Народная медицина татар

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народная медицина татар

Асвабетдинова А.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карьевская средняя общеобразовательная школа»
Габдушева Р.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карьевская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народные медицинские знания – это сложный комплекс, включающий представления о природе болезней, профилактике и способах лечения заболеваний и навыки санитарии и гигиены. В народной медицине наряду с рациональными приемами профилактики и лечения заболеваний, которые были основаны на правильных наблюдениях за причинами болезней, на знаниях о свойствах трав и других лекарственных средств, имелось много магических приемов лечения, зачастую неэффективных, но тесным образом связанных с мировоззренческими, прежде всего, мифологическими представлениями народа.

Новизна исследования: обобщены сведения о традиционной медицине татар; рассмотрены народные представления о причинах и сущности болезней, деятельность знахарей, лекарей.

Актуальность изучения народной медицины как части системы жизнеобеспечения татар обусловлена тем, что она вобрала в себя многовековой опыт человеческой деятельности, знания об окружающем мире; многие ее достижения могут использоваться в современной медицине.

Проблема: отсутствие знаний методов и приемов народной медицины.

Цель: изучить, какие приемы и средства народной медицины применяли наши бабушки и дедушки при заболеваниях.

Задачи:

- поиск и отбор литературы по выбранной теме;

- рассмотреть основные методы и средства, применявшиеся в народной медицине;

- раскрыть народные представления о причинах заболеваний;

- расширить наши знания о народной медицине: траволечение, физиотерапевтические методы, магические приемы лечения, средства животного происхождения.

- определить характерные черты врачевателей, представления о причинах болезней и основные понятия о народной медицине;
Объект исследования: народная медицинататар.

Предмет исследования: условия формирования и общие закономерности развития народно-медицинских знаний у татар.

Гипотеза: в моем селе до нашего времени остались знахари; большинство жителей пользуются народной медициной. Например: широко бытует костоправство, физиотерапевтические способы лечения болезней, пиявколечение, обращение к лекарственным растениям, лечение от сглаза. Все это, до сих пор сохраняется в наше время.

Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:

1. Изучение литературы по выбранной теме.

2. Знакомства и встречи со знахарями нашего села.

3. Оформление работы.

Практическая значимость исследовательской работы. Данную исследовательскую работу можно использовать во внеклассной работе, также он имеет прикладное значение, как сборник сведений о народных способах лечения.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. В своей работе использовали книгу кандидата исторических наук Александра Васильевича Черных «Тулвинские татары и башкиры»

Глава I . Медицина - сестра философии

1.1. Из истории

К сожалению, рукописи, относящиеся к области традиционной медицины татар, не сохранились. Народ в основном следовал заветам Корана и хадисам, черпая из них сведения для ведения здорового образа жизни. После ознакомления с традициями, обычаями, обрядами и бытом татарского народа не остается сомнений в том, что когда-то существовали книги, содержащие глубокие познания в области медицины. “По всей вероятности, — отмечает С.Ш.Шарипова, — они были уничтожены Иваном Грозным после покорения им Казанского ханства, так как первым делом он сжег все древние рукописи и книгохранилища. По неподтвержденным данным, книга по врачеванию, написанная в XII веке в Волжской Булгарии, хранится в библиотеке Багдада. Есть и другая причина того, что древних книг и не осталось: до 1930 года булгары-татары пользовались арабской графикой, правительство же запрещало хранить такие книги в доме под страхом наказания. Интерес к их изучению появился только в последнее время”

Первые научные работы, в той или иной степени касающиеся татарской народной медицины, появились в XIX в. В 1886 году в типографии Казанского университета были опубликованы брошюра под названием “Алкоголь — сильный яд человека” (о нравственности и воспитании), а в 1888 г. — книга “Полезные свойства растений” Каюма Насыри (Насырова) (в 1913 г. вышло в свет второе, дополненное издание); его статья “Поверья и приметы казанских татар” (1880). Еще ранее профессор К.Ф.Фукс в своей работе “Казанские татары в статистических и этнографических отношениях” (1844) отмечал, что “...татары менее страдают болезнями, нежели русские” и далее коротко сообщил об одном из косметических средств у татар.1

1.2. Приемы лечения заболеваний

Целый комплекс в народном мировоззрении занимают представления о природе болезней, причинах их появления. Происхождение некоторых болезней татары объясняли видимой естественной причиной: от удара или ушиба появилась рана, перелом, от переохлаждения наступила простуда, от поднятия тяжестей – надсада и т.д. Профилактика таких заболеваний включала рациональные приемы санитарии и гигиены, правила безопасности труда.

