Строки о судьбе моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Строки о судьбе моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича

Радаева В.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Актуальность: с каждым годом в нашей стране становится все меньше ветеранов войны, но воспоминания должны сохраниться на многие годы. Мой проект о моем прадедушке – Лупикове Петре Евдокимовиче. Он не совершал великих подвигов, он просто жил, воевал, трудился, сражался за свою Родину. Я считаю, что жизнь людей, которые воевали - это уже великий подвиг. Подвиг ради мира во всем мире, ради того, чтобы мы жили. Поэтому актуальность моей работы не вызывает сомнения.

Проблема: проблема заключается в том, что сейчас многие люди забывают своих родных. Дети мало знают о своей родословной. Они не интересуются этим. С каждым годом начнут забывать и о подвиге, которые совершили наши прадеды. Люди перестанут этим интересоваться и забудут о подвиге наших прадедов, благодаря которому мы живем под мирным небом.

Гипотеза: знание истории своей страны и истории родного края очень важно для каждого из нас. Но не менее важно знать историю своей семьи, гордиться ею и брать хорошие примеры и опыт своих предков, чтобы строить будущее. Если каждый из нас последует этому правилу, будут чтить и помнить свою историю множество семей, составляющие наше общество, то это общество ждет достойное будущее.

Объект исследования: биография моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича

Предмет исследования:документы, фотографии, воспоминания - биографические сведения из жизни моего прадеда

Цель: изучить жизненный путь моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича.

Задачи:

1) Изучить историю жизни моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича.

2) Выяснить, что известно о прадеде в нашей семье.

3) Исследовать семейный архив.

4) Осветить исторические события, участником которых был мой прадед.

Методы исследования:

1) теоретический анализ и обобщение научной и документальной литературы;

2) эмпирический метод для изучения конкретных исторических фактов;

3) теоретический метод исследования позволил производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

4) Интервьюирование.

5) Обработка полученной информации сравнительно – аналитическим методом.

Новизна: на сегодняшний день существуют работы, посвященные Великой Отечественной войне, о бабушках и дедушках, которые воевали. Однако, я решила изучить эту тему на примере моей семьи. В этом и заключается новизна моего проекта.

Практическая значимость работы: мою исследовательскую работу «Строки о судьбе моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича» можно использовать на уроках истории, классных часах.

Краткий анализ литературы:используемую литературу можно разделить на три группы. В первую группу вошла литература о Великой Отечественной войне. Во вторую – это ресурсы интернета. В треть – архивные документы, фотографии моей семьи и семей моих родственников.

II. Строки о судьбе моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича

2.1. Довоенное время.

Мой прадедушка Лупиков Петр Евдокимович родился 29 июня 1913 года в деревне Волосово-Дудино Ульяновского района Орловской области. Родители Евдоким и Марина Лупиковы. Семья у него была крестьянская, многодетная. В семье было 7 детей: 6 девочек и он один мальчик. Семья имела свое добротное хозяйство: коровы, овцы, свиньи, куры.

Петр окончил 4 класса церковно-приходской школы.Церковно-приходские школы учреждались при церковных приходах. В них преподавались Закон Божий, чтение, письмо, арифметика и история. [5.3]

Прадедушка женилсяв 26 лет в 1938 году. К началу Великой Отечественной войне у него была беременная жена, и когда он ушел на войну, она родила девочку.

2.2. Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда.

Мой прадедушка Лупиков Петр Евдокимович ушел на фронт в июле 1941 году. К этому времени завершился начальный период войны. Советские войска понесли серьезные потери в живой силе и технике. Ближайшие стратегические задачи немцев в основном были выполнены: к этому моменту они вышли на рубежи Западной Двины и среднего течения Днепра, продвинувшись вглубь страны на 300 - 600 км. Тем не менее, стало ясно, что Гитлер и его генералитет просчитались в оценке возможностей и резервов Красной Армии, морального состояния советских воинов.

