1.Введение
Данное исследование является итогом работы, которая ведется активом школьного краеведческого музея. Изучение истории Великой Отечественной войны определило новое направление в исследовательской работе. Новизна исследования заключается в представленной попытке проследить историю Великой Отечественной войны на микроуровне, на примере истории боевого пути Двадцать второй подвижной артиллерийской снаряжательной мастерской (далее ПАСМ-22), определить ее связь с историей Великой Отечественной войны, раскрыть значение самоотверженного труда жителей поселка Электропередача на ПАСМ-22 в период с 1941 по 1945 годы и среди них моего прадеда Александра Яковлевича Артемьевских. Представляется знаменательным обращение к данной теме сегодня: 2020 год – год 75-й годовщины Победы Советской Армии над фашистской Германией
Актуальностьвыбранной темы обусловлена, во-первых, пристальным вниманием общества к теме Великой Отечественной войны, во-вторых, возрастающим интересом к краеведческим исследованиям, необходимостью приобщения молодого поколения к изучению истории нашей малой Родины.
Цель работы – проследить историю экспоната № 46 (графические рисунки А.Я.Артемьевских), раскрывающуюся через историю боевого пути ПАСМ-22, которая тесно связана с историей Великой Отечественной войны и отражает ее основные этапы (Битва за Москву (ноябрь-декабрь 1941 года), труд советских людей в тылу врага, Победа Советской Армии над Германией). Цель конкретизировалась в следующих задачах: 1)проследить боевой путь ПАСМ-22; 2)изучить и систематизировать факты деятельности ПАСМ-22 в поселке Электропередача в период 1941-1945 годов; 3) показать значение самоотверженного труда жителей поселка Электропередача на ПАСМ-22 в годы Великой Отечественной войны, среди которых мой прадед, механик ПАСМ -22 А.Я. Артемьевских.
Методика исследования
На решение данных задач были направлены теоретические (анализ литературы, архивных материалов, материалов периодической печати, материалов краеведов г.Электрогорска, материалов архива семьи А.Я.Артемьевских) и эмпирические (беседы с людьми, причастными к истории Великой Отечественной войны, к деятельности ПАСМ-22) методы исследования.
2. История одного музейного экспоната (графические рисунки А.Я.Артемьевских): военная биография моего прадеда в истории Великой Отечественной войны.
Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, лежащие на поверхности, передающиеся из поколения в поколение, очаровывая душу человеческую. К таким богатствам относится и память народа о прошлом родной страны, о ее людях.
Память о прошлом хранится в экспонатах краеведческого музея школы №16 г. Электрогорска. Особое место среди них занимает экспонат № 46 – графические рисунки моего прадеда по линии матери Александра Яковлевича Артемьевских. У него своя интересная история, связанная с деятельностью ПАСМ-22 на территории поселка Электропередача (ныне г.Электрогорск) в годы Великой Отечественной войны.
Графические рисунки участника трудового фронта, работника ПАСМ-22, Александра Яковлевича Артемьевских, были подарены им музею школы в одну из его встреч с ребятами. Мой прадед А.Я.Артемьевских служил на ПАСМ-22 в должности начальника отдела Главного механика в воинском звании старший техник-лейтенант. Рисунки А.Я. Артемьевских (Экспонат № 46) – это уникальный исторический источник, в котором запечатлены этапы тяжелой работы в 12-ти вагонах-пульманах ПАСМ-22. Эти рисунки просты и кажутся примитивными. Но молодому солдату хотелось запечатлеть моменты трудового подвига, участником которого он был. Они выполнены химическим карандашом на листках в редкие минуты отдыха. Мой прадед А.Я. Артемьевских закончил Великую Отечественную войну в звании подполковника. Он бережно, по крупицам собирал материалы о деятельности ПАСМ-22 в поселке Электропередача и оформил свои воспоминания в прозе и в стихах.
Двадцать вторая Подвижная артиллерийская снаряжательная мастерская (далее ПАСМ-22) – героическая страница в истории города Электрогорска. Она выполняла свои задания в пределах тыловых границ Западного фронта и относилась к действующей армии.
