Бесстрашный трибун и революционер М.Вахитов

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бесстрашный трибун и революционер М.Вахитов

Ципуштанова Ю.В. 1Асулбаев А.Д. 2
1МБОУ "СОШ№16" НМР РТ
2МБОУ «СОШ№16» НМР РТ
Шарифуллина Р.Н. 1Мухаметзянова А.И. 1
1МБОУ "СОШ№16" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Первым из героев-татар, рождённых революцией, был, без сомнения, Мулланур Вахитов”.

Амина Мухутдинова

Колесо культуры и жизни продолжает вращаться, волнуя океан истории. Стройными рядами поднимаются из таинственных глубин народа доблестные, благородные бойцы обновлённой мысли; в их глазах сверкают лучи светлых надежд, в каждом их движении чувствуется возрождение мощи жизни, которая мятежными, вспененными волнами праведного гнева бьёт о равнодушные берега старого мира... Так появляются истинные борцы за светлое. Среди них есть и М. Вахитов...Впервые говорилось о жизни и деятельности выдающегося революционера Мулланура Муллазяновича Вахитова в специальном сборнике воспоминаний о нём, изданном в 1919 году под редакцией Г. Ибрагимова. Выражалась надежда, что настанет время, когда о Вахитове напишут монографии, соберут его личный архив, дневники, письма, его научные и литературные труды. В 1926 году в журнале “Безнең юл” Р.Ш.Тагиров дал первую библиографию статей и книг о М.Вахитове, всего 40 изданий, в том числе пяти статей Вахитова. Немало сделали для увековечения памяти революционера поэт Ш. Маннур, драматург Н. Исанбет, историки Х. Гимади, А. Тарасов и др. Имеются воспоминания друзей и соратников М.Вахитова – Г. Ибрагимова, В. Шафигуллина, Х. Гайнуллина, А. Мухутдиновой, К. Саттарова, Н. Вахитова и др. Помогли найти новые документы и материалы его друзья и родственники Я. Д. Чанышев, А. К. Маликов, Х. И. Казаков, А. И. Терегулова, З. Рахимов, Х. И. Ризванов и др. Произведения М. Вахитова составлены по первоисточникам: по рукописям или первым публикациям в центральной большевисткой печати. Новые документы, обнаруженные исследователями в архивах, полнее раскрывают деятельность М. Вахитова и возглавляемого им Центрального мусульманского комиссариата по укреплению дружбы народов, по утверждению идей пролетарского интернационализма и пропаганде трудов В.И.Ленина.

Галимжан Ибрагимов писал: “Прежде всего Мулланур был революционером. Революционером, который после свержения царизма и Временного правительства не успокоился на достигнутом, а с воодушевлением принялся строить новую, светлую жизнь, такую, какою он себе её не представлял. Он, без сомнения, был талантливым организатором. Этот свой талант он до конца раскрыл, работая сначала в Мусульманском социалистическом комитете, затем в Мусульманском комиссариате...У пролетарских деятелей есть одна общая черта в биографии: выходя из беднейших слоев населения, они с раннего возраста бывают вынужденными трудиться, чтобы заработать себе на пропитание, не имеют возможности учиться. Мулланур Вахитов в этом смысле занимал особое место.”

Цель нашей работы: изучить жизненный путь и деятельность Мулланура Вахитова, собрать интересные факты о его жизни по увековечению памяти М. Вахитова.

Задачи: исследовать жизненный путь и деятельность М. Вахитова, использовать публикации и литературу о его революционной деятельности по изучению данной темы; донести до каждого, что имя М. Вахитова должна жить в сердцах каждого из нас. Оформить проектную работу по установке памятника в нашем микрорайоне.

Объект наблюдения: жизненный путь и деятельность Мулланура Вахитова, опрос учащихся и учителей школы №16.

Методы исследования: теоретический, практический (анкетирование). Актуальность данной темы возрастает из года в год в связи с увековечением памяти революционера, М. Вахитова, которого мы, жители проспекта Вахитова,должны знать и рассказать нашим учащимся об известном революционере, эту историю жизни передать из уста в уст будущему поколению. Мы гордимся, что наш проспект носит имя легендарного революционера Мулланура Вахитова.

Практическая направленность: материалы, собранные нами о М. Вахитове, пригодятся ученикам на уроках истории и литературы, а также в подготовке к единому государственному экзамену, которая требует примеры патриотизма.

Исследовательская часть заключается в опросе учащихся и учителей. Теоретическая часть включает материалы из публикаций и художественной литературы.

С 5 по 11 класс провели опрос учащихся и учителей, были предложены следующие вопросы:

1. Знаете ли вы биографию М. Вахитова?

2.Когда дан имя Вахитова нашему проспекту?

3. Как вы считаете, куда можно установить памятник М.Вахитову?

4.Какие книги вы прочитали о М. Вахитове? Его биография изучается ли в школьной программе?

Результаты были поразительны. 70% учащихсяся не знали, кто такой М. Вахитов. Мы решили помочь в решении этой проблемы, познакомить с биографией и общественной деятельностью М. Вахитова.

1.Жизненный путь Мулланура Вахитова

Мулланур  Вахитов был везучим человеком: родился 10 августа 1885 года в селе Казаево в обеспеченной семье, что позволило ему получить блестящее образование.Родился в семье работника торговой фирмы. По отцу он происходил из купеческого рода, а по матери - из известного рода общественных деятелей Казаковых. Детские годы Мулланура прошли в деревне Казаево, а затем в городе Кунгуре Пермской губернии. Дед уготовил было ему судьбу торговца, но он не принял подобного выбора, отказавшись стать владельцем торгового дома; игрушечный магазин, сделанный по распоряжению купца, мальчик превратил в библиотеку и раздавал сверстникам книги для чтения.

Положительное влияние на сына оказала мать — Уммегульсум Мустафиевна Казакова. В детстве она рассказывала ему татарские народные сказки, напевала старинные народные песни, фольклор шел к нему от деревенских мальчишек, от крестьян. Поэтическое восприятие природы, глубокий лиризм в отношениях с матерью оставили след на всю жизнь. «Семья Мулланура Вахитова жила в Кунгуре. Он учился в гимназии. Был тихим, малословным, маленького роста, с лицом без малейшего намёка на румянец. Светло-рыжие вьющиеся волосы, серо-зелёные глаза и неподвижная поза, когда он сидел, слушая беседы взрослых, его странная молчаливость создавали впечатление нелюдимого мальчика»,- пишет Исхак Казаков. ( Исхак Казаков был родственником Мулланура. Он стал директором новой школы в Тетюшах. Семья Вахитовых очень часто бывала у него в гостях. И. Казаков помогал Вахитову в его революционной работе.) Но он, взрослея, изменился. Свои волосы научился аккуратно причёсывать в особую причёску, стал более общительным и подвижным, любил гулять в тихих местах.»

Еще современники будущего комиссара отмечали, что для татарского общества, переживавшего в конце XIX — в начале XX веков расцвет национальной культуры, М. Вахитов был фигурой необычной. Все его образование проходит в стенах русских школ. В 1894 году девяти лет Мулланура отдают учиться в русское начальное училище, а затем в городское училище в городе Кунгуре. У М. Вахитова в эти годы пробуждается интерес к русской литературе, к истории, он начинает сочинять стихи.

В 1899 году они переезжают в Казань на постоянное жительство. По приезде в Казань семья Вахитовых на Московской улице (теперь улица Кирова) в Апанаевских номерах сняла две комнаты. Мулланур поступает в Казанское реальное училище. Об устремлениях юноши - М. Вахитова характерен такой эпизод. Когда на приеме у попечителя учебного округа Сверчкова, его спросили, почему он идет в реальное училище, а не в гимназию, Мулланур ответил: «Нет, господин попечитель, я хочу получить специальное образование, быть полезным в жизни!»

