История святого Силуана Афонского в селе Шовское Лебедянского муниципального района Липецкой области

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История святого Силуана Афонского в селе Шовское Лебедянского муниципального района Липецкой области

Овсянников С.А. 1
1МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь, 7В класс
Стукалова О.Л. 1
1МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное

Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

М. Пляцковский “Родина”.

Готовясь к празднованию 65-летия со дня образования Липецкой области, мы с моими родителями решили написать работу о маленькой деревушке под красивым названием Шовское – родине моей прабабушки и бабушки, ее жителях и святынях. Обращение к истории родного края – явление естественное и закономерное. Постигая историю, люди глубже начинают осознавать непрерывную связь времён и свою причастность к событиям сегодняшнего дня.

Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие своё значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение, должны сохранять и оберегать.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я много времени провожу в прекрасном селе с красивым названием Шовское. И мне очень интересно знать историю села моей бабушки и всё что с ним связано. Я узнал, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нём находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть храм. Я немного знал историю села из рассказов моих прабабушки и бабушки.

Объектом исследования является деревня Шовское и Храм Силуана Афонского

Цель: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Шовское, показать его историческую значимость в жизни жителей села

Задачи:

найти сведения о возникновении села Шовское и строительстве православного храма в селе;

изучить историю храма;

проанализировать роль храма в жизни села.

В данной работе использовались методы исследования:

изучение Интернет-ресурсов;

изучение газетных публикаций;

социологический опрос;

беседа;

экскурсия;

наблюдение

Гипотеза: мы предполагаем, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма.

ГЛАВА I. История с.Шовское и храма Рождества Христова

1.1 История села и храма

На Северо-востоке Липецкой области, в 18-ти км.от г. Лебедянь, на старинном тракте Лебедянь-Раненбург (ныне г. Чаплыгин) расположено село Шовское. (приложение 1). Некогда очень большое, богатое, так называемое «казённое село» с многочисленными дворянскими усадьбами, утопавшими в зелени садов и рощ. Оно в Лебедянском уезде занимало 3-е место по численности населения, уступая лишь сёлам Доброе и Куймань. В начале 20- века здесь насчитывалось около 2,5 тыс. человек.

Сейчас после всех потрясений и трагедий 20-го века, прокатившихся своим разрушительным смерчем, кажется, больше всего по русской деревне, оно едва наберёт и две сотни человек. И думается, ему уже осталось только тихо доживать свой век вместе с маленькими домиками и заброшенными старинными садами. Но есть день в году, когда в это село спешат попасть и из ближних сёл и из дальних городов. Приезжают из Липецка и его районов, из Воронежа, Москвы, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга и других городов. День этот - 24 сентября, день памяти нашего земляка, который в далёком 1892 г, ушёл на Святую гору Афон, чтобы стать там монахом. Теперь это известный всему православному миру афонский подвижник, причисленный к лику святых в 1987г., преподобный Силуан Афонский. И день этот стал ещё одним престольным праздником нашего села, нашего храма во имя Рождества Христова.

