Миасский детский городок в 1920-1930 годы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Миасский детский городок в 1920-1930 годы

Максимова Е.Е. 1
1МБОУ "Гимназия №26"
Максимова И.А. 1Баннова Д.В. 2
1МБДОУ №69
2Краеведческий музей г. Миасс
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Как неумолимо бежит время, стирая на своем пути многие факты и события. Все, что было вчера, уже история. История это наше прошлое. История человечества, государств состоит из множества исторических страничек, запечатлевших прошлое отдельных не больших поселков и деревень. История любого даже самого маленького городка имеет своё богатое прошлое, созданное судьбами людей. 

С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания этой истории. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем. Через познание Малой Родины человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему.

Патриотизм как понятие и реальное социально – личностное явление остается предметом размышлений многих мыслителей с древности до современных исследований этой проблемы.

Быть патриотом своей страны, значит знать ее историю и культуру. Но человек может стать патриотом и достойным гражданином своего Отечества только тогда, когда познает историю родного края. Моя малая родина – город Миасс, Челябинская область.

По состоянию на 2018 год город занимает территорию в 111,9 км². Население на 2017 год составляет 151 673 человека. В городе работают 35 школ, 90 детских дошкольных учреждений. Работает градообразующее предприятие – Завод Урал и еще 19 предприятий. В Миассе действуют 2 музея, 6 дворцов культуры, 8 домов культуры, Центральная библиотечная система, 4 детских дома. [1]

Тема исследования: Миасский детский городок в 1920-1930 годы.

Актуальность темыисследования состоит в том, что она углубляет знания в краеведческой области, помогает общему развитию, расширяет кругозор в историко-культурном наследии нашего города, воспитывает такие чувства как уважение, патриотизм и любовь к родному краю.

Цель исследования: изучить и проанализировать все найденные материалы по теме и получить как можно больше информации об истории Миасского детского городка в 1920-1930 годы.

Объект исследования: Детский городок в городе Миассе в 1920-1930 годы.

Предмет исследования: воспоминания, архивные документы, фото-архив, вырезки из публикаций в газете «Миасский рабочий» 1972 года.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что, если мы познакомимся с историей Миасского детского городка, то это позволит нам улучшить знания об истории нашего города, расширить кругозор в его историко-культурном наследии.

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить имеющуюся информацию по теме исследования в библиотеках города Миасса;

2. Изучить и проанализировать материалы архивов Миасса, Челябинска и Златоуста.

3. Изучить и проанализировать материалы краеведческих музеев школ №11, 20.

4. Обобщить и систематизировать имеющиеся сведения.

5. Создать книгу «Миасский детский городок»

6.Пополнить краеведческий материал школ №11, №20, Краеведческого музея города Миасса собранной информацией.

Методы исследования:

1. теоретический (изучение архивных материалов, фото-архива и исторических документов);

2. общенаучный (систематизация, обработка и обобщение полученной информации);

3. эмпирического исследования ( анкетирование, интервьюирование);

4. математико-статистический (обработка анкетных данных).

Глава I. Теоретическая часть

Великая российская революция

Революционные события в России продолжались до 1922 года, и завершение революции можно датировать образованием СССР и началом нового периода отечественной истории – истории СССР. В своем развитии Великая российская революция прошла ряд этапов, некоторые из которых традиционно также называются революциями: Февральская революция 1917 года (23 февраля – 2 марта 1917 года); Развитие революции в период Временного правительства (2 марта – 25 октября 1917 года); Октябрьская революция и становление Советской власти (25 октября 1917 – май 1918 года); Широкомасштабная гражданская война и интервенция (май 1918 – ноябрь 1920 года); Попытки «третьей революции», завершение гражданской войны, интервенции и революции (осень 1920 года – 30 декабря 1922 года).

Октябрьская революция и становление Советской власти .

24 – 26 октября 1917 года произошел Октябрьский переворот, который привел к власти большевиков, заложил основы Советской власти, стал началом Октябрьской революции как этапа ВРР и начального этапа развития советского общества. В условиях переворота II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов передал власть большевистскому Совету народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным, избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), игравший роль временного представительского органа власти. Съезд принял первые декреты советской власти. Декрет о земле провозглашал передачу земли крестьянам без всякого выкупа, а Декрет о мире провозглашал готовность немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций, для чего вступить в мирные переговоры с Германией и ее союзниками.

В ходе Октябрьской революции был введен рабочий контроль на производстве, была проведена национализация банков, создан крупный государственный сектор экономики, управляемый Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ)

Октябрьская революция как начало преобразований, направленных на достижение социализма, стала не только этапом в развитии Российской революции 1917-1922 годов, но и важным поворотом в развитии мировых процессов.

Гражданская война и интервенция

В марте 1918 года страны Антанты начали интервенцию в  России, стремясь снизить возможные издержки, связанные с ее выходом из войны. В 1918-1922 годах наиболее активное участие в интервенции приняли Великобритания, Франция, США и Япония.

С началом гражданской войны в Советских республиках сформировалась система, получившая позднее название «военный коммунизм». Была национализирована промышленность, торговля заменялась государственным распределением.

Режим «военного коммунизма», существовавший в России в 1918-1921 годы, воспринимался большевиками как прямая дорога к коммунизму.

Завершающий этап революции

К 1922 году определилась победа коммунистов (большевиков) в Российской революции. Несмотря на неустойчивость и временность системы НЭПа, он закрепил важнейший социально-экономический итог революции - крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в 1922 году было закреплено советским законодательством. Была создана относительно устойчивая социально-экономическая модель, ориентированная на дальнейшую индустриальную модернизацию. Политический режим обеспечивал высокую вертикальную мобильность. С образованием СССР были закреплены права народов на развитие своей культуры постольку, поскольку это не мешает решать другие задачи коммунистического режима. В связи с тем, что основные задачи революции получили то или иное решение, можно говорить о завершении Великой Российской революции к 30 декабря 1922 года, когда началась   история нового государства – СССР.

