А.Дюма (отец) в Казани

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

А.Дюма (отец) в Казани

Зарипова А.Р. 1
1МБОУ "СОШ № 184 им. М.И.Махмутова" Советского района г.Казани
Ибнеева А.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №184 им.М.И.Махмутова» Советского района г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Поpа, поpа поpадуемся на своём веку. Кpасавице и кубку счастливому клинку. Пока, пока покачивая пеpьями на шляпах. Судьбе не pаз шепнём меpси боку…..»

«Три мушкетера». Кто из нас не смотрел этот замечательный фильм по экранизации знаменитого романа А.Дюма?

А. Дюма (отец) один из самых читаемых французских авторов, его произведения, несомненно, являются шедевром, жемчужиной мировой литературной классики.

«В наш век никто не пользовался такой популярностью, как Александр Дюма; его успех — больше чем успех — это триумф. Его слава гремит подобно трубным звукам фанфар. Александр Дюма — имя не только французское, но и европейское; более того - это имя мировое» - Виктор Гюго.

Франция, Франция, как ты далека от нас! Как далек от Казани знаменитый француз А. Дюма! Оказывается нет, совсем близко: более 160 лет назад Дюма (отец) был проездом в нашем родном городе, ходил по казанским улочкам, оставляя заметки о нашем городе в своем путевом дневнике: «Я не знаю более легкого, более удобного и более приятного путешествия, чем путешествие по России. Особенно знаменита в этом отношении Казань. Здесь наперебой устремляются со всякого рода любезностями, осыпают всевозможными подношениями. Мне здесь дарили тюки чаю, заставили увезти с собой образцы всех кож и всех шкур. Это было одним из лучших путешествий за всю мою жизнь».

Я была приятно удивлена тем, что А. Дюма (отец) был в Казани. Мне стало интересно, а знают ли ученики моего класса о посещении Казани Александром Дюма?

Вместе с моим классным руководителем мы провели опрос среди учеников 4- ых классов, владеют ли они информацией о том, что А. Дюма (отец) посещал Казань. К сожалению, никто не смог ответить на этот вопрос.

Проблема исследования: многие из нас плохо знают историю Казани, не владеют информацией о посещении нашего города знаменитыми людьми и совсем ничего не знаем о том впечатлении, какое они произвели на наших земляков.

Я считаю, что данная тема актуальна, т.к. мало кто знает, когда и для чего Александр Дюма (отец) посещал Казань.

Исходя из актуальности темы, мы определили проблему, цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования: изучить, систематизировать информацию о пребывании А. Дюма (отца) в Казани.

Объект исследования: отношение казанцев к знаменитому французскому писателю Александру Дюма.

Предмет исследования: Александр Дюма (отец) в Казани.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Познакомиться с биографией А. Дюма (отца);

Изучить, что послужило причиной приезда А. Дюма в Казань;

Узнать с кем встречался и какие места посещал Александр Дюма в Казани;

Выявить какое впечатление на казанцев произвел в 1858 году Александр Дюма (отец).

Для решения вышеперечисленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

Теоретические:

- анализ литературы по теме исследовательской работы:

1. Газета «Казанские губернские ведомости» №41, 18 октября 1858 года

2. «Спутник по Казани». Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города под редакцией Н.П. Загоскина;

3. «Знаменитые люди о Казани и Казанском крае» ( составители, авторы биографий и комментариев А,В Гарзавина, И.А. Новицкая);

4. Ренат Бикбулатов «Казань. Знаменитые люди», Казань, Издательство «Заман»;

5. Н.С. Трапезникова «Имя Александра Дюма…принадлежит народу» (вступительная статья к роману А. Дюма «Учитель фехтования».

- анализ информации в сети Интернет.

2. Эмпирический:

- опрос;

- беседа.

Новизна нашей работы в том, что материала о визите А. Дюма в Казань в учебниках литературы, истории нет, и он может быть использован как преподавателями, так и учащимися нашей школы.

Глава I Личность А.Дюма (отца)

А.Дюма (отец) родился 24 июля 1802 г. в небольшом городке Виллер – Котре рядом с Парижем, в семье известного кавалерийского генерала наполеоновской армии Тома – Александра Дюма и Марии – Луизы Лабуре.

