Монументальная скульптура как отражение жизни городского округа Павловский Посад

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Монументальная скульптура как отражение жизни городского округа Павловский Посад

Орлова Г.А. 1
1МОУ СОШ № 11 г.о.Павловский Посад Московской области
Орлова А.В. 1
1МОУ СОШ № 11 г.о.Павловский Посад Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Неправда ли - примерам нет конца

Тому как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взгляд потомка восхищенный

И замыслом и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело

С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны. Какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Искусство играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

Цели и задачи исследования:

Я определила следующую цель своей работы: изучение монументальных скульптурных композиций на территории городского округа Павловский Посад

Задачами работы являются:

- Провести анкетирование учащихся МОУ СОШ № 11, чтобы установить их знания о скульптуре.

- Осуществить исследование и художественный анализ монументальных скульптур и скульптурных композиций, расположенных на территории городского округа Павловский Посад:

определить место расположения скульптур и скульптурных групп городского округа Павловский Посад,

провести классификацию скульптур по предварительно выработанной методике,

определить своеобразие Павлово-Посадских скульптур в градостроительной архитектуре.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что за последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.

Актуальность данной работы также была подтверждена данными анкетирования учащихся 8-10 классов. Опрошено 60 человек. Многие ответили, что посещают художественный музей и выставки. (40 человек - 66,67%). Привлекает скульптура 30 человек (50%). Больше половины опрошенных (52 человека - 86,67%) назвали известных скульпторов: Микеланджело, К. Б. Растрелли, Е.В.Вучетич. Однако, скульптуры городского округа Павловский Посад, какому событию и кому они посвящены знают лишь единицы: 14 человек -

(23, 3 %) назвали памятник Г. Курину, В.И. Ленину на площади Революции, скульптурную группу- символ города назвали 7 человек (11,67 %). Все опрошенные назвали памятник воинам-большедворцам в пос. Большие Дворы. Личность Ф.Э. Дзержинского оказалась известной для 15 обучающихся (25 %), космонавта В.Быковского знают 48 человек (80 %). Абсолютно все учащиеся заинтересовались видами скульптур и причинами их появления на территории городского округа Павловский Посад.

Исходя из сказанного выше, я выдвинула следующую гипотезу: скульптурные композиции городского округа Павловский Посад связаны с историческими событиями, отражают реалии определенной эпохи.

Основные методы исследования:

Библиографический метод (работа с научной и краеведческой литературой); анкетирование, поиск информации в Интернете, метод сравнительного анализа, проведение натурных обследований и фотофиксации скульптур.

Объектами исследования моей работы стали: 29 скульптур и скульптурных группы городского округа Павловский Посад

В работе использованы работы Вагнера, Г. К, Н.И. Платоновой, В.Д. Синюкова, специализирующихся на изучении скульптур и скульптурных групп.

Практическая значимость работы определяется возможностью ее использования на уроках искусства, истории, краеведении, при изучении тем, посвященных культуре, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях краеведческой направленности.

Основная часть. История появления скульптурыкак вида искусства (теоретическая часть).

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются в доисторических временах; скульптурные творения были вызваны потребностью человека, ещё не вышедшего из первобытного состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною1. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Стоит отметить, что небольшие каменные изображения людей встречаются и у наших предков - восточных славян; эти изображения, имеют сакральный характер. Располагались они в капищах, в них наши предки устанавливали идолов языческих богов.

Таким образом, скульптура - от латинского skulpo- «вырезаю, высекаю»- вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем2 (Рис. 1).

Виды и назначение скульптуры.

Скульптура по своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа (Рис. 2).

Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности. Рельеф-(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской) (Рис. 3). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа3.

По своему назначению скульптура подразделяется:

- на монументальную;

- на монументально-декоративную;

- станковую;

- скульптуру малых форм.

Первым и, пожалуй, основным является монументальная скульптура, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей4. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает) (Рис. 4).

Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнутри, так и снаружи: статуи на городских мостах, группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы и т. д. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи5 (Рис. 5).

Станковая скульптура называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура")6 (Рис.6).

Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура "малых форм".Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, дерева и других материалов, изображающие людей и животных7 (Рис. 7).

На территории городского округа Павловский Посад мною выявлена только монументальная скульптура.

Сравнительный анализ скульптур и скульптурных групп городского округа Павловский Посад (практическое исследование).

В моей исследовательской работе, посвященной изучению скульптурных композиций, я решила подробно рассмотреть все скульптурные памятники, располагающиеся на территории городского округа Павловский Посад. За основу анализа я взяла вышеуказанную классификацию, моя задача - определить виды скульптур, назначение и причины их появления на территории нашего округа.

Согласно проведенному исследованию я получила следующие результаты по изучению скульптурных композиций, располагающихся на территории моего городского округа.

Среди скульптур, находящихся на территории городского округа Павловский Посад, я обнаружила оба вида скульптур - круглую монументальную скульптуру и рельеф. Круглых скульптур на территории моего городского округа выявлено- 24 скульптуры, что составляет 86, 2 %. Рельеф как вид скульптуры составляет 13,8 %. Из круглых скульптур 7 композиций относятся к станковой скульптуре, что составляет 24,1 %. 22 скульптуры - монументальные (75, 9 %)

Круглые скульптуры нашего города относятся по своему назначению к монументальным и станковым скульптурам, каждая из которых имеет свое функциональное назначение. Большая часть скульптурных композиций создана в период существования Советского Союза и была призвана «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции»8 (из декрета Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 г.)

По результатам моего исследования круглые (монументальные и станковые) скульптуры можно классифицировать по их назначению следующим образом:

- 1 группа скульптур, посвящена революции 1917 года и последующим за ней событиям, цель которой - «монументальная пропаганда» Советского государства и утверждение его идей;

- 2 группа скульптур - исторические личности, которые связаны с городом Павловский Посад, деятельность которых, прославила наш город;

3 группа включает одну скульптуру- символ города, связанный с его основанием;

- 4 группа - советская парковая скульптура, получившая широкое распространение в годы Советской власти;

- 5 группа – скульптуры, связанные с трагической, но в то же время патриотической страницей нашей истории - Великой Отечественной войной.

Ключевое место среди скульптур, посвященных революционным событиям, принадлежит В.И. Ленину. Октябрьская революция 1917 года и все события, последовавшие за данным событием, оказали прямое воздействие на развитие жанра скульптуры. Социалистический реализм «шагал» по стране, поэтому все жанры культуры были подчинены его влиянию. В период существования СССР скульптурных композиций, посвященных «вождю мирового пролетариата», насчитывалось свыше 10. В настоящий момент мною обнаружено 4 скульптуры вождя- это памятник В.И. Ленину на площади Революции (центр города) (Рис. 8), у проходной завода «Экситон» (Рис.9), у проходной бывшей Павлово-Покровской фабрики (Рис. 10) и полуразрушенная скульптура в д. Данилово (Рис. 11).

С распадом СССР, с изменением государственной идеологии, памятники Ленину стали сноситься. Таким образом, исчезли скульптурные композиции, посвященные Ильичу у школы № 18 (Рис. 12), у Льнокомбината в пос. Большие Дворы, у ДК «Октябрь» (Рис. 13). Групповая скульптура «Ленин-Сталин» также прекратила существование в городском парке (Рис. 14). Памятник И.В. Сталину, некогда располагавшийся у ДК «Павлово-Покровский» был снесен в период хрущевской «оттепели» (Рис. 15). Бюсты Ленина демонтированы у школы № 11, в пионерском лагере «Ленок», который прекратил свою работу (Рис. 16).

Бюст Я.Свердлова, соратника В.И. Ленина, находившийся когда-то у ДК «Филимоновский», также демонтирован (Рис. 17). Некоторые скульптурные композиции, имеющие революционную направленность, существуют в нашем городе и сегодня. Это памятник Ф.Э. Дзержинскому, возглавлявшему в годы революции ВЧК, у отдела ОВД (Рис. 18).

