Введение
Мода на воротнички уже давно «взбаламутила» женские сердца и души. И, пожалуй, каждая девушка, так или иначе стремящаяся выглядеть стильно, если не обзавелась заветным воротничком, то хотя бы не раз слышала о нем и просматривала на модных ресурсах вариации этого прелестного аксессуара.
В последнее время в женской одежде всё большую популярность приобретает такой стиль как «Винтаж». Одним из аксессуаров этого стиля являются ажурные воротнички, выполняемые в технике вязания. Несмотря на то, что ажурные воротнички появились в XIII веке, в настоящее время комбинирование этого аксессуара с современными стилями одежды позволяет подчеркнуть индивидуальность каждой обладательницы этого прекрасного изделия.
Актуальность данной работы заключается в развитии творческих способностей, освоении новых видов декоративно–прикладного искусства, формировании новых знаний, умений и навыков, а также создания индивидуального образа с помощью изделий, выполненных своими руками с использованием современных материалов. Всё это позволяет развивать эстетический вкус, идти в ногу со временем.
Цель: пропаганда ажурных воротничков, путем их комбинирования с современными стилями одежды.
Задачи:
изучить историю создания воротников и их роль в одежде;
изучить стили современной одежды;
рассмотреть возможность использования воротников в своем гардеробе;
создать своими руками оригинальный комплект съёмных воротников с наименьшими затратами;
провести мастер–класс по вязанию ажурных воротников.
Объект исследования: ажурные воротнички.
Предмет исследования: технология изготовления воротничков.
Гипотеза: данная работа будет применяться в разработках занятий по кружковой деятельности, что будет способствовать учебному процессу и развитию любознательности, познавательных интересов учащихся.
Методы исследования: поисковый, аналитический, практический.
Теоретические сведения об ажурных воротничках
История возникновения ажурных воротничков
Принято считать, что прообразы современных накладных воротников появились еще у древних египтян. Они были составляющей частью преимущественно мужского гардероба, покрывали не только шею, но и плечи, и были украшены бусами из стекла, вышивкой и вставками из драгоценных камней. [6]
Первоначально воротник появился в виде полоски в XIII веке. В XIV веке впервые появился объемный воротник–стойка и сразу стал традиционной частью мужского костюма. В XVI веке воротник–фреза стал неотъемлемой частью костюма. По форме он плоский не широкий, сильно накрахмаленный воротник, он был признаком элегантности костюма.
Широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI века. Обычно он выполнялся из гипюра, тюля и кружев и отличался от цвета основного наряда своей белизной. Ему на смену пришел изысканный воротник «Медичи». Он представлял собой высокую веерообразную конструкцию на каркасе.
В XVII веке объемные воротники утрачивают свою популярность, и мода приходит на большие отложные воротники. В 20–е годы XIX столетия воротник приобретает различные формы: от небольших шалек до низких стоек.
Модные тенденции предлагают множество разновидностей воротников, которые не только являются привычной деталью современной одежды, но и служат способом выражения дизайнерского решения и декоративным элементом, украшающим любой наряд.
История кружевных воротников и их отражение в современных воротниках
Где и когда появились кружева, точно не известно. Кружево в классическом понимании возникло в Европе примерно на рубеже XV–XVI веков, и родиной его считается Италия.
Знаменитые венецианские кружева сначала выглядели очень просто – узкие полоски с простым геометрическим орнаментом. Постепенно узоры усложнялись – появлялись изображения цветов, листьев, животных и людей.. Помимо Венеции, «кружевными» центрами были Флоренция, Генуя и Милан.
Мода на кружева во Франции пошла «с легкой руки» королев–итальянок – Екатерины и Марии Медичи. Ввоз итальянских изделий был очень дорог, и к началу XVII века французы наладили собственное производство. Французское кружево, – более мелкое, нежное и изящное, отличалось разнообразием фонов и орнаментов. В других европейских странах тоже развивалось кружевное ремесло. В Шотландии моду на кружева ввела королева Мария Стюарт, которая сама была прекрасной мастерицей. А в Англии, где производилось очень красивое бедфордское кружево с птичьим орнаментом, главными «кружевницами» были мужчины! В Испании придумали черное и черное с золотом кружево, которое шло на мантильи и отделку вееров. В Дании и других скандинавских странах делали плотное шерстяное кружево, а в Ирландии изобрели новый способ изготовления – вязание крючком.
В России кружева были известны и до XVIII столетия, но активное развитие ремесла началось, когда Петр I «выписал» из Голландии кружевниц для обучения русских девушек. Помимо всем известных вологодских льняных кружев, существовали новгородские, тульские, рязанские, ярославские, тверские. Развивалось кружевоплетение в монастырях, этим видом рукоделия занимались как девушки–дворянки, так и крепостные мастерицы.
Строгие каноны постепенно уходят в небытие, и дизайнеры стремятся не создать что–то новое, а как–то совместить различные течения и тем самым изменить и вернуть к жизни забытые аксессуары или элементы одежды; мода как бы начинает вращаться «по кругу», впитывая в себя элементы различных эпох. И ярким тому подтверждением является история ажурных воротников!
Практическое применение ажурных воротничков
Анкетирование учащихся
В исследовательской работе выдвинута гипотеза, что данная работа будет применяться в разработках занятий по кружковой деятельности, что будет способствовать учебному процессу и развитию любознательности, познавательных интересов учащихся. Для подтверждения верности выдвинутой гипотезы мной проведено социологическое исследование «Что вы знаете о вязании крючком?» (Приложение 1).