Село наше существовало в этих местах издревне, но первое упоминание о нём в архивных источниках обнаруживается в 1678 году. Первые же сведения о Шовской церкви Рождества Христова относятся ко времени не позже конца 18 века. Была она небольшой деревянной и находилась на местном погосте. Так в метрической книге церкви есть запись о венчании в 1776 году священником Саввой Сергеевым сына местного помещика Алексия Дурасова с дворянской девицей Ксенией Щепотьевой. Дворянский род Дурасовых издавна служил России на военном поприще, а также владел большими земельными наделами в Тамбовской, Рязанской, Санкт-Петербургской губерниях. Среди них были те, кто принимал участие в знаменитых морских сражениях с турками в 18-19 веках на Чёрном море. Так Александр Алексеевич Дурасов закончил свою службу на Черноморском флоте в чине вице-адмирала и был назначен членом Адмиралтейского совета при Главном Морском Штабе. Почти все Дурасовы по традиции были воспитанниками Морского Кадетского Корпуса и, начиная со звания гардемарина, заканчивали свою службу в различных чинах генерал-майора, капитан-лейтенанта и др. Брат Александра, лейтенант Фёдор Дурасов принимал участие в сражениях с войсками Наполеона в 1806г. Он заведовал переправой русских войск в Померанию и в 1814г. командовал сухопутными батареями в течении 40-суточных беспрерывных боевых действий. Был ранен в грудь под городом Данцигом за что был награждён золотой шпагой и орденом Св. Анны второй степени. В 1820г. по состоянию здоровья он перешёл на гражданскую службу, был тайным советником, сенатором, помощником Главного попечителя Императорского человеколюбивого общества (крупнейшей благотворительной организации в России ) . Другой Фёдор Алексеевич, его племянник, принимал участие в Крымской войне 1855-56 годов офицером Лебедянского дворянского ополчения и был награждён орденом Св. Станислава третей степени. Затем он был мировым судьёй в г. Лебедяни. Но наиболее заметный след в истории села Шовское и Лебедяни оставил его брат Василий Алексеевич Дурасов, 1829г. р. Отслужив в лейб-гвардии Московском полку, он возвращается в Шовское, становится местным помещиком и общественным деятелем. С 1869 г. по 1882 г. он выбирался Предводителем дворянства Лебедянского уезда, был почётным мировым судьёй, принимал деятельное участие в создании Тамбовского губернского краеведческого общества. В это время усадьба Дурасовых в Шовском становится центром уездных дворянских съездов, званых вечеров и обедов. В 1890г. Василий Алексеевич был награждён орденом Св. Анны второй степени. В конце 19 века, скончав свою жизнь, он был погребён у южной стены нового храма в Шовском. Это почётное место раб Божий Василий заслужил всей своей деятельной христианской жизнью. Ведь именно его попечением и деятельным участием в Шовском вместо прежнего небольшого храма был выстроен на новом месте и в 1865 году освящён новый тёплый каменный однопрестольный храм во имя Рождества Христова. На месте его погребения его детьми была установлена красивая часовня с замечательным образом Спаса Нерукотворного. Благотворителями в устроении нового храма были и другие “шовские” помещики и “лебедянские” купцы, имевшие в Шовском имения –Зарецкие, Кульпинские, Коленкины, Чурилины, Игумновы. Это были люди интересных судеб, художники, поэты, музыканты, защитники Отечества, государственные деятели, люди старого времени, напоенного духом Православия, люди России.

Сын помещика Антона Зарецкого - Андрей Антонович, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он принял участие в создании знаменитой «среды»- неформального объединения Московских художников, таких, как К. Коровин, К. Петров-Водкин, братья Васнецовы. На выставке МОЛХ в 1890г. за свою картину «Чуфут - Ламбат Крым» он был удостоен 3-й премии. Сейчас его картины экспонируются в Ярославском художественном музее, несколько работ хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. По воспоминаниям, в школе Шовского долго висели несколько его картин, одна из них называлась «Могила Тамерлана». Куда они исчезли, к сожалению, неизвестно.

А в усадьбе купцов Чурилиных долгое время снимала на летнее время дачу семья Игумновых – потомки знаменитой купеческой семьи хлеботорговцев и храмоздателей. Константин Николаевич Игумнов (1873 – 1948гг). Выдающийся русский пианист, профессор Московской консерватории, был глубоко верующим человеком. Те, кому он открывался с этой стороны, вспоминали о нём, как об аскете, делателе Иисусовой молитвы. Вспоминая Шовское, он писал: «С Шовским связано многое, очень многое… И первое впечатление от природы, и первое размышление о мире, о назначении человека…» Всю жизнь хранил он маленький бумажный пакетик с горсткой сухой деревенской земли. На пакетике была надпись: «Земля из Шовского. Бросить в могилу, когда умру». Просьба его была исполнена. Известно, что Коленкины привезли с Афона в дар храму икону Божей Матери « Скоропослушница». Их зять, герой Севастополя, поручик Мартин Григорьевич Цицерон и жена его Раиса Ивановна Цицерон были погребены в ограде храма, как благотворители и украсители его.В 40-е годы памятники с их могил из чёрного мрамора были перенесены на местное кладбище и сейчас стоят там со стороны старого входа. Многие тогда нашли упокоение у стен церкви. Местная жительница посвятила им бесхитростные, простые, но трогающие душу, строки:

Простите, что вы забыты,

Что стёрты ваши имена.