Мулланур Вахитов – природный волжанин. В детстве и юности неоднократно путешествовал с родителями от Казани до Перми и бывал в Тетюшах, где жили его родственники. Будучи студентом, он каждое лето приезжал из Петербурга на Волгу, любил бывать в старинных приволжских, прикамских городах – Верхнем Услоне, Чистополе, Паратском и Спасском затонах.

Уже в ученические годы М. Вахитов любил сочинять небольшие стихи-эпиграммы на представителей мусульманского духовенства, на богатеев и реакционных преподавателей. Писал он стихи и в студенческие годы, некоторые из них печатал. Любил Мулланур театр – оперный и драматический. «Лоэнгрин» Вагнера, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно – вот некоторые из постановок, которые он охотно посещал. Он пел революционные песни, любил слушать в исполнении самодеятельного струнного оркестра татарскую музыку.

М. Вахитов был дружен с учащимися Казанской художественной школы, учительской семинарии, где учились дети чувашей, марийцев, удмуртов, башкир, мордвы, казахов. С юношеских лет он начал зарабатывать себе на хлеб, давал частные уроки по русскому языку, истории, литературе. Особенно следует выделить его любовь к русской литературе. Хорошо знал он «Слово о полку Игореве», «Горе от ума», произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, впитал в себя поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Н. Добролюбова. Его друзьями были: Г. Тукай, Ф. Амирхан, С. Рахманкулов, Г Кареев, К. Тинчурин, братья Хасановы. Изучал философию, историю, астрономию. Знал Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро; работы индийских и арабских мыслителей. Вахитов стал замечательным публицистом, оратором-трибуном, умевшим писать и говорить страстно и неповторимо ярко.

Будучи ещё учеником казанского реального училища, М. Вахитов активно участвовал в первой российской революции. Вместе со своими товарищами по учёбе В. Тихомировым, А. Аросевым, С. Рахманкуловым и другими печатал и перепечатал большевисткие листовки и прокламации. Уже к революции 1905-1907 годов М. Вахитов пришёл стойким борцом за народное дело. Ещё раньше, с 1903 года, он активно участвовал вместе с большевиком Х. Ямашевым в заседаниях литературного кружка «Шимбэ» («Суббота»). Друзья и М. Вахитов поддерживали постоянно контакты с редакцией большевисткой газеты «Урал», с её редактором Х. Ямашевым. М. Вахитов, В. Тихомиров, С. Тагиров, А. Аросев, С. Рахманкулов уже в 1907 году были взяты на учёт в Казанском губернском жандармском управлении.

Вместе с Наби Вахитовым – тогда учащиеся Казанской художественной школы, но уже активно включившиеся в революционную деятельность, они часто бывали у грузчиков на Устье, вели беседы, читали газеты, привозили прокламации, призывали грузчиков на уличные демонстрации. Путешествия в зрелые годы по Волге Вахитова не были просто прогулками. Волга для него была местом его работы. Работы полной опасностей и благородной. Исхак Казаков писал: «…В начале лета пароход «Козьма Минин», проездом в Жигули с товарищами. Мулланур» …На палубе приближающегося парохода увидели Мулланура. Он, махая фуражкой, живо выделялся из толпы пассажиров… Он нам передал небольшой чемодан, сказал тихонько: «Здесь всё». Дома открыли чемодан. Там было полно разных брошюр, листовок, чистой бумаги, кое-какие принадлежности для гектографа» (*Мулланур Вахитов. Казань.Тат.книж.изд.1985 г.стр.101-102.)

М. Вахитов очень тяжело переносит утрату своего соратника и друга Х. Ямашева. Ямашев внезапно скончался в книжном магазине «Гаср», куда принёс свое последнее произведение для издания.

Рост и развитие продолжались и после Казани. Будучи в 1907-1909 годах студентом Петербургского политехнического, а затем – психоневрологического института он принимал активное участие в общественных событиях. Здесь Вахитов продолжал общаться с рабочими. Он познакомился с типографским рабочим З. Рахимовым. З. Рахимов работал под руководством М. Вахитова и после Великой Октябрьской социалистической революции, запомнил на всю жизнь образ советского комиссара. В своих воспоминаниях пишет: «Мулланур работал до поздней ночи, всегда у него был свет. Когда только отдыхал, когда спал, трудно сказать. Перед отъездом в Москву он сказал мне: «Береги все то, что у тебя есть и работай, как подобает коммунисту; помни, что революция в опасности».

В 1915 году Мулланур Вахитов становится профессиональным речником. В начале 60-х годов профессор Р. Нафигов и писатель В. Исхаков опубликовали в своих книгах справку, обнаруженную в личном деле Вахитова, заполненном в Петербургском психоневрологическом институте. (В 1916 отчислен из института за неуплату взноса за обучение.) В справке, выданной 29 февраля 1916 года заведующим изыскательной партии инженером К.Архиповым, говорится, что Мулланур Муллаязянович Вахитов состоит с 16 апреля 1915 года на службе по вольному найму в Казанском округе путей сообщения, занимая должность техника изыскательной партии на реке Кама.(**Исхаков В. Рассказ о революционере.Уфа,1960,с.21;Нафигов Р. Мулланур Вахитов.1961,с.53.) К сожалению, эта справка была почти единственным документом его жизни и деятельности 1 1915 года по февраль 1917 года. М. Вахитов был принят техником в изыскательную партию по рекомендации заведующего партией – инженера К.А. Архипова. Вахитов и Архипов были знакомы ещё по реальному училищу, нередко встречались и на даче в Красной Горке, дружба их продолжалась и в Петербурге, где Константин учился в институте инженеров путей сообщения, а Мулланур – в политехническом и затем психоневрологическом. И в дальнейшем поддерживали связь, что помогло Вахитову стать речником-путейцем.

Волжские речники были крупным отрядом дореволюционного рабочего класса. Во флоте в 1913 году трудилось свыше 50 тысяч человек, на пристани свыше 60 тысяч грузчиков, в том числе много татар. Положение у них было ужасным. Темнота, забитость. Были безграмотными. Невыносимо была жизнь путейцев. Всего 18 рублей в месяц! Нелегко жилось и техникам. Они вечерами сидели при тусклых свечах над чертежами, готовили документы на следующий день. За сверхурочные работы им никто не платил. А оклад был не высоким. Техник Вахитов получил 60 рублей в месяц. Сафатулла Сафиуллин рассказывает, что они жили в одной брандвахте с Вахитовым, который близко общался с ними, любил беседовать с молодежью, распрашивал их, сам рассказывал о жизни и думах студенчества в Казани, Петрограда, говорил с интересом о татарском театре, старался обучить ребят русской грамоте, приносил доступные книги, газеты. Вахитов часто навещал Сафиуллиных в Паратском. И здесь среди рабочих можно было вести серьёзные разговоры о необходимости единения рабочих. «Он нам открыл глаза на светлый мир»,- говорил о Вахитове Сафиуллин. Об этом же говорится и в книге о М. Вахитове, изданной в 1919 году под редакцией Г. Ибрагимова. «После возвращения в Казань, особенно когда он работал в управлении путей сообщения, Вахитов начал тесно общаться с рабочими и крестьянами, усилил свою подпольную работу- с одной стороны, он занимался агитацией, с другой-приступает к революционной организации масс». (Мулланур Вахитов. Казань, тат. книж. изд. 1985г. Великий революционер Востока Мулланур Вахитов, стр.4)

В «Личном деле» М. Вахитова имеется справка об избрании его членом губернской земной управы. Вахитов, видимо, понимал, что его работа в органах Временного правительства может и в самом деле оказаться временной, поэтому он стремился сохранить за собой место в Казанском округе путей сообщения. Просьба удовлетворяется на жестких условиях: должность за ним не сохраняется. Однако никакие препятствия М. Вахитова остановить не могли. Он всецело окунается в общественно-политическую деятельность.

