Введение
Обоснование выбора: Уже несколько лет я хожу, в музыкальную школу и мне часто приходится, для сольных выступлений шить костюмы. Вот и этот год не исключение. Я выступаю с казачьей народной песней и для этого образа мне понадобился костюм. Я, недолго думая, пересмотрев в интернете модели казачьей праздничной одежды, решила, что буду шить сама, прибегая к помощи мамы. Выбранная модель будет хорошо подходить к моему образу.
Цель: совершенствование своих возможностей в области технологии пошива изделия.
Задачи:
-Исследовать литературу по истории казачьего костюма.
-Разработка вариантов и технологической карты выполнения изделия.
-Выполнить отделку тесьмой на юбке и блузке.
-Произвести экономический расчет.
Подготовительный этап
1.1. Этапы выполнения:
1. Изучение литературы, изготовление выкройки.
2. Разработка технологической карты.
3. Подбор материалов.
4. Изготовление изделия.
Экономический расчёт. Подведение итогов.
Создание презентации для зашиты работы.
1.2. Текущий контроль (самоконтроль).
Данная работа требует огромного терпения, усидчивости, внимания, поскольку самая маленькая ошибка может привести к нарушению посадки изделия на фигуре. Для того чтобы избежать ошибок необходимо чаще контролировать, выполнять примерки, а в случае необходимости во время исправлять таковые.
1.3 Самооценка, возможность применения, реклама.
Выполняя данную работу, я старалась, чтобы мой костюм отвечал высоким эстетическим и художественным вкусом, и я думаю, что с поставленной целью справилась. Моя работа представляет собой экологически чистое безотходное производство, тем самым принося всему окружающему не вред, а только удовлетворение, радость и красоту. Материалы для моего костюма я приобрела в торговой сети, они имеют красивый внешний вид и хорошо гармонируют друг с другом. А, как известно - красота спасет мир. Я очень довольна конечным результатом. Высокую оценку работе дали мои близкие и друзья, учитель.
1.4Схема обдумывания.
Костюм в казачьем стиле
1.5.Звездочка обдумывания
1.6. Морфологическая схема
Поисковый этап
2.1. Историческая справка.
Народный костюм – это память, традиции, менталитет определенной национальности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, как источник информации об определенном этносе. Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от других, если не совершенно, то деталями, элементами им одним известными. Каким был костюм и одежда у женщин на Дону? Находки археологов, старинные летописи помогают нам восстановить, из каких тканей шились одежды, как и чем они украшались. Чем дальше вглубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Характер и особенности женской одежды историки объясняют происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон.
Комплект с кубельком:
Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек (тюрк, мотылек), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Шили кубелек из синей или черной крашенины, синего, голубого, зеленого шелка, с отрезным лифом, в талию, с плотно прилегавшей цельной спинкой. Лиф спереди до талии застегивался на мелкие пуговицы, на шее делался небольшой вырез, через который был виден ворот рубахи. Ниже талии кубелек был широкий, распашной; иногда правая пола его юбки заходила на левую. Рукава были длинные, сборчатые у плеча, к концу широкие, так что был виден рукав рубахи. Неотъемлемой частью кубелька, был широкий пояс, богато украшенный, с массивной ажурной пряжкой, украшенной цветными стеклами или полудрагоценными камнями.
Комплект с поневой:
Понева. Само название понёва, понява, понька — общеславянское. Основные признаки всех типов этой одежды идентичны. Все они прикрывают нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Все они сделаны из домотканой шерстяной материи. Преобладающий рисунок также один и тот же — крупная квадратная клетка. Понева в своей наиболее примитивной форме совсем не имеет швов.
Комплект с сарафаном:
Сарафан являлся еще одним основным элементом традиционного женского костюма. Это высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи. Сарафаны изготовляли из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди, набойки из фабричных тканей (китайки, шелка, парчи, узорного ситца). Декором служила вышивка, ленты, цветные полоски из ситца, гарус, галун, бахрома. Основными элементами геометрического вида формы сарафанов являются прямоугольник и трапеция. Исследователи выделяют следующие основные типы сарафана: косоклинный с неразрезанным передним полотнищем, косоклинный распашной, прямой на лямках, прямой сарафан с лифом. На Дону яркий ситцевый сарафан назывался кумашником.
