Введение
Самым веселым праздником ранней весны была МАСЛЕНИЦА, продолжавшаяся целую неделю. Истоки масленицы – в глубокой древности. У язычников это было время проводов зимы и встречи весны. Приурочить масленицу к определенному времени нельзя, каждый год оно меняется.[2] Почему? Масленая неделя связана с главным православным праздником ПАСХИ, который не имеет постоянной даты. Это – передвижной праздник, он зависит не только от стояния Солнца, но и от местонахождения Луны. Пасха празднуется непременно в воскресенье, первое после весеннего равноденствия и полнолуния. Масленица же начинается за восемь недель до Пасхи, то есть в феврале – марте нового стиля. В эту неделю запрещалось есть мясо, остальную же пищу разрешалось вкушать вволю, так как сразу же за масленичным весельем следовал продолжительный и строгий Великий пост, тянувшийся почти семь недель. «Не все коту масленица, придет и Великий пост» – предупреждает пословица, первую часть которой взял Островский для названия одной из своих комедий.[1, с.6].
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца.[6] Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника - «Масленица».
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять -вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.
А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником. ШИРОКОЙ, то есть самой разгульной, МАСЛЕНИЦЕЙ называются последние четыре дня масленичной недели, от четверга до воскресенья. Масленица по народным поверьям - самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать.[1].
Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило - это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был - помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы. В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями. Мне стало интересно, как же празднуют масленицу народы Самарского края. Будем исследовать «масличные» традиции русских – (83,4%), мордвы (3,6%),татар(3,5%) и чувашей(3,6%), как самых многочисленных представителей национальностей Самарского края.
Гипотеза: знание правил проведения праздника Масленицы у разных народов области, воспитывает чувство патриотизма, основанного на русских традициях и любви к Малой Родине.
Объект исследования – масличные традиции представителей русской, мордовской, татарской, чувашской национальностей, проживающих в Самаре и Самарской области.
Предмет исследования общее и особенное, проявляющееся в праздновании Масленицы у русских, мордвы, татар, чувашей как наиболее многочисленных национальностей Самары и Самарской области.
Цель работы: исследовать своеобразие празднования Масленицы у народов Самарского края
Задачи:
1. Поиск материалов по интересующей проблеме.
2. Выявление исходных черт в проведении праздника
3. Проведение сравнительного анализа в праздновании светлого праздника Масленицы у исследуемых народов Самарского края.
Методы работы:
Поисковый: поиск информации по традициям празднования Масленицы у разных народов Самарской области.
Описательный: описание ситуации по сравнению традиций проведения праздника у самых многочисленных народов Самарской области.
Социологический: интервью с одноклассниками.
Математический: построение диаграмм.
Актуальность работы:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство одноклассников с традициями проведения масленицы, непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Знание этикета проведения масленицы дает возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея написания работы об этикете праздничного гулянья «Масленица».
Из обзора исследуемой литературы мной было выявлено: что «Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков " [6].
Глава I
Из истории русской Масленицы на территории Самарского края
Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян.[3] В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий.[8] Рассмотрим же, как празднуют Масленицу народы Самарской области. В данной главе исследуем масличные традиции русских. Перед началом исследования монографий, я провел социологический опрос в нашем 7-в классе. Учащимся, а их 23 человека, был задан вопрос: «Знают ли они истоки Масленицы? И как ее празднуют народы Самарской области?» 70% одноклассников ничего не знали о корнях и праздновании этого языческого праздника, у 20% были расплывчатые представления о Масленице,10%-знали (прил.1). После выступления с моим рефератом ситуация изменилась: 90% - узнали о Масленице, 5%-не запомнили детали, 5%- отсутствовали (прил.2).
Русские на территории Самарской области в начале праздника Масленицу зазывали, поднимаясь на возвышенные места, нарекали ее шуточными именами: Авдотья Изотьевна, Акулина Саввишна и другими. Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотьюшка Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький,[4] Брови черные, наведенные, Шуба синяя, ластки красные, Лапти частые, головастые, Портянки белые, набеленные (прил.7).
