«Первые школы России, Башкортостана, г. Стерлитамак»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Первые школы России, Башкортостана, г. Стерлитамак»

Лубов Д.А. 1
1МАОУ "СОШ №9" г. Стерлитамак РБ
Лубова Е.М. 1
1МАОУ "СОШ №9" г. Стерлитамак РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Сегодня, когда современное российское образование выходит на путь реформ и обновления, стоит ли говорить о древнерусской школе, образовании и воспитании наших предков: когда пришла школа к нашим предкам? Какой она была? Чему учили в древнерусской школе? Есть ли связь между древнерусской и современными школами? Несомненно, да, стоит. Надо понимать и чувствовать школу как единое историческое целое со своими традициями и новациями. Тысячелетие школы позади нас, а это значит, что и целое тысячелетие – впереди нас. Необходимо перенять всё лучшее из этой тысячелетней истории школы и на этом фундаменте строить школу будущего.

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, самообразование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Многие люди обитали «во тьме незнания».

Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Разберёмся в этом подробнее.

Цель работы – выявление особенностей появления и развития древнерусских школ, а также первых школ Башкортостана и г. Стерлитамак.

Задачи:

Познакомиться с историей возникновения первых школ на Руси.

Узнать, как и чему учили сверстников ребят не только на Руси, но и в Башкортостане, в г. Стерлитамак.

Осознать важность образования в жизни человека.

Изучить литературу и источники по данной теме.

Провести анкетирование среди сверстников и восполнить пробелы в их знаниях на эту тему.

Объект исследования: первые образовательные учреждения России, Башкортостана, г. Стерлитамак.

Предмет исследования: время появления и процесс обучения в первых школах.

Гипотеза: Возможно, многие мои одноклассники не знают, когда появилось и как развивалось образование на Руси, в Башкортостане и в г. Стерлитамак. Первые школы не были доступны для всех слоёв населения; обучаться грамоте могли не все.

Этапы работы:

подбор и анализ литературы;

проведения анкетирования;

обработка результатов;

подведение итогов

Воспитание и обучение у древних славян

Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых общих чертах. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций: включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации.

Воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом «матёрый», т. е. воспитанный матерью. Большое значение в этот период придавалось военному обучению.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с другими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографическое письмо. Это было примитивное письмо, на основе которого не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.

Настоящее распространение письменности и организация систематического обучения начались, безусловно, с момента крещения Руси. Факт совпадения по времени данных исторических событий (распространения письменности и христианства) явился чрезвычайно важным.

Воспитание и обучение в Киевской Руси 10-12 веков

В 988 г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним.

Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский. Создателями славянской письменности, уже упоминавшимися ранее Кириллом и Мефодием, одновременно был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте. Это же обстоятельство, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам.

На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.

Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем была открыта первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.

Первым источником, дошедшим до нас и сообщающим о возникновении первых школ – «Повесть временных лет» Нестора. Там мы находим следующие строки цитирую: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градам и селам, послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное. Матери же чад сих плакаху по ним, ещё бо бяху утвердили верою, но аки по мертвеци плакахся». Ещё и далее 988г. в лето 6496… послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. А вот строки Вологодско-Пермской летописи: 988г. князь Владимир, собрав детей 300, вдал учите грамоте.

Вывод на основании этих летописей:

1-ый вывод: школа древнерусская возникла с принятием христианства.

2-ий вывод: учение дело было государственным.

В каких же условиях идёт развитие древнерусской школы:

а) в условиях уже существования славянской азбуки (славянская азбука возникла в XI-Xв.- кириллица)

б) взаимодействие двух сил - языческой культуры восточных славян и христианской культуры, в условиях двоеверия. На протяжении 150 лет после принятия христианства люди продолжали верить в языческих богов, сохранялись праздники, песни, божества.

в) и третьим условием развития Древнерусской школы было появление городов, образование государства.

Где и кто открывал школы, кто её содержал

Итак, создателем первой школы на Руси является Владимир. 988 год – открытие в стольном Киеве дворцовой, т.е. государственной школы – «учения книжного».

Есть упоминания о древнерусских школах в «Истории Российской» В.Татищева. Интересно то, что у Татищева есть сведения о том, что первые школы, учреждались князьями, содержались за счет их казны. Князь Роман Ростиславич «своею казною содержал» училища и учителей в Смоленске (1180, XII). Константин Всеволодович хотел открыть училище в Ростове (1214, XIII), а во Владимире на Клязьме он «немалые волости дал» на содержание школы. А также школы открывались во Владимире-Волынском.

Теперь о термине «школа». Он отсутствовал. От глагола «учить» складывается более удобный термин «училище».

В древнерусском обучении выделяется два этапа обучения:начальное (домашнее) образование и «учение книжное».

Греков Б.Д. писал : «учение книжное» - это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное образование по тому времени. Обучение на повышенном «книжном» уровне предполагало изучение в первую очередь Священного писания, творений отцов церкви и произведений церковно-учительской литературы.

Одновременно с появлением письменности на Руси начали своё существование первые учебные пособия для овладения грамотой- азбуки. Без азбуки невозможно самообучение.

Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т. д. Затем учащиеся тренировались в написании букв на вощеных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. После усвоения азбуки в прямой последовательности приступали к упражнениям: азбука повторялась наизусть в обратном порядке и вразброс. Далее шло обучение чтению и написанию слогов (складов). Из слогов складывались слова. После этого ученики переходили к чтению и переписыванию молитв, псалтырных текстов.

Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с так называемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – З и т. д.), т. е. с буквенной записью цифр. Такому алфавиту учили последовательно, по частям.

В Киевской Руси в XI-XIIв сложилось три основных типа школ:демократические школы мастеров грамоты, элитарные школы учения книжного и переводческие школы.

В школах мастеров грамоты детей обучали упрощенному 32-буквенному алфавиту, а в дворцовых, соборных и монастырских – 44-45-буквенному, отражающему уже особенности не развивающейся древнерусской речи, а мертвеющей церковно-славянской (старославянской). В школах мастеров грамоты обучали навыкам делопроизводства, умению составлять письмо, договор, вести запись цифровых подсчетов.

При Ярославе Мудром при храме Софии появилась особая переводческая школа, где переводчики, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения.

А элитарные школы давали профессию «детям боярским».

Интересная страница развития древнерусской школы, что, свидетельствует о прогрессивном культурном развитии Руси. Это зарождение женского образования.

В 1086г. «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригались первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».

В 1086г при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым она руководила 26 лет. Анка обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В.Н.Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода… по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть».

Какова же роль учителя была в древнерусской школе, его место среди детей, отношение к нему.

В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовало «образца» примера: все поведение учителя, все его действия являлись для учеников прямым образцом для подражания.

Слово «учитель» в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – это наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение». Личность учителя как и в древности, так и сегодня влияет на судьбы учеников. Поэтому никогда не сможет прерваться традиция, существующая у всех народов, - чтить и уважать высокое звание Учителя.

В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражалась благодарность родителей и их уважение.

Великая роль в древнерусской школе отводилась библиотекам

Уже в первой половине XIв была создана библиотека Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе. Она сыграла выдающуюся культурно-просветительскую роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Книжный фонд Киевской Руси был значителен: 130-140 тысяч томов.

Ярослав Мудрый собрал большое количество книгописцев, которые занимались переводами и написали множество книг, по которым верующие люди могли учиться и наслаждаться учением божественным: «Мы пожинаем, учение получая книжное». При Ярославе Мудром появляются первые библиотеки, как при монастырях, так и частные.

Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Поэтому чтение книги не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс «учения книжного». Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это – реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».

Процесс школьного обучения не стоял на месте он совершенствовался из века в век. Доказательством являются школы при Ярославе Мудром.Строки из летописи: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, т.е. крещением просветил, а мы пожинаем, учение, получая книжное». Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, приняв христианство, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности.

При Ярославе Мудром складывается система школьного образования: наряду с церковными, монастырскими школами существуют первые светские школы. В Новгороде Ярослав Мудрый создал школу для детей духовных лиц. При Андреевском монастыре в Киеве была основана первая женская школа. В ней учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киевско-Печерском монастыре, где наряду с богословием изучали философию, риторику.

Киевская Русь при Ярославе Мудром – просвещенное государство, в котором распространялась грамотность, просыпалась потребность в иностранных языках, а книга заняла почетное место в русском обществе.

К XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Typoве, Ростове и в других городах. Одной из книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава». С педагогической точки зрения это был своеобразный вводный курс семи свободных искусств и христианской премудрости, предназначенный для запоминания и для нахождения готового ответа в целях введения новокрещеных христиан в круг идей и представлений, связанных с принятой ими верой. «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской правде».

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты, датированные XII–XIII вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения».

История образования в Башкортостане

Определить документально точное время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину XVII века. Но, видимо, более правильным будет вести историю исламских учебных заведений на Южном Урале с XVI века, на что указывал еще Р. Фахретдинов – крупнейший исследователь культуры Востока.

Возникающие школы в общем копировали традиционную религиозную школу ислама – медресе (от арабского Мадраса - место, где учат). Основной целью медресе было религиозно-нравственное воспитание детей и подготовка духовных наставников.

В учебном курсе преобладали богословские дисциплины. В зависимости от подготовленности учителей шакирды (учащиеся) получали также некоторые сведения по математике, астрономии, классической арабской литературе, истории. Языком обучения в младших группах был тюрки – региональный литературно-письменный язык. В средних и старших классах преподавание велось на арабском и частично персидском языках.

Медресе открывались при мечетях и находились в ведении мусульманского духовенства. Муллы составляли костяк учительского персонала. Кроме местных кадров к преподаванию привлекались научно-педагогические силы из Поволжья, Дагестана, Крыма, Хорезма, Бухары, Самары, Турции.

Мусульманская школа была сельской. В большинстве городов Башкортостана, возникших как административные центры Русского государства, не было ни мектебов (начальных школ), ни медресе. К отмене крепостного права только в Стерлитамаке, Оренбурге и Троицке имелись более или менее влиятельные школы. Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители нередко превращались в духовных вождей башкирских восстаний XVIII века. Поэтому царское правительство приняло ряд мер, направленных против расширения сети и усиления мектебов и медресе. В ходе подавления восстаний школы разрушались, мусульманские духовные лица (ахуны, муллы), заведующие медресе (мударрисы), учителя (мугаллимы), влиятельные образованные лица (абызы), то есть вся интеллектуальная часть башкирского и татарского народа подвергались жестоким преследованиям.

С конца XVIII в. сеть мектебов и медресе в Башкирии стала быстро расширяться. Этому способствовали умиротворение края после передачи башкир в военное управление, постепенный переход местного населения к оседлому землевладению, усиление притока в регион казанских татар, то есть общий рост мусульманского населения края. Увеличению численности школ благоприятствовала также организация Духовного собрания. Государственное признание ислама, широкое строительство мечетей, рост спроса на кадры культовых служителей, подъем религиозного самосознания мусульман вели к открытию все новых учебных заведений, упорядочению всего учебного дела. Укреплению местной системы образования послужило и начало книгопечатания на восточных языках. Львиную долю книжной продукции казанских типографий составляли учебные книги для традиционного образования башкир и татар. Это создавало основу для более широкого, чем раньше распространения книжных знаний в массах.

В первой половине XIX в. Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь работали крупные медресе – подлинные очаги книжности и религиозной учености. Слава некоторых из них вышла за пределы страны. Особенно знаменитыми были медресе в деревне Стерлибаш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).

В медресе с. Стерлибашево приезжали учиться со всего Урало-Поволжья, из киргизских, туркменских и казахских степей. Оно было основано в 1720 году. Одним из его лучших учеников, а затем и последователей был Хуснутдин бин Шамсутдин бин Йагфар (1767 – 1869), основатель и преподаватель знаменитого Балыклы-кульского медресе. В течение шестидесяти лет, отмечает М. Умет-баев, многочисленных шакирдов со всей округи обучал поэт и сэсэн Хуснутдин. В Стерлибашевском медресе работал известный ученый Нигматулла Биктимеров, который активно проводил в жизнь наставления Г. Курсави. Он старался у своих подопечных пробуждать интерес к познанию, воспитывать любовь и уважение к разуму человека независимо от его социального положения, утверждать демократические идеалы.

Были введены новшества и в учебный процесс в медресе, больше внимания стало уделяться методической организации учебы, воспитанию интереса к знаниям. Было введено преподавание русского языка, выписывались газеты, в том числе литературно-политическая газета «Голос», издававшаяся в Петербурге Такая атмосфера медресе привлекала многих шакирдов, стремившихся к получению настоящих знаний.

Исключительная популярность притягивала в Стерлибашевское медресе молодежь со всего Российского Востока. По сведениям одного из инспекторов народных училищ Уфимской губернии, среди обучающихся там шакирдов иногда встречались даже жители самой Бухары. После посещения в начале XX в. этого учебного заведения академик В. В. Бартольд назван его «одним из живых центров мусульманской науки в России».

Русскоязычные учебные заведения в Башкирии появились в XVIII веке. Они организовывались по линии правительства, преследующего в первую очередь утилитарные цели – подготовку нужных для местных властей специалистов, государственная школа, как правило, носила светский характер.

Первые школы г. Стерлитамак

Первые школы в городе Стерлитамак появились в XIX веке.

В 1839 году открыта церковно-приходская школа с двухгодичным сроком обучения.

1839 год, 27 февраля - Открыто приходское училище, где сели за парты первые 18 учащихся.

1869 год - Открыта 4-классная классическая прогимназия, преобразованная в 1888 году в 4-классное городское училище.

1872 год - Открыта городская библиотека.

1874 год - Открыто одноклассное частное женское училище.

1916 год - В городе открыта учительская семинария.

В начале 20 века в Стерлитамаке была открыта женская гимназия.

В начале 20 века в Стерлитамаке для девушек существовали лишь одноклассные и двуклассные училища. В Положении об учреждении в России гимназий и прогимназий для девочек отмечалось, что они «… имеют счастье состоять под высочайшим покровительством Императорского Величества… и предназначены для приходящих единиц всех сословий и вероисповеданий».

По Положению, предметы в прогимназии подразделялись на обязательные и необязательные. К первым относились Закон Божий, грамматика, русская словесность, родная история и география «с присоединением обзора всех частей света», арифметика, чистописание, курс домоводства и гимнастика… – всего 15 дисциплин. К необязательным предметам относились рисование и музыка, танцы, изучение иностранных языков.

Усилиями министерства, городского общества, уездного земства в 1914 году на одной из главных улиц города – Базарной (Комсомольской) – по соседству с усадьбой помещицы Падуровой было построено двухэтажное здание с просторным актовым залом, учебными классами. В строительстве гимназии активное участие принимал попечительский совет из родителей учащихся. Председателем педагогического совета стал кавалер ордена Анны 3-й степени надворный советник В.Д.Диапов. Одним из первых педагогов гимназии был Александр Ефимович Меховщиков, выпускник Уфимской мужской гимназии, затем учительского института, преподаватель словесности и истории

Обучение в женской гимназии продолжалось 7 лет и было платным: 10 рублей в год. Девочки из семей сельских обывателей освобождались от платы. Отличившихся в учёбе и имеющих примерное поведение по итогам выпускных экзаменов награждали золотой или серебряной медалью, а «ударников» – дорогой книгой – славяно-русским Евангелием. Те, кто собирался посвятить себя педагогической деятельности, оставались на восьмой год обучения и изучали методику преподавания предметов начальной школы.

В 1906-07 учебном году в четырёх отделениях прогимназии обучалось 137 человек. Наряду с девочками из семей дворян и священнослужителей были 66 учениц из семей мещан и 37 – из крестьянского сословия. Лучшим по успеваемости и поведению даже выплачивали стипендии. Так, в 1912 году для гимназисток учредили пять стипендий по 20 рублей.

Даже в тяжёлые годы войны администрация гимназии приобретала для библиотеки книги. Так, в её фондах появились «Родное слово» Ушинского, славянская грамматика Комкова, геометрия Дмитриева, география Любэна, атлас естественной истории Михайлова, сочинения А.С.Пушкина, полная русская хрестоматия…

… Отгремела гражданская война. Но беды гимназии не закончились. Летом 1919 года в Стерлитамаке находилось много красных военных частей. Они заняли самые большие здания в городе. Так, здание начального училища (ныне физкультурный техникум) было превращено в военный госпиталь. Его учащиеся были вынуждены во вторую смену заниматься в кабинетах женской гимназии. С 1 сентября 1919 года постановлением Наркомпроса РСФСР гимназия стала школой 2-й ступени. А в декабре здание передали под тифозные бараки…

Практическая часть

Для подтверждения нашей гипотезы, что многие мои одноклассники не знают, как учили грамоте на Руси, в Башкортостане, г. Стерлитамак, а первые школы не были доступны для всех слоёв населения; обучаться грамоте могли не все; школы для всех не существовали, мы предложили своим однноклассникам ответить на несколько вопросов:

1. Когда, по вашему мнению, появились первые школы на Руси, в Башкирии и Стерлитамаке?

2. Учились ли дети-подростки 10-12 веков?

3. Если учились, то каким предметам? Чему обучали в Древней Руси? Было ли образование доступным?

В опросе приняли участие 25 человек.

По результатам исследования выяснилось, что:

16 % (4 человека) - уверены, что на Руси вообще ничему не учили.

32 % (8человека) – знают, как учили грамоте на Руси.

52% (13человек) - не знают, как учили грамоте на Руси.

На основе результатов нашего исследования: мы еще раз убедились в актуальности этой темы и в том, что необходимо знать историю культуры, образования своего государства и края, поэтому мы с нашим учителем по истории решили подготовить и провести ряд внеурочных мероприятий по теме: «Первые школы и развитие образования в России, Башкортостане, Стерлитамаке»

Заключение

В результате проведённого в данной работе исследования, изучения литературных и электронных источников мы можем сделать вывод, что гипотеза данной работы: Возможно, многие мои одноклассники не знают, как учили грамоте на Руси, частично подтвердилась. И анкетирование добавило ещё больше вопросов, поэтому мы начали исследовать литературу о Древней Руси. Мне очень хотим узнать об истории грамотности на Руси, о происхождении букв в русском алфавите, о том, как в старину обучали детей грамоте? На чём и чем они писали? Поэтому мы решили работать по данной теме и познакомить всех желающих с результатами нашего труда.

Изучив некоторые особенности жизни людей в Древней Руси, мы узнали много нового и интересного о нашем прошлом. Мы поняли, насколько нелегкой была раньше жизнь детей.

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения.

А своим однокашникам мы обязательно расскажем, что Древние летописи свидетельствуют, что грамоте на Руси учили строго, обстоятельно. Это сейчас можно заказать дипломную работу, списать сочинение, воспользоваться решебником при выполнении домашнего задания или вообще просто имитировать обучение, покупая аттестаты, дипломы, раньше же приходилось учиться всерьез!!! Мы еще раз убедились в актуальности этой темы и в том, что на данном этапе очень нужно знать древние пласты культуры. Мы увидели, преемственность между древнерусской и современной школами в том, что: и древнерусская, и современная школа являются государственными, также сохранились этапы обучения. Анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.

Список используемой литературы:

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.

Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976

Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 637 с.

Каркачева Н. «Не гневом, а сладким поучением»: Как учились на Руси в допетровскую эпоху // Природа и человек. – 2008. - № 09

Мирсаитова С.Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIXв.:УралНАУКА, 2000.Часть 1.-104с.

Пискунов А.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2004. – 490 с.

Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334

Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. Сборник статей – М.:, 1992. – 233 с.

ЯрхоВ. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. - 2002. - №7.

21

Просмотров работы: 1312