Сравнительная характеристика экологической культуры городских и сельских жителей по средствам расчета экологического следа

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительная характеристика экологической культуры городских и сельских жителей по средствам расчета экологического следа

Гриненко Д.А. 1
1МБОУ СОШ № 16 села Молдаванского Крымского района
Гырнец Л.П. 1
1МБОУ СОШ №16 села Молдаванского Крымского района
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Думать глобально, действовать локально.

2050 год. Для того, чтобы выйти на улицу и быть в относительной безопасности люди должны надевать маски. Каждому человеку выделен общий рацион питания: определенные продукты в ограниченном количестве. Запасы воды, а соответственно и её использование ограничено. Общий уровень температуры возрос, граница между сезонами стерлась: где-то осталась только зима, а где-то только душное лето. В районах с постоянно высокой температурой возросло количество людей с сердечными заболеваниями, всё чаще встречаются внутриутробные пороки. Уровень воды поднялся до критической отметки, людей переселяют как можно дальше от береговых линий, ведь скоро огромное количество территорий окажется под водой... К сожалению, это не аннотация к очередной антиутопии, а реальные прогнозы экологов. В 2050 году мне будет 46 лет. И я не хочу жить в таком мире. Значит, нужно менять свои действия в отношении экологии. Но для начала стоит определить своё влияние на Землю и понять, какие именно меры стоит предпринять.

Наиболее наглядным способом показать людям, насколько сильно они влияют на биосферу, является экологический след. Экологически след - это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов (Уильям Риз, 1992 г.). Экологический след позволяет посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета (или территория нашей страны, города, где мы проживаем), сохраняя свои природные богатства, и сколько мы в действительности забираем ресурсов на наши нужды. Взвешивая эти две величины как на чашах весов, мы можем сказать, насколько мудро мы пользуемся богатствами нашей земли: сколько территории занято жильем, промышленностью, свалками отходов, парками и лесами: есть ли при таком использовании земли у природы шанс возрождать, дарить нам, нашим детям и будущим поколениям свои богатства? Учитываем ли мы при планировании и ведении хозяйства, что нам нужно не только сегодня собрать богатый урожай и получить прибыль, но и делать это в будущем?

Человечество встало перед выбором: как жить дальше, по какому пути развиваться. Сможет ли наша планета удовлетворить все возрастающие потребности и обеспечить нас всеми необходимыми ресурсами? Можем ли мы так управлять развитием, чтобы удовлетворить наши потребности, и при этом не погубить природу, сберечь ее красоту и богатство?

Правительствами и учеными многих стран мира была совместно разработана Концепция устойчивого развития, главными задачами которой являются сохранение природы и обеспечение качества жизни людей. Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности (Брундландт, 1987г.). Воплотить эти задачи в жизнь можно, используя принципы, ставшие девизом устойчивого развития: “думать глобально - действовать локально”.

Это означает, что достичь устойчивого развития в мире можно только в том случае, если каждый город, большой и малый, общество в целом и каждый человек будут жить и действовать, соизмеряя свои потребности и возможности нашей планеты, если мы будем осознавать, какой "след оставляют наши дела и поступки".

Цель работы - привлечение внимание школьников к проблеме нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды путем расчета личного экологического следа.

В связи с поставленной задачей определены объект и предмет исследования:

Объект – учащиеся 11-10 классов МБОУ СОШ № 16 села Молдаванского и МБОУ гимназии № 7 города Крымск.

Предмет исследования - использование природных ресурсов в процессе жизнедеятельности путем вычисления личного экологического следа

В соответствии с предметом исследования выдвинута гипотеза:

Я предполагаю, что экологический след учащихся, проживающих в селе Молдаванском меньше, чем у учащихся, проживающих в городе Крымске.

Задачи исследования:

Провести анкетирование на определение уровня экологической зрелости учащихся

Выявить сферы повседневной жизни (жилье, энергия, транспорт, питание, вода, отходы), в которых наблюдается избыточное и расточительное использование природных ресурсов.

Провести расчет личного экологического следа учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №16 села Молдаванского и МБОУ гимназии №7 города Крымска

Провести беседы с целью повышения экологической культуры школьников

Разработать памятку с рекомендациями по уменьшению личного экологического следа

Попытаться уменьшить величину своего экологического следа, меняя свои привычки, представления и образ жизни, способствовать сохранению ресурсов планеты.