Жизнь скульптур, связанная с историческими личностями нашего города, ведет отсчет с момента открытия памятника в районе бывшего Дома быта «Аленушка» В.Быковскому, пятому космонавту СССР, уроженцу города Павловский Посад, в 1983 г. (Рис. 19). В 1990-е годы появились скульптурные композиции, посвященные герою Отечественной войны 1812 года, партизану Герасиму Курину (сквер напротив Воскресенского собора), который стал организатором и вдохновителем борьбы против французов в 1812 году на территории Вохонской волости (Рис. 20) и основателю Рахмановского шелкового комбината И.П. Заглодину ( с. Рахманово) (Рис. 21). Их имена по праву вписаны в историю нашего района.

Периодом расцвета парковой скульптуры в нашем городе стали советские времена, когда скульптурные композиции были «своеобразным связующим звеном между природой и человеком, с помощью которого в человеке пробуждаются чувства прекрасного и творческие силы»9, - писал академик Д. Лихачев. Поэтому советские граждане, гуляющие по городскому парку, могли видеть единение природы и советского человека - скульптур, пропагандирующих семейные ценности: семью, мать и дитя. Ценность семьи представлена и в скульптурах, расположенных и сегодня на территории бывших детских садов (ныне - здание Управление образования г.о. Павловский Посад) (Рис. 22), а также в небольшом количестве сохранившихся на территории дошкольных учреждений (ДОУ № 24, ДОУ № 26 пос. Большие Дворы) (Рис. 23, 24). Отдельно нужно отметить «Филимоновскую Мадонну»- скульптурную композицию, находящуюся в районе Филимоново городского округа Павловский Посад: мать с нежностью смотрит на новорожденное дитя, другой рукой она придерживает старшего сына. Памятник находится на территории бывшего дома купца А.Е. Соколикова ( ныне - КВД) (Рис. 25).

Пионерское детство- дружбу, спорт, здоровый образ жизни можно было обнаружить в советской парковой скульптуре, располагающихся ранее на территории бывших пионерских лагерей- «Ленок», «Восток-5», «Сосновый бор» (Рис. 26). Скульптуры детей, пропагандирующих здоровый образ жизни, можно и сегодня встретить на территории одного из старейших стадионов нашего города - «Юность» (Рис. 27). К сожалению, не все скульптуры сохранились до наших дней. Некоторые вовсе не подлежат восстановлению (Рис. 28). Несмотря на то, что искусствоведы не отмечают особой ценности данных композиций, на мой взгляд, эти скульптуры - дань целой эпохе, в период которой появились новые жанры и произведения.

На мой взгляд, существует две причины исчезновения скульптур данной группы:

1) Материал, из которого изготавливалась советская парковая скульптура- гипс не был долговечным. Бетонные же скульптуры без должного ухода и реставрации также пришли в негодность.

2) Обветшание этих скульптур особенно пришлось на постсоветский период, когда идея «монументальной пропаганды» перестала быть актуальной.

В отдельную группу выделена скульптурная группа – символ города. Две фигуры женщин держат в руках набивные платки и узорчатые материи, представляя текстильное производство, в руках у третьей женщины канитель, символизирующая архитектуру и строительное дело; мужчины олицетворяют рыбную ловлю и земледелие (Рис. 29). К этой же группе относится скульптурная композиция, посвященная героям Отечественной войны 1812 года, расположенная у ДК «Большедворский» в пос. Большие Дворы. (Рис. 30)

