История одного сарафана

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История одного сарафана

Епихина П.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательное учреждение"имени Д.Ф.Лавриненко
Алпаткина С.Б. 1Епихина Е.Н. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"имени Д.Ф.Лавриненко
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования.

 

Глубже понять истоки, которые хранят народную мудрость и традиции, через живой источник – народный костюм деревни Манино.

Задачи:

1. Выяснить историю возникновения костюма.

2. Узнать составные части костюма

3. Найти на сайтах интернет информацию.

4. Провести анализ литературных источников по теме.

5. Провести анализ полученных результатов.

6. Научиться бережно, относиться к своему прошлому через историю костюма и традиционную русскую одежду.

7. Познакомить слушателей с русским национальным костюмом Калужской области, с его составными частями и их назначением.

Гипотеза исследования состоит в том, что, современный костюм – бытовой и сценический, будет прогрессивно развиваться,  если глубоко изучать традиции и чтить память русского народа.

Предметом исследования является традиционный народный костюм Калужской области деревни Манино.

Методы:

Сбор информации из научной литературы.

Поиск информации в сети Интернет. Беседа, наблюдение, анализ.

История разработки выбранной темы.

Летом я гостила у бабушки в Калужской области. Бабушка живёт в деревне Манино, и у неё в доме осталось много старинных вещей. Меня заинтересовал русский народный сарафан. Бабушка рассказала мне, что это сарафан её мамы. Мне стало интересно: как называются части русского народного костюма. Этому костюму более семидесяти лет.

Актуальность

Сейчас много журналов, в которых описана современная модная одежда. Но мы мало знаем об одежде наших предков.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народный русский костюм – важная часть традиционной культуры. Современный  образованный человек не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.

Изучение народной традиционной культуры, является одной из актуальных проблем отечественной истории и современного общества.

Новизна исследования

В данной работе мною впервые была предпринята попытка изучить историю происхождения сарафана и выяснить, в чем заключается значение одежды для местных жителей.

Практическое применение работы:

Основные принципы и материалы данной работы могут найти применение на уроках истории и литературы, изобразительного искусства, технологии в начальных классах при изучении одежды русского народа.

I часть

Введение

Интерес к изучению и систематизации материала по русской одежде появился относительно недавно. Лишь в XIX веке родилась идея составления истории русской одежды, и началось собирание и изучение этнографического материала. Стали появляться публикации в журналах, организовываться выставки традиционного костюма в музеях.

В середине XIX века на страницах журнала «Современник» рассматривался вопрос об историческом значении народного костюма, о его внутреннем смысле и значении в общем человеческом развитии.

На страницах журнала спорили о том, какому костюму отдавать предпочтение – народному или модному (европейскому). Одни объявляли себя сторонниками русского кафтана, другие – фрака: при этом поклонники народного не отвергали общечеловеческого начала, а защитники европейской моды не отвергали народного.

Однако, как отмечалось на страницах журнала, ни те, ни другие не обращали должного внимания на личность. А ведь народное и общечеловеческое – это два идеальных полюса, под непрерывным и неизбежным действием которых формируется живая, реальная личность человека.

II Основная часть

2.1 Народный костюм первой половины 19 века.

Мне понравился русский народный сарафан из деревни Манино. О нём я и хочу рассказать.

Когда появилась  на  географической  карте деревня  Манино - никто  точно  сказать  не  может. Известно, что  еще  в  начале XVIII века в  этих  местах  были  непроходимые  леса. Немногочисленное    население  занималось заготовкой  древесного  угля (до  сих  пор  сохранилось в  памяти  людей  местечко  под  названием Печи) с  годами  населенный  пункт  расширялся, строились  дома,  с  каждым  годом  увеличивалось  число  крестьянских  семей. Существуют  разные  версии  названия  деревни Манино.

Первое - от  собственного прозвищного  имени  Маня. Кто  был этот  Маня? Когда  он  жил?  Этого  сказать  нельзя,  но  манинцы  считают его  патриархальным  основателем  деревни.

 

Вторая  версия -  связана с деятельностью  известного  промышленника  и  предпринимателя С.И. Мальцова. В  окрестностях  деревни добывали  руду для  железодетальных  заводов  в  Людиново и Сукремле. Работа  велась  под  руководством  инженера  Манина.  В  те  былые  времена  в  деревне Манино  находился  кирпичный  завод.  В  деревне  Красный  Петух (1 км  от  Манино в  сторону  Людинова), был  конный  завод, лошади  были  как  тяговая  сила для  перевозки  кирпича  и  руды, где  ее  добывал. Таким образом, можно сделать вывод, что жители деревни –люди простые, крестьяне . Они носили обычную для того времени одежду.