Известно также, что вместе с товарищами М. Вахитов участвовал в сборе средств в фонд газет «Звезда», «Невская звезда», «Правда». Он вёл занятия в одном из рабочих кружков, рассказывая его участникам о деятельности В. И. Ленина. Работая в тесном контакте с большевиками, М.Вахитов вёл борьбу за укрепление дружбы народов, выступал и делал многое для приобщения трудящихся-татар к общероссийской борьбе рабочего класса. На страницах редактируемой им газеты «Кызыл Байрак», в Рабочем клубе, на заводских митингах и собраниях защищал взляды и лозунги ленинской партии. После Февральской революции 1917 в Казани в начале апреля организовал и возглавил Мусульманский социалистический комитет (МСК), в работе которого участвовали и большевики. Входил в губернский Комитет общественной безопасности (до июля). 23 мая избран в губернскую земскую управу, заведовал техническим отделом, участвовал в руководстве отделом народного образования.

В исторические дни октября 1917 года М. Вахитов был одним из организаторов отрядов Красной гвардии, вёл их на штурм Казанского Кремля. Волей победившего народа он стал членом Ревкома. В январе 1918 года М. Вахитов был назначен руководителем Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. Начинается новый ответственный период в его деятельности. Он по работе встречается с В. И. Лениным, со Сталиным. В. И. Ленин одобряет подготовленные им проекты декретов о возвращении мусульманам башни Сююмбики и Караван – сарая. Встречи с В. И. Лениным оставили неизгладимое впечатление у М. Вахитова и его товарищей. Не раз рассказывал затем он С. Саид-Галееву о В. И. Ленине и его личном участии в решении вопросов, подготавливаемых мусульманским комиссариатом. В. И. Ленин внимательно следил за работой Мусульманского комиссариата, М. Вахитова, оказывал ему помощь, поднимая его авторитет. Вахитов не раз бывал у Ленина в квартире. Хорошо известны и другие совместные выступления в партийной печати В. И. Ленина и М. Вахитова, обращения к трудящимся на страницах «Правды», «Известий». В своих действиях и решениях М. Вахитов исходил из ленинских идей и интересов революции.

Карачаевский революционер, друг Вахитова Умар Алиев рассказал брату о том, как этого большого человека заметил сам великий Ленин, пригласил его в Москву, где он работал, укрепляя Советскую власть. Рассказал о том, что во время работы в Москве на Мулланура неоднократно покушались богатые татары. Однажды в него стреляли, когда Мулланур и Умар поздно вечером шли в номер после заседания правительства. Такой большой была ненависть к нему со стороны богачей и в то же огромной была любовь к нему со стороны рабочих и крестьян, трудовых интеллегентов. Жена Умара Алиева Мариям Иммолатовна Хубиева была образованным человеком, врачом, она помнила детали взаимоотношений Алиева и Вахитова. Она говорила, что Мулланур был очень обаятельным человеком, умел объединять людей словом и делом, внимательно относился к своим подчиненным, заботился о них. Так в один из летних дней 1918 г. Вахитов зашел в кабинет Алиева и, заметив, что он очень устал, отправил его отдыхать в номер гостиницы. Когда Умар утром пришёл на работу, он заметил, что начатый им перевод на татарский язык Конституции РСФСР был завершён. Умар безошибочно узнал почерк своего старшего товарища М.Вахитова. И в душе был очень благодарен ему. Когда один из родственников Вахитова привёз из Казани кусок вяленого мяса, он поделился с Умаром. Мулланур говорил Умару, как только разобьют белогвардейцев, он обязательно напишет книгу о Владимире Ильиче и его семье.

«Сейчас вся судьба революции стоит на одной карте: быстрая победа над чехословаками на фронте Казань-Урал-Самара. Все зависит от этого»,-указывал Ленин. (*Ленин В.И. Полн. Собр. Соч.т.50,стр.133) М. Вахитов во всей своей деятельности исходил из этого указания В. И. Ленина. 4 и 5 августа совместно с представителями Казанского губкома партии М. Вахитов буквально под огнём врага провёл мобилизацию коммунистов и рабочих на оборону города. Но силы были не равны, и вскоре Казань пала. После захвата Казани контрреволюционных сил, Султан Саитов увидел Мулланура Вахитова в штатской одежде. На нём был тёмно-синий костюм, фетровая шляпа и тёмные очки, совершенно скрывавшие его глаза. Все это было сделано, чтобы быть неузнаваемым. Он решил уйти из Казани, а для этого нужен был документ, удостоверяющий личность. В то время Султан Саитов работал временно исполняющим должность директора в Ширданской учительской школе. У него имелись чистые бланки школы. Он оформил документ на имя Хариса Файзуллина, якобы М. Вахитов учитель данной школы, находящийся в отпуске. Мулланур попросил его достать напрокат лодку на озере Кабан, подъехать к набережной. Ему нужно было уходить из Казани. У него был проводник. По рассказам его дяди Наби Вахитова, проводник приходил с каким – то поручением к отцу Мулланура. А за квартирой его была установлена слежка. Всех приходивших на кавртиру выслеживали, подвергали допросу. Возможно, был схвачен и проводник и и был принуждён под давлением указать местопребывание Вахитова. Последнее письмо от Мулланура пришло из Плетеневской тюрьмы, попросил маму, Умме-Гульсум прийти на свидание. Свидание не состоялось, якобы его в эту ночь увезли из тюрьмы. В первый же день по освобождении Казани от контрреволюционных банд начались поиски Мулланура Вахитова. Обошли все тюрьмы и места заключения, ходили в морг, но безуспешно. Никто не знал о его судьбе…

Советский комиссар М. Вахитов был схвачен и расстрелян по указке казанских богачей и буржуазных националистов 19 августа 1918 году в Казани. Прозвучали последние слова Мулланура Вахитова: «Победа останется за нами. Коммунизм не убить».

Долгое время место захоронения оставалось тайной. А ведь кто только ни бился над тем, чтобы докопаться до истины: и товарищи по борьбе, и ученые-историки, и краеведы-любители. Прошло несколько десятков лет, прежде чем на могилу  Мулланура  Вахитова  удалось положить первый букет. А обнаружил ее в итоге родственник - двоюродный брат Вахитова, казанский художник Хаджимурат Казаков. Впрочем, удача улыбнулась ему не случайно. У Казакова сначала возник чисто профессиональный интерес к личности родственника (Вахитов смотрит со множества его полотен), потом в нем проснулся краевед и он приступил к собственному "частному" расследованию. Много времени провел в архивах, встречался с людьми, знавшими  Вахитова. В конце концов судьба подарила ему долгожданную встречу. Он узнал, что жива дочь одного из могильщиков, хоронивших  Вахитова  на Архангельском кладбище - Федула Никитина, и встретился с ней. Выяснилось, что ее отец, узнавший в расстрелянном одного из самых известных казанских революционеров, потом рассказал об этом случае дочери и указал могилу. Более того, дочь Никитина помнила множество подробностей. Она поведала, что убитых было несколько, их привезли на повозке под охраной двух чехов и хоронили в сумерках. Несмотря на это, Федул заметил, что  Вахитов  был в чем-то красном, а его одежда и лицо замараны свежей глиной. Удивленный могильщик стал расспрашивать солдат, в чем дело. Они пояснили, что расстрелянных большевиков вначале зарыли на Спасском кладбище, но потом, по настоятельной просьбе казанского духовенства, изменили решение. Таким образом была раскрыта одна из тайн новейшей истории Казани.

2. Деятельность бестрашного революционера М. Вахитова

Известно, что и до Февральской революции М. Вахитов участвовал в революционном движении. Будучи учеником реального училища в Казани, он в 1905 году входил в один из революционных кружков, был знаком с Х. Ямашевым, В. А. Тихомировым, со многими прогрессивными деятелями, писателями.