Из истории детской беспризорности

В дохристианской Руси проблемы беспризорности не было. В родовой общине была традиция заботиться о сиротах всем миром, то есть сообща. Во времена Ивана Грозного уже существовала государственная политика заботы о сиротах. Сиротскими домами в этот период ведал Патриарший приказ. Стоглавый собор постановил при церквях открывать училища для обучения детей грамоте и богадельни для «сирых и немощных». 
При Петре Алексеевиче поощрялось создание приютов, в которые принимали незаконнорожденных. Один из первых крупных сиротских государственных домов был возведён в 1706 году новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. Монастырям дали указание создавать школы, учить детей грамоте и счёту.

В дальнейшем система призрения (заботы) получила развитие при императрице Екатерине II. Под её покровительством существовали «воспитательные дома» и приюты. Основной их задачей было на время дать ребенку приют, а затем передать в «благонравную» семью.

В XIX столетии, когда в России стали активно развиваться капиталистические отношения, росли города, рушились прежние социальные и семейные связи, произошёл серьёзный рост числа сирот. Война 1812 года, огненным валом прокатившаяся по западным и центральным губерниям, привела к появлению большого количества сирот.

В начале XX столетия рост числа сирот продолжался. В 1911 г. в 438 приютах находились 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. К 1917 г. на территории Российского государства действовало 538 детских приютов, где было 29650 детей. Приюты принадлежали духовному и военному ведомствам, МВД. Жизнь таких приютов была жестко регламентирована. Значительная часть приютов принадлежала частным благотворительным учреждениям. Многие приюты жили за счет самоокупаемости и самообеспечения, что приводило к вовлечению детей в производство.

После Октябрьской революции 1917 года система частных благотворительных учреждений была ликвидирована. Проблему сирот полностью взяло на себя советское государство. Для ликвидации детской беспризорности были мобилизованы буквально все имеющиеся силы и привлечены все ресурсы, а их в разорённой длительной войной, разрушенной стране, и так было крайне мало. Однако советское правительство считало, что дети — это будущее страны, поэтому эту задачу решали, несмотря на другие проблемы. 
В 1917 г. в детских домах было около 30 тыс. детей, в 1919 г. — 125 тыс. в 1921-1922 гг. — 540 тыс. несовершеннолетних. О детях заботились самые различные органы и ведомства: НКВДНародные комиссариаты просвещения и здравоохранения, партийные органы, комсомол, профсоюзы, женотделы и т. д. Беспризорниками также занимались милиция и уголовный розыск.

Основную тяжесть работы с беспризорниками взяли на себя местные органы народного образования (ОНО). [2]

История Миасского детского городка в 1920-1930 годы

Первая мировая война, гражданская война, эпидемия тифа, голод оставили много осиротевших детей. В конце 1921 года только в Челябинской области на учет было взято 19560 голодающих и безнадзорных сирот. В ходе борьбы с беспризорностью открывались приемники, детские дома и колонии.

Из архивных документов известно, что в 1923 году было два детских городка – в Миассе и Златоусте, чуть позже детские дома сосредоточились в Миассе. [6]

Огромной важности задачу пришлось решать в первые годы Советской власти органам народного образования и здравоохранения по борьбе с детской беспризорностью. Миасс оказался центром сосредоточения сотен осиротевших детей, оставшихся без крова в годы гражданской войны. Партийные и советские органы принимали все меры, чтобы спасти их от голодной смерти.

Ликвидацией массового беспризорничества по указанию В.И. Ленина занялись органы ВЧК. С сентября 1922 года начинается концентрация детских домов из горно – заводской зоны в города, так как в сельской местности дети не учились в школах. При Миасском укоме партии была создана комиссия во главе с чекистом И.И. Затёкиным. Сюда свезли осиротевших детей из Златоуста, Сатки, Кусы и других городов и сел Урала. 1200 больных и истощенных сирот нашли приют в нашем городе, всего было около 30 домов. Вместе с отступающими колчаковскими войсками из города выехала вся знать : купцы, чиновники, духовенство, учителя. Их дома и имущество были национализированы государством. В них разместились многочисленные дома для детей. У каждого был свой номер, но называли их по имени бывшего владельца: маклаковский, жаровский, бакакинский, гредасовский и т.д. Ребята сначала не посещали школы, так как одежды и обуви катастрофически не хватало, но потом все воспитанники сшили суконные черные шинели и шапки-ушанки из такого, же материала. [6]Детские дома сначала были смешанные, потом стали комплектоваться по возрастам: дошкольные, школьные, подростковые. Административный центр детского городка именовался так: «Управление Миасского окружного детского городка Златоустовского отдела народного образования Уральской области». Николай Федорович Хлесткин стал заведующим детским городком. [4]

Вывод по Главе I. Всё что происходит, случается вследствие ни одной причины, а множества, которые в один момент пересеклись в одной точке и явили миру событие со всеми его положительными и отрицательными моментами: гражданская война, огромное количество погибших, миллионы навсегда покинувших страну, террор, построение индустриальной державы, ликвидация безграмотности, бесплатное образование, медицинское обслуживание, построение первого в мире социалистического государства и многое другое. Но, говоря о главном значении Октябрьской революции 1917 года, следует сказать одно – она явилась глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом, что повлияло не только на ход истории России, но и всего мира.

