ВСТУПЛЕНИЕ
У каждого народа своя культура, а настоящая душа любого народа – это песня, которая во все времена была и остается верным спутником человека. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души. Входя в мир народной музыки, народной песни, мы ощущаем в себе «зов предков». Характерные для народной культуры мелодии, интонации, распевы «пронизывают его насквозь».
Цель этой исследовательской работы – найти ответы на вопросы как зарождалась осетинская музыкальная культура, какие трансформации с ней произошли на протяжении столетий, насколько современные музыкальные, песенные тренды откликаются на тот самый «зов предков» и что будут слушать следующие поколения?
В ходе исследования был изучен богатый теоретический литературный материал, хранящийся в Центральной нотной библиотеке г.Владикавказа, а также публикации на сайте Северо-Осетинского Института социальных и гуманитарных исследований, прослушано большое количество музыкальных композиций в самых разнообразных жанрах, проведено анкетирование в двух возрастных группах. Особый интерес представляют воспоминания близких родственников, а также мнение представителей профессионального музыкального и околомузыкального сообщества.
Итогом работы стал анализ современных тенденций в национальном песенном искусстве. Предпринята попытка представить слушателям и читателям данного исследования новые имена и новые жанры, которые определяют настоящее и будущее осетинской национальной песни.
Связанный глубокими корнями с жизнью и бытом народа, музыкальный фольклор осетин имеет многовековую историю. Истоки его восходят ко временам, когда происходило сложение духовного мира скифо-алано-осетинского этноса и художественного мировоззрения.
К самым ранним упоминаниям о музыкальном творчестве осетин следует относить сведения, принадлежащие некоему Александру Яновскому. В статье «Осетия», написанной им еще в 1751 году, но опубликованной лишь в 1836 году, он очень скупо сообщает: «...Осетины имеют песни, которых гамма, состоящая из едва приметного понижения и возвышения голоса, весьма однообразна; музыкальные их инструменты подобны круглой балалайке...».
Позже, в 1857 году, противоположные сведения сообщает барон Август Гакстгаузен: «...Осетинское пение имеет что-то европейское; ...слышанные мною песни их имели определенную мелодию и кадансы, сообразные нашей гамме. Пение имело свои вариации и перемены. Один певец пел мелодию, а другой выдерживал основную ноту, что было исполнено приятности для слуха; потом второй пел строфу, а первый выдерживал тонику...».
Проникнуты духом историзма слова Василия Абаева. «...Ни пышный стол, ни обилие ронга не дают нартам удовлетворения, пока нет на пиру «самого главного» — песни и пляски. Лишь, когда Ацамаз берется за свою свирель, пиршество достигает своей высшей точки. Это сочетание грубой и жестокой воинственности с какой-то особой привязанностью к музыке, песням и пляскам, составляют одну из характерных особенностей нартовских героев. Меч и фандыр - это как бы двойной символ нартовского народа».
В осетинской народной песне нашли свое отражение почти все стороны быта и социально-общественных отношений на разных этапах развития осетин. Поэтому ее можно считать историей музыкальной культуры и собственно историей осетинского народа. Это и определяет жанровое многообразие народных песен. Весь песенный фольклор можно разделить на три группы: кадджытæ, зарджытæ и хъарджытæ. Более детально жанры и поджанры осетинской песни выглядят так:
I. Эпические песни 1. Кадӕг (сказания) II. Обрядовые песни 1.Мифологические песни; 2.Песни-заклинания и умилостивления; 3.Свадебные песни; 4.Хороводные песни III. Трудовые песни 1.Земледельческие календарные песни; 2.Пастушеские песни; 3.Песни домашнего (женского) труда |
IV. Историко-героические песни 1.Песни борьбы (тохы зарджытӕ); 2.Песни о народных героях; 3.Песни о боевых укреплениях; 4.Революционные песни. V. Бытовые песни 1. Колыбельные песни; 2.Застольные песни; 3.Любовные песни; 4.Шуточные песни; 5.Сатирические песни; 6.Плясовые песни; 7.Песни-игры; 8.Детские песни. VI. Плачи-причитания 1 .Хъарӕг. |
Эпические песни-сказы от песен остальных отличаются лаконичностью музыкальной фразы, ограниченным звуковым объемом мелодии, своим мерным и безраспевным речитационно-повествовательным складом. Это свидетельствует о том, что жанр этот восходит к древнейшим пластам музыкальной культуры народа. Одной из характерных особенностей музыкальной формы кадæг является то, что она непременно исполняется с инструментальным сопровождением (в основном дыууадӕстӕнон, двенадцатиструнная арфа, и смычковым хъисын-фӕндыр).