Первая русская революция стала его первым боевым крещением. Не отступил он и в тяжёлые годы репрессий, не отрёкся от своих взглядов. Не случайно его исключили из Петербургского психоневрологического института. Почти все его родные и друзья находились под надзором полиции. Но ни преследования самодержавия, ни материальные затруднения не могли сбить его с революционного пути. Он прошёл хороший университет борьбы и к Октябрьской революции подошёл как вполне сложившийся пролетарский революционер.

Путешествия в зрелые годы по Волге Вахитова не были просто прогулками. Волга для него была местом его работы. Работы полной опасностей и благородной. Исхак Казаков писал: «…В начале лета пароход « Козьма Минин», проездом в Жигули с товарищами. Мулланур» …На палубе приближающегося парохода увидели Мулланура. Он, махая фуражкой, живо выделялся из толпы пассажиров…Он нам передал небольшой чемодан, сказал тихонько: «Здесь всё». Дома открыли чемодан. Там было полно разных брошюр, листовок, чистой бумаги, кое-какие принадлежности для гектографа…»(*Мулланур Вахитов.Казань.Тат.книж.изд.1985 г.стр.101-102.)

Мулланур Вахитов был замечательным трибуном и блестящим оратором. Каждое его выступление на митингах, собраниях и в печати было всегда ярким, интересным, острым. Он умел убедительно и логично разбивать своих противников, вызывая бурю восторга со стороны рабочих, солдат, крестьян. Я.Якубовский пишет: “ Вахитов после Октября любил бывать на митингах рабочих. Иногда я сопровождал его. Низкого роста, худощавый, в чёрной шинели, в чёрной же папахе, с башлыком на шее, шагал он и делился своими мыслями о предстоящем учредительном собрании...”

В начале 1918 года М. Вахитов по декрету, подписанному В. И. Лениным, становится председателем Центрального мусульманского комиссариата. В течение 6-7 месяцев работает он под непосредственным руководством Ленина. Вахитов был в то же время и председателем Мусульманской военной коллегии при Народном комиссариате по военным и морским делам, членом коллегии Народного комиссариата по делам национальностей. На заседании Совнаркома РСФСР 23 июля 1918 года он назначается чрезвычайным комиссаром по продовольствию. Не один раз входит с докладом лично к В. И. Ленину, часто встречается по работе с И. В. Сталиным. Активно работает в Центральном мусульманском комиссариате и писатель Г. Ибрагимов. М. Вахитов и руководимый им комиссариат многое сделали для организации первых национальных революционных военных частей, вошедших в состав формирующейся Красной Армии. Коммунистические революционные батальоны, организованные Центральным мусульманским комиссариатом, отправлялись на фронт гражданской войны. Узнав о положении в Казани, М. Вахитов призвал усилить разведку. Получив разрешение В. И. Ленина, он прислал в Казань отряд матросов в 300 человек с броневиками. Мятеж был ликвидирован в течение нескольких часов без кровопролития. На русском и татарском языках 25-тысячным тиражом была издана речь М. Вахитова на совещании, по созданию Татаро-Башкирской Советской республики (май 1918г.). Газета «Правда» дала высокую оценку деятельности Центрального мусульманского комиссариата.

Якуб Чанышев и Ади Маликов написали о нём такие слова: «М. Вахитов никогда не злоупотреблял своей властью, в обращении с людьми был весьма обходителен, прост, вежлив. Терпеть не мог карьеристов, льстецов и двурушников. Он резко обрывал на полуслове тех, кто говорил с ним неискренне, фальшиво. О работниках же своих он судил не по словам, а по делам, и относился к ним чутко. Требовательный к себе, Мулланур строго требовал и от своих сотрудников дисциплины и порядка в работе. Он показывал пример внимательного отношения к посетителям, терпеливо выслушивал ежедневно десятки делегаций рабочих, солдат и крестьян, живо реагируя на их просьбы и требования. В быту он был исключительно скромен, одевался всегда опрятно и подтянуто. Молодежи есть чему учиться у М. Вахитова, ибо он принадлежит к той плеяде людей, которые никогда не умирают».

В святые часы революции в Казани возник Мусульманский социалистический комитет, задавшийся целью собрать под знамя социализма… мусульманское население и пробудить его к новой и светлой жизни. Руководителем этого комитета был М. Вахитов. Мусульманский социалистический комитет стремился сохранить своё влияние на народ. С целью пропаганды среди трудящихся научных основ социализма он начал издавать в Казани газету «Кызыл байрак» («Красное знамя»).

12 сентября в Петрограде открывается совещание представителей демократических организаций. М. Вахитов сказал: «Мы, будучи участниками грандиозной социальной революции, во имя великих идеалов и светлой жизни должны на время забыть свои личные заботы. Да здравствует революция! Да здравствуют руководители международного пролетариата!»

М. Вахитов создал Мусульманский социалистический комитет, который объединял представителей рабочего класса, крестьянства, передовой интеллегенции. МСК с середины 1918 года переименовывается в Мусульманский коммунистический комитет. С целью подготовки пропагандистов и агитаторов, для распространения идей социализма среди татар при рабочем клубе были организованы шестимесячные курсы социальных наук.

Значение военно-организаторской деятельности М. Вахитова огромно. Он способствовал привлечению в ряды Красной Армии и вооруженной защите Советской власти сотни тысяч человек. В дальнейшем две татарские стрелковые бригады, несколько полков и батальонов, в том числе и полк имени М. Вахитова принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и интервентов и внесли несомый вклад в защиту завоеваний Великого Октября.

Проспект Вахитова «красные ворота» Нижнекамска

Очень много туристов приезжает в Нижнекамск, чтобы узнать об истории города и услышать рассказ о его героях. Мулланур Вахитов всю свою жизнь боролся за свободу и права народов. Его ценили и уважали за стремление, за умение четко и ясно излагать свои мысли. Поэтому он оставил очень важный след в истории страны. Сначала был установлен памятник в честь великого революционера, потом была названа улица, а затем целый район. (Решение исполкома Нижнекамского городского Совета депутатов трудящихся №293 от 25 октября 1973 года).

Памятник Муллануру Вахитову был установлен в сквере около второй городской больницы. Его спроектировал и установил скульптор Юрий Орехов в 1985 году. В 1993 году было принято решение переместить памятник в другое место. Однако такое действие властей вызвало бурную реакцию и несогласие народа. Но в связи с ремонтом второй городской больницы памятника убрали в архив. Наша задача: создать эскиз памятника и найти место для установки. В школе мы, учащиеся и учителя, провели огромную работу по увековечению памяти Мулланура Вахитова. Нами проведено анкетирование в 5 - 11 классах. В анкетировании приняли участие 435 учащихся и 41 учитель. Вопросы анкетирования:

1 Знаете ли вы биографию М. Вахитова?

2.Когда дан имя Вахитова нашему проспекту?

3. Как вы считаете, куда можно установить памятник М.Вахитову?

4.Какие книги вы прочитали о М. Вахитове? Его биография изучается ли в школьной программе?

70 % учащихся не знали о Муллануре Вахитове. Никто не читал книги о нём, так как его биография не изучается в школе.

Перед советом старшеклассников, учителями родного языка и литературы, истории стояла очень важная работа по изучению биографии М. Вахитова. Учитель истории Савельева Ольга Ивановна и учитель родного языка Шарифуллина Рима Нигматзяновна проводили классные часы, а совет старшеклассников устроили встречи жителями микрорайона. Работники библиотеки №1 встретились с нашими учащимися, рассказывали о революционере М. Вахитове, показывали презентацию о проспекте Вахитова.