Опыт Первой Мировой войны показал, что сбор стреляных орудийных гильз во фронтовых тылах после боевых действий войск и вывоз их на базы боеприпасов Главного Артиллерийского управления (далее ГАУ), занимали чрезвычайно длительное время. Это задерживало сборку боеприпасов при отсутствии новых гильз. В силу этой причины возникла идея о необходимости приближения сборки артиллерийских боеприпасов к фронтовым тылам. Для осуществления этой идеи необходимо было создать какие-то новые подвижные органы.
В 1938 году работники ГАУ, учитывая маневренность, огневую насыщенность современного боя, пришли к мысли о создании передвижных пунктов сборки снарядов для бесперебойного снабжения войск боеприпасами на важных стратегических направлениях. Родилась смелая идея оборудовать арсенальное производство в поезде.
Инициатором создания Подвижных артиллерийских снаряжательных мастерских (далее ПАСМ) в оборудованных железнодорожных вагонах был сотрудник ГАУ, инженер 1-го ранга В. Шерстобоев. Он же организовал проектирование, изготовление и производственное испытание ПАСМ. В 1939 году под его руководством была сформирована ПАСМ-21 с целью помощи в войне с Финляндией на Карельском перешейке в 1939-1940годах.
К началу Великой Отечественной войны по заказу ГАУ промышленностью были изготовлены и другие подвижные мастерские, каждая – полтора десятка вагонов, в одних из них – химическое травление гильз, в других – подготовка снарядов, в третьих – развеска зарядов, в четвертых – сборка и т.д. Отдельно в вагонах – электростанция, котельная, ремонтно-механический цех. Все ПАСМ находились в распоряжении Управления артиллерийских баз и арсеналов (далее УАБА) ГАУ, непосредственно в подчинении начальника отдела УАБА П. Стрельникова.
Первая проверка практической деятельности одной из ПАСМ в боевой обстановке была проведена в финскую войну. Проверка показала, что ПАСМ вполне пригодна для решения поставленных перед ней задач, однако, в силу особого характера боевых действий (прорыв линии Маннергейма), когда требовались, в основном, боеприпасы крупного калибра (122, 152 и 203 мм), деятельность ПАСМ в финскую войну не нашла широкого применения.
С первых дней Великой Отечественной войны Центральный Комитет партии и Советское правительство разработали и стали осуществлять широкую программу организации отпора врагу. 29 июня 1941 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) обратились к партийным и советским организациям прифронтовых областей со специальным директивным письмом, в котором был … развернут план борьбы советского народа против врага. В этом документе выдвигалась задача перестроить работу всех учреждений, организаций и предприятий на военный лад, мобилизовать «все силы народа для разгрома врага».1
Особое внимание обращалось на обеспечение успешного проведения мобилизации, выполнения всех заданий по воинским перевозкам. В ряды активных защитников Родины встал многотысячный отряд работников железнодорожного транспорта. Массовое распространение получили начинания новаторов транспорта, которые возникли еще накануне войны и в новой обстановке приобрели важное оборонное значение. К ним относится и создание подвижных артиллерийских снаряжательных мастерских.
Подобных арсеналов на колесах «насчитывалось около 390 и действовали они на таких решающих участках, как под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, Курском».2
Когда началась Великая Отечественная война, и создалось тяжелое положение под Москвой, необходимо было в кратчайшие сроки организовать выпуск снарядов. Немцы рвались к Москве; боеприпасов не хватало – заводы, базы и склады эвакуировались, были еще в пути. С первых дней войны весьма успешное взаимодействие с войсками выпало на долю ПАСМ-22.
Создание ПАСМ-22 было поручено молодому военному инженеру 2-го ранга Горденину Л.Я. Любопытно, что биография Л.Я. Горденина – типичный пример формирования советской интеллигенции. Леонид Яковлевич Горденин был выходцем из бедной крестьянской семьи захолустной деревушки Воронежской губернии. После окончания сельской школы, а затем воронежского рабфака он поступает в Воронежскую инженерную академию им. Дзержинского и становится подающим надежды военным инженером.
