Моя семья-мое богатство

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя семья-мое богатство

Вдовина Д.Д. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Туймазы
Сюндюкова Т.В. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания значения семьи, получения знаний о своих корнях, ощущения себя звеном исторической цепи малой Родины.

Цель исследовательской работы– пробудить чувство любви к малой Родине, изучив историю и основы создания моей многодетной семьи.

Задачи:

Познакомить с понятием о многодетной семье.

Показать многодетные семьи, вошедшие в историю.

Узнать о льготах, наградах, поощрении многодетных семей.

Изучить архивный семейный материал, корни своей семьи.

Раскрыть значимость семьи в обществе, республике и стране через успехи нашей многодетной семьи.

Способствовать возникновению интереса к истории своей семьи.

Объект исследования: семья Вдовиных.

Предмет исследования: семейные ценности семьи Вдовиных.

Гипотеза исследования: если семья является первоначальным звеном в понятии Родина, то формирование чувства любви в семье, способствует формированию чувства любви к Родине, как малой, так и большой.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, интервьюирование, обработка результатов, качественный анализ полученных данных, обобщение, систематизация.

Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках истории, обществознания, окружающего мира, географии, в воспитательных мероприятиях, классных часах и родительских собраниях.

База исследования: рассказы близких родственников; семейный фотоархив, газетные статьи, интернет, учащиеся 5 классов МБОУ СОШ №4 г. Туймазы.

Глава 1. Многодетная семья в России

1.1 Многодетные семьи России

В правовой практике термин «многодетная семья» подразумевает семью, имеющую в составе трех и более детей, которые еще не достигли 18 лет. Если в многодетной семье один ребенок или несколько детей уже достигли 18-летия, но обучаются на дневной форме в каком-то высшем учебном заведении, то до достижения учащимся ребенком 23-летнего возраста семья продолжит считаться многодетной [5].

Условия воспитания многодетной семьи благоприятны для развития у детей активной жизненной позиции, способности устанавливать равновесие в проявлении качеств лидера и подчиненного интересам группы [7].

Есть и рекорды деторождения, например, семья Шишкиных из Воронежской области попала в Книгу рекордов Гиннесса. У них родилось 9 сыновей и 11 дочерей (Приложение 1).

В 2008 году учреждена новая государственная награда Российской Федерации – орден «Родительская слава», которым награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 7 (до 2010 года – 4) и более детей. За первые два года существования, орденом награждено более 100 семейных пар. В 2010 году учреждена медаль ордена «Родительская слава», которой награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 4-7 детей (Приложение 2).

1.2 Социальная поддержка многодетных семей

Статус многодетной семьи означает, что семья имеет право на некоторую помощь от государства [2].

В настоящий момент в России статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы её социальной поддержки определяются Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [2].

Основные льготы для многодетных семей во всех субъектах РФ одинаковы (Приложение 3), но и местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы. В Республике Башкортостан этот список можно запросить как на сайте Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, так и в местном отделении социальной защиты. Всеми этими льготами пользуется и моя семья:

В 2019 году моя семья получила статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. каждому члену семьи положено 12 кв. м. Общая площадь нашей квартиры составляет 59 кв. м. Не хитрым расчетом, получается, что нам не хватает 1 кв. м., поэтому сейчас наша семья находится в очереди на улучшение жилищных условий, как молодая многодетная семья (Приложение 4).

С 2019 года папа не платит налог на машину. Эта льгота приятна нашей семье, так как экономит семейный бюджет.

У нас возможность посещать бесплатно бассейн и музеи в течение года всей семьей. Эти льготы, опять же, сохраняют доход нашей семьи.

А также наша семья ежемесячно получает различного рода пособия от соцзащиты. Наша мама бережно хранит их на отдельном счете целый год, а летом эти деньги используются для наших путешествий.

В поликлинике к участковому педиатру мы не стоим в очереди. Ведь, по закону многодетные принимаются без очереди. Но это не все, бесплатные лекарства для многодетных семей, где есть ребенок до 6 лет тоже экономит бюджет.