В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Результаты социологического опроса (Приложение 2).
При анализе анкет и общении с одноклассниками, выяснилось, что большинство учащихся не обладают достаточными знаниями по данной теме.
Исходя из этого, нам необходимо подготовить выставку по теме «Ажурные аксессуары от века до века», и подготовить внеклассное мероприятие – мастер–класс «Всё о вязании».
Выполнение изделия
Рассмотрев различные кружевные воротнички, мы решили использовать элементы узоров при выполнении изделий.
Технология изготовления ажурного воротника «Орхидея» (Приложение 3) [7]
Материалы: пряжа «Ирис» (100% х/б), 30 г бежевый; крючок № 0,9. Начать работу с набора цепочки из 124 в. н. (121 в. п. основы + 3 в. п. подъема). 1–й р.: 1 ст. с/н в 5–ю в. п. цепочки от крючка, 119 ст. с/н в следующие 119 в. п. основания цепочки от крючка. 2–й р.: 7 в. п. (1 в. п. подъёма + 6 в. п.), * 1 ст. б/н в 4–й ст. с/н предыдущею ряда от крючка*, повторить от * до * 28 раз, всего 30 раз. Далее работу продолжить прямыми и обратными рядами согласно схеме по 10–й ряд включительно. Готовый воротник увлажнить, растянуть по размеру и оставить до высыхания.
Технология изготовления ажурного воротника «Ирис» (Приложение 4).
Начать вязание с цепочки воздушных петель. Длина цепочки соответствует обхвату горловины изделия, а количество петель должно быть кратно 16, плюс 1 воздушная петля, затем провязать еще 3 воздушных петли на подъем и продолжать вязание по представленной ниже схеме. Так, синий воротничок связан нитками «Ирис», крючком диаметром 1 мм, его длина составила 42 см, что соответствует: 120 воздушным петлям плюс 1 воздушная петля = 121в.п., далее провязывается еще 3 воздушные петли на подъем. На воротничке получилось 11 веерных узоров (121:10=12).
Технология изготовления ажурного воротника «Фиалка» (Приложение 5).
Ажурный воротник связан из 20г тонкой хлопчатобумажной пряжи крючком №1,5. Ширина воротника 12,5 см, длина по линии горловины 39 см. Вязание воротничка начинают с цепочки из 125 воздушных петель (5 раппортов по 24 петли + 5 петель для симметрии) и далее вяжут 11 рядов по схеме. 12–м рядом выполняют обвязку «арочками» из воздушных петель, сначала по отлетной части воротника, добавляя «пико», и далее по узкой стороне, линии горловины и второй узкой стороне.
Заключение
Работая с литературой и справочным материалом, я получилабольшое количество теоретических сведений по теме исследования. Процесс выполнения работы мне доставил большое удовольствие.
Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид изготовленных мною воротничков. Мое рукоделие оценили одноклассники и родственники. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике вязания крючком.
В процессе исследования, я считаю, что мне удалось выявить границы становления и развития древнейшего рукоделия – вязания. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема достаточно актуальна.
Помимо этого, мной был проведен мастер-класс по вязанию ажурных воротничков (Приложение 6). На занятии я рассказала учащимся об истории возникновения и развития моды (фасонов) ажурных воротничков, продемонстрировала навыки вязания воротничковых изделий и обучила этому девочек.
В своей исследовательской работе рассмотрела возможность комбинирования воротничков с современными стилями одежды (Приложение 7).
Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы в школе на уроках технологии, истории культуры, литературы. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми.
Подведя итог работы, хочу сказать, что многое требует более пристального и детального изучения. Думаю, данная работа - только начало моих исследований в области изучения истории и выполнения изделий.
Список используемых источников
Журнал Валя–Валентина – 2009 – № 22
Журнал Валя–Валентина – 2007 – №166
Михайлова Т.В. Супер книга по вязанию крючком. Пошаговый самоучитель / Т.В. Михайлова – Изд–во Москва «Аст», 2011
Вязание спицами, вязание крючком, вышивка — сообщество по рукоделию [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.passionforum.ru/
Вязание [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lotos–n.livejournal.com/165448.html
История воротников - от истоков до современности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mir–manufactura.ru/blog/articles/istoriya–vorotnikov–ot–istokov–do–sovremennosti/
Ажурный воротник крючком. Работа Валентины Литвиновой [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kru4ok.ru/azhurnyjj–vorotnik–kryuchkom–rabota–valentiny–litvinovojj/
Приложение 1
Социологическое исследование «Что вы знаете о вязании крючком?»
В какойстране впервые начали вязать ажурные кружева?
Франция(+)
Англия
Испания
Что появилось раньше: вязание крючком или спицами?
вязание крючком
вязание спицами(+)
Из чего были сделаны первые крючки?
рога
гнутые иглы в пробковых ручках
дерево (+)
Когда вышла первая книга с описание техники вязания крючком?
1846(+)
1900
1925
Приложение 2
Результаты социологического опроса
7–е классы
8–е классы
9–е классы
Приложение 3
Воротник «Орхидея»
Приложение 4
Воротник «Ирис»
Приложение 5
Воротник «Фиалка»
Приложение 6
Мастер-класс по вязанию ажурных воротничков
Приложение 7
Комбинирования воротничков с современными стилями одежды