Народ вы в этом не вините-

Такие были времена.

Могильный холм с землёй сровняли,

Но прах лежит на глубине.

А души ваши Богом взяты

И нас вы видите извне.

Вас положили по заслугам

В святой намоленной земле.

Всегда вы храму помогали,

Вы жили с Богом и в добре.

1.2 Преподобный Силуан Афонский и его житие

Я любил поля, весь свет Божий. Как он красиво создан…

Но с тех пор, как я познал Господа моего

и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей.

И я уже не хочу смотреть на этот мир,

но душа моя непрестанно влечется в тот мир, где живет Господь.

Преподобный Силуан Афонский

В 1866г. в Шовском в благочестивой крестьянской семье Ивана Петровича и Серафимы Антоновых родился сын Симеон, ставший великим молитвенником и светильником Православия – преподобным Силуаном Афонским (приложение 2). В этой церкви его крестили, сюда он ходил молиться со своей семьёй ребёнком, потом юношей, отсюда из крестильной купели, с этих стёртых ступенек паперти начался его жизненный путь. С детства в душе маленького Симеона загорелось стремление: « Вот вырасту и пойду искать Бога по всей земле», когда он услышал разговор безбожного книгоноши о том, что «Бога нет, где он Бог - то ваш» . До 12 лет не забывал он боли, которую тогда пережил, и своего обещания. Но вот после рассказа благочестивой женщины о блаженном Иоанне Сезёновском, об исцелениях и духовной помощи, которая подаётся от его мощей, почивавших тогда под спудом в соседнем селе Сезёнове в Иоанно- Казанском женском монастыре, ушла эта боль, пришла радость, что «Бог рядом и не надо никуда ходить его искать» . Великой благодати исполнилось сердце Семеона, одно желание очень долго владело им – быть только с Богом. В 19 лет он решает уйти в монастырь. Но мудрый его отец не благословил его: «Ты ещё молод. Отслужи срочную службу. Если желание это не уйдёт, тогда благословлю тебя».

Срочную службу Симеон служил в гвардейском полку в Петербурге, куда был взят за богатырское телосложение и огромную силу. Но и там все годы службы он, как говорили сослуживцы «умом пребывал на Афоне», часто посылал деньги в Афонские обители и, только отслужив, отправился за благословением к отцу Иоанну Кронштадскому, но, не застав его, оставил записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи, молитесь, чтобы мир меня не задержал». И уже на следующий день Симеонпочувствовал, что вокруг него «гудит адское пламя». Как понять нам, живущим в другое время, не имеющим такого духовного опыта, эти его слова? Наверное, для нас они - тайна. Может быть, это то, что назвал священномученик Серафим Звездинский «страшным томлением духа, мучением души», которое даёт Господь испытать перед уходом в монастырь или перед постригом некоторым особенно сильным и мужественным духом, как испытание их верности?

Но Симеон уже не оглядывался вспять. Всего неделю побыв дома, взяв «обетные» холсты на монастырь от родных, с их благословением и наказом земляков молиться о них, он уходит на Афон. Там в 1896г. был пострижен в мантию, а в 1911г.- в схиму с именем Силуан. В великой борьбе за спасение своей души он нёс тяжёлые послушания, постоянно молился, спал сидя и то урывками, но всё таки часто испытывал уныние, а порой почти полную оставленность Богом. Однажды в одну из таких трудных минут борьбы Силуан услышал в душе свой ответ от Бога: «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся». Так постигал подвижник самой своей жизнью, что главная цель всех подвигов, единственная угодная Богу – достижение покаяние, смирение и любви к ближним. Попустив своему угоднику однажды погрузиться во мрак адской тоски, в котором пробыл тот почти около часа и оказался на последней грани отчаяния, Господь непостижимо явился живым молодому послушнику в местном образе в храме св. Пророка Ильи на монастырской мельнице. И тогда всё существо его наполнилось огнём благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям, сердце, милующее любое создание Божие. Вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