В июне 2019 года моему младшему брату исполнилось 1,5 года и ему дали путевку в детский сад, как многодетной семье. Что вдвойне приятнее, так это оплата детского сада, она на 70% меньше для третьего ребенка.

Все это реальные данные моей семьи. Я пришла к выводу, что государство действительно выполняет свои обязательства.

Выводы по главе 1

В первой теоретической главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Нами были сделаны следующие выводы:

Во-первых, узнали, что многодетная семья – это супруги, или родители, которые ведут совместное хозяйство, имеют трех и более детей. В России со времен предков было обычным делом иметь не меньше 3 детей.

Во-вторых, интересным фактом показалось нам то, что были и рекорды деторождения.

В-третьих, статус многодетной семьи означает, что семья имеет право на некоторую помощь от государства. Многодетные семьи в России могут рассчитывать на определенные льготы и социальные выплаты.

В-четвёртых, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан, проживающих на подведомственной им территории.

В-пятых, на сегодняшний день многодетные семьи отмечают наградами (орденами и медалями) за значительный вклад в укрепление института семьи.

Глава 2. Многодетная семья - звучит гордо!

Каждая семья начинается с родителей. В многодетной семье это особенно важно. Ведь родители дают детям основы главных качеств, формируют их личность и жизненную позицию. В нашей семье родители любят и заботятся о нас.

Мой папа – Вдовин Дмитрий Александрович имеет среднее образование и каждый год повышает свою квалификацию (Приложение 5). Папа работает водителем различного автотранспорта и имеет 12-летний стаж работы. Отец у нас всё умеет. Про него часто я слышу: «У Дмитрия - «золотые руки»!». Для него нет ничего невозможного: сам чинит и ремонтирует сломанную технику дома. «Во всём можно разобраться и сделать», – говорит он нам.  

Мама – Вдовина Эльвира Шамилевна (Приложение 6). Она всегда мечтала о большой семье. По её мнению, так намного легче воспитать дружных, отзывчивых, добрых, заботливых, ответственных и самостоятельных детей. У мамы среднее образование. Мама сейчас не работает и много времени проводит с нами, детьми. Мамочка добрая, объясняет нам самые разные жизненные ситуации и, если надо, всегда поможет. Мамочка говорит, что с каждым ребенком у неё появляется всё больше любви и терпения.

Матвей – наш самый младший член семьи (Приложение 7). Ему 12 декабря исполнится 2 года. Матвей с сентября 2019 года посещает детский сад №4 города Туймазы. Он маленький проказник, но очень милый, ласковый и смешной. Любит играть с мамиными кастрюлями, моими учебниками и школьными принадлежностями. За ним нужен глаз да глаз! Мы все очень любим наше маленькое солнышко.

Младшая сестренка – Софья, ей 8 лет (Приложение 8). Софья любит убираться и покомандовать, поэтому у нас с ней иногда возникают споры. Она занималась художественной гимнастикой с 5 лет, в студии изобразительного искусства, а сейчас увлеклась плаванием. В этом году она пошла во 2 класс. Я, как старшая сестра, забочусь о ней. Мы вместе ходим в школу, я помогаю сестрёнке нести сменную одежду, зимой – лыжи, и жду её после окончания уроков.

Ну и наконец, я – Вдовина Дарья (Приложение 9). Мне 10 лет. С 6 лет занималась художественной гимнастикой. Мне очень нравится, что у меня такая большая семья. Наверно, если бы я была одна в семье, было бы очень скучно. Не с кем поговорить, посоревноваться. С младшей сестрой мы часто устраиваем соревнования: кто гибче, помогаем друг другу разминаться и поддерживаем на соревнованиях. Мы активно выступаем не только в спортивных соревнованиях, но еще, во многих творческих мероприятиях.