Методы исследования:

Анализ научных данных о развитии методологии «устойчивого развития» и «экологического следа, как индикатора устойчивости в теоретической части

Анкетирование - сбор количественных данных о величине «экологического следа» исследуемых групп населения.

Эксперимент - сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. В качестве индикатора использовался «экологический след».

Контент-анализ - перевод информации в количественные показатели и дальнейшая статистическая обработка результатов анкетирования.

2. Теоретическая часть

2.1 Понятие «Устойчивое развитие»

Устойчивое развитие – такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворяются потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений, а охрана окружающей среды становится неотъемлемой компонентой процесса развития [11].

Началом практических шагов в практической реализации устойчивого развития послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».

Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.

на конференции Международная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития" (Россия, Москва, 25—26 июня 2010 обращает внимание на то, что несмотря на теоретическую противоречивость понятия, следует отметить его практическую значимость после приятия «Повестки на 21 век». Процитируем далее основные тезисы доклада [4]: «На сегодняшний день концепция устойчивого развития представляет собой конгломерат разнородных (философских, экологических, социально-политических, экономических, технических и пр.) идей, не отличающихся единством. Отечественная наука привносит сюда идеи русского космизма, гипотезу о ноосфере , коэволюцию общества и природы и универсальный эволюционизм, теорию биотической регуляции . При этом рядом учёных критикуется сама постановка вопроса об устойчивости развития (развитие предполагает изменение, а устойчивость, напротив, — стабильность), другими ставится под сомнение адекватность перевода sustain­able development (точнее было бы поддерживаемое, или самоподдерживающееся развитие). За этими теоретическими спорами, которые, как показано выше, лишь усиливают растерянность граждан как субъектов решения экологических проблем, к сожалению, в тени остается другое, очевидно, более важное на сегодняшний день — практическое значение устойчивого развития... "Повестка 21" — не только документ, но и процесс, социальная технология реализации устойчивого развития на различных уровнях: как глобальном, национальном, региональном, так и локальном. В её главе 28 содержится призыв к местным администрациям разрабатывать собственные программы действий по переходу к устойчивому развитию. Если каждая администрация и городское сообщество сделает хотя бы немного для достижения устойчивости в своей области, вклад будет значительным. Таким образом, процесс разработки и реализации МП 21 для всех местных сообществ (поселений, городов, регионов, государств) — главное направление реализации устойчивого развития.

Таким образом, концепция устойчивого развития – конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением.

«Экологический след» в таком рассмотрении можно также отнести к удобному практическому методу формирования экологичности населения.

2.2 Понятие экологичности человека

Определение «экологичность человека» также, как и «устойчивое развитие» имеет множество определений и толкований. В рамках выполнения исследовательской работы мы воспользовались определением в статье «Экологическое образование и экологичность как стиль жизни» [6].

Экологичность человека проявляется в сбалансированности и гармоничности поведения личности, её позитивном и конструктивном отношении к окружающему миру и обществу, к себе и к окружению.

Экологичный стиль жизни для большинства пока не разработан, но движение в этом направлении уже заметно. Всё больше людей определяют для себя такой стиль жизни. Существует особое движение людей, декларирующих, что:

-  они осознали, что цивилизация зашла в тупик, выход из которого каждый должен найти сам;

-  они живут без мусора;

-  они сажают по 600 и более деревьев в год;

- они объявили бойкот транснациональным корпорациям и всем товарам и услугам, причиняющим вред природе;

- они не пользуются бытовой техникой;

- они не работают ради денег, они занимаются только любимым делом, облагораживающем Планету и приносящем духовное удовлетворение;

- они не пользуются химическими моющими средствами и косметикой;

- они не пользуются зубными щётками и зубными пастами;

- они ходят в магазины со своими экологичными сумками, тканевыми или бумажными мешочками, фуросиками;

-  они живут без электричества;

-  они пользуются альтернативными источниками энергии;

- они сами собирают электромобили, придумывают стиральные машинки, работающие без электричества;

-  они пользуются экологичными стиральными порошками;

- они стараются всё делать своими руками, они любят носить одежду созданную своими руками с любовью и т. д.