Самым важным вопросам был вопрос: «Как вы считаете, куда можно установить памятник М. Вахитову?» На этот вопрос ответили по-разному. Мнения разделились. 50% учащихся и учителей выбрали место возле школы №16. А 39% учащихся и учителей выбрали место возле магазина «Магнит». 5% учащихся выбрали местом для памятника место возле магазина «Пятёрочка». (Приложение №2)

Мы, подрастающее поколение, должны знать историю нашего проспекта. Проспект Вахитова является самым большим проспектом нашего города. Его можно назвать «красными воротами» Нижнекамска. Именно по нему попадают в город большинство приезжающих. Это он открывается взгляду с Соболековской трассы и создаёт первое впечатление о городе. И впечатление это из приятных – широкий, зелёный, с хорошим асфальтом симпатичным Парком нефтехимиков в конце. И есть у этого проспекта перспективы – пустырь у Дома быта, пока не застроен. Нас радует то, что проспект носит имя М. Вахитова, имя бестрашного революционера. В нашем микрорайоне (10 микрорайон) находятся самые большие дома проспекта Вахитова: Вахитова 2, Вахитова 4, Вахитова 8/14. В них проживают около 4000 человек. На проспекте Вахитова находятся здание центрального сбербанка России, «Ак барс» банк, библиотека №1, где раньше был городской музей города, магазин «Магнит», общеобразовательная школа № 16, детские сады. Каждый год строятся новые дома и магазины. Администрация города проводит очень большую работу по улучшению жизни граждан своего города.

 

Заключение.

Подводя итоги, необходимо отметить, что работа М. Вахитова во главе Центрального мусульманского комиссариата была многогранной. Деятельность М. Вахитова во всех сферах пронизана идеями интернационализма. Они проявляются в его в широко агитационно-пропагандисткой работе. Он активно помогал словом и делом революционным силам Башкирии, привлекая их к работе в Центральном комиссариате, способствовал созданию в центре национальных отделов Казахстана, Туркестана, Азербайджана, Северного Кавказа. О его помощи говорят работники из Чувашии, Мари и др. Редакторская и публицистическая деятельность М. Вахитова является одной из ярких страниц становления и развития партийно-советской печати. Сплачивая вокруг себя все лучшее и передовое, М. Вахитов сыграл большую роль в привлечении к революции и на сторону Советской власти многих рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию. Творчество Вахитова помогает глубже понять сложность борьбы революционного периода, вооружает современных журналистов опытом идеологической борьбы. И случайно ли, что в трудные для страны минуты В. И. Ленин посылает сына Волги на Волгу, где в то время «решалась судьба революции».

Выдающийся сын татарского народа Мулланур Вахитов навсегда вошел в историю революционной борьбы как человек, посвятивший всю свою жизнь победе социализма, торжеству светлых идеалов. Героическая гибель М. Вахитова на боевом посту в 1918 году не позволила ему увидеть плоды победы. Советский народ под руководством Коммунистической партии добился замечательных достижений. Бывшие национальности обрели советскую государственность, осуществлены коренные преобразования в экономике, культурная революция. Наш народ помнит революционера-интернационалиста. Народ слагает о нём песни, ставит ему памятники. Пишутся о нём художественные произведения и научные исследования. Его именем названы школы, предприятия, улицы. В памяти народной он будет жить в веках.

В строю волжско-камского флота есть и «Мулланур Вахитов» - пароход, носящий это имя с 1 октября 1918 года. С 1918 года! Наверное, немного осталось таких пароходов на реках… Мулланур Вахитов. Это имя теперь хорошо знакомо и молодому поколению. Оно близко и понятию нам потому, что наше сознание воспринимает его в сочетании с такими близкими и дорогими словами, как «Ленин», «Революция», «Волга»…Прежний пароход, тот, который долгие годы верой и надеждой служил народному хозяйству, ушёл на «заслуженный отдых». На смену ему заступило на трудовую вахту другое судно – «М. Вахитов». Трехпалубное, мощное, красивое…

Я. Якубовский пишет: «Вахитов был настоящим ленинцем. В Казани жиркомбинат и улица носят его имя. Но он заслуживает большего. Вахитову надо воздвигнуть в Казани монументальный памятник». И. Казаков пишет: « Прошло два года. Позади колчаковское нашествие. Начался период восстановления народного хозяйства. В первый день объявления декрета об образовании Татарской АССР мы, члены правительства республики, участвовали в церемонии закладки памятника незабываемому сыну татарского народа – Муллануру Вахитову. А 1мая 1922 года мне, как председателю комиссии по увековечению памяти Мулланура Вахитова, было предоставлено право открыть этот памятник, заложенный в 1920 году…»

Во времена Советского Союза имя Вахитова вошло в список Героев революции и гражданской войны, и, конечно, в список выдающихся людей татарского народа. В честь пламенного революционера в Казани назвали район, площадь, а на холме в самом центре города установили памятник Вахитову. Делая итог, мы можем сказать, что не забыли о герое и в Нижнекамске. Проспект носит его имя. Осталось установить памятник.

Список литературы:

1.Сочинения: Избранное (статьи, речи, письма, документы)//Казань, 1967.

2.Нафигов Р.И., Мулланур Вахитов (историко-биографический очерк), 2 изд.// Казань, 1975.

3.Мулланур Вахитов. Жизнь и деятельность пламенного революционера-ленинца// Казань, 1989 (на татарском языке).

4.Озеров И. , Проспект имени пламени революционера// Ваша газета, 2012 -22 августа ,№31, стр.11.

5.Р.Т.Калимуллин, Казанская губернская чрезвычайная комиссия (1917-1922 г.)//Казань, тат.книж. изд. 1989г.

6.Р.Нәфигов, М.Вахитов. Тарихи –биографик очерк//Казан, Тат.кит.нәшр.1961 г.

 

Приложения:

1.Фотографии М.Вахитова

2.Проект “Памятник Муллануру Вахитову”

3. Газетные материалы

Приложение 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

с углублённым изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ПРОЕКТ

«Памятники - наше прошлое и будущее. Мулланур Вахитов.»

номинация «Отчизны славные сыны»

Авторы: Ципуштанова Юлия Вячеславовна, ученица 9А класса,

Асулбаев Артем Дмитриевич, 6Б класс

Руководители: Мухаметзянова Алсу Ильдусовна, учитель ИЗО,

Шарифуллина Рима Нигматзяновна, учитель родного языка

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ………………………..……………………………….…......3

1.1. Постановка проблемы.…………………………………………………3

1.2. Цели, задачи, методы исследования………………………………….7

1.3. Актуальность работы…………………………………………………..9

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..9

2.1. Механизм реализации проекта……………………………………….10

2.2. Ожидаемые результаты……………………………………………….10

2.3. История вопроса……………………………………………………….11

2.4. Социологические опросы………………………………...…………...16

2.5. Механизм установки памятника……………………………………..17

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………19

4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………..…19

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Постановка проблемы.

 За последние годы во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации п. 1413 от 30.12.2015г. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», в соответствии с протоколом заседания координационного Совета при Кабинете Министров Республики Татарстан от 6.03.2018г. и приказа управления образования Исполнительного комитета №212 от 07.05.2018г. О реализации Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018 - 2020 годы» в МБОУ «СОШ№16» НМР РТ успешно реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию «В патриотизме – будущее молодежи».

В рамках гражданско-патриотического воспитания 100% учащихся школы ежегодно принимают активное участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях героико-патриотического направленности. Успехи воспитанников нашей школы из года в год заметно улучшаются. Взвод нашей школы впервые в 2017-2018 году принял участие в параде Победы НМР РТ. Из сравнительной таблицы итогов конкурса-смотра строя и песни мы видим как возросла качественно результативность в данном конкурсе.

2016-2017уч.г.

2017-2018 уч.г.

II место - в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни среди нач. шк.;

II место - в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни среди юношей;

III место - в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни среди девушек;

I место - в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни по сборке разборке автомата среди юношей;

I место – в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни по подтягиванию на перекладине среди юношей;

I место – в финале смотра - конкурса строя и песни подтягивание среди девушек;

I место – в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни по подтягиванию на перекладине среди юношей, личное Хуснуллин Рамиль;

I место – в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни в тестировании, личное Мустафин Кирилл;

I место - в зональном этапе Смотра - конкурса строя и песни по подтягиванию среди девушек, личное Гараева Алсу.

