Красиво в Татарстане жить - не запретить

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Красиво в Татарстане жить - не запретить

Мубаракова Э.Р. 1
1МБОУ "СОШ № 36" НМР РТ
Шишина А.П. 1
1МБОУ "СОШ № 36" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Чтоб славился наш край прекрасный

И до скончания веков

Мы будем строить наше счастье

И помнить мудрость праотцов!

Афанасьева К.

 

Как-то гуляя по своему родному городу, я спросила родителей, а почему здесь все дома так похожи друг на друга? Они однотонные, большие и грустные, как будто у них одно серое и тусклое лицо. А в татарских деревнях совсем по-другому: дома красивые, веселые и нарядные. На что родители мне ответили, что в городе дома строят люди для других людей, а в деревне будущий хозяин строит дом для себя, создавая его уютным и неповторимым. Уникальность лица любого человека – это его глаза, а глаза дома – это его окна. Так интересно, подумала я, и отправилась в свое увлекательное путешествие. А вдруг мне удастся найти и узнать не только лицо дома, а еще и его душу?

Цель работы: «Выявить разнообразие «лиц» (наличников окон), определяющих принадлежность деревенского дома татарской архитектуре и создать макет национального татарского дома».

Тема изучения истории, культуры, архитектуры родного края всегда актуальна, так как без воспитания уважения к своим корням, истокам, невозможно вырастить достойного патриотичного человека.

Гипотеза: «Можно определить характерные, присущие только татарским домам, особенности наличников окон».

Задачи:

1. познакомиться воочию с домами в татарских деревнях;

2. изучить литературные источники по культуре, архитектуре и истории Татарстана;

3. провести анализ форм, расцветок, изображений наличников окон в татарских деревнях и сравнить их с элементами татарской одежды, обувью, украшениями;

4. собрать материал и построить собственный макет татарского дома;

5. сделать выводы.

Объекты исследования: наличники окон и деревянные дома в деревнях Красный Ключ, Клятле, Балчиклы, Ново Кадеево.

Предмет исследования: формы, изображения на наличниках.

Методы работы: исследование, изучение, анализ, сравнение.

Место исследования: город Нижнекамск и Нижнекамский район.

Краткий обзор использованной литературы: Назипова Г.Р. «Сокровища республики Татарстан».

1 История наличников

Искусство наличников зародилось в Поволжье в XVII веке, но, как ни странно, до сих пор нет ни одного исследования об этом уникальном ремесле.  

Родиной резных наличников считается Нижегородская область. Наличники появились в тот момент, когда исчезло деревянное судоходство, возникли паровые машины, металлические корабли. Оставшимся без работы резчикам, которые всю жизнь занимались украшением деревянных кораблей, стало некуда прикладывать свой труд: они принялись украшать свои дома, а затем и дома соседей.

Декоративное оформление сельского жилища тесно связано с историей и социально- экономическими условиями жизни народа. В его развитии огромную роль сыграли национальные традиции. У каждого народа за многие века были выработаны собственные приемы и способы убранства дома. В Северо-Восточном регионе Татарстана издавна совместно жили несколько коренных народов: татары, удмурты, марийцы. Их взаимный обмен в области строительства и декора жилища привел к общим чертам в развитии материальной и духовной культуры.

Начиная с девяностых годов ХХ века, произошли большие изменения в экстерьере построек сельской местности. Архитектурные параметры в домостроительстве стали резко отличаться от старых норм. Фасады домов и наличники окон богато украшаются пропильной и накладной резьбой, полихромной раскраской, в используемых узорах преобладают растительные и геометрические мотивы. Как и в далеком и недалеком прошлом, основным декоративным элементом убранства фасада дома остаются оконные наличники. Узор наличников всегда был показателем того, насколько высок эстетический вкус и материальный достаток хозяина дома.

