ВВЕДЕНИЕ
Башкирская женщина всегда занималась рукоделием: вязала шаль, вялала войлок, ткала паласы (балаҫ)1. Мы заинтересовались ткачеством, потому что моя бабушка Батталова Гульгена Тагировна раньше ткала паласы, и несколько из них хранится у нас. Они очень красивые, яркие, как радуга, мама их бережет, использует только во время приема гостей (приложение 1). Мы решили научиться этому ремеслу. Работу назвали “Башкирская радуга - палас”. Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры народа.
Цель работы: научиться ткать палас, покрасить пряжу натуральными красителями.
Задачи:
-исследовать башкирские паласы, изучить их историю;
-сделать станок по рассказам бабушки и по схемам рукодельниц;
-соткать самой палас в полоску и аса;
-покрасить натуральную шерсть натуральными красками.
Объект исследования: башкирские паласы.
Гипотеза: можно своими руками изготовить палас.
Методы: сбор материала, интервью, анализ, практическая работа.
Информативные источники: беседа с мастерицами деревни Утяганово Кармаскалинского района бабушками Идрисовой Минзифой Кашбулловной, Батталовой Гульгеной Тагировной, Моталаповой Гаухар Римовной, Хусаиновой Закирой Камилевной, изучение историко-этнографических очерков Руденко С.И. «Башкиры», книги А.Янбухтиной “Народные традиции в убранстве башкирского дома”, статей на страницах периодической печати, интернет сайтов. Посетила лечебно-трудовые мастерские в республиканской клиническая психиатрической больнице, где есть станок и занимаются ткачеством, Национальный музей РБ.(Приложение 2)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ИСТОРИЯ ПАЛАСА
На протяжении многих веков у башкир ведущим хозяйственным занятием было полукочевое свотоводство, которое давало помимо продуктов питания шерсть и кожу. Шерсть из-за ее мягкости, эластичности, способности сохранять тепло, было универсальным сырьем для изготовления войлока и ковров, без которых невозможно представить жизнь скотовода в степи. Изготовление безворсовых ковров является ведущим видом народного искусства башкир. “С переходм к оседлости на первый план выдвинулось ковроделие”- пишет С.Н.Шитова. 2Гладкие ковры — традиционные предметы кочевого и полукочевого башкирского быта вплоть до XX в.3
Ведущая роль в интерьере башкирской юрты или избы принадлежит паласам, сотканным из овечьей и козьей шерсти. Стены и пол юрты, закрытые войлоком, застилались узорными паласами, утепляя жилье, придавая уют. Пестрые, цветные, они предохраняли белый войлок от загрязнения. Паласы легче отряхивать от пыли, проветривать, а при необходимости и стирать. До того как появились стеганые одеяла, ими накрывались.4
Наряду с этими функциями они выполняли и декоративную роль – украшали жилище.
Паласы с узорами встречается везде, где бы не жили башкиры. Паласы Баймакских, Учалинских, Бурзянских, Кугарчинских, Хайбуллинских, Белорецких мастериц украшают наши музеи, работы Гафурийских, Архангельских, Аургазинских, Чишминсикх мастериц еще больше, а особо развито этот промысел у минских башкир, которые живут у рек Дема и Уршак, в Бижбулякском, Миякинском, Альшеевском, Давлекановском районах.
Моя бабушка Батталова Гульгена Тагировна живет в Кармаскалинском районе в д. Утяган. Она тоже занималась этим промыслом.
• Балаҫ – (фарсы һүҙе), (балаҫ).
1. Йөндән йәки сепрәктән ҡалын итеп һуҡҡан урын-ер ҡаралтыһы. Палас;
Тканый ковер(ковровый). Йөн балаҫ.Сепрәк балаҫ. Аҫалы балаҫ. Буйлы балаҫ. Иҙән балаҫы. Балаҫ һуғыу. Балаҫ йәйеү. Балаҫ биҙәге.
2. Диалект. Сепрәк балаҫ.Тряпичный самотканый половик. 5
3. Аҫалы – (узорчатый). Биҙәкләп һуғылған аҫалы балаҫ.
