О чем рассказал экспонат

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чем рассказал экспонат

Татаринцева Е.Е. 1
1МБОУ Бобровская СОШ №2, 10 класс
Андреева А.Ф. 1
1МБОУ Бобровская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Петроградское небо мутилось дождем,

 

На войну уходил эшелон.

Без конца - взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

 В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

А. Блок, 1914 год (участник I Мировой войны)

Совсем недавно в нашем школьном музее появился новый экспонат – письмо с Первой мировой войны (Приложение, рис. 1) жителя с. Мечетки Бобровского уезда, старшего унтер-офицера, кавалера Георгиевского креста 4 степени, Александра Васильевича Саввина, (Приложение, рис. 2) от «1915 года августа 6-го дня»1. О нем мы узнали на уроке истории при изучении темы «Российская империя в Первой мировой войне». Это письмо было зачитано и оно заставило меня о многом задуматься. Мне захотелось вместе с этим письмом отправиться в прошлое, перелистав некоторые страницы Первой мировой войны или «Второй Отечественной», как ее, оказывается, называли в то время. Для этого я подробнее познакомилась с письмом и встретилась с родственниками автора письма. Мне удалось поработать с семейным архивом внучки Александра Васильевича - А.С. Дроздовой. Используя электронные ресурсы, источники и литературу о Первой мировой войне, которые мне предложили в районной библиотеке, я старалась проанализировать события войны, в которых участвовал А.В. Саввин. Посещала краеведческий музей, читала книги, очерки по краеведению, беседовала с краеведом З.Н. Ткачевой и другими людьми, интересующимися историей своего края. Одним словом, использовала все, что могло помочь мне прочувствовать атмосферу более чем столетней давности и провести исследование.

Использованные источники и литература:

1 Семейный архив Дроздовой А.С.

2  Статистические данные о Первой мировой войнеhttp://www.petrograd.biz/worldwars/stat1.php

2

Актуальность: В 2019 году, исполнилось 105 лет со дня начала Первой мировой войны, первого в истории человечества военного конфликта мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. В войне участвовало две трети населения земного шара. Численность воюющих армий превысила 37 млн. человек. Общее количество мобилизованных в вооруженные силы составило около 70 млн. человек. 2 Очень не хотелось бы чтобы такие войны повторялись. Много информации о Первой мировой уже известно. Но сколько еще поучительного, интересного, неизученного об этой войне можно найти, что послужит уроками для нашего поколения. Одним из самых интересных источников являются фронтовые письма - «реальные свидетели событий», тем более событий такой давности.

Объект исследования письмо с Первой мировой войны, источники и литература, раскрывающие некоторые страницы истории страны, Воронежской губернии и Бобровского уезда, связанные с этой войной.

Предмет исследования  анализ письма, изучение влияния Первой мировой войны на социально-экономическое положение и морально-нравственное состояние общества страны, Воронежской губернии, Бобровского уезда.

Цель исследования: Посредством анализа экспоната и других источников и литературы обобщить имеющуюся и получить новую социально-значимую информацию о событиях Первой мировой войны и ее уроках.

Задачи исследования:

изучение отдельных страниц истории Первой мировой войны и участия нашего Воронежского края в этой войне.

познакомиться с родственниками автора письма узнать биографию А.В. Саввина и историю семьи, выяснить, как сложилась его судьба.

показать героическую и в тоже время трагическую судьбу участников и героев Первой мировой войны и их семей, значение для них военной переписки.

оформить свое исследование, для раздела школьного музея «О чем рассказал экспонат», создать презентацию; на основе своего исследования провести классные часы.

3

Гипотеза исследования:  если мы будем больше изучать такие источники как письма с фронта, то сумеем глубже понять и прочувствовать события той или иной войны, подумать о ее последствиях, а значит, и извлечь новые уроки.

Проблемный вопрос: Социальная значимость фронтовой переписки в военное и современное время.