Однако оконные наличники не просто элемент декора, они являются и конструктивной деталью фасада, выполняющей важную функцию. Их роль состоит в перекрывании зазора между оконной коробкой и плоскостью стены. Закрытие зазора – важнейшие условие сохранения тепла в доме. Наличники так же защищают дом от попадания влаги и воздействия прямых солнечных лучей. Если раньше использовали плоские наличники – самый простой и доступный тип наружной отделки окон, то со временем, стали преобладать наличники с объемной фасонной поверхностью и резными рельефными деталями, каннелюрами, пропилами и др., украшающими всю плоскость наличника. Изготовление такого наличника требует высокого профессионального мастерства и специального оборудования. Надо отметить, что резные фигурные наличники – один из самых дорогих элементов в наружном декоре дома. Часто это настоящие произведения искусства, в которых богатая резьба выполняется вручную. Нередко для создания отдельных деталей узора используются токарный станок и другие технические приспособления, однако возможности их ограничены по сравнению с ручной резьбой. В руках мастера часто рождаются настоящие шедевры. В изготовлении простых и фасонных наличников поволжские татары использовали, в основном, сосновую древесину, а для резных наличников - липу. Она легко обрабатывается ручным инструментом, но и легко впитывает большое количество влаги, что делает ее недолговечной.

Произошедшая в 21 веке модернизация образа жизни выдвигает новые требования к техническому и эстетическому уровню жилища, к созданию новых типов построек, более совершенных и соответствующих требованиям времени. Однако сформировавшийся у народа эстетический вкус и идеал прекрасного помогают ему отличить «истинный бриллиант от подделки». Однако, резные узорные наличники окон в традиционном народном сознании сохраняют свою роль одного из маркирующих элементов жилища.

Выводы: В каком бы состоянии дом не находился, за наличниками его окон следят в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники–то свежеокрашенные. Более того, узорные наличники окон делают каждый дом не похожим на дом соседей, при этом подмечаю, что каждая деревня имеет свой узор наличников и хранит в них память нескольких поколений.

2 Путешествие по родному краю

М ое путешествие началось с поселка Красный Ключ, который находится в непосредственной близости от города Нижнекамска. Там мне встретился замечательный дом.

П остроен дом из дерева и обшит пластиком. Он состоит из высокой и низкой частей. Лицевая часть второго этажа выкрашена в ярко-синие и белые чередующиеся полоски. Ажурные желтые и синие резные окна с изгибами и цветами напоминают вручную связанные бабушкины скатерти. Как же много вложено стараний в такое украшение окон наличниками.

Следующая остановка моего маршрута – деревня Клятле Нижнекамского района республики Татарстан. Встречающиеся дома чаще всего одинаковой формы прямоугольные с заостренной крышей. Вот и первый дом такой, он возведен из сруба, одноэтажный. Однако, обращая снова свое внимание на окна замечаю, что белые резные наличники венчает сиреневое украшение, напоминающее размах крыльев волшебной птицы и маленькие голубые наличники, как маленькие облака на безмятежном небе.

С ледующие дома – деревянные, одноэтажные. Фасады облицованы брусками, уложенными в виде ёлочки, с которыми сочетается деревянный забор в виде частокола. Орнаменты сине-белых окон этих домов напоминают украшение - перевернутую нагрудную перевязь хаситэ.

Видимо, исполнены одним деревенским мастером, так как абсолютно одинаковы.

П родвигаясь по деревне, встречаю очередной красивый деревянный дом. Выполнен он однотонным, хотя скучным его не назвать. Богатый орнамент окон похож на праздничную татарскую обувь екаюлы читек, выполненную в технике мозаики. Скорее всего, обитатели этого дома очень добрые, ведь в украшенном с такой любовью доме могут жить только хорошие люди.

С ледующий дом по пути выполнен из дерева и покрашен в синий цвет.

Резные окна национального зеленого цвета в сочетании с белыми элементами.

Они напомнили мне роскошные воланы и тесьму татарского национального костюма.

Н аслаждаясь своим путешествием, я добралась до села Балчиклы Нижнекамского района республики Татарстан.

Мой путь проходил по улице Центральная, где по обе стороны я наблюдала замечательные дома.

В от справа сине-коричневый деревянный дом, облицованный ёлочными брусочками.

Но каковы же снова окна!!! Орнамент окон в виде миндалевидных серег с подвесками (татар сыргасы) нежного голубого и бежевого цветов. Красиво и затейливо.

К аков же был мой восторг и удивление, когда я добралась до середины деревни. Правда, чудо - творение деревенского мастера. Дом мечты. Действительно, красиво в Татарстане жить – не запретить. Внимания в этом ансамбле заслуживают не только окна, но и дом, и надворные постройки. Двухэтажное строение полностью выполнено из дерева, по контуру опоясано изгибами языков волшебного пламени. Уголки крыши, как раскрытый веер, как будто наполняют дом живительной прохладой. Наружные стены выкрашены в яркие жёлтый, красный и синий цвета. Традиция такой окраски домов зародилась ещё во времена Булгарии.