"Встреча" Масленицы у русских происходила в понедельник, Вторник звался заигрыши. В этот день начинались масленичные игрища. Для девушек повсюду на территории Самарской области устанавливались качели. Воздвигались снежные городки. Они символизировали убежище злой зимы и в субботу на Масленой неделе разбивались. Играющие делились на две команды: одни осаждали городок, другие обороняли его. Борьба заканчивалась полным разгромом городка. Вместо упомянутой осады городка иногда устраивались кулачные бои, которые составляли любимую потеху русского народа. Шли "стенка на стенку", доставляя этим немало удовольствия зрителям, а себе причиняя часто и вовсе невеселые последствия: сломанные ребра и выбитые зубы. В Масленую среду начинали лакомиться масленичными яствами, потому и называли ее "лакомкою". В четверг шел самый широкий разгул; оттого-то и звали его "разгуляй-четверток", или "широкий четверг". Пятницу величали "тещиным вечерком". В этот день зятьям полагалось навещать тещ. Суббота звалась "золовкиными посиделками". Невестки должны были приглашать к себе золовок. Воскресенье, последний день Масленицы, имел несколько названий: проводы, прощанье, целовник и Прощеный день.[3] Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. Блин добро не один.
Блины брюха не портят.
Блин не клин, брюха не расколет.
Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием. Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!-
Припевали хозяйки и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие. Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины – то мастерица.
Напекла им кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И блины – то все поели!
Так шутили и посмеивались сами над собой[6]. Люди как бы вступали в новую жизнь, и потому в воскресенье просили друг у друга прощения за старое со словами: "Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобой". Прощение заканчивалось поцелуями и низким поклоном. Ходили на кладбище просить прощения у родителей. Туда и обратно полагалось идти, соблюдая молчание.
Но основным эпизодом последнего дня были, конечно, проводы Масленицы, которые сопровождались возжиганием костров. В Самарской области, как и по всей России, к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его в женскую одежду, в руки ему давали блин или сковороду и несли на площадь. Карнавальная процессия сопровождалась ряжеными в колоритных масках, изображающих различных невиданных животных.[4] По дороге пелись специальные песни, посвященные Масленице и призывающие весну. На площади устраивались игры, конкурсы, и заканчивалось празднование сжиганием Масленицы. В селах же Самарского края Масленицу провожали иначе. Вместо чучела по селу возили живую Масленицу: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег. Часто в большие сани с Масленицей впрягали до десяти лошадей и ехали через все село в соседнее. В этом своеобразном карнавальном поезде было много ряженых: девушки рядились в мужскую одежду, мужчины - в женскую. В соседнем селе катались с Масленицей до вечера, потом водворяли куклу в сарай, чтобы продолжить катание на следующий день. А затем прощались с Масленицей: Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, прощай, Наша широкая... Ты пришла с добром, С хмельным пивом и вином. Со блинами, пирогами Да с оладьями... А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай, Наша Масленица! [3] В воскресенье с утра ребятишки собирали дрова для костра, в котором будут сжигать Масленицу. Подъезжали сани, Масленицу ссаживали на снег и раздевали чучело. Потом его сжигали, или разрывали, или разбрасывали под всеобщий смех и шутки. Там же, где не делали чучело Масленицы, обряд состоял в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки.[6] В костры, помимо дров, бросали всякое старье, предварительно собранное детьми по всей деревне. Иногда сжигали в костре колесо - символ солнца, как бы оповещая этим о приближении весны. (прил.3).
Сочетавшая в себе смертоносные и живительные начала Масленица связана с поминовением родителей. Первый испеченный масленичный блин клали на слуховое оконце -"для родителей". С приготовлением блинов на Масленице связано много поверий. Начиная ставить опару для блинов, хозяйка с вечера должна была говорить следующее причитание: "Месяц ты, месяц, золотые рожки твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!" Если не забыть сказать это, то блины выйдут на объеденье: рыхлые да белые. Приготовление первой опары производилось хозяйкой втайне от домашних, иначе всю неделю будет мучить ее тоска-кручина. Так в этом последнем зимнем празднике, провожающем зиму, переплелись языческие и христианские обычаи. Например, олицетворение Масленицы соломенным чучелом, сожжение его, бросание в воду, игрища, ряжение принадлежат к мифологизированным языческим обрядам. Тогда как просьба о прощении накануне Великого поста, адресованная как к людям живым, так и к ушедшим из этой жизни, относится к обычаям христианским.[2]
Глава II
Празднование Масленицы мордвой Самарского края
На территории Самарской области мордва основывала поселения в основном в восточной части Самарской Луки. Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами. Обряды зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.)[5]. Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья. Зимний обрядовый цикл у мордвы начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. (прил.8) . Практически во всех мордовских поселениях Самарского края во время празднования Масленицы строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов. В мордовских селах – Шелехметь, Борковка, Чуракаево во время этого праздника Масленицы молодежь каталась на лошадях, пела, плясала. Основное гуляние происходило на масленичной горе – масла панда , мастя пандо. Здесь катались с гор, играли [4] .