4. Аҫалау – (аҫала) – биҙәк ултыртыу (балаҫҡа); биҙәкләү.
ВИДЫ ПАЛАСОВ
Для ткацкого искусства башкир характерными являются два типа паласов; с полосатым рисунком и с ромбическими узорами в самых разных вариациях (приложение 3).
Первый тип, самый простейший в техническом и художественном отношении – полосатые ковры (келәм, балаҫ) – получили распространение у многих народов, знакомых с ткачеством с древнейших времен.6Декоративный принцип этих паласов построен на соотношении широких и узких полос, их разнообразной ритмике. Несложность декора, монотомия его ритмов, логично возникающих из продольно натянтых нитей основы, сшивание узких полос ткани в один предмет, широкое применение некрашеной пряжи свидетельствуют о том, что в полосатых паласах отразились наиболее архаичные формы ткачества башкир.7 Потом, в 20-м веке, полосатые паласы ткали из ткани.
Паласы с ромбическим узором представляют более сложную форму. С прмименением тех же материалов они ткутся в закладной технике. Выполнение узора (аҫа) осуществляется в основном уточными нитками. Для каждого цвета – отдельный уток.8
Аҫа – это состоящий из нескольких геометрических фигур уникальный орнамент, он знак рода, письмо, секретное послание, программа. Аҫа не меняют, хранят, просто переводят из одного паласа в другое. Сегодня эти знания утеряны. “Если придумаешь или поменяешь что-то, то у паласа не будет души, это неправильно”,- говорила мастер паласов из Миякинского района Зайтуна Валиуллина. 9
ИЗ ЧЕГО ТКУТ ПАЛАС
В начале нужно очистить шерсть от грязи и мусора (тетеү), постирать, мять, расчесывать, прясть (иләү, сиратыу), аялау (наматывание на руки или в пасмы), покрасить (приложение 4). От толщины шерстяной нити зависит и качество паласа, поэтому прясть шерсть должен только один человек. Тогда палас будет ровным. Палас обычно посвящается кому то. Выбор орнамента – аҫа – тоже зависит, кому предназначено изделие.
Используются такие орнаменты — «Йондоҙ - звезда», «Баҙыян», «Айсыҡ-луна», «Ете алма-семь яблок», «Батмус-поднос», «Еләк сәскәһе-земляничный цветок», «Самауыр тояғы-ножка самовара», «Әҙрәс», «Көнбағыш сәскәһе-цветок подсолнуха», «Сулпы», «Ҡаҙ тәпәйе-лапа гуся», «Бетеү»10…(Приложение 5) Мы соткали узор ромб - он является символом земли-пашни.11
Палас ткали по полосам 18-25 см. Несколько полос потом пришивалм вместе. Смотрели, чтобы орнамент полос подходил друг другу (приложение 6).
ПОКРАСКА ПРЯЖИ НАТУРАЛЬНЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ
Раньше башкиры сами извлекали краски из растений. О приготовлении красителей в домашних условиях, способах окрашивания пряжи подробно пишет С. И. Руденко в монографии о башкирах. Он отмечает, что в конце 19-го в начале 20-го века применяли и покупные красители.12
“При необходимости красили органическими красителями домашнего производства (красную краску получали из настоя корня подмаренника или коры ольхи, жёлтую — из серпухи, зелёную — из плауна, ветвей вереска или можжевельника), с середины 19 в. — анилиновыми красками», -это уже слова Шитовой С.Н.13
Натуральные красители окрашивают только материалы из натуральных компонентов. Когда используются натуральные красители, для замачивания необходимы кастрюли большого объема из нержавеющей стали или эмалированные. Качество воды очень важно. Использование дождевой или деминерализованной воды приносит лучшие результаты. Перед травлением и окраской смочить материал. Протрава (закрепитель краски) – это химические вещества, взаимодействующие с красителем или окрашиваемыми тканями, или с обоими, для «закрепления» красителя на ткани, в результате чего краска практически не вымывается.14 Обычно в процессе окрашивания натуральный растительный краситель закрепляют, добавляя в него тот или иной химикат (медный купорос, уксус, квасцы и т. д.)