Основные методы исследования:

социологический опрос

поиск и анализ источников и литературы

интервьюирование

обобщение информации для дальнейшего использования

практическая работа

Социологический опрос: В начале своего исследования я решила провести социологический опрос среди старшеклассников и взрослого населения города по вопросу: «Хотелось бы вам получить новую информацию о Первой мировой войне, изучая письма фронтовиков?». Полученные результаты ответов (в % от числа опрошенных) я представила в виде таблицы.

Варианты ответов

Уч-ся 9-11 классов

Взрослые

1

Да, очень. Это же интересно.

39

27

2

Это было так давно, многое забылось. С удовольствием.

31

43

3

А что, в то время уже работала полевая почта?

9

7

4

Я думаю, это многим будет интересно.

11

8

5

Мне это не интересно.

3

3

6

Мне сейчас не до писем...

5

9

7

Другое

2

3

Результаты опроса подтвердили актуальность моей исследовательской работы и ее социальную значимость. Работа может быть использована на уроках истории и литературы, классных часах и внеклассных мероприятиях, размещена в разделе школьного музея «О чем рассказал экспонат», представлена на сайте школы для того, чтобы с ней могли ознакомиться желающие, высказать свое мнение, поделиться впечатлением или добавить информацию.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе сделана попытка комплексного, всестороннего исследования фронтового письма с Первой мировой войны с целью выявления его исторической и социальной значимости.

4

Поклон с фронта

1.1 В первых строках…

Письмо начинается с даты: «1915 года августа 6-го дня». Сразу от него повеяло более чем столетней давностью, и даже не вериться, что такую историческую реликвию я могу держать в руках! Мы вместе с этим письмом как бы отправились в прошлое. Захотелось понять, что чувствовал человек, который писал это письмо, находясь на передовой. В «первых строках» своего письма автор сообщает, что он «жив и здоров, Слава Богу, чего и вам от Души желаю». Конечно же, для его родных это самое главное! И, естественно, упование на Бога. От этих строк повеяло смертельной опасностью, которую испытывает человек, находясь на передовой. Только в 1914 году в результате наступательных операций русского северно-западного фронта наши потери были огромны – около четверти миллионов солдат и большое количество вооружения. Такой ценой русское командование оттянуло на Восток германские войска.

Действительно,открываю «Воронежскую Книгу Памяти Великой войны 1914-1918 года», пытаясь найти фамилию Саввин А.В., и убеждаюсь в том, что как минимум половина погибших и раненых в Воронежской губернии отмечены 1914 годом.1

1.2 «Навеянное» прочитанным

Интересную информацию о военных потерях я обнаружила в четырехтомнике «Мировые войны XX века». Официальные данные о безвозвратных потерях личного состава лишь российской армии колеблются в диапазоне от 643 613 (подсчет ставки русской армии) до 3 млн. (исчислено наркомом СССР М.В. Фрунзе). По последним расчетным данным военных историков, безвозвратные потери русской армии составляют 2 254 369 человек. В популярной литературе встречаются подчас фантастические цифры убитых в первой мировой войне – 59,49 млн…2

5

Во время Первой Мировой войны, как утверждает местный краевед Ткачева Зинаида Николаевна, в Боброве был развернут лазарет на 25 коек. Он находился в доме, бесплатно уступленном для этой цели В. М. Юзефовичем.3

А из «Сказа о земле Бобровской» я узнаю, что число всех призванных в Бобровском уезде по 20 октября 1914 равняется 14007 человекам...4

А сколько офицеров, солдат, мирных жителей осталось инвалидами? Сколько покалеченных судеб? Сколько вдов, сирот?... Да, есть о чем задуматься.

