РУССКОЕ ЧУДО – МАТРЁШКА!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РУССКОЕ ЧУДО – МАТРЁШКА!

Цыпуштанова А.А. 1
1МОАУ "СОШ №76"
Цыпуштанова В.А. 1
1МОАУ "СОШ №76"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой,

их надо осваивать».

А.Б. Салтыков

В наше неспокойное время, когда всё чаще звучат слова «безнравственность», «бездуховность», «насилие», людям всерьёз необходимо задуматься о том, что ждёт их впереди. Нынешнее поколение некоторые называют «потерянным», не имеющим никаких нравственных ценностей. Несмотря на это, опрос школьников о том, насколько хорошо они знают русскую культуру, показал, что традиции России не забыты, всё же со многим необходимо детей знакомить. Изучение традиций России позволяет нам почувствовать себя частью своего народа, воспитывать в себе нравственные качества, ощутить гордость за свою страну.

Моя работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрёшке. Дома у каждой из нас есть эта игрушка-сюрприз. Я очень люблю её за красоту и загадочность. Всегда удивлялись, как так могло быть, что из одной игрушки появлялись ещё четыре.

Актуальность: с этой игрушкой мы встречались в детском садике, а когда пошли в школу, на уроке изобразительного искусства рисовали её; в нашем городе, г. Оренбург, открыта сеть блинных «Русские блины» и её символом является – матрёшка!

Проезжая летом через г. Самару, я увидела в железнодорожном вокзале макет «русской красавицы».

Об увиденном рассказала своему руководителю, и

мы задумались о том, где и когда появилась на свет матрёшка, кто создал и придумал роспись этой игрушки. Почему именно матрёшка является символом «Русских блинов». Нам захотелось побольше узнать об этом чуде – русской матрёшке. Побеседовав со сверстниками, взрослыми, мы выяснили, что немногие знают, откуда появилась матрёшка. Таким образом, мы считаем, что рассмотрение данной темы является актуальным, и одной из задач нашей работы является рассмотрение истории появления русского чуда.

Ц ель нашего исследования: выяснение секрета успеха и долголетия матрёшки, символа сети блинных «Русские блины» в моём городе и, почему матрёшка является символом России за рубежом.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

-используя различную литературу, интернет-сайты узнать историю появления деревянной куклы;

- узнать, почему эта кукла получила такое имя;

- познакомится с видами матрёшек;

- изготовить матрёшек из разных материалов;

- провести анкетирование учащихся1 и их родителей по данным вопросам;

-разработать занимательный материал для школьников по теме (буклет);

- провести праздник русской матрёшки в своём классе2.

Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста в процессе взаимодействия с русской народной игрушкой матрёшкой.

Предмет исследования - русская народная кукла-матрёшка.

Гипотеза исследования

Мыпредположили, что матрёшка хранит в себе много секретов, раскрыв некоторые из них, каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки или изготовить свою, а однажды встретив на улицах своего города его гостей (иностранных), сможет ответить ни их вопросы о символе России – матрёшке, который можно увидеть на фасадах зданий сети блинных «Русские блины».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Появление матрёшки на Руси

«Кто матрёшку создал, я не знаю, Ну и пой, гуляй по свету,

Но известно, что сотни лет Весели честной народ.

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая, И матрёшка через всю планету

Покоряет кукла белый свет. До сих пор уверенно идёт.

Где он краски брал, искусный мастер? Выступает гордо, величаво,

В нивах шумных, сказочном лесу? С удалой улыбкой на лице,

Создал образ неуемной страсти, И летит за ней по миру слава

Истинную русскую красу. О безвестном мастере-творце».

На щеках навёл зари румянец, С. Архипов.

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова даётся толкование, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По-японски кукла – «нинте», что так и переводится – «образ человека». Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, возникли лишь немногим позже, чем сам человек.

Появилась матрёшка в России в конце XIX века. Именно в это время наша страна переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок.