Молодожёны на Масленицу обязательно ходили или ездили в гости к родственникам. Фактически этот праздник был своеобразным этапом
приобщения вновь созданной семьи к родственному коллективу.В селе Торновое Волжского района Самарской области девушки в последний день Масленицы устраивали моление стирь озкс у масленичной горы – масла панда. Повсеместно в мордовских поселениях в конце Масленицы проводилось женское моление, в котором участвовали и дети.[5] Основным ритуальным блюдом на нем была каша, отсюда и название этого озкса – бабань каша. Возможно, что это было отголоском древнего обычая приготовления панспермии – каши из всех злаковых и бобовых культур, которые выращивали в той или иной местности. Ей приписывалась большая магическая сила, которую якобы обеспечивала именно такая смесь. Обрядовую кашу в качестве жертвы богам клали в дупло или вешали в лукошке на священные деревья. Мордва Похвистневского района считала, что чем выше подвесить это лукошко, тем выше вырастут будущие хлеба. Ритуальную кашу относили домой, где кормили ею семью и домашний скот, чтобы обеспечить им здоровье и плодовитость.
Сравнив закономерности в праздновании Масленицы у русских и мордвы, можно четко сказать, что на 80% празднование сходно - это последний зимний праздник-почитание солнца, истоки из язычества, катание на качелях-каруселях, обрядность, ритуальность, моление об урожайности предстоящей весны. [8]
Отличительное своеобразие (20%) – необязательность выпечки блинов, необязательность создания Масличного чучела, необязательность посещения кладбища в Маслиничную неделю, выход молодоженов в свет, приношение ритуальной каши в жертву богам (прил.3) .
Глава III
Празднование Масленицы чувашами Самарского края
Самарские чуваши являются потомками переселившихся в XVIII в. некрещеных чувашей, долгое время, а в некоторых селениях и до настоящего времени, сохранявших приверженность старой вере и традициям. Поэтому религия и связанная с ней обрядовая культура представляют наиболее яркую особенность этнической культуры самарских чувашей. В Самарской области насчитывается 224 селения с чувашским населением, из них 116 селений чисто чувашских. Зимний цикл праздников чувашей завершался праздником Çăварни (Масленица), само слово «саварни» является переводом (калькой) рус. масляная неделя су эрни), знаменовавший наступление весенних сил в природе (прил.10) . В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявлялась его аграрная природа и культ солнца. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. У большинства чувашей cаварни продолжался две недели [7]. Первая неделя называлась асла cаварни - «большая масленица», а вторая - кесен саварни «малая масленица». Позднее, в связи с распространением христианства, чувашский cаварни совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья. Во время саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Праздник открывали дети. Каждый стремился как можно раньше выйти на горку, где традиционно проводились масленичные торжества. Того, кто первым прокладывал санный путь, в деревне называли «открывающим путь вешним водам» (шыв суле усакан), он пользовался всеобщим уважением [1]. Ему, как самому проворному из всех ребят, доверяли начинать весенний сев. Катание с гор носило иносказательное название «серси ури хусни» (букв. «ломание воробьиных ног»). Каждый из ребят при первом спуске с горы сыпал конопляные семена и приговаривал: «Пусть в этом году лен и конопля будут долгими!» В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи çăварни» («çăварни карчăкe»).Так празднуется Масленица чувашами Шенталинского и Похвистневского районов. Чувашская масленица- весенний праздник жертвоприношения солнцу, богу Тура и предкам, который потом стал совпадать с Пасхой, и другие [8]. Масленица сопровождается песнями – застольными, гостевыми, которые исполнялись под различные музыкальные инструменты – волынку, дуду, пузырь, гусли, позднее гармонь и скрипку. Масленица начиналась у чувашей с середины масленичной недели и длилась, таким образом, меньше, чем у русских крестьян. Так как год у чувашей делился только на два сезона, то çăварни - праздник встречи летнего периода года. «Состоит из двух частей аслă «старшей» и кĕçĕн «младшей» çăварни. В старшую масленицу проводили сакральную часть, в младшую – катание на санях. В масленицу катались с масляничной горы и катание на санях впряженными лошадьми. В чувашских селах Самарской области-Надеинском, Усолье, Похвистнево накануне аслă çăварни «старшей масляницы» проводили обряд поминовения предков, а так же ставили соломенную бабу на в сгорочке (символ урожая?) и по утру смотрели, не наследила ли вокруг нее собака или не погрызли ли ее мыши, что являлось дурным предзнаменованием (предвестник будущего плохого урожая?) [4]. Чувашская Масленица на 90% похожа на русскую: умасливание солнца, совпадение с циклом земледельческих работ, поминовение предков, катание на лошадях, выпечка блинов, ритуал на хороший урожай, сжигание соломенной бабы (прил.4,10)
Глава IY
Празднование Масленицы татарами Самарского края