Фасад дома как будто облачен в кружевное нарядное праздничное платье с причудливыми лепестками и изгибами. Окна напоминают калфак, расшитый золотой гладью, бахромой и позолоченными монетами.

Особенно красиво окно, которое предназначено всего лишь для освещения чердака. Но даже оно для красоты огорожено резной белой решёткой.

В орота синие, массивные, украшены крупными цветами в виде розеток, расположенными симметрично. Напоминает аккуратно засеянное поле подсолнухов. Связывает всю композицию воедино как будто «одетый», в скрепленные между собой колеса прялки, сарай.

Только человек, который обладает колоссальной работоспособностью и особым талантом смог создать такую красоту, от которой захватывает дух.

Выводы: Проводя параллели и анализируя оконные наличники, можно сделать вывод, что все они находят свои отголоски в татарской культуре и истории, выраженной в национальных костюмах, украшениях, обуви. Остановившись и рассматривая внимательно каждые детали можно увидеть их разнообразие и четкую принадлежность именно родному краю. В каждом из них узнается то, что воспитывается в нас с детства. Это красота, эстетика, богатое убранство и достоинство.

3 Настоящая жизнь настоящего хозяина

Д обралась я до села Новое Кадеево Черемшанского района республики Татарстан, где встретила замечательную семью, которая рассказала мне об истории их жизни и о создании своего семейного гнезда.

История жизни человека, построившего этот дом, уходит корнями в прошлое.

Исхаков Азат Суфьянович, родился 29.09.1921 года в селе Новое Кадеево в семье духовного деятеля Исхакова Суфьяна Гирфановича. На войну уходит из Казани 3 июля 1941 года. С июля 1941 года до мая 1942 года обучается в военном училище. Воюет зенитчиком на разных фронтах: 1942 год на Московском фронте, 1942-1943 годах в составе IX Красной знамени в Сталинградском корпусе. Также воюет на землях Сталинграда, Харькова, Румынии, Венгрии, Чехословакии. День Победы встречает в Чехословакии в городе Кошице. За героизм на войне награжден орденом "Красной звезды" и 10 медалями.

Возвращается в село 1946 году в августе. Работает в 1946-1950 годах учителем в селе Старое Кадеево. В 1950-1953 годах в Верхней Каменке, в 1952-1953 годах работает директором в Кармышевской школе. В 1953-1954 годах инспектором в Черемшанском Роно. В 1954-1956 годах директором в селе Лашман. В 1957-1982 годах работает учителем в Ново-Кадеевской восьмилетней школе. В 1981 году выходит на пенсию. Умер в 2005 году. Похоронен в селе Новое Кадеево.

Всю жизнь прожил со своей супругой Исхаковой Ркией Ибрагимовной (на фото с сыном Алмазом Азатовичем). Вместе они воспитали четырех сыновей: Фаик, Фарит, Рустем и Алмаз и дочь Фариду. Об одном из них, о Фаике Азатовиче, написано в уникальной книге «Герои спорта земли Нижнекамской». Он был замечательным тренером спортклуба «Нефтехимик», чемпион Европы среди ветеранов по легкой атлетике. В честь его памяти ежегодно в Нижнекамске проводятся легкоатлетические соревнования, в которых принимают участие более 200 детей и подростков.

У всей семьи Исхаковых общий стаж работы в «Нижнекамскнефтехим», крупнейшей нефтехимической компании Европы, насчитывает более 150 лет.

Не каждый человек может похвастаться тем, что построил дом своими руками, а эта семья – может. История строительства их собственного дома очень непроста. При первом его возведении он сгорел при пожаре вместе с половиной деревни, при втором – в него ударила молния, и он снова чуть не сгорел, и, наконец, в 1963 году он был окончательно построен.

Строение представляет собой типовой татарский дом, состоящий из двух частей: низкой части и двухэтажной части. Выразительно выделяющаяся простая заостренная крыша является важным элементом архитектуры дома.

Н есмотря на то, что основная жизнь проходит на первом этаже, на втором виднеется окошко чердака, обрамленное белым резным наличником, напоминающее әбинең сандыгы. Как много загадочного и интересного он скрывает.

