Пример благочестия и мужества (Жизнь и служение священника Троицкого Николая Семеновича, подвижника благочестия ХХ века)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пример благочестия и мужества (Жизнь и служение священника Троицкого Николая Семеновича, подвижника благочестия ХХ века)

Глыбовский Ф.Р. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Калуги
Кулькова Н.Н. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Моя исследовательская работа в области православного краеведения поднимает тот пласт местной истории Калужской епархии, который многие годы считался запретным. После революции 1917 года церковь была отделена от государства, в результате чего русский народ лишился духовной опоры в жизни на многие десятилетия. Несколько поколений молодых людей выросли без веры в Бога, так как изучение религии было запрещено, церкви и храмы разрушены, а сами священники подвергнуты политическим репрессиям. Так произошло и со священнослужителем Троицким Николаем Семёновичем. Троицкий Николай Семенович - одна из миллионов жертв репрессий богоборческой власти.

Цель: изучить жизнь и судьбу священника Троицкого Н.С..

Гипотеза: исследование жизненного пути священнослужителя Калужской епархии, подвергшегося репрессиям в ХХ веке.

Задачи:

выяснить значение слов «Новомученик» и «Исповедник»;

изучить литературу и другие источники информации по теме;

познакомиться с архивными материалами об истории церкви и   священнослужителях Калужской епархии;

развить навыки исследовательской работы в области православной  культуры;

ознакомить сверстников с судьбой нашего земляка, священнослужителя, Троицкого Николая Семёновича.

сделать вывод о том, что истинно верующий человек способен преодолеть все испытания, которые ему выпадают в жизни, и подаёт пример благочестия.

Методы исследования:

 работа с литературой;

выявление и анализ опубликованных источников;

анализ архивных документов;

интервьюирование одноклассников и друзей на предмет знания о Новомучениках и Исповедниках Российских;

работа с церковным словарём;

поиск сведений в Калужской епархии;

поиск сведений в сети Интернет.

Актуальность: Обращаться прежде всего к близкой нам истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей – поучительно и полезно, ведь любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Жизненный путь служителей церкви, жертв репрессий богоборческой власти, на сегодняшний день, мало изучены. В этой связи возрастает значение исследований, посвященных изучению современной агиографической литературы. Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале ХХ века. Поэтому тема исследования представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Проблема: недостаточное знание исторического прошлого России и нашей малой Родины в ХХ столетии; необходимость формирования информационного банка по истории родного края.

Объект работы: пример благочестия, жизненного пути священника Калужской епархии, Троицкого Николая Семёновича.

Предмет: обстоятельства, в которых совершён духовный подвиг.

Этапы работы:

Определение цели и задач исследования.

Поиск материала.

Встречи с родственниками.

Консультации с сотрудниками Калужской епархии.

Работа с архивными документами.

Анализ и обобщение собранного материала.

Основная часть

В истории нашего государства существуют факты, которые трудно оценивать, опираясь лишь на принцип историзма. К ним относится и период репрессий 1937-1938-х годов, жесточайший период истребления священнослужителей. «Калужская земля тоже была обагрена кровью невинных жертв. Об этом неустанно пишут в своих публикациях, рассказывают на краеведческих конференциях члены названной комиссии. Не только называются новые имена, но и дополнительно изучается житие уже канонизированных калужан и тех, кто выполнял свой священнический долг в Калужской епархии», - писала в статье «Свирлаг – место заключения священно-церковнослужителей и мирян Калужской епархии» Метальникова Е. В. – краевед, член комиссии по изучению истории церкви в ХХ веке и канонизации.

В феврале 2017 г. актив «Музея интересных вещей» нашей школы посетил «Музей боевой славы» православной гимназии г. Калуги. Там нам показали стенд, посвящённый новомученикам земли Калужской. Эта тема меня заинтересовала.