 

Рис.1.1. С.И.Мамонтов

С авва Иванович Мамонтов(1841-1918) был известным русским промышленником, меценатом, прекрасным знатоком искусства. Он собрал вокруг себя группу виднейших художников. В своей подмосковной усадьбе Абрамцево Мамонтов создал художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами работали и народные мастера-умельцы. Особое внимание уделялось восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки.

Одна из таких мастерских принадлежала брату Саввы Ивановича Мамонтова -- Анатолию Ивановичу Мамонтову(1840-1905). Эта мастерская-магазин называлась «Детское воспитание», где мастера работали над созданием новых кукол для детей. Мастерская располагалась в Москве, в Леонтьевском переулке. Именно там и родилась наша матрёшка.

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников, в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, особенно Японии. А потому в конце 90-х годов XIX века в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму.

 

Рис.1.2 Фигурки буддийского мудреца Фукуруму

В нутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше. Фигурку японского бога якобы увидел художник Сергей Васильевич Малютин и нарисовал эскиз деревянной куклы, но уже на русский лад. Потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин(1876-1955), работавший в мастерской, выточил игрушку, а Малютин расписал её.

 

Рис.1.4 Здание мастерской «Детское воспитание» (ныне музей матрёшки)

Рис.1.5. В.П. Звёздочкин

 

Рис.1.3. С.В. Малютин

И стория происхождения нашей матрёшки от фигурки японского бога Фукурумы - это лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка - изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки были издавна популярны на Руси.

 

Рис.1.6.

Пасхальное яйцо-писанка

В начале XX века при археологических раскопках в Египте была найдена деревянная фигурка грушевидной формы, раскрашенная и покрытая лаком. Это была фигурка фараона Аменхотепа IV, внутри неё фигурка Аменхотепа III и так далее. Всего 11 фигурок. Значит, у матрёшки египетские корни?

Т ак каково же истинное происхождение нашей матрёшки? Ответа на этот вопрос пока не существует.

Рис.1.7. Археологические раскопки в Египте

1.9. Матрёшка

Рис.1.8 Первая русская матрёшка

П ервая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай. Но смысл этого имени гораздо глубже. В основе имени Матрёна лежит латинское слово «mater», которое переводится как «мать». А потому и сама матрёшка, и её имя являются символом материнства и плодородия. А ещё матрёшка – это символ дружной семьи. Можно отделиться друг от друга, быть самостоятельными, но в нужный момент – раз! – и соединиться снова.

И в первой матрёшке тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Рис.1.10 г. Сергиев-Посад Московской области

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Стоили первые матрёшки очень дорого. В 1902 году цена матрёшки составляла 10 рублей. Для сравнения: 1 кг мяса в то время стоил 1 рубль, 1 кг. хлеба – 6 копеек, кожаные сапоги – 2 рубля.

Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области (с 1930 по 1991 – Загорск).

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование результатов анкетирования3 среди обучающихся  

 

По результатам анкетирования можно сделать вывод:  как и раньше,  матрёшка   очень популярна среди детей, 57 человек из 64 считают её символом России.

Дома матрёшку имеют немногие,  всего 17 человек из 64 опрошенных (вопрос 2), зато

46 человек (вопрос 4) из 64 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.

2.2. Выявление современных тенденций

Интерес к матрёшке сохранялся с момента её появления в России. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.

Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Рис. 2.1. Современное исполнение матрёшек

Разделочные доски, фартуки, брелоки и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

Рис.2.2. Сумка, дощечка, коробки с конфетами

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек. Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше, чем яркие анилиновые краски.

Сеть блинных в моём городе «Русские блины» имеет своим символом – символ России, русскую матрёшку, так как наш город можно назвать историческим и культурным центром всей России, и в данном заведении готовятся блюда по старинным рецептам в современном исполнении. Главное блюдо – блины! В наш город приезжают много иностранных гостей, желающих познакомиться с русскими традициями. А Россия всегда ассоциируется с понятиями: масленица, блины, матрёшка. Я считаю, что возможно поэтому, организаторы сети блинных выбрали такой символ своего заведения, основываясь на традиционных рецептах русской кухни, гостеприимстве и хорошем настроении4.