Дюма считался квартероном, так как по отцовской линии его бабушка была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Писатель провел своё детство и юность в родном городе. Его другом был Адольф де Лёвен - человек который не мыслил своей жизни без поэзии и театра. Именно дружба с этим человеком пробудила любовь к театральному искусству, и Дюма решил стать драматургом.

В возрасте двадцати лет, без денег и связей Дюма решается перебраться в Париж, где устраивается в канцелярию при герцоге Орлеанском. На высокую должность ему не пришлось рассчитывать, так как он не имел образования, лишь владел красивым почерком.

10 февраля 1829 года, проходит премьера пьесы А.Дюма «Генрих III и его двор». Это была первая победа не только Александра Д., но и романтиков в театре.

В 1832 году по совету друзей Дюма покинул Францию и отправился в Швецарию. Ведь в Париже ему угрожал арест, так как он участвовал в революционном восстании. В Швецарии он прожил недолго, а всего лишь пару месяцев.

В 1847 году Александр Д. построил замок возле Порт – Марии, дав ему название Монте – Кристо. В настоящее время данный замок является Домом – музеем писателя.

В 1851 году Дюма от кредиторов бежит в Брюссель, где начинает работать над «Мемуарами».

В 1853 году Александр Д. возвращается в Париж, где основал газету «Мушкетер» (просуществовавшая до 1857 года).

В 1858 – 1859 годах писатель совершил поездку в Россию. Впечатления от путешествия легли в основу книги «Кавказ», которая была издана в 1859 году в Париже.

Дюма участвовал в борьбе за объединенную Италию. Писатель болезненно пережил известие о первых поражениях французов во время франко – прусской войны, после чего был парализован.

Последние месяцы своей жизни писатель провел в доме одного из сыновей (у него было четверо детей: двое сыновей и две дочери).

Скончался А.Дюма 5 декабря 1870 года в Пюи, недалеко от Дьепа.

В 2002 году прах писателя был перезахоронен в Парижском Пантеоне.

В 2005 году в свет вышел последний его бестселлер «Шевалье де Сент – Эрмин», который обнаружил исследователь творчества писателя Клод Шопп (почти 1000 неизвестных страниц).

Таким образом, А.Дюма (отец) был не просто человек, а сила природы. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, и долги. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя была похожа на роман, вроде тех, что писал он сам.

Глава II По казанским следам А. Дюма (отца)

2.1 Причина приезда писателя в Россию

Россия – необъятная, полудикая страна, которая постоянно манила А.Дюма (отца).

Писатель долго мечтал приехать в нашу страну, но дорога в империю Романовых была закрыта для него.

Из исторических источников мною было установлено, что Отечественная война 1812 года тесно связала судьбы России и Франции. Разгром наполеоновских армий вызвал подъём освободительной борьбы в Европе, которая в свою очередь оказала значительное воздействие на формирование идеологии декабристов.

Уже первые послевоенные годы показали рост взаимных интересов передовых слоёв российского и французского общества. Крупнейшие писатели Франции Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Проспер Мериме обращаются к истории России. Произведения Гавриила Державина, Василия Жуковского, Александра Пушкина издаются во Франции. В 1821 году поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер с большим успехом читает в Париже курс лекций по русской поэзии.

Я выяснила, что большую роль в деле расширения культурного взаимовлияния двух народов сыграл Александр Дюма. Первым переводчиком его новелл стал Виссарион Григорьевич Белинский. Александр Дюма становится подлинным кумиром читающей публики.

И французский писатель пытается установить контакты с русской монархией. Он давно интересовался Россией, знал об успехе в Петербурге своих драм, встречался с людьми, бывавшими в России, и, любя всякие кресты, ордена и знаки отличия, не прочь был получить от Николая I орден «Святого Станислава».

Николай I презирал А.Дюма за его роман «Учитель фехтования», в котором писатель описывает читателю в полной мере быт русского человека, затрагивая темы восстания декабристов и проблемы крепостного права. В России в это время было запрещено даже упоминать данные темы, а Дюма открыто на весь мир рассказал о них.

Неоднократно писатель пытался посетить Россию, но ему было отказано.

В 1858 году за обедом у графа Кушелева речь зашла о России, и граф пригласил Дюма посетить вместе с ними эту страну. Уговаривать долго Александра Д. не пришлось, так как он мечтал об этой поездке.

