«Окно в сказку» Панно в технике «Батик»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Окно в сказку» Панно в технике «Батик»

Вшивцева Е.С. 1
1МАОУ "Манчажская СОШ"
Волкова Ю.Н. 1
1МАОУ "Манчажская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Человек любит окружать себя красивыми вещами. Он старается создавать все новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождаются в искусство.

В наше время сказки постепенно уходят из жизни. Основные их любители – дети – предпочитают сказкам компьютерные игры. Это очень грустно. В наш век, в век новых технологий очень хочется чего-нибудь сказочного, нереального и фантастического. Для того чтобы окунуться в мир сказок, я решила своими руками создать что-нибудь, что будет мне напоминать о прекрасном мире сказок. Посоветовавшись с мамой и просмотрев различные сайты рукоделия, я решила создать у себя в комнате «окно в сказочный мир».

Актуальность работы, в том, что необходимо вернуть сказку в наш мир, пока её полностью не заменили электронной техникой.
Скоро Новый год, а на Новый год всегда хочется чего-нибудь сказочного.
Я решила создать изделие для украшения своей комнаты. Рукотворное изделие всегда оригинально и неповторимо. Эта работа даст мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способности.

Цель: разработать и выполнить изделие на тему «Окно в Сказку». 
Задачи:
1. Разработать эскиз панно;
2. Выбрать технику выполнения;
3. Изучить историю техники выполнения, расширить знания по данному виду рукоделия;
4. Изучить технологии изготовления батика;

5. Создать панно;

I.Основная часть

1.1 Выбор идеи для проекта

Декоративные панно могут быть созданы из различных материалов.

Для украшения моей комнаты можно выполнить панно в различных видах Декоративно-прикладного искусства. Можно просто создать живописную композицию. Можно изготовить панно в технике «квиллинг», или попробовать свои силы в «лоскутной технике».

Живописная композиция. Вариант 1.

Панно в технике «квиллинг». Вариант 2.

Декоративное панно в технике «лоскутное шитье». Вариант 3.

Декоративное панно в технике «батик». Вариант 4.

Вариант №1: создать живописную композицию мне показалось слишком просто.

Вариант №2: панно в технике «квиллинг» мне не подходит по стилистике и по фактуре изображения.

Вариант №3: изготовить панно в технике «лоскутное шитье» я думаю сложно, нужно знать технологию изготовления изделий, иметь определенные навыки работы с тканью, также я думаю, что это очень затратно по времени. Вариант №4: - декоративное панно в технике «батик» очень подходит для воплощения моей идеи.

Картины – батик превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции прекрасно подходят для оформления интерьеров. Декоративно-художественное панно - вид декоративного искусства всегда радовал взгляд не только простого обывателя, но и вельмож и коронованных особ разных времен.

Современные технологии дают возможность изготавливать панно художественной сложности любой конфигурации. Панно в технике батик может быть декоративным элементом, украшающим комнату, оно гармонично впишется и внесет интересный цветовой акцент в интерьер помещения.

1.2. Изучение аналогов

Урал с его огромными природными богатствами дал развитие отраслям и ремеслам, связанными с добычей и обработкой металлов, драгоценных и полудрагоценных камней – знаменитых уральских самоцветов: вспомните малахитовые столбы, украшавшие царские палаты. Здесь же возникли школы российских мастеров – резчиков по камню и ювелиров, чьи поделки были широко известны в России и за ее пределами.

Многие мастера декоративно – прикладного искусства и художники черпают идеи для создания своих произведений в творениях Павла Петровича Бажова и в устном народном творчестве Урала. В своих произведениях П. П. Бажов воссоздает жизнь простых людей и яркие картины жизни людей Урала 80-х годов ХIХ века, психологические и портретные зарисовки жителей горного округа, рассказывает о его истории. Сюжеты сказов П. П. Бажова не раз экранизировались. По сказкам уральского писателя созданы десятки скульптур, сотни работ графиков и множество музыкальных произведений: от симфонической поэмы до балета.

Современные мастера и художники и сегодня радуют нас чудесами рукотворными, изобретательностью, пониманием красот материала, из которого создают свои работы, они по-своему продолжают традиции народов Урала, следуя словам П. П. Бажова о том, что подлинный творец истории – народ, он единственный создатель всех материальных и духовных ценностей: «Великая честь для художника учиться у народа и работать для народа»…

Бажовские сказы предназначены в большинстве своем для взрослых, однако дети тоже читают их с удовольствием. Но, вырастая, снова возвращаются к творениям уральского сказочника и обнаруживают в них то, чего не могли увидеть детьми. «Потому что Бажовские сказы – как Синюшкин колодец. Таятся в нем огромные богатства, а добраться до них непросто: глубокий, сказывают, тот Синюшкин колодец. Страсть глубокий».

Эти сказы и вдохновили меня на создание декоративного панно.