К жанру обрядовых песен в осетинском музыкальном фольклоре относятся мифологические, религиозно-культовые песни, песни-заклинания, свадебные, хороводные… Все эти песни подразделяются еще на семейные и производственные. К первой группе относятся свадебные песни («Фӕцӕуӕм, чындз фӕхӕссӕм» - «Едем, невесту везем»), песни о новорожденном, величальные, умилостивляющие. А ко второй группе относятся песни, нередко связанные с трудовыми процессами, но имеющие заклинательное или культовое значение. Воспевают они, в зависимости от обстоятельств, обилие очага, мудрость хозяйки, ее щедрость, гостеприимство; на свадьбах - молодую чету, покровителя и хранителя их очага.
Песни-умилостивления обычно поются во время застолья в доме больного, умилостивляя пиршеством и пением дух, ниспославший на больного недуг. У осетин песни этой категории известны под общим наименованием «Зӕдтыуæле бадинаджы зарджытӕ». Наиболее распространенная песня-умилостивление - «Алардыйы зарӕг» («Песня об Аларды»), о духе, исцеляющем больных от оспы, скарлатины и других инфекционных заболеваний.
Мифологические песни занимают большое место в песенном творчестве осетин. Поется в них о домашних и диких животных, о предметах неживой природы, но прежде всего о покровителях людей. Среди них, в первую очередь, Уастырджы — покровитель путников и мужчин-воинов, Уацилла — покровитель урожая, Ӕфсати — покровитель охоты, Фæлвæра — покровитель домашнего скота, Тутыр — патрон волков, Аларды — ангел-хранитель от болезней. В Осетии едва ли не в каждом ауле был «собственный» вариант (а то и несколько вариантов) песни о Уастырджы, а выдающиеся певцы-солисты из народа знали, по крайней мере, по 5-6 вариантов этой песни.
Трудовые песни в музыкальном фольклоре осетин разделяются на два основных вида — мужские и женские. Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии обособленно. Пение женщин в присутствии мужчин в старое время не допускалось обычаем: женщины пели только тогда, когда оставались одни, свои особые песни. Большая часть женских песен пелась сольно (колыбельные, любовные), меньшая часть многоголосно (трудовые, например песня «Онай», исполняемая при валянии войлока). Единственной формой женского музицирования, допускавшегося в Осетии в присутствии мужчин, было исполнение инструментальных плясовых наигрышей на гармони. Игра на гармони мужчин была редким исключением.
Самым популярным и самым типичным жанром осетинского народного песенного искусства был и остается жанр героической песни. Песни о погибших смертью храбрых – национальная песенная классика осетинского народа и в то же время не писанная его история. Именно в жанре героической песни емко сконцентрирован национальный характер, психология, национальное мироощущение горцев. Вместе с тем героическая песня была не только отражением духа нации, но и весьма действенным средством формирования сознания, психологии молодых поколений.
Героические песни относятся, как правило, к мужским песенным жанрам. Характерной особенностью их исполнения является сольно-хоровая традиция. Ведущая партия солиста исполняется ярким и сильным тенором или баритоном, обладающим помимо вокальных данных даром музыкальной и поэтической импровизации. Голос солиста звучит на фоне непрерывного хорового сопровождения в басу, поддерживаемого «цепным» дыханием. Басовый голос не имеет самостоятельной мелодической линии, но зато велико его значение в эмоциональном смысле — в поддержке героического пафоса песни. В отличие от партии солиста хоровое сопровождение исполняется не на текст песни, а на звуках «а», «о», либо традиционных возгласах «уай», «орира», «гъей».