Все это кажется несколько странным и не лишенным крайностей, но их стиль жизни действительно представляется более экологичным и экономичным, чем у большинства наших сограждан. Многие их практические рекомендации вполне могли бы войти и в нашу жизнь…. Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни.

2.3 Понятие «Экологический след»

Понятие «экологический след» (ecological footprint) было впервые использовано в 1992 году Уильямом Ризом. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить, сколько земельных и водных ресурсов используется человеком (городом, регионом, бизнес-организацией) для производства, потребления и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг. Биологический потенциал (Biocapacity) - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы, который представляется также в гектарах.

Экологический след измеряется в глобальных гектарах.

Глобальный гектар - это гектар земли или морской среды со средней по земному шару способностью к производству ресурсов и утилизации отходов.

Согласно Доклада WWF «Живая планета – 2008» [3] в настоящее время биологический потенциал на душу населения Земли составляет 1,78 гектаров. Экологический след - это ресурсы необходимые для удовлетворения наших потребностей, а биологический потенциал - это возможность удовлетворить эти потребности. Если мы вычтем из Биологического потенциала экологический след (1,78 - 2,70) , то узнаем, насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты.

На Западе широко распространены калькуляторы «индивидуального экологического следа», которые помогают подсчитать потребителю, сколько природных ресурсов используется для производства того или иного товара и последующей утилизации отходов. Таким образом, каждый человек может самостоятельно определить величину своего «воздействия» на окружающую природу. Например, с помощью несложных подсчетов можно установить, насколько экологический образ жизни ведет человек - сколько ресурсов используется для выработки электричества в его доме или для полета на самолете вместе с семьей.

Для установления индивидуального экологического следа в расчет принимается не только расход электричества, продуктов, одежды, но и образ жизни в целом. То есть, любая совершенная покупка или услуга оказывают определенное воздействие на окружающую среду, и в ваших силах уменьшить его.

3. Практическая часть

3.1 Определение уровня экологической зрелости учащихся

На первом этапе исследования для определения уровня экологической грамотности был проведен опрос учащихся. Всего в анкетировании приняли участие две категории учащихся гимназии № 7 города Крымска и села Молдаванского, 30 человек: 15 из города Крымска (численность населения г. Крымск – 57822 человека (2019)), 15 человек из села Молдаванского (численность населения– 3277 человек (2010)). В опросе принимали участие школьники 10-11 классов. (приложение 1)

По результатам анкетирования было установлено:

1.  100% опрошенных знают, что такое рациональное использование ресурсов.

2.  60% респондентов нерационально используют природные ресурсы

3.  Респонденты предпринимают какие-либо меры для рационализации использования природных ресурсов.

а) стоят счетчики на электроэнергию -80%

б) стоят счетчики на воду- 75%

в) хожу пешком или езжу на велосипеде- 23%

г) покупаю продукты местного производства – 85%

д) сдаю макулатуру- 13%

е) сортирую бытовые отходы- 9%

4.  10% респондентов знакомы с понятием экологический след. (приложение 2)

По проведенной анкете были сделаны следующие выводы:

1.  Школьники знают о проблеме рационального использования природы

2.  Большинство респондентов нерационально используют природные ресурсы

3.  Школьники не предпринимают активных действий для уменьшения влияние на окружающую среду

4.  Понятие «экологический след» не знакомо большинству опрошенных.

Таким образом, люди знают о проблеме нерационального использования ресурсов, однако никаких действий для улучшения ситуации они практически не предпринимают, что говорит о низкой экологической культуре.

3.2 Актуализация понятия «Экологический след»

С целью актуализации понятия экологический след в 9-11 классах были проведены беседы по следующим темам:

- Рациональное использование природных ресурсов

- Концепция устойчивого развития

- Экологические проблемы

- Экологический след

- Просмотр короткометражного фильма «Урок экологии»

3.3. Расчет «экологического следа»

На втором этапе исследовательской работы респондентам была предложена анкета для определения их собственного экологического следа. Содержание анкеты не изменялось для того, чтобы полученные результаты можно было сопоставлять. (приложение 3)

Цифры напротив вопросов означают количество баллов, которое вы должны прибавить или убавить.