Комплект с сукманом:
Сукман. Разновидностью сарафана был сукман (А) — накладная одежда, чаще всего синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, с узкими и короткими рукавами. Прямой разрез шеи обшивался широкой шелковой лентой и застегивался медными пуговицами с помощью петель, образуемых цветным шнуром. Подол его также украшался широкой цветной лентой и узкой самодельнойкрасной шерстяной тесьмой. Сукман подпоясывался плетеным красным или синим кушаком .Сукман относился к нагрудной женской одежде, прикрывающей верхнюю часть корпуса — грудь и спину. Незаменимым ведущим элементом костюма всегда была рубаха (сорочка, исподка, подноска). В старинном костюме донских казачек можно выделить два типа рубах: туникообразную, которую носили с сукманом; и с прямыми поликами, которую носили с косоклинным сарафаном.
2.2.Виды костюмов:
2.3. Костюм сценический
Сценическим костюмом называют любую одежду артистов – актеров, певцов, музыкантов, танцоров, которая используется ими для выступлений на сцене. Строго говоря, понятие «костюм» более яркое и емкое, чем понятие «одежда». Костюм всегда является одеждой, но не любая одежда годится для выступления на сцене. Основная функция современного сценического костюма – знаковая. Этот термин обычно используется только для той одежды, которая специально изготавливается для конкретного конкурсанта/коллектива и концертного номера и является важным элементом для создания целостного и выразительного сценического художественного образа произведения.Эстрадный сценический костюм – это вовсе не та нарядная одежда, цель которой приукрасить человека, не дань моде с ее разновкусием, а конкурсант – не демонстратор моделей, какими бы эффектными они ни были. Неудачный сценический костюм вокалиста может «убить» его номер, а правильно подобранный, то есть соответствующий художественному образу исполняемого произведения, наоборот, «поднять». Хорошие сценические костюмы для музыкальных и вокальных ансамблей, хоровых коллективов выполненные в едином стиле (иначе их состав не будет восприниматься целостно), помогают исполнителям держать требуемый эмоциональный настрой, а зрителям – ощущать его еще до того, как они начинают петь и играть. Эмоциональное восприятие номера и реакцию зрителей на костюм могут нарушать зрительное несоответствие в нем таких «вещей», как: форма; силуэт; соотношение объемов; линий; фактура материалов; цвет; декор и т.д. Именно эти средства обычно используются при создании сценического костюма. И здесь важно «сочинить» его таким образом, чтобы облачение конкурсанта не выглядело стандартно, или, наоборот, слишком перегруженно. Несмотря на то, что единого эталона для создания художественно-выразительного образа костюма быть не может – это процесс творческий, незыблемые правила все же есть: сценический костюм должен соответствовать манере и харизме исполнителя; помогать раскрытию художественного образа произведения; быть активным элементом оригинального творческого действа на сцене; визуально не вступать в острый диссонанс с этическими нормами; соответствовать возрасту исполнителя или участников коллектива.Сильным эмоциональным раздражителем на подсознательном уровне является цвет костюма. Например, зеленый воспринимается как что-то мягкое, спокойное, красный ассоциируется с силой, динамичностью, страстью и даже агрессией, белый связывают с чистотой. Цвет напрямую связан и с другим средством художественной выразительности костюма – со стилем. Стиль отвечает за выбор цветовой гаммы одежды, за фасон и особенности кроя, за ткань и детали декора. Поэтому именно он несет основную информацию о художественном образе костюма и о художественном образе исполнителя, объединяя их в единое и неразрывное целое.
Аналитический этап
3. 1. Альтернативные варианты
1. Модель.
Достоинства: Данная модель с воротничком, прямым рукавом, отделка белым шитьем.
