Выявление особенностей хлудневской игрушки и её космическое звучание в авторских работах

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление особенностей хлудневской игрушки и её космическое звучание в авторских работах

Дюжова Т.С. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г.Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г.Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире наша жизнь очень интенсивна и иногда очень трудно обратить внимание на нашу культуру. Проходит время, многое стирается из памяти народа, но в культуре, в искусстве ничего не мо­жет исчезнуть бесследно. Культуру России невозможно представить без народного искус­ства, которое раскрывает жизнь русского народа, его ценности. Народное прикладное ис­кусство является формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений. В настоящее время становится доступным юному поколению ин­формация, накопленная за это время: проводятся мастер - классы, проводятся фестива­ли народного творчества, есть возможность посетить музей и получить информацию, воз­можность использовать Интернет - ресурсы. В истории нашего края одним из направлений прикладного искусства является хлудневский промысел.

Актуальность: хлудневская игрушка несет в себе не только историю глиняной иг­рушки, но и историю народа, развивает у людей чувство приобщенности к искусству, культуре и творчеству.

Новизна: созданы авторские работы, проведен сравнительный анализ игрушек традиционных промыслов России.

Цель: Сохранение традиций Калужских мастеров Хлудневской игрушки.

Задачи:

Сделать исторический анализ развития Хлудневской игрушки.

Выявить, в чем выражено отличие Хлудневской игрушки от других.

Выявить значение Хлудневской игрушки в судьбе русского человека.

Предмет исследования: Хлудневская игрушка – как традиция Калужской области.

Объект исследования: процесс преемственности поколений в Хлудневской игрушке.

Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнительный анализ игрушек разных традиционных промыслов России.


Практические: беседа, анкетирование, статистический метод, изготовление авторских работ, посещение мастер классов, изготовление пособий для начинающих.

I . История развития Хлудневской игрушки

В III тысячелетии археологами найдены игрушки Древнего Египта. Это деревян­ные фигурки коров, свиней. А самой древней египетской кукле около 4 тысяч лет.

В античной Греции и Риме популярностью пользовались куклы-марионетки из глины и дерева. [2]

Но, гончарное ремесло было известно и в России. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко П ты­сячелетию. Это маленькие глиняные топорики, посуда. Глина легко поддается обработке: из нее можно вылепить все, что угодно. Глиняная посуда и утварь были самыми необходимыми и практичными в быту древнего человека. Раньше других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные ру­ками, без специальных приспособлений. Также существовали лепные фигурки животных, людей. В них отразились древние суеверия, приметы. [4] На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг. Он упростил, ускорил из­готовление глиняной посуды.

В XVII-XVIII вв. московские гончары изготавливали черную посуду - крупные кувшины, фляги. В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую цененную посуду с синей и многоцветной росписью.

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. В Пензе - Абашево, в Рязани - Скопин да Сапожок, в Туле - Филимоново, в Вятке - Дымково. [2].

В России - расцвет производства глиняной игрушки - XVIII - XIX вв., когда иг­рушка стала доступна простым людям.

По преданию, гончарное мастерство в Хлуднево было принесено крестьянами, переселенными сюда местным помещиком и в конце XIX века бы­ло довольно крупным гончарным центром. В округе было много глины, пригодной для обжига. До войны, вспоминают со­временные мастера, в каждом доме был один, а то и два станка, то есть работали семьями — отцы и сыновья, женщины помогали мужчинам готовить глину для посуды. Девочки, начиная с 7-8 лет, и женщины лепили игрушки. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Родословная по­томственных гончаров Трифоновых подтверждает непрерывность тра­диции на протяжении полутора столетий. [9]

По словам мастериц Хлудневской игрушки, до войны лепили «свистки» «свистуль­ки», «свисточки» — «товарняк для базаров».Это обычные глиняные свистульки с головками различных животных и птиц — ко­та, собачки, белочки, козы, оленя и пр. Свистки продавали на база­рах за деньги или отдавали в обмен на продукты — «за свисток два яйца». Кроме свистков делали «гудухи», которыеразмером, тембром, приемами лепки отличались от них. Тембр их глуше, ниже, размер больше, чем у свистка, раза в два. Формой гудуха напоминает лодочку, оканчивающуюся звериной или птичьей головкой, обращенной к гудящему. [9]

