Написание картин в технике батика красками из разного вида чая.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Написание картин в технике батика красками из разного вида чая.

Кумицкая И.Р. 1
1МБОУ СОШ №38
Игнатенко И.С. 1
1МБУ ДО "Дом детского творчества"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

15

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической

конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани

Секция: Искусствознание и мировая художественная культура

Возрастная группа – 9-11 классы

НАПИСАНИЕ КАРТИН В ТЕХНИКЕ БАТИКА

КРАСКАМИ ИЗ РАЗНОГО ВИДА ЧАЯ.

Автор:

Кумицкая Ирина Радионовна

10«А» класс, МБОУ СОШ №38,

МБУ ДО «Дом детского творчества»

научный руководитель:

Игнатенко Ирина Сергеевна

педагог-организатор МБУ ДО

«Дом детского творчества»

Абинский район, г. Абинск

Краснодар

2018

.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3

Глава 1.О красках из растительного сырья…………………………………………….…....4

1.1. Растительные краски………………………………………………………….…..4

1.2. Чай как растительный краситель………………………………………………....6

1.3. Виды чая… …………………………………………………..….………………....6

1.4. Чаеподобные напитки……………………………………………………..………8

1.5. Батик – история, техника выполнения………………………………………...….9

Глава 2.Практическая часть.………………………………………………………………….12

2.1. Получения цвета из разных видов чая.……………………………..………..…12

Опыт 1. Получение цвета каждого из видов чая при нанесении на бумагу………….…13

Опыт 2. Получение цвета при накладывании одного цвета на другой……………….…..13

Опыт 3. Наложение на высохший слой чая еще один слой……………………………….13

Опыт 4. Выполнение метода спектра – наложения на слой следующего слоя,

для сравнения получаемых цветов……………………………………………………..…....13

Опыт 5. Получение цветов и смешивание на ткани………………………………………..14

2.2. Написание картин……………………………………………………………..….14

Заключение …………………………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………………..……..18

Приложение I.Используемые виды чая ……………………………………………………..19

Приложение II.Заваривание всех видов чая……………………………………………….. .20

Приложение III.Изучение и поиск получаемых цветов…………………………………….21

Приложение IV.Заваривание чая на ткани………………………………………………..…22

Приложение V.Этапы выполнения картины «Космос»……………………………….…... 23

Приложение VI. Этапы выполнения картины «Фламинго»…………………………….….24

КУМИЦКАЯ Ирина Радионовна

Краснодарский край, г. Абинск, МБОУ СОШ № 38 , 9 «Г» класс

НАПИСАНИЕ КАРТИН В ТЕХНИКЕ БАТИКА КРАСКАМИ

ИЗ РАЗНОГО ВИДА ЧАЯ

Игнатенко Ирина Сергеевна, педагог организатор

МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Абинск

Введение.

Выполняя художественные работы растительными красками, можно добиться очень интересных результатов. В этом мы убедились в прошлом году, проводя исследовательскую работу по написанию картин в технике батика растительными красками из соков облепихи, черники, смородины, свёклы, куркумы и хны. Для получения желаемого цвета и оттенка приходилось наносить растительную краску неоднократно. Для придания более чёткого контура при написании портретов применили краски из хны, которые имеют более тёмный цвет.

Наши картины сохранили свой первоначальный вид в течение полугода. К тому же это довольно необычная и экологически чистая замена красок, созданных с использование химических компонентов.

Наши эксперименты мы решили продолжить. Обратив внимание на салфетку с использованными чайными пакетиками на бумаге и цветовым эффектом, какой они оставили на ней, мы решили попробовать использовать в качестве растительных красок разные виды чая.

Цель работы: воплощение творческих замыслов с использованием красящих свойств разных видов чая.

Задачи следующие:

- изучить материал о растительных красках и их применении;

- узнать историю чая, какие виды чая бывают;

- использовать приготовленные краски из чая при написании картины на бумаге;

- сравнить результат первоначального состояния картины и через время;

- повторить опыт написания картины на ткани, используя растительные краски;

Объект исследования - растения чая , обладающие красящими свойствами;

Предмет исследования – свойства растительных красок, их способность окрашивать

При выполнении работы применялись методы исследования: эмпирические: изучение и анализ литературы; практические: эксперимент, наблюдение, сравнение.