Но, собственно, откуда такие глубокие познания о раннем песенном творчестве осетин?
В XIX веке подвижники начали работу по собиранию и записи произведений устного народного поэтического творчества, были сделаны первые шаги в музыкальном образовании, просвещении, музыкальные первопроходцы начинали практическую концертную деятельность. У истоков становления музыкального искусства стояли Гоха Сланов, Татаркан Туганов, Бибо Зангиев, Кайсын Мерденов, Давид Шавлохов. Творческая деятельность композитора и певца Ахполата Аликова, принимавшего участие в музыкально-литературных вечерах владикавказского театрального кружка, в первой постановке драмы Елбыздыхъо Бритаева «Хазби», стала отправной точкой профессионального музыкального искусства. Ахполат Аликов организовал героический мужской хор для записи осетинских народных песен и мелодий. В 1911 году акционерным обществом «Граммофон» была осуществлена первая запись осетинских народных песен и мелодий.
«Когда нам впервые совершенно случайно пришлось послушать десятка два осетинских народных песен – трудно верилось, что такие музыкально - развитые и весьма оригинальные мелодии таятся в недрах народной гущи. В последствии же, записав свыше двухсот осетинских песен и плясок, наличие необычайных красот в осетинской музыке превзошли наши ожидания. Не думайте, что этими 200 песнями и ограничивается актив осетинской народной песни. Умножьте цифру эту на десять, и все же народное песенное творчество Осетии не будет исчерпано». Это - строки из отчета видного грузинского композитора Виктора Долидзе, опубликованного в газете «Заря Востока» 13 ноября 1926 года.
Лишь часть его записей стала известна широкому кругу благодаря выходу в свет в 1948 году сборника «Осетинский музыкальный фольклор». Большая же часть их, продолжая лежать «мертвым капиталом» в архивах Юго-Осетинского и Северо-Осетинского научно-исследовательских институтов, ждет своей публикации. Тем не менее Виктор Долидзе дал толчок к развитию осетинской симфонической и оперной музыки. Он – автор первой осетинской оперы «Замира», в основе либретто которой – драма А. Кубалова «Смерть Алгуза». Также композитором для симфонического оркестра была сделана аранжировка 14 народных мелодий, которые до сих пор находятся в активном оркестровом исполнении.
Особое место в истории формирования профессиональной музыкальной культуры Осетии занимает Борис Галаев – выдающийся деятель осетинской культуры, хранитель и собиратель осетинского фольклора, обошедший почти все уголки Южной и Северной Осетии. Борис Галаев еще при жизни стал легендой. Знакомясь с его громадным вкладом в нашу музыкальную культуру, убеждаешься, что он, как человек, страстно любивший свой народ, смог сотворить невозможное. За достаточно короткое время Борис Галаев, как подвижник, педагог, композитор, общественный деятель смог из малограмотных коллективов, поющих по слуху, выстроить систему музыкального воспитания, основал музыкальную школу, сформировал профессиональный ансамбль песни и танца, воспитал целую плеяду одаренных музыкантов, которые стали основателями композиторской школы Осетии. Их имена сейчас у всех на слуху – Христофор Плиев, Илья Габараев, Зинаида Хабалова, Дудар Хаханов… С именем Бориса Галаева связана и реконструкция одного из народных музыкальных инструментов - дала-фӕндыра.
Более 700 записей, собранных Борисом Галаевым, хранятся в Институте русской литературы в Санкт-Петербурге и пока недоступны. Фонд культуры им. Бориса Галати, учрежденный осетинами Свердловской области, недавно выиграл Президентский грант в размере 1 миллион рублей. Часть этих средств будет направлена на то, чтобы выпустить диски, оцифровать ноты и издать второй том книги Бориса Галати. В доме-музее композитора найдено еще около 300 записей, которые также предстоит очистить, расшифровать и расписать по нотам.