В начале своего исследования я обратился за помощью к главному библиотекарю школы Кульковой Н.Н.. Она рассказала о том, что не всегда православные люди могли свободно, так как мы сейчас, посещать Храм Божий, молиться перед иконами. Кровью исписаны страницы истории Русской Православной Церкви ХХ века. Сотни тысяч людей мученически пострадали за веру во Христа. 8 апреля 1929 года был принят закон, усиливающий контроль государства над приходами. Священнослужители и их семьи не имели права на продовольственные карточки, медицинскую помощь, коммунальные квартиры. Их дети не могли поступить в школы и высшие учебные заведения. Дети священников вынуждены были отрекаться от своих отцов, чтобы иметь возможность учиться, просто жить. Храмы разрушали, отдавали под склады, иконы сжигали, колокола сбрасывали с колоколен. Церкви опустели, так как в них просто некому стало служить. За несколько лет после принятия этого закона из четырёхсот епископов в живых осталось только четыре.

Наталья Николаевна познакомила меня с бывшей учительницей нашей школы, Кирюхиной Любовью Владимировной, которая рассказала о своём прадеде, Троицком Семёне Семёновиче и о его сыне – Троицком Николае Семёновиче – служителях церкви. О прадеде, Семёне Семёновиче, внучка Любовь Владимировны – Невоструева Марина (выпускница нашей школы) сделала исследовательскую работу. Любовь Владимировна и Наталья Николаевна предложили мне узнать историю судьбы Троицкого Н.С.. Сам я из семьи священника Глыбовского Романа Борисовича, и эта тема мне близка.

Встречи в школьной библиотеке с правнучкой Троицкого С.С., Кирюхиной Любовью Владимировной

История семьи Троицких

Семён Семёнович Троицкий (1855-1936) - один из представителей семьи псаломщика Николаевской церкви села Фоминичи Жиздринского уезда.

Генеалогическая таблица рода Троицкого (из книги Виталия Легостаева «Летопись Воскресенской церкви села Лисино»)

Сын псаломщика села Фоминич Жиздринского уезда обучался в Мещовском духовном училище и был уволен из 3 класса в 1871 году.

15 лет, с 1872г. по 1886 г., состоял письмоводителем в разных ведомствах, в том числе 1 год 4 месяца был в государственном ополчении Дунайской действующей армии (в 1877-1878 гг.).

Состоял псаломщиком последовательно: в селе Лазинках, в града-Калужской Мироносецкой церкви, в Калужском кафедральном соборе с 1886 по 18 мая 1894 года, с 1894 г. диаконом в селе Шанском Заводе, в града-Калужской Косьмодамианской и семинарской Иоанна-Богословской церквях.

Слушал при Калужской семинарии миссионерские курсы. Занимался письмоводством при правлении Калужской семинарии и Калужском епархиальном Совете. С 27 сентября 1901 года состоял экономом Калужской духовной семинарии.

Имел две медали: в память русско-турецкой войны и в память Императора Александра III.

За обучение приходских детей пению и молитвам был рукоположен в священника с выдачей свидетельства. Был женат, имел семь детей.

В 1936-1937 гг. по настоятельной просьбе сына Константина уехал в Алма-Ату. Но в дороге простудился и вскоре умер от воспаления лёгких. Похоронен на безвестном кладбище.

Дети:

Елизавета (1880-);

Николай (07.04.1885-15.12.1937);

Александр (1886-);

Мария (1889-);

Пётр ( - );

Дмитрий ( - ).

Лидия (1893-), в 1914 г. обучалась в Калужском епархиальном женском училище. После окончания училища работала учительницей в Зениловской школе.
Константин (1898-), обучался во 2-м классе духовной семинарии. После гонения на Церковьпереехал на жительство в Алма-Ату. 
Капитолина (1896-), обучалась в 4-м классе Калужского епархиального женского училища (1914).

Николай Семёнович ТРОИЦКИЙ
(1885 – 1937)

Николай Семёнович Троицкий (1885 – 1937) был продолжателем семейных традиций – священников рода Троицких, которые из поколения в поколение являлись служителями культа.