Для того чтобы приготовить натуральную краску, порезанные овощи, или листья, или ягоды заливают водой. Воды должно быть вдвое больше. Далее кипятят в течение часа. Чтобы окрасить ткань в более насыщенный цвет такой раствор можно оставить в кастрюльке часа на три или даже на всю ночь. После того, как краска готова, раствор процеживают.
Важно, чтобы цвет держался и после стирок. Фиксирующий раствор для натуральных красителей такой же, как и для синтетических – это соль, квасцы или уксус. Если окрашиваем овощами – лучше уксусный раствор. На 4 части воды 1 часть уксуса. Подойдет любой столовый. Также шерсть кипятить в течение часа на медленном огне. После этого прополоскать в холодной воде.
Опускаем подготовленную ткань в раствор и оставляем там. Если нужен легкий оттенок, но где-нибудь на полчаса. Если цвет нужен насыщенный, то часа на три. Нужно помнить, шерсть, замоченная в красящем растворе, кажется более яркой. Высохнув, цвет будет спокойнее. Шерсть, окрашенная натуральными продуктами, имеет очень приятные оттенки (Приложения 7,8,9)
ИСТОЧНИКИ НАТУРАЛЬНЫХ КРАСИТЕЛЕЙ
«Шерстяные нити, предназначенные для половиков-ковров, башкиры красили или своими (растительными) красками, или покупными. Из своих красок они употреблли марену красильную (Ҡыҙыл тамыр), желтую серпуху (һыйыр теле) и зеленую из плауна (серетмә). Для покраски мареной ее высушенные корни кипятили в воде и смешивали с щелоком, для получения которого кипятилась зола. При смешивании настоя марены с щелоком получалась ярко-красная жидкость; в нее опускалась шерсть, предварительрно квашенная со стеблями плауна (серетмә). Чтробы шерсть скорее укисла в воде с серетмә, к ней иногда подбавляли квасцы. Местами шерсть не только мочили, но и кипятили в настое марены. Иногда для приготовления зеленой краски серетмә заменялась ветками вереска (можжевельника).
При окраске шерсти в желтый цвет стебли серпухи кипятились в котле, затем на рнего на четверть часа клали шерсть, вымоченную (квашенную) предварительно с плауном; после чего она вынималась и просушивалась,”15-пишет этнограф И.Руденко в очерках (Приложение 10).
Вот перечень некоторых трав, с которых можно получить цвета:
Тысячелистник – в разгар цветения содержит красящие вещества, придающие шерсти желтую, оранжевую или коричневую окраску, в зависимости от концентрации.
Лук – шелуха лука даёт красно-коричневый и оранжево-медный цвет.
Полынь горькая и полынь лечебная – побеги дают желто-зеленый цвет.
Лебеда – стебли дают желтую краску.
Берёза – листья берёзы дают желтую краску для тканей и шерсти.
Календула (ноготки) - дают интенсивный желтый цвет.
Чистотел – из растения делают золотисто-желтую краску.
Ландыш - листья дают стойкий зелёный краситель.
Хмель - из цветущих побегов получают зеленовато-желтый и темно-коричневый цвет.
Зверобой – цветущие побеги дают оранжевую краску, а всё растение даёт лимонно-желтую краску.
Можжевельник – ягоды дают серую и темно-зелёную окраску.
Яблоня – кора побегов даёт бежевую краску.
Дуб – кора обеспечивает тёплые коричневые тона, гниющая древесина - бронзовые тона, листья – серые или бежевые оттенки.
Ива – кора и лисья дают зелёную или желтую краску для тканей.
Бузина – сок ягод даёт лилово-пурпурную окраску. Листья – желто-зелёную.
Пижма – верхушки побегов дают зелёный или коричневый цвет.
Клевер – цветки дают желто-коричневую краску.
