СЕМЬЯ—хранительница духовных и нравственных ценностей (традиции, праздники, добрые дела)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕМЬЯ—хранительница духовных и нравственных ценностей (традиции, праздники, добрые дела)

Бурматкина В.Ю. 1
1МБОУ СОШ №3 г. Никольска Пензенской области, 10 класс
Бурматкина О.Н. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Тема воспитания сегодня получает различные толкования именно в применении к проблеме развития ребенка. Как научить ребенка отличать доброе от злого, истину от лжи, душевную красоту от душевного уродства? Как разобраться ребенку, а порой и взрослому, с особенностью нашего времени: постепенным размыванием границ между добром и злом? Как избежать того, чтобы отрицательный персонаж стал для подростка притягательным? Ответы на эти вопросы лежат в основе семейного воспитания, в основах семьи. Проблема понимания истинных семейных отношений сегодня актуальна как никогда. Ниже приведены факты, заставляющие задуматься, насколько опустошены души взрослых:

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек);

- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);

- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.

Таким образом, проблема воспитания молодежи сегодня актуальна. Воспитание совершается в обществе. Первоначально же, прежде чем попасть в общество, человек находит себя в семье.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Роль матери и отца в семье. Родительский авторитет.

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.

Подразумевается, что супружеская жизнь -

жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.

Это установление Господа о совершенстве.

Долгом в семье является бескорыстная любовь.

Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.

Святая страстотерпица государыня императрица

Александра Феодоровна.

Эти слова являются ключевыми в моей работе.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Итак, брак есть не только теснейшее физическое единство, но и нравственный союз, благословенный Богом духовный союз. Иерархически правильное устроение семьи определяет атмосферу любви, покоя, счастья и радости, делает семейную жизнь надежным укрытием от житейских бурь и невзгод.

В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" . Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

- святитель Василий Великий: "Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";

- святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";

- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";

- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющаяся на детей и согревающая всех окружающих.

Особая роль семьи заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления.

Семейная атмосфера сильно влияет на формирование "душевного образа" ребёнка, определяет развитие детских чувств и детского мышления, у людей, выросших в одной семье, всегда останется что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю. Самое существенное в семейном миросозерцании - иерархия ценностей, т.е. ясное и искреннее сознание того, что более важно и что менее важно, например, заработок или призвание.

Искренняя, незапуганная правдивость - одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Лживость детей иногда объясняется страхом наказания. Часто у добродетельных, развитых родителей дети неискренни в выражении своих чувств и мыслей, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Ошибаются родители, которые требуют от детей таких же чувствований, как у них. Нельзя требовать, чтобы ребёнок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгаться тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят родители. Надо уметь уважать свободу восприятия ребёнка.

В семейном миросозерцании очень важна открытость к окружающему миру. Некоторые счастливые семьи замкнуты в себе, на себя - мир науки, искусства, человеческих отношений им как бы неинтересен, для них не существует. А дети, подрастая, выходят в мир и невольно чувствуют, что те ценности, которые являются частью их семейного миросозерцания, не имеют никакого отношения к внешнему миру.

Очень важна искренность в самих родителях. Они должны поступать и делать так, как говорят. Он должны быть послушны правилам и убеждениям, которые они исповедуют. Важно для создания здоровой семейной атмосферы не придавать слишком большого значения самому себе, своим словам и поступкам. Хорошо, когда члены семьи не болезненно, а легко, может быть, с юмором воспринимают себя, проявления своего несовершенства, свои успехи или неудачи. Взаимное любовно-терпеливое служение супругов способно повести их по пути спасения. Но супруги - ещё и родители. Понятие детей в Боге Отце базируется на образе отца. Что больше проявляет отец - любовь или справедливость, суд, наказание? Важно разумно сочетать то и другое.