На юге шли ожесточенные бои, сдерживающие противника. 30 июля 1941 г. Гитлер подписал директиву № 34, согласно которой группа армий «Центр» должна была перейти к обороне, а основные силы направлялись на юг с целью разгрома имеющихся там группировок советских войск и захвата нефтяных районов. 19 августа Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ об отступлении и начался вывод войск из Киева. Но момент был упущен. Возле Киева были окружены 4 советские армии. Они сопротивлялись до 27 сентября. Ставка направила на Украину подкрепления – 22 дивизии, но прорвать кольцо окружения не удалось, и с большим трудом фронт был стабилизирован по линии Днепра. В целом 70-дневная оборона Киева затруднила продвижение гитлеровцев вперед. Наибольших успехов достигла группа армий «Центр», которая в сражениях под Белостоком и Минском смогла окружить и разгромить группировку советских войск. После тяжелых боев она была остановлена лишь в середине июля под Смоленском.

6 сентября 1941г. Гитлер подписал директиву № 35, в которой главной задачей определялся захват Москвы. Этот план наступления получил кодовое название «Тайфун».

Гитлеровцам противостояли войска 3-х фронтов: Западного, Брянского и резервного, что составляло 40 % сил действовавшей армии. В их состав входили 1,2 млн. солдат и офицеров, 990 танков, 7600 орудий и минометов, 667 самолетов. Таким образом, германские вооруженные силы значительно превосходили советские. В этих условиях советское командование отдало приказ перейти к жесткой обороне и на московском направлении были созданы 3 линии обороны: Вяземская, Можайская и Московская. В течение августа – сентября было сооружено 5,5 тыс. дотов и дзотов, 1350 км противотанковых рвов, на строительстве которых работали сотни тысяч москвичей.

Такая тяжелая обстановка была на фронте, и мой прадед в первые дни войны попал в плен. Из именного списка безвозвратных потерь личного состава я выяснила, что Петр Евдокимович попал в плен 22.07.1941 года [5.5] (приложение 2). Он находился в плену, в Германии, в городе Хаммельбург, в концлагере. Я сайте «Подвиг народа» я нашла карточку моего прадеда на немецком языке. Это была карточка военнопленного. [5.5] (приложение 3). Дедушка умел сочинять стихи. В плену он писал о своей Родине, о вере в победу. Эти стихи нашли немцы и приговорили прадеда к расстрелу. Из истории я знаю, что иногда фашисты устраивали для военнопленных расстрелы-устрашения: ставили к стенке и стреляли выше головы или мимо. Вот так поступили и с прадедушкой. Все пули, выпущенные фашистами, попали выше головы, и он остался жил. В плену морили голодом. По ночам люди пытались пробраться к еде, но на них наводили прожекторами и стреляли. Мой дедушка при росте 190 см весил 30 кг – это очень мало.

Я узнала, что концлагерь в Германии в городе Хаммельбург состоял из бараков для военнопленных и остарбайтеров, а также в его состав входил завод «Адлер» на котором изготавливались бронированные мотоциклы для Вермахта. Нацисты не называли в прямом смысле это место «концлагерем», а это был «лагерь для принудительного труда». В историю он вошел под названием «Херлесхаузен». Бараки были разделены колючей проволокой, и условия содержания для 1600 заключённых здесь были даже хуже, чем в других лагерях. Эсэсовцы, руководившие лагерем, реализовывали стратегию «уничтожение работой», которая давала руководству завода полную свободу действий. Заключённые работали в изношенных летних комбинезонах морозной зимой по 84 часа в неделю (12 часов в день!) в нетопленных, полуразрушенных цехах.  Практически отсутствовали гигиена и медицинское обслуживание. Кормили заключённых на 80 рейспфеннигов в день. Люди умирали от голода прямо на рабочем месте. Попытки побега наказывались публичной казнью. 245 «неработоспособных» отправлены в Дахау и лагерь смерти Vaihingen и там уничтожены. Из 1600 заключённых этого лагеря войну пережили только сорок восемь. [5.2]

Мой прадедушка, как и все остальные, работал на заводе. У него была язва желудка. Об этом узнал немецкий врач и сказал, что ему нужно в изолятор. Немецкий врач посоветовал ему разрезать руку, чтобы попасть в изолятор, и нужно делать так, чтобы рука не заживала. Для того чтобы рука не зажила, дедушка сыпал в неё кальцинированную соду, она разъедал рану. И его забрали в изолятор. Ему вылечили язву, но не до конца.