Мы покрасили пряжу с помощью луковой шелухи, получили рыжий цвет (приложение 11), из красной свеклы – бежево-красный, из вареной свеклы –красно-оранжевый, из красной свеклы с протравой – красный коралл(приложение 12), из граната – горчичный (приложение 13), из черемухи-цвет красная сирень (приложение 14), из моркови-светло – желтый.
Основу паласа составлял черный цвет. Это природный цвет, не требовал красителей.
Для старинных паласов характерно сочетание шерсти естественных цветов: белого, серого, коричневого. Использовали также шерсть красного, жёлтого, зелёного цветов.16
Цвета очень важны в башкирских коврах. Красный — это цвет огня и тепла, желтый — изобилия и богатства, он же символизирует солнце, черный — цвет земли и плодородия, зеленый — свет вечной зелени, белый — чистоты помыслов и миролюбия, синий — неба и свободолюбия, а коричневый — старости и увядания.17
СТАНОК
Мы с отцом сделали по рассказу и схемам бабушки маленький ткацкий станок, но без педалей. Этот станок называется «урын» или «урындыҡ» (приложение 15). Рама станка состоит из четырех деревянных столбиков, прикрепленных друг другу очень прочно.
Ниточная основа наматывается парными нитками (йөн оҙатыу) (приложение 16). Нити основы парами (четная-нечетная) продергиваются (пробиваются) через нитченок(тарак) и закрепляются на передней части. Нити основы (көрөҫ ебе) для работы должны быть натянуты параллельно между собой и притом в том количестве, сообразном ширине предполагаемой к производству ткани. Им необходимо при этом дать некоторое постоянное натяжение, дабы ткань не провисала и не получалась от этого неровной и рыхлой. Для этой именно цели нити основы и навивают предварительно на задний вал, с коего и сматывают их по мере тканья. Нити основы или покупали, или пряли использовали кыл лошади или козы. Бабушка покупала специальные нити (көрөҫ ебе).
Нити основы разделены на 2 части, эти части разводим для образования зева с помощью нитченка, после чего в образовавшийся зев перебрасываем челнок с утком (һоҫа). Для этого готовим нити: наматывают их маленькими мотками (сыйырсыҡ).
Остается продернуть внутри зева челнок с нитью, выровнять ее по краю, затем, зажав нить, плотно прибить ее нитченком к основной ткани. В результате работы, мы соткали палас с полоску (приложение 17,22).
РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ АСА НА РАМЕ
Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска. Размер рамы зависит от размера гобелена, который мы будем ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки. У меня размер А-4.
Переворачиваем рамку и симметрично вбиваем гвозди по верхнему и нижнему ряду. Предварительно делаем разметку карандашом. Нужно быть осторожным, чтобы не расколоть дерево, для чего вбиваем гвозди легко и немного в шахматном порядке.
Плотно обвязываем нитки вокруг первого гвоздика в верхнем ряду, затем опускаемся вниз и оборачиваем вокруг нижнего первого гвоздя. Снова вверх ко второму, вниз ко второму, по обороту на каждый - и так до конца. Вокруг последнего гвоздя оборачиваем нитку несколько раз, завязываем и отрезаем. Нити основы готовы. Получается как бы мини станок.
Вводим иглу с шерстяной нитью через нити основы, проходя над первой, под второй, над третьей, под четвертой и так далее. Когда двигаемся в обратную сторону, поменяем комбинацию — если было над нитью, под и над, то теперь будет под, над, под. Последний шаг указывает на следующий в новом ряду. Сдвигаем нити теснее к нижнему краю рамки.