Уроженец села Лазинки Спас-Деменского района Калужской губернии. Родился в семье священника, окончил Духовную семинарию в Калуге. После окончания духовной семинарии состоял на священнической должности при Воскресенском храме села Лисино Калужского уезда.

В 1929 году по статье 107 УК РСФСТ осуждён к 6 месяцам лишения свободы, был оправдан областным судом.

Протокол допроса Троицкого Н.С. от 15 декабря 1932 г. (фото из архива Л.В.Кирюхиной)

Повторно арестован 8 декабря 1932 года по обвинению в «антисоветской агитации». По постановлению «тройки» ПП ОГПУ западной области от 28 апреля 1933 года по статье 58, пунктам 10 и 11 УК РСФСР заключён в концлагерь сроком на 5 лет. Наказание отбывал в Свирлаге. Примерно в это время в Свирлаге находился будущий священномученик Августин (Беляев), который после возвращения принял Калужскую кафедру, прослужив на ней до 1937 г., нового ареста и расстрела.

СВИРЛАГ

Бараки Вышка

Земляные работы Строительство

Общий вид

Фотографии предоставлены сотрудником Отдела по изучению истории

Калужской епархии в ХХ веке и канонизации святых (Метальниковой Е. В.)

Встречи с Еленой Валентиновной Метальниковой - краеведом, сотрудником Отдела по изучению истории Калужской епархии в ХХ веке и канонизации святых в Калужской епархии

Второй арест - анкета для арестованных (фото из архива Л.В.Кирюхиной)

Врачебная справка о состоянии здоровья заключённого Троицкого Н.С. от 29 декабря 1933 г. (фото из архива Л.В.Кирюхиной)

Следующий арест священника Троицкого Николая Семеновича произошел 29.11. 1937 года. В этот день по ордеру № 1725 был произведен его арест и обыск по «Следственному делу Кузьмина Николая Яковлевича и других – всего в количестве 21 человека». Материалы дела составляют 2 тома, содержат анкеты, протоколы допросов, справки об арестованных, протоколы допросов свидетелей, обвинительное заключение и пр.

Протокол допроса Троицкого Н.С. от 16 января 1933 г. (фото из архива Л.В.Кирюхиной)

Вместе с отцом Николаем были арестованы священники: Кузьмин Николай Яковлевич, Чистяков Павел Васильевич, Стаценков Тимофей Кириллович, Волков Дмитрий Николаевич, Покровский Александр Павлович и другие. В показаниях одного из свидетелей указывается, что при общении с прихожанами священник Троицкий говорил: «Теперь жить вообще народу стало плохо, с тех пор, как организовались колхозы… Нужно давно было свергнуть советскую власть». Сам отец Николай отрицал свою антисоветскую деятельность, не признавал обвинения. – Материалы предоставлены Метальниковой Е. В..

По постановлению «тройки» при УНКВД СССР Тульской области от 7 декабря 1937 года по статье 58, пункту 10 УК РСФСР осуждён к высшей мере наказания – расстрелу. Постановление приведено в исполнение 15 декабря 1937 года, предположительно на Тесницком полигоне Тульской области.

Семья Николая Семёновича Троицкого:

Жена – Любовь Александровна (1888 - ?).

Дети:

Константин Николаевич (1911 - ?);

Владимир Николаевич (1912 - ?);

Татьяна Николаевна (1914 - ?);

Борис Николаевич (1916 - ?);

Вера Николаевна (1918 - ?).

Дальнейшая судьба семьи Троицкого Н.С. неизвестна.

Постановлением Президиума Калужского областного суда от 5 июня 1958 года Троицкий Н.С. был реабилитирован.