Кстати, рассказывая о родственниках и земляках, которых встречал на фронте, Саввин Александр Васильевич предполагает, что многие из мечетцев в плену. Мне стало интересно и, вот что я узнала. Оказывается, за годы Первой мировой войны в плену оказалось около восьми миллионов солдат и более 200 тысяч мирных граждан. Из них 2 417 тысяч воинов российской армии. Всего в плену умерли от ран, болезней, голода, погибли в результате самоубийства, несчастных случаев, расстреляны и замучены более полумиллиона человек; граждан России 190 тысяч…4 Я даже и представить не могла, что в Первую мировую было столько жертв только из-за пленения. Да, гуманной эту войну точно не назовешь!

1.3 Автор письма и его родственники

Но, а как же сложилась судьба автора письма. Что он за человек? Кто его родственники и, наконец, потомки? Судя по подчерку, аккуратности и грамотности, Александр Васильевич был образованным, верующим человеком, уважительно относящимся к своим родственникам – ведь всех кроме детей он называет по имени отчеству. Детей, кстати у него трое, судя по письму, а также был брат, который тоже на фронте, и две сестры с семьями. Интересное обращение к тестю – «Богоданный папаша Ермолай Васильевич». Итак, чтобы ответить на появившиеся вопросы и продолжить свое исследование я отправилась к внучке Александра Васильевича – Дроздовой Александре Сергеевне, ведь именно она подарила

6

это письмо нашему музею. (Приложение, рис. 3)

Использованные источники и литература:

1 Воронежская Книга Памяти Великой войны 1914-1918 годов. Том I/ Составитель историк Григоров А.И., Воронеж, 2012-2014 г.г.

2 Мировые войны XX века: в 4 книгах/ Инст. Всеобщей истории РАН – М.:Наука – 2005 г.

Книга I: Первая мировая война. С.635.

3 Ткачева З. Н. Очерки истории Бобровского края.- ЛТО «Подкова», г. Бобров, 2008 г.- 80 с., С.38.

4 Сказ о земле Бобровской. Капустина Н. И. Крипер Л. В. Степанова Е. Д. Соколов А. Ю. – 2009- 288 с., С.29

Из прошлого в настоящее и обратно

2.1 Архив Александры Сергеевны

Путешествие к родственникам А.В. Саввина оказалось не менее интересным. Как выяснилось, потомки Александра Васильевича достаточно бережно относятся к семейным реликвиям и у них накопился целый архив исторических документов. В железной коробочке - «сейфе» (Приложение, рис. 3) Дроздовой А.С. хранятся письма с первой и второй мировых войн, наградные документы, свидетельства о рождении, аттестаты, открытки, фотографии и многое другое. После смерти матери «хранительницей» всего этого «богатства» стала Александра Сергеевна, которая рассказала мне очень много интересного. Как выяснялось, родители А.В. Саввина «держали почту» (что, на мой взгляд, и объясняет грамотность Александра), т.е. почтовых лошадей на которых можно было отправиться из Мечетки, где жила семья нашего героя, например в Бобров.1 Кстати, Александр Васильевич оказался настоящим героем – он был награжден Георгиевским крестом 4 степени. Сама награда не сохранилась, а вот наградной документ хранится в «волшебной» шкатулке (Приложение, рис.4)2. Правда, он сохранился не полностью, но основное содержание прочитать можно. Получен он был за бой 3 марта 1915 года.

7

2.2 О подвигах и наградах

Кстати, я обратила внимание на то, сколько наград получили наши земляки в

эту войну! Конечно же, это и Коновалов Дмитрий Ефимович полный Георгиевский кавалер из с. В. Икорец3, и многие другие, часть имен которых занесены в «Воронежскую Книгу Памяти Великой войны 1914-1918 года». Например, Новиков А.И. получил свою награду за то, что под сильным огнем противника провел телефон на передовую позицию, чем восстановил связь со штабом. Ульянов П.В. во время боя под сильным артиллерийским огнем противника проявил хладнокровие и тем увлекал своих товарищей, способствуя победе в бою4. И таких подвигов тысячи только среди наших воронежцев, не

считая уже таких, известных всему миру, как защита крепости Осовец нашими земляками – землянцами. Вот тебе и «забытая» в СССР война - сколько подвигов, самоотверженности, мужества было проявлено только нашими земляками! А если взять в рамках всей страны? Я думаю, есть чему поучиться.

