Введение
И ребёнок, и взрослый в России знает про Великую Отечественную войну. Каждый год 9 мая в нашей стране устраивают красивые парады с военной техникой в честь Дня Победы, но мало кто знает про Первую мировую войну. Рядом с моим домом, у метро Сокол, находится парк. Я там часто гуляю с родителями и играю с друзьями. В прошлом году в парке устроили праздник «Времена и Эпохи». На этом празднике я и узнал про Первую мировую войну, про то, что на месте моего любимого парка когда-то было братское кладбище участников Первой мировой войны. Здесь было захоронено более 20-ти тысяч человек. Но со временем кладбище было разрушено, а имена героев, которые отдали свою жизнь за Россию, были забыты.
Сейчас на месте кладбища, где были надгробные камни, шли траурные процессии, и матери оплакивали своих погибших за Родину сыновей, родители играют с детьми, бабушки и дедушки сидят на лавочках, а спортсмены занимаются на спортплощадках. Прошло совсем немного времени, и страна забыла своих героев. Некоторые могилы перенесли, памятники снесли и построили парк.
Я считаю, что так нельзя относиться к героям Отечества: разрушать могилы, забывать историю своей страны. Нужно не только хранить память о героическом прошлом своей Родины, но и бережно относиться к ее историческим памятникам!
Мой проект расскажет вам печальную историю парка: о создании его на территории Братского кладбища; о разрушении могил погибших солдат Первой мировой войны; о безжалостном расстреле противников советской власти, когда убитых просто скидывали в безымянные братские ямы, закапывали тела в ров без особых церемоний.
Актуальность, цели и задачи проекта
Актуальность проекта выражается простой фразой: «Если забываешь историю, можешь снова повторить её ошибки». Да лучше и не скажешь, потому что забыв про миллионы жизней, унесенных мясорубкой Первой Мировой войны, мир, чуть более чем через 20 лет, погрузился в ад Второй Мировой.
Цель проекта: пробудить интерес у жителей города к Первой мировой войне на примере «Мемориально-паркового комплекса героев Первой Мировой войны» (далее - «Парк героев Первой мировой войны»), как историческому объекту. Для реализации поставленной цели были определены этапы и задачи проекта
Таблица 1
«Этапы, задачи, методы исследования»
Этапы |
Задачи |
Методы |
I этап. Исследование проблемы |
Выявить степень и причину, по которой люди стали забывать имена и подвиг героев Первой мировой войны |
Анкетирование, статистический подсчет, работа с источниками |
II этап. Обоснование выбора продукта исследования |
Выбор продукта материалов проектной деятельности для решения проблемы |
Анализ ресурсов |
III этап. Процесс изготовления продукта |
Собрать материал для квест-экскурсии и электронного экрана |
Наблюдение, экскурсия в парке, изучение источников, обобщение, составление маршрута |
IV этап. Апробирование продукта |
Провести квест-экскурсию |
Экскурсия, фотоотчет, анкетирование, статистический подсчет |
Исследование проблемы
В процессе реконструкции парка утратилась связь с историей, было потеряно множество сведений. Как сохранить и приумножить историческое наследие в последнее время не очень волнует людей. Почему общество так спокойно и равнодушно забывает подвиг русского народа? Гипотеза моего исследования: слабый интерес к проблеме парка связан с низким уровнем осведомленности населения о его историческом прошлом.
Объект исследования – жители города, предмет исследования – что знают жители об истории «Парк героев Первой мировой войны».
1.1. Проведение анкетирования
Вместе с родителями и классным руководителем я провел анкетирование среди своих одноклассников и друзей из секций по футболу и танцам, в которых я занимаюсь, а также опросил их родителей и прохожих, которых я встречал в парке во время прогулки.
При проведении анкетирования среди моих одноклассников и учащихся из параллельных первых, вторых и третьих классов нашей школы предлагалось ответить на вопросы согласно таблице 20.
С помощью родителей я подсчитал количество опрошенных и выявил следующее. Из таблицы 30 видно, что в анкетировании приняли участие 192 человека, из них 115 детей и 77 взрослых.
По результатам опроса было выявлено, что:
- 88 % взрослых знали или что-то слышали о существовании
Братского кладбища на месте Парка, при этом 91 % хотели бы принять участие в экскурсии по Парку;
- среди детей процент опрошенных, знающих о Братском кладбище, был значительно ниже. Так, только 35 % опрошенных знали об истории парка, 57 % ответили, что на месте парка раньше стояли старые дома, при этом 98 % хотели бы принять участие в экскурсии по парку.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство взрослых имеют представление о существовании Братского кладбища, а среди детей этот процент значительно ниже. Мало кто среди моих друзей и одноклассников знает про историю создания Мемориально-парковый комплекс героев Первой Мировой войны.