Появление других болезней, прежде всего инфекционных и нервных, объяснить видимой причиной было достаточно трудно, поэтому существовало множество мифологических представлений о природе некоторых заболеваний. Часто появление того или иного заболевания связывали с влиянием духов. Наиболее сильными считались духи природы: леший, хозяин родника, а также шайтан, именно они могли наслать тяжелое заболевание. До сих пор среди татар широко распространены представления о «плохих» местах, где можно подхватить болезнь. Как правило, на таких местах были отмечены различные видения. «Плохое» влияние объясняли злыми хозяевами – духами того или иного места.

Происхождение других болезней напрямую связывали с действиями и характером человека. Так, «плохой» глаз мог привести к сильной болезни новорожденного.

Защититься от таких болезней можно было, используя всевозможные обереги, которые носили на одежде (бөти, булавка, серебряные украшения) или держали в домах (ветки можжевельника и шиповника), часто в этом случае производили задабривания духов природы. От болезни, полученной в «плохом» месте, можно было избавиться, оставив там какой-либо предмет (платок, ленту, отрез материала, нитку и т.д.).

Весь спектр приемов лечения заболеваний можно условно разделить на три большие группы: физиотерапевтические методы, лечение с помощью средств растительного, животного или минерального происхождения и магические приемы лечения.

1.2.1. Физиотерапевтические методы лечения

В медицине татар значительное место занимали различные виды водолечения, массаж, натирания, кровопускания и другие. Большую роль среди прочих физиотерапевтических методов играла баня.

О положительных свойствах бани написано достаточно много. Баня использовалась при различных простудных заболеваниях. Так, при простуде больного смазывали медом и вели в натопленную баню, где больной должен был пропотеть. После этого остатки меда смывались, а больного поили теплым молоком с медом. От простуды в бане также делали ингаляцию, брызгая на каменку отвар душицы. Прогревание и пар считались общеукрепляющими средствами. Поэтому практически при всех недомоганиях бабки парили больного утром и вечером в течение недели. Точно так же поступали с новорожденными. В бане лечили и болезни ревматического характера. При болях в спине всегда старались попариться в бане. Баня широко применялась и при лечении других заболеваний.

Однако характер использования бани в народной медицине у татар и башкир был несколько иной, нежели у других народов Прикамья: финно-угорских и восточно-славянских. Татары считали баню «домом шайтана», местом обитания нечистой силы, такие же представления о бане бытовали у русских, удмуртов, коми-пермяков. Однако эти народы старались использовать возможность контакта с нечистой силой для лечения магическим способом наиболее сложных заболеваний. Татары, наоборот, старались ограничить и время пребывания в бане, и возможные контакты с нечистой силой. Показательно, что другие народы Прикамья использовали баню в качестве наиболее благоприятного места для родов, а татары и башкиры предпочитали рожать в домах. Поэтому приемы лечения в бане у татар и башкир носят преимущественно рациональный, физиотерапевтический характер.

Среди терапевтических приемов лечения большое распространение в медицине татар получил массаж. Нередко массаж проводили в бане. При болях в спине массировали позвоночник. При надсаде больное место массировали и надевали корсет. А при болях в почках разминали поясницу.

Переломами и вывихами занимались специальные знахари – костоправы (буын утыртучы әби). Одни костоправы специализировались на лечении небольших вывихов и ушибов, другие – вправляли и более сложные вывихи, переломы, лечили позвоночник.

При переломе плотно заматывали место перелома, наложив предварительно шину. При лечении вывихов существовал единственный способ их исправления – вытягивание, «выдергивание» вывихнутого члена. При лечении предварительно мыли больное место теплой водой с мылом, чтобы смягчить тело. Обязательно смазывали больное место маслом, чтобы легче производить движения, и только затем «вправляли» вывих. При вывихе голеностопа использовали пустую бутылку. Ее клали под стопу и катали, а после нужной разминки дергали. При лечении сложных вывихов, искривлений позвоночника применялись более разнообразные приемы.

У татар и башкир было широко распространено кровопускание кан алу, когда на теле ножом или специальным механическим приспособлением с лезвиями – чапкыч, машинка – производилось несколько разрезов и выпускалась кровь. Особенно часто к такому способу прибегали при головных болях. Лекарка сама контролировала, какое количество крови необходимо выпустить.

Лечение пиявками сүлек кую проводили специальные лекари. Для кровопускания могли использовать только особый вид пиявок, для него не подходили местные прудовые пиявки, поэтому их заказывали местным купцам или приобретали сами в крупных городах, прежде всего, в Казани. Широкое распространение пиявколечения можно объяснить и народными представлениями о появлении и «божественном» характере пиявок, закрепившимися благодаря исламской легенде. Пиявок, как правило, применяли несколько, прикладывая на больное место. После того, как пиявка наполнялась кровью, ее убирали, выпускали кровь, а пиявку помещали в сосуд с водой. Через несколько недель этой пиявкой снова можно было проводить лечение. Лечение пиявками повторяли до нескольких раз.

