Введение
В современном мире наша жизнь очень интенсивна и иногда очень трудно обратить внимание на нашу культуру. Проходит время, многое стирается из памяти народа, но в культуре, в искусстве ничего не может исчезнуть бесследно. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает жизнь русского народа, его ценности. Народное прикладное искусство является формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений. В настоящее время становится доступным юному поколению информация, накопленная за это время: проводятся мастер - классы, проводятся фестивали народного творчества, есть возможность посетить музей и получить информацию, возможность использовать Интернет - ресурсы. В истории нашего края одним из направлений прикладного искусства является хлудневский промысел.
Актуальность: хлудневская игрушка несет в себе не только историю глиняной игрушки, но и историю народа, развивает у людей чувство приобщенности к искусству, культуре и творчеству.
Новизна: созданы авторские работы, проведен сравнительный анализ игрушек традиционных промыслов России.
Цель: Сохранение традиций Калужских мастеров Хлудневской игрушки.
Задачи:
Сделать исторический анализ развития Хлудневской игрушки.
Выявить, в чем выражено отличие Хлудневской игрушки от других.
Выявить значение Хлудневской игрушки в судьбе русского человека.
Предмет исследования: Хлудневская игрушка – как традиция Калужской области.
Объект исследования: процесс преемственности поколений в Хлудневской игрушке.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнительный анализ игрушек разных традиционных промыслов России.
Практические: беседа, анкетирование, статистический метод, изготовление авторских работ, посещение мастер классов, изготовление пособий для начинающих.
I . История развития Хлудневской игрушки
В III тысячелетии археологами найдены игрушки Древнего Египта. Это деревянные фигурки коров, свиней. А самой древней египетской кукле около 4 тысяч лет.
В античной Греции и Риме популярностью пользовались куклы-марионетки из глины и дерева. [2]
Но, гончарное ремесло было известно и в России. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко П тысячелетию. Это маленькие глиняные топорики, посуда. Глина легко поддается обработке: из нее можно вылепить все, что угодно. Глиняная посуда и утварь были самыми необходимыми и практичными в быту древнего человека. Раньше других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без специальных приспособлений. Также существовали лепные фигурки животных, людей. В них отразились древние суеверия, приметы. [4] На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки.
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг. Он упростил, ускорил изготовление глиняной посуды.
В XVII-XVIII вв. московские гончары изготавливали черную посуду - крупные кувшины, фляги. В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую цененную посуду с синей и многоцветной росписью.
Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. В Пензе - Абашево, в Рязани - Скопин да Сапожок, в Туле - Филимоново, в Вятке - Дымково. [2].
В России - расцвет производства глиняной игрушки - XVIII - XIX вв., когда игрушка стала доступна простым людям.
По преданию, гончарное мастерство в Хлуднево было принесено крестьянами, переселенными сюда местным помещиком и в конце XIX века было довольно крупным гончарным центром. В округе было много глины, пригодной для обжига. До войны, вспоминают современные мастера, в каждом доме был один, а то и два станка, то есть работали семьями — отцы и сыновья, женщины помогали мужчинам готовить глину для посуды. Девочки, начиная с 7-8 лет, и женщины лепили игрушки. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Родословная потомственных гончаров Трифоновых подтверждает непрерывность традиции на протяжении полутора столетий. [9]
По словам мастериц Хлудневской игрушки, до войны лепили «свистки» «свистульки», «свисточки» — «товарняк для базаров».Это обычные глиняные свистульки с головками различных животных и птиц — кота, собачки, белочки, козы, оленя и пр. Свистки продавали на базарах за деньги или отдавали в обмен на продукты — «за свисток два яйца». Кроме свистков делали «гудухи», которыеразмером, тембром, приемами лепки отличались от них. Тембр их глуше, ниже, размер больше, чем у свистка, раза в два. Формой гудуха напоминает лодочку, оканчивающуюся звериной или птичьей головкой, обращенной к гудящему. [9]
г
В Хлудневе сложилась своя особая технология лепки свистулек и гудух. Сначала делали сам свисток — «куржупку»: продолговатому скатанному кусочку глины дают подсохнуть, («он хряснет»), чтобы глина осела, затем в нем прокалывают кленовой палочкой с трех сторон отверстия для свистка. По мнению мастериц, «куржупка» — самое сложное в изготовлении свистульки. Когда «куржупка» готова, к ней «примазывают» кусочек глины, намечая форму игрушки. Головки примазывали следующим образом: в кусочке глины, будущей головке, пальцем делают небольшое углубление, в которое насаживают «куржупку», становящуюся туловом зверька или птицы; в головке стараются подчеркнуть особенность облика зверька или птицы: округлые ушки у кота, острые — у козы, загнутые рога коровы, вытянутый носик птицы и т.д. Затем к фигурке «примазывают» ручки из жгутика глины и другие детали — детеныша, корзиночку и пр. После того, как игрушка слеплена, острием палочки намечают глаза, рот, оперенье у птицы, усы у кота и др. — свисток готов.Далее следует обжиг. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки. Затем раскраска фуксином и акварельными красками, которыми отмечаются ушки, рожки, носик, лапки, кружочками и полосками чуть тронуты грудка и спинка. Нередко свистульки представляют и более сложные образы и композиции: кошка с котенком, всадник и др. [9]
Характеризуя острохарактерность в пластическом решении хлудневских свистулек, разнообразие в их окраске, Г.Блинов писал: «Во всей России, может быть, нет такой интересной, богатой и многоликой по рисунку игрушки, как хлудневская» [8].