Особое место в скульптуре как искусстве занимает Великая Отечественная война. Нет ни одной семьи в нашем государстве, куда бы не постучалась эта беда. Поэтому не случайно, что жанр скульптуры получил новое развитие в послевоенный период. Согласно теме моего исследования, я изучила скульптурные композиции, посвященные Великой Отечественной войне. Памятники неизвестному герою, скульптурный мемориал погибшим воинам составляет 70 % от общего количества скульптурных композиций. Это «Памятник погибшим воинам – работникам фабрики им. Свердлова» (1987 г., 2014- реконструкция) (Рис. 31), «Мемориал погибшим воинам – большедворцам в годы Великой Отечественной войны» (1970 г.) (Рис. 32), «Мемориал воинам Великой Отечественной войны» в с. Рахманово (1975 г.) (Рис. 33), «Мемориал погибшим воинам – жителям деревни Крупино» (1974г.) (Рис. 34), «Памятник солдату» в д. Алферово (1992 г.) (Рис. 35), Мемориал «Братские могилы» на городском кладбище (1947г., реконструкция в 1965, 1990, 2010 гг.) (Рис. 36), памятник Неизвестному солдату на улице Привокзальной (1970 г.) (Рис. 37).

«Бюст Герою Советского Союза Ивану Федоровичу Пескову» (1922-1972) установлен в д.Аверкиево (Рис. 38). «Памятник герою Советского Союза – летчику А.С. Потапову» (1914-1943 гг). установлен в районе бывшего ДК А.С. Потапова (рис. 39) . «Бюст Герою Советского Союза В.В. Маркову» установлен в здании автовокзала (Рис. 40).

В мае 2020 года вся наша страна будет отмечать великий праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Проходят годы безвозвратно, поколения сменяются следующими поколениями, все меньше остается очевидцев страшных событий тех сороковых годов. Мы, подрастающее поколение, должны помнить о тех, кто ценой своей жизни совершил героический подвиг, победил фашистских захватчиков.

На сегодняшний день развитие жанра скульптуры на территории нашего города находится в стагнации. Среди скульптур, появившихся в последнее время- скульптуры в анималистическом стиле, выполняющие декоративную функцию. Скульптуры кота, лошади, симпатичной таксы уютно расположились на пешеходной зоне у дома Широкова (Рис. 41).

Выводы:

Проведя данное исследование, я подтвердила свою гипотезу и пришла к следующим выводам:

Скульптурные композиции городского округа Павловский Посад связаны с историческими событиями, отражают реалии определенной эпохи.

Основание жанра скульптуры в нашем городе связано прежде всего с советской эпохой и появившемся в нем жанром социалистического реализма.

Скульптура городского округа Павловский Посад в обобщенных, монументальных образах выражает героические идеалы своего времени.

Скульптурная форма раскрывает содержание скульптурного произведения, развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм.

Заключение

И в заключение, хотелось бы отметить - создание скульптуры - это активный трудовой процесс. Творчество скульптора - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому, как в живописи основное выразительное средство - изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью.

В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы, изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа). Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали.

Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.

Список источников и использованной литературы.

Вагнер, Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV - XV веков / Г.К. Вагнер. - М.: Искусство, 1980.- с. 457

https://helpiks.org/category.php

Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — с. 650

Советская скульптура, №8, 1984. - М.: Советский художник, 1984,- с. 267.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-12.htm

Приложение

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Рис.4 Рис. 5 Рис. 6

Рис.7 Рис. 8

Рис. 9 Рис. 10

Рис. 11 Рис. 12

Рис. 13 Рис. 14

Рис. 15 Рис. 16

Рис. 17 Рис. 18

Рис. 19 Рис. 20 Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23 Рис. 24 Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27 Рис. 28

Рис. 29 Рис. 30

Рис. 31 Рис. 32

Рис. 33 Рис. 34 Рис. 35

Рис. 36 Рис. 37

Рис. 38 Рис. 39 Рис. 40

Рис. 41

1Вагнер, Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV - XV веков / Г.К. Вагнер. - М.: Искусство, 1980, стр. 12

2https://helpiks.org/category.php

3 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. Стр. 314 

4Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 297. 

5 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 301 

6 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 303. 

7 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 304. 

8http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-12.htm

9Советская скульптура, №8, 1984. - М.: Советский художник, 1984, стр. 25.

5

Просмотров работы: 241