Головную боль, вызванную падением, сотрясением головы, связывали с неравномерным распределением «мозгов», и считали, что голову необходимо потрясти, вправить полотенцем или ситом.

Как видно, физиотерапевтические методы лечения были хорошо известны татарам и башкирам и занимали одно из основных мест в традиционной медицинской практике.

1.2.2. Лечение с помощью средств растительного, животного и минерального происхождения

Достаточно популярными лекарственными средствами были растения. Лекарственные растения применялись в форме настоев, отваров, настоек, соков, компрессов. Разнообразны были и способы как внутреннего, так и наружного их применения. Настои, отвары, настойки, соки пили от многих болезней. Отвары растений использовались для ингаляций при простудных заболеваниях, болезнях дыхательных путей. Соки растений часто использовали при наружных заболеваниях.

Так как траволечение широко изучается другими учащимися школы, я подробнее исследовала лечение с помощью средств животного и минерального происхождения.

Помимо лекарственных трав, в народной медицине при лечении использовались средства животного происхождения. Коровье или грудное молоко применяли для лечения «кочерги» - шешек. Для этого спину ребенка обильно смазывали кислым молоком, накрывали тряпкой и парили веником.

Гусиный жир каз май считался хорошим средством при лечении ожогов, обморожений, других кожных заболеваний. Для лечения ревматизма, радикулита применялись такие средства, как «муравьиное масло» - кырмыска май, муравьиная кислота. Широко применялся для лечения простудных болезней пчелиный мед бал, прополис корт бугы использовали при зубной боли.

Наиболее известными средствами минерального происхождения являлись зола, соль, керосин. Соль тоз считалась антибактерицидным средством, ей присыпали порезы, в соленой воде купали младенцев. В лечебной практике соль широко применялась для лечения болезней. Так, солью лечили больной живот. Соль брали на язык в случае, если кружится голова, возникает тошнота. Керосином керосин, как правило, лечили больное горло. Зола, заваренная кипятком, - щелок селте широко использовалась как средство гигиены, ей заменяли мыло: щелоком мылись в бане, стирали одежду.

1.2.3. Магические приемы лечения

Многие способы лечения у татар носили магический характер. Это касалось лечения болезней, причина возникновения которых была труднообъяснимой: различные припадки, сглаз, испуг. При таких заболеваниях недуг воспринимался как нечто самостоятельное, и большинство действий было направлено на то, чтобы обмануть его, выгнать из тела больного.

На магии цвета было основано лечение желтухи и краснухи. Даже названия болезней говорят о цветовых параллелях. Краснуху кызамык лечили достаточно просто, для этого ребенка запеленывали в красную тряпку и катали по полу, поили калиновым соком. Больного ребенка помещали в теплое место.

Лечение желтухи сары чир также основывалось на магии цвета. Помочь от болезни могли желтые травы и предметы. В частности, яичный желток, лимон, медный самовар.

Татарам и башкирам известен ряд заболеваний под общим названием “сглаз”. Сглаз приписывали влиянию плохого человека.

Распространенной болезнью, особенно детской, была грыжа бүсер. Татары и башкиры, как правило, лечили ее дегтем, которым мазали больное место, либо серебряной монеткой, которой чертили особым образом, признося заговор.

Ячмень арпа лечили следующим образом. Приглашали бабушку, которая знает молитвы. Между больным или его родственниками и знахаркой совершался своеобразный магический диалог: больной или его родственники спрашивали: “Әби, нимәгә килдең?” (“Бабушка, зачем пришла?”), на что она отвечала: “Арпа имнәмәгә килдем” (“Ячмень заговаривать пришла”). Потом она слюнявила воротничок рубахи или платья больного, затем протирала им глаза: “с внутреннего края на наружный ведет и считает: 3, 5, 7, 9 и наоборот, и один раз проводит вокруг глаза, и так три раза. В конце говорит: “Амин” и читает молитву “Әлхәм”.

Заговорная народная практика у татар была недостаточно развита. Причина, видимо, заключается в том, что в качестве заговоров (өшкерү – заговор, имнәмәгә – заговаривать) здесь чаще употреблялись арабские молитвы. При этом арабский текст, непонятный большинству населения, так же, как и заговоры у других народов, наделялся особым, сакральным смыслом. На татарском языке бытовали лишь небольшие бытовые заговоры и заговорные формулы, которые чаще всего использовались при лечении детских болезней. Арабские молитвы, использовавшиеся в качестве заговоров, часто содержали небольшие фрагменты на татарском языке. Такими заговорами в основном владели знающие лекарки.