До войны делали и «игрушки» — еще один вид традиционного изделия. Это «гремотухи», или «громотухи», — игрушки-погремушки в виде куклы (бабы). В целом это грубо вылепленная женская фигура в длинной конусовидной юбке. Чтобы игрушка гремела, в тулове при лепке выбирают глину, закладывают туда мелкие кусочки глины, донышко замазывают, но обязательно прокалывают острой палочкой, иначе при обжиге игрушку «разорвет». Тулово (наряд) и голова лепятся из одного куска глины, все остальные детали — руки, головной убор, оборки на платье — «примазываются». Небольшие «громотухи» (12-13 см) служили детскими погремушками. Игрушки побольше и понаряднее брали с собой на базары для привлечения покупателей к ходовому хлудневскому товару — гончарной посуде и свистулькам.
В 19б0-1970-е гг. стали лепить «барынь» — глиняную скульптуру. Сама форма «барыни» подсказана куклой-погремушкой: в основе - полый конус, во многих фигурах даже донышко замазано, а внутрь конуса- юбки заложены кусочки глины. Но постепенно фигурка барыни строится на основе только полого конуса, она не гремит. В отличие от «гремотух» «барыни» значительно больше по размеру (20-22 см), более нарядны, подчеркнуто праздничны. Теперь это и не барыня, а нарядная крестьянка, в ее костюме постоянной деталью является фартук с оборкой и головной убор в виде короны. Фантазия не знает границ: вот барыня с котятами, другая с корзинками, третья — с «медведками» и пр. И в этом, видимо, и заключен секрет особого обаяния хлудневских барынь.Появляются и фигуры «мужичков». Обычно у них нарисованы борода, штаны; в руках гармошка.
Фигурки, сотворённые мастерицами с поэтической душой, сами излучают тепло, поражают силой и красотой пластики. И это не удивительно, ведь крестьянский вкус воспитывался на великом разнообразии окружающего, к многоголосной гармонии привыкал и слух и глаз. В глиняных, грубоватых на вид игрушках, деревни Хлуднево удивительным образом чувствуется самая седая наша древность.
Многовековая традиция изготовления местной игрушки оборвалась бы, если бы не творческое желание нескольких женщин - хлудневских мастериц Татьяны Ивановны Бубневой, Аграфены Федоровны Трифоновой, Елены Дмитриевны Манушичевой. Хранительницей всех тайн хлудневского игрушечного ремесла стала Мария Васильевна Самошенкова. Ее учеником стал А.А.Лондарев - народный мастер. С него в современной Калуге началось возрождение гончарного промысла игрушечного ремесла. В настоящее время в Калужской области продолжает промысел игрушки Бубнев Александр Иванович, а также семья Заборских, участники Всероссийской выставки «Гончары России – 2003», «Гончары России – 2006».
Игрушки всех хлудневских мастериц, на первый взгляд, очень схожи. Это общее заключено, прежде всего, в одинаковой технике лепки, манере росписи. Вместе с тем в игрушке каждой мастерицы есть свои особенности, идущие от «школы» (учителя), степени мастерства, а также от характера самого мастера, ее отношения к своей работе. Мастерицы понимают, что глиной можно передать внутреннее состояние фигурки, её движение, характер. [9]
II. Отличия Хлудневской игрушки от других
Хлудневская игрушка по-настоящему народная, крестьянская, грубая в лепке.
Ее внешний вид далек от сувенирного (сравните с декоративной дымковской игрушкой). Свободного времени от бытовых забот и труда у крестьянок было мало. Лепили подетально. Основные исходные элементы - колбаски, блинчики, полые цилиндры и «налепы» к ним. Отщипнуть, примазать, вытянуть, порубить на ладони, провернуть дырку, мокрой тряпочкой загладить швы. Это нехитрые приемы работы с глиной. Главное - передача настроения. Душевная ясность, спокойствие, ощущение гармонии мира наполняет всякого, кто наблюдает процесс изготовления хлудневской игрушки. [2]
Создатели народной игрушки были крепко связаны с землей, с деревенским трудом, природой. Это определило характер сюжета. Игрушки - в основном, одиночные фигурки («баба», птица, домашнее животное), иногда два - три персонажа, связанные единым сюжетом. Есть и целые скульптурные композиции - «Древо жизни», «Лиса с лисятами». Все это связано с образами природы, дающей жизнь всему живому. Основное направление - древо жизни, является оберегом, чувствуется близость человека с природой. Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева разными животными, птицами и орнаментом.
Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Распространены ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Самый распространенный - знак солнца. Расписывают игрушки не целиком, а отдельные детали, перья птиц, части туловища. [1] Палитра цветов яркая: красный, малиновый, синий, зелёный, реже – жёлтый. Это цветосочетание типично для калужской вышивки и ткачества, для народного костюма.