Глобальный гектар - это гектар земли или морской среды со средней по земному шару способностью к производству ресурсов и утилизации отходов.

Расчет личного экологического следа можно узнать, пройдя онлайн – опрос на сайте wwf.ru.

3.4. Разработка рекомендаций по уменьшению экологического следа

После проведения анкетирования и расчета экологического следа респондентам был задан один вопрос:

Как можно уменьшить свой экологический след?

Ответ на него предлагалось дать в свободной развернутой форме. Работа проводилась в группах по 5-6 человек. Ребятам было предложено выработать конкретные рекомендации по уменьшению экологического следа.

Было получено много интересных с практической точки зрения ответов:

- «нужно ввести налог на размер экологического следа и брать большие штрафы с тех, кто превышает допустимые его значения».

- «вознаграждать тех, кто уменьшает и поддерживает свой экологический след в пределах нормы».

- «внести на рассмотрение в ГосДуме проект экологического дома, отвечающего положениям концепции устойчивого развития»

- «материально поощрять тех, кто использует для строительства своего дома экологически чистые материалы»

- «сделать в каждом доме кнопку полного отключения электроэнергии»

- «ввести должность «инспектора по вопросу экологического следа»»

- «оборудовать гаражи под землей, чтобы не загрязнять ее поверхность»

-«ввести величину лимита энергии на каждого человека, при превышении которого, дом полностью отключается от электропитания»

Респондентам был предложен список общих рекомендаций по уменьшению экологического следа, с которым они ознакомились (приложение 6)

Заключение

1.  Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов

2.  Средний показатель экологического следа учащихся МБОУ СОШ № 16 села Молдаванского больше, чем показатель учащегося МБОУ гимназии № 7 города Крымска

По результатам анкеты можно сделать следующие выводы:

Экологический след жителя города и жителя села значительно различаются

Учащиеся МБОУ СОШ № 16 (из числа респондентов) учатся в отдаленных селах и хуторах и вынуждены добираться до места учебы на общественном транспорте, большинство же учащихся гимназии проживают в районе школы и добираются до неё пешком;

На отопление жилища в селе используется в основном уголь и природный газ, в городе Крымске у большинства учащихся центральное отопление и они, поэтому, не указали, что на отопление используются исчерпаемые природные ресурсы;

Жители села больше едят мяса, употребляют животную пищу, так как у многих есть свои подсобные хозяйства;

Жителям села чаще приходится принимать ванну, так как они работают на огороде и держат свое хозяйство;

Учащиеся села имеют большую жилплощадь, так как в селе частные подворья, а учащиеся в городе, в основном, живут в квартирах;

Большинство городских жителей предпринимают действия по утилизации бытовых отходов.

Сельские жители регулярно компостируют свои бытовые отходы

Для жителей города очень актуален вопрос об энергосбережении.

Жители села питаются более экологически чистыми продуктами, чем жители города

Даже для нашего небольшого района средний показатель экологического следа превышает биотический потенциал Земли.

Анкета заставила респондентов задуматься о собственном влиянии на биосферу. Очень многие не знали, каким образом можно уменьшать свое воздействие на окружающую среду. (приложение 4,5)

3. Мне удалось обратить внимание респондентов на проблему нерационального использования природных ресурсов, многие задумались об этом и стали более экономно их использовать.

Таким образом, выдвинутая гипотеза «Я предполагаю, что экологический след учащихся, проживающих в селе Молдаванском меньше, чем у учащихся, проживающих в городе Крымске» не подтвердилась.

По данным ученых, в среднем экологический след жителя Земли составляет 2,7 га, тогда как на данный момент Планета способна предоставить каждому лишь около 1,7 га. Наш экологический след превышен, мы потребляем больше того, что нам может предоставить наша планета. Если экологический след будет увеличится, то нам в 2050 году потребуется вторая планета. Страны мира в 2018 году исчерпали объем возобновляемых ресурсов, который планета может воспроизвести за год, уже к 1 августа - быстрее, чем когда-либо ранее. Таким образом, остаток года мир будет жить, потребляя эти ресурсы "в кредит". С каждым годом "день экологического долга" наступает все раньше и раньше: в 2000 году этот рубеж был пройден в начале октября, в 2013 году - 20 августа. К настоящему моменту человечество потребляет в среднем в 1,7 раза больше ресурсов, чем природа в состоянии воспроизвести. Две трети экологического следа россиян - это потребление домохозяйств - обычных людей, нас с вами. Поэтому все решения, которые мы принимаем каждый день, - пойти пешком или поехать на метро, купить одноразовый пакет или пойти в магазин со своей сумкой, съесть местные сезонные продукты или привезенные издалека, - все они могут повлиять на наш экослед. Цивилизация зашла в тупик, выход из которого каждый должен найти Сам.