В распоряжение Горденина были предоставлены железнодорожный состав (13 вагонов) и около тысячи солдат. Оборудование для мастерской было доставлено с предприятий Москвы и Ленинграда. Монтаж вагонов производился под Харьковом.
20 июля 1941 года в Калуге была сформирована ПАСМ-22. В конце июля мастерская обосновалась на станции Храпуново в 60-ти километрах от Москвы. После обнаружения фашистами ПАСМ-22 в августе 1941 года мастерскую перевезли в построенный к тому времени железнодорожный тупик у маленького тылового поселка Восточного Подмосковья Электропередача (теперь – город Электрогорск). Утром следующего дня пришло сообщение: самолеты врага усиленно бомбили прежнюю стоянку.
Из воспоминаний работницы ПАСМ-22 Г.Лыковой: « Для ПАСМ-22 надо было подготовить площадку. Нашлась подходящая поляна в лесу. Школьники с Электропередачи ходили убирать с нее корни, камни, мусор. Вначале были сколочены деревянные стеллажи, над ними натянут брезент. Здесь-то мы и начинали работать. А позже были поставлены вагончики…»3
12 вагонов-пульманов ПАСМ-22 были приспособлены для работы с боеприпасами. Каждый вагон имел свое функциональное назначение: механическая мастерская, котельная, электростанция, подготовка гильз, химическая чистка гильз, механическая чистка гильз, отжим гильз, протирка и запрессовка новых гильз, комплектация пороховых зарядов, засыпка и утряска пороха в гильзах, патронирование, подготовка снарядов, укладка выстрелов в ящики.
«Перед ПАСМ-22 была поставлена боевая задача – обеспечить артиллерийскими боеприпасами зенитную артиллерию всего Московского округа ПВО, в котором находилось значительное количество 85-миллиметровых орудий»4, - вспоминает генерал-майор Горденин Л.Я., начальник ПАСМ-22. Зенитные части получали в ПАСМ-22 боеприпасы только в обмен на стреляные гильзы. Работа ПАСМ-22 в тесном взаимодействии с войсковыми частями Московского округа ПВО дала возможность использовать в максимальной степени стреляные орудийные гильзы, а новые гильзы, поступающие на базы ГАУ, использовать для других фронтов.
Уже в первые дни сентября 1941 года ПАСМ-22 начала выпускать боеприпасы для фронта. В мастерской работали солдаты из воинской части, девушки из городов Павловский Посад, Орехово-Зуево, поселка Электропередача – всего около 250 человек. Им было по 16-17 лет. Они быстро обучились сложной и опасной профессии сборщика боеприпасов. Из вагона в вагон перемещались на транспортах гильзы, снаряды, взрыватели, мины.
Труд в мастерской был тяжелый и изнурительный. Работали по 16-20 часов в сутки. «Страшно хотелось спать, руки прилипали к холодным взрывателям. Когда шли на работу, спали на ходу, по очереди, поддерживая друг друга, и шли, шли…»5 - вспоминает Александра Николаевна Мушкина, работница 1-го отделения ПАСМ-22. Ритм сборки снарядов – тысячи изделий в час. Девушки вставляли обломки спичек между веками, чтобы не смежались. Начальников отделений можно было признать только по погонам: шинели были засалены, руки не отмывались никакими средствами. Из отделений часто не выходили по 2-3 суток.
Рабочих рук не хватало, и рядом со взрослыми трудились школьники. Проучившись 4-5 уроков, они вместе с молодыми учителями Куликовой А.В., Молчановой З.И., Поветьевой Е.Л. шли на ПАСМ-22. У конвейера под брезентовым навесом они чистили гильзы наждаком и скипидаром, маркировали снаряды, надрывали пакеты с порохом. Кожа на руках трескалась, и утром, придя в школу, ученики с трудом держали ручки. В обеденный перерыв школьники ходили в столовую, где ели щи, кусочек хлеба, полученный за отработанные часы в мастерской, несли домой, чтобы поделиться с родными.
