Вступление.
9 Мая для всех жителей России это не просто дата на календаре - это наша Память! Память о миллионах жизней, отданных за нас. За тех, кто жил, живёт и будет жить. Прошло уже более 70-ти лет, но наша страна не может забыть события того времени. И никогда не забудет. Никогда! Снято очень много фильмов о войне, написано много книг. И всюду главный герой-это простой солдат. Простой, рядовой солдат. Тот, кто рыл окопы, шёл в атаку, пел песни, грелся у костра и писал своим матерям, жёнам и детям, оставшимся в тылу. Простой солдат.
Тема моей исследовательской работы определена была не случайна. С 1980 г. пионерская дружина нашей школы носит имя героя Советского Союза, нашего земляка, Карабанова Алексея Алексеевича. В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, моего родственника.
Актуальностьи проблема исследования:
Уходит в историю целая эпоха - эпоха, связанная с нашими дедами и прадедами, прошедшими дорогами Великой Отечественной войны от ее начала до победного мая 1945 года. Многие из них погибли, оставшись вечно молодыми.
Но что мы знаем о войне, что мы знаем о ветеранах, о людях, которые отдавали свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили под мирным небом? Сегодня уроки истории не позволяют изучить Великую Отечественную войну в полном объеме. А значит, мы должны сами, самостоятельно узнать о войне. Узнать о героях той войны и, прежде всего, о героях - земляках. Кто они? Кто из них первым прославил наш край ратными подвигами? Чьи имена носят школы нашего района? Какие качества характера привели их к подвигу.
Объект исследования.
Герой Советского Союза Карабанов Алексей Алексеевич, уроженец с. Годяйкино Базарносызганского района ульяновской области.
Цель исследования:
Изучить историю жизни и подвига уроженца села Годяйкино Героя Советского Союза Карабанова Алексея Алексеевича .
Задачи исследования:
1. Найти и изучить информацию по данной теме.
2. Провести опрос старожилов села.
3. Проследить связь между историей с. Годяйкино и историей жизни Карабанова А.А.
Гипотеза:
Если знать закономерности развития населённых пунктов на территории нашего края, то можно проследить становление характеров их жителей, как борцов с несгибаемой железной волей, как с чистой и светлой душой, со способностью к труду и подвигу.
Методы исследования:
1. Изучение материалов краеведческого музея.
2. Опрос старожилов села.
3. Изучение материалов архива школьной комнаты боевой славы.
4. Изучение материалов сайта «Подвиг народа»
5. Обобщение и систематизация материалов по данной теме.
Основная часть.
Карабанов Алексей Алексеевич родился 29 марта 1919 года в селе Годяйкино.(приложение1)
Территориальная расположенность.
По административно-территориальному делению село Годяйкино входило то в Симбирскую губернию, то в Городищевский уезд Куйбышевского края, то к Литвинскому району (ныне Сосновоборский район), то к Инзенскому району, а теперь село Годяйкино входит в Базарносызганский район Ульяновской области. (приложение 2)
Монгольское нашествие.
Предположительно история села Годяйкино начинается со второй половины 17 века. С далёких исторических времён мордва жила на средней Волге. Как известно, этническая мордва делится на две части: степная мордва (мокша) и лесная мордва (эрзя). Коренное население села Годяйкино мордва — эрзя. (приложение 3).Они жили в лесу в землянках.
Через территорию, на которой сейчас раскинулось село Годяйкино, прошли монгольские полчища .Захватчики мордовского населения просто не нашли, т.к. мордва — эрзя свои селения прятала в глухих лесах. Их жилища представляли собой землянки, спрятанные глубоко под землёй. Можно было проехать по дороге, пролегавщей прямо по крышам таких домов и никого не увидеть.Таким образом мордва один из немногих народов России не покорённых монголами.(приложение4)
Помещик.
Село никому не принадлежало. Управлял селом выбранный на сходе почетный мужчина (староста). Мордва занимались земледелием, ткали холсты, занимались ямщиной (ездили до Пензы, Кузнецка, Сызрани, Симбирска), содержали трактиры, бакалейные и винные лавки. Недалеко от села было поместье барина Мотовилова. Мотовилов занимался производством спирта (приложение 5 ), разводил породистых коней. Так же у него была пилорама. Для работы Мотовилов нанимал жителей с.Годяйкино. Это говорит о том, что местное население не было крепостным.
Экспедиция Петра Палласа.