Л ицевая часть дома облицована брусочками, уложенными «ёлочкой» с чередующейся сине-белой окраской, напоминающая перекаты волн. Построен дом полностью из дерева. Деревянные окна отличаются строгостью и лаконичностью. Наличники бело-синие, украшены орнаментом, напоминающим раскрытые крылья птицы.

По углам верхней части окна расположились розетки, похожие на брошки («изю»). Периметр крыши украшен нежной белой ажурной порхающей оборкой.

Вывод: И, действительно, каким бы ни был деревенский дом — богатым или бедным, большим или маленьким, он всегда был любим каждым, кто в нём жил, — ведь это родной дом, который дарит тепло и любовь и всегда согревает душу. Ведь душа дома – это душа его хозяина, это то культурное наследие, которое он передаст следующим поколениям.

4 . Поделка своими руками

Получив огромное удовольствие от проделанного путешествия, я попросила своего папу помочь мне смастерить макет дома моей мечты. И вот что у нас получилось.

Мой дом одноэтажный, как строили в прошлые времена, состоит из одной комнаты. Возводили мы его из круглых сосновых брусков, выпиливая напильником каждый из них для формирования сруба. Построен он без единого гвоздя. Каждый брусок обработан глянцевым лаком. Крыша заостренная, состоит их рифленых плоских брусков. Окно лаконичное, строгое. Из надворных построек - колодец, который построен из круглых и плоских брусков. По периметру дома располагается забор из соснового частокола. Дом выполнен в разрезе для возможности заглянуть вовнутрь. Следуйте за мной. В левом углу комнаты расположилась печка, и вправду, какой татарский дом без печки? Она в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлеб и пироги, а на её тёплой спине так уютно зимой и детям, и взрослым. Возле печи стоит большая деревянная кровать, на которой мирно соседствуют покрывало и пуховые подушки. В татарском доме они всегда ставились друг на друга, что создавало уют и тепло.

Н ад кроватью расположилась молитва Аят Аль Курси. Внутри комнаты мы видим две лавки и стол. Лавки – это незаменимая составляющая любого татарского деревенского дома. На нее ставили самовар, на ней сидели во время прядения и называл ась она сэке. Она заменяла стулья и могла вместить большое количество людей. Очень нравилось татарским женщинам развешивать в доме разноцветные занавески – чаршау. Мы разместили ее на стене и связана она из пряжи. Дом сразу стал наряднее. На окнах – шторы белого цвета, декорированные кружевом. Красивые пестрые коврики, связанные традиционным способом, положили на деревянный пол у входа и в центре комнаты, они всегда были особым украшением дома и представляли собой произведения татарского искусства. Обычно в татарском доме был самовар, который мы и поставили на стол. Он как будто приглашает нас попить вкусный татарский чай. Как известно, татарский дом всегда очень гостеприимен и радушен. Надеюсь, плоды нашего труда, в созданной с такой любовью поделке, разбудят интерес к изучению татарского зодчества и желание сделать что-то своими руками, а может даже в строительстве собственного дома.

Как дорог мне родной мой край!

Могучих предков наших стан.

Дороже чем небесный рай,

Родной и славный Татарстан.

И пусть же в этом мире много,

Республик, городов и стран.

Ведет меня одна дорога,

В мой необъятный Татарстан.

Красиво в этом крае жить

Здесь никому не запретить.

И буду я его всегда

За все дары благодарить.

Как можно много в нём увидеть,

Красот лесов, полей и гор.

Про путешествие по краю,

Начну неспешный разговор.

На Красном Ключе

Стоит крашеный дом.

В полоску косую

Все стены при нём.

Цвет синий и белый

Блистают огнём,

Резные окошки,

Как скатерти днём.

А вот и Клятли

Нижнекамского края

Деревня вблизи

Оказалась такая.

Встречаю там дом,

С замечательной крышей

Резные в нём окна

Прохладою дышат.

Цвет белый венчает

Сиреневый взмах

Волшебной той птицы,

Плывущей в волнах.

Другие дома одинаково схожи,

Лишь окна у них исключительны тоже.

Напомнили мне в неземной красоте

Нагрудную перевязь - хаситэ.

Богатый орнамент у следующих окон,

Они подражают мотивам Востока

Мозаики здесь ощущается ритм

Как отзвуки сердца стучит биоритм.