Небольшой тыловой поселок Электропередача был тесно связан с событиями Великой Отечественной войны. Из ПАСМ-22, которая располагалась в поселке, шел непрерывный поток боеприпасов для защитников московского неба. Приезжающие с фронта грузовики привозили в мастерскую отстрелянные гильзы, получая за них боеприпасы. Гильзы с позиций оборачивались по 6-8 раз. В ящики со снарядами арсенальцы вкладывали стихотворные воззвания к бойцам: «Гильзы золота дороже, гильзы – выстрел по врагу, гильзы нам бросать не гоже и затаптывать в снегу» (летом писалось – «в траву»). Окружающие Москву немцы чувствовали, что где-то рядом готовятся снаряды к бою, они искали ПАСМ-22, но так и не смогли ее вычислить. По рассказам очевидцев Медведева А.Ф. и Ковригина А.С., немцы трижды сбрасывали в районе расположения ПАСМ-22 холостые фугасы с листовками, в которых фашисты писали: «Вы будете уничтожены!» Приезжающие с фронта военные призывали: «Помогите, люди гибнут, снарядов нет». И паэсэмовцы старались, не жалея себя. Они оставались ночевать в мастерских. Утром разбуженные ударом по гильзе снова вставали к станкам. Анастасия Ивановна Мухина, работница 1-го отделения, вспоминает: «Сначала мы ящики со стреляными гильзами с поезда сгружали, а иногда новые получали с завода. В нашем отделении осуществлялась промывка старых гильз, нам их бросали по одной через окно»6. Дальше гильзы шли по конвейеру на заправку во 2-е отделение, где их заряжали порохом. паэсэмовцы старались, не жалея себя. Они оставались ночевать в мастерских. 000000000000000000000000000000000000000000000000000
ПАСМ-22 первой освоила производство 45-миллиметровых подкалиберных боеприпасов. В 1941 году это была секретная новинка. Снаряды с карбидно-вольфрамовым стержнем пробивали броню толщиной более 70миллиметров, их ценили на вес золота, доставляли в войска самолетами. Мастерская работала с максимальной производительностью: в смену с конвейера сходило до 30 тысяч выстрелов.
В ноябре 1941 года ПАСМ-22 приступила к выпуску детали сопло РСКА-1. Строго секретные чертежи выдавались рабочим под расписку в начале смены, деталь отделывалась начисто после термообработки. Работа была сложной, и никто не знал, куда предназначалась трудоемкая деталь. Не знал этого и мастер Виктор Резниченко – до тех пор, пока не оказался на фронте и тут, участвуя в тяжелом бою под Наро-Фоминском, увидел впервые в деле сопло РСКА-1. Деталь оказалась составной частью грозного и невиданного доселе оружия – реактивного миномета БМ-13, известного всем как «катюша».
Работники ПАСМ-22 не только хорошо трудились, но и умели отдыхать в короткое от работы время: любили петь, часто выступали с концертами. Хор девушек ПАСМ-22 был известен своими выступлениями в госпиталях. Арсенальцы старались благоустроить свой быт: открыли парикмахерскую (бесплатное бритье).
5 августа 1943 года И.В. Сталин на заседании Ставки после взятия городов Орла и Белгорода обратился к присутствующим: « Если бы вы читали историю, то знали бы, что еще в древние времена, когда войска одерживали победы, то в честь полководцев и их войск гудели все колокола. И нам неплохо было бы как-то отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами. Мы думаем…давать в честь отличившихся войск и командиров, их возглавляющих, артиллерийские салюты…»7 В тот же день был издан поздравительный приказ и дан первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода. С августа 1943 года, ПАСМ-22 первой освоила сборку холостых выстрелов. Военные инженеры мастерской мучились, испытывая, подбирая заряд, чтобы добиться эффекта, которым восхищаются во время праздничных артиллерийских залпов. Более двух третей победных салютов в годы войны в Москве произведено боеприпасами ПАСМ-22.