Вокруг села Годяйкино были красивые смешанные леса. Проростали: сосна, дуб, береза, осина, вяз, рябина, дикие яблони. Лес был богат грибами, ягодами, орехами. В лесу водилось много диких зверей и птиц: кабаны, лоси, косули, зайцы, волки, лисы, белки, глухари, тетерева.
От села Годяйкино насчал свою первую академическую экспедицию по Поволжью осенью 1768 года известный натуралист Пётр Паллас, первооткрывательмногих видов птиц.(приложение 6)
А.А. Карабанов.
Село Годяйкино родина Героя Советского Союза Карабанова Алексея Алексеевича. (приложение7)
В семье было 9 человек (7 детей – 3 сына и 4 дочери,один из сыновей умер в малолетстве). Глава семьи, Карабанов Алексей Филиппович, умер в 1943 году.
Сыновья, Андрей и Алексей, погибли на фронте. За боевые заслуги Алексею Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Алексея в семье любили за его самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели. Младшие сестрёнки называли Алёшу Лесей.
Семья, как и многие семьи, в те годы жила трудно, приходилось хлеб печь из лебеды. В семь лет Алёша пошёл учиться в Годяйкинскую школу.
Учился добросовестно. За хорошую учёбу его наградили цветными карандашами- это был первый школьный подарок. Закончил 4 класса в Годяйкинской школе и ушёл продолжать учёбу в село Шугурово (ныне Сосновоборский район Перзенской области), где проучился 3 года.
В школу ходил с друзьями за 15 км. Брали с собой продукты, которые несли на себе.
Обувью служили лапти. Уходили на неделю, возвращались только на выходные, на один день, который Алёша также посвящал учёбе, он постоянно учил уроки. За примерное поведение и отличную учёбу Алёшу наградили брюками. (приложение 8)
Получил в итоге семилетнее образование. По окончании школы уехал со своим Шугуровским другом, Гоголевым Петром Петровичем, в город Ульяновск и поступил в танковое училище. Учёба в училище также была успешной. Стажировку студенты-танкисты сначала проходили на Кавказе, затем перевели в Молдавию. Из Молдавии молодой танкист приехал в отпуск, пробыл всего 1 день… Началась война.
Карабанов Алексей Алексеевич – командир танкового батальона, гвардии майор, Герой Советского Союза.
На фронте с 1941 года. Участник битвы за Москву. В 1943 году командует батальоном 44 –й гвардейской танковой бригады 1-й гвардейской танковой армии. В конце 1943 года при взятии г. Бердичева батальоны офицеров Карабанова и Орехова оказались отрезанными внутри города от главных сил и в течении пяти суток вели уличные бои, отражая вражеские атаки и стойко удерживая занятый район. Капитан Карабанов был награждён орденом Красного Знамени. При выходе на польскую границу к реке Западный Буг командовать передовым отрядом бригады было поручено капитану Карабанову, как «одному из самых бесстрашных офицеров», с задачей опередить отходящего противника, не дать ему закрепиться на другом берегу реки, захватить плацдарм и держать его, пока не подойдут основные силы. Эта задача была им выполнена. В трудных условиях 15 января 1945 года гвардии майор Карабанов умело организовал форсирование реки Пилица в районе Нове-Място (Польша), захватил плацдарм, чем обеспечил переправу через реку главных сил корпуса. На подступах к Одеру бригада вышла к Мезеритцкому укреплённому району, первым на его штурм был послан батальон майора А.А. Карабанова. В этом тяжёлом бою, в ночь на 28 января 1945 года, майор А.А. Карабанов погиб. 27 февраля 1945 года А.А. Карабанову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза ( приложение 15). Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза: « Тов. Карабанов, действуя со своим батальоном в передовом отряде бригады, в наступательных боях с 14.01.45 года по 18.01.45 года своими смелыми и решительными действиями прорывался в тыл противника, нарушая его коммуникации и сея панику в его войсках, внезапно для противника. 15.01.45г. вышел на р. Пилица, форсировал её вброд, захватил плацдарм, чем обеспечил переправу через Пилицу главных сил корпуса. Лично тов. Карабанов беспрерывно находился в боевых порядках своего батальона и всеми боями руководил из своего танка, чем обеспечилвнезапный захват г. Лович, где противник, отступая в панике, не смог взорвать заминированный мост через реку Бзура, подготовленный к взрыву. Тов. Карабанов, захватив мост, разминировал его, чем обеспечил дальнейшее продвижение наших частей. За эти проведённые бои батальон, руководимый тов. Карабановым, уничтожил 180 машин, 5 танков, 20 орудий, до 200 солдат и офицеров противника. Захватил 2 продовольственных склада и 30 тонн дизельного топлива. За умелое руководство батальоном и героические действияв наступательном бою достоин звания Героя Советского Союза.Командир 44 гвардейской танковой ордена Ленина Краснознамённой орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригады гвардии полковник Гусаковский»
Другие боевые награды А.А. Карабанова – два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды (приложение10). Похоронен в г. Мендзыжеч (Польша) (приложение9).