Ещё у нашей семьи есть традиции: мы празднуем дни рождения и путешествуем. Любим всей семьей на каникулах посещать музеи в разных городах и узнавать новое. В 2017 году впервые папа свозил нас на Черное море, где увидели много интересного, ведь по пути мы заехали в город-герой Волгоград на «Мамаев курган», где увидели памятники павшим героям в Великой Отечественной войне. А в 2018 году на осенних каникулах ездили в город Стерлитамак, чтобы посетить шиханы и музей камня И. Скуина. Летом 2019 года мы продолжили путешествие в города Тюмень, Нефтеюганск, Екатеринбург и Казань. Там мы посетили красивые места и музеи. Больше всего впечатлил Екатеринбург разнообразием зданий.

Но самое любимое время прогулки на свежем воздухе: ходим в походы, собираем грибы, катаемся на коньках, ватрушках, горках или просто гуляем.

Мама и папа считают, что годы в окружении детей — это их самые прекрасные и счастливые годы. Думаю, когда я вырасту, то буду с любовью и нежностью вспоминать своё детство (Приложение 11).

Чтобы узнать о своих предках, я обратилась к маме, бабушке и дедушке. Мама рассказала, что наша семья появилась 16 июня 2007 года, когда мама и папа сыграли свадьбу. Перед началом их семьи, каждый из них тоже был в многодетной семье. В каждой их семье было по 3 детей. Они были очень счастливы, поэтому и в своей не захотели останавливаться на 2 детях.

Рассматривая семью папы, я узнала, что и у моих бабушки Вдовиной (Гернер) Екатерины Эвальдовны в семье было 3 детей. Один сын и девочки-близнецы. В дедушкиной семье Вдовина Александра Евгениевича было пятеро детей (Приложение 10). С маминой стороны, моя бабушка – Ганиева (Журавлева) Зинаида Фёдоровна рекордсмен: родилась в глухой деревушке в Кировской области 8-ым ребенком. А у дедушки – Ганиева Шамиля Файзрахмановича лишь 3 детей в семье (Приложение 11).

В прошлом году мы с семьей приняли участие в городском конкурсе «Вместе с мамой», посвященном 100-летию дополнительного образования. Создали ролик о том, как мы проводим дома тренировку, а мама и братик нам помогают. Мы стали обладателями Гран-при в номинации «Оригинальный жанр», а нашей маме вручили благодарственное письмо (Приложение 12).

Выводы по главе 2

В результате проделанной работы мы выяснили историю происхождения моей семьи. Из рассказов бабушки и дедушки - как им пришлось нелегко в детстве. Семьи моих родителей тоже были многодетными, и, поэтому такая позиция отразилась в нашей семье.

Мой успех и достижения достигались не только моими стараниями и упорством, но и с помощью моих родных, благодаря их поддержке и веры. Моя семья – активный участник моего успеха. Каждый вносит посильный вклад в создание успеха: будь то поделки, видеоролик для участия в городском конкурсе или возможность участвовать в соревнованиях в другом городе. Моя семья любит меня, и я люблю их.

Глава 3. Практическая часть

На следующем этапе работы мы решили рассказать учащимся 5-ых классов МБОУ СОШ №4 г. Туймазы о своей работе: о себе и своей семье, увлечениях и достижениях нашей семьи, показали презентацию, в которой были фото моей семьи и грамоты. После чего я предложила им ответить на ряд вопросов (Приложение 13).

В анкетировании приняли участие 120 обучающихся.

Обработав результаты, мы выяснили следующее:

- знают, что такое семья – 90 человек (75 %);

- знают какая семья называется многодетной – 86 человек (72 %);

- знают, как связаны семья и Родина – 72 человека (60 %);

- хотели ли жить в многодетной семье – 96 человек (80 %);

- есть ли среди родственников многодетные семьи – 80 человек (67 %).

Таким образом, в ходе опроса мы выяснили, что понятие семьи для всех разное, но все понимают, что семья — это единое целое. Также узнали, что большинство учеников 5-ых классов школы №4 за проживание в многодетной семье. Многим учащимся хотелось бы иметь еще братьев и сестер.