 

г

В Хлудневе сложилась своя особая технология лепки свистулек и гудух. Сначала делали сам свисток — «куржупку»: продолговатому скатанному кусочку глины дают подсохнуть, («он хряснет»), чтобы глина осела, затем в нем прокалывают кленовой палочкой с трех сто­рон отверстия для свистка. По мнению мастериц, «куржупка» — са­мое сложное в изготовлении свистульки. Когда «куржупка» готова, к ней «примазывают» кусочек глины, намечая форму игрушки. Го­ловки примазывали следующим образом: в кусочке глины, будущей головке, пальцем делают небольшое углубление, в которое насажи­вают «куржупку», становящуюся туловом зверька или птицы; в голо­вке стараются подчеркнуть особенность облика зверька или птицы: округлые ушки у кота, острые — у козы, загнутые рога коровы, вы­тянутый носик птицы и т.д. Затем к фигурке «примазывают» ручки из жгутика глины и другие детали — детеныша, корзиночку и пр. По­сле того, как игрушка слеплена, острием палочки намечают глаза, рот, оперенье у птицы, усы у кота и др. — свисток готов.

Далее сле­дует обжиг. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки. Затем раскраска фуксином и акварельными красками, кото­рыми отмечаются ушки, рожки, носик, лапки, кружочками и полос­ками чуть тронуты грудка и спинка. Нередко свистульки представля­ют и более сложные образы и композиции: кошка с котенком, всадник и др. [9]

Характеризуя острохарактерность в пластическом решении хлудневских свистулек, разнообразие в их окраске, Г.Блинов писал: «Во всей России, может быть, нет такой интересной, богатой и многоликой по рисунку иг­рушки, как хлудневская» [8].

До войны делали и «игрушки» — еще один вид традиционного изде­лия. Это «гремотухи», или «громотухи», — игрушки-погремушки в виде куклы (бабы). В целом это грубо вылепленная женская фигура в длин­ной конусовидной юбке. Чтобы игрушка гремела, в тулове при лепке выбирают глину, закладывают туда мелкие кусочки глины, донышко за­мазывают, но обязательно прокалывают острой палочкой, иначе при обжиге игрушку «разорвет». Тулово (наряд) и голова лепятся из одного куска глины, все остальные детали — руки, головной убор, оборки на платье — «примазываются». Небольшие «громотухи» (12-13 см) служили детскими погремушками. Игрушки побольше и понаряднее брали с со­бой на базары для привлечения покупателей к ходовому хлудневскому товару — гончарной посуде и свистулькам.

В 19б0-1970-е гг. стали лепить «барынь» — гли­няную скульптуру. Сама фор­ма «барыни» подсказана куклой-погремушкой: в основе - полый конус, во многих фигурах даже донышко замазано, а внутрь конуса- юбки заложены кусочки глины. Но постепенно фигурка барыни строится на основе только полого конуса, она не гремит. В отличие от «гремотух» «барыни» значительно больше по раз­меру (20-22 см), более нарядны, подчеркнуто праздничны. Теперь это и не барыня, а нарядная крестьян­ка, в ее костюме постоянной деталью является фартук с оборкой и головной убор в виде короны. Фантазия не знает границ: вот барыня с котятами, другая с корзинками, третья — с «медведками» и пр. И в этом, видимо, и заклю­чен секрет особого обаяния хлудневских барынь.Появляются и фигуры «мужичков». Обычно у них нарисованы борода, штаны; в руках гармошка.

Фигурки, сотворённые мастерицами с поэтической душой, сами излучают тепло, поражают силой и красотой пластики. И это не удивительно, ведь крестьянский вкус воспитывался на великом разнообразии окружающего, к многоголосной гармонии привыкал и слух и глаз. В глиняных, грубоватых на вид игрушках, деревни Хлуднево удивительным образом чувствуется самая седая наша древность.