Глава 1. О красках из растительного сырья

1.1.Растительные краски

Природные краски, получаемые из растений, принято называть растительными красками. Использование растительных красителей началось за 3 000 лет до н.э. Люди применяли краски, украшая свое тело, оружие, одежду и жилище. Первоначально использовались ярко окрашенные соки лепестков цветов, позже листья, стебли, корни и плоды деревьев, а еще позднее – специально приготовленные из растений красители.

Так, уже в Древнем Египте использовали краску синего цвета, изготавливаемую из растения рода индиго[4].В древности индиго был широко распространен в Китае, Индии и Персии. Из Индии красители импортировали в Грецию. Индиго, с помощью которого окрашивали ткани, наделяя их ярким и насыщенным цветом, что придавало ему огромную ценность.

Краски на растительной основе, используемые в древности. В Персии красный краситель - получали из корней марены. В Мексике синий, красный и черный краситель – получали из сандалового дерева кампеш. После открытия Колумбом Америки это дерево ставили вывозить и в Европу. В Армении кармин (красный краситель) изготавливали из высушенной мохнатой тли, которая живет на кактусе опунции. В Дагестане из марены красильной получали множество красителей, которые обладали неувядаемой яркостью и многоцветием. Особенно широко применяли такую краску для окрашивания шерстяных ковров. Недаром славились дагестанские ковры своей окраской. В Древней Руси красный краситель получали из цветка сафлора; синий краситель из корня горца красильного; вишневый краситель из лишайника степной залотянки; желтую краску получали из корней щавеля конского; фиолетовые тона получали из ежевики и черники[4].

Позднее краскоделы могли получать красители разных цветов из одного и того же растения, так желтый, зеленый и черный красители получали из манжетки; красный, желтый и оранжевый из зверобоя. А вот привозными красителями в древней Руси пользовались крайне редко.

В Европе синий краситель получали из растений мелколепестника; Желтый краситель из корневища крушины или же лапчатки; Черный краситель получали из дубовых орешков или же из чернил каракатицы или oсьминога[4].

Процесс получения краски растительного происхождения. Для получения растительных красок, как правило, предварительно их размельчали, а затем кипятили в воде. Следующим шагом, раствор выпаривают для достижения нужной консистенции. А затем для окрашивания тканей (льна, шерсти) помещали их в горячую воду с полученным раствором. Для прочности добавляли соду или другие вещества.

Природные красители растительного происхождения используют не только для окраски тканей, но также и для приготовления напитков, кремов, карамели.

Одним из недостатков природных красок из растительного сырья является то, что они не хранятся долго, и именно по этой причине они не нашли широкого применения в промышленности. На смену растительным – пришли синтетические краски, которые широко используются в пищевой и других сферах народного хозяйства[4].

1.2. Чай, как растительный краситель.

Чай — напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом.

Чаем также называется сам лист чайного куста, обработанный и подготовленный для приготовления напитка. Иногда слово «чай» используют и в качестве названия чайного куста камелия китайская (Camellia sinensis). — вида растений вида Камелия семейства Чайные.

 В широком смысле чаем может именоваться любой напиток, приготовленный путём заваривания предварительно подготовленного растительного материала. В названиях таких напитков к слову «чай», как правило, добавляется пояснение, характеризующее используемое сырьё («травяной чай», «ягодный чай», «фруктовый чай» и так далее).

Чай относится к напиткам, которые люди пьют с незапамятных времен, и от этого его ценность не только не уменьшается, а с течением времени, наоборот, возрастает.

В сухом виде чай, который продается в магазинах и из которого миллионы людей ежедневно готовят бодрящий напиток,- это обработанный лист вечнозеленого растения Camellia sinensis, произрастающего в тропическом и субтропическом климатах.

1.3. Виды чая.

Зеленый чай. Этот чай неферментированный и проходит лишь частичную обработку, в нем сохраняется больше природных минеральных веществ и витаминов

Цвет качественного зеленого чая может варьироваться от ярко-зеленого, чуть ли не изумрудного, до более блеклого фисташкового. После заваривания чайный настой может иметь цвет от светло-зеленого или золотистого до довольно темного и насыщенного зеленого или желто-зеленого. Хороший зеленый чай обязательно обладает ярким ароматическим букетом, в котором преобладают цветочные, цитрусовые и «травянистые» ароматические оттенки.