Список литературы

1.  Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. [Электронный ресурс]. URL :http://malenkiyprinc. /princ. html (дата обращения 10.10.2019)

2.  Гусейнов перед жизнью: Евангелие от Швейцера / Альберт Швейцер. "Благоговение перед жизнью". М., Прогресс, 1992. [Электронный ресурс]. URL: http://www. /publ/shv. Html (дата обращения 10.11.2019)

3.  Доклад «Живая планета – 2008». WWF Intl / WWF России, 2008. [Электронный ресурс]. URL : html (дата обращения 10.12.2019)

4.  Об источниках содержания образования в интересах устойчивого развития // XVI Международная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития" (Россия, Москва, 25—26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции "Экологическое образование в интересах устойчивого развития". — Санкт-Петербург, 2010. С. 41-43

5.  Калькулятор «Экологический след» [Электронный ресурс]. URL: http://www. /footprint/calculator

6.  Колесова образование и экологичность как стиль жизни // XVI Международная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития" (Россия, Москва, 25—26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции "Экологическое образование в интересах устойчивого развития". — Санкт-Петербург, 2010. С. 95-96

7.  Пределы роста: 30 лет спустя: Монография; Учебное пособие для вузов (пер. с англ.). Академкнига. 2007 – 342 с.

8.  Человеческие качества [Электронный ресурс]. URL: http:///lib/ (дата обращения 10.10.2019)

9.  Пономарева И. Традиций народной экологии в проектной деятельности обучающихся// // XVI Международная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития" (Россия, Москва, 25—26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции "Экологическое образование в интересах устойчивого развития". — Санкт-Петербург, 2010.С. 161-163

10.  Смехнова Н. Прикладная социология. М.: Вузовский учебник.

11.  Снакин И. Природопользование в России: энциклопедический словарь. М.: Академия. 2008 – 816с.

Приложение 1

Анкета:

1. Что такое рациональное использование природных ресурсов в быту?

2. Как вы думаете, рационально ли вы используете природные ресурсы

3. Какие меры вы предпринимаете для рационализации использования природных ресурсов?

а) стоят счетчики на электроэнергию

б) стоят счетчики на воду

в) хожу пешком или езжу на велосипеде

г) покупаю продукты местного производства

д) сдаю макулатуру

е) сортирую бытовые отходы

4. Знакомы ли вы с понятием экологический след?

Приложение 2

Приложение 3

Методика расчета экологического следа.

Анкета «экологический след»

2. Жилье

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4. Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4. Питание

4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5. Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14

5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2

5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4

5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2

5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1

5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10

5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6. Бытовые отходы

6.1. Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100

6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15

6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру-17

6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10

6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8

6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15

6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Подведение итогов: Для определения вашего экологического следа в глобальных гектарах разделите полученное число баллов на 100.

Приложение 4

Сравнительная результаты индикаторов экологического следа жителей города Крымска и села Молдаванского

Жилье
1. Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато
2. Большая, просторная квартира
3. Коттедж на 2 семьи

Использование энергии
1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь
2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра
3. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых
4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды
5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами
6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет
7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме

Транспорт
1. На работу вы ездите на общественном транспорте
2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде
3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле
4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом
5.В последний отпуск вы летели самолетом
6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов
7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов

4.Питание
1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед
2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены
3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому
4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю
5. Вы едите мясо 3 раза в день
6. Предпочитаете вегетарианскую пищу

5. Использование воды и бумаги
1. Вы принимаете ванну ежедневно
2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю
3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ
4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга
5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее
6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых
7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете
8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то