Как правило, сын запечатлевает мужеской образ поведения, идущий от отца. В современных семьях это чаще всего - образ отцовского досуга. Поэтому важно, чтобы он не был совершенно пассивным. Мужскому труду может научить только отец. Это может быть регулярная помощь по хозяйству, по дому, в которой проявится забота о жене и матери. Благотворно общение отца с сыном, их совместная игра, выход куда либо, т.к. в подобных ситуациях сын запечатлевает мужской образ поведения. Подобное же общение с дочерью с раннего возраста так же немаловажно, потому что способствует возникновению взаимопонимания, наличие которого особенно будет важно в подростковом возрасте.

И всё-таки основная забота о физическом, душевном и духовном становлении ребёнка ложится на плечи матери. Мать так же, как и отец служит первообразом для своих детей. Дети более слышат голос сердца, а не ума. Поэтому не о словах должно заботиться в первую очередь, а о внутреннем состоянии, о собственной системе ценностей, о собственных добродетелях. Образ поведения матери больше запечатлевается дочерью, но в семьях, где нет отца, сын в большей или меньшей мере запечатлевает женский образ мироотношения. Роль матери непроста. Она должна так подготовить своих детей к земной жизни, чтобы их жизнь стала путём спасения. Поэтому, во-первых, важна сама мама с её мироотношением, мировоззрением, выражающимся во внешнем: одежда, слова, тон речи, марена общения с людьми, основные занятия. Всё это интуитивно воспринимается детьми. Во-вторых, дочерей именно мама готовит к будущему служению в семье (а сына - отец, хотя и не без материнского участия), а значит, приучает к труду, к ведению хозяйства, к полезному рукоделию, к прилежанию. В-третьих, мама вводит Бога в жизнь детей, радеет об их воцерковлении.

С самого начала родители являются авторитетом для своих детей, т.е. тем источником, к которому обращаются дети в случае их неуверенности, колебаний, когда трудно принять решение. И хорошо, если родители не утратят свой авторитет в глазах детей. Авторитет - это свидетельство, доказательство истины. Для нормального детского развития необходимо наличие авторитета, доверие родителям. Родительский авторитет проводит ребёнка сквозь весь кажущийся беспорядок, всю непонятность окружающего мира. Распорядок дня, подъём, сон, как умываться, одеваться, культура поведения за столом, в обществе взрослых и детей - всё это определяется и поддерживается авторитетом родителей, всё это создаёт тот устойчивый мир, в котором спокойно может расти и развиваться маленький человек.

Мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,

- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,

- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви.

Сегодняшняя задача - не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: "Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну".

Православная семья в моем городе.

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

М не повезло: в городе Никольске, моем родном городе, есть православная семья. Я знакома с дочерью семьи Масловых, Екатериной (сегодня она студентка МГУ им. Огарева, г. Саранск).

Если жизнь в браке освящается духом Евангелия, духом любви к Богу и друг к другу, так и в семье Масловых здоровая атмосфера, здоровые взаимоотношения между её членами. В их семье обязательны такие формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, регулярного поминания усопших.

Православная вера – это жизнь, наполненная любовью к Богу и близким. Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имен не выбираем, это делают наши родители. Екатерину назвали с благословения отца Владимира (Кознова) в честь ее бабушки Екатерины Васильевны Масловой. Она тоже Екатерина Васильевна Маслова.

Бабушка Екатерины - глубоковерующая, искренняя и очень добропорядочная женщина. Родители моей знакомой пожелали, чтобы их дочь выросла с такими же человеческими качествами и гордо несла своё и бабушкино имя по жизни. Все, кто носит имя «Екатерина», должны знать и помнить о том, что жила такая удивительная святая женщина, которая пострадала за преданность вере – это Святая великомученица Екатерина.

Христианская вера имеет глубокие корни в родословной Масловых. Вера делает души людей добрыми и светлыми. В памяти Кати Масловой живы воспоминания о посещениях церкви с родителями (еще маленькой) - церковное пение, возвышенное, чистое настроение молящихся, дрожащие огоньки свечей, темные лики святых. Она помнит какое – то особенно радостное и светлое настроение родных – бабушки, мамы – при возвращении из церкви после причастия и божественных литургий. Рождество и Пасха - любимые праздники.