Недостатки: Моя ткань не подходит для этого платья, а из другой ткани будет некрасиво смотреться.
2. Модель.
Достоинства:
Этот костюм выполнен из атласной ткани, юбка с множеством сборок, кофта на застёжку. С длинным рукавом.
Недостатки: Данная модель интересна, но, на мой взгляд, больше подходит для старшего возраста.
3. Модель. Данный костюм подходит всем моим предпочтениям, именно такой предпочла для своего выступления!
3.2.Критерии, которым должно удовлетворять мое изделие
Мое изделие должно быть:
функциональным (использоваться по назначению);
эстетичным (стильным, модным);
эргономичным (удобным в использовании);
экономичным (стоимость не выше аналогов в торговой сети);
технологичным (доступным для изготовления);
экологичным (безопасным для моего здоровья и окружающих).
Я думаю, что третья модель соответствует перечисленным критериям и данная модель будет не только экономичной, экологичной, функциональной, но и отразит особенности моей внешности, склад характера, а главное – мой сценический образ. Поэтому я выбираю этот костюм.
3.3. Источники информации
1.Справочники
2.Специальные издания
3.Журналы
4.Телевидение
5.Интернет
6.Преподаватель
3.4. Выработка концепции
При выработке концепции я учитывала:
1.Уровень моего мастерства
2. Необходимость такого изделия
3.Затраты на материалы для работы
4. Затраты времени
Основная часть
4.1. Выбор материалов, инструментов, оборудования
Швейнаямашина «Brother Star 20E»
Машинные иглы №№ 80,90, ручные иглы, булавки
Гладильная доска, утюг Braun
Сантиметровая лента
Калька
Лекало
Журналы мод
Ножницы
4.2.Правила гигиены и безопасности труда
При работе с ручным инструментом:
надеть рабочую одежду;
инструменты и приспособления должны находиться в специальной коробке, иглы и булавки в игольнице;
не разбрасывать иглы, булавки и инструменты, после использования складывать на место;
обязательно использовать наперсток;
после работы убрать инструменты и приспособления на место, убрать рабочее место.
При работе на швейной машинке:
надеть рабочую одежду, волосы убрать под косынку;
проверить исправность проводки электропривода;
включать и выключать машинку, держась сухими руками за вилку;
держать руки на платформе, подальше от иглы;
ножницы должны лежать справа от машинки с сомкнутыми кольцами, лезвиями от себя;
передавать ножницы, сомкнутыми кольцами вперед;
иголки и булавки втыкать только в игольницу;
производить замену иглы или ниток, заправлять нити швейной машинки только при выключенном электроприводе;
по окончании работы за машинкой, выключить привод, выдернуть из розетки, произвести чистку и смазку швейной машинки; прибрать рабочее место.
При выполнении ВТО изделия:
перед началом работы, убедиться в наличии резинового коврика;
проверить исправность шнура, вилки утюга;
при включении и выключении утюга браться за вилку только сухими руками, не выдергивать вилку из розетки, держась за шнур;
обязательно использовать проутюжильник, или отпариватель;
утюг ставить только на специальную подставку;
по окончании работы выключить утюг.
Технологическая часть
4.3. Технологическая карта работы
Последовательность |
ТУ на операцию |
Фото |
Снятие мерок |
Сантиметровая лента, шнурок, ручка, блокнот, |
|
Изготовление чертежа конструкции |
Линейка, карандаш, циркуль, кусок обоев, ножницы |
|
Подготовка ткани к раскрою: утюжка ткани; |
Утюг, гладильная доска, стол для раскроя, ткань |
|
Раскладка выкройки на ткань и раскрой |
Стол для раскроя, выкройка, портновские булавки, ткань, ножницы |
|
Сметать юбку швом 1,0 см. и стачать, выкроенные оборки другого цвета пришить и произвести примерку. |
Нитки, игла |
|
Сметать вытачки, плечевые и боковые швы блузы из желтой ткани, сделать примерку и к низу блузки пришить баску |
портновские булавки, ткань, мелок, раскройные ножницы |
|
По окату рукава и по кокетке лифа переда настрочить отделочную ткань другого цвета |
Швейная машина, нитки, ножницы |
|
Обработать низ рукава манжетой |
Швейная машина «Brother Star 20E», ножницы, утюг |
|
В средний шов спинки вшить молнию |
Швейная машина «Brother Star 20E», ножницы, декоративный шнур. |
|
Обработать горловину воротником стойка |
Ручная игла, нитки, ножницы |
|
Обработать низ блузки и подол зеленой юбки настрочить отделочную тесьму. |
Швейная машина «Brother Star 20E», ножницы |
|
Изделие готово! |
4.4. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Работа выполнена аккуратно.