Навруз - это один из древнейших земледельческих праздников. На русский язык его можно перевести, как «Новый день». Его происхождение связывают с появлением земледельческого календаря. Сейчас его называют мусульманским праздником, хотя он не имеет никакого отношения к этой религии. Он отмечался задолго до появления ислама и его проведение даже не совпадает с мусульманским календарем. Навруз – исконно языческое празднество, проходившее в день весеннего равноденствия (21 марта по новому календарю). 21 марта – время, когда равны день и ночь. Это граница, когда оканчивается зима и Природа пробуждается для весны. Многие древние народы отсчитывали новый год именно с этой даты. И в этом был глубокий смысл. В отличии от сегодняшнего бессмысленного Нового Года, праздник наших предков имел под собой важный логически-обусловленные первопричины: начало пахоты и сева, от которых и зависело благополучие людей тех времен [4]. У славян отголоском этого праздника осталась Масленица, которую церковь включила в свой искусственный календарь. Сейчас праздник в татарских районах Самарской области (Елховском, Исаклинском, Камышлинском, Клявлинском, Кошкинском) начинается еще затемно. Вся семья облачается в новые одежды и собирается за освещенным столом. Стол накрывается особый и называется он «хафт-син» [9]. Обязательно на нем должно быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты – сипад, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина – санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи. На столе также должно стоять зеркало и свечи по числу членов семьи, которые ни в коем случае нельзя гасить, пока они сами не догорят. Обязательны большой праздничный хлеб, лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша,
сыр, крашенные яйца [9]. В древности каждая из составляющих праздничного стола имела свой особый сокровенный смысл, связанный с будущим урожаем и судьбой всей семьи. В наше время, к сожалению, эти знания утеряны, но традиция до сих пор жива. Помимо плова, традиционного на всех праздниках, уникальными блюдами являются гуджа (мясная каша из семи сортов злаков) и сумалак (халва, приготовленная из проросшей пшеницы с добавлением муки и сахара). Как только гости переступают порог дома, хозяин преподносит им блюдо с проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого, а значит в конечно итоге к сохранению вселенской гармонии. Потом начинаются всеобщие веселья, которые перетекают на улицы, где в это время собираются музыканты, шуты и народные умельцы. Зажигаются костры, и детвора вместе со взрослыми начинают прыгать через пламя, веря в то, что священный огонь очистит их души и поможет в наступающем году. А еще в некоторой литературе отмечается, что по веселости празднования с нашей Масленицей схож Сабантуй. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне) [4].
Татарская Масленица процентов на 20 схожа с русской: праздник связан с земледелием и урожайностью, праздничный стол, всеобщее веселье. Отличительных черт – на 80%: нет катания на лошадях, выпечки блинов, поминовения предков, хороводов, сжигания бабы-масленицы (прил.9)
Заключение
Сегодня нам становится очевидно, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть включение традиционных обрядовых действий в современные празднества, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения. Для того, чтобы претворить все это в жизнь, необходимы соответствующие научные изыскания, связанные с различными аспектами обрядовой культуры, рассматривающие взаимодействие ее компонентов, механизмы передачи духовных ценностей от одного поколения к другому. Подобные исследовательские работы актуальны потому, что в современных условиях сфера бытования традиционной обрядовой культуры постоянно сужается [1]. Многие ее элементы исчезают или находятся на грани исчезновения, сократилось число носителей обрядности. Хранителями ее традиционных форм преимущественно являются люди старшего поколения, с их уходом может навсегда исчезнуть уникальная часть народной культуры. Поэтому необходимо зафиксировать и оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся, а также уже вытесненные из быта так называемой массовой культурой традиционные обычаи и обряды, проследить их истоки и рассмотреть структуру. Такое исследование обрядности самых многочисленных народов Самарской области позволит наметить пути сохранения и развития этнических ценностей, что представляется особенно важным в современных условиях, когда именно духовная культура (в том числе и ее обрядовая сфера) [6] стала одним из важнейших символов этноса, его интегратором и стабилизатором. Традиционная обрядность яв -
ляется важной составной частью культуры русских, мордвы, чувашей и татар, проживающих на территории Самарской области. Ведущее место в культуре данных народов занимали обряды земледельческого цикла, так как их основным занятием издревле являлось земледелие. Особенно развилось внимание к закономерностям годового цикла. При этом высокий урожай у древних земледельцев не был гарантирован. Поэтому, чтобы год был таким же удачным, как и предыдущий, люди повторяли те же действия без каких либо изменений. Эти регулярно повторяемые символические действия и стали обрядами.[8] Они стали совершаться в определенные дни, соответственно космическому ритму. В. Ауновский отмечал: «Суеверные праздники, т.е. различные приметы, поверья, обычаи и обряды как результаты своеобразного понимания людьми внешней и внутренней природы, служат неотъемлемым достоянием всего рода человеческого». Масленица - последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре. Отличительная черта этого праздника - необузданное веселье, обильная еда и питье. Еда на масленицу, подобно еде на Новый год, имеет обрядовое значение. Традиционным масленичным блюдом были блины, которые многие исследователи считают символом возрожденного солнца.