В 20-е годы члены РКСМ боролись с бандитизмом и преступностью, с детской беспризорностью. В конце 1921 года только в Челябинской области на учет было взято 19560 голодающих и безнадзорных сирот. Первая мировая война, гражданская война, эпидемия тифа, голод оставили много осиротевших детей. В ходе борьбы с беспризорностью открывались приемники, детские дома и колонии.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование

После проведенного нами анкетирования среди учителей и учеников МБОУ «Гимназия №26» мы выяснили, что 59% (13 человек) от общего числа опрошенных( 22 человека) интересовались историей нашего города, но лишь 9%(2 человека) из них знают о существовании Миасского детского городка в 1920 – 1930 годы, причем один их ответивших положительно - учитель. Результаты анкетирования подтверждают, что 90% опрошенных хотели бы узнать историю Миасского детского городка в 1920-1930 годы, для того, чтобы расширить кругозор в историко-культурном наследии нашего города. (приложение 1)

2.2. Работа в музеях города Миасса

2.2.1. Работа с литературой

В процессе работы над первой теоретической главой исследовательской работы нами был изучен печатный материал из фондов библиотек города. В читальном зале нам была предоставлена книга «Краеведческий сборник. Истоки» и книга В.Морозова «Город в золотой долине». Настоящее издание «Краеведческого сборника. Истоки» содержит в основном статьи научных сотрудников Краеведческого музея по разным темам, познакомившись с данным сборником, мы обнаружили статью «Миасский детгородок» научного сотрудника Миасского городского краеведческого музея Чухаревой Н.Н., в которой она рассказывает об истории создания детского городка в городе Миассе: «В конце 1921 года только в Челябинской области на учёт было взято 19560 голодающих и безнадзорных сирот, открыто четыре приемника на 450 мест, а также пункты питания на 450 человек… Из архивных документов известно, что в 1923 году было два детских городка – в Златоусте и в Миассе. Чуть позже все детские дома сосредоточились в Миассе. Всего около 30 домов… 1200 больных и истощенных сирот нашли приют в нашем городе. Был трахоматозный детдом для детей с больными глазами. А одному даже дали неофициальное название «Хроник», там жили дети – ревматики и другие нуждающиеся в лечении дети… Сначала детские дома были смешанными, а потом стали комплектоваться по возрастам: дошкольные, школьные и подростковые»[6]. В этой статье были использованы материалы фондов Миасского краеведческого музея, оф.8364, нв 2538, нв 2540, нв 2543, нв 2544, нв 2006.

2.2.2. Работа с архивами Краеведческого музея

Важными для раскрытия нашей темы являются документы предоставленные нам старшим научным сотрудником Банновой Дарьей Владимировной материалы архива Краеведческого музея города Миасса. Где были нам предложены следующие документы: отрывок из письма заведующего детским домом №4 Дунаева Ивана Константиновича, воспоминания Гизаруллина Салях Шакировна, воспоминания Кулаевой Н.И., воспоминания Селёзневой М.Ф., воспоминания Харабриной А.С., письмо Гизатуллина С.Ш.(приложение 4, рис.31)

Тщательно проанализировав отрывок из письма заведующего детским домом №4 Дунаева Ивана Константиновича, мы выяснили: так как Миасс – это город золотопромышленников, он являлся и одним из богатых дореволюционных городков, с красивыми добротными домами купцов золотодобытчиков, держателей магазинов, аптек, мельниц и так далее. Все дома имели хозяйскую зону с приусадебными участками, что и сыграло огромную роль в организации Миасского детского городка. Было много оставленных после гражданской войны теплых домов, где можно было разместить детей-сирот: дом купца Бакакина, Малышева, Маклакова, Гредасова, Жарова, Моисеева, Подрядова, Горяева, Юркина, Филимонова и Симонова и другие. Многие из этих домов по сей день существуют в старом городе, отреставрированы и функционируют. В конце 1923 годы было решено объединить в один детский дом учащихся старших групп школ второй ступени, их набралось до 80 человек. «Пионерская коммуна – было смелое мероприятие», - вспоминает Иван Константинович Дунаев. Решено было работать без воспитателей и технического персонала, но нужно было кому-то взять на себя ответственность, что и сделал Иван Константинович, став заведующим детским домом №4. Ранее он, как и многие другие комсомольцы, был прикреплен к одному из детских домов, переведенных в наш город, в Бакакинский дом, по улице Златоустовской. Днем он работал на заводе, а после работы шел в детский дом, зарплату там не платили. (приложение 4, рис.33, 34, 37)

На вторых краеведческих чтениях города Миасса в 1979 году член историко –краеведческой секции Н.И. Кулаева выступила с докладом об истории Детского городка в г. Миассе 1922-1931 г. (приложение 4; рис. 39,40,41)

2.2.3. Материалы по теме исследования в музее образования в МАОУ "МСОШ №20"

Следующим этапом нашего исследования стало посещение музея Образования в МАОУ "МСОШ №20". Директор музея Образования Ирина Леонидовна Поносова. Информация в музее представлена в двух альбомах, в виде воспоминаний воспитанников детских домов города Миасса: Селезнёвой М.Ф., Затёкина И.И.; воспоминания неизвестного мужчины «Из истории детского и пионерского движения в г. Миассе». (приложение 2)

2.2.4. Материалы по теме исследования в краеведческом музее МКОУ «СОШ 11»

Директор Краеведческого музея МКОУ «СОШ 11» Валентина Семеновна Усольцева. В музее школы имеются вырезки из газет «Под алым стягом» и фотографии прошлых лет, находящиеся в альбоме «Комсомольская и пионерская организация Миасса», что имеет прямое отношение к теме нашего исследования. (приложение 3)Валентина Семеновна познакомила нас с председателем совета педагогов – ветеранов Васильевой Людмилой Михайловной, при личной встрече она с огромным энтузиазмом отнеслась к теме исследования и предоставила нам вырезки из газеты Миасский рабочий 1972 года со статьями «Под алым стягом», под редакцией члена городского совета ветеранов В. Морозова. В данном материале содержится много информации по теме исследования. Краевед В. Морозов, составляя свои статьи, пользовался и материалами архивов, и воспоминаниями бывших воспитанников детских домов. [3] (приложение 3) (приложение 3, рис. 25)

1 ноября 2018 года состоялось мероприятие, посвященное празднованию 100 – летия комсомола в МКОУ «СОШ 11», где я поделилась с гостями – ветеранами своей статьей по теме Миасский детский городок в 1920-1930 годы. Эту же статью я разместила в газете Глагол. (приложение 3; рис. 26-30)

2.3. Работа в архивах

Для получения дальнейшей информации мы обратились в Миасский городской архив. К сожалению, информации по нашей теме там не нашлось, но работник архива посоветовала нам обратиться в архив Златоустовского городского округа. Сделав туда запрос, мы получила письмо следующего характера: «Архив Златоустовского городского округа переезжает в другое помещение, поэтому читальный зал не работает. Документы по указанным Вами темам в архиве имеются».