6. Бытовые отходы
1.Все мы создаем массу отбросов и мусора
2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки
3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру
4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов
5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку
6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве
7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка

 

Приложение 5

Сравнительная таблица индикаторов экологического следа жителей города Крымска и села Молдаванского

Жильё

М

К

1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

3

1

2 Большая, просторная квартира + 12

11

13

3 Коттедж на 2 семьи +23

1

1

Использование энергии

   

1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

9

5

2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

3

0

3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых +75

5

5

4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

12

13

5. В холодный период года дома вы тепло одеты, ночью укрываетесь двумя одеялами -5

1

1

6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

14

14

7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

11

8

Транспорт

   

1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

9

2

2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

6

7

3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3

5

4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

0

1

5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

1

1

6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

1

1

7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

1

2

Питание

   

1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

14

15

2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

0

0

3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

2

1

4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

11

11

5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

2

1

6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

1

1

Использование воды и бумаги

   

1. Вы принимаете ванну ежедневно +14

5

3

2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2

2

3

3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4

11

12

4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4

5

5

5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2

1

3

6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1

10

7

7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10

1

1

8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

0

0

Бытовые отходы

   

1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100

15

15

2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15

0

0

3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17

2

2

4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10

0

2

5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8

1

3

6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15

6

11

7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

5

3

Приложение 6

Рекомендации по уменьшению экологического следа

Жилье:

1. Установить счетчик для более экономичного тарифа по электроэнергии

2. Поставить счетчик воды

3. Начните разводить растения на даче и дома

4. Установите в своей квартире приборы учета горячей и холодной воды. Проследите, сколько воды вы расходуете в месяц. Постарайтесь определить, на какие нужды вы используете больше всего воды. Попробуйте экономнее расходовать воду и сравните, насколько сократится ее расход в результате принятых мер. Прежде чем установить приборы учета воды, почините все краны, вентили и трубы. В случае необходимости замените неисправные. Для этого необходимо обратиться в ДЕЗ или другую организацию, управляющую жилищным фондом.

5. Проверьте, хорошо ли утеплены окна и двери у вас дома. Известно, что через плохо утепленные окна может теряться до половины тепла. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

6. Установите регуляторы тепла для батарей.

7. Регулярно размораживайте холодильник. Холодильники потребляют больше электроэнергии, когда они заполнены льдом. Установите оптимальный режим работы холодильника и регулируйте его в зависимости от его заполнения и температурных условий в помещении. Не ставьте в холодильник и морозильные камеры горячие и теплые продукты, дайте им сначала остынуть до комнатной температуры.

Энергия:

Максимально используйте естественное освещение – это один из очень эффективных путей уменьшения расхода электроэнергии на искусственное освещение. Чаще протирайте лампочки. Пыль ухудшает освещение почти вдвое. Это значит, что вам приходится включать дополнительные лампочки, т. е. расходовать больше электроэнергии Держите отопительные батареи чистыми и снаружи, и внутри. Не заслоняйте батареи мебелью или шторами, чтобы тёплый воздух свободно поступал в комнаты. Если это технически возможно, установите шаровые задвижки на батареях для для регулирования степени их нагревания в пределах, обеспечивающих комфортную температуру в помещении. Установите счетчик для более экономичного тарифа по электроэнергии Телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и некоторые другие приборы потребляют электроэнергию даже в спящем режиме. За год стоимость электроэнергии, используемой при работе бытовых приборов в спящем режиме, может достигать нескольких тысяч рублей. Чтобы этого не происходило, отключайте электроприборы полностью, когда они не используются (вынимайте вилку из розетки), или используйте розетки-пилоты с кнопкой полного отключения от электропитания. Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки. Они продолжают потреблять энергию впустую и перегреваются. Если это необходимо, то проветривайте помещение в ударном режиме, широко открывая окно на короткое время. За это время воздух успеет смениться, а стены и батареи не остынут В перерывах работы за компьютером более чем на час – например, когда вы уходите на совещание – выключайте мониторы кнопкой, так как они потребляют до 70% всей необходимой для работы компьютера, и потребляют немало энергии даже в состоянии screen-saver. Во время приготовления пищи закрывайте кастрюли крышками. Используйте небольшое количество воды, для того, чтобы сварить яйца или овощи. Используйте скороварки. Не включайте плиту заранее. Если вы готовите на электроплите, используйте остаточное тепло – выключайте конфорку за некоторое время до окончания приготовления пищи. Экономьте энергию при стирке, устанавливая более низкую температуру на стиральной машине – это может сократить потребление электроэнергии на 80%. Старайтесь полностью загружать стиральную машину.

