… И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.
А. Блок
Введение
Мне, как и любой девчонке, нравится красиво одеваться. Одежда помогает выразить настроение, характер. Одежда - это способ понравиться самой себе и окружающим. Я думаю, что по внешнему виду многое можно сказать о человеке, например о его взглядах на жизнь, о его образе жизни. Выбирая себе одежду, я заметила, что современные модельеры-дизайнеры часто используют в своем творчестве «русские мотивы» и элементы народного костюма. Сегодня в таких странах, как Швеция, Америка, Германия существует традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга: в кругу друзей, после работы. Это выглядит радостно, ярко, красочно и позитивно. Поскольку элементы народного, национального костюма, ранее вытесненного в музеи и на сцену, все настойчивее возвращаются в повседневную жизнь, считаю, что обращение именно к данной теме будет очень актуально.
Актуальность темы
Русские платки. С чем ассоциируется у большинства из нас это словосочетание? Правильно: с национальными традициями, чаепитиями долгими зимними вечерами, с тульским самоваром и пряниками. Вот я и решила разобраться, когда в России появились такие платки? Почему во все времена они пользовались спросом у женщин? Почему говорят "Русские платки – отражение души народа"?
Цель работы: Показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного
3
костюма, как часть души русской.
Задачи:
Изучить историю появления платка;
Пробудить интерес к народным традициям;
Способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса.
Объект исследования: Русский платок.
Гипотеза:
Русский платок - украшение для женщин;
Русский платок - неотъемлемая часть русского традиционного костюма;
Русский платок-отражение души русской.
Краткий обзор используемых источников:
Библиотека школы.
Сельская библиотека.
Интернет.
Респонденты села.
Архивы музея.
Методы исследования:
Аналитический.
Сравнительный.
Опрос жителей села.
Сбор материала для Музея села.
Основная часть.
4
1.История возникновения русского платка.
Из словаря С.И. Ожегова я узнала, что платок - «предмет одежды - кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы». Или «лоскут равносторонний, шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины и накидывают на шею, носят в руках или кармане» из словаря В.И.Даля. Шаль - от персидского слова «шал» большой. Это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом, мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения.
Изучив литературу по данной теме, я познакомилась с историей платка на Руси. А начинается она примерно в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце — убрус. Его шили и из полотна, и из шелка, украшали в зависимости от достатка — камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой; носили такой платок поверх головного убора. В повседневной жизни крестьянки носили простые платки — символ замужества. До появления крупной промышленности полотенца и платки ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же платки появились на Руси в ХVI — XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью.
В 17 веке началось «массовое» производство платков и шалей, в основном, в Поволжье. Именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, русские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.
И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем 5
гардеробе. С конца 18 века в России успешно развивается производство больших платков и шалей. Стали изготавливать шали двусторонними, при ношении можно было использовать и лицевую и изнаночную стороны. На всех русских промышленных выставках, в том числе на первой международной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, эти шали были отмечены самыми высокими наградами.
В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки. Главными центрами производства стали Москва и Павловский Посад.
В ХХ — ХХI веках платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. Современные текстильные изделия сохраняют и развивают традиции, реагируя на требования моды и вкусы времени. Закутанная «в плат узорный» русская женщина — это и есть образ нашей Родины — России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы.
В 20 веке платок приобрел иные формы, но не потерял своей актуальности. Своеобразная «красная» атрибутика стала предметом моды соцреализма. Красная косынка, концы которой женщины завязывали на затылке, была символом. Посещая Советский союз, иностранцы считали своим долгом купить «русский сувенир» — пионерский галстук — и привезти в свою страну.
Во время Великой Отечественной войны платок стал символом верности и талисманом для солдат, идущих на фронт. Они хранили его в своих шинелях, и он служил им дополнительным стимулом для защиты своей Родины и любимой женщины. Ему была посвящена песня «Синенький скромный платочек», которую исполняла неповторимая Клавдия Шульженко.
