Ах, карнавал!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ах, карнавал!

Патракова С.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ.П.П. ЕДУНОВА
Монахова К.В. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ.П.П. ЕДУНОВА
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ох, как прекрасен новогодний карнавал! Зажженные свечи, новые встречи, музыка, шутки и кружатся, кружатся на карнавале маски волшебных друзей. Самый необыкновенный таинственный праздник!

Каждый год я непременно жду его и очень трепетно к нему готовлюсь. Поэтому, в середине ноября, когда выпадает первый снег, я с замиранием сердца говорю: «Время пришло!». Достаю альбом, цветные карандаши и начинаю рисовать свою новогоднюю маску. Мама всегда внимательно следит за моей работой, но когда она увидела мой рисунок, сказала: «Маске быть, да не просто быть, а из папье-маше!». Я так обрадовалась, но немного насторожилась, ведь ничего еще не делала с помощью этой технологии. Мама предложила мне свою помощь, и мы поставили перед собой следующие задачи:

Рассмотреть историю возникновения масок.

Изучить разновидность масок.

Изготовление лица с помощью технологии папье-маше.

Оформить маску.

Проанализировать проделанную работу.

Цель нашей работы: создание собственной маски.

Дописать про литературу и

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История возникновения маски

С древних времен маска использовалась для устрашения врагов и придания храбрости воинам. Отсюда и название франц. masque, из итал. maschera, от лат. Masculus—«мужской, храбрый». Самой же древней сохранившейся маской считается ВАРКА–это маска Богини «Инанны» (Иштар) из Урука (Рис.1). Возраст этой маски 5000 лет. И относится она к древней и загадочной Шумерской цивилизации. Основной смысл Маски – скрыть лицо, отвлечь от него внимание, и вместе с тем, представить другое лицо, напомнить о мифических существах, божествах, внушить некие чувства - страх, радость и т.д. Маска изначально была проводником между реальным миром и миром сверхъестественным, разрушающим и подчиняющим – миром ДУХОВ. Скрывая лица масками, наши далекие предки пытались обмануть, ввести в заблуждение, успокоить, запутать злых духов, а при возможности даже устрашить их. У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самой известной из них является, пожалуй, маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире (Рис.2). Эти маски использовались в сложных ритуалах погребения, ими покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными, имеющими большое значение для древних египтян.

Рис. 1. Золотая маска Варка Рис.2. Погребальная маска царя Тутанхамона

Маски надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски, как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божества. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры. Они делались из разноцветной кожи, бархата, золотой и серебряной фольги. В музеях и частных коллекциях сохранились маски, расписанные знаменитыми художниками, украшенные инкрустацией из драгоценных камней.

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особое значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня [5]. В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства—смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре (Рис.3). Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках. Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.

Рис. 3. Смеющаяся и плачущая маски

Разновидность карнавальных масок

У карнавальных масок богатая история, прошедшая через века. В современном мире они ассоциируются с праздником Новым год и самым ярким представление на планете – Венецианским карнавалом [3]. Существует несколько самых популярных образов, которые используют для каждого карнавала:

Маска кота. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что стали объектом одной из самых распространенных масок. По одной легенде, в Венецию  из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот вернулся обратно в Китай (Рис.4).

Рис. 4. Маска Кот. Рис. 5. Маска Дама Рис. 6. Маска шута

Маска Дама. Маску обильно украшали дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. В наши дни это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала (Рис.5).

Маска шута. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен (Рис.6).

В наше время маски настолько разные, на праздниках ребята обычно надевают маски зверей и любимых персонажей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изготовление маски с помощью технологии «Папье-маше»

Свою работу по изготовлению собственной маски с помощью технологии «Папье-маше» я разделила на несколько этапов:

1 этап: подготовка оборудования и закупка материалов, экономический расчет.

2 этап: Изготовление теста для Папье- маше.

3 этап: Изготовление лица

4 этап: Оформление маски

Описание работы:

1.Сначала необходимо подготовить то, что нам пригодится для изготовления маски. Я составила таблицу 1. Моя мама приобрела все необходимое (приложение 1).

Таблица 1. Необходимое оборудование и материалы.

Оборудование

Материалы

Пистолет для горячего клея

Шаблон маски

Кисточки

Клей ПВА (1 тюбик 250 г);

Стакан с водой

Ткани

Швейная машинка

Проволка

Нитки

Бубенчики

Скалка

Бисер

Глубокая тарелка

Тесьма

Ножницы

Контуры

Разделочная доска

Горячий клей 4 шт.

Иголка

Шнур

 

Краски акриловые (разных цветов)

2.Следующим шагом было изготовление теста. Да, да, вы не ошиблись! Для изготовления теста для Папье-маше нам потребуется:

- клей ПВА 250гр.,

- туалетная бумага 40гр.,

- 1 ст. ложка моющего средства,

- 2 ст. ложки растительного масла,

- крахмал 50 гр.,

-мука 100гр.

Все это перемешать до однородного состояния и начать раскатывать (Приложение 2).

3 этап – изготовление лица. Раскатанное тесто накладываем тонким слоем на шаблон манекена и проминаем аккуратно пальцами сложные участки, такие как: нос, глаза, губы. После оставляем до полного высыхания. Как только маска полностью подсохнет, то отделяем шаблон.

Последний 4 этап самый любимый. Сначала я покрыла лицо белой акриловой краской (приложение 3). После просыхания, нанесла контур и разукрасила (приложение 4).

Далее изготовила шаблон для колпаков, вырезала ткань (приложение 5). Мама подшила края на швейной машинке, тесьму приклеила горячим клеем по краям. В конце приклеили вместе колпаки к маске. Получилась вот такая маска (Приложение 6 )!

Заключение

Карнавальная маска – удивительная вещь. У нее есть своя история, она хранит в себе много тайн и дарит много радости всем-всем, кто ее оденет. Благодаря разработке данного проекта я познакомилась с историей возникновения масок и их разновидностью. При создании собственной маски, я получила массу удовольствия от проделанной работы.

Карнавальную маску я делала поэтапно. Сначала подготовила все необходимое, затем изготовила тесто для папье-маше и вылепила лицо. В конце, разукрасила маску акриловыми красками. Я считаю, что задачи данного проекта выполнены, а цель достигнута.

В процессе изготовления маски в нашем доме царила волшебная обстановка. Папа достал с чердака нашу старую пушистую елку. Новогодний дух покорил всех в нашем доме!

Список использованных источников

Наталья Бельтюкова: Папье-маше. Книга с картинками о технике. -М.: Питер, 2015.

Новогодний карнавал. – М.: Оникс. 2016 г.

Бразильский карнавал. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB (Дата обращения 19.01.2020).

Маски. URL.: https://vnitkah.ru/bumaga/pape-mashe-sdelat-masku.php (Дата обращения 12.12.2019).

Театральные маски. URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8 (Дата обращения 08.11.2019).

Приложения

Приложение 1. Все необходимое.

Приложение 2. Изготовление маски из Папье-Маше.

Приложение 3. Покрытие акриловой краской.

Приложение 4. Раскрасила маску акриловыми красками.

Приложение 5. Изготовление колпаков.

Приложение 6. Маска.

Просмотров работы: 22