За информацией по теме исследования мы обратились в Челябинский областной архив, получив положительный ответ, о наличии запрошенных нами документов мы лично поработали с фондом архива: Р 121 Отдел народного образования Миасского уездного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; г. Миасс Миасского уезда Челябинской губернии (1919-1922). По теме нашего исследования мы анализировали: протоколы заседаний районных отделов политического просвещения, комиссий по ликвидации неграмотности, школьных советов, собраний руководителей детских домов (1920–1922). Сведения, списки школьных работников, служащих, учащихся и воспитанников детских домов. Заявления о приеме и увольнении с работы за декабрь 1920 года – декабрь 1921 года. План проведения курсов просветительной работы (1921).  (приложение 5, рис. 40,41)

Изучив заявления о приеме и увольнении с работы за декабрь 1920 года – декабрь 1921 года, мы сделали вывод о том, что в то время кадров, для работы в детских домах не хватало и людям приходилось выполнять обязанности сразу нескольких должностей. Например, заявление о приеме на работу Степана Ляха: «Прошу зачисления в качестве инструктора по трудовому процессу как садовода агародника и пчеловода сапожника и дворника» (орфография и пунктуация оригинала). С целью решения кадрового вопроса на работу в детские дома было направлено много комсомольцев с предприятий и организаций, порой не имеющих должного образования и навыков профессии. Поработав и столкнувшись с трудностями неподготовленности и слишком большой ответственности, комсомольцы были вынуждены подавать заявление на увольнение (из заявления М. Елыкова): «Прошу снять с меня возложенные на меня обязанности, так как чувствую себя в этой области совершенно неподготовленной. Для подготовки же не имею времени, потому что на моем попечении находится больная бабушка 77 лет и хозяйство, в чем удостоверяет Отдел Труда. На основании этого прошу назначить меня на место прежней службы, т.е. в 4 шк. 1 ступени» (орфография и пунктуация оригинала). Органы местной власти пытались решить возникшие трудности в неподготовленности кадров, постоянно работали курсы просветительной работы для учителей, воспитателей, о чём свидетельствуют документы архива. (приложение 5, рис. 54)

Хочется отметить, что время в стране действительно было тяжелым, не хватало не только продовольствия, одежды, предметов личной гигиены, но также и бумаги, поэтому все заявления и многие протоколы были написаны и напечатаны на клочках бумаги, но не чистой, а на обратной стороне этикеток от различных чаёв. (приложение 5, рис. 49)

Из следующих документов «Сметы на вновь открывающиеся детские дома», нам стало известно, что детдома в то время открывались вновь и вновь из-за огромного количества детей – сирот. Здесь отражены хозяйственные нужды для нового детского дома для 100 детей (кровати, столы, стулья, табуретки, умывальники, одежда и так далее). Одновременно в 1920-1921 годах открылось несколько детских домов, о чем свидетельствуют списки детей из архива (детского дома №2,4,5,6).

Постоянно в детские дома попадали новые дети. Из списков детей детских домов, находящихся в архиве, в графах национальности в основном русские, но есть и латыши, турки, татары, мордовы. Родители их умерли в основном в период в 1916 – 1920 года, многие от болезней (тиф, чахотка, холера и другие), но и многие были убиты. Дети разного возраста, но преобладают от 6 до 13 лет (много разных имен, но в приоритете Александр, Николай, Василий, Дмитрий, Захар, Валентина, Вера, Анна, Клавдия, Нина и другие). В графе болезни указано, что почти все дети болели корью, многие тифом, дифтерией, истощением и малокровием (данные декабря 1921 года). Много беженцев – сирот Волынской губернии. Кроме детей-сирот, беженцев были и такие дети, родители которых просили заведующего устроить их детей в детский дом. В архиве мы обнаружили заявление от матери о просьбе принять детей в детский дом, так как отец умер, родственников нет, а матери приходиться постоянно находиться на службе, это заявление от красноармейца Аллы Ивановны Галдиной: «Прошу вас, не найдется ли возможности взять у меня двух детей, девочку и мальчика, девочке 8 лет, мальчику 5 лет, так как я нахожусь на службе и дома не являюсь, совершенно. Да и как их одних, и я все время нахожусь на службе. Прошу не отказывать в моей прозьбе.» (орфография и пунктуация оригинала). (приложение 5, рис.50)

В это непростое время директора детских домов часто собирались вместе на заседаниях, о чем свидетельствуют протоколы архива, где они сообща принимали правильные решения возникших ситуации того времени. Из решений протокола от 22 июня 1921 года мы можем сделать вывод, что в детских домах создавались бригады технического персонала, для шитья белья и других необходимых принадлежностей. Многие учителя уже по несколько лет не могли пойти в отпуск, о чем свидетельствуют заявления, из которых видно, что учителя не имели такой возможности из-за большой нагрузки, организации все новых и новых домов. Поэтому директора детских домов распределили детей на 3 группы по 3 преподавателя на группу; были распределены ночные дежурства, для того что бы по очереди другие могли отдохнуть. (приложение 5, рис. 53)

В архивах мы обнаружили ряд документов – заявлений от директоров, в том числе и от заведующего детским домом №2 Алчеева Александра, о том, что в детских домах не хватает принадлежностей для письма. Администрация была вынуждена сама как то решать эту проблему, пока центр не выделит деньги, дети шили, мастерили поделки, ставили различные постановки и показывали за небольшую плату рабочим: «…доводим до вашего сведения, что 16 сентября детским домом №2 в заводской конторе был поставлен «Концерт - спектакль» детскими силами этого же дома. Чистого сбора всего от того вечера 50000(пятьдесят тысяч рублей). На этот сбор предполагается купить учебные принадлежности для детей, как то (карандашей, чернил, перьев) и т. подобное» (орфография и пунктуация оригинала). (приложение 5)

2.4. Книга «Миасский детский городок в 1920-1930 годы»

В ходе исследования у нас появилась необходимость записать весь собранный материал в единую книгу. Эту книгу мы посвятили 100 – летию комсомольской организации.

