеевом растворе ваты, пока она не принимала нужную форму. Для прочности нижние слои ваты могли приматывать к каркасу белыми нитками. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, воска, шили из ткани, использовали бумажные изображения. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Затем эти детали грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Далее всю фигурку раскрашивали. А чтобы придать ей жесткость ее покрывали клеем. Иногда в клей добавляли слюду или мелкие стеклянные частички, чтобы создать новогодний блеск. В качестве клея обычно использовали крахмальный клейстер. Далее не менее суток игрушка должна постоять и просохнуть. Крахмальный клейстер готовят следующим образом. В эмалированную или алюминиевую кружку насыпают 2-3 столовые ложки сухого картофельного крахмала. В этот крахмал подливают полстакана стакана холодной воды и хорошенько размешивают, чтобы образовалась однородная кашица, напоминающая густую сметану. В ту же емкость тонкой непрерывной струей наливают крутой кипяток в объеме около одного стакана. При этом все время, быстро и по всем направлениям, мешают раствор, разбивая комки, если они образуются. Спустя некоторое время крахмал сварится и загустеет. Если клейстер получается слишком густой, можно добавить еще немного кипятка. Нужно учесть, что, когда клейстер остынет, он станет немного гуще. Обычно, на одну часть сухого крахмала нужно брать до пятнадцати частей воды.

В уже готовый клейстер, если он окажется слишком густым или чересчур жидким, нельзя добавлять ни кипятка, ни сухого крахмала. Иначе он будет испорчен. Крахмальный клейстер лучше всего применять сразу же после приготовления, еще теплым. Он сохраняется всего несколько часов, а затем быстро портится и становится непригодным для работы. Сейчас в продаже имеется большой выбор клея и совсем не обязательно использовать крахмальный клейстер для изготовления ватной игрушки. Достаточно просто развести обычный клей ПВА пополам с водой. Это значительно упрощает производство.

У современных мастеров технология ватной игрушки часто соединяется с техникой декупажа. В этом случае предмет обклеивается кусочками тонкой бумаги, на которой уже напечатан рисунок. Например, при применении данной техники ватные фигуры можно «одеть» в красивую одежду с узором, не прорисовывая его вручную. Учитывая, что поверхность ватной игрушки не будет идеально ровной, нарисовать на ней некоторые элементы достаточно сложно. Чтобы их не прорисовывать, можно просто вырезать из бумаги и наклеить. Аппликации подойдут, например, если на поделке нужно аккуратно сделать одинаковой формы глаза. Готовую игрушку желательно покрыть лаком. Так она в большей степени будет защищена от воздействия воды и прикосновений.

Изготовление ватной игрушки

Подготовительный этап:

Прежде чем приступить к работе нужно четко представить, какая игрушка должна получится в итоге. Далее стоит нарисовать эскиз или найти картинку, которая станет прообразом игрушки.

Инструменты:

1. Вата;

2. Кисти: плоская синтетика № 12 или № 14;

3. Клей ПВА разведенный водой (1:1);

4. Проволока;

5. Фольга;

6. Круглогубцы, кусачки;

7. Ножницы;

8. Х/б нитки (белые);

9. Бумажная салфетка;

10. Клеенка;

11. Стаканчик для клея;

12. Силиконовые молды;

13. Масса для лепки (белая).

14. Акриловые краски

15. Акриловый лак

Техника безопасности:

При изготовлении поделки надо соблюдать общие правила:

- работать за столом;

- подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы;

- рабочую поверхность закрывать клеенкой;

- работать в хорошо освещенном помещении;

- для работы надевать специально приготовленную одежду или надевать рабочий фартук;

- хранить все материалы и инструменты в порядке;

- убирать рабочее место после завершения каждого этапа работы.

В работе мы используем материалы и инструменты, при работе с которыми необходимо соблюдать особенные правила безопасности, которые помогут избежать нанесения механических повреждений различным частям тела, в частности рукам и глазам, а также отравления химическими веществами. Это клей, ножницы, круглогубцы, проволока, краски и лак.