Данную работу я планирую использовать на уроках географии, при изучении темы «Население», для духовного и нравственного воспитания учащихся. А так же для привития любви к Малой Родине.
Используемая литература
1) Бакланова Т.И, Народная праздничная культура Руси [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Бакланова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-305 с.
2) Забылин М.К, Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. Руси [Текст] : учеб. пособие / М.К. Забылин – М: «Просвещение», 1991. - 263 с.
3) Масленица. Праздники народов России: Энциклопедия, Руси [Текст] : учеб. пособие / -М : Просвещение, 2002. - 344 с.
4) Осипова Н.П., Федоров М.Г.; Старинные праздничные традиции. Руси [Текст] : учеб. пособие / Н.П. Осипова - Самара, 2005. - 468 с.
5) Смирнов И. Н; Старинный русский праздник. Руси [Текст] : учеб. пособие / И.н. Смирнова – М: Просвещение, 2002.- 198с.
6) Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. Руси [Текст] : учеб. пособие / Н. Степанов – М: Веко 2009.-689
7) Уфимцев, К.Е. Этнические и культурно-бытовые процессы на Руси [Текст] : учеб. пособие / Уфимцев К.Е.. – М. : Просвещение, 1978. – 69 с.
8) Харлицкий М.Н., Хромов С.С.; Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды Руси [Текст] : учеб. пособие / М.Н. Харлицкий : Книга для чтения. - М., 1996. – 203 с.
9)Н. П. Осипова, М. Г. Федоров; Старинные праздничные традиции [Электронный ресурс] // Название сайта: http://www.rusvolya.ru/prazdniki; http://www.ite.antat.ru ( 10.10. 19)
Приложение
Приложение 1
Знание учащихся класса об истории Масленицы до изложения информации
Приложение 2
Знание учащихся класса об истории Масленицы после изложения информации
Приложение 3
Процент сходства и различия в праздновании Масленицы у мордвы и русских на территории Самарской области.
Приложение 4
Процент сходства и различия в праздновании Масленицы у чувашей и русских на территории Самарской области
Приложение 5
Процент сходства и различия в праздновании Масленицы у татар и русских на территории Самарской области
Приложение 6
Народы Самарской области |
Сходство в праздновании русской Масленицы |
Различие в праздновании русской Масленицы. |
Мордва |
Последний зимний праздник-почитание солнца, истоки из язычества, катание на качелях-каруселях, обрядность,ритуальность, моление об урожайности предстоящей весны. |
Необязательность выпечки блинов, необязательность создания Масличного чучела, необязательность посещения кладбища в Маслиничную неделю, выход молодоженов в свет, приношение ритуальной каши в жертву богам. |
Чуваши |
Умасливание солнца, праздник открывали дети,совпадение с циклом земледельческих работ, поминовение предков, катание на лошадях, выпечка блинов, ритуал на хороший урожай, сжигание соломенной бабы. |
Длилась две недели. |
Татары |
Праздник связан с земледелием и урожайностью, праздничный стол, всеобщее веселье. |
Нет катания на лошадях, выпечки блинов, поминовения предков, хороводов, сжигания бабы-масленицы. |
Приложение 7
Русская Масленица
Приложение 8
Масленица мордвы
Приложение 9
Масленица татар
Приложение 10
Масленица чувашей
33