В книге «Миасский детский городок в 1920-1930 годы» мы использовали материалы фото – архива, архивные документы, воспоминания, интервью.

Мы считаем, что информация, содержащаяся в книге, углубляет знания в краеведческой области, помогает общему развитию, расширяет кругозор в историко-культурном наследии нашего города, воспитывает такие чувства как уважение, патриотизм и любовь к родному краю.

Этой книгой я поделилась с Краеведческим музеем, музеями школ №11,20. Презентацию книги я провела в Краеведческом музее города Миасса и перед своими одноклассниками на уроке истории.

Благодарим всех за помощь и участие в создании книги «Миасский детский городок в 1920-1930 годы». (приложение 6)

Вывод по Главе II.

Результаты анкетирования среди моих одноклассников и учителей МБОУ « Гимназия№26» подтверждают, что 90% опрошенных хотели бы узнать историю Миасского детского городка в 1920-1930 годы, для того, чтобы расширить кругозор в историко-культурном наследии нашего города. Поэтому было решено собрать и проанализировать всю необходимую информации в Краеведческом музее, музее образования МАОУ «МСОШ №20», музее МКОУ «СОШ 11», Челябинском областном архиве, и записать весь собранный материал в единую книгу «Миасский детский городок в 1920-1930 годы».

Заключение

История это наше прошлое. История человечества, государств состоит из множества исторических страничек, запечатлевших прошлое отдельных не больших поселков и деревень. История любого даже самого маленького городка имеет своё богатое прошлое, созданное судьбами людей. 

Первая мировая война, гражданская война, эпидемия тифа, голод оставили много осиротевших детей. Проблему сирот полностью взяло на себя советское государство. Для ликвидации детской беспризорности были мобилизованы буквально все имеющиеся силы и привлечены все ресурсы. Однако советское правительство считало, что дети — это будущее страны, поэтому эту задачу решали, несмотря на другие проблемы.  В ходе борьбы с беспризорностью открывались приемники, детские дома и колонии. Миасс оказался центром сосредоточения сотен осиротевших детей, оставшихся без крова в годы гражданской войны. Из Златоуста, Юрюзани и других мест Урала, а также из голодающего Петрограда и ряда других городов страны были направлены в Миасс сотни детей для спасения их от голодной смерти и болезней. . Образовался целый детский городок для бывших беспризорников, которых насчитывалось более 1200 человек.

Изучив имеющуюся информацию по теме исследования «Миасский детский городок в 1920-1930 годы» в библиотеках и музеях города Миасса, проанализировав материалы Областного архива города Челябинска, мы пришли к выводу, что организация Миасского детского городка в то время была необходима для того, чтобы не потерять подрастающее поколение. Это доказывает время. Шли годы. Подрастали ребята, заканчивали 7- летнюю школу, трудоустраивались, поступали в техникумы, становились учителями, инженерами в угольной промышленности, металлургии. Почти все получили среднее и высшее образование, были депутатами, имели правительственные награды. И всей своей счастливой судьбой они обязаны заботе советской власти о них. (приложение 4, рис. 40,41)

И на заре советской власти и в настоящее время забота о детях всегда была важнейшей государственной задачей.

Проведя повторное анкетирование среди своих одноклассников, предварительно познакомив их с историей Миасского детского городка в 1920-1930 годах, мы увидели, что все респонденты ответили положительно на вопрос: «Расширился ли Ваш кругозор в историко-культурном наследии нашего города, почувствовали ли Вы уважение, патриотизм и любовь к родному краю?».

Проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что, если мы познакомимся с историей Миасского детского городка в 1920-1930 годы, то это позволит нам улучшить знания об истории нашего города, расширить кругозор в его историко-культурном наследии.

Выполненное исследование не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы и будет продолжено дальше.

Список источников информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/Миасс (дата обращения 28.11.2018г.)

https://topwar.ru/75993-iz-istorii-detskoy-besprizornosti-v-rossii.html (дата обращения 6 декабря 2018 г.)

Газета Миасский рабочий, статьи «Под алым стягом» от 16 февраля 1972 года, 1 марта 1972 года, 2 марта 1972 года, 10 марта 1972 года, 14 марта 1972 года, 16 марта 1972 года, 21 марта 1972 года, 23 марта 1972 года, 28 марта 1972 года.

Мандрыгин В. В. Миасский завод и его окрестности в 1917-1919 годах. Сборник документов и материалов / Сост.: Мандрыгин В. В., Сумина Е.В. — Челябинск: 2005. — 376 с.

Морозов В.В. Город в золотой долине / В.В.Морозов. — Изд.третье, перераб. и дополн. – Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1983. – 190с., ил.

Наумова Г.М Мой приветливый город Миасс: Сост. Наумова Г.М., Соколова З.А., Еремин В.Г., Бейнарович О.О.; Под ред. Губко Г.В. – Миасс «Геотур», 1988. – 400 с., 122 цв. ил., 144 ил.

Овчинникова А.П. Истоки: краеведческий сборник / Отв.редактор А.П.Овчинникова. – Миасс: Геотур, 2005. – 157с., ил. - (Выпуск № 3.)