Всего лишь несколько месяцев не дожил до Победы Карабанов А.А. Как он погиб?Алексей Алексеевич был всего лишь человек, он устал и решил своими глазами, а не через приборы, посмотреть, что происходит на поле боя. Он откинул крышку люка… Карабанов Алексей Алексеевич умер от ранения осколком снаряда, который попал в башню танка. В феврале 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Карабанову А.А. было 26 лет.(приложение 10)
И не могло быть иначе. Выросший в красивейшем месте,среди людей с сильными характером, стремление к цели и железная воля , стремившийся к росту привели к свершению подвига.
Заключение.
В начале исследовательской работы я поставила цель - изучить историю жизни и подвига уроженца села Годяйкино Героя Советского Союза Карабанова Алексея Алексеевича .
В ходе сбора информации я проследила становление характеров их жителей, как борцов с несгибаемой железной волей, как с чистой и светлой душой, со способностью к труду и подвигу.
Проведённые мною наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий.
Закончить мою работу мне хочется письмом в прошлое:
«Письмо Солдату»
Здравствуй, Солдат. Прости, что обращаюсь к тебе без имени. Ведь у тебя даже не тысячи , а миллионы имен. Ты – Солдат . Ты-мой дед и прадед. Ты- моё прошлое и настоящее, ты- моё будущее. Я жива только благодаря тебе, твоему Подвигу. Многие сейчас в твоём подвиге ищут какую-то выгоду: квартиры, машины, гранитные памятники. А разве этот важно? Для кого-то , возможно, да. Но не для меня. Сейчас модно перекраивать историю… А зачем? Ведь ты всё сделал. Ты, как древний богатырь, вышел вперёд и заслонил нас, нерождённых своих потомков, от гибели. Я иногда думаю, как же можно поднять себя в атаку и подставить свое тело под пули? Как? Но ты вставал и шёл. Кого ты вспоминал, когда направлял свой горящий самолёт на вражескую колонну? Какие мысли были у тебя в голове, когда ты садился в свой Т-34 и гнал его на вражеские позиции, понимая, что возможно не выйдешь из этого боя? Явно не о какой-то выгоде. Ты думал о жизни, я в этом уверена. Ты думал обо мне, о своей не рождённой ещё внучке. Пусть у тебя тогда, возможно, ещё и не было детей. Это неважно. Пустой человек не выигрывает такую страшную войну, он исчезает как утренний туман, без остатка. Ты же оставил всех нас, своих потомков. Ты оставил нам своё главное завещание-завещание жить и дарить жизнь другим. Я так тебе благодарна за это. Летом я иногда выхожу к нашей речке и слушаю соловьёв. Они так поют! А песни жаворонков в полях? Что может с этим сравниться? Только шум летнего дождя или зимнего ветра. И всё это мне подарил ты, мой дед. Я иногда представляю себе, как ты сидишь за штурвалом комбайна и убираешь хлеб, а его так много! И это ты его вырастил. Я вижу, как твои мозолистые руки разламывают пополам каравай хлеба и ты протягиваешь горячую горбушку мне, а от тебя так вкусно пахнет хлебом! Вижу, как ты идешь домой с работы и навстречу тебе выбегают твои дети. А у резного крылечка тебя встречает усталая, но счастливая жена. Я вижу тебя стареньким, а вокруг тебя мы, твои внуки. Всё это я вижу, всё это есть только благодаря тебе, Солдат! Ты-наше прошлое, ты-наше будущее. Благодаря тебе живём все мы. Спасибо тебе, Солдат…
Список источников.
Симбирский – Ульяновский край в новейшей истории России….События…Факты… Автор: Малахов В.П., Степаненко Б.А.. Издательство: Optimum. 2004
Н.А. Кузьминский «Внеклассная историко-краеведческая работа в школе. Ульяновск 1980г.
Сайт «Подвиг народа»
Архив краеведческого музея МКОУ Сосновоборской СШ.
Архив церкви села Годяйкино.
Приложение
Приложение 1.
Карабанов Алексей Алексеевич
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.