Грамота за 3 место, взвод юношей в зональном этапе муниципального смотра - конкурса строя и песни, посвященного Дню защитника Отчества и 100-летию Российской Армии, руководитель Хамадьяров В.В.;

Диплом за победу в номинации "Статен в строю, силен в бою» в финале сморта - конкурса строя и песни, посвященного Дню защитника Отечества среди взводов старших классов ОО Нижнекамского муниципального района, руководитель Хамадьяров В.В.;

Диплом победителя конкурса "Лучший знаток истории Отчества" в финале смотра-конкурса строя и песни, посвященного Дню защитников отечества и 100-летию Российской Армии, Мустафин Кирилл, руководитель Савельева О.И.;

Диплом 3 место в соревнованиях по подтягиванию на перекладине в зональном этапе смотра-конкурса строя и песни, посвященного Дню защитников отечества и 100-летию Российской Армии, Габдрахманова Ралина, 9А, руководитель Мулюкова Р.Р.;

Диплом 3 место в соревнованиях по подтягиванию на перекладине в зональном этапе смотра-конкурса строя и песни, посвященного Дню защитников отечества и 100-летию Российской Армии, взвод девушек, руководитель Мулюкова Р.Р.

Диплом 3 место, взвод девушек в зональный этап смотра-конкурса строя и песни, посвященного Дню защитников отечества и 100-летию Российской Армии, руководитель Мулюкова Р.Р.

Грамота 2 место, отряду начальной школы в зональном этап смотра-конкурса строя и песни, посвященного Дню защитников отечества и 100-летию Российской Армии, руководитель Пушкина О.А.

Во исполнении приказа управления образования N 316 от 15.08. 2018 г., в целях воспитания патриотизма, культурного и исторического просвещения жителей, популяризации наименований улиц города Нижнекамска, увековечения имен известных личностей, внесших значительный вклад в становление и социально- экономическое развитие города Нижнекамска, учащиеся и педагоги нашей школы активно включились в деятельность по реализации плана культурно-исторического проекта «Улицы моего города».

Мы согласны, что для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Нижнекамск.

   Каждый день мы  ходим по знакомым улицам нашего города, спешим по делам. Часто  не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность.

Именами героев названы улицы и скверы нашего любимого города. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ. Именно поэтому школьники активно включились в реализацию проекта «Улицы моего города». Наш город связан со многими интересными событиями и интересными людьми. Узнать об историческом прошлом своего  народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть и в нашем городе. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания памятников, которые хранят память о событиях и людях, важно, чтобы люди помнили историю.

         Мы обменялись мнениями с одноклассниками, но оказалось, что многие из нас не знают памятники нашего города. Мы провели опрос среди учеников нашей школы и жителей микрорайона №10. (Приложение 1) и выяснили, что в нашем городе много памятников, но люди мало знают об их истории,  не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему?

     Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному городу.

Памятники истории…. Они немые свидетели истории, символы её славных страниц. Наша школа расположена на улице, названной в честь Мулланура Вахитова – героя, прочно утвердившегося в историческом сознании народа. Нам хотелось внести свой вклад в память о земляке, чтобы на карте нашего города было обозначено и это памятное место. Так возникла идея проекта «Памятники - наше прошлое и будущее. М.Вахитов.»

Проблема: Разрыв социо- культурных связей между поколениями. Прошлое, настоящее и будущее памятника М.Вахитова в г.Нижнекамске.

II. Цель и задачи Проекта

1.2. Цели, задачи и методы работы.

Цель проекта: Расширять представление о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Объект исследования: памятник М.Вахитова в г. Нижнекамске.

Предмет исследования: история создания памятника М. Вахитова в Нижнекамске, его настоящее и будущее.

Продукт проекта: эскиз и презентация "Памятник М.Вахитова в Нижнекамске».

Работая над исследовательской работой у нас возникла идея создания проекта «Памятники - наше прошлое и будущее. М.Вахитов.»

Задачи проекта: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, создание самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России;

Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;

Развитие коммуникативных навыков;

Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;

Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;

Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку;

Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти в целях решения актуальных проблем.

Территория: г Нижнекамск, Республика Татарстан

Целевая группа проекта: Нашу группу, работающую над проектом, составляют ребята в возрасте от 12 до 18 лет. В основном это ребята, которым не безразлична культурная и историческая ценность памятников, которые заинтересованы в сохранении истоков своей малой и большой Родины, ее замечательных традиций. Во многом это зависит именно от них, их творчества и желания быть полезными.

Социальные партнеры:

Председатель Совета местного самоуправления микрорайона №10 НМР РТ - Суркова Ирина Викторовна;

Представитель библиотекой №1 - Пушканова Любовь Вениаминовна

Председатель совета ветеранов педагогического труда школы №16 – Фархутдинова Фаниря Гарафовна;

Представитель общественной организации "Совет старейшин - Шура аксакалов" - Мингазов Суфиян Мингазович;

Заместитель директора Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" Нижнекамского муниципального района РТ - Каримуллина Эльвира Юлдашевна.

Идея проекта: Попытка установки памятника М.Вахитова на проспекте Вахитова в г.Нижнекамске. Создание условий для возникновения у представителей разных поколений, толерантного отношения к прошлому. Совместная социально значимая деятельность молодежи с властными структурами, юридическими лицами.

Гипотеза:  история создания памятников связаны с историей нашей страны, с развитием нашего города.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Основные методы исследования:

* поиск и сбор информации по теме;

* социологический опрос;

* систематизация;

* обобщение;

* дизайн-анализ (определение формы, стиля, размера Продукта).

Сроки реализации проекта: 2018-2020г.

1.3. Актуальность работы.

Важность и значительность данного проекта «Памятники - наше прошлое и будущее. Мулланур Вахитов.» является для настоящего момента современной и актуальной, потому что ровно сто лет назад пал бесстрашный трибун и революционер, борящийся за свободу и права восточных народов, оставивший важный след в истории Отечества.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Механизм реализации проекта.

Реализация проекта предполагает наличие четырёх последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последующих действий.

Этапы проекта

Название и содержание деятельности

Сроки

примечание

Предпосылки проекта

1

Участие в муниципальном проекте «Улицы нашего города».

в течение

2018 года

Сбор и оформление материала по ул. Вахитова

Проектировочный этап

 

Основная деятельность – проектирование

1.1. Определение темы и актуальности проекта

1.2. Определение плана поиска информации по теме проекта

2018-2019г.

Сентябрь, октябрь

Поиск и привлечения партнеров проекта, проведение исследования

Деятельный этап

 

2.1. Сбор информации по теме проекта

2.2. Проведение социологических опросов

2.3. Разработка вариантов оформления альбома

2.4. Создание итогового Продукта

Ноябрь, декабрь, 2018г.

Поиск источников и документов по теме

Итоговый этап

 

3.1. Подготовить презентацию выступления

3.2. Подвести итоги работы над проектом

3.3. Подготовить доклад для выступления

До 25 декабря 2018г.

Подготовка наглядного материала и изложение текстового материала

2.2. Ожидаемые результаты.

По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению. В будущем планируется дополнительные проекты по разработке объектов героев-земляков. Мы прогнозируем повышение уровня заинтересованности в нашем Продукте жителей Нижнекамска и администрации НМР РТ

2.3. История вопроса.

Вг. Нижнекамске, в сквере около 2ой городской больницы в 1985 году скульптором Юрием Григорьевичем Ореховым был спроектировал и установлен памятник Муллануру Вахитову.

 Экскурсия к памятнику Муллануру Вахитову.

Вахитов Мулланур Муллазянович (1885-1918). Революционер, председатель Центрального мусульманского комиссариата, Казнен в 1918 году комучевцами. Памятник- бюст установлен в сквере 2-ой городской больницы.