Святой преподобный Сергий Радонежский – величайший чудотворец, святые мощи которого хранятся в Троицком соборе основанной им Свято – Троицкой Сергиевой лавры. Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное. Преподобный Сергий Радонежский по молитве к нему защитит Вас от любых жизненных проблем. В молитве перед иконой Святого преподобного Сергия Радонежского, который сам был образцом смирения, помогают в обретении смирения и укрощении гордыни – и своей, и чьей – либо – так как гордыня известна как зло, от которого происходят многие неприятности в жизни н ашей и окружающих.

Эта икона в семье Масловых имеет большую историческую ценность. При разорении монастыря прабабушка спрятала от революционеров эту икону и хранила у себя, как зеницу ока. Благословила дедушку при венчании. А когда к ней подкралась старость, она строго наказывала своим детям сохранять традицию: передавать икону по наследству своим детям, чтобы в семьях было спокойствие и благополучие. Но когда стал возрождаться монастырь, на семейном совете было принято решение вернуть святыню на свое прежнее место. В настоящее время величайший чудотворный образ находится в Ахматовском храме Казанской Божьей Матери.

С емьи родителей Екатерины Масловой (моей знакомой) во многом отличались от остальных односельчан. Её прабабушки часто посещали Покровско – Шиханский женский монастырь. Каждое посещение для них – это был праздник. Одна прабабушка Пелагея Маслова по папиной линии, бабушка - отцу Владимиру. Он очень многое рассказывает о ней при встрече с ним. Когда женщины общались между собой ,часто говорили, что при посещении Храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Нужно делать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которые мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

О тец Владимир (дядя Екатерины Масловой) родился в селе Новая Селя Никольского района Пензенской области. В детстве, в отличие от других деревенских мальчишек, он вместе со своей бабушкой изучал молитвы, был боговерующим ребенком. Вскоре, закончив духовную семинарию в городе Сергиев – Посад, вернулся в родное село. В 1995 году Владимир Кознов был назначен настоятелем храма Казанской иконы Божьей Матери села Ахматовки, после длительного перерыва была совершена первая служба. В 1997 году храм посетил владыка Пензенский и Кузнецкий Серафим (ныне покойный). «С участием пензенских и местных священников он отслужил торжественную литургию, совершил крестный ход вокруг храма…»

Благодаря отцу Владимиру Кознову в 2007 году на с редства жертвующих на горе Шихан построена деревянная часовня Преподобного Сергия Радонежского, в которой в настоящее время проходит служба.

Правящий епископ Вениамин и настоятельница Свято – Троицкого женского монастыря игуменья Метрофания совершили закладку камня в основание начатого строительством Покровского собора Шиханского монастыря. Ведется строительство корпуса и хозяйственных построек.

В планах настоятеля храма иконы Казанской Божьей Матери Благочинного отца Владимира (Кознова) и настоятельницы Покровского – Шиханского женского монастыря монахини Нимфодоры воссоздать в первозданном виде Троицкий монастырь. Так постепенно, молитвами и трудами многих, возобновляется иноческая жизнь на Шихане и возрождается монастырь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все, что связано с верой, радует мою душу- это и великолепие златоглавых храмов, и торжественность богослужений, и великая красота икон, и каждодневная молитва о здравии.

Не за горами то время, когда и я создам свою семью . Мне бы очень хотелось, чтобы моя семья стала похожей на семью Масловых.

ЛИТЕРАТУРА.

https://azbyka.ru/deti/o-rozhdenii-i-vospitanii-rebenka-svyashh-artemij-vladimirov

https://nashol.com/2016070489955/pravoslavnoe-vospitanie-detei-pestov-n-e.html

https://itexts.net/avtor-ilya-viktorovich-shugaev/227441-rastim-syna-rastim-doch-sovety-svyaschennika-mnogodetnogo-otca-ilya-shugaev/read/page-3.html

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov/lyubov-brak-i-semja/

https://avidreaders.ru/book/osnovy-pravoslavnogo-vospitaniya.html

https://www.xpa-spb.ru/libr/Gumerov-P/on-i-ona-v-poiskah-supruzheskogo-soglasiya.html

http://prav-book.ru/books/view/326-

Просмотров работы: 591