Юзеева О. Про Миасс и всё-всё-всё: детская краеведческая энциклопедия /. — Челябинск : Студия дизайна и типография ТЕТА, 2016. — 220 с.

Приложение 1

Анкетирование для учеников и учителей

Интересовались ли вы когда-либо историей своей Малой Родины – города Миасса?

Да Нет

Знаете ли вы о существовании Миасского детского городка в 1920-1930 годах?

Да Нет

Хотели бы вы узнать историю Миасского детского городка, для того, чтобырасширить кругозор в историко-культурном наследии нашего города?

Да Нет

Результаты первого анкетирования педагогов

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Результаты первого анкетирования учеников

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Приложение 2

Воспоминания неизвестного мужчины «Из истории детского и пионерского движения в г. Миассе»: «С первых дней становления советской власти после Империалистической войны, 1914 – 1917 годах, Владимир Ильич Ленин поставил вопрос о необходимости борьбы с детской беспризорностью. Эта гигантская работа была возложена на плечи Ф.Э Дзержинского, и он с ней справился, хотя в условиях гражданской войны и разрухи это было очень тяжело… В конце 1919 и начале 1920 годов я тоже вынужден был беспризорничать и жить чем придется, спать под одной из лавчонок, на миасском базаре, где варились, продавались супы, каши, и стало быть имелась печка, около которой можно было немного обогреться… В начале 20х годов, когда голодать стало невмоготу, нас, беспризорных, на базаре собрала милиция и комсомольцы, и устроили в детский дом… Я попал в детский дом №4. В 1923 году меня перевели в детский дом №5 по Свердловской улице… В 1923 году в Миассе насчитывалось 25 детских домов, и для управления ими был создан Детский городок. В 1920 году в Тургояке была создана колония несовершеннолетних правонарушителей… В 1923 году во все детские дома были посланы комсомольцы для организации работы с детьми. Они и создавали первые пионерские отряды в Миассе… В 1924 году на озере Кысыкуль, был создан первый пионерский лагерь… Есть в Миассе Детский переулок, на этом переулке было всего 9 домов, и в четырёх из них в 20х годах были размещены детские дома, поэтому переулок и называется Детским… Прошло много лет, мы уже постарели. Давно жизнь разметала нас по всей нашей стране, по городам и сёлам. Я знаю, что все мы, бывшие воспитанники миасских детских домов, первые пионеры, активно участвовали в строительстве новой жизни, были участниками Великой Отечественной войны и боролись с фашистскими захватчиками, кто остался жив, продолжают работать на счастье народа… Все мы бывшие беспризорники, воспитанники детских домов, первые пионеры от всей души благодарны В.И. Ленину, Коммунистической партии, Комсомолу, советской власти за то, что стали людьми, стали активными строителями коммунизма».

Документы в музее образования в школе №20.

Р ис.1,2,3 История Детского дома имени Л.Н. Сейфулиной

Рис.4,5 Воспоминания Селезнёвой М.Ф.

Р ис.6,7 Воспоминания Селезнёвой М.Ф.

Р ис.8,9 Воспоминания Селезнёвой М.Ф.

Р ис. 10,11 Воспоминания Селезнёвой М.Ф.

Рис.12,13 Фотографии из альбома «Миасский детский городок»

Р ис.14,15 Воспоминания Абрамовой М.В.

Рис. 16,17 Воспоминания Абрамовой М.В.

Р ис.18,19 Из истории детского и пионерского движения в г. Миасс Рис.20,21 Из истории детского и пионерского движения в г. Миассе

Рис.22 Рис. 23 Воспоминания Ветерана пионерского движения в трудовых колониях И.И. Затёкина.

Приложение 3

Вырезки из газеты Миасский рабочий 1972 года со статьями «Под алым стягом», под редакцией члена городского совета ветеранов В. Морозова: «Весной 1920 года из Москвы в Миасс приехал Иван Затёкин, чекист, бывший балтийский матрос, участник Октябрьской революции. Город был освобожден от колчаковцев, но в окрестных казачьих станицах бесчинствовали недобитые белые банды. Приехавший из Москвы чекист стал командующим войсками особого назначения в Миасском уезде, куда входили отряды коммунистов и комсомольцев. Банды были разгромлены. У чекиста имелось другое важное задание из центра: он являлся уполномоченным ВЦИК республики по борьбе с беспризорностью. У этого человека с непреклонным лицом, глаза теплели, когда речь заходила о детях. В городе под его руководством начала работать комиссия по борьбе с беспризорностью.

Через станцию Миасс, в Сибирь, ехало много бездомных детей. Дежурившие на станции чекисты, комсомольцы находили их и приводили в детдома. Некоторые, сумев улизнуть, пробирались на городской рынок в надежде чем-нибудь поживиться или выпросить у миассцев кусок хлеба. Из Златоуста, Юрюзани и других мест Урала, а также из голодающего Петрограда и ряда других городов страны были направлены в Миасс сотни детей для спасения их голодной смерти и болезней. Многие из них были размещены в бывших военных казармах и поселке Тургояк. Так у озера Тургояка появился целый детдом. А в последующие годы – с 1921 – по 1926 год в Миассе их стало около 30. Образовался целый детский городок для бывших беспризорников. Первым директором детского городка бы коммунист – большевик педагог Николай Федорович Хлёсткин. Он многое сделал, чтобы питомцы детских домов были окружены вниманием и заботой. Здесь их лечили, кормили, одевали и обували. В детских домах ребят обучали грамоте и разным ремеслам. Страна голодала, но для детей не жалела ничего. Для них были отведены лучшие дома местных богачей, бежавших от красных с колчаковцами в Сибирь. Люди ничего не жалели во имя спасения погибающих от голода детей. Рабочие отчисляли часть заработка и скудного пайка в детский фонд. Женделегатки, комсомолки безвозмездно обслуживали детдома: обмывали завшивевших ребят, стирали и чинили им одежду. Дома разделялись на дошкольные и школьные. Дети учились в начальных школах, а кто постарше – в школе второй ступени и школе – трудкоммуне с производственным уклоном.