2. Правила ношения платка на Руси.
Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок - древняя часть
6
Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок - древняя часть женского гардероба. Степень распространения платка зависела от климатических условий, от религиозных традиций, обычаев.
В русской жизни платки, прежде всего, защищали от сурового климата. Еще в древности легко было определить по наряду девушку, ее возраст- совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал головы, оставляя волосы открытыми. Носили на лбу маленькие тесемочки, взрослея, вместе с поневой они получали «красу» девичий венец. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью, это обычай был связан с верой в магическую силу волос. Женщины так и делали, выйти простоволосой не то, что из дому, даже из своей горницы считалось позором «грехом». Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, ее мужем и господином. После венчания обнажение головы считалось величайшим позором, а насильственное публичное срывание платка даже служило актом наказания за безнравственное поведение. Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Две трети жизни она проводила в нем.
Тканый платок сначала носил название "лор", затем "убрус". Славянское слово "убрус" сохранилось у западных славян до сих пор. Под платок женщины надевали шапочки, так называемые "подубрусники" или "волосники", которые с одной стороны утепляли голову, а с другой предохраняли дорогие расшитые платки от загрязнения и, соответственно, от частой стирки. Женщины стягивали волосы головным убором так туго, что им было тяжело даже пошевелить веками. Зимой поверх платка надевалась меховая шапочка. Бедные покрывали голову платком из крашенины (грубой ткани домашнего изготовления) и шерстяными платками.
В городской и купеческой среде укоренился обычай покрывать шалью плечи,
что соответствовало русской традиции костюма скрывать формы женского
7
тела.
Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Со временем платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Платки стали превращаться в шарфы, галстуки, палантины и самые разнообразные накидки, которые уже в большей степени напоминают элементы нарядов современных женщин. Платки и сегодня используются девушками и женщинами, как в будние, так и в праздничные дни. Только способы ношения их разные.
3. Правила ношения платка и традиции в с. Новоалександровка.
Меня заинтересовал вопрос: «А как носили платки у нас в селе?». И с этим вопросом я обратилась к своей бабушке Солодун Е.П., в сундуке которой храниться большое количество платков и руководителю школьного музея Юрченко В.А., в экспонатах музея которой, большая коллекция платков наших односельчан. Они провели мастер-класс и рассказали мне и моим одноклассникам как носили платки в нашем селе.
Значение бытования платка широко известно на Руси, но есть в каждой местности и свои обычаи, традиции и обряды, связанные с платками. В нашем селе свои обычаи ношения платков и шалей. По – разному повязывали платки девушки и женщины разных возрастов.
Девушки завязывали платки под подбородком или на затылке (по – кулынки, по девушкам). (Приложение 1)
Замужние женщины нашего села носят платки, интересно повязав концы его вокруг шеи, и завязывали сзади двумя узлами, некоторые завязывают концы платка на голове (как Солоха). (Приложение 2)
Иногда одновременно одевают два платка.(Приложение 3)
8
Девушки носили шали, свернутые широкой полосой, которая накладывается серединой на лоб и обертывается вокруг головы, концы ее сзади перекручиваются и искусными завитками переводятся снова наперед, получается нечто вроде короны, высокой спереди и понижающейся сзади; темя остается при этом открытым. Замужние женщины оставляли угол шали не завернутым для прикрытия темени, пожилые распускали концы шали по спине. Кстати, в дворянских семьях, девочек учили носить шаль, повязывать её и даже танцевать с ней. (Приложение 4,5)
Вплоть до конца прошлого века у нас в селе было принято перевязывать жениха платком и перед тем, как свадебный поезд отправлялся за невестой, и у невесты перед тем, как «молодую» выводили к жениху. Таким образом, жених дважды перевязывался платками в процессе свадьбы. Свадебные платки, как реликвию, хранили в семье, надеясь, что они будут беречь мир и счастье молодых.
Свадьба Молчановой Веры Николаевны и Мокрогузова Петра Васильевича состоялась 20 августа 1978 года. Они вместе уже 39 лет, и все 39 лет хранится у них свадебный платок невесты.