Транспорт.

Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без автомобиля. Если вы не собираетесь в дальний путь - воспользуйтесь общественным транспортом (расходую при этом примерно столько же топлива, он перевозит большее количество людей на то же расстояние) или велосипедом. Это будет полезнее и вам, и окружающей среде. За год активной работы ваш автомобиль выбрасывает в атмосферу количество углекислого газа, равное его весу. Если у вас есть возможность выбора, - отдайте предпочтение путешествию на поезде, а не на самолете. Выключайте двигатель, когда стоите. Покупайте малолитражные автомобили. Старайтесь проводить каникулы ближе к дому. Подвозите коллег, друзей, знакомых. Больше ходите пешком или ездите на велосипеде. Избегайте авиаперелетов на близкие расстояния (менее 500 км) – пользуйтесь другими видами транспорта. Старайтесь покупать многоразовые карточки в метро. Это не только сэкономит ваши средства, но и будет экономией картона – а значит, послужит сохранению лесов. Ходите в магазины рядом с домом (это экономнее, поскольку вы не тратитесь на поездку на машине)

Питание.

Ешьте сезонные продукты. Сократите потребление мяса. Избегайте полуфабрикатов. Не выбрасывайте еду – покупайте столько, сколько сможете съесть. Регулируйте температуру в холодильнике в зависимости от заполненности продуктами. Покупайте рыбу со значком MSC – по стандартам Морского попечительского совета ( The Marine Stewardship Council) – мера, дающая преимущества на рынке легально действующим рыбакам. Используйте холщовые сумки при походе в магазины. Попробуйте выращивать свои фрукты и овощи.

Вода.

Не наполняйте кастрюли и чайники до краев: кипятите столько воды, сколько вам действительно нужно. И не забывайте о крышке. Принимайте душ вместо ванны. Выключайте воду в то время, когда вы намыливаетесь. Используйте специальные насадки на душ и кран, уменьшающие расход воды. Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды. Поставьте счетчик воды. На кипячение воды в электрочайнике требуется меньше электроэнергии, чем для кипячения такого же объема на электроплите. Кипячение на газовой плите еще более экономично. В любом случае, постарайтесь не кипятить воды больше, чем вам требуется. Рационально используйте горячую и холодную воду. Ведь на нагрев воды и работу насосов для ее перекачки расходуется значительное количество энергии. Используйте дождевую воду для полива лужаек. Во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом – это значительно снизит затраты воды. Пейте фильтрованную воду из-под крана, попробуйте отказаться от воды в бутылках.

Отходы

1. Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты. Ежегодно в море попадают миллионы нечистот, убивающих все живое. На их естественную переработку требуются месяцы, но, к примеру большинство пластиковых упаковочных материалов вообще не поддаются биодеградации. 2. Собирайте использованную бумагу и сдавайте в пункты приёма макулатуры. Помните, что переработка макулатуры – процесс гораздо более чистый и менее энергоёмкий, чем варка целлюлозы. 3. Бросайте мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже. Для естественно переработки отбросов подчас требуются долгие годы и даже столетия: стеклянная бутылка – 1 млн. лет ; Консервная банка – 80-100 лет; Резиновая подошва ботинок – 50-80 лет; Кожа – 50 лет; Изделие из нейлона - 30-40 лет; Пластмассовый футляр от фотопленки – 20-30 лет; Полиэтиленовый пакет – 10-20 лет; Окурок – 1-5 лет; Апельсиновая или банановая кожура – 2-5 недель. 4. Сортируйте мусор (макулатуру, батарейки, и др. можно сдавать в переработку) 5. Покупайте предметы из переработанных материалов. 6. Компостируйте органический мусор. 7. Не выбрасывайте ненужные вещи – отдавайте нуждающимся.

Просмотров работы: 226