Исследование истории возникновения парка
При исследовании «Мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны», как исторического объекта, я захотел узнать причину, по которой же он был создан. Как говорилось выше, Парк был создан на месте
Братского кладбища участников Первой мировой войны.
С помощью родителей я проанализировал, откуда могу узнать эту информацию и составил следующую схему:
Источники
Наблюдения в парке Интернет-ресурсы Беседы с директором парка
Из интернет-источников и наблюдений в парке мне удалось узнать, что основательницей Братского кладбища стала святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, сестра императрицы Александры Федоровны, супруга Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова). Она основала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, и в годы Первой мировой войны активно помогала русской армии, особенно заботясь о раненых. В 1918 году большевики казнили Елизавету Федоровну - сбросили живьем в шахту под Алапаевском. В 1992 году Русская православная церковь прославила ее в лике святых.
Братское кладбище открылось 15 февраля 1915 года - тогда состоялись похороны пятерых воинов, погибших на полях сражений. В августе того же года на кладбище началось строительство Преображенского храма по проекту известного архитектора Алексея Щусева.
Могилы располагались ровными рядами и не имели оград. Большинство захороненных – православные, но также имелись участки для католиков, протестантов, иудеев и мусульман. На братском кладбище хоронили также военнопленных, поляков, латышей, эстонцев, литовцев, сербов, чехов, словаков, румын, немцев, австрийцев.
Всего в годы Первой Мировой войны на Братском кладбище было погребено 17340 нижних чинов, 580 офицеров, 38 общественных деятелей, 23 сестры милосердия и 14 врачей. После 1917 года на Братском кладбище хоронились участники Гражданской войны, воевавшие как на той, так и на другой стороне. До 1929 года на Братском кладбище (на "Аллее летчиков") хоронили "красных авиаторов", погибших в авиакатастрофах.
В частности, здесь покоятся командующий Северным фронтом генерал от кавалерии Павел Плеве, военные летчики Василий Попов и Василий Вдовенков, герой войны Сергей Шлихтер, юнкер Московского женского батальона смерти при Александровском военном училище Евгения Некрасова. В тридцатые годы могилы сравняли с землёй. Осталось лишь одно надгробие. На нём написано, что здесь покоится студент Сергей Шлихтер.
В 1950-е годы на сохранившейся территории Братского кладбища был разбит парк для отдыха граждан. В 1956 году на территории парка построили кинотеатр "Ленинград". Во время его строительства "было вскрыто и разграблено более ста воинских захоронений".
В 1986 году был создан Общественный совет, выдвинувший идею восстановления Братского кладбища. За последние годы на Братском кладбище было установлено несколько мемориальных знаков в целях увековечения памяти о погребенных там людях. В 1998 году в память о храме Преображения Господня была построена часовня. В 2015 году в ней состоялась торжественная церемония перезахоронения великого князя Николая Николаевича Романова. Но мемориальная табличка не помешала коммерсантам активно осваивать парк под увеселительные заведения. Например, возникло одно кафе, у самого забора.
2. Выбор продуктов проектной деятельности
На сегодняшний день мы стали забывать людей, которые кровью и потом добывали победу в той жестокой войне. Подрастающее поколение не всегда помнит и знает своих победителей, поэтому вместе с родителями я определил создание следующих продуктов проектной деятельности, которые помогут вспомнить имена забытых героев Первой мировой войны:
для учащихся начальных классов - разработать квест-экскурсию. Цель: ознакомление с историческими объектами парка, расширение кругозора о героях Первой мировой войны, формирование познавательной активности;
для взрослых - разработать слайдыдля электронного экрана с изображениями людей, когда-то захороненных на месте парка и краткой исторической справкой об их героическом прошлом. Цель: сохранение памяти о солдатах Первой мировой войны, погибших на полях сражения или ушедших из жизни в послевоенное время; увековечивание народного подвига в Первой мировой войне.
3. Разработка и создание проектных продуктов
Для подготовки к созданию проектных продуктов мне необходимо было собрать сведения об исторических объектах парка.
3.1. Изучение исторических объектов парка
В ходе исследования меня заинтересовала не только история создания парка, но и памятники, установленные на его территории. Воспользовавшись электронными ресурсами0, я познакомился с картой-схемой парка, с его историческими объектами.
Памятники, установленные в 1998 году0
Часовня Спаса Преображения
В 1998 году в юго-западной части парка была создана мемориальная зона площадью 0,78 га. Элементами мемориала стала часовня Спаса Преображения и четыре памятных знака из белого камня. Часовня находится на