Таким образом, Александр Дюма мечтал о России. Казалось бы, нет ничего общего, да и быть не должно – где Дюма, а где Россия? Но мечтатель и фантазер несколько лет предпринимал попытки посетить «варварскую страну». Отговаривали все: друзья и недруги, даже правительственные чиновники не остались в стороне, но все равно Россия – таинственная и непонятная – притягивала Дюма, и манила его. И вот, в 1858 году, уже после смерти Николая I, писатель наконец – то едет в Россию.

2.2 Места которые посетил А.Дюма (отец) в Казани

1858 год XIX века. Из Петербурга в Москву и вниз по волге до Кавказа путешествует известный французский писатель Александр Дюма (отец). Он пробыл в России 8 месяцев: с июня 1858 года по февраль 1859 года. На пароходе «Лоцман» писатель прибыл в наш город Казань и прожил здесь неделю, с 27 сентября по 4 октября.

«Я в Казани, в царстве татар. Положив портфель мой на колени, пишу к Вам с берегов Кабанского озера », – такими словами начал Александр Дюма своё первое письмо в Париж.

Последуем за Дюма в его удивительное путешествие, раскрыв страницы его путевых заметок о Казани.

«Зрелище самое фантастическое…»

«27 сентября 1858 года часов в шесть вечера с первыми тенями сумерек мы увидели на холме в шести-семи верстах от реки минареты древнего татарского города. Уже стемнело, когда мы бросили якорь и высадились на крутом берегу, изрезанном оврагами».

Согласно местным газетам того времени, великий писатель остановился в гостинице пароходного общества «Меркурий» в Адмиралтейской слободе и произвел на казанское общество неблагоприятное впечатление: «Нечего и жаловаться, что французский писатель был не совсем вежлив, что он входил в гостиную с грязными ногами, в сером кафтане, и в таком виде садился на диван между дамами: что он, наконец, в Казани считал себя уже не в Европе ».

Сам же Дюма о Казани в своих путевых заметках писал следующее: «Казань – один из тех городов, что предстают перед вами в дымке истории. Ее татарские воспоминания здесь особенно свежи. Казань с ее восточными воспоминаниями и исламом имеет девятьсот восемьдесят улиц, десять мостов, четыре тысячи триста домов, много церквей, монастырей, десять мечетей, две гостиницы для путешественников, семь трактиров, два кабака, пятьдесят две тысячи двести сорок четыре жителя, из которых пятнадцать тысяч магометан.

Наша гостиница была расположена так, что мы могли увидеть Казань, лишь пройдя полверсты. Далее была огромная дамба длиною в пять верст, такая прямая, будто ее строили по бечевке.

Увиденная с дамбы Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлем, она являет собою зрелище самое фантастическое.

Я никого не знал в Казани. Но ничего более мне и не требовалось, на следующий день вся Казань узнала о моем приезде, и мне при местном гостеприимстве уже не о чем было беспокоиться: ни о житейских мелочах, ни о провожатых».

Что касаемо провожатых, то они контролировали каждый шаг писателя. Начальник казанской жандармерии Львов писал в секретной депеше следующее:«Секретно. Честь имею донести вашему сиятельству…французский писатель Александр Дюма во время своего пребывания в Казани…не посещал никакого общества высшего круга - жил всё время в конторе общества «Меркурий» в самой отдалённой части города (в Адмиралтейской слободе), посещал дом Жуковского, управляющего комиссариатскою комиссией, которому был рекомендован из С- Петербурга, и часто по целым дням пребывал в семействе подполковника путей сообщения Лан; посетил университет, где 2 раза был приглашён на чай к ректору…и также делал визит к г-же начальнице Родионовского института… 4 октября Дюма отправился на пароходе через Самару в Астрахань, туда от меня предписано штаб – офицерам – самарскому и астраханскому иметь за Дюма секретное наблюдение ».

В Казани к А.Дюма приставили интенданта Яблоновского, который в реальности был полицейским полковником Жуковским, которому также, как и в других городах России было поручено присматривать за писателем.

В своих записках А.Дюма рассказывает, о том, что Яблоновский стал его гидом по Казани.

Первое, что посетил писатель в нашем городе стал мемориал русским войнам, павшим при взятии Казани. Данное место произвело сильное впечатление на нашего гостя: «Начали с кремля, Спасская башня, башня Сююмбике. Здесь Иван Грозный и царица Сююмбике – самые популярные исторические личности в Казани, один – потому что сделал городу много зла, другая – потому что сделала городу много добра.

Побывали мы и в соборе, где хранится чудотворная икона, известная всей России как икона Казанской Божьей Матери».