Близко знавший преподобного Силуана, его ученик и последователь, архимандрит Софроний Сахаров так писал об учителе в более поздний период: «Искушения он встречал и переносил с великим мужеством». « Редкой силы воля – без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество с кротостью и мягкостью; смирение и послушание – без униженности и человекоугодия – это был подлинный человек, образ и подобие Бога».

Ещё до принятия им схимы монаху Силуану довелось вновь побывать на родине. Во время русско-японской войны (1904-1905г) его, как русского подданного вызвали со святой Горы в Россию. По возрасту его на войну не призвали, и преподобный Силуан пробыл дома почти год. Именно с этим временем связаны самые яркие воспоминания о нём у его земляков. В доме родных, где жила большая семья, монаху было трудно жить и молиться. Поэтому родные сделали ему небольшую келью-мазанку за домом у огорода (приложение 3). Там он молился, туда к нему приходили односельчане расспросить о далёкой и таинственной Святой Горе, спросить совета. Вспоминали, что из-за пребывания вмиру, он усилил подвиг стал носить вериги, много паломничал по ближайшим монастырям в Задонск, Троекурово, Сезёново.

Очень любил преподобный беседовать с детьми. Именно они много позже в 50 – 70 годы, когда сами уже стали старенькими, рассказывали своим детям и внукам: «А у нас на большаке жил святой». Конечно тогда преп. Силуан был простым монахом, но чистые детские души вспоминали его до старости, как святого человека. Он водил их в поле и, показывая на солнышко, сравнивал его лучи с Божиими «лучиками» благодати и его Всевидения. Внушал детям - не грешить, почитать родителей, любить Бога и Его Церковь.

И сейчас уже сами постаревшие дети тех самых маленьких учеников святого Силуана, вспоминают о них, до сих пор поражаясь тому, как те буквально за несколько недель, дней до перехода в вечность, часть уже забывающие имена своих детей и внуков, могли полностью, со слезами на глазах, пропеть молитвы из Всенощной, из Литургии.

На месте том, где была келья преподобного Силуана, в 1995 году был поставлен и освящён Поклонный Крест . У него совершаются молебны, читают акафист, часто летом неподалёку от Креста можно увидеть машины паломников с номерными знаками самых различных, порой дальних регионов.

1.3 Открытие и закрытие церкви

В России всё сначала не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,

Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота,

После крови, после страха вырастала красота.

Н.А. Мельников.

Храм в Шовском в советские годы разделил скорбную участь множества других поруганных храмов (приложение 4). Последняя служба была отслужена в 1937 году на Троицу 20 июня. А на следующий Духов день храм закрыли, священника Никиту Петровича Поцелуева арестовали, он был репрессирован и приговорён к 10-ти годам лагерей по 58-й статье. А в 1942г. церковь была разграблена. Выбрасывали, жгли иконы, ломали оклады, нагружали книгами, иконами целые подводы и везли на колхозный двор. И превращали церковь нашу то в склад, то в зернохранилище, то в склад химикатов. А с начала 90-х после распада совхоза, она стояла пустой и заброшенной. Об этом моей маме рассказывала её прабабушка жительница с.Шовское Феоктистова Евдокия Илларионовна.