Продолжив свой путь по селу Балчиклы

Я окна встречала татар сыргасы,

Подвески серег их народ величает

Они красоту тех домов там венчают.

И что же, о, чудо! Такой красоты

Домов не видала. Творенье мечты.

Ансамбль сверкает своей теплотой,

Ажурное пламя тревожит покой.

Фасад облачен в небывалое платье,

А крыша, как веер, сжимает объятья.

Наружные стены окрашены в цвет,

Далёкой Булгарии точно привет.

Нарядные окна, как будто калфак

Богатством своим привлекают зевак.

Ворота массивные пышут цветами,

Как летом подсолнухи под облаками.

 

И с радостью свой продолжаю я путь.

В Ново Кадеево спешу заглянуть.

Встречаю там дом и жильцов в нём встречаю,

Семейство Исхаковых их величают.

Исхаков Азат он глава в этом доме,

Родился в селе в Черемшанском районе.

Свой жизненный путь начинал на фронтах

С победой вернулся в горячих руках.

 

Потом поработал учителем в школе,

Детей обучал, был он рад своей доле.

Возглавил её и признанье сыскал

Конечно, достоин он всяких похвал.

Всю жизнь свою прожил с хорошей супругой

Души в ней не чаял, считал её другом.

Подняли они четверых сыновей

Красавицу дочку - свет белых очей.

Построить задумал он дом для семьи,

Но сила природы вмешалась в труды.

Сначала стихия его одолела,

И молния дом обойти не сумела.

Пожары при стройке тот дом пережил,

Но выдержал он те удары судьбы.

Теперь дом сверкает в татарском наряде

Порядком уложены ёлочки к ряду.

Наличники окон как крылья у птицы,

Что именно в этом гнезде приземлится.

Периметр крыши украшен оборкой,

Её этот мастер выпиливал долго.

А в верхнем окне разместились розетки,

Что брошки «изю» на порхающей ветке.

Сам дом изготовлен добротным каркасным,

Все мастер труды приложил не напрасно.

Каким бы он не был, богатым иль бедным

Он детям достанется домом наследным.

И я постаралась построить свой дом,

Поделку мечты мастерила с отцом.

Я домом мечты назову её смело,

Он воплотила всё то, что хотела.

Мой дом из брусочков, уложенных ровно,

С пологою крышей, рифлёной доской,

Простое окошко виднеется строго,

Как будто зовёт меня снова домой.

Периметр дома сплошной частокол,

Он крышей украшен, что радует взор.

И рядом колодец студёной водицей,

Что может позволить любому напиться.

Давайте заглянем и мы в этот дом

Побольше узнаем всей правды о нём.

Из дерева пол, и массивная печка

Уложены рядом сухие дрова.

Виднеется стол, как уютно местечко,

Возможно здесь празднуют их торжества.

Соседствуют дружно эби и бабай.

И чайник готов, испечён каравай.

Чаршау красивые видно в окне,

Всё это с детства помнится мне.

С кроватью соседствует рядом молитва

Она охраняет тепло и покой.

Ведь только Аллаха особая сила

Способна спасти в трудный час роковой.

Заключение

Делая выводы по проделанной работе, с уверенностью можно сказать, каждый дом в татарской деревне не похож один на другой. Его глаза – окна, то бездонно-синие, то жгуче-карие, то разноцветные отражают душу его жителей, добрых и светлых людей, проживающих в нашей республике. Надеюсь, что искусство резьбы по дереву, домашнего ремесла будет и дальше способствовать сохранению культурной самобытности татар, отражая накопленный опыт поколений. Мы просто обязаны им гордиться!

Список литературы

1. Назипова Г.Р. Сокровища республики Татарстан/Г.Р. Назипова - Казань: ООО «Современная полиграфия», 2012.-72 с. (издана при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова и Государственного советника РТ М.Ш. Шаймиева).

2. Айдаров Р.Р. Казанский деревянный дом 19- начала 20 в. в акварели и графике. – Казань, Таткнигоиздат, 2013. – 200 с.

3. Аитов Р.Р. Культурно-исторические традиции применения цвета в татарской сельской архитектуре. Архитектура и градостроительство (отечественный опыт). – М., 1991, № 815. – 36 с.

4. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. – Казань, Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, 2002. – 146 с.

Просмотров работы: 81