Село Лисино

(из книги Виталия Легостаева «Летопись Воскресенской церкви села Лисино»)

Воскресенская церковь села Лисино (фото из книги Виталия Легостаева «Летопись Воскресенской церкви села Лисино»)

Лисино, ныне Малоярославецкого района, - село, находившееся при речке Жалке в 32 верстах от губернского города, по левую сторону Серпуховской дороги. По списку населённых мест за 1859 год в селе были церковь и четыре двора семей священнослужителей с хозяйственными постройками, в которых проживало 8 душ мужского и 13 женского пола.

О каменной церкви повествуется в клировых ведомостях, которые составлялись за каждый год. Она имела вид четырёхконечного креста, полностью оштукатурена известью снаружи и внутри, крыша покрыта железом и окрашена медянкой. Шпиль на колокольне был деревянный, обит белой жестью. Кресты на главах - деревянные, обитые железом и позолочены.

Точная дата закрытия церкви мне не известна. С уверенностью можно сказать, что в церкви прекратилась церковная служба в связи с арестом священника. 1937 год был очень тяжёлым, это год очередного гонения на священнослужителей. Много батюшек сложили голову за веру. В связи с репрессиями ощущалась нехватка кадров, и это становилось поводом для закрытия того или иного храма. Сразу два священника церкви села Лисино в том году были расстреляны по стандартному обвинению и впоследствии реабилитированы: Николай Троицкий и Георгий Преображенский.

Тесницкий расстрельный полигон

По постановлению «тройки» при УНКВД СССР Тульской области от 7 декабря 1937 года по статье 58, пункту 10 УК РСФСР Троицкий Николай Семёнович был осуждён к высшей мере наказания – расстрелу. Постановление приведено в исполнение 15 декабря 1937 года, предположительно на Тесницком полигоне Тульской области.

Тесницкий лес находится примерно в 20-ти км от города и в километре от оживленной трассы Москва-Тула. В братских могилах покоится более двух с половиной тысяч человек, расстрелянных чекистами в 1930-е годы — в большинстве своем жители Тулы и Тульской области. Это действительно сырой лиственный лес, где в начале весны, когда не разрослась еще зелень, хорошо видны большие четырехугольные углубления в земле со стоящими над ними лужами — это просевшие от времени братские могилы. В них покоится несколько тысяч человек, расстрелянных в 1930-е годы — жители Тулы и Тульской области. Как и в Бутове, расстрелы и захоронения совершались в глубокой тайне. Прикрытием служили выстрелы тут же находящегося испытательного стрелкового полигона. Как и в Бутове, в Тесницком лесу пострадало множество священнослужителей, в том числе и монахи Оптиной пустыни во главе с последним настоятелем обители архимандритом Исаакием. Многие, из убиенных здесь, причислены ныне к лику святых. О страшной тайне Тесницкого леса стало известно только в 1991 году. Тогда же было произведено вскрытие одной из могил и обнаружены останки 30 человек. Таких же братских могил, как ту, которую вскрыли военные и криминалисты, в Тесницком лесу не меньше сотни, и в каждой по 20—30 человек. Именно столько вмещалось в грузовик... Тогда, летом 1991 г., главное было найти это жуткое место и доказать сам факт массовых расстрелов. Собранных материалов было достаточно, чтобы Тесницкий лес получил официальный статус места массовых захоронений жертв политических репрессий. По данным прокуратуры Тульской области, жертвами политических репрессий в конце 30-х — начале 40-х годов стали более 15 тысяч жителей Тульской области. Каждый пятый из них покоится в Тесницком лесу.
В 2001 году на этом месте скорби заложена часовня с алтарем. Сегодня здесь действует маленький храм, в котором в определенные дни в течение года совершаются богослужения. Рядом с часовней установлены поклонные кресты в память о людях, пострадавших на этом месте.

Тесницкий расстрельный полигон

Часовня

Камень-валун на постаменте с надписью: Новомучеников и Исповедников Российских

«Здесь захоронены безвинно казненные

в 1937–1938 гг. жертвы сталинских репрессий».