Родители Вахитова происходили из Пермской губернии, из г. Кунгура. Мулланур родился 10 (22) августа 1885 г. в Казани. В 1899 г он поступает в Казанское реальное училище, которое оканчивает в 1907 гг. Здесь Мулланур становится одним из организаторов литературного кружка «Шимбя» («Суббота»). В годы учебы в реальном училище он принимает активное участие в революционной борьбе. Так, он член Соединенной группы учащихся средних школ г. Казани, которая находилась под руководством РСДРП, участник тайного кружка по изучению марксистской литературы. В 1906 г. он участвует в первомайской забастовке в Казани. В 1910 г. Вахитов отчислен из Петербургского политехнического института. В июле 1911 г. он был зачислен на юрфак Петербургского психоневрологического института.  В марте 1917 г. он выступил с инициативой создания Мусульманского социалистического комитета, который должен был стать альтернативой для таких национальных организаций как «Харби Шуро», «Милли шуро». Основной целью комитета должно было стать «распространение среди мусульман  идей социализма». Комитет постепенно становится популярным среди татарских рабочих и части крестьян. Этому, безусловно, также способствовал талант оратора, который Вахитов проявил еще во время первой русской революции. 15 июля выходит печатный орган МСК – «Кызыл байрак». Эта газета была оппозиционна таким газетам, как «Курултай», «Кояш», «Йолдыз». Несмотря на это, “Милли Шуро” и “Харби Шуро” выставили кандитару Вахитова, предпочтя ее Г. Исхаки, на выборах в Учредительное Собрание в Пермской губернии. 17 января 1918 г. Вахитов встречается с В.Лениным, после чего вождь пролетариата подписывает декрет, по которому Вахитов становится председателем Центрального мусульманского комиссариата. В марте 1918 г. когда он получил телеграмму о появлении «Забулачной республики», после согласования вопроса с Лениным он высылает отряд матросов из 300 человек и распускает «Забулачку» без особого кровопролития.  Весной 1918 г. он стал одним из инициаторов создания Татаро-башкирской республики. 23 июля 1918г. назначен Чрезвычайным комиссаром по продовольствию в Поволжье. В августе 1918 г., «когда судьба революции решалась под Казанью», он активно участвует в обороне города. 7 августа Вахитов арестован,19 августа расстрелян солдатами Комуча, захватившими Казань. М. М. Вахитова  считают жертвой белого (комучевского) террора, наряду с председателем Казанского губкома РКП(б) Я. С. Шейнкманом, профсоюзным деятелем А. П. Комлевым, комиссаром юстиции Казанской губкома М. И. Межлауком. В памяти людей советской эпохи он является бесстрашным трибуном, революционером.

Мулланур Вахитов был не только революционером, но и очень начитанным, образованным человеком. Мулланур Вахитов всю свою боролся за свободу и права восточных народов. Поэтому он оставил очень важный след в истории города. Его ценили и уважали за стремление, за умение четко и ясно излагать свои мысли. К сожалению, жизнь этого великого человека закончилась трагично. Надо отметить, что кроме памятника, в честь великого революционера сначала была названа улица города, а затем целый район. В 1918 году его расстреляли.

В 1993 году было принято решение переместить памятник в другое место. Однако такое действие властей вызвало бурную реакцию и несогласие народа. Это было связано с политической обстановкой того перестроечного времени. Подвиги многих героев были взяты под сомнение и забыты. Однако нельзя вычеркнуть и переделать историю целой страны.

Из репортажа корреспондента Натальи Лушниковой // 18-01-2018, 09:59

«Куда исчез Вахитов? С таким вопросом в информационную службу телеканала «НТР 24» обратился нижнекамец Насим Хайруллин, после того как не увидел ставший уже привычный глазу бюст Вахитова, возле поликлиники №1. 

Насим Хайруллин бывший политработник, поэтому исчезновение бюста - для него как нож по сердцу: в молодости он лично присутствовал на его открытии. Правда, судя по опросу, проведенному корреспондентом NTR-24.RU среди пациентов лечебного учреждения, нижнекамцы этих переживаний не разделяют и считают, что бюсту возле поликлиники не место. Мол, к медицине он не имеет никакого отношения.

И действительно, к медицине Мулланур Вахитов абсолютно не причастен. Участник гражданской войны, татарский революционер и общественно-политический деятель был комиссаром по продовольствию в Поволжье. В 1918 году его казнили белогвардейцы. Память о нем в Нижнекамске увековечена в названии проспекта. Куда логичнее, если бюст установят там же, считают в управлении архитектуры и строительства.

- Решение еще не принято. Но памятник никуда не денется, - уверяет начальник управление строительства и архитектуры исполнительного комитета НМР Фирдавис Ханов.

Сейчас бюст находится на хранении у строителей, ведущих реконструкцию поликлиники. В целости и сохранности он ждет новое место прописки».

Реконструкция поликлиники закончена, а какова судьба памятника М.Вахитова? Памятник от слова «ПАМЯТЬ». А память - это история. И конечно они имеют художественную ценность, хотя бы потому, что человек на них (памятниках) узнаваем.

Поэтому памятник М. Вахитова имеет не только историческую, но и художественную ценность. Это скульптурное произведение великого скульптора, народного художника РСФСР, лауреата Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1982), действительного члена Российской академии художеств (1995), почётного члена Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989) Юрия Григорьевича Орехова.

Советский и российский скульптор Орехов Юрий Григорьевич родился 20 апреля 1927 года в Туле. Юрий Орехов — уже давно признан как состоявшийся классик. Виртуозный профессионал, он имел успех и признание в Союзе и за рубежом. В его творческом активе около 30 памятников и скульптурных композиций, установленных в разных городах России и за рубежом. Среди них: Памятник воинам, погибшим в Гражданской и Отечественной войнах, установленный на Мемориальном холме Славы в городе Ялта (1968), памятник Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Ф. И. Толбухину в Ярославле (1972), памятник Ю. А. Гагарину в городе Гагарине (1974), Памятник Учителю в Торопце (1974), Памятник великому русскому химику А. М. Бутлерову в Казани (1978), Памятник-ансамбль Н. С. Лескову в Орле (1980), Памятник-ансамбль, посвященный 1000-летию города Брянска (1985), Памятник Герою Советского Союза В. Д. Корнееву в городе Электросталь (1985), Памятник И. И. Шишкину в городе Елабуге (1986), Памятник И. Е. Репину в городе Чугуеве (1987), Памятник Александру Невскому, установленный в нише собора Александра Невского в штате Нью-Джерси (США, 1989), Памятник дважды Герою Советского Союза С. А. Афанасьеву в городе Клин (1990), Памятник жертвам трагедии в городе Осака (Япония, 1991), Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым в городе Кирове (1992), Памятник четырежды Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову, установленный в Москве у станции метро Каширская (1992), Памятник В. В. Маяковскому, установленный в Государственном музее В. В. Маяковского в Москве (1993), Памятник четырежды Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову в Парке Победы на Поклонной горе в Москве (1995), памятники А. С. Пушкину в Минске, Якутске, Вене, Париже (1999) и в Риме (2000) и др. Одним словом, памятник М.Вахтова как вид мемориальной скульптуры интересен ему своей камерностью. Мемориальные доски, изготовленные скульптором, установлены на многих улицах Москвы и других городов. Среди них: Ю. А. Гагарину (Байконур, 1974), А. Н. Косыгину (Москва, ул. Грановского, 1980-е годы), академику И. Артоболевскому (Москва, ул. Тверская, 1980-е годы), народному артисту СССР А. В. Свешникову (Москва, ул. Тверская, 1980-е годы), народному артисту России А. А. Миронову (Москва, ул. Петровка, 22/2, 1988), Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову (Москва, ул. Знаменка, 1991), народному артисту СССР Н. А. Крючкову (1999), народному артисту СССР С. Ф. Бондарчуку (2000).