Только веточка вербы, берёзок, сирени, каждый год появлявшиеся у сохранившихся фресок святителей Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, преп. Серафима Саровского, Рождества Христова, говорили о том, что помнят люди о храме и тянется их душа в праздники в Божий дом. И вот руками этих-то людей и был очищен осенью 1997г. наш храм от всей оставшейся « мерзости запустения». Осенью, под дождём со снегом, в основном пожилые люди вывезли из храма несколько возов мусора -перегнившего зерна, битого стекла, тяжёлых деталей от старых тракторов, дуста, горы голубиного помёта. Но не скоро налаживалась духовная жизнь в храме, в селе, а медленно и трудно, как с трудом и тяжким скрипом открывается давно заржавевшая дверь. Одна из активисток возрождения храма вспоминает, как люди были рады даже тому, что она после очищения храма к Пасхе 1998г. повесила здесь первые простенькие иконочки и зажгла первую лампадку. А в 2000году на Пасху отец Николай Еримеев из села Ново-Ракитино отслужил первую Пасхальную Заутреню. Людей тогда собралось со всей округи, было большое воодушевление, множество машин из окрестных сёл стояли у храма с зажжёнными фарами, а подростки, молодёжь по старому обычаю освещали территорию вокруг храма высокими кострами.

После прославления Церковью в августе 2000г. новомучеников и исповедников Российских и Святых Царственных Страстотерпцев, фонд преп. Силуана, о существовании которого наши земляки ничего не знали, организовал паломническую поездку из Москвы в Шовское на праздник преп.Силуана 24 сентября. Всех паломников с радостью приняли и разместили по домам. И до сих пор в Шовском с огромной благодарностью вспоминают тот самый первый крестный ход. Во главе его шёл афонский иеромонах, а за ним множество земляков Преподобного, паломники с хоругвями и образами. Обошли всё село до храма с пением Иисусовой молитвы и совершив в храме молебен, вернулись уже другими улицами так же с пением молитв ко Кресту, где все вместе пропели Акафист преп. Силуану. Оставили в селе очень много духовной литературы. После этого первого паломничества к нам люди стали оживать, активисты начали собирать пожертвования на восстановление храма, собираться на общую молитву, чтение Акафиста преп. Силуану, прося его помощи в возрождении духовной жизни в его родном селе. Так постепенно с помощью Божией, была покрыта шатром колокольня с крестом над ней, поставлены новые ворота, перекрыта крыша, поставлены новые рамы. С 2004г. сюда часто приезжал священник из Казанского лебедянского собора отец Борис. Он служил молебен , панихиды, обедницы, отмечал наши праздники – Рождество Христово, день Преп. Силуана, исповедовал, причащал, провожал в последний путь уходящих от нас родных и близких. А в 2007г. он своими руками сделал первый алтарный иконостас, освятил храм, где 24 сентября 2007г. впервые после 70-летнего перерыва была отслужена Божественная Литургия владыкой Никоном. Это был великий праздник для жителей села, для многочисленных паломников. Народу впервые было столько, что было трудно перекреститься.

1.4 Роль церкви в жизни села

В 2008 году православный мир отмечал 70-летие преставления преп. Силуана. Особенно торжественно этот день праздновался во многочисленных обителях, названных в честь преп. Силуана,- в Англии, в дальней Корее, во Франции, в Германии, в Приднестровской республике, в Москве - на Афонском подворье и, конечно же, на Афоне.

В нашем храме тоже была торжественная служба, служило много батюшек во главе с владыкой Никоном. Была хорошая погода в этот день, и, когда косые лучи солнца, проникали сквозь окна, то храм, который украсили прихожане вышитыми полотенцами, кружевами, осенней разноцветной листвой клёнов и рябин, алыми кистями калины, цветами, казался самым красивым на свете.

А в 2011году наконец то в наш храм Рождества Христова был назначен постоянный священник – настоятель иерей Николай Молокоедов (приложение 5). 19 июня в воскресенье, в день Всех Святых, состоялось наконец первое Богослужение, совершённое постоянным священником. Удивительно то, что последняя служба перед закрытием храма была 20 июня 1937г., на Троицу. А спустя 74года , 20 июня 2011года в первый день Петрова поста мы вновь очищали храм, проходы на колокольню, притвор. Так началось новое возрождение храма.