Я также узнала о том, что мэр Карл Фер, был христианином и можно сказать порядочным человеком. Госпиталь находился на территории блоков для русских военнопленных. Практически все военнопленные были больны туберкулезом, от которого и умирали. Такие трупы нужно было обязательно сжигать. Но Карл Фер был истинным гуманистом, он не мог допустить, чтобы тела не обрели покой в земле. Он считал «кто в моей общине умрет, будет согласно закону, зарегистрирован и похоронен». Поэтому по ночам тайно он выносил погибших и хоронил в лесу за территорией концлагеря. [5.4] 

При этом герр Карл Фер оставался настоящим немцем, педантичным до корней волос. Он требовал от лагерного врача свидетельства о смерти. На каждого умершего он составлял карточку. В ней он записывал все, начиная от даты и места рождения и заканчивая рядом и номером могилы. Конечно, со слов умирающих людей ему было трудно добывать точные данные: люди могли шепелявить, говорить шепотом или забывать какие-то важные вещи. Рискуя разделить участь заключенных, он, тем не менее, сберег для истории имена жертв фашизма. После войны он ухаживал за этими могилами. А сейчас за ними ухаживает его дочь. Она даже приносит цветы, скорбит над надгробными плитами, будто здесь похоронены ее родные. [5.1]

Из плена моего прадеда спас поляк. Однажды, в Франкфурт–на-Майне приехал поляк за рабочей силой. За колючую проволоку выводили тех, кто уже не мог работать у станков на заводе. Они были очень истощены. Из всех заключенных поляк выбрал моего прадедушку и этим спас ему жизнь.

В 1944 году советские войска освободили Польшу, так как мой прадед был в плену, то он, как и все другие военнопленные принадлежал проверки. Я узнала, что в ноябре 1944 года ГКО принял постановление, согласно которому освобождённые военнопленные и советские граждане призывного возраста вплоть до конца войны направлялись непосредственно в запасные воинские части, минуя спецлагеря. В их числе оказалось и более 83 тысяч офицеров. Из них после проверки 56160 человек было уволено из армии, более 10 тысяч направлены в войска, 1567 лишены офицерских званий и разжалованы в рядовые, 15 241 переведены в рядовой и сержантский состав [3, 180] Но мой прадедушка не был офицером, поэтому после проверки, учитывая состояние его здоровья, его уволили в запас.

Он награжден медалями «За победу над Германией 1941-1945гг», «Двадцать пять лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»,

«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» (приложение 4)

2.3. Мирное время- мирные заботы.

В августе 1945 года он вернулся к себе домой, в Орловскую область, деревня Волосово. Его дом был разрушен немецкими войсками. Он начал искать свою семью, и нашёл он их в Курске, так как после нападения немцев все уходили в Курск. В живых осталась только его дочка Маша, которой было всего 4 года. Её нашли в землянке. Жена была ранена при обстреле с воздуха и умерла, ранение было смертельное. Когда убили жену, дочке было 1,5 года.

После он решил переехать в Московскую область, в деревню Таблово. Дедушка встретил Федотову Евдокию Егоровну. 23 июня 1948 года они расписались. В браке у них родились ещё две девочки Ольга (1951 года рождения) и Тамара (1953 года рождения) [4]. Одна из них моя бабушка (приложение 5).