 

Многовековая традиция изготовления местной игрушки оборвалась бы, если бы не творческое желание нескольких женщин - хлудневских мастериц Татьяны Ивановны Бубневой, Аграфены Федоровны Трифоновой, Елены Дмитриевны Манушичевой. Храни­тельницей всех тайн хлудневского игрушечного ремесла стала Мария Васильевна Самошенкова. Ее учеником стал А.А.Лондарев - народный мастер. С него в современной Калу­ге началось возрождение гончарного промысла игрушечного ремесла. В настоящее время в Калужской области продолжает промысел игрушки Бубнев Александр Иванович, а так­же семья Заборских, участники Всероссийской выставки «Гончары России – 2003», «Гончары России – 2006».

Игрушки всех хлудневских мастериц, на первый взгляд, очень схожи. Это общее заключено, прежде всего, в одинаковой технике лепки, манере росписи. Вместе с тем в игрушке каждой мастерицы есть свои особенности, идущие от «школы» (учителя), степени мастерства, а также от характера самого мастера, ее отношения к своей работе. Мастерицы понимают, что глиной можно передать внутреннее состояние фигурки, её движение, характер. [9]

II. Отличия Хлудневской игрушки от других

Хлудневская игрушка по-настоящему народная, крестьянская, грубая в лепке.

Ее внешний вид далек от сувенирного (сравните с декоративной дымковской иг­рушкой). Свободного времени от бытовых забот и труда у крестьянок было мало. Лепили подетально. Основные исходные элементы - колбаски, блинчики, полые цилиндры и «налепы» к ним. Отщипнуть, примазать, вытянуть, порубить на ладони, провернуть дырку, мокрой тряпочкой загладить швы. Это нехитрые приемы работы с глиной. Главное - передача на­строения. Душевная ясность, спокойствие, ощущение гармонии мира наполняет всякого, кто наблюдает процесс изготовления хлудневской игрушки. [2]

Создатели народной игрушки были крепко связаны с землей, с деревенским тру­дом, природой. Это определило характер сюжета. Игрушки - в основном, одиночные фи­гурки («баба», птица, домашнее животное), иногда два - три персонажа, связанные еди­ным сюжетом. Есть и целые скульптурные композиции - «Древо жизни», «Лиса с лися­тами». Все это связано с образами природы, дающей жизнь всему живому. Основное на­правление - древо жизни, является оберегом, чувствуется близость человека с природой. Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева разными животными, птицами и орнаментом.

Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полос­ками натурального фона глины. Распространены ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Са­мый распространенный - знак солнца. Расписывают игрушки не целиком, а отдельные де­тали, перья птиц, части туловища. [1] Палитра цветов яркая: красный, малиновый, синий, зелёный, реже – жёлтый. Это цветосочетание типично для калужской вышивки и ткачества, для народного костюма.

 Красный цвет

 

 

цвет земли, тела, крови, символ огня, высоты духа, красоты.

Синий цвет

 

 

цвет воздуха, космоса

Жёлтый, оранжевый цвет

 

 

цвет солнца, огня

Зелёный цвет

 

 

символ возрождения жизни

Белый цвет

 

 

свет

Чёрный цвет

 

 

тьма

Лиловый цвет

 

 

символ скорби

 Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука. Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). Хлудневская игрушка отличается простотой изготовления, главное - передача на­строения. Для лепки используется голубая глина. Внешне выразительная, забавная. Роспись произ­водилась по сырой глине. Для хлудневской игрушки характерны проколы в области глаз, иногда носа.

В Дымковской игрушке мастера изображают сегодняшний быт города и деревни, в основном города. Роспись производилась по белому фону. В основном это всадники, да­мы, кавалеры. Использовали красную глину. Она очень податливая. В отличие от хлуд­невской очень много росписи.