Полученные результаты мы отобразили в диаграмме (Приложение 14).

На заключительном этапе работы мы посетили социального педагога в МБОУ СОШ №4 – Рахманову Диляру Ирековну (Приложение 15). Она рассказала, что в нашей школе обучается 1631 человек, из которых 166 детей растут в многодетных семьях. Работа социального педагога очень значима для многодетных семей, ведь благодаря ей отслеживаются неблагополучные семьи, которым вовремя оказывается помощь. Она собирает справки для получения бесплатного питания в школе малоимущим многодетным семьям. Также собирает списки нуждающихся на школьную форму и учебные принадлежности. Работы с многодетными семьями у Диляры Ирековны очень много: помимо сбора справок и работы с документами, она обходит дважды в год все многодетные семьи. При посещении многодетных семей Диляра Ирековна обращает особое внимание на условия проживания, комфортно ли детям и не находятся ли они в трудной жизненной ситуации. К нам она тоже приходила и осталась довольна!

Это огромное счастье – иметь большую семью. Диляра Ирековна считает, что мы должны быть благодарны испанцам потому, что те показали нам основные преимущества жизни детей в таком пространстве (Приложение 16), которой педагог советует придерживаться.

Чтобы помочь Диляре Ирековне, мы с Татьяной Васильевной разработали буклет. В нем есть информация о льготах и субсидиях для многодетных семей.

Выводы по главе 3

В практической части работы мы провели анкетирование среди учащихся 5-ых классов. Выяснили, что понятие семьи для всех разное, но все понимают, что семья – это единое целое. Из анкет стало ясно, что дети хотят иметь большую семью и знают, как связаны между собой семья и Родина.

Благодаря беседе с социальным педагогом школы, Дилярой Ирековной, мы узнали, что в нашей школе обучается 166 учеников из многодетных семей. Многодетные семьи никогда не остаются без присмотра, и школа в лице социального педагога всегда окажет помощь.

Заключение

При написании исследовательской работы «Моя семья – моё богатство», мы узнали много нового. Многодетная семья – это супруги, или родители, которые ведут совместное хозяйство, имеют трех и более детей.

Благодаря анкетированию 5-ых классов в МБОУ СОШ №4 г. Туймазы я узнали, что понятие семьи для всех разное, но все понимают, что семья — это единое целое. Многодетные семьи никогда не остаются без присмотра, и школа в лице социального педагога всегда окажет помощь нуждающимся и малоимущим.

Итак, поставленные задачи исследовательской работы выполнены. Мы узнали о своих предках до 3 колена, как их звали, откуда родом и какое количество человек было в их семье. Из проделанной работы стало ясно, что благодаря стараниям моих родителей, в нас присутствует любовь к ближним, нашему дому, одноклассникам и городу, в котором мы родились и растем.

Мы считаем, что гипотеза о том, что семья является первоначальным звеном в понятии Родина и формирует чувства любви к Родине, как малой, так и большой, подтвердилась. Именно родители формируют любовь и уважение к близким и всем, кто нас окружает. В многодетной семье жизнь насыщеннее и интереснее, ведь каждый ребенок привносит в семью целый удивительный мир! Возможно даже, что сегодня многодетная семья может рассматриваться как исключение, идеал, к которому следует стремиться, но достичь практически невозможно. Но в то же время можно назвать немало известных людей, имеющих 3 и более детей, то есть, многодетность становится модной в материально благополучной среде. А это значит, что у многодетных всё-таки семей есть будущее.

Список литературы

1. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М: «Наука», 2011. – 672 с.

2. Закон Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года №87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан».

3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2018 года № 583 «Об утверждении организации социального сопровождения семей Республики Башкортостан».

4. Указ Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

5. Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения: словарик школьника: СПб.: Издательский дом «Литера», 2008 г.

6. Семейный фотоархив.