За 2 года было сделано очень много. Вместо прогнивших полов в притворе - красивая плитка, вместо забитых досками, захламлённых проходов на колокольню – оштукатуренные, отделанные плиткой комнаты с нормальными дверями, оштукатурен и зашпаклёван весь храм, даже самый высокий и огромный купол, отделены два предела, один из которых освящён в честь преп. Силуана Афонского, сделана новая алтарная перегородка в главном пределе. Храму было пожертвовано много необходимой церковной утвари, икон, Святое Распятие. Вернулась в храм икона Святителя Николая, написанная в 19 в. на Святой горе Афон, спасённая от поругания рабой Божией Анной в 1942г. Ей одной из немногих, дал Господь не убояться и, растолкав всех охранников, взять эту икону из храма. Всю жизнь она хранила её, оставила дочери, которая и вернула её в храм, когда, появился в храме настоятель и стали постоянно совершаться воскресные и праздничные службы.

Хранилась в селе у верующей женщины ещё одна Афонская икона из храма - «Скоропослушница», пожертвованная некогда сюда Коленкиными. Но, к сожалению, написанная на холсте, хранившаяся в неправильных условиях, она почти вся осыпалась, а была очень красивой. Прихожане очень скорбели, что не удалось ей вернуться в обновлённый храм.

Но вот, в первую службу, совершённую отцом Николаем в праздник преп. Силуана в 2011г. паломники из женского монастыря Воронежской епархии подарили нашему храму писаную большую икону Божией Матери «Скоропослушница». Потом вернулась икона Покрова Божией Матери, тоже прежде находившаяся в этом храме.

А к 24 сентября 2012г, под Рождество Пресвятой Богородицы, паломник из Москвы раб Божий Вячеслав привёз из Греции икону Божией Матери «Киккскую» или «Милостивая», написанную монахом Киккского монастыря на острове Кипр, и освящённую на подлинном образе той самой знаменитой Киккской иконы Богородицы, которая постоянно закрыта покровом и можно приложиться только к ручке Божией Матери.

Так в трудах, заботах, находящем порой унынии, увидел отец Николай с прихожанами в этом помощь, заступление и благословение на труды самой Пречистой Богородицы, послушником которой был на Святой горе преп. Силуан.

А летом 2013г. 9 августа, в день, когда Русский монастырь на Афоне празднует главный престольный праздник Великомученика и Целителя Пантелеймона, на колокольню нашего храма были подняты и установлены 7 колоколов. Попечением нескольких Московских семей они были отлиты на Воронежском заводе, украшены образами Божией Матери «Скоропослушница» «Семистрельная», преп. Силуана, Святителя Николая.

Храм вновь обрёл свой голос, чтобы будить спящих, радовать благовестом в праздники, отгонять тёмные силы. Это была великая радость, все благодарили Бога, жертвователей, и состарившихся к этому времени, но нашедших в себе силы прийти в этот день в храм, тех, кто начинал возрождать его, когда мало ещё кто на селе верил в это. А они, помнившие, как сбрасывали когда то колокола с храма и верили и трудились, и дождались этого светлого дня! Слёзы радости текли из их глаз, да и у всех, пришедших на этот праздник, когда благочинный отец Игнатий, освятив украшенные цветами колокола, зазвонил в них, а потом его сменил звонарь и колокольный звон, после 76-летнего молчания, поплыл надо всей округой. Это мгновения, которые остаются в сердце навсегда. Не только один храм возрождает отец Николай. За это время он своими руками выстроил часовню на Святом источнике, что находится неподалёку от села, в очень живописном месте. В народе это место называли «Зелёный колодец» (приложение №6). Сюда издавна ходили наши предки за святой целебной водой. В годы советской власти на этом месте оставался лишь ветхий разрушенный сруб старого колодца, да маленький родничок. А когда территорию облагородили, восстановили колодец, освятили его, вдруг из земли забил с огромной мощью источник чистейшей святой воды. Сегодня мы с моими родителями часто посещаем это прекрасное место. Набираем святую воду, купаемся в купели и просто наслаждаемся природой!

Рассказывают, что на Троицу видели над этим местом три больших столпа света. Здесь, по вере и молитве приходящих, совершаются исцеления, особенно – костных заболеваний. Очень много народа приезжает сюда за благодатной святой водой.

