Введение
Ярким примером боевого сотрудничества союзников по антигитлеровской коалиций в советской литературе обычно называется французская эскадрилья "Нормандия-Неман". Но даже в серьезных научных изданиях не всегда можно прочитать о двух английских эскадрильях, защищавших небо над Мурманском. Поэтому мы решили посвятить наше исследование этой малоизвестной странице войны в Заполярье.
О военных операциях в Заполярье, о Полярных конвоях написано тысячи книг. Тем не менее в них нет упоминаний об участии британских летчиках в боевых действиях в Советском Заполярье. Некоторые факты нам удалось найти в книге А.А.Киселева «Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941 – 1945 годах» и в статье М.Н. Супруна «Британские королевские ВВС в Заполярье. 1941-1945». При написании работы мы также использовали архив музея авиации в Сафоново. Еще один источник - воспоминания ветеранов британских ВВС Д. Элкингтона, Д. Гэлли, Э. Картера, Ф. Бэшфорда, хранящихся в фондах нашего школьного музея истории Полярных конвоев.
Цель нашего исследования – изучить малоизвестную страницу истории боевых действий в Заполярье.
Задача нашей исследовательской работы:
- изучить и проанализировать литературу по теме исследования, а также воспоминания ветеранов;
- доказать, что участие британских летчиков в боевых действиях в Заполярье сыграло большую роль в развитии сотрудничества между СССР и Великобританией в годы войн;
- осветить совместный подвиг граждан наших стран.
Таким образом, объект нашего исследования – история боевых действий в Заполярье.
Предмет нашего исследования – участие британских летчиков в военных операциях по защите Мурманска.
Наша гипотеза заключается в следующем: участие британских летчиков в боевых действиях в Заполярье сыграло большую роль в развитии дальнейшего сотрудничества между СССР и Великобританией в годы войны.
Методы исследования включают в себя интервьюирование ветеранов, изучение и анализ их писем и воспоминаний. Специально-исторический метод – историко-описательный.
Мы считаем наше исследование актуальным, так как наша работа напоминает о плодотворном сотрудничестве с Великобританией в военные годы, что очень важно сейчас, когда уровень отношений оставляет желать лучшего. Кроме того, необходимо изучать опыт сотрудничества нашей страны с Великобританией для развития отношений на современном этапе.
Глава I Боевые операции британских ВВС в Заполярье
Первая операция Королевских ВВС (Royal Air Force, RAF) в СССР называлась "Сила Бенедикт" ("Force Benedict"). Операцию организовывали в строжайшей секретности. Из двух эксадрилий - 81-й и 134-й сформировали 151 крыло. В конце июля 1941 г. 38 пилотов и более 500 человек техперсонала собрали на военном аэродроме. Им сделали большое количество прививок, выдали противомоскитные сетки и экипировку для Ближнего Востока. Все говорило о том, что крыло летит на юг.
Часть первой партии истребителей - 24 машины - перевозили на авианосце "Аргус" (HMS Argus); на нем же находилась часть пилотов и сопровождающей команды. Еще 15 самолетов в разобранном виде перевозилось на бывшем круизном лайнере "Лланстефан Касл" (SS LLanstephan Castle). Изначально лайнер в пути сопровождали два крейсера, два корвета и четыре эсминца. Уже на борту после нескольких лекций о России стало понятно, куда везут летчиков - на Русский Север. Впоследствии по мере продвижения к конвою присоединялись другие корабли. Сами того не зная, британские пилоты стали частью первого (операция "Дервиш") из 78 арктических конвоев.
31 августа 1941 г. корабли конвоя подошли к причалам Архангельска. Часть управленцев и техников тотчас были отправлены в Ваенгу двумя транспортными самолетами. Основная группа во главе с командиром крыла через пару дней отбыла в Мурманск на двух английских эсминцах. Остальные были переправлены по железной дороге либо через Кандалакшу, куда добирались пароходом, либо непосредственно из Архангельска. Часть летчиков и персонала остались в Архангельске собирать 15 истребителей, которые были доставлены в разобранном виде. Их собрали и протестировали за девять дней. 12 сентября они вылетели в Мурманск. Основная группа из 24 самолетов стартовала с палубы авианосца "Аргус" и добралась до мурманского побережья 7 сентября.