Человек 8 молодых ребят из комсомольской организации напилочного завода в марте 1923 года были направлены в детдома провести беседы. Их первая встреча была судьбоносной, как для них, так и для ребят из детского дома. Они так сдружились с детдомовцами, что стали частыми гостями. Потом их прикрепили к детдомам для постоянной работы. Среди них: Иван Дунаев, Петр Васильев, Иван Глинин, Александр Алчеев, Павел Хлыстов, Константин Селезнёв. Подчас не заходя домой после работы, они шли к ребятам: проводили политбеседы, разучивали песни, занимались физкультурой. Ребята привязались к своим старшим товарищам и очень любили их. Запевалами пионерского движения в Миассе стали комсомольцы в 1923 году. Стали появляться первые пионерские отряды в детских домах. Первая пионерская коммуна появилась в детском доме №4 на Кундравинской улице. Там ребята всё делали сами, а руководило избранное самоуправление. Уже к маю пионерские отряды были созданы в нескольких домах.

За городским прудом, на горе, в двухэтажном кирпичном здании с церковкой, где до революции находилось низшее ремесленное училище, открыли школу – трудкоммуну. Учились здесь детдомовцы-мальчики и девочки. Многим было лет 15 – 16. После учёбы они шли в мастерские: слесарную, токарную, сапожную, швейную, столярную. Бывшие беспризорники изготовляли детгородку мебель, обувь, шили одежду.

Мальчики жили в детдоме №2, занимая два задания, принадлежавшие раньше мельнику Дунаеву. В угловом доме (Пушкина,2) в 1919 году помещался первый комитет комсомола. На нем теперь имеется мемориальная плита, напоминающая об этом. Девочки жили дальше, в детдоме №19, за Златоустовским переулком. В каждом общежитии имелось детское самоуправление, подчинявшееся заведующему детдомом. Обслуживающий персонал – только прачка и кухарка. Все остальное делалось ребячьими руками.

В начале 1925 года в трудовых коммунах состояло около 80 ребят. Трукоммуновцы жили активно. Имелись разные самодеятельные кружки. В бывшей церквушке теперь ставились спектакли. Пел хор. Горячо брались пионеры и за другие дела. Всей коммуной выходили на субботники, которые тогда устраивались часто, чтобы скорее ликвидировать последствия разрухи. Заготавливали торф на Ильменском торфяннике для электростанции, дававшей ток напилочному заводу. Ходили пешком за 35 километров в село Травники, помогали там крестьянам в поле. Всё заканчивалось весёлым концертом гостей на площади села.

В детском городке уделялось большое внимание здоровью детей. 1 лагерь разбили у озера Кысыкуль в 1924 году. Всего 3 палатки: одна для хранения продуктов, одна для мальчиков, одна для девочек. Человек на 20.

В 1925 году уже отряды школы Трудкоммуны под руководством пионерработников В. Хлыстова, А. Деминой, В. Морозова выехали в с. Чебаркуль. Пионеркоммуна со своим вожатым И. Дунаевым – в с. Кундравы.

Самый большой детдомовский лагерь устроили недалеко от озера Тургояк, в помещениях бывшего женского монастыря. Сюда выехали воспитанники детдомов №1,5,7,10,15, 21 – до десятка отрядов, насчитывавших около 250 пионеров. Начальником его был П. Васильев, завучем – К.Селезнев, физкультурником – Е. Витушкин.

Популярным в те годы был лозунг «Смычка города с деревней». Лагеря держали связь с крестьянами и их детьми. Помогали в полевых работах. Устраивали спортплощадки. Выступали с концертами самодеятельности. Наводили порядок в избах-читальнях, украшали их лозунгами. Встречались с участниками революции и гражданской войны. Совершали походы в соседние деревни – большие и малые. Помогали организации детского движение на селе. В 1927 году пионерлагерь детдомовцев находился в с. Чёрное.

В детгородке делалось многое для того, чтобы научить ребят разным ремеслам, развить художественное творчество. Большую роль в этом сыграл открытый в 1925 году первый пионерский клуб. Он помещался в том же маклаковском купеческом доме, где раньше жили ребята из отряда пионеркоммуны. Заведовал им комсомолец Миша Морозов, воспитанник детгородка. Создавали кружки рисования, хоровой, музыкальный, танцевальный. Позже в смежном помещении оборудовали мастерскую, где ребята учились швейному, столярному, слесарному делу. Руководили ими рабочие завода».

Документы музея школы №11

Рис.24 Альбом «Комсомольская и пионерская Рис. 25 Выставка, посвященная 100-летию организация Миасса» комсомольской организации

Рис.26 Статья в газете «Миасский рабочий» от 21 марта 1972 года

1

ноября 2018 года: Мероприятие, посвященное 100-летию комсомола

Рис.27 Рис. 28 Бывшие комсомольцы


 

Рис.29 Выступление на мероприятии, Рис.30 Круглый стол на мероприятии,

посвященном 100-летию комсомола посвященном 100-летию комсомола

 

Рис. 31 Статья Максимовой Елизаветы в Газете «Глагол» (выпуск от 1 ноября 2018 года)

Выступление на городском мероприятии, посвященном 100- летию комсомола.

Первая мировая война, гражданская война, эпидемия тифа, голод оставили много осиротевших детей. В ходе борьбы с беспризорностью открывались приемники, детские дома и колонии. Из архивных документов известно, что в 1923 году было два детских городка – в Миассе и Златоусте, чуть позже детские дома сосредоточились в Миассе. 1200 больных и истощенных сирот нашли приют в нашем городе.

Именно в детских домах были созданы первые пионерские отряды в Миассе, которые маршировали под барабаны по улицам города. Пионеры, под чутким руководством комсомольцев, работавших в их детских домах, готовили концерты и выступали с ними в детских домах, клубах, ближайших деревнях. С увлечением готовились к революционным праздникам.