Ю. Г. Ореховым сделано более 40 надгробий. Они находятся на Новодевичьем, Ваганьковском, Немецком и Кунцевском кладбищах Москвы. Это надгробия академику РАН Ю. А. Овчинникову (1990), В. Бялыницкому-Бируля (1958), художнику Д. А. Налбандяну (1955), скрипачу Л. Б. Когану (1987), композитору Е. Птичкину (1997), народным артистам А. А. Миронову (1988), Е. Н. Гоголевой (1994), Н. А. Крючкову (1998), И. С. Козловскому (1998), памятник-надгробие погибшим защитникам Белого дома (1992) и др. Последняя работа Юрия Григорьевича Орехова — памятник Пушкину в Баку.

Ещё одна сторона таланта Ю. Орехова — его скульптурные портреты классиков мировой художественной культуры: П. И. Чайковского (1968), Н. В. Гоголя (1971), А. С. Пушкина (1974), И. В. Гете (1975), Н. Паганини (1980), Г. Ф. Генделя (1980), Н. С. Лескова (1981), И. С. Тургенева (1981), Ф. И. Шаляпина (1981), К. С. Станиславского (1981), И. Е. Репина (1985), А. Блока (1997) и др.

Заслуги великого сульптора всеобща признаны, именно поэтому 28 сентября 2004 года в Москве открылся новый художественный музей, посвященный замечательному скульптору поколения шестидесятников, народному художнику России, академику Юрию Григорьевичу Орехову. Музей создан на средства его сына Григория Юрьевича Орехова.

Хотелось бы отметить, что памятник М.Вахитова мог бы украсить наш родной город Нижнекамск. Явился бы для его жителей произведением искусства (художественное восприятие), а также объектом социальной, культурной жизни, имеющую эстетическую ценность. Можно предположить, что логичнее всего его необходимо установить, но не на старом месте возле поликлиники, а на проспекте Вахитова, расположенного при вьезде в город. Социологический опрос подтвердил наши предположения.

2.4 Социологические опросы.

Среди учащихся нашей школы мы провели социологический опрос. В опросе принимали участие 56 человек из числа учащихся школы и жителей микрорайона №10. Из всех опрошенных только 32 человека правильно указали кому принадлежит памятник и 4 жителя ответили, что знают где раньше был расположен памятник. На третий вопрос 39 человек ответили утвердительно, что хотели бы вы узнать историю этого памятника. Большинство опрошенных логично предположили, что памятник должен быть установлен на проспекте Вахитова.

Вывод №1: абсолютное большинство из числа опрошенных участников не знают об историю памятника М.Вахитова и им будет интересно узнать дальнейшую его судьбу - его настоящее и будущее.

Вывод №2: превалирует мнение, что памятник должен быть установлен на проспекте Вахитова.

Второй опрос касался предположительного места установки памятника в микрорайоне №10. Это должно быть место достаточно просторное (площадь), проглядываемое со всех сторон, находящихся возле культурных и значимых центров. Таким образом, определилось два предполагаемых места для установки памятника М. Вахитова. Это при въезде в г. Нижнекамск, около магазина «Магнит» - 39% и площадка, некогда служившая Пресс центром, расположенная возле школы №16 – 50%.

Для того чтобы представить как это будет выглядеть мы разработали эскизы и подготовили презентацию виртуально установив памятник в указанных выше местах, а затем показали нашим социальным партнерам и учителям и учащимся чтобы услышать их мнение. Мнения разделились. Одни отмечали, что памятник, располагаясь у дороги, будет украшать наш город и приветствовать гостей и жителей нашего города, напоминая, что они находятся на проспекте Вахитова, С другой стороны, установив памятник М.Вахитова на площадке возле школы, был бы решен вопрос по благоустройству микрорайон №10, а именно дополнительного освещения в вечернее время суток, так остро стоящий перед его жителями.

2.5. Механизм установки памятника.

Изучив механизм установки памятника, мы выяснили, что инициаторами установки памятника в городской среде, к числу которых могут относиться физические, юридические лица, общественные организации, коммерческие объединения, ведомства, органы исполнительной власти и местного самоуправления, именно поэтому мы взяли на себя смелость заявить о данном проекте. Наше желание установить памятник на одной из улиц города как физического лица связано с обращением с заявительным документом в местные органы самоуправления.

Также важным считается освещение вопроса, касающегося финансирования работ по установке памятника, которую мы целиком и полностью с надеждой возлагаем на Нижнекамский муниципальный район. Работы, подлежащие финансированию, включают в себя проектные работы, сооружение памятника и благоустройство территории, прилегающей к памятнику (микрорайон №10).

Если памятников на исследуемой территории не так много, то получить разрешение на установку памятника будет не сложно. Утверждение места расположения памятника осуществляется комитетом по архитектуре и градостроительству, которые считают, говоря о памятнике М.Вахитова, что «Память о нем в Нижнекамске увековечена в названии проспекта. Куда логичнее, если бюст установят там же».

Ранее наиболее популярными местами установки памятников были центральные улицы города. В настоящее время появилась новая тенденция: памятники устанавливают в разных частях города, поэтому мы надеемся, что памятник может быть установлен возле МБОУ «СОШ№16» НМР РТ.

Однако важно иметь ввиду, что есть определенные правила выбора мест возведения памятников. Так, например, нельзя устанавливать памятники на территориях, которые не находятся в собственности города, территориях, закрытых для свободного посещения, кладбищах. Кроме того, под местом, отведенном для возведения памятника, не должно проходить коммуникации, создание памятника предполагает использование долговечных качественных материалов, а сами памятники должны иметь культурную ценность. Получить заключение экспертной комиссии о художественной значимости памятника М.Вахитова не составит никакого труда, так как он является художественном произведением известного российского признанного скульптора Юрия Григорьевича Орехова.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель работы достигнута – исследована социо-культурная ценность и спроектировано место восстановления памятника М.Вахитова скульптора Ю.Г.Орехова в г. Нижнекамске.

Создана презентация для ознакомления учащихся школы с историей памятника.

Разработаны эскизы предполагаемых расположений памятника М.Вахитову в г. Нижнекамске.

Этот проект имеет своё продолжение. Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила нам узнать много интересного о нашем городе, его жителях. Нам хочется продолжить изучать историческую, культурную и художественную ценность малоизвестных памятников, расположенных в нашем городе.

Проект будет полезен ученикам, родителям учеников, учителям образовательных учреждений, жителям города, всем, кому не безразлична память о героическом прошлом нашей Родины.

4. ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты:

постановление Правительства Российской Федерации п. 1413 от 30.12.2015г. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;

постановление мэра города Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан «О реализации проекта «Улицы моего города».

Книги:

Михаил Юхма книга "Кунгош — птица бессмертия. Повесть о Муллануре Вахитове";

Н. Мазуренко: Юрий Орехов. Альбом избранных произведений. Скульптура.

Периодические издания:

Архив газеты «Ленинская правда»;

Культурно – просветительная газета Казань вчера, сегодня, завтра «История в лицах » ЖЗЛ - казанская серия;

Газета «Вечерняя Казань», очерк Ольги Файнберг.

Интернет-ресурсы

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.

Темякова Т. В. Установка памятников в городах России: теоретико-прикладной аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – С. 66–68. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570145.htm.

Сайт: http://www.e-nkama.ru/news/3128/64936/;

Сайт казанской просветительной газеты «Казанские истории» http://history-kazan.ru;

Сайт татарской электронной библиотеки: http://kitap.net.ru/kazan/12.php.

Приложение 1

Назовите памятники, установленные в г. Нижнекамске?

2. У знаете ли вы этот памятник, кому он принадлежит и где раньше был установлен?

3. Хотели бы вы узнать историю этого памятника?

4.В настоящее время памятник М.Вахитова ожидает свое восстановление, по вашему мнению, где его можно расположить:

а) на старом месте, возле поликлиники №1, по ул. Менделеева;

б) на проспекте Вахитова (в микрорайоне №10);

в) свой вариант ___________________________;

12

Просмотров работы: 700