2.3 О самом грустном…

Из рассказа А.И. Дроздовой я узнала, что ее дедушка, к сожалению, погиб в том же 1915 году. Правда похоронка не сохранилась. Но в одном из писем, Александр Васильевич писал, что начали летать аэропланы, теперь нас сотни тут полягут… В очерках о Первой мировой войне читаю: «Наиболее бурное развитие получила авиация: число самолетов возросло с 1,5 тыс. до 182 тыс.. Использовались дирижабли в качестве корректировки артиллерийского огня и для бомбометания. Так 19 января 1915 года германские «цеппеллины» произвели первую бомбардировку Лондона»5.

Кстати, почти все сыновья Саввина А.В. тоже погибли, но во Второй мировой войне. Только один – Сергей выжил и то только потому, что был верующим в отличие от братьев, как считает Александра Сергеевна. А

сыновей, как выяснилось, у Александра Васильевича было четверо

8

(Приложение рис.2). Младший сын Андрей родился, когда отец уже был на фронте, так им и не удалось встретиться. В письме Сергея отец называет

Лелем, это потому, объясняет Александра Сергеевна, что его двоюродный брат тоже Сергей и чтобы не путаться в именах так повелось.

Заканчивая письмо, Александр Васильевич спрашивает о том, как ведутся полевые и домашние работы. По все видимости он прекрасно понимает, как тяжело жене с малыми детьми, да и помочь особо некому – у всех общие проблемы. Как показывает статистика, до начала мобилизации русская армия насчитывала 1 млн. 423 тыс. человек.  В ходе войны в нее призвали еще 13 млн. 700 тыс. чел. Таким образом, всего было поставлено под ружье 15 млн. 378 тыс. чел. (округленно около 15,5 млн. чел.) Для крестьянской России это была

огромная цифра: в армию ушла половина трудоспособных мужчин (из 1000 чел. – 474); из каждых 100 крестьянских хозяйств убыло по призыву 60 мужчин самого “тяглового” возраста, в результате более половины хозяйств остались без кормильцев.6 Во время войны в Воронежской губернии было призвано в армию380 тысяч человек, что составляло более половины всех трудоспособных мужчин. Женщины-солдатки, оставшись с малыми детьми забрасывали хозяйство и продавали живой и мертвый инвентарь. Как смогла пережить свое горе Серафима Ермолаевна, сейчас уже рассказать некому. Но сыновей она сумела вырастить, хотя новая война троих забрала. Я удивляюсь, как хватало сил женщинам переживать столько смертей своих самых близких людей? Может это потому, что горе для всех было общим… Поэтому понимаешь, как дорога была каждая весточка с фронта и как дорого было каждое письмо приходившее на фронт из глубокого тыла. Ведь неслучайно фраза «любящий вас», звучит не один раз в письме. Ведь знание о том, что тебя любят, ждут, придает сил и на фронте и в тылу, укрепляет дух, помогает преодолеть все невзгоды, страхи и опасности. Ведь неслучайно сохранился этот семейный архив.

9

Это ростки той любви, которые прорастали и укреплялись десятилетиями.

Но, быть может, подумают внуки,

Как орлята, тоскуя в гнезде,

Где теперь эти сильные руки,

Эти души горящие, где!

Н. Гумилев, октябрь 1914 г. (участник I Мировой войны)

Использованные источники и литература:

1 Из рассказа А.С. Дроздовой

2 Из семейного архива А.С. Дроздовой

3 Капустина, Н. И. Сквозь века. Летописание Бобровского края (даты, события, люди) [Текст] / Н. И. Капустина, Е.Д. Степанова.- Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016.-306 с.: ил.

4 Воронежская Книга Памяти Великой войны 1914-1918 годов. Том I/ Составитель историк Григоров А.И., Воронеж, 2012-2014 г.г.