Белый чай. Для получения белого чая, как и зеленого, листья не подвергаются ферментации. После заваривания белый чай имеет бледный желтый или зеленовато-желтый цвет и тонкий цветочный, слегка «травяной» аромат.

Красный, желтый и синий чай. Красный, желтый и синий (фиолетовый) чай относится к так называемым полуферментированным чаям, или улунам. (от китайского слова «улун»-«черный дракон»). Все улуны представляют собой исключительно листовые чаи. Сухие чаинки красного чая – крупные, скрученные, темно-коричневого (каштанового, иногда красно-бурого) цвета с сильным характерным приятным ароматом.

Наиболее качественный красный чай имеет сильно выраженный богатый цветочный аромат и замечательный персиковый привкус, который весьма силен. В сухом виде цвет красного чая весьма разнообразен: от бледно-нефритового до темно-золотистого и даже темно-красного.

Желтыми чаями называют слегка ферментированные (10-20%) улуны, близкие по своему внешнему виду и виду к зеленым чаям.

Синие (фиолетовые) чаи имеют ярко выраженный вкус и сильный специфический аромат. Цвет – от янтарно-желтого до красно-коричневатого.

Чай молочный улун -самый популярный среди улунов. Улун (оолонг) является полуферментированным чаем и по степени ферментации находится между зелёным и чёрным. Бытует ошибочное мнение, что молочный улун так называется, потому что его вымачивают в молоке. На самом деле в производстве молочного улуна молоко не используется.

Так как же он получается молочным? Существует два способа ароматизации. Первый достаточно дорогостоящий и сложный способ, поскольку ароматизация начинается с чайного куста. Кусты обрабатывают раствором сахарного кубинского тростника, а его корни поливают растворимым молоком, после чего куст обсыпают рисовой шелухой. Во втором случае, уже собранные листья обрабатывают молочным экстрактом.

Черный чай. Черный чай, столь распространенный и любимы в Европе и России, проходит максимально длинную технологическую цепочку в процессе изготовления. В отличие зеленых чаев и улунов, черный чай в процессе производства подвергается полной ферментации, что придает ему в сухом виде характерный черный цвет и особый смолистый (бальзамический) аромат.

Цейлонский чай, пожалуй, больше всего соответствует представлению западного человека о «настоящем черном чае»: это настой красно-коричневого, почти черного цвета, очень крепкий и ароматный.

1.4. Чаеподобные напитки

Существует большая группа напитков — травяных, ягодных, цветочных настоев, завариваемых листьев других деревьев и кустарников, которые традиционно называют чаями, хотя они не содержат собственно листов чайного дерева. Многие из них пользуются высокой популярностью благодаря комбинации лекарственного действия и своеобразного вкуса.

Каркаде – это чайный напиток насыщенно красного цвета, его изготавливают из цветов суданской розы (Гибискус). У каркаде появилось много названий с его распространением по миру. Наиболее популярен этот напиток в арабских странах. Родиной каркаде является Индия, а наибольшую популярность имеет в таких странах, как Египет и Судан. В Египте каркаде называют «напиток фараона». Чтобы получить каркаде, цветы гибискуса собирают и засушивают. Напиток каркаде имеет кисловатый вкус и обладает множеством полезных свойств.

Тайский (голубой) чай

Это уникальный травяной чай, приготовленный из сушеных листков мотылькового горошка, который ежегодно собирают на Севере Тайланда во время цветения самым ранним утром, а зачем высушивают на солнце без использования каких-либо химикатов.

Мотыльковый горошек- древнее тайское травянистое растение. Его цветки могут иметь различную окраску –белую, синюю и пурпурную. Он получил репутацию мощного лекарственного растения. Листья, цветы, семена и корни – все используется как ингредиенты для традиционных медицинских настоек и мазей. Он также содержит антоциан, который улучшает зрение, борется с глазными инфекциями, питает волосы, снабжает организм антиоксидантами и укрепляет иммунитет, замедляет старение кожи.