В Филимоновской игрушке мало деталей. Мир этой игрушки представляет собой сторону фантазии мастеров, их богатый внутренний мир, связывающий прошлое и на­стоящее. Игрушки вытянуты из-за особенностей белой глины. В отличие от хлудневской роспись производилась по раскрашенному фону, украшали пятнышками, елочками, ягод­ками.

Каргопольцы (Архангельская область) охотно лепят зверей и птиц из местной красной глины. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой; зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Но есть и неуклюжие фигурки баб с младенцами, приземистые мужики с бородами-лопатами, кони, птицы, собаки, герои сказок и былин... Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для росписи используются такие цвета, как белый, охра, красный, зеленый, синий, черный.

http://www.rukukla.ru/file/0001/600/4189.jpg Узоры нехитрые: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи.

В росписи для многих игрушек характерны древние символы солнца - большие красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Романовская игрушка (Липецкая область) многим отличается от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других..

Для них характерен интерес к жанровым композициям. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь… Игрушка имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета, лаконична и проста по исполнению.Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы.

С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы. Мастер остроумно сохранил в одном произведении обычную традицию народного искусства изображать людей в анфас, а зверей – в профиль.

Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать.

Абашевская игрушка(Пензенская область) – известны абашевские свистульки. В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили кусочками сусального золота. А теперь основа изделия покрывается яркими масляными красками (используют красный, синий, зеленый, голубой и черный цвет), а затем дополняется серебряной или золотой «оживкой», которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер. Бронзовым порошком, разведенным на лаке золотят у свистулек прежде всего рога, уши, круглые прилепы, оборки и ожерелья, на ножках делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот для того, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный розоватый свет обожженной глины. Некоторые изделия с вдавленными насечками покрываются зеленой или коричневой поливой (глазурованные и с холодной росписью).

В лепке используются особые скульптурные приемы: животные имеют сказочный облик (небольших или довольно крупных размеров всадники, олени, львы, петухи, утки, коровы, бараны, козлы и др.) или сатирический характер (городовой со взятками, городовой на свинье и т.п.). Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь.

Заключение

Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни», которое является оберегом. Да и барыня у Хлудневских мастериц непростая - в карманах у неё птицы, да зверушки, в руках детки, да свистки, на плечах и голове тоже по петушку.

Особенности Хлудневской игрушки:

грубая в лепке,

изготовление по деталям,

роспись по чистой глине небольшого количества элементов,

древо жизни является оберегом,

отражение связи человека с природой,

проколы в области глаз.

Хлудневская игрушка не осталась в прошлом, она популярна, ее известность вышла на международный уровень.

Проводятся выставки, мастер - классы, фестивали.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте.

Литература

Дундукова Д.П. Тайна хлудневской игрушки/'/Знамя. 1993. 9 сентября

Калугаведение: хрестоматия для учащихся. - Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф.Бочкаревой, 2008. - 256с.

Паршин В.В. Сокровищница Калужского края: История. - Калуга: Золотая аллея, 2005. - 288с.

Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знамя, 1984. - 144с.

Раков В. Хлудневская игрушка//Весть. - 2009,- 22 января

Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. - Мн. ООО «Хэлтон», 1999. - 386с.

Ткаченко В.А., Федорова Л.И. К вопросу сохранения традиций в Школах ремесла. // Родная старина. 1-я научно-практическая кон­ференция по проблемам сохранения и развития фольклора Калуж­ской области (Калуга, 18-19 ноября 1994 г.). Калуга, 1995.

Г.Блинов. Чудо-кони, чудо-птицы. М, 1977, с.112-116.

Н.Ведерникова Гончарный промысел деревни Хлуднево// Калужский край. Козельский район. Живая культура Российской провинции. М.:1999. С.160.

www.hludnevo.ucoz.ru

www.filimonovskay-igrushka.ru

www.dymkatoy.ru

www.ufa-sretenie.ru

www.promisel-abashevo.ru

www.glina.teploruk.ru

Приложение 1

Фототаблица

Посещение музея архитектуры, быта и творчества. Мастер класс у Лондарева А.А.

Просмотров работы: 562