Красный цвет |
|
|
цвет земли, тела, крови, символ огня, высоты духа, красоты. |
Синий цвет |
|
|
цвет воздуха, космоса |
Жёлтый, оранжевый цвет |
|
|
цвет солнца, огня |
Зелёный цвет |
|
|
символ возрождения жизни |
Белый цвет |
|
|
свет |
Чёрный цвет |
|
|
тьма |
Лиловый цвет |
|
|
символ скорби |
Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука. Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). Хлудневская игрушка отличается простотой изготовления, главное - передача настроения. Для лепки используется голубая глина. Внешне выразительная, забавная. Роспись производилась по сырой глине. Для хлудневской игрушки характерны проколы в области глаз, иногда носа.
В Дымковской игрушке мастера изображают сегодняшний быт города и деревни, в основном города. Роспись производилась по белому фону. В основном это всадники, дамы, кавалеры. Использовали красную глину. Она очень податливая. В отличие от хлудневской очень много росписи.
В Филимоновской игрушке мало деталей. Мир этой игрушки представляет собой сторону фантазии мастеров, их богатый внутренний мир, связывающий прошлое и настоящее. Игрушки вытянуты из-за особенностей белой глины. В отличие от хлудневской роспись производилась по раскрашенному фону, украшали пятнышками, елочками, ягодками.
Каргопольцы (Архангельская область) охотно лепят зверей и птиц из местной красной глины. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой; зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Но есть и неуклюжие фигурки баб с младенцами, приземистые мужики с бородами-лопатами, кони, птицы, собаки, герои сказок и былин... Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для росписи используются такие цвета, как белый, охра, красный, зеленый, синий, черный.
http://www.rukukla.ru/file/0001/600/4189.jpg Узоры нехитрые: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи.
В росписи для многих игрушек характерны древние символы солнца - большие красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.
Романовская игрушка (Липецкая область) многим отличается от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других..
Для них характерен интерес к жанровым композициям. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь… Игрушка имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета, лаконична и проста по исполнению.Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы.
С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы. Мастер остроумно сохранил в одном произведении обычную традицию народного искусства изображать людей в анфас, а зверей – в профиль.
Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать.
Абашевская игрушка(Пензенская область) – известны абашевские свистульки. В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили кусочками сусального золота. А теперь основа изделия покрывается яркими масляными красками (используют красный, синий, зеленый, голубой и черный цвет), а затем дополняется серебряной или золотой «оживкой», которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер. Бронзовым порошком, разведенным на лаке золотят у свистулек прежде всего рога, уши, круглые прилепы, оборки и ожерелья, на ножках делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот для того, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный розоватый свет обожженной глины. Некоторые изделия с вдавленными насечками покрываются зеленой или коричневой поливой (глазурованные и с холодной росписью).
В лепке используются особые скульптурные приемы: животные имеют сказочный облик (небольших или довольно крупных размеров всадники, олени, львы, петухи, утки, коровы, бараны, козлы и др.) или сатирический характер (городовой со взятками, городовой на свинье и т.п.). Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь.
Заключение
Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни», которое является оберегом. Да и барыня у Хлудневских мастериц непростая - в карманах у неё птицы, да зверушки, в руках детки, да свистки, на плечах и голове тоже по петушку.
Особенности Хлудневской игрушки:
грубая в лепке,
изготовление по деталям,
роспись по чистой глине небольшого количества элементов,
древо жизни является оберегом,
отражение связи человека с природой,
проколы в области глаз.
Хлудневская игрушка не осталась в прошлом, она популярна, ее известность вышла на международный уровень.
Проводятся выставки, мастер - классы, фестивали.
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте.
Литература
Дундукова Д.П. Тайна хлудневской игрушки/'/Знамя. 1993. 9 сентября
Калугаведение: хрестоматия для учащихся. - Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф.Бочкаревой, 2008. - 256с.
Паршин В.В. Сокровищница Калужского края: История. - Калуга: Золотая аллея, 2005. - 288с.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знамя, 1984. - 144с.
Раков В. Хлудневская игрушка//Весть. - 2009,- 22 января
Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. - Мн. ООО «Хэлтон», 1999. - 386с.
Ткаченко В.А., Федорова Л.И. К вопросу сохранения традиций в Школах ремесла. // Родная старина. 1-я научно-практическая конференция по проблемам сохранения и развития фольклора Калужской области (Калуга, 18-19 ноября 1994 г.). Калуга, 1995.
Г.Блинов. Чудо-кони, чудо-птицы. М, 1977, с.112-116.
Н.Ведерникова Гончарный промысел деревни Хлуднево// Калужский край. Козельский район. Живая культура Российской провинции. М.:1999. С.160.
www.hludnevo.ucoz.ru
www.filimonovskay-igrushka.ru
www.dymkatoy.ru
www.ufa-sretenie.ru
www.promisel-abashevo.ru
www.glina.teploruk.ru
Приложение 1
Фототаблица
Посещение музея архитектуры, быта и творчества. Мастер класс у Лондарева А.А.