Кносский дворец

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кносский дворец

Кириленко С.С. 1
1МБ ОУК ДОД "Приморская ДХШ имени М.А.Волошина"
Кириленко Л.Г. 1
1МБ ОУК ДОД "Приморская ДХШ имени М.А.Волошина"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Крит, с виду такой безмятежный и беззаботный, таит множество загадок. Остров и постройки на нем упоминаются еще в мифах Древней Греции, а в результате раскопок и изучения литературных памятников становится, очевидно, что люди еще далеко не все знают об истории этого места.

Кносс — древний город в центральной части северного Крита. Он былглавным городом острова во времена древнейшей в Европе минойскойцивилизации. Вероятнее всего, минойцы прибыли на Крит примерно за 7000лет до н. э. из Малой Азии (Турция).

Главной достопримечательностью Кносса являетсяКносский дворец.

В настоящее время это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов острова Крит, "главный герой" с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток.

1. Кносский дворец.

1.1. История дворца.

Кносский дворец один из наиболее впечатляющих памятников критской архитектуры.

Кносский дворец на острове Крит в Греции был построен около 2000 года до н. э., в период расцвета минойской цивилизации. Первоначально дворец был возведен вокруг прямоугольного открытого двора и был почти квадратным в плане. Этот дворец был разрушен в результате землетрясения. Около 1700 года до н. э. на его месте был построен новый дворец больших размеров. Примерно через сто лет и этот дворец был разрушен землетрясением, но был быстро восстановлен. Около 1450 года до н. э. Кносский дворец пострадал в результате извержения вулкана на острове Санторини, а позже его окончательно уничтожил пожар. Сохранившиеся остатки дворца были обнаружены археологом Артуром Эвансом в 1900 году.

Заслуга Артура Джона Эванса заключается в том, что, он посвятил изучению и реконструкции этого сооружения много времени, сил и средств. (Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в.) Ученые до сих пор спорят, стоило ли проводить реконструкцию столь древней постройки, но именно благодаря ей наши современники могут представить себе масштабы и красоту Кносского дворца и познакомиться с минойской архитектурой.

Культура Крита – дворцовая культура. Поселение критян представляли собой города – дворцы с очень сложной, запутанной планировкой. Самым большим был Кносский дворец. Согласно древнегреческой мифологии, он был построен архитектором и инженером Дедалом по приказу царя Миноса ,чтобы скрыть от людских глаз его сына, получеловека - полубыка Минотавра.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до нэ ) считаетя временем рассвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура , живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности.

К сожалению, точных данных о том, как выглядел это памятник архитектуры, не сохранились, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то, что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости.

К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен пожаром, случившемся во время одного из землетрясений.

1.2.Двор Кносского дворца

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э.

Само здание дворца было построено из камня и глины, утрамбованных щебнем.

Считается, что Кносский дворец является самым большим сооружением, возведенным представителями минойской цивилизации: площадь дворца составляла 19 000 м² (многие его называют первым небоскребом древнего мира: в нем были постройки, насчитывающие около пяти этажей.

В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилые, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами.

Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие п омещения.

Во дворце имелся водопровод, была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады - всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей - правителей Кносса и всего Крита.

Необычные детали дворца - своеобразные колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию.

1.3. Дворец изнутри.

Интересная особенность дворца — отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые «световые колодцы» — проемы в потолке.

Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа создавая различную степень освещенности залов дворца, - приближенных или удаленных от световых проемов.

Так же световые колодцы обеспечивали естественную вентиляцию помещений, что было немаловажно в жарком климате острова.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями.

Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напоминающие модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Стены дворца нередко украшал орнамент - чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Тронправителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента. 

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир. Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи.

Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.  

Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов,  нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.

Заключение

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.

Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе был ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.

Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица.

На всех фресках лица людей подчеркнуто, печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита нет улыбающихся людей.

Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властительницы подземного царства.

Служительницы культа Великой Матери Земли, по всей видимости, не были придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды.

По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы.

Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.

Необходимо отметить, что Крит знаменит также тем, что до наших дней сохранились ценные экземпляры исторической письменности, авторство которых принадлежит древним жителям Крита. Некоторые письма в настоящее время расшифрованы, но что касается «ранних критских писем», они до сих пор не прочитаны. Не удалось разгадать и еще более древние критские иероглифы.

Всё еще впереди.

Список использованной литературы (ссылки на источники):

http://reports.travel.ru/letters/2014/01/241504.html

https://putidorogi-nn.ru/evropa/198-knosskii-dvoretc

https://www.liveinternet.ru/users/ludvik/post107510324/

https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/knosskiy-dvorets.html

Приложение:

Внутренний двор Кносского дворца.Кносский дворец имеет грандиозные масштабы. Количество помещений около 1400. Залы дворца этого монументального сооружения находятся на разных уровнях, и с помощью лестниц и коридоров соединены между собой. Некоторые конструкции уходят глубоко под землю.

Колонны Кносского дворца.

На стенах дворца — изысканные росписи, на которых запечатлены театральные действа, празднества, красочные танцы.

Тронный зал

Многие жилые помещения дворца были украшены фресками и цветными барельефами. На одной из фресок изображены юноши, прыгающие через быка. Бык на Крите был тотемным животным. Этот образ часто использовался художниками, скульпторами, архитекторами.

Среди великолепных минойских фресок не только изображения людей. На этих фресках есть и животные, и птицы, и растения.Например, дельфины. Если вы присмотритесь, увидите сохранившиеся оригинальные фрагменты, по которым воссоздана вся композиция.

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин - с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э.- так назвали эту композицию учёные за яркость, чувственность губ и выразительность больших глаз, подчёркнутых декоративной косметикой. Образ утончённый, очаровательный и буквально дышащий жизнью.

Кносский дворей. Фреска нанесена на саркофаг, и здесь, по всей видимости, изображены сцены обряда погребения или загробной жизни. 1300 г. до н.э.

«Дамы в голубом» - очень известная фреска из минойского дворца в Кноссосе. Обратите внимание, какова плавность и округлость линий, элегантность украшений и аксессуаров, богатство одежд, и как изысканно убраны волосы. 1600 - 1450 года до н.э. И это было около трёх с половиной тысяч лет назад...

Огромные глиняные амфоры, кувшины.На старинных вазах нанесены богатейшие орнаменты, краски которых не потеряли свой колор до сих пор.

Кносская монета с изображением лабиринта

Золотой лабрис. древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор. Носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и их жрицы.

Просмотров работы: 2553