П.П. Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой, Серебряное копытце…

Многие мастера декоративно – прикладного искусства и художники черпают идеи для создания своих произведений в сказах Павла Петровича Бажова и в устном народном творчестве Урала.

Сказки - прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка – это язык детей, для них он наиболее понятен, нежели пресная взрослая речь.

Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, о лучшей доле, справедливой и счастливой жизни.

Сказочные мотивы как нельзя лучше подходят для интерьера детской комнаты. Я решила выбрать для своего панно композицию по мотивам сказа «Серебряное копытце». Ведь я тоже хотела бы встретиться с Серебряным копытцем, чтобы наблюдать, как козлик выбивает дорогие камешки из-под чудесного копытца.

Выполнять панно буду в технике «батик». Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных является роспись и украшение ткани. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Искусство росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно соче­таясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, и позво­ляет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества. Батик – это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот - все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.

1.3. Выбор оптимального варианта

Выбрав тему проекта и ознакомившись с историческими аспектами, я приступила к изучению аналогов, иллюстрации в книгах, объектов текстильных изделий по журналам и в Интернете – работы уральских мастеров по декоративно - прикладному искусству. Это позволило выстроить собственную композицию на тему «Окно в сказку».

Основная идея композиции – образ козлика, как символ добра, справедливости. Изображение козлика будет своеобразным оберегом, хранителем детской комнаты.

Образ главного героя решён.

Было сделано несколько эскизов на основе собранного материала, различный масштаб элементов, разница композиционных схем, количественный набор мотивов, характер построения (Приложение 1).

Язык батика предполагает стилизованное изображения форм, которая выражается в плоскости, в условности использования цвета, обобщения характера формы.

В итоге я остановилась на данном варианте, считая, что он более выразительно представляет личные впечатления об этом удивительном и загадочном мире.

1.4. Выбор технологии изготовления панно

Я выбрала технику холодного батика. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды и предметы интерьера.

Холодный способ батика очаровал графическими и живописными эффектами. Этот способ батика, по мнению автора, наиболее полно позволяет воплотить задуманную идею. Наличие контура придает произведению, выполненному в этой технике, дополнительную декоративность. Холодный батик представлен тремя техниками:

- «Классический» - создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые полоски.

- «Незамкнутая графика» расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

- «Солевой эффект» использование соли придает живописность изображению.

1.5. Выбор материалов и инструментов

Определяющим понятием изделия служат: простота, легкость, воздушность.

Из всего многообразия текстильной продукции были выбраны несколько тканей: капрон, органза, шифон, вуаль, и креп.

При пробном варианте нанесения краски и контура, капрон оказался слишком жестким для данной работы.

Органза – добавляла ненужный блеск и искажала цвет.

Вуаль и шифон – были слишком мягкими и прозрачными.

Креп идеально подошел для декоративного панно, все его качества устроили автора.

Гладкость позволяет ровно наносить резерв и краску, при этом нет искажения цвета. Он в меру мягкий прозрачный.

Использовались акриловые краски - «Dekola». Они предназначены для художественного оформления всех типов ткани. Краски «Dekola» готовы к применению. При необходимости, их можно разбавлять водой или специальным разбавителем по ткани. Краски можно применять как для свободной росписи, так и для оформления тканей методом резервирования. Эти краски легко и быстро наносятся, хорошо смешиваются между собой и быстро сохнут.

В данном проекте для процесса изготовления панно использовались следующие материалы и инструменты:

1. Ткань белый креп.

2. Специальные краски для батика акриловые - «Dekola».

3. Состав, резервирующий готовый - «Батик» серебряный.

4. Контур объемный разных цветов «Dekola», «Батик».

5. Стеклянная трубочка с резервуаром для резерва.

6. Баночка для нанесения резерва.

7. Бензин очищенный. Им чистят трубочки и разбавляют загустевший резерв.

8. Кисти натуральные (колонок, белка) круглые и плоские разного размера.

9. Рама деревянная. Размер зависит от изделия, в данном случае 50/70.

10. Кнопки канцелярские для натяжки ткани на раму.

11. Стаканчики или банки под воду и краски.

12. Фен, чтобы быстрей сох резерв.

13. Салфетки.

14. Мягкие карандаши.

15. Ластики.

16. Бумага для эскизов.

1.6. Изготовление панно

Этапы изготовления панно.

1. Рисуем эскиз на бумаге.

2. Натягиваем ткань на раму, закрепляем кнопками.

3. Переносим рисунок на ткань.

4. Резервом обводим контур рисунка.

5. Заливаем участки рисунка цветом.

6. Где нужно применяем соль.

7. Наносим разноцветный контур для декора.

8. Сушим.

9. Вставляем панно в раму. (Приложение 2)

Технологическая карта изготовления панно

Таблица 1.

Последовательность

Описание

Инструменты и материалы

1

Рисуем эскиз на бумаге.

Создаем эскиз композиции в цвете на плотной бумаге в формате соответствующем панно.