У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Традиционная одежда создавалась многими поколениями.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Народный костюм  занимает особое место в культурном наследии нашего народа. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории. Мы с мамой начали изучать русский народный костюм с сети Интернет, затем изучали информацию из книг и посетили местный музей в доме культуры деревни Манино.

2.2 Из чего состоял наряд женщин того времени?

1. Нательная рубаха. (Приложение 1, рис. 4)

2. Понёва. Юбка. (Приложение 1, рис. 2)

3.Сарафан. (Приложение 1, рис. 1)

4 .Передник – фартук (занавеска). (Приложение 1, рис.3)

5. На голове замужних женщин – кокошник.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Крестьянский калужский костюм первой половины XIX в. характеризуется традиционными формами южно-великорусского костюма. На территории губернии бытовали два комплекса женского костюма: поневный и сарафанный.

Традиционный поневный комплекс характеризовали белые домотканые холщовые рубахи с прямыми поликами и рукавами, декорированными узорным (красным) ткачеством. У "веселых" рубах полики (плечевые вставки) изготовлялись из кумача. Рубаха носилась с напуском на поневу. Особой декоративностью отличались передники, они украшались вышивкой, узорным ткачеством, цветными лентами, кумачом, цветным кружевом, бахромой.

Сначала надевали белую длинную рубаху, которую украшали вышивкой .Затем надевали понёву. Понёва – это юбка из плотной ткани с полосатым или клетчатым узором. Калужские поневы имели локальные различия: каждое село, уезд имели свои особенности в декоре, размере поневной клетки. Особое декоративное звучание характеризовало праздничные поневы. Встречались поневы из красного сукна, парчи, бархата, полотнища понев украшались лентами. Считалось, чем больше разноцветных атласных лент на понёве, тем богаче семья этой женщины или девушки.

Но самое интересное в том, что именно в деревне Манино местные женщины не носили понёву! Они сразу одевали сарафан поверх рубахи! Это отличает их от других близлежащих деревень .

Поверх понёвы одевали косоклинный сарафан. Он мог иметь разный цвет. Но праздничный сарафан – красного цвета. Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками - прищепом под узкий корсаж на бретелях

Сверху сарафана повязывали фартук или занавеску. Это белый фартук, украшенный лентами или вышивкой.

2.3Значение русского костюма для местных жителей

Вместе с бабушкой мы опросили местных жителей и выяснили, что у многих остались костюмы от предков, значит, их бережно хранили и передавали по наследству. Многие жители также бережно относятся к истории своих родных. Иногда, жители наряжаются в эти костюмы и участвуют в мероприятиях местного Дома Культуры. Это очень красивые и интересные праздники.(Приложение 2) На них можно узнать больше о традициях и культуре нашей родины. Мы посетили « Комнату старины» в местном ДК. И ближе познакомились с бытом и жизнью наших предков. Многие жители отдают туда предметы старины, чтобы больше людей познакомились с этими вещами. И мы тоже подарили музею наш сарафан. Это наша семейная реликвия.

2.4 Комната старины в музее деревни Манино

В комнате  старины  проводятся  экскурсии, мастер - классы по  тряпично - обрядовой  кукле,  прядение  на  прялке (санопрядке), ткачество  на  ткацком  станке, бердо - плетение поясов, дети  и  подростки  занимаются  в  кружке "Мастерица",  каждый  нашел  себе  занятие  по  душе. (Рис. 5-6)

III часть
3.1Заключение

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Ни одна страна в мире, ни один народ, не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. 

3.2Вывод

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма – бытового и сценического. Пока мы храним и чтим традиции русского народы – будет вечно жить русское искусство.

Приложение 1

рис. 2

рис.1 рис. 3

рис. 4

рис. 5 рис. 6

Приложение 2

Список литературы

Бережной С.А., Гайдар А.Ф, Нам 350. Ракитянская летопись, Издательский дом Шаповалова, 2002

Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, Мир книги, М.2002

Мерцалова М. Н. «Поэзия народного костюма» Москва, 1988.

Ожигов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, М.:Абуковник, 1999. C:\Documents and Settings\

Пенской Н.А., Моя родная сторона, Издательство Шаповалова, 1997

http://www.onlinedics.ru/slovar/his/p/stan.html

Просмотров работы: 94