Особая глава в осетинском песенном фольклоре - творчество Коста Хетагурова. Стихи Коста не только читаемы в Осетии, но их перекладывают и на нотный стан, создавая замечательные народные песни, романсы и музыкальные произведения. Задолго до выхода в свет сборника стихов Коста, читаемые в рукописном варианте, они напевались в Осетии. Впоследствии, на рифмы Коста писали песни уже профессиональные композиторы такие, как А. Алыккаев, Х.Плиев, Колесников, Б. Галаев, Хаханов, Т.Кокоев, Ж. Плиева. На стихи Коста было написано 25 песен: «Горе», «Солдат», «Сидзӕргӕс», «Хъубады», «Фсати», «Фесӕф», «А-ло-лай», «Катай», «Ныфс» и другие.
Интонация, ритм и музыкальная характеристика в музыке каждого народа разная, у нас это триоли и синкопы, скачки на кварту (4 звука). Этот скачок придавал песням набатно-призывное начало. Сведения об этом скачке описаны в трудах исследователя Кавказа В. Пфафа. Он пишет: «Замечательна мелодия осетинских песен: в ушах кварта звучит, как в наших октава. Национальный стиль в данных песнях подчеркивается в двухголосном терцовом изложении мелодии в сопровождении баса на гласную букву. Один из наиболее специфических для осетинских песен мелодических оборотов наглядно показан в песнях «Фсати» и «Ракӕс». Это - поступательное движение вниз к опорному тону. Интонационно данная мелодическая фигура выражает жалобно-печальное состояние души.»
Анализируя основу песен на стихи Коста, Борис Галаев говорит о языке мелодии, которая перекликается с истоками песенного творчества других народов. Например, мелодия «Походной» отчасти перекликается с мелодией русской народной песни «Ехал на ярмарку купец-ухарь». В основе песни «Сидзӕргӕс» лежит европейская мелодия, песня «Сердце бедняка» похожа на казацкую мелодию, а «А-ло-лай» напоминает греческое церковное песнопение.
Вершиной народного творчества осетин являются нартовские сказания — величественный эпос, воплотивший героику и духовную силу прошлых времен.
Из уст музыкантов, старцев-сказителей, из песен далекой старины осетинские музыканты-исследователи по крупицам собирали и записывали сказания нартовского эпоса, исполнявшиеся народными корифеями на старинных осетинских инструментах. Большим событием для осетинского народа стал слет сказителей нартовского эпоса, состоявшийся 11 апреля 1941 года в городе Орджоникидзе, где приняли участие народные певцы-музыканты из разных уголков Осетии. Всенародными любимцами были исполнены нартовские сказания в сопровождении старинных музыкальных национальных осетинских инструментов.
Старинные записи нартовских наигрышей и песен находятся в кабинете музыки народов СССР Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского и являются жемчужиной народного творчества осетинского народа.
Свое отражение нартовский эпос нашел в творчестве современных композиторов Осетии. Интересны задумки Тамерлана Хосроева по воплощению в музыке нартовских тем и сюжетов. Хор «Бальсагово колесо», увертюра для двух фортепиано «Сказания нартского эпоса» поражают своей оригинальностью. Основоположник осетинского балета Дудар Хаханов создал первый осетинский балет «Ацамаз и Агунда» по мотивам нартовского эпоса, либретто Давида Туаева (1961).
Трижды Лауреат премии К.Л. Хетагурова, председатель Союза Композиторов, Заслуженный деятель искусств, Ацамаз Макоев является автором музыки к спектаклям «Свирель нартов», «Пир нартов», музыки к кинофильму «Возвращение Урызмага». Ацамаз Макоев – вообще особая фигура в композиторском искусстве Северной Осетии. Автор пяти симфоний, двух опер, трех мюзиклов, четырех концертов, многочисленных произведений вокальной, хоровой, камерной и программной музыки, музыки к кинофильмам и более чем к 50 спектаклям, около 100 эстрадных песен. Сегодня его произведения – это бесценные сокровища осетинской композиторской школы. Его музыка звучит так естественно и завораживающе, словно золотой нитью, стежок за стежком, прошивает человеческие сердца.
Первые осетинские музыканты-профессионалы обладали универсальным дарованием, сочетавшим в себе композиторские, исполнительские, педагогические и организаторские способности. Это было время становления искусства, это было время талантливых людей.