После того, как А.Дюма вместе с Яблоновским посетили Кремль и собор они отправились смотреть лавки.

Вот что писал об этом сам Дюма: «Казань славится кожами и мехами. Думаю, что ни в каком другом городе на свете так не выделывают кожу, как в Казани, привез домой три-четыре вещи, являющие собой чудо выделки: охотничью сумку, диванную подушку, патронташ, которые мне подарили, и сапоги, которые я сам купил, и все это оставляет далеко позади лучшие изделия кож Франции и всей России.

После кож идут меха. В Казани есть прекрасные меха всех сортов, от медведя до куницы, белки, голубого песца. Хорошая медвежья шкура, какая продается по пятьдесят рублей в Москве и по четыреста франков в Париже, в Казани стоит двадцать рублей (т.е. восемьдесят франков)».

Во время посещения лавок Александр Дюма встретил О.М. Кавалевского – ректора Казанского университета, который пригласил гостя посетить учебное заведение, писатель с радостью принял его предложение.

На самом же деле данная встреча не была случайной и все было спланировано заранее. В этот день все студенты были освобождены от занятий. Анатомический музей университета произвел большое впечатление на писателя, а также чай которым поил А.Дюма ректор университета.

Сам же Дюма в своих записках записал следующее: «Познакомились мы и с ректором Казанского университета, осмотрели сам университет, анатомический театр. В университете сто двадцать четыре студента».

А.Дюма также посетил книжный магазин где продавались только его произведения. На вопрос: «А где другие авторы?» - хозяин ответил: «Все распродано». В данном магазине писателю предложили книгу «Граф Монте Кристо» с его портретом, который вообще не был похож на него. Дюма рассмеялся и купил эту книгу, сказав: «Я буду во Франции пугать детей этим портретом».

Александр Дюма в большей мере писал – объемные романы, но к моему удивлению, его перу также принадлежит «Большой кулинарный словарь».

Казань оставила кулинарный след в «Поваренной книге» А.Дюма, в которой он собирал рецепты национальных кухонь. В элитный список попал рецепт «Татарских медовых кусочков» - чак – чака.

Дюма в Казани был нарасхват.

А вот что пишет Загоскин Николай Павлович, декан юридического факультета, ректор Казанского университета, казанский краевед: «Дюма нарасхват, его приглашают на обеды, вечера, рауты, просили сняться в только что появившейся перед тем в Казани фотографии. Дюма сделался положительно «модою» казанской общественности».

Из сообщения жандармского начальника генерал- лейтенанта Львова из Казани в Петербург: Александр Дюма «…сделал визит г-же начальнице Родионовского института (ныне это Суворовское училище) (Екатерине Дмитриевне Загоскиной), которая визитом этим осталась весьма недовольна, как по причине весьма неприятного одеяния, в котором Дюма к ней приезжал, так и по причине неприличных выражений его, употреблённых им в разговоре с нею. Вообще Дюма в Казани не произвёл никакого хорошего впечатления. Многие принимали его за шута по его одеянию, видевшие же его в обществе – нашли его манеры и суждения общественные вовсе не соответствующими его таланту писателя». Возможно несдержанность Александра Дюма, обусловленная его характером и манерой свободно выражать свои мысли.

Казанцы видели в писателе добродушного великана (его рост достигал 180 сантиметров – редкость по тем временам), преисполненного жизни. Жизнь кипит не только в нём, но и около него. И хотя ему уже много лет и он полноват, но ещё красив, с сияющими голубыми глазами.

В окрестностях Казани Дюма удалось поохотиться на зайцев, что было его давней мечтой: «В Казани даже зайцы любезны» - шутил он.

По возвращении нас ожидала добрая весть: пароход «Нахимов» прибыл и послезавтра отправляется в Астрахань, куда капитан обещал нас привезти через десять дней.

На следующий день, обремененные пятью-шестью тюками, мы простились с нашими казанскими друзьями и легли спать уже на борту корабля, который ночью 8 снялся с якоря».

Таким образом, в Казани проживали и проживают люди разных национальностей. Казанцы на протяжении своей истории с уважением относились к религии, культуре, элементам быта людей всех национальностей, воспитывали в себе толерантное отношение друг к другу. Жители Казани очень гостеприимны, поэтому наш любимый город посещает так много знаменитых людей.