2. 3. Изготовление матрёшки своими руками

2.3.1. Фартук – матрёшка

Главными помощниками в создании проекта, посвящённого матрёшке, стали наши мамы. В одном библиотечном журнале мы увидели фотографию матрёшки из ткани в виде фартука. Она так понравилась нам, что мы решили сшить фартук с матрёшкой.

Для работы нам понадобились: швейная машина, ткань, утюг, ножницы, нитки, фетр, кружево, клей.

Этапы работы:

1 этап. Повторить ТБ при работе с описанными инструментами5.

2 этап. Эскиз фартука.

3 этап. Разметка деталей.

4 этап. Вырезание деталей.

Рис.2.8.Вырезание деталей

Рис.2.7 Разметка деталей

Рис. 2.9. Сшивание деталей фартука

5 этап. Сшивание деталей фартука.

6 этап. Изготовление лица матрёшки.

Рис. 2.10 Изготовление лица матрёшки

7 этап. Соединение фартука и лица матрёшки.

Рис.2.11 Соединение фартука и лица матрёшки

Рис. 2.12. Готовое изделие

8 этап. Готовое изделие

Когда закончили работу с фартуком, у нас родилась идея создать матрёшек из разных материалов. Незаменимый интернет подарил несколько идей, и на свет появились матрёшки из бумаги, дерева и дисков.

2.3.2. Оригами «Матрёшка»

Матрёшки-оригами – звучит интересно и интригующе, попробуем сделать из бумаги подружек нашим деревянным «соотечественницам». Из белого листа мы создадим нужную форму, после чего раскрасим нашу матрёшку.

Итак, за дело!

1.Возьмём квадратный лист и сложим его наискось. Пунктиром наметим линию сгиба. Все проложенные в дальнейшем пунктирные линии помогут правильно раскрасить матрёшку.

2. Затем расправим и сложим края к центру.

3. Перевернём.

4. Загнём уголочек наружу.

5. Снова перевернём.

6. Проложим поперечную пунктирную линию по срезу сложенных краёв. По этим линиям сделаем с двух сторон надрезы.

7. Загнём надрезанные углы вовнутрь.

8. Проложим по две пунктирные линии с обеих сторон. Отрежем по ним лишнее.

9. Перевернём поделку и приклеим отогнутый уголок.

10. Загнём верхний уголок и  также приклеим.

11. Снова перевернём.

12. Загнём вовнутрь углы, имитирующие руки.

Теперь осталось раскрасить поделку и матрешка готова.

Рис.2.13. Оригами «Матрёшка»

2.3.3. Аппликация «матрёшка» из ткани

Для изготовления аппликации из ткани нам понадобились ткань на клеевой основе, эскиз работы, ножницы.

Этапы работы:

1. Создание эскиза работы.

2. Вырезание деталей из ткани.

3. Оформление аппликации .

Рис.2.14 Приклеивание деталей на аппликацию

Рис.2.15 Аппликация "матрёшка" из ткани

2.3.4. Изготовление «деревянной матрёшки»

Для работы нам понадобилась деревянная основа-матрёшка и краски.

Рис.2.16 Деревянная матрёшка

2.4. Праздник русской матрёшки в классе

Урок изобразительного искусства « Матрёшка-символ русской души!»

На классном часе мы познакомили ребят с историей появления «матрёшки»6, её разновидностями. Также представили выставку матрёшек. Каждый учащийся смог подержать одну из предложенных поделок, проникнуться русским духом!

Рис.2.17 Выставка матрёшек

После классного часа на следующий день на уроке изобразительного искусства, мы перешли к практическому применению полученных знаний - рисованию. У всех ребят получились яркие, не похожие друг на друга работы. Так мы окунулись в «мир матрёшек»!

ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Кукла под названием матрёшка является одним из символов нашей страны. В ходе исследовательской работы мы выяснили, что прадедушкой русской матрёшки была фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

В чём причина популярности матрёшки?

М атрёшка - олицетворение самой России с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями.

Это символ плодородия, богатства и материнства.