С музыки Ильи Габараева к фильму «Сын Иристона» начинается многолетнее сотрудничество осетинских композиторов с кинематографом. Особое место в музыкальной жизни республики занимает оркестр народных инструментов, который с 1966 года возглавляет Булат Газданов. Одаренный исполнитель, талантливый композитор и аранжировщик, знаток и собиратель осетинского музыкального фольклора. Булат Газданов бережно обрабатывал национальные мелодии, сделав их достоянием профессионального музыкального искусства.
На смену старшему поколению пришла плеяда молодых, талантливых композиторов. Пионер джазового движения Северной Осетии Николай Кабоев сегодня руководит государственным эстрадным оркестром. Борис Кокаев – автор многих современных осетинских эстрадных песен. Аркадий Цорионти, сын известно композитора Резвана Цорионти, - автор музыки к государственному гимну Северной Осетии. Яркая творческая индивидуальность и профессионализм молодых музыкантов позволили осетинским композиторам завоевать ряд престижных премий и наград. Лариса Канукова – обладательница первой премии международного конкурса композиторов в Швейцарии. Жанна Плиева в 1993 году получила специальный приз на II международном конкурсе произведений для двух фортепиано в Токио, а в 2002 году стала лауреатом Государственной премии РФ. Жанна Плиева - автор музыки к спектаклю «Небесное зеркало» театра «Арвайдан», получившего премию «Золотая маска». Зинаида Хабалова в 1995 году стала лауреатом первой премии ЮНЕСКО «Манас – 1000». Ее имя внесено в Книгу рекордов Гиннеса – как женщины–композитора, написавшей 17 симфоний.
Еще один любопытный факт… О зарубежных гастролях Кадгаронского ансамбля песни и танца. В 1897 году немецкий делец Геринг, очарованный танцевальным, музыкальным и песенным искусством осетин, сформировал в Кадгароне труппу из 60 человек и отправил ее с концертами по Западной Европе. Диковинный ансамбль из Осетии пользовался огромным успехом. Кадгарон – село, в котором обосновались Бокоевы, переселившись из высокогорного Дэйкау. Мне, конечно, стало интересно не ездил ли кто из моих предков на гастроли в Париж. Увы, истории это не ведомо. Мне так и не удалось это выяснить.
Спустя годы один из старейшин нашей фамилии Солтан Бокоев организовал «Ансамбль долгожителей села Кадгарон». Самому старшему из участников, Афако Сокаеву, было более 100 лет, но, несмотря на это, он живо танцевал и пел. Фотографии ансамбля часто появлялись в московских журналах и газетах.
В рамках этого исследования я провел опросы в двух возрастных группах: среди своих родителей, бабушек, словом людей старшего поколения, и среди одноклассников. В «старшей» группе меня интересовала, конечно, история. Любопытно было узнать какую музыку слушали мои предки, какие песни и имена каких исполнителей до сих пор на слуху у моих бабушек и их поколения.
Разумеется, их детство пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. Из колыбельных в большой семье моей бабушки (у нее было еще 4 сестры и 5 братьев) ей помнится только «А-ло-лай» на слова Коста Хетагурова. В юности музыкальной отдушиной была осетинская гармонь. Моя бабуля и ее сестры виртуозно владели этим инструментом. Под наигрыши гармошки после трудового дня вечерами под тусклый свет керосиновой лампы они пели такие песни как «Хъуыбады», «Колхозма, чызыта», «Целина». Не удивительно, ведь это была эпоха великих строек коммунизма и освоения залежных земель.
Позже, вспоминает бабуля, с раннего утра из репродукторов звучали песни Юрия Бацазова, Владимира Баллаева, Мурата Цирихова, Елкана Кулаева, Светланы Медоевой, Кима Суанова. Признаюсь, работая над этим проектом, я переслушал немало композиций. И мне самому очень нравится творчество Кима Суанова. И дело не только в красивом голосе, вернее не столько в нем, сколько в задушевности, исповедальной тональности, в удивительной способности передать душу своего народа. Сегодня многие пытаются сделать ремиксы на песни Кима Суанова, перепеть его, но, по мнению профессионалов, никому это не удается.