Перед личным составом 151-го крыла фактически были поставлены три задачи: продемонстрировать поддержку союзниками военных усилий СССР, подкрепить авиационную группировку под Мурманском и обеспечить ознакомление советских авиаторов с английскими самолетами. Все три задачи имели достаточно большое значение. Крыло явилось первым воинским соединением союзников, прибывшим на советскую землю. Прибытие 39 «Харрикейнов» почти вдовое увеличило количественный состав истребительной авиации Северного флота, которой передали английское соединение в оперативное подчинение. Появление под Мурманском английских самолетов позволяло существенно усилить прикрытие с воздуха этого советского порта. Крыло должно было стать и своеобразным учебным центром переподготовки советских летчиков и техников в преддверии начала массовых поставок авиатехники из Великобритании и США.
11 сентября английские истребители совершили первый боевой вылет на патрулирование у линии фронта, а 12-го впервые столкнулись с противником. Англичане потеряли один «Харрикейн», погиб 19-летний летчик - Норман Смит. Это был единственный самолет 151-го крыла, сбитый немцами за полтора месяца боевых операций английских летчиков в Заполярье. Кроме летчика Смита, британцы потеряли еще двух человек - рядовых из наземного персонала Джона Ридли и Глэнвила Томаса. Из-за неровностей аэродрома истребители при взлете часто "клевали" носом, ломая пропеллеры, и рядовым приходилось висеть на хвостовой части, чтобы самолет нормально взлетел. Однажды двое британских военных не успели соскочить с хвоста, потому что в результате быстрого разгона их прижало потоком воздуха. Летчик не заметил этого и взлетел. Ридли и Томас погибли в момент падения, их похоронили рядом со Смитом. Могилы британцев располагаются на территории мемориального кладбища Северного флота в Североморске.
Второе крупное воздушное сражение англичан в Заполярье состоялось 6 октября при отражении налета немецкой авиации на аэродром. Три сбитых и девять поврежденных вражеских самолетов были занесены на победный счет англичан. В остальные дни в ходе патрулирования или сопровождения советских бомбардировщиков столкновения с противником носили лишь эпизодический характер. Активизации действий авиации мешали метеоусловия. За два месяца пребывания крыла в России погода позволила нормально летать лишь одну неделю. Но и за этот короткий промежуток времени англичане успели отлично показать себя и свои самолеты. Соотношение потерь крыла и потерь противника составило 1:15. До 20 октября британские пилоты совершили 365 самолето-вылетов, количество уничтоженных ими самолетов противника оценивается различными источниками от 12 до 16. Английские летчики прикрывали войска у линии фронта и город Мурманск, перехватывали немецкие бомбардировщики, сопровождали советские бомбардировщики.
Союзники весьма успешно решали и вторую задачу пребывания в России обучение советских летчиков управлению новыми машинами. Первыми русскими пилотами, поднявшими в воздух «Харрикейн», стали прославленные асы Заполярья генерал-майор А.А. Кузнецов и капитан Б.Ф. Сафонов. В конце сентября при крыле была создана учебно-тренировочная эскадрилья, в которую в качестве инструкторов были введены советские летчики. Англичане были в очередной раз удивлены: русские летчики и механики сдали экзамены по «Харрикейну», набрав 80-98 баллов из ста, экзаменатор, главный инженер 151 крыла, никогда не видел таких результатов за такой короткий срок обучения в Британии.
Во второй половине октября, закончив подготовку смены из личного состава советской морской авиации, англичане сдали 28 самолетов ВВС Северного флота (еще один истребитель разбили в катастрофе 27 сентября). Эти машины использовали для формирования 78-го истребительного авиаполка под командованием Б. Ф. Сафонова. Последние специалисты из состава 151-го крыла вернулись домой на крейсере «Кения» в начале декабря 1941 г.
Советское командование высоко оценило заслуги британских летчиков. Четверо из них (командир крыла Г.Н. Рэмсботтом-Ишервуд, командиры эскадрилий Э. Рук и Э. Миллер и сержант Ч. Хоу) удостоились орденов Ленина. Они, кстати, единственные английские военнослужащие, обладающие этими советскими наградами.