Невыполнение некоторых запретов, пренебрежение в использовании различных оберегов могли привести к тому, что в человека проникала нечистая сила – шайтан. Выдать такого человека могли непонятные звуки, издаваемые им против своей воли, считали, что это говорит шайтан. Такая болезнь считалась неизлечимой. Однако сам человек мог приобрести способности видеть болезни других людей и лечить их.

Большинство магических приемов лечения носили бытовой характер, ими владели многие, особенно пожилые женщины. Но для лечения сложных болезней, сопровождавшегося чтением заговоров, прибегали к помощи знахарок – им-җом итүче әби, им-том итүче әби. Иногда для того, чтобы определить причину болезни, обращались к ворожеям – күрәзәче.

Глава II. Не навреди больному

Воспоминания знахарей нашего села

Вплоть до настоящего времени встречаются знахари в городах и селах. И в нашем селе тоже есть, Асапина Фануза Василовна занимается гирудотерапией (лечение пиявками). Об этой процедуре и о её пользе она знала с детства, от бабушек и от тех, кто так лечился. Вот, что я узнала при нашей беседе. Решила заниматься, когда у неё начала болеть спина. Она сама изучала по книгам, как и куда нужно ставить пиявок, в определенные места (приложение 1). Взяла она пиявок у соседней бабушке, которая также занималась этим лечением. Перед тем как садить, пиявок на человека, тело человека должно быть чистым, так как пиявки не присасываются к нечистой поверхности тела. Также в крови не должно быть алкоголя, пиявки сразу же открепляются. Из простой чистой воды, в которую чуть-чуть добавлен сахар, ложкой достают пиявку. Прикладывают на больное место, обычно врачи говорят то, что пиявка сама чувствует больное место и присасывается туда, а кто-то ставит пиявку на нужное место и придерживают, пока она не присосется и не начнет сосать кровь. Сначала она прокусывает кожу, потом сбрызгивает свои ферменты в кровь человека и только потом начинает сосать кровь. Её укус можно сравнить с укусом овода. Когда пиявка выполняет своё дело, она выделяет воду, раньше бабушки говорили, что это пот (приложение 2). Отлипает она сама, но примерно по времени занимает 30 минут. Потом их дотрагивают до соли и выжимают кровь из пиявки, только потом бросают в чистую подсладстенную воду. С мест, где сидели пиявки, кровь может идти сутки, на места укусов прикладывают толстую, готовую марлю и заклеивают лейкопластырем. Ни в коем случае нельзя согревать места укуса иначе кровь может идти дольше, чем положено. Уже через сутки нужно менять воду, так как после "работы" пиявка выделяет темно-зеленые ферменты, и вода становится таким же цветом. После посадки один раз эту же пиявку можно использовать только через четыре месяца, когда она становится маленькой. Если посадить пиявку на очень больного человека, пиявка может умереть. Результат есть уже после одной процедуры.

Исправление контуров головного мозга

Нарванова Резида Гаделзянова занимается исправлением контуров головного мозга. Этому делу её научили в возрасте 20 лет, жительница села Карьево Илаева Хамди ей было более 70 лет. Для того чтобы посмотреть есть ли изменения контуров головного мозга, она берет лыко обвязывает ее вокруг головы и завязывает так, что узел должен располагаться по линии носа - это первая точка (приложение 3). Остальные точки делает углём. Вторая и третья точки располагаются на уровне ушных раковин, (приложение 4 и 5) а четвертая точка над выемкой затылочной части головы (приложение 6). После нанесения отметок на лыко её снимают, растягивают лыко и смотрят расположение точек, сходятся они или нет (приложение 7). Если точки сходятся друг с другом в горизонтальном и вертикальном расположении значит, изменений нет. А если не сходятся, то есть одна сторона лыко висит, значит, изменения есть. В этом случае берется не растягивающая хлопчатобумажная ткань, обматывается вокруг головы и напротив той стороне, где есть изменения, туго скручивают ткань, одной рукой держат, а другой ударяют на скрученную часть ткани (приложение 8). Удар должен быть нанесен не сильно и не слабо. Достаточно двух-трёх ударов. После, убирают ткань и тихонько массируют голову и больного кладут на спину, минут на десять. Обычно боль проходит сразу. В настоящее время лыко не используется, а вместо него используют обычные нити, также вместо угля можно использовать черный фломастер и прочее.