Единство композиционного решения.
Соответствует задумке.
В целом изделие производят благоприятное впечатление
Экономическая часть
4.5. Расчет себестоимости изделия
№ п/п |
Материалы |
Количество |
Цена |
Стоимость |
1. |
Ткань зеленая желтая с набивкой |
2м 1,5м 1м |
240р 180р 200р |
|
2. |
Тесьма |
20м |
20 руб. |
400 руб. |
3. |
Нитки |
2 кат |
15 руб. |
30 руб. |
4 |
Моя работа |
500руб |
||
Итого: 1730 рублей |
Если оценивать по расходным материалам, то изделие получилось не дорогостоящее (для сценического костюма -1730рублей), но так как оно сделано своими руками, то получается, что выгодно уметь шить, перешивать, украшать. Мое изделие индивидуально, подходит к моему образу, фасон безупречен к моей фигуре.
Полный расчёт себестоимости работы показал, что мое платье, выполненное, своими руками дает экономию.
4.6. Экология и маркетинг
Моя работа выполнена из материалов допущеных к продаже, не содержат вредных примесей, никоим образом влияющих на здоровье человека. Следовательно, не может принести вред здоровью окружающих и экологии вообще. Ленты, тесьма предназначены для декорирования и продаются в салонах и магазинах для рукоделия .
Что касается маркетинговых возможностей, то можно с уверенностью утверждать о покупательской способности данного товара на рынке производства материальных благ. Относительно позицирования данного продукта на потребительском рынке необходим анализ рыночных возможностей и формирование спроса на товар. При необходимой рекламе данный товар будет обладать покупательской способностью.Моя работа вызвала непосредственный интерес у девчонок моего класса, моей мамы и бабушки, которая с особым трепетом вспомнила себя в молодые годы.
4.7. Самооценка
Результат полностью оправдал ожидания. Я думаю, что работа заслуживает внимания. Процесс шитья, развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, и приносит удовольствие от выполненной работы. Я осталась довольна проделанной работой. Мне очень понравилось работать над данным проектом.
4.8. Реклама
Заключение
Данный костюм первое моё серьезное швейное изделие. Естественно, во время работы возникали трудности, приходилось не раз перешивать детали, но в целом, я считаю, что с поставленной мной задачей я справилась. Работа над проектом позволила мне узнать историю женского казачьего костюма и совершенствовать своё умение в технологии изготовления женской одежды.
Я считаю, что все знания, умения, приобретённые в ходе работы над моим проектом, обязательно пригодятся мне в будущем.
Список литературы
1. Андреянова Л.И. «Уроки шитья». Пособие для мам и подрастающих дочерей. -Екатеринбург: 1994. - 75с.
2. Барылкина Л. П., Соколова С.Е. «Технология: конспекты уроков, электронные курсы: 5-9 класс» 2006.- 208 с.
3. Герпякова. Технология обработки ткани.7-9 кл.- М.: Просвещение 2010.
4. Ерзенкова Н.В., Ефременко Р.М., Зуева Т.К., Платоненко Н.И. «Шьем – перешиваем» - Пенза; 1992. – 256 с.: ил.
5. Журнал «BURDA-мода» 12/2006, 2/2014, 3/2014, 4/2014 Журнал «Шитье и крой» 2011г.
6. Интернет – ресурсы.