Когда враг был отброшен от Москвы, Л.Я. Горденин, получив повышение в звании и должности, уехал по новому назначению. П.Пономарев, сменивший Л. Горденина на посту начальника ПАСМ-22, вспоминал: «В войну мне довелось хлебнуть будней и фронтовых, и паэсэмовских. На передовой, конечно, опасней, но там бывали передышки, а в ПАСМ никаких пауз, сплошное напряжение!»8
В работе ПАСМ-22 были и трагические моменты. 25 октября 1944 года в одном из вагонов от искры рубильника воспламенился порох. Начался пожар, в огне которого погибли девушки из поселка Электропередача: Серафима Сафонова, Нина Чепарина, Евдокия Селищева, Нина Овечкина и рядовой Вадим Каэргожин (до сих пор неизвестно, откуда родом этот солдат). Оставшаяся в живых Нестерова Анна Ивановна рассказывала: «Взрывной волной заклинило двери, открывавшиеся внутрь вагона. Никто не мог выбежать наружу. Я, потеряв сознание, упала головой в спасательный люк и выпала на землю. Я долго лежала в больнице, прикованная к постели, боролась за жизнь. Многие считали, что я умерла от ожогов, но я осталась жива»9. Погибшие паэмэмовцы похоронены в братской могиле на городском кладбище.
С 1944 года, когда обстановка на Западном фронте стабилизировалась, ПАСМ-22 практически превратилась в стационарную мастерскую. В связи с этим возникла возможность замены значительной части солдат гражданскими лицами по вольному найму, главным образом, из числа девушек, проживающих вблизи расположения ПАСМ-22. После окончания Великой Отечественной войны ПАСМ-22 вслед за войсками побывала в Румынии и на Дальнем Востоке – для обеспечения разгрома японских милитаристов.
Таким образом, ПАСМ-22 превосходно справилась со своими производственными и оперативными задачами и внесла свой вклад в дело Великой Победы. Каждый из личного состава мастерской – от руководителя до рабочего – в тяжелых условиях военного времени выполнял свой долг до конца.
С 1946 года все ПАСМ были расформированы, личный состав демобилизован, а железнодорожные вагоны переданы в народное хозяйство.
Труд в ПАСМ-22 во время Великой Отечественной войны был оценен правительством. Все военнослужащие, в том числе и мой прадед А.Я.Артемьевских, были награждены медалью «За победу над Германией», вольнонаемные женщины получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», многие школьники награждены медалями «За оборону Москвы». 4 работника ПАСМ-22: Петрищева А., Марков М., Житарева Н., Иванов П. награждены медалью «За трудовое отличие». Признание заслуг арсенальцев и в словах телеграммы командования ГАУ КА (Главного Артиллерийского управления Красной Армии): «Объявляю благодарность всему личному составу ПАСМ-22 за хорошую работу по обеспечению обороны г. Москвы зенитными выстрелами. В эти дни, когда враг рвется к нашей родной Москве, я надеюсь, что командование, и коллектив ПАСМ-22 будет четко выполнять свой долг перед Родиной. От вашей работы во многом зависит огневая мощь нашей славной артиллерии, наносящей фашистским бандам под Москвой сокрушительные удары. Зам. начальника ГАУ КА генерал-лейтенант Мышков. Военный комиссар ГАУ КА бригадный комиссар Новиков»10.
Идея увековечения памяти ПАСМ-22 родилась в 80-е годы. В 1985 году, в год 40- летия Победы, на месте «арсенала на колесах» был установлен обелиск, созданный по проекту местного художника А. Юдова. Облик первого памятника сохранился на картине местного художника, участника Великой Отечественной войны, В.В. Устинова. В 2001 году, в день открытия музея школы № 16, он подарил свою картину школе (Экспонат №7). Через 10 лет было решено реконструировать мемориал и средствами архитектуры подчеркнуть роль ПАСМ-22 как защитника Москвы. Идея была воплощена в жизнь. Появился оригинальный проект, ассоциирующийся с частичкой Отечества: фрагмент Кремлевской стены с макетом снаряда внутри. 9 мая 1995 года на открытие нового памятника съехались паэсэмовцы и их родственники, пришли школьники и городская администрация, священник и церковный хор. Бывший механик ПАСМ-22, мой прадед А.Я.Артемьевских читал свои стихи об «арсенале на колесах».