Свадебный платок хранится и в семье Головчановой Любови Ивановны тоже 39 лет как память о счастливых годах, прожитых с Головчановым Николаем Антоновичем, ушедшим из жизни в 2007 году.
Из бесед со старожилами села я узнала, что во время крещения младенца в старину использовался также большой мягкий платок, который матери старались сберечь, как святыню, как оберег.
Бытует в народе поверье, что платок или косынка приносит помощь больному, если ими раньше прикоснулись к мощам святых или к иконе в церкви во время богослужения.
Платок играет большую роль и когда человека провожают в последний путь. Обычно женщинам, занятым организацией этого траурного мероприятия, в знак благодарности дают платки, платками перевязывают венки, в дни
9
поминовения близких (40 дней, год) в старину, а в некоторых семьях и сегодня раздают платки.
Одни платки носили в будни, во время работы, другие только по праздникам. Эти платки удивляли своей красотой, богатством красок, разнообразием и обилием цветов и узоров, чем покоряли взоры окружающих. Платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин — это лучший подарок.
В школьном краеведческом музее хранится целая коллекция платков, и каждый из них таит в себе свою историю.
4. Платок сегодня и в далёкие времена. (Из история платков школьного музея.)
Бордовый кашемировый платок с угловым узором принадлежал Гунько
Ольге Алексеевне, жительнице села Новоалександровка, родившейся в 1906 году. Куплен был в годы её девичества родителями и служил как приданое. В ту пору такие
платки были редкостью и говорили о достатке в семье.
Есть в музее шаль из далёкой Германии. История её такова.
Д еркун Семён Ксенофонтович прошёл Великую Отечественную войну и
из Берлина в победном 1945 году привёз в подарок своей молодой
жене Татьяне Степановне великолепную шаль. В музей эта вещь по
пала, когда Татьяны Степановны не стало, а до этого она храни
лась у её племянницы Козаченко Светланы Ивановны.
Родина платка, который хранится у Гончаренко Раисы Михайловны,
- далёкий холодный Магадан. Именно там её родители жили в 1978 –
1981 г.г. Мама Анна Андреевна работала в столовой санатория. В знак
уважения и благодарности за хорошую работу и ей был подарен
чёрный кашемировый платок удивительной красоты. После смерти
мамы платок так и хранится в семье дочери.
Интересна и трогательна судьба другого платка, который тоже хранится у
10
Раисы Михайловны. Его хозяйка Стрельцова Мария Ивановна родилась и
в ыросла на Украине в городе Ворошиловграде. Когда началась Великая
Отечественная война, она в первые же дни ушла на фронт и до
конца войны была старшей операционной сестрой. Ещё 2 го
да ей пришлось работать и жить в Болгарии, и потому домой
она вернулась только в 1947 году с маленьким сыном на ру
ках. Надеялась Мария Ивановна, что потеря мужа будет
самым тяжёлым испытанием для неё. Но страшный голод
послевоенных лет заставил её, работавшую вновь старшей операционной
сестрой, сдать маленького сына в детский дом, чтобы спасти от голодной смерти. Когда стало легче с питанием, она забрала его домой.
Шли годы, сын обзавёлся семьёй, жили в Ворошиловграде, и не думала
Мария Ивановна, что на закате лет война снова войдёт в её жизнь. Уехать из
родного дома они с сыном решились, когда уже всё вокруг горело, рвались
снаряды и гибли люди. В первый день им не удалось выйти из-под обстрела, и они вернулись назад.
На другой день сын не слушал уже её просьбы вернуться, и когда добрались до Ростовской границы, она попросила Юрия остановить машину, опустилась на колени и, целуя землю, заплакала: «Встречай, Россия – матушка, своего боевого солдата». Это было летом 2014 года, а 27 октября 2015 года Марии Ивановны не стало. Похоронена в селе Нагольное Ровеньского района, и было ей 98 лет.