В своём облике матрёшка отражает историю русского народа, его традиции.

Эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название её зависит от  места её изготовления и вида росписи.

Наиболее ценится авторская матрёшка, сделанная художником-профессионалом или любителем.

Матрёшку можно смастерить своими руками.

В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране.  Подтверждением этих слов является использование матрёшки как символа сети блинных «Русские блины» в моём городе, делая матрёшку незабываемой и популярной среди многочисленных гостей нашего города.

Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрёшка действительно хранит в себе много секретов. Некоторые нам удалось раскрыть и, несмотря на свое иностранное  происхождение, она является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире. Каждый ученик в нашем классе смог сделать матрёшку. Теперь обучающиеся начальной школы смогут ответить на вопросы любого гостя нашего города, который увидит матрёшку в оформлении фасада зданий сети известных блинных и спросит об её истории.

Существует поверье: если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Практическая значимость работы: по результатам проведённой работы создан буклет «Матрёшка-образ и душа России»; выставка матрёшек.

Данная информация о матрёшках размещена в классном уголке нашего класса, доведена до сведения учащихся на классном часе, используется на уроках окружающего мира.

Мы надеемся, что подобная работа будет способствовать повышению уровня познавательных способностей детей, развивать воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.

Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.

Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г.

Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.

Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.

Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.

Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.

Интернет-сайты

https://orenblin.ru/

Всё о матрёшке. www.mamatus.Lv

Вятская матрёшка.www.narod.ru

Где и как делают матрёшки.www.narod2.ru.

Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www.dollplanet.ru

Матрёшка. www.rabiki.org

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкетирование учащихся

ВОПРОС

ДА (количество человек)

НЕТ (количество человек)

1.Считаете ли вы, что матрёшка является символом  России .

57

7

2.Есть ли у вас дома матрёшка?

17

47

3.Есть ли у ваших родственников дома   матрёшка?

34

30

4. Хотели бы вы приобрести матрёшку?

36

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Правила безопасности труда

Правила техники безопасности при работе с иголками и булавками.

Шить с напёрстком.

Хранить иголки и булавки в игольнице, не оставлять их на рабочем месте.

Не брать иголки и булавки в рот.

Не откусывать концы ниток зубами.

Не вкалывать иголки и булавки в одежду.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Хранить ножницы в определённом месте (в коробке, футляре).

Передавать ножницы, кольцами вперёд, держа их за сомкнутые лезвия.

Не отвлекаться и не размахивать ножницами во время работы.

Ножницы должны лежать на рабочем столе с сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.

Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом.

Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки.

Ставить утюг на огнеупорную подставку.

Не оставлять включенный утюг без присмотра.

По окончании работы утюг выключить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Праздник русской матрёшки в своём классе.

Урок изобразительного искусства: «Матрёшка-символ русской души!»

Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, прививать интерес к русской культуре и истории.

Оборудование: коллекция матрёшек; презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы; альбом, краски.

Рассказ-беседа «Откуда появилась матрёшка». (рассказ на уроке литературного чтения) (чтение высказывания)

- Послушайте и скажите, про какую куклу написал поэт С.Я.Маршак?

«Разнимается она на две половинки,

В ней живёт еще одна кукла в серединке» Кукла под названием Матрёшка является одним из неофициальных символов нашей страны. Эта кукла необычна тем, что в один корпус прячется до десятка одинаковых фигурок, отличающаяся одна от другой только своими размерами. Причём, чтобы подчеркнуть, что все несколько матрёшек – одна семья, их всех – от мала до велика – наряжают в один наряд. Мастера раскрашивают кукол так, чтобы сразу было ясно – их не спутаешь с другими. У каждой семьи – своя одежда, свои краски, свои детали платьев и расписных платочков, которым покрыты куколки.

- Кто может сказать, как создается игрушка? (ответы детей)

-Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Для изготовления матрёшек используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причём вначале делается самая маленькая, неразъёмная куколка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Иногда поверх росписи матрёшки покрываются лаком. Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки. Семёновские – более стройные и расписываются так: перед росписью деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые , а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. По своей раскраске матрёшки отличаются друг от друга довольно значительно, поэтому по их одежде можно угадать, откуда они родом.