Траволечение

Салихова Вадига родилась 1938 году. Всё ещё она занимается траволечением (приложение 9). О полезности трав она знает с самого раннего детства. Родители и бабушки учили их траволечению, так как раньше не было лекарств. По её рассказу в конце мая собирают полынь, в нем содержится 70 лекарств, он помогает от всего, собирают только тогда, когда появляются зеленые листья. В июне-июле собирает клевер. При сборе клевера, он должен расцвести и цветы быть слегка подсушенные. После сбора их кладут в тряпочный мешок, он должен быть чуть-чуть открыт и когда клевер полностью высохнет его можно заваривать, как чай и пить (приложение 10). Он помогает при боли в сердце и при головной боли. Также в июне собирают душицу и ромашку, как только расцветут, ромашка помогает при сердечном недостатке, при головных болях и когда болит горло, а душица укрепляет иммунитет. В июле собирает тысячелетник, когда цветет. Помогает при болях в сердце, а в конце июля собирает пижму, когда ее цветы становятся ярко желтыми, её используют при болях печени. В сентябре собирают шиповник, когда он становится красным, потом его сушат и заваривают как чай, чай получается красным и душистым. Он помогает при давлении (приложение 11). Все выше перечисленные травы Салихова Вадига собирает, сушит, а потом заваривает как чай.

Костоправство

Абдулина Сария – занимается костоправством, в этом году ей исполнится 81 лет (приложение 12). Несмотря на возраст, выглядит она бодрой, а память у нее еще изумительно ясная. К ней приезжали и приезжают с соседних деревень за помощью. Приезжают те, кому по какой-то причине не смогли помочь врачи в больницах. Многие, даже находясь на излечении в больнице, порой тайком прибегают к ней. Если речь идет о вывихе, люди советуют сразу же обратиться к ней. Это мастерство передал ей отец. На вопрос о том, как она определяет болезнь, вывих у человека или перелом кости, женщина отвечала, что рукой, поглаживая больной орган человека... “Может и чутье подсказывает... Замечаю даже небольшую трещинку кости. И ни разу в жизни не ошиблась. Раньше выправляла даже вывихи тазобедренных костей, шейного позвонка, а теперь сил не хватает...”

Заключение

Таким образом, татарами был накоплен значительный опыт в лечении различных заболеваний. Многие приемы лечения основывались на реальных знаниях, между тем, использовались магические средства при лечении сложных, трудно объяснимых заболеваний.

Структура народно-медицинских знаний несколько отличалась от структуры народной медицины других народов. Заметно меньше татары использовали лекарственные растения, несколько отличался характер использования бани при лечении различных болезней. Они практически не применяли в бане магических способов лечения болезней. Наоборот, значительную роль в народной медицине занимали физиотерапевтические средства лечения, такие, как кровопускание, пиявколечение, которые были совсем неизвестны русскому населению Прикамья. Более широко, чем у удмуртов, марийцев и русских Прикамья у татар было распространено костоправство и лечебный массаж. Особенности в структуре народно-медицинских знаний, видимо, следует объяснить связью традиционной медицины с кочевым прошлым, так как особенности хозяйственной деятельности во многом влияют на складывание особенностей народно-медицинских знаний. Именно этим можно объяснить широкое бытование физиотерапевтических методов и слабое распространение траволечения.

В настоящее время практически исчезло кровопускание. Под влиянием научно-популярной медицины заметно усилилось обращение к лекарственным растениям. Распространение научно-медицинских знаний заметно ослабило роль магических способов лечения болезней. Некоторые из них исчезли совсем, однако другие, например, лечение сглаза, продолжают сохраняться. Изменились и представления о природе заболеваний, хотя старшее поколение продолжает сохранять представления о мифологической основе многих болезней. Несколько изменилась и структура знахарей, наряду с традиционными костоправами, знахарями появляются такие, которые сочетают методы и приемы народной и научной медицины.

Список литературы

1. Никонова Л. И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их. — Рузаевка, 2000. — 160 с.

2. Черных А.В. Тулвинские татары и башкиры. Пермское книжное издательство. 2004.

Информаторы:

Абдулина Сария, Асапина Фануза Василовна, Нарванова Резида Гаделзяновна, Салихова Вадига.

Приложения

Приложение 1 Приложение 2

Пиявки и схема Асапиной Фанузы

Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5

Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8

Нарванова Резида лечит изменения контуров мозга

Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11

Травы и плоды Салиховой Вадиги

Приложение 12

Абдулина Сария правит вывех

1 Никонова Л. И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья, как часть системы их. — Рузаевка, 2000. — 160 с.

Просмотров работы: 1378