1. Осторожно обращаться с клеем, т.к. при попадании на слизистые оболочки или проглатывании может случится отравление веществами, содержащимися в нем. Поэтому надо соблюдать следующие правила при работе с ним:

- наносить клей кистью;

- избегать попадания на кожу рук, лица, в область глаз. При попадании в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. При случайном проглатывании немедленно обратиться за медицинской помощью;

- по окончании работы вымыть руки и кисти;

- желательно пользоваться перчатками, особенно если есть склонность к аллергическим реакциям;

- для защиты рабочей поверхности от повреждения пользоваться клеенкой.

2. Осторожно обращаться с ножницами и круглогубцами. В случае неосторожного обращения с инструментом можно нанести травмы себе и окружающим:

- не держать концами вверх;

- не трогать внутреннюю сторону лезвия;

- нельзя резать «на ходу», только сидя за столом;

- передавать другому человеку в закрытом виде кольцами или ручками вперед;

- не класть на край стола, не допускать, чтобы часть предмета свешивалась вниз.

3. Работа с проволокой:

- следить за тем, чтобы не пораниться об острые концы проволоки;

- работать исправным инструментом;

- следует знать, что мелкие куски проволоки при откусывании кусачками с большой силой и скоростью отлетают в разный стороны и могут попасть в глаза работающих рядом.

4. Работа с красками и лаком:

- избегать попадания внутрь и на слизистые оболочки;

- подготовить заранее стаканчик с водой и подставку под кисти;

- после завершения работы промыть кисти, емкость для воды, тщательно вымыть руки.

Мы полностью подготовились к работе, можно приступать к изготовлению игрушки. Весь процесс производства будет отражен в технологической карте (Приложение 1).

Исходя из размеров нашей работы и нагрузки на нее, мы выбираем проволоку. Жесткая проволока используется для габаритных работ, требующих устойчивости. Более мягкая, тонкая проволока для проработки деталей (рук, одежды, аксессуаров) или маленьких игрушек. Для того чтобы создать каркас нужно кусачками отрезать кусок проволоки, сформировать ручки и ножки, перекручивая проволоку. Для создания объема обматываем каркас фольгой. Далее наматываем вату на фольгу тонким слоем и закрепляем нитками несколько раз для прочности. Сразу же промазываем клеем ПВА и наносим слой ваты. Края обмотанной проволоки под руки загибаем круглогубцами в виде прописной буквы «г», формируя ладонь для варежки. Когда каркас готов сформируем голову куколке. Для этого используем готовые покупные молды и массу для лепки. После высыхания продолжаем наклеивать слои ваты на руки и ноги. Отделяем от ваты полоски и обворачиваем туловище, создавая необходимый объем. Даем просохнуть нашей заготовке. Потом приступаем к проработке одежды. Для того, чтобы сформировать юбку, отделяем толстый полоску ваты, примеряем размер талии, загибаем край ваты на 1 см по одной из длинных сторон и наносим плоской кистью клей, с двух сторон. Прикладываем к талии. Приглаживаем кистью к туловищу, формируем форму юбки. Так же поступаем и с пальто. Делаем опушку на рукавах из тонких слоев ваты. Для формирования платка используем бумажную салфетку. Обмазываем ее с двух сторон и закрепляем на игрушке, складывая крест на крест на груди (перехлест). Закрепляем на спине клеем. Наша куколка готова. При комнатной температуре игрушка сохнет несколько дней. После высыхания расписываем акриловыми красками, закрепляем слоем акрилового лака.

Заключение

В процессе выполнения проектной работы я узнал много нового о истории ватных игрушек, а также о том, что это очень интересная технология, которая позволяет легко сделать оригинальные игрушки из доступных материалов. Ватная игрушка может служить не только новогодним елочным украшением, но и может стать прекрасным подарком дорогому человеку. Я обязательно расскажу и покажу в школе результат своего труда, приобщу своих одноклассников к такой оригинальной ручной работе.

Приложение 1

Технологическая карта

Последовательность работы

Изображение действий

1. Рисуем эскиз будущей работы.

 

2. Формируем каркас из проволоки.

 

3. Обматываем проволочный каркас фольгой.

 

4. Обматываем фольгу слоем ваты и обматываем его нитками.

 

5. Проклеиваем ватой все части заготовки, формируем объем игрушки.

 

6. Сформировываем одежду и даем изделию просохнуть.

 

7. Разукрашиваем куколку с помощью акриловых красок. Просушиваем.

 

8. Покрываем слоем акрилового лака.

 
Просмотров работы: 1118