У моей мамы во время телефонного звонка звучит музыка к кинофильму «Ах, любовь!». Она – большой поклонник творчества Феликса Алборова. Когда я был совсем маленьким, мама (ее зовут Залина) в качестве колыбельной напевала мне песню из кинофильма «Во всем виновата Залина». Спустя много лет после окончания музыкальной школы она сейчас пытается освоить весьма сложное произведение этого композитора «Экспромт».
Результаты опроса среди моих сверстников ярко подтверждают актуальность моей работы. Практически никто не смог назвать исполнителей прошлых поколений. Композиторов Осетии знают единицы. У большинства ребят осетинская песня ассоциируется с сестрами Царикаевыми и их хитом «Асы-ясы-осетины». Многие - фанаты Мияги и Матранга. Мияги – сын известного хирурга Казбека Кудзаева. Матранг, Алан Хадзарагов – тоже из семьи врача, увлекавшегося в молодости роком. Но принес им такую популярность вовсе не национальный фольклор, а… рэп.
Песня Матранга «Медуза» попала в топ-5 хитов iTunes, вошла в десятку самых прослушиваемых песен в социальных сетях и весной 2018-го стала одним из главных трендов YouТube. За манеру исполнения и голосовое сходство фанаты рэп-певца назвали его «вторым Цоем».
Здесь хочется привести слова американского писателя, основателя Института Математики Сердца Дока Чилдре. «Внутренняя сила — это способность уважать чужую музыку, но танцевать под собственную мелодию и слушать свою гармонию». К счастью, сегодня есть молодые энтузиасты, которые находят в себе силы «плыть против течения» и возрождать национальную осетинскую музыку. Например, ансамбль "Къона". Они - единственные, кто исполняет осетинскую национальную музыку аутентично – так как пели и играли наши предки сотни лет назад. Во многом это получается благодаря игре на старинных инструментах, которые воссоздал резчик по дереву Сослан Моураов.
К истокам, к корням, ко времени, когда каждый подвиг облекали в стихи и музыку, возвращает нас другой ансамбль «Уацамонга». Молодой коллектив весьма успешно заявил о себе в музыкальном фестивале «Московская весна А Сappella», в котором участвовали 184 коллектива и 1630 исполнителей из 16 стран мира.
Но так как в республике создается мало новой эстрадной музыки, большинство исполнителей ушли «в подполье» и Интернет. Например, автор и исполнитель Кафказар (сын одного из руководителей Северной Осетии Билара Кабалоева) выпускает уже второй десяток альбомов и клипов, которые есть на его сайте. Вано Бекоев после окончания Московской государственной консерватории с большим классическим багажом не нашел пока себе применения на классической сцене Владикавказа и создает поп-песни, сотрудничая с республиканскими авторами. Никита Васильев, участник проекта "Голос", ушел в клубный бизнес и чаще выступает на сочинских площадках в составе группы "Радиатор". Не изменяет своему стилю Александр Коренюгин, он поет актуальную патриотическую и понятную нашему слушателю музыку. Георгий Бугулов - автор известных хитов "Красавица Фатима", "Цвети, Осетия моя" - очень востребован в республиканских шоу-программах. Мастер-изготовитель национальных старинных инструментов и певец Тимур Илаев готовит новую программу на осетинском языке в ретро-эстрадном стиле и кавер-версии хитов ушедшей эпохи. Меня очень впечатлила рок-версия песни «Хӕдзаронтӕ» на стихи Коста Хетагурова «Ногбонты зарӕг» в исполнении рок-группы Kroydon, отца и сына Тимура и Александра Тедеевых.
Благодаря маме-телевизионщику мне довелось окунуться в «закулисье» вокального шоу «Азар ма!» на телеканале «Осетия-Ирыстон». Полуфинал конкурса, в котором все участники пели на осетинском языке, для многих оказался впечатляющим открытием. Нам показали, насколько интересной и зажигательной может быть осетинская поп-музыка. Благодаря современным аранжировкам старые песни зазвучали по-новому.