Первая операция Королевских ВВС в СССР длилась всего шесть недель. Операция "Форс Бенедикт" была, как может показаться на первый взгляд, малозначительной. Однако именно с этой миссии началось сотрудничество советских и британских ВВС.
Вскоре помощь стала поступать регулярно. За первой партией «Харрикейнов» последовали новые. К апрелю 1942 года истребительные части Северного флота и Карельского фронта более чем на 60 % были укомплектованы «Харрикейнами». А всего за годы войны 7777 самолетов с запчастями и боеприпасами были доставлены в СССР от британского союзника [3, c.291].
В 1942-1944 г.г. советские и английские летчики вместе прикрывали союзнические конвои. Последняя крупная операция королевских ВВС на советской земле была связана с немецким линкором «Тирпицем». В сентябре 1944 г. на аэродром Ягодник под Архангельском прибыла специальная группа в составе двух эскадрилий тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер», двух транспортных самолетов «Либерейтор» с наземным составом и разведчика «Москито». 15 сентября 28 «Ланкастеров», оборудованных для несения особо мощных бомб, нанесли удар по линкору, достигнув нескольких удачных попаданий. В налете участвовали советские штурманы, помогавшие английским коллегам вывести соединение на цель. Мощный удар вынудил немцев отбуксировать «Тирпиц» на другую стоянку, где он был накрыт бомбами с самолетов, стартовавших из Англии, и затонул.
С потоплением «Тирпица», с разгромом немцев в Заполярье затухает и военное сотрудничество советских и английских летчиков.
Глава II Русский Север в воспоминаниях британских летчиков
Воспоминания британских летчиков содержат много неизвестных фактов о Русском Севере.
Механик Джефри Гэлли, который прибыл в Архангельск на борту «LLanstefanCastle», вспоминает деревянные дома, тротуары, детей, которые их сопровождали повсюду. Он был поражен, что всю тяжелую работу на складах древесины выполняли женщины. В числе 100 других военнослужащих его отправили поездом в Ваенгу. Англичанам сказали, что путешествие продлится 3 дня, но сухой паек выдали на неделю. Это оказалось очень кстати, так как в Мурманск они приехали только через 7 дней.
О том, как жили британские летчики в Ваенге, вспоминает Дарем Элкингтон: «Нашей базой была Ваенга (сейчас Североморск). Просторная гладь песчаной почвы на высоте около 500 футов над уровнем моря. Ниже аэродрома были поселения Верхняя и Нижняя Ваенга со старыми деревянными домами, подвальными магазинами и просто недостатком красоты. Однако Верхняя Ваенга могла похвастаться клубом, где можно было поесть, потанцевать, посмотреть фильмы или концерт. Также была баня с парилкой — единственная возможность принять душ севернее Мурманска. В бане была пожилая своенравная женщина, которая занималась тем, что била березовым веником по спине» [7,c.2].
Летчики жили в комфортных двухэтажных зданиях с деревянными полами, двойными кирпичными стенами и центральным отоплением (однажды ночью его не было — это ужас). Воду брали из колодца или озера и стерилизовали специальным устройством.
Дарем Элкингтон вспоминает: «Мурманск находился в 30 километрах к югу и был в 1941 году размером с Борнмаус без пригородов. Зимой это была очень опасная дорога. Дома и магазины похожи на те, что в Ваенге, но гораздо больше построек из кирпича. Похоже, „Арктика“ была единственным местом, куда стоило сходить, но цены и условия там были несопоставимы! Дом культуры был небрежно достроенным театром с лестницей наверх, в зал для танцев. Мы ходили туда по воскресеньям. Транспорт был только грузо-пассажирский. Все машины работали на нужды военного времени. Когда вы голосовали машину, нужно было спрашивать: „В Ваенгу едете?“ Иногда попутками оказывались только санные упряжки с лошадью. Но это было более безопасно, чем идти в Нижнюю Ваенгу пешком» [7, c.3].
По воспоминаниям ветеранов, горожане жили в больших недостроенных многоквартирных домах, которые зимой были белыми, а летом кирпичного цвета. В магазинах мало чего можно было купить. То, что было, — не особого качества.