Мы работали несколькими утками разного цвета. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. В нашем случае, так как цвет менялся резко, один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении. В итоге, каждый цвет мы соткали отдельно. В этом и отличие ткачества на раме от обычного ткацкого станка. Там нужно собрать один ряд одновременно со всеми цветами. Поэтому мы и выбрали для ткания аса именно раму, а не станок (Приложение 18).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня ткачество паласов в Башкортостане существует почти во всех районах. Проводятся выставки, фестивали и ярмарки паласов. Особое внимание уделяется этому в Альшеевском и Миякинском районах (приложение 19). В сети Интернет есть странички народных мастериц, которые возрождают ткачество. Отрадно то, что ткацкие станки тоже у нас делают, их приобретают дома детского творчества, студии. На самом деле для того чтобы соткать один палас, требуется много времени и материала. Мастерицы говорят, если только заниматься этим, можно за 13-4 недели соткать 1 один палас. Соткать аса размеров А4 у меня ушло 4 месяца времени. Если посмотреть на финансовую выгоду, по нашим подсчетам, для паласа размером 220см на 120 см м уйдет 3кг 100 г шерсти. 100 г некрашеной шерсти стоит 50 руб. Итого только на некрашеную шерсть для паласа нужно 1500 р, еще добавить нужно стоимость красок и ручной работы. Мы искали стоимость паласа, но ни в Интернете не нашли. На сайте БХО «Агидель» тоже не указано, хотя они возрождают этот промысел
Мы достигли своей цели: изучили литературу, узнали из чего и как ткут палас, что означает асалы палас, сами изготовили аса паласа: ромб, покрасили шерсть натуральными красками. Гипотеза подтвердилась. Башкирский палас – это качественное изделие, сделанное только из натурального материала, цена которого очень дорогая (приложение 20). Мы говорим спасибо тем мастерицам, из-за которых до наших дней дошел этот вид ткачества (приложение 21). Можно сказать, что это один из потенциальных брэндов нашей республики. Многие считают, что это прошлый век, но я считаю, что у башкирского паласа есть будущее. И он будет украшать наш быт и в 21 –ом веке. Поэтому наша задача: сохранить этот промысел и передать дальше.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство "Башкирская энциклопедия", 1996. 672 с.
2. Башкиры. Под ред. Р.М.Юсупова. – Уфа: Научное издательство «Башкиская энциклопедия», 2002 г.
3. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Российская академия наук Уфимский научный центр Институт истории, языка и литературы Российский этнографический музей.
4. С.Сурина «Башҡорт аҫалы балаҫы”. “Ватандаш” журналы, апрель, 2018 г.
5. А. Юлан “БАШҠОРТ ХАЛҠЫНДА БАЛАҪ ҺУҒЫУ КӘСЕБЕ”. “Аманат” журналы, сентябрь,2018 г.
6.Янбухтина А.Г. "Народные традиции в убранстве башкирского дома".Уфа, "Китап", 1993. 132 с.
7.http://ufa-gid.com/encyclopedia/tkach_r.html
8.http://башкирская-энциклопедия.рф/2-statya/2939-tkachestvo.html
1С.Сурина «Башҡорт аҫалы балаҫы”. “Ватандаш” журналы, апрель, 2018 г.
2 Башкиры. Под ред. Р.М.Юсупова. – Уфа: Научное издательство «Башкиская энциклопедия», 2002 г. С.97.
3 http://www.bibliotekar.ru/7-narodnye-promysly-i-remesla/41.htm, из книги “Народные художественные промыслы РСФСР”
4 Янбухтина А.Г. "Народные традиции в убранстве башкирского дома".Уфа, "Китап", 1993. 55 стр.
5 Баширский академический словарь. 2 том. Уфа: 2011 г.
6Янбухтина А.Г. "Народные традиции в убранстве башкирского дома". Уфа, "Китап", 1993. 55 стр
7Там же, 56 стр.
8Там же, 56 стр.
9С.Сурина «Башҡорт аҫалы балаҫы”. “Ватандаш” журналы, апрель, 2018 г
10 С.Сурина «Башҡорт аҫалы балаҫы”. “Ватандаш” журналы, апрель, 2018 г
11 https://ru.wikipedia.org/wiki
12 Янбухтина А.Г. "Народные традиции в убранстве башкирского дома". Уфа, "Китап", 1993. 55 стр.
13 Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Уфа, 2006
14 https://dic.academic.ru/dic.
15Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки, стр 135
16 Шитова С.Н. Башкирская энциклопедия, 2019.
17https://www.idelreal.org/a/29261637.html