В храме не прекращаются работы. Сейчас начали восстанавливать купола. Уже блестят над селом 2 золотых купола с высоко вознесёнными к небу золотыми крестами (приложение 7). Верим, что и над остальными главами воссияют Господни Кресты, освящая и освящая всех, живущих окрест, восстанет во всей прежней красе Святой Божий Храм, что в него вернутся все, кого так долго отбивали от храма, в ком жива искра Божией благодати. Ведь мы живём на святой намоленной земле.

На селе церковь - место святое.

Тянулись туда стар и млад

Причаститься и там помолиться,

И с Богом вернуться назад.

Церковная песня звучала

И Божья была благодать.

И люди-то были добрее-

Старались нищих принять.

Но время пришло, вновь открыли

Дорогу в святой Божий храм.

Наверно за нас помолился

Святой наш отец Силуан.

Спасибо вам добрые люди!

Не дали погибнуть церковной красе.

С Божьей помощью всё обновилось,

Не зря мы живём на земле.

Не зарастёт та тропинка бурьяном,

Как зарастала она много лет.

Будем верить – теперь не погаснет

Лампадок Божественный свет!

ГЛАВА 2. Роль церкви в жизни сельчан

Ни хлебом единым мы сыты.

Но если в душе пустота,

То будем мы также забыты –

Не будет над нами креста!

Б. Ковтун.

Совершая экскурсию в сегодняшний храм с. Шовское, мы помолились перед иконой Казанской Божией Матери, поставили свечи за здравие. По окончании воскресной службы, на которой были бабушки и женщины помоложе, я задал им такой вопрос: «Какие чувства испытывают они после посещения храма?»

- Я испытываю чувство лёгкости и радости. Прихожу домой в приподнятом настроении.

- После посещения храма мне хочется многое сделать. Мне так легко, что хочется летать.

- Я забываю о неприятностях, болезнях, они сами уходят. Мне легко на душе.

- Для меня в церкви наступает благоденствие, мне спокойно, а воздух храма меня просто лечит.

- Святой Дух, присутствующий в храме, помогает преодолеть все трудности.

- Мне кажется, когда я стою в храме, меня окружают ангелы.

В храм я решил пойти не только как на экскурсию, мне были интересны мои ощущения после посещения храма. На самом деле, мне было так спокойно, дышалось легко. Во время службы я наблюдал за пожилыми людьми: как они молятся, как стоят, а как они красиво поют!

Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая служит доказательством для выдвинутой гипотезы.

В анкетировании приняло участие 27 человек.

В результате проведения анкетирования на вопрос: «Верите ли вы в Бога?» - 100% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога.

Все из опрошенных крещённые, т.е. – 100%

Знаете ли вы, как называется храм нашего села?

10% ответили – нет

Часто ли вы посещаете храм?

40% - нет; 60% - да

Считаете ли восстановление храмов правильным делом?

100% - да

Большинство участников, 76%, обращаются к Богу в трудную минуту, произнося: «Господи, помоги!». 24% участников кроме «Господи, помоги!», благодарят Его «Слава тебе, Господи!»

Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь – тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества.

Итак, судя по результатам, духовная жизнь села возрождается.

Заключение

Построенная в 1865 г. церковь Рождества Христова до сих пор поражает всех своим величием и красотой.

Менялось время, люди, а село на протяжении веков сохраняло свой неповторимый облик. Сейчас в храм приходят люди из окрестных сёл и деревень. Ученики приезжают с экскурсиями на родину Силуана Афонского. Приезжают в село туристы и паломники посмотреть на прекрасный уголок России.

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма в нашем селе. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но всё это прошло, и церковь Рождества Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.

Когда в селе есть храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодёжь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

Храм - символ мира, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.

Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.

Список использованных источников

https://silouan-hram.ru;

https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-siluan-afonskij-6-istorij-iz-zhizni-7-izrechenij/

http://www.lebedyan.com/novosti/religiya/v-shovskom-otmetili-yubilej-siluana-afonskogo/

Газета «Лебедянские вести» от 26.09.2016г.

ИД «Липецкая газета» от 26.09.2018г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

 
   

Приложение 7

Просмотров работы: 252