В этом году тема моей исследовательской работы: «Миасский детских городок».

Работая над темой, я увидела огромное значение комсомола в истории детского городка в городе Миассе. Это и помощь работникам детских домов, и общение с детьми и подготовка различных развлечений для них, о чём свидетельствуют многие архивные документы и фотографии. Информация по этой теме имеется в Краеведческом музее, музее образования школ №11,20, Златоустовском архиве.

Попав в музей школы № 20, в одном из альбомов «Миасский детгородок», я обнаружила воспоминания неизвестного мужчины, которые наиболее четко и лаконично характеризуют данный отрезок времени. Сейчас я представляю вашему вниманию воспоминания из истории детского и пионерского движения в городе Миассе:

«С первых дней становления советской власти после Империалистической войны, 1914 – 1917 годах, Владимир Ильич Ленин поставил вопрос о необходимости борьбы с детской беспризорностью. Эта гигантская работа была возложена на плечи Ф.Э Дзержинского, и он с ней справился, хотя в условиях гражданской войны и разрухи это было очень тяжело.

В конце 1919 и начале 1920 годов я тоже вынужден был беспризорничать и жить чем придется, спать под одной из лавчонок, на миасском базаре, где варились, продавались супы, каши, и стало быть имелась печка, около которой можно было немного обогреться.

В начале 20х годов, когда голодать стало невмоготу, нас, беспризорных, на базаре собрала милиция и комсомольцы, и устроили в детский дом.

Я попал в детский дом №4. В 1923 году меня перевели в детский дом №5 по Свердловской улице.

В 1923 году в Миассе насчитывалось 25 детских домов, и для управления ими был создан Детский городок. В 1920 году в Тургояке была создана колония несовершеннолетних правонарушителей.

В 1923 году во все детские дома были посланы комсомольцы для организации работы с детьми. Они и создавали первые пионерские отряды в Миассе.

В 1924 году на озере Кысыкуль, был создан первый пионерский лагерь.

Есть в Миассе Детский переулок, на этом переулке было всего 9 домов, и в четырёх из них в 20х годах были размещены детские дома, поэтому переулок и называется Детским.

Прошло много лет, мы уже постарели. Давно жизнь разметала нас по всей нашей стране, по городам и сёлам. Я знаю, что все мы, бывшие воспитанники миасских детских домов, первые пионеры, активно участвовали в строительстве новой жизни, были участниками Великой Отечественной войны и боролись с фашистскими захватчиками, кто остался жив, продолжают работать на счастье народа.

Все мы бывшие беспризорники, воспитанники детских домов, первые пионеры от всей души благодарны В.И. Ленину, Коммунистической партии, Комсомолу, советской власти за то, что стали людьми, стали активными строителями коммунизма».

Приложение 4

Доклад члена историко –краеведческой секции Н.И. Кулаевой об истории Детского городка в г. Миассе 1922-1931 г.: «В связи с политехнизацией школы Детский городок открыл в 1927 году Рабочий дом для обучения ребят трудовым навыкам. Были мастерские: слесарная, столярная, переплётная, позднее керамическая. Руководство напилочного завода выделило хороших мастеров для работы в этой рабочий дом: Бодров, Жмаев, Зайцев. Занятия шли по графику и плану каждой мастеровой.

Для сплочения детских коллективов и улучшения учебно – воспитательной работы стали создаваться кустовые объединения 2-3 детских домов, расположенных поблизости.

Педагогические коллективы проводили совместные собрания, взаимные проверки, а пионеры – сборы, игры, концерты, прогулки в лес, экскурсии.

В детском городке была комсомольская организация воспитателей. Секретарь - Фая Ефимова.

В 1929 году состоялась экскурсия в Москву большой группы воспитанников.

Шли годы. Подрастали ребята, заканчивали 7-летнюю школу, трудоустраивались, поступали в техникумы. Многих старших девушек направляли вожатыми и воспитателями в детские дома.

Бывшие беспризорники обязаны заботе советской власти о них. Зоя Колодина, Тамара Романова, Мария Казанцева стали учителями, Вера Булкова инженером в угольной промышленности, Павел Алфеев – маркшейдер на Бакале, Шура Баранова - металлург.

Почти все получили среднее и высшее образование, многие были депутатами, многие получили правительственные награды.

Отмечая 245 – летие со дня рождения города Миасса нужно еще раз сказать, что на заре советской власти и в настоящее время забота о детях всегда была важнейшей государственной задачей».

Д окументы из архива Краеведческого музея г. Миасса

Р ис.32 Опись папки Т2 Рис.33 Здания детских домов

Рис.34,35 Из письма заведующим детским домом №4 Дунаева Ивана Константиновича

Р ис.36 Дома купца Кузнецова после купца Бакакина Рис.37 Магазин купца Стахеева

Рис.38 Из письма заведующего детским домом №4 Дунаева Ивана Константиновича

Рис.39 Доклад Н.И. Кулаевой

Рис.40,41 Доклад об истории Детского городка в г. Миассе 1922-1931 г. члена историко –краеведческой секции Музея Н.И. Кулаевой

Приложение 5

Документы из Челябинского областного архива

Рис.42,43 Фонд Р-121

Рис.44 Читальный зал Рис.45 Протоколы заседаний школьных советов и собрания руководителей детских домов, списки школьных работников , служащих, учащихся и воспитанников детских домов

Рис.46,47 Материалы о школах и детских домах гор. Миасса

Рис.48 Списки воспитанников одного из детских домов.

Рис.49 Обратная сторона бумаги Рис.50 Заявление

Рис.51,52 Заявление и удостоверение

Рис.53 Постановление Рис. 54 Заявление о приеме на работу

Приложение 6

К нига «Миасский детский городок в 1920-1930 годах»

Рис.55 Книга «Миасский детский городок в 1920-1930 годах»

Просмотров работы: 447