Ройбуш ( или – ройбос) [6]

Растение семейства бобовых, которое растет на юге Африки и с языка африканского переводится, как красный куст. Листья этого кустарника напоминают иголочки.

В Африке ройбуш также популярен, как в других странах чай или кофе. В Европе этот напиток стал популярен благодаря голландцам, которые привезли и начали распространять его в начале 20-го века.

В состав ройбуша входят антиоксиданты, которые обладают омолаживающими свойствами, ряд витаминов и микроэлементов. Ройбуш рекомендуют пить для профилактики сердечно-сосудистой системы, рака и преждевременного старения организма. Он оказывает тонизирующее действие, укрепляет иммунитет, наполняет организм жизненными силами.

Ромашковый чай. Ромашковый чай является напитком, для приготовления которого используются цветки ромашки. Польза такого напитка велика, она обеспечивается пользой данного растения. Для заваривания ромашкового чая применяют ромашку аптечную.

1.5. Батик – история, техника выполнения.

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань ( шёлкхлопокшерстьсинтетику)  наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафинабензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок)[2].

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

История батика. Многие археологические находки подтверждают факт существования батика в древних цивилизациях. Стоит вспомнить, к примеру, древние перуанские ткани, которые были распространены много тысяч лет тому назад. Искусство росписи тканей — батик, принесло миру сари Индии, кимоно Японии, сарафаны России. В качестве оригинального украшения в японском интерьере очень часто использовались ширмы с применением техники батика. Они украшались стихами, каллиграфией и живописью. Методика росписи требовала огромного умения, ведь шелк предварительно подвергался обработки рисовым крахмалом, специальными составами, квасцами.
Сравнительно недавно в нашем государстве возникла ручная роспись хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале 20-го века отечественные художники, которые изучали технику росписи на тканях, создали абсолютно новую технологию "ГУТТА" (применение резервирующего состава для точного нанесения контура рисунка), которая на сегодняшний день, является чрезвычайно популярной во всем мире. Современная методика батика вобрала в себе все самые лучшие художественные особенности многих изобразительных искусств — пастели, мозаики, витража, акварели и графики. В отличие от других художественных ремесел, тут нет прямых преемственных взаимосвязей с крестьянским бытовым и натуральным искусством и нет прочно утвердившихся традиций. 
Батик, роспись по тканиоформляет идеи на изделиях, которые, так или иначе, дополняют костюм (галстуки, палантины, шарфы, шейные и головные платки), а также портьеры, панно, придающие абсолютно любому интерьеру своеобразную изысканность. Как бы там ни было в наши дни, как и прежде больше всего ценится ручная роспись на тканях, поэтому многие художники в основном создают ручные произведения искусства, сочетая традиции японско-китайской росписи и технологию яванского батика[5].

Техника батика. Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы: горячий батик  и холодный батик.

Техника горячего батика. Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча[5].

Техника холодного батика. Техника холодного батика более разнообразна. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных станковых либо декоративных работ. Техника холодного батика более разнообразна.

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью[5].

Холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). В технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных или декоративных работ.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Проведение опытов получения цвета из разных видов чая.

На первом этапе практической части для работы чаем в технике акварели мы решили взять шесть видов чая: повседневный зеленый, тайский синий, молочный улун, ройбуш, каркаде и ромашку. В некоторых работах для получения жёлтого цвета был использован шафран.

Приготовление чая проходило следующим образом: брали 1 часть сухого чая и заливали 3 частями кипятка. Полученный чай настаивался не менее 5 минут.

Опыт 1. Какие цвета даст каждый из видов чая при нанесении его на бумагу.

Для этого нанесли по одному слою чая на белую бумагу и дали им высохнуть.

Полученный результат: первые два цвета( ромашки и улуна ) практически не были видны. Цвета каркаде, зеленого, тайского и ройбуша, наоборот, при высыхании были намного насыщеннее.

Далее мы решили смешать их между собой и посмотреть какие оттенки получатся. Синий и каркаде при смешении дали фиолетовый; улун и синий - бирюзовый; ройбуш и каркаде- персиковый; каркаде и ромашка высветлили розовый каркаде.

Опыт 2. Какие цвета получатся, если накладывать один цвет на другой, как акварелью.