Сегодня у обелиска ПАСМ-22 проходят уроки Мужества, Вахты Памяти, Торжественные линейки. Здесь переплетаются дороги и судьбы разных поколений города Электрогорска. По традиции выпускники школы № 16 приходят к памятнику поклониться погибшим и возложить цветы. Это место моих встреч со своим прадедом Александром Яковлевичем Артемьевских, военным техником, художником, поэтом. В своих рисунках и стихотворных воспоминаниях он оставил потомкам память о самоотверженном труде жителей поселка Электропередача на ПАСМ-22 в годы Великой Отечественной войны.
3. Заключение и выводы
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- история экспоната № 46 (графические рисунки А.Я.Артемьевских) –военная биография моего прадеда А.Я.Артемьевских, это история ПАСМ-22, действовавшей на территории поселка Электропередача в годы Великой Отечественной войны;
- ПАСМ-22, выполняя свои задачи в пределах тыловых границ Западного Фронта, сыграла важную роль в обеспечении Московского округа ПВО артиллерийскими снарядами в период Битвы за Москву (ноябрь-декабрь 1941года) и внесла весомый вклад в дело Великой Победы.
Литература
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945, т.2. М., «Воениздат», 1960.
Куманев Г.А. Железнодорожный транспорт на службе тыла. М., «Мысль», 1974.
Луканин В.А. «Из летописи Московской битвы. Арсенал на колесах». «Красная Звезда», 1957.
Мирских И.А. От Электропередачи до Электрогорска. Электрогорск. 1912-1946., 2006.
Николаева А.И. «Здравствуй, ПАСМ-22!». «Электрогорские вести», 1994, № 11.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.3. М., Политиздат, 1968.
Отечественная история. Энциклопедия в пяти томах. т.1, М., «Большая Российская энциклопедия», 1994.
Электрогорск: возвращаясь к истокам. Краеведческий альманах. Выпуск 2. Электрогорск, 2008.
Материалы Центрального Архива Министерства обороны.
Материалы Краеведческого музея г.о.Электрогорск.
Перечень аббревиатур
ГАУ – Главное Артиллерийское управление
ПАСМ – Подвижная артиллерийская снаряжательная мастерская
ПАСМ-22 – 22-я Подвижная артиллерийская снаряжательная мастерская
УАБА – Управление артиллерийских баз и арсеналов
5.Приложения
Мой прадед Артемевских Александр Яковлевич, 1955г.
Экспонат № 46 Краеведческого музея школы № 16
(Графические рисунки моего прадеда,бывшего механика ПАСМ-22
Александра Яковлевича Артемьевских)
1 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.3. М., Политиздат, 1968, стр. 39.
2 Куманев Г.А. Железнодорожный транспорт на службе тыла. М., «Мысль», 1974, стр. 49.
3 Мирских И.А. От Электропередачи до Электрогорска.1912-1946. Электрогорск, 2006, стр. 53.
4 История Великой Отечественной войны Советского Союза.1941-1945, т.2. М., «Воениздат», 1960. стр. 378.
5 Мирских И.А. От Электропередачи до Электрогорска.1912-1946. Электрогорск, 2006, стр. 59.
6 Мирских И.А. От Электропередачи до Электрогорска. Электрогорск. 1912-1946., 2006, стр. 64.
7 История Великой Отечественной войны Советского Союза.1941-1945, т.2. М., «Воениздат», 1960. стр. 156
8 Луканин В.А. «Из летописи Московской битвы. Арсенал на колесах». «Красная Звезда», 1957, № 16.
9 Николаева А.И. «Здравствуй, ПАСМ-22!». «Электрогорские вести», 1994, № 11.
10 Луканин В.А. «Из летописи Московской битвы. Арсенал на колесах». «Красная Звезда», 1957, № 16.