Летчики отмечали высокое качество продуктов, еды им давали очень много: икра, копченая семга, консервированный финский окорок, шампанское, масло, яйца, красное вино, блины, шоколад, консервированный компот из вишен и слив. Чай был в стаканах, без молока. Однако, летчики заметили, что всех русских выгоняли из столовой, когда они туда приходили. Они и не догадывались, что население Архангельска и Мурманска находилось на полуголодном пайке.
В Ваенге из развлечений были игры и граммофон. Британские летчики научили русских играть в дартс. Советские военные заинтересовались дартсом, которого они раньше не видели, и решили, что это авиационный тренажер, и англичане таким образом тренируют меткость, необходимую для воздушного боя. Хозяева попробовали играть сами. Они метали дротики так сильно, что из доски их пришлось доставать пассатижами. Когда советские летчики узнали, что это просто игра, они потеряли к ней интерес.
Британские ветераны вспоминают, что все советские летчики были очень опытными пилотами и быстро научились летать на "Харрикейнах". «Первоклассные ребята, они летали в любых условиях, даже в сплошно тумане. Они были слегка сумашедшими. Все, что им было нужно, - это одержать победу!»- так отзываются о них британцы. Очень хорошо британцы запомнили Б.Ф. Сафонова. Фредерик Бэшфорд вспоминает: «Любой полет для капитана Сафонова не представлял никаких проблем. Мне кажется, не хуже летал бы, даже если бы был слепым. Взлететь на «Харрикейне»? Нет проблем, в любых погодных условиях, когда ни один летчик не решался поднять самолет в небо» [4, c.1]. С ним согласен Эрик Джон Картер, отмечая, что Борис Феоктистович Сафонов был необыкновенно талантливым летчиком.
Британские ветераны вспоминают, что они хорошо ладили с русскими. Джефри Гэлли запомнил русский народ как трудолюбивый и никогда не жалующийся. Он обнаружил, что они удивительно быстро учатся. Все усердно работали, и между офицерами и обычными людьми не было классового различия, и все же, была полная дисциплина. Они верили, что справятся с работой. Он нашел тепло и дружбу, которую никогда не забывал. Фредерик Бэшфорд вспоминает: «Мы все были поражены широтой русской души. То, что русские дали нам, было колоссальным. Этого я не смогу забыть никогда. Я уверен, что мои коллеги тоже не смогут этого забыть. Русские люди и их отношение к нам было потрясающим. И память об этом с нами навсегда» [4, c.2].
Заключение
Изучая и анализируя различные источники, письма и воспоминания ветеранов, мы установили, что они содержат важную информацию по истории боевых действий в Заполярье.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
- необходимо помнить о боевом братстве и военно-экономическом сотрудничестве стран антигитлеровской коалиции в годы войны;
- опыт нашего сотрудничества может быть использован в различных сферах мирной жизни.
- описание обстановки в Заполярье в воспоминаниях союзников содержит факты, которые невозможно найти в официальных изданиях;
Мы считаем, что нам удалось исследовать малоизученную страницу истории войны в Заполярье, осветить совместный подвиг советских и британских летчиков. В масштабах великих сражений великой войны участие британских летчиков в защите Советского Заполярья было совсем небольшим эпизодом. Но это событие положило начало советско-британскому военно-экономическому сотрудничеству и сыграло большую роль в его развитии. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы считаем, что наше исследование может быть использовано при проведении уроков истории, краеведения, на классных часах посвященных Великой Отечественной войне. Оно может быть интересно тем, кому дорога память об участниках войны и ее событиях.Память о полярном братстве советских и британских летчиков должна остаться в памяти людей.
Литература
1). Киселев А. А. «Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941 – 1945 годах», Мурманское книжное издательство, Мурманск, 1997 г., 510 с.
2). Вудман Р. «Арктические конвои, 1941-1945». Джон Миррей, Лондон1994г.,425с.
3). Супрун М.Н., «Британские королевские ВВС в Заполярье. 1941-1945», сборник «Северные конвои», «Наука», Москва, 1994 г., 394 с.
4). Бэшфорд Ф., письмо от 5 апреля 2015 г.
5). Гэлли Д., письмо от 25 ноября 2017 г.
6). Картер Э., письмо от 20 мая 2016 г.
7). Элкингтон Д., письмо от 10 апреля 2018 г.
8). Юделл Ф., письмо от 30 октября 2010 г.