Памятники безвинно убиенным

Заключение

В 2017 году исполнилось 80 лет со времени мученической кончины тысяч православных христиан и священнослужителей — расстрелянных и умерших от пыток (летом 1937г. меры физического воздействия были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения следствия) и нечеловеческих условий содержания в лагерях и тюрьмах. Они были умучены только за то, что не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали никого на допросах.
 История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе я  провел исследование актуальной темы, изучение которой продиктовано не только личной, но и общественной потребностью  восстановить утраченные страницы духовного наследия родного края, Калужской епархии.

В результате проведённого исследования я выяснил, что именно вера в Бога

помогает человеку преодолевать многие жизненные трудности. Многие святые, чью память мы чтим, пострадали за православную веру во время сталинских репрессий. Люди готовы были отдать все, но не отказаться от своих взглядов, своего мировоззрения, своей веры. Они готовы были провести много дней, месяцев, лет в заточении и даже отдать свою жизнь, но не отступиться от Господа. Эти люди вызывают у нас уважение и восхищение.

Считаю, что данная исследовательская работа достигла поставленной цели, но является не окончательным материалом. Мною было собрано достаточное количество материала о судьбе отца Троицкого Николая Семёновича. Священник Троицкий Николай Семёнович, пройдя через муки допросов, не оставлял своего долга, продолжал служить людям, принял смерть и показал пример благочестия и мужества. Работу по изучению его судьбы я буду продолжать, изучая архивные документы после получения мною паспорта. Я хочу узнать место захоронения Троицкого Н.С., что важно не только для меня, но и для родственников Николая Семёновича.

«Возможно, число пострадавших в войне против православной церкви во время разгула реакции, так и не будет названо. Не случайно икона, перед которой мы молимся в дни памяти пострадавших от гонений за веру, называется «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».

«И если невозможно назвать имя каждого, то это не значит, что не следует продолжать заниматься темой подвига тех, кто выстоял в схватке с приспешниками черных сил», - слова статьи «Свирлаг – место заключения священно-церковнослужителей и мирян Калужской епархии» Метальниковой Е. В. – краеведа, члена комиссии по изучению истории церкви в ХХ веке и канонизации.

Вывод: Русская Православная Церковь учит: невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших достойны сохранения памяти.

Источники информации

Афонькин, С.Ю. Православные святые. – СПб.: БКК, 2013

Бородина А.В. Основы православной культуры. Словарь – справочник. / А.В. Бородина. – М., Основы православной культуры, 2008г.

Бородина А.В. Основы православной культуры. Православие – культурообразующая религия России: учебное пособие для 4 класса / А.В. Бородина. – М., Издательство «Экзамен», 2011г.

Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1—2. Тверь, 1992—1996.

Из бездны небытия: Книга Памяти репрессированных калужан/ сост. Ю.И.Калиниченко, В.Ю.Лисянский, Н.П., Н.П.Мониковская. В 3 т. Т. 3.: П – Я. – Калуга: Управление МБ РФ по Калужской обл., 1993 – стр. 280

Легостаев, В.В. Летопись Воскресенской церкви села Лисино. - Калуга : Гриф, 2012.

О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших. – Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Ожегов С.И. Словарь Русского Языка. 3-е изд., стреотип. – М.: 1994

Павлова, Н. Пасха красная. – М.: Адрес-Пресс, 2002

Растем с Богом. Детский православный календарь на 2012 год. Для детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Ковчег, 2011.

Слово и вера: Книга размышлений митрополита Климента, председателя Издательского Совета РПЦ/ сост. А.В.Велько. – 2-е изд. – Минск: Изд-во Экзархата РПЦ, 2012

Смолнеский, Н. Драгоценные камни веры: Рассказы из жизни святых. – М.: Отчий дом, 2012

Тексты статей Метальниковой Е. В. из журнала «Православный христианин».


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ:
«Энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD)

Просмотров работы: 115