Французского писателя поразила доброта и щедрость простых казанцев. Вот как писал сам Александр Дюма в своих путевых очерках «От Парижа до Астрахани» (перевод издан в 1991году, когда было создано в Москве Российское общество друзей Александра Дюма):

«Я не знаю более лёгкого, более удобного и более приятного путешествия, чем путешествие по России. Особенно знаменита в этом отношении Казань. Здесь наперебой устремляются со всякого рода любезностями, осыпают всевозможными подношениями. Мне здесь дарили тюки чаю, заставили увезти с собой образцы всех кож и всех шкур. Это было одним из лучших путешествий за всю мою жизнь».

Заключение

Знаменитый французский писатель Александр Дюма, путешествуя по России, посетил Казань с 27 сентября по 4 октября 1858 года. В Казани к Александру Дюма отнеслись неоднозначно: с одной стороны – радостный приём и стремление угодить его вкусам и желаниям, а с другой – Александр Дюма, по сообщению жандармского начальника, « в Казани не произвёл никакого хорошего впечатления», к тому же был под надзором полиции. Можно выделить 4 основные причины неоднозначного отношения казанского общества к великому романисту:

Первая причина неоднозначного отношения казанского общества к французскому писателю была в том, что его, с одной стороны, ослепляют широким гостеприимством, приёмами, а с другой – не доверяют, поэтому многое из того, что он хотел бы увидеть, ему не показывают (рабство, нищету, бедственное положение простых людей).

Вторая причина неоднозначного отношения казанцев к знаменитому французу - его манера поведения. Одни видели в нём добродушного великана. Другие не захотели представиться великому писателю, потому что, как они считали, вёл он себя « свободно и говорил сальности насчёт русской жизни».

Александр Дюма появлялся в обществе в костюме русского ополченца, и это стало третьей причиной неоднозначного отношения казанцев к его личности. Форма воина, а тем более ополченца, который добровольно, по призыву сердца, идёт защищать свою родную землю, своих родных, любимых людей, вызывает святой трепет перед храбростью, восхищение перед подвигом и уважение к памяти человеческой. Поэтому видеть костюм ополченца на французском писателе было, скорее всего, непонятно и неприятно казанцам, пережившим вместе со всеми народами России те страшные военные годы.

Несдержанность Александра Дюма, обусловленная его характером и манерой свободно выражать свои мысли, не могла остаться незамеченной, что явилось четвёртой причиной неоднозначного отношения к нему жителей Казани.

Французского писателя поразила доброта и щедрость простых казанцев. Вот как писал сам Александр Дюма в своих путевых очерках «От Парижа до Астрахани» (перевод издан в 1991году, когда было создано в Москве Российское общество друзей Александра Дюма):

«Я не знаю более лёгкого, более удобного и более приятного путешествия, чем путешествие по России. Особенно знаменита в этом отношении Казань. Здесь наперебой устремляются со всякого рода любезностями, осыпают всевозможными подношениями. Мне здесь дарили тюки чаю, заставили увезти с собой образцы всех кож и всех шкур. Это было одним из лучших путешествий за всю мою жизнь».

Но несмотря на неоднозначное отношение, казанцы видели в Александре Дюма, прежде всего, талантливого писателя, понимали экзальтированность великого романиста как неотъемлемую часть его творческой личности, непохожести на других людей, свободу в высказываниях, не следуя слепо принятым нормам того времени и проявляя свой бунтарский характер, поэтому отнеслись к нему уважительно, с пониманием и сохранили память о пребывании знаменитого француза в нашем городе.

Список использованной литературы

1. Газета «Казанские губернские ведомости» №41, 18 октября 1858 года

2. «Спутник по Казани». Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города под редакцией Н.П. Загоскина, стр 269-270

3. «Знаменитые люди о Казани и Казанском крае» ( составители, авторы биографий и комментариев А,В Гарзавина, И.А. Новицкая), Казань, Издательство «Жиен», 2005 г.

4. Ренат Бикбулатов «Казань. Знаменитые люди», Казань, Издательство «Заман», 2003 г.

5. Н.С. Трапезникова «Имя Александра Дюма…принадлежит народу» (вступительная статья к роману А. Дюма «Учитель фехтования», Издательство Казанского университета, 1988г.

6. http://prokazan.ru/newsv2/49772.html

7. http://festival.1september.ru/articles/568093/

8. http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-341.htm

13

Просмотров работы: 180