Например, Сергиево-Посадскую матрёшку принято раскрашивать гуашевыми красками, но её расцветка не очень пёстрая. Вместо ярко-синей краски чаще берут голубую, вместо ярко-красной – розовую. Жёлтая обычно блеклая, размытая, зелёная – светлая.

Зато матрёшка из Нижегородского края представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщено. Платок у неё яркий, сочных тонов, цветки на фартуке словно сияют. Про подобную куколку поэтесса И.Агапова написала стихи:

«У меня , матрёшечкин носик – как картошечка,

Щёчки – как глубинка, я приятна ликом.

Глазоньки – как сливы, очень я красива.

Куколка-матрёшка проста и хороша.

Сразу узнаётся в ней русская душа».

В 1900 году матрёшки появились на Всемирной Парижской выставке и сразу завоевали признание. Тема матрёшки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрёшки пастушки, старики, невесты и т.д. Однако дожив до наших дней, русская матрёшка воспринимается нами, одета в расписной крестьянский сарафан, платок, передник.

-Вот сколько видов матрёшек существует в нашей стране. Теперь и вы будете об этом знать.

- А кто же придумал матрёшку?

Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, он увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил её в русском костюме. Пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись весёлой игрушкой мастера из Нижегородского края. У них получаются самые лучшие матрёшки. А создатель матрёшки – художник МАЛЮТИН

-Вот как много мы сегодня узнали про русскую куклу Матрёшку.

2. Конкурсная программа

Ведущий учитель: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрёшка. Матрёшка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрёшки?

Учитель: Наши матрёшки пришли к нам не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встаёт опять
И стоит – качается.
Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Ответ: Матрёшка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Ответ: Матрёшка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь

Когда апрель берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

Он и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют! Ответ: Обруч

Конкурс 2. Каждая матрёшка - большая модница. Конкурс «Наряди матрёшку».

Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент матрёшке». Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребёнок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "матрёшку", который подходит сзади к сидящему, кладёт руки на плечи. Тот говорит: "Матрёшка, скажи привет" "Матрёшка" говорит: "Привет!" Сидящий угадывает, кто это.

Учитель: Скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Учитель: Мы вам предлагаем создать свою, авторскую матрёшку на уроке изобразительного искусства.

Учитель: На этом наш классный час окончен.

Урок изобразительного искусства

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная беседа.

-К нам сегодня в гости пришла замечательная игрушка, угадайте – какая, отгадав загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …. (МАТРЁШКА).

(показ матрёшки)

- Она пришла не одна, а со своей семьёй. А где же остальные? (ответы детей)

- Давайте вспомним, как создается матрёшка? (ответы детей)

- Как фамилия русского художника, придумавший матрёшку? (Малютин)

- Какие виды матрёшек вы знаете? ( Семёновские, Загорские, Нижегородские, Сергиево- Посадские)

1) Создание композиции.

Жаль, мала матрёшка и плохо вам видна её красота. Но не беда. Сейчас мы с вами сами матрёшек нарядим, и не одну, а каждый свою.

У вас на парте лежат альбомные листы. Возьмите их и простой карандаш.

- Нарисуем нашу матрёшку.

-Посмотрите, что не хватает у наших матрёшек? (лица)

Рисуем лицо (показ на доске)

-А теперь оденем ее. (украшаем матрёшку)

2) Выполнение основных контуров красками.

Наши краски прекрасно смешиваются. Смешиваем цвета для лица.

Рисуем лицо.

3) Создание образа матрёшки.

Теперь задача смешивать – цвета для создания образа матрёшки.

Подведение итогов.

- У всех появилась своя матрёшка. (выставка матрёшек)

-Посмотрите на эту большую семью.

1 Практическая часть, глава 2.1.

2 Приложение 3.

3 Приложение 1.

4 Список интернет сайтов № 1

5 Приложение 2.

6 Приложение 3

Просмотров работы: 451