Интернет-ресурсы

https://studwood.ru/559449/sotsiologiya/sovremennoe_polozhenie_mnogodetnyh_semey_sovremennom_obschestve

http://mirimen.com/

http://slovari.yandex.ru/dict/nikonov

http://900igr.net/kartinki/doshkolnoe-obrazovanie/Detskij-sad-i-semja/006-Mnogodetnaja-semja.html

https://school-science.ru/4/8/753

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Фото 1. Семья Шишкиных из Воронежской области – многодетные рекордсмены Книги рекордов Гиннеса (20 детей)

Приложение 2

Фото 2. Орден «Родительская слава» и медаль ордена

Приложение 3

Основные льготы для многодетных семей во всех субъектах РФ

Перечень основных льгот, предусмотренных для многодетных семей на федеральном уровне:

скидки за оплату услуг ЖКХ не ниже 30%: отопление, вода, канализация, газ и электроэнергия;

компенсация топлива для обогрева жилья, если многодетная семья проживает в доме без центрального отопления;

бесплатные лекарства по рецепту врача для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, метро и городской автобус);

бесплатный проезд для школьников в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;

право на первоочередное поступление в детские сады;

бесплатные завтраки и обеды для школьников;

бесплатная школьная форма;

бесплатная спортивная форма на весь период обучения детей в школе;

бесплатные входные билеты в музеи, парки культуры и отдыха, а также на выставки один день в месяц;

первоочередное выделение садово-огородных участков;

выделение земельных участков, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры. Льготный земельный налог и арендная плата. Льготные кредиты;

полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с предпринимателей.

Приложение 4

Рис. 1. Выписка из решения по жилищным вопросам

Приложение 5

 

Фото 4. Мой папа – Вдовин Дмитрий Александрович

Приложение 6

Фото 5. Моя мама – Вдовина Эльвира Шамилевна

Приложение 7

Фото 6. Мой братик – Матвей

Приложение 8

Фото 7. Моя младшая сестрёнка – Софья

Приложение 9

Фото 7. А вот и я – Дарья

Приложение 10

Фото 8. Бабушка Катя, Дедушка Саша, папа и Матвей

Приложение 11

Фото 9. Бабушка Зина и дедушка Шамиль

Приложение 12

Фото 10. Участие нашей семьи в конкурсах различного уровня

Приложение 13

Опрос учащихся 5 классов

1. Что такое семья?

2. Какая семья называется многодетной?

3. Как связаны семья и Родина?

4. Хотел бы ты жить в многодетной семье?

5. Есть ли многодетные семьи среди твоих родственников?

Приложение 14

Результаты опроса

Приложение 15

Фото 11. Беседа с социальным педагогом школы МБОУ СОШ №4

г. Туймазы – Рахмановой Дилярой Ирековной

Приложение 16

Основные преимущества жизни детей, по мнению испанцев

1) Малыши с «младых ногтей» учатся всем делиться друг с другом, априори воспитывая в себе щедрость по отношению к ближнему и окружающим людям.

2) Такие дети ведут себя намного смелее и более независимо.

3) с самого маленького возраста у детей из многодетных семей развивается «дух помощи ближнему».

4) У них высокий порог терпения по отношению к другим людям.

5) Такие малыши менее капризны, поскольку знают, что родители не могут уделять внимание только им.

6) Они сразу учатся ценить семью и беспокоиться о благополучии каждого из близких.

7) Между братьями и сёстрами в многодетных семьях устанавливаются прочные дружеские отношения.

8) У этих детей прекрасно развито чувство ответственности по отношению к «младшим собратьям», а также, они приучены действовать, а не «плакаться в мамину жилетку».

9) Они раньше взрослеют, а также гораздо четче понимают старания своих родителей по содержанию такой большой семьи.

10) Дети, у которых есть много братьев и сестер, никогда не бывают в одиночестве, они проводят много времени дома даже в подростковом возрасте, поскольку их «основные» лучшие друзья проживают рядом. То есть, они менее подвержены негативному влиянию улицы.

Просмотров работы: 335