5 Мировые войны XX века: в 4 книгах/ Инст. Всеобщей истории РАН – М.:Наука – 2005 г.

Книга I: Первая мировая война. С.635.

6 Очерки истории Воронежского края. Т.1./ под ред. Е.Г. Шуляковского. Изд-во Воронежский университет. Воронеж 1961. – 520 стр. Стр.397

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы: 1. Я очень рада тому, что в нашем музее появился новый экспонат – письмо с Первой мировой войны. С его помощью у меня появилась замечательная возможность отправиться в прошлое, в какой-то степени понять и прочувствовать то, что чувствал автор письма, его родственники, да и другие люди этой эпохи.

2. Работая через призму письма над своим исследованием я узнала много нового о Первой мировой войне. Пролистывая отдельные страницы этого страшного события, я пыталась проанализировать то, что творилось в стране, в губернии, в уезде, в отдельной семье и в душах конкретных людей. Хотелось бы, чтобы те чувства, которые скрепляли семью Александра Васильевича Саввина – любовь, уважение, понимание и забота стали основой политических режимов современных государств и очередными уроками для нашнго поколения..

3. Рамки исследования, определённые положением конкурса, не дали мне возможности поработать с другими документами из «архива - коробочки», настолько я увлеклась анализом всего лишь одного письма. Так что в дальнейшем постараюсь продолжить исследование других реликвий этой семьи, и надеюсь, что и это исследование и следующее будут интересны не только мне, будут способствовать развитию гуманизма, патриотизма и

других моральных ценностей моих современников.

Результаты:

1. Проведено исследование и анализ нового экспоната школьного музея «Истоки» БСОШ №2.

2. Оформлена работа и презентация для использования на уроках, классных часах и других мероприятиях.

2. Оказана помощь в оформлении и систематизации семейного архива Дроздовой А.С. и создана его копия для школьного музея «Истоки».

3. Проведены классные часы на тему: «Весточка с Первой мировой».

4. Оформлена работа для раздела школьного музея «О чем рассказал экспонат».

11

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Экспонат школьного музея МБОУ БСОШ №2

«Письмо Александра Васильевича Саввина». Поступил из семейного архива

Александры Сергеевны Дроздовой (внучки).


 

12

Р

исунок 2. Фотография Саввина Александра Васильевича и его сыновей из семейного архива Голиковой Веры Сергеевны (внучки).

Р

исунок 3. Беседа с Дроздовой А.С. Знакомство с семейным архивом.

13

Рисунок 4. Наградной документ Александра Васильевича Саввина.

 

Рисунок 5. Классные часы на тему: «Письмо с Первой мировой войны»


 

14

Использованные источники и литература:

1 Из рассказа А.С. Дроздовой

2 Из семейного архива А.С. Дроздовой

3 Воронежская Книга Памяти Великой войны 1914-1918 годов. Том I/ Составитель историк Григоров А.И., Воронеж, 2012-2014 г.г.

4 Очерки истории Воронежского края. Т.1./ под ред. Е.Г. Шуляковского. Изд-во Воронежский университет. Воронеж 1961. – 520 стр. Стр.397

5 Капустина, Н. И. Сквозь века. Летописание Бобровского края (даты, события, люди) [Текст] / Н. И. Капустина, Е.Д. Степанова.- Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016.-306 с.: ил.

6 Мировые войны XX века: в 4 книгах/ Инст. Всеобщей истории РАН – М.:Наука – 2005 г.

Книга I: Первая мировая война. С.635.

7 Сказ о земле Бобровской. Капустина Н. И. Крипер Л. В. Степанова Е. Д. Соколов А. Ю. – 2009- 288 с., С.29

8 Ткачева З. Н. Очерки истории Бобровского края.- ЛТО «Подкова», г. Бобров, 2008 г.- 80 с., С.38.

9  Статистические данные о Первой мировой войне: http://www.petrograd.biz/worldwars/stat1.php

15

Просмотров работы: 44