Одним из главных открытий музыкального шоу стало участие молодой исполнительницы из Южной Осетии Любы Джиоевой. Ее композиции чаще других мелькали в соцсетях и публиковались в интернет-сообществах, собирая сотни лайков и положительных комментариев. Не удивительно, что именно она по итогам конкурса получила приз зрительских симпатий.
Не случайно современную музыкальную индустрию называют «шоу-бизнесом». Сегодня даже не поющий и не имеющий слуха и голоса человек может себе позволить за определенные деньги записать песню в студии, где все его ошибки исправят специальными компьютерными программами. Любой может себе позволить снять клип и оплатить его ротацию на ТВ и радио. Так появляются «звезды». Есть мнение, что в погоне за такой звездностью, ради присутствия на весьма популярном общекавказском этномузыкальном телеканале «9 волна» многие современные исполнители променяли осетинские ритмы и мотивы на вайнахские.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народная песня - это корни, связывающие человека с историей своей Родины, это мудрость, точность мысли, богатство родного языка, высокая духовность и душевная щедрость, это наше наследство. Перед нами стоит вопрос: будем ли мы наследниками уникальной самобытной культуры, в том числе и песенного творчества? Или мы вырастем безграмотными людьми, не знающими своей истории?
Я подумал, а ведь в пору моих бабушек, когда музыка звучала из репродукторов, у слушателей не было выбора что слушать. Кто-то решал за них, какую музыку нести в массы. В наш современный технологичный век, в век свободы выбора, это невозможно. Но, наверное, какие-то государственные программы поддержки осетинских композиторов, исполнителей песен на родном языке, причем качественных, все же необходимы. Культмассовый "доширак" должна вытеснить «вкусная» здоровая национальная музыка.
«Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности», — заметил академик Дмитрий Лихачев еще полвека назад. Пожалуй, и сейчас лучше не скажешь...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
Алборов Ф. Ш. Музыкальная культура Осетии. – Владикавказ: Ир, 2005.
Батагова Т. Э. Нартовские архетипы в музыке осетинских композиторов http://izvestia-soigsi.ru/en/archive-of-issues/iss-544-2011/111-article6
Батагова Т. Э. Поэзия К.Хетагурова в осетинской вокальной музыке https://cyberleninka.ru/article/n/poeziya-k-hetagurova-v-osetinskoy-vokalnoy-muzyke
Галаев Б.А. Осетинская народная музыка. – М.: Музыка, 1964.
Дзлиева Дз. М. Осетинские мифо-религиозные песни в честь Аларды, http://izvestia-soigsi.ru/ru/archive/-28-67-2018/572-dzlieva28
Долидзе В. И. Осетинская народная музыка. – Орджоникидзе, 1960.
Научный архив СОИГСИ. Фонд «Искусство». Оп. 2.
Памятники народного творчества осетин: Трудовая и обрядовая поэзия осетин/ Сост. Т.А.Хамицаева; пер. Г.А.Дзагурова, Т.А.Саламова, Д.Г.Тменовой, А.А.Хадарцевой и Т.А.Хамицаевой. Владикавказ, 1992.
Осетинские народные песни, собранные Б. А. Галаевым в звукозаписях, нотированных совместно Б. А. Галаевым и Е. В. Гиппиусом / Под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. М., 1964.
Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. – Орджоникидзе: Ир, 1987.
Цхурбаева К. Г. Некоторые особенности осетинской народной музыки. - Орджоникидзе, 1959.
Цхурбаева К. Г. Об осетинских героических песнях. Орджоникидзе, 1965.
Вокальный конкурс «Азар ма!» в эфире НТК «Осетия-Ирыстон» https://iryston.tv/teleproject_release/final-3/
Илл. 1
Илл. 2
Илл. 3
Илл. 4
Илл. 5
Илл. 6
Илл.7
Илл. 8
Илл.9
Илл.10
Илл.11
Илл.12
Илл.13
Илл.14
Илл.15
Илл.16
Илл.17
Илл.18
Илл.19
Илл.20
Илл. 21
Илл.22
Илл.23
Илл. 24
Илл. 25
Илл.26
Илл.27
Илл.28
Илл.29
Илл.30
Илл.31
Илл. 32
Илл. 33
Илл. 34
Илл.35
Илл. 36