Карандаш, краски, кисти, бумага

2

Натягиваем ткань на раму, закрепляем кнопками.

Натягивать ткань на рамку нужно с помощью кнопок как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

Кнопки, ткань, рама.

3

Переносим рисунок на ткань

Обвести рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.

Простой карандаш, исчезающий фломастер.

4

Резервом обводим контур рисунка

Резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков.

Стеклянная трубочка или пластиковый баллончик.

5

Заливаем участки рисунка цветом

Расписывают изделие в пределах контура в соответствии с эскизом. Количество цветов, которые можно использовать в этой технике, практически не ограничено.

Кисти, краски, палитра.

6

Применяем соль

На мокрую поверхность рассыпать равномерно немного кристаллов соли, для создания особого эффекта.

Соль

7

Наносим разноцветный контур для декора

Для дополнительного эффекта наносим декоративный контур, приклеиваем стразы.

Декоративный контур, стразы.

8

Вставляем панно в раму.

Сняв ткань с рамки, ее пропаривают с помощью утюга через сухой проутюжильник (чтобы зафиксировать краску на ткани). Затем вставляют в раму.

Утюг, ткань для проутюжки.

Рама.

1.7. Экономическое обоснование изготовления панно

Таблица 3.

Материальные затраты на изготовление панно.

Наименование материалов

Количество.

Стоимость.

Сумма.

1

ткань

0,5 м

не покупали

2

краски

1 коробка

не покупали

3

кисти

1 набор

имеются

4

кнопки

1 коробка

20р.

20 р.

5

контур

2 шт

70

140 р.

6

резерв

1 баночка

60 р.

60 р.

7

рама

1 шт.

250 р.

250 р.

Итого:

470 р.

Расчеты затрат на электроэнергию.

Все работы проводились в дневное время суток, потому затраты на электроэнергию мы закладывать в стоимость панно не будем.

Итого: себестоимость изготовленного панно 470 р.

1.8. Экологическая оценка проекта по технике батик

Один из важных критериев, на которые я обратила особое внимание при создании проекта, это экологичность. Она заключается в использовании экологически чистых материалов. С этой задачей мне удалось справиться.

Шифон – искусственный шелк, изготовлен из отходов древесной целлюлозы.
Рама и подрамник из древесины. Это экологически чистые природные материалы.

Акриловые краски - органический краситель, т.е. из натуральных пигментов. Краски – водорастворимые. Резервирующий состав (бензиновый растворитель, латекс, парафин) - все составные части природные мономеры.

Поэтому можно сделать вывод, что картина не буде выделять вредных веществ в окружающую среду и будет экологически безопасна для здоровья человека.

1.9. Самоанализ и самооценка работы над проектом в технике батик

Работа в технике батик расширила мои границы знаний и умений в изобразительном искусстве и технологии швейных изделий.

Батик открывает большие возможности, позволяющие решать любые художественные задумки. Те знания, умения и навыки, которые приобретены в процессе работы над проектом и созданием картины помогут мне в дальнейшем творчестве.

Такая работа увлекательна и интересна, а еще она способствует развитию эстетического вкуса. Выполненное изделие мне очень нравится. Я надеюсь, что оно понравится и моей семье.

Заключение

Всем нам хочется сделать свою жизнь яркой и необычной, иметь свой уютный мирок чарующий и неповторимый. Каждый человек стремится внести во внутреннее убранство своего дома элемент прекрасного, неповторимый штрих своего мира.

Особое место в мире дизайна, интерьера занимает текстильная продукция. Текстиль способен преобразить любое, самое скучное в плане оформления помещение. Это может быть картина, декоративное панно, подушки или комплект штор.

Роспись на ткани – одна из наиболее востребованных и эффектных техник в декоративном искусстве.

Работа в технике батик расширила мои границы об изобразительном искусстве.

В результате работы я обнаружила, что батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности. Независимо от того, что ты хочешь изобразить, будь то цветочный мотив, композиция, все строиться по законам текстильной графики:

плоскостное решение;

отсутствие планов;

сочетание линий, цвета.

Целью проекта является разработка и выполнение панно «Окно в сказку». Итоговый вариант полностью отражает задуманный художественный замысел. В нем я применила те знания, умения и навыки, которые были приобретены за время учебы и работы над проектом.

Таким образом, поставленная цель и задачи были выполнены.

Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мне следующие работы сделать более интересными и содержательными.

Список литературы

Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: Ростов Н/Д: Феникс, 2002г. – 200с.

Давыдов С. Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с.

Синеглазова М. О., Батик. – М.: Издательский дом МСП, 2005г.

Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А. А. Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.

Ресурсы интернета.

http://www.handmade72.ru/pages/История-происхождения-батика-в-разных-странах-мира.html

http://nhkt.narod.ru/batik.htm

http://anysite.ru/publication/batik

http://referatwork.ru/refs/source/ref-17003.html

Просмотров работы: 172