В Рузском архиве из подомовой хозяйственной книге я выяснила, что Петр Евдокимович всю свою жизнь работал: 1967 год – каменщик Рузский радиоузел, 1968 год – пищепромкомбинат (рабочий), 1969 год – комбинат бытовых предприятий (рабочий), 1970 год – комбинат коммунальных предприятий (рабочий), 1971 год – совхоз «Вперед» (комбайнер), 1972 год – Рузский леспромхоз [4]. В 1972 году он ушел на пенсию, дома не сиделось, и Петр Евдокимович пошел работать на Табловскую ферму пастухом в совхоз «Прогресс».

Из подомовой хозяйственной книге я узнала, что прадед всегда держал корову, поросенка, овец, птицу. У него был большой сад (16 яблонь, кусты смородины и крыжовника) [4]

По воспоминаниям моих бабушек прадедушка был человеком добрым, веселым, отзывчивым. Он сочинял много стихов и песен, шутил, подшучивал над соседями. Его очень любили дети. Они прибегали к нему играть. Прадедушка был дружелюбным и бесконфликтным человеком. Он мог выйти из любой ссоры шутками, поэтому у него не было конфликтов. Его уважали соседи. Прадедушка был трудолюбивым человеком. Несмотря на болезни, он всегда трудился и не представлял своей жизни без работы. Он позитивно относился к жизни, помогал людям.

10 февраля 1984 года Лупиков Петр Евдокимович умер (приложение 7). В свидетельстве о смерти написано от острой легочно-дыхательной недостаточности. На его здоровье сказалось время, проведенное в плену в концлагере. Было ему 71 год.

Вывод.

В заключении своего исследования я хочу сделать следующие выводы:

- я изучила историю жизни моего прадеда Лупикова Петра Евдокимовича и узнала множество фактов о его жизни в те далекие годы Великой Отечественной войны и после военного времени;

- исследовала семейный архив и познакомилась с интересными сведениями о моем прадеде;

- взяла интервью у бабушек Леонтьевой Тамары Петровны и Петровой Ольги Петровны, у мамы Радаевой Наталии Анатольевны.

- осветила исторические события, участником которых был мой прадед.

Заключение.

Возможно, через много лет кто-то вновь вернётся к теме Великой Отечественной войны. Но они смогут восстановить события, только по документам и мемуарам. Это будет потом.… А сейчас нужно чтить память о погибших, хранить и передавать её своим детям и внукам. Это и есть наша благодарность их мужеству, верности Родине. Разными они были, защитники Отечества, но объединяло их чувство любви к родной земле, долга перед следующими поколениями. Это чувство они завещали нам.

Литература

Архивные документы семей Радаевых, Петровых, Леонтьевых.

2. Исаев А. Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг. – М.: Эксмо, 2013.

3. Шабаев А.А. Потери офицерского состава Красной Армии в Великой Отечественной войне. // Военно-исторический архив №3, 1998.

4. Рузский архив. Выписка из подомовой хозяйственной книге Волковского сельского совета деревни Таблово.

5. Ресурсы интернета:

5.1. Генеалогический форум ВГД. http://forum.vgd.ru (вход доступа 02.12.2018).

5.2. Горелик В. Франкфурт помнит. http://neuezeiten.rusverlag.de/2 (вход доступа 02.12.2018.).

5.3. Церковно-приходские школы: от Закона Божия до гимнастики https://prichod.ru/o (17.12.18).

5.4. Могилы советских военнопленных в Херлесхаузене. www.herleshausen.de (15.03.2019)

5.5.Поиск документов о Героях войны https://pamyat-naroda.ru/

(28.03.2019)

Приложение 1

Военная фотография Лупикова Петра Евдокимовича

Приложение 2

Именной список безвозвратно потерь личного состава

Приложение 3

Личная карточка военнопленного

Приложение 4

Наградные документы

Приложение 5

Свидетельство о браке

Приложение 6

Фотографии Петра Евдокимовича в мирное время

Приложение 7

Свидетельство о смерти (хранится в семье Леонтьевых)

Просмотров работы: 17