Опыт проводился на акварельной бумаге. Ройбуш при наложении на ромашку образовал охристый цвет. Далее мы нанесли каркаде и никаких особых изменений не было. Потом последним мы нанесли синий чай. На пересечении с каркаде он дал фиолетовый. Синий на участке, где он пересекается с охристым цветом, стал светлее.

На следующий день чай настоялся и мы продолжили опыты.

Опыт 3. Точно так же как и в предыдущий раз, мы использовали метод наложения на высохший слой чая еще один слой.

Результат: все настоявшиеся чаи изменили цвета за исключением каркаде, он остался таким же. Они стали ярче и насыщеннее и при наложении не образовывали новые цвета, а перекрывали предыдущие.

Опыт 4. В следующем опыте мы использовали метод спектра – наложения на высохший слой следующего слоя, для сравнения получаемых цветов.

Стали видны новые цвета. Ромашка и улун были одинаковыми и поэтому цвет, получившийся при их смешении, был темнее первоначальных на два тона. Улун и зеленый образовали зеленый чуть темнее первого, взятого за основу. Далее зеленый и ройбуш практически не дали нового цвета. Ройбуш и каркаде дали темный персиковый. Каркаде и синий дали фиолетовый.

Опыт 5. Как цвета смешиваются на ткани и как они будут выглядеть.

Для этого опыта мы взяли простую хлопчатобумажную ткань и заваривали чай прямо на ней. Мы положили трафареты на ткань, скрепили их скотчем, насыпали чай на ткань и налили небольшое количество кипятка. Наложили сверху и снизу целлофановый пакет: первый, чтобы не испачкать стол и чтобы не проливалась вода, второй, чтобы надавливать на чай сверху, чтобы он полностью заварился на ткани и его цвет получился насыщеннее. По высыхании мы увидели, что некоторые цвета вообще не смешались друг с другом, а другие дали цвета, которых не давали на бумаге.

Результат: зеленый и ромашка дали желтый, зеленый и каркаде совсем не смешались, каркаде и синий образовали переливы от розового до темного фиолетового, синий и ройбуш на стыке дали зеленый. Черный и ромашка дали легкий персиковый цвет.

2.2. Написание картин.

Второй этап экспериментов этой работы, написание картин, мы провели на акварельной бумаге и хлопчатобумажной ткани.

Картину «Темный ирис» мы писали цветом улуна, синим и каркаде. Улуном мы залили фон, а двумя последними писали сам цветок. Его мы решили написать в темных тонах и проверить как темные цвета будут накладываться друг на друга. Этот опыт оказался неудачным, так как при наложении фиолетового слоя на такой же фиолетовый цвет не изменялся.

Натюрморт «Ирисы в вазе» мы писали постепенно, сначала накладывая светлые цвета, и позже на них более темные. Этот опыт оказался более удачным. Здесь удалось выделить тени и более светлые участки. Так же удалось сделать картину более живописной, чем получились предыдущие.

Композицию с розовым ирисом мы писали дольше всех остальных, так как нам нужно было сделать акцент на самом большом цветке, детально прорисовать его больший лепесток. Эта картина получилась более декоративной.

Натюрморт «Живописные ирисы» были написаны полностью в технике акварели, и здесь нам удалось с ее помощью показать объем и пространство изображаемых предметов.

На всех картинах видно изменение цвета на слоях и при смешивании.

Второй вариант картины «Живописные ирисы» была написана на ткани, в несколько этапов. Самым первым мы нанесли резерв на ткань, очертили контур будущего рисунка и дали ему высохнуть сутки. Первые слои фона были нанесены улуном. Каждому из этих и последующих слоев мы давали время на высыхание и закрепление около суток. Так же мы использовали синий и каркаде, ройбуш. «Живописные ирисы» были написаны полностью в технике акварели, и здесь нам удалось с ее помощью показать объем и пространство изображаемых предметов.

На картине «Живописные ирисы» заметно постепенное насыщение цвета на местах, где отчетливо видны слои чая. Например, первый слой был бирюзовым, а потом он перешёл в синий. И точно так же бирюзовый перешёл в фиолетовый. А ройбуш и фиолетовый дали охристый.

Картина «Космос» была написана быстрее с помощью тех же цветов, синий и каркаде, что были использованы в предыдущий раз, в той же технике. Цель опытов с нанесением чая на ткань - добиться эффекта акварели. В итоге каждый слой нанёсся так, как и было задумано. Можно проследить каждый слой и изменение оттенка на обеих картинах.

На картине «Космос» так же заметно изменение цвета на стыке смешивания разных видов чая. Сначала были видны все слои, но так как мы позже заваривали чай прямо на картине, большое количество воды размыло их и образовался один общий слой разных чаёв. На месте, где были цветки чая, остались более выразительные цвета: синий, каркаде и тычинки шафрана. На этой же картине заметно присутствие зеленого цвета: смешались ройбуш и синий. Благодаря тому, что мы рисовали сразу всеми цветами, на этой картине удалось показать объемное пространство.

Картину «Космос» мы решили «освежить» и так же положили на ткань чай и шафран и так же их заварили. После высыхания мы увидели, что все слои смешались с новым и исчезли. Но этим мы смогли добиться глубины пространства, что не удавалось с техникой акварели.

Картина «Фламинго» была написана с одного раза на сыром полотне. Мы показали контур будущего рисунка холодным резервом и дали ему высохнуть. Потом нанесли ройбуш на все полотно, а на саму картину мы положили чай и заваривали его прямо на ткани. На чай мы поливали кипяток и придавливали его, чтобы выделилось больше цвета. В ходе работы над картиной «Фламинго» для получения яркого желтого цвета на ней и на картине «Космос» мы использовали шафран. Так же использовали холодный жидкий резерв, какой используют для работы в технике холодного батика. Картина «Фламинго» была написана за один раз и здесь так же заметно изменение цвета. Чай из-за большого количества воды вытек за границы контура рисунка на фон. Здесь каркаде и шафран дали персиковый. И они вместе с синим дали зеленый. Из-за большой размытости картина получилась очень свежей.

Заключение.

По литературным и интернет источникам были изучены история происхождения и приготовления красок из растительного сырья, изучена техника выполнения разных видов батика.

После заваривания шести видов чая каждый из них нанесли на акварельную бумагу для определения цвета. После высыхания цвета изменились. Цвета каркаде, зелёного, тайского и ройбуша стали насыщеннее, а цвета ромашки и улуна были почти не видны.

Проведены различные варианты наложения цветов, смешивания цветов для того, чтобы знать какие цвета могут получиться в результате нанесения на бумагу.

Были проведены работы на ткани в технике холодного батика с использованием красок из чая. Заваривание растительного материала проводили прямо на ткани на подготовленных трафаретах, по контуру которых наносился резерв. После высыхания увидели, что результаты отличались от тех, что были на бумаге. Получены интересные цвета.

После выполнения эскизов были написаны картины на акварельной бумаге и на ткани.

Подводя результаты проведённого опыта, можно отметить, что выполняя художественные работы растительными красками, можно добиться очень интересных результатов. Наши картины после высыхания сохранили свой первоначальный вид . К тому же краски, созданные с использованием химических элементов, нам удалось заменить довольно необычными и экологически чистыми природными материалами.

Список литературы.

1 .http://allforchildren.ru/why/misc9.php

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3 .http://www.persianshop.com.ua/info.php?articles&articles_id=14

4. http://kraskamira.ru/article/rastitelnye-kraski

5. http://mrvov.ru/risunok-na-tkani-tehnika-i-metodika-naneseniya/

6. http://www.intea.ru/vse-o-chae/chay-roybush-i-ego-svoystva.html

КУМИЦКАЯ Ирина Радионовна ПРИЛОЖЕНИЯ

Краснодарский край, г. Абинск, МБОУ СОШ № 38 , 9 «Г» класс

НАПИСАНИЕ КАРТИН В ТЕХНИКЕ БАТИКА КРАСКАМИ

ИЗ РАЗНОГО ВИДА ЧАЯ

Игнатенко Ирина Сергеевна, педагог организатор

МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Абинск

Используемые виды чая. Приложение I

Заваривание всех видов чая Приложение II

Изучение и поиск получаемых цветов Приложение III

Заваривание чая на ткани Приложение IV

Этапы выполнения картины «Космос» Приложение V

Приложение VI

Просмотров работы: 74