Когда уезжали из родного дома под звуками выстрелов и взрывов, она захватила с собой самые дорогие для неё вещи: редикюль с документами, медали и белый платок, что купили ей родители ещё в пору её юности и который она так долго и бережно хранила.
«Деревенские женщины очень мудры в своей работе»,- эти слова принадлежат жительнице нашего села Архипенко Вере Николаевне, которая побывала у нас в гостях. Именно она и её мама Анна Степановна первыми в селе связали пуховые платки, а было это в 1980 году.
11
Она и сегодня хранит платок, связанный мамой, как реликвию, как светлую память о ней. (Приложение 6)
5.Сельские рукодельницы.
В нашем селе фабрики по изготовлению платков нет и не было. Вышивали все изделия вручную. В селе проживало много девушек - рукодельниц. Они занимались вышивкой платков, скатертей, рушников, салфеток. Другие девчата шили, вязали, пряли. Вот я и решила выяснить, кто сейчас эти мастерицы. Одной из таких девушек мы встретились в школьном музее. Это мама моей одноклассницы Вечёрка Ирина Алексеевна. Она вяжет салфетки, шали. Вязание как ремесло в этой семье уходит далеко в глубь веков: хорошо умела вязать прабабушка Ходко Агрепина Ивановна, делавшая все вещи «на глаз». Бабушка Татаренко Марфа Михайловна переняла опыт вязания у матери, но работала уже в художественной мастерской на Украине, расшивая узорами платочки, салфетки, подзоры. Интерес к вязанию заставил девочку Иру взять в свои руки спицы и набрать первые петли. Это было, когда она ходила ещё в 6 класс. Училась разбирать узоры по рисункам в журнале «Крестьянка». Сначала научилась вязать носки, варежки, потом жилеты, кофты, шапочки и шарфики.
Первую шаль связала 7 лет назад. Это большая белая шаль. За эти годы связала Ирина Алексеевна более 10 шалей разных цветов и узоров, но неизменно красивых, нарядных. По словам Ирины Алексеевны, можно вязать и обыкновенной столовой вилкой, и узор получается воздушный, объёмный. Модный сегодня шарф (снут) вяжется на согнутой в локте руке примерно за 2 часа.
Отрадно осознавать, что платок сегодня не только не вышел из моды, но и всё больше женщин увлекается его вязанием. Кутовая Наталья Алексеевна умеет вязать всё, но больше всего покоряют своей красотой и оригинальностью шали,
12
связанные ею. Вязать именно шали Наталья Алексеевна начала в 2006 году.
6. Заключение.
Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты, традиции народа. Это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир.
Всё это в целом - душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.
Национальные традиции сегодня являются надёжной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков.
Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслится.
«Он символ наш неотделимый —
Сейчас и в прошлые века,
Где есть платок, там есть Россия,
И нет России без платка!»
Слава русскому платку, который неразрывно был связан с девичьей любовью, женской верностью и страданием, культурой русского народа. Он является символом женственности, элегантности и очарования и поэтому любовь к нему проносится через века!
13
Список использованной литературы:
1.Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.:ТЦ Сфера,2002.
2. Даль В.ИТолковый словарь живого великорусского языка [в 4 т.] / [соч.]
3. Кабинетская Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе. - Переизд. - Псков,1998.
4. Материалы школьного музея.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.М.: Мир и Образование, Оникс, 2017. — 736 с.
6. Терещенко А.Т. История культуры русского народа- М.: Эксмо, 2007. – 736с.
7. Я познаю мир: культура. М., 2000.
14
Приложение 1 Мастер-класс «Повязывание платка по кулынки»
Приложение 2 Мастер-класс «Повязывание платка как Солоха»
Приложение 3 Мастер-класс «Повязывание головы двумя платками»
15
Приложение 4 Правила ношения шали в с. Новоалександровка
Приложение 5 Танец с платками
Приложение 6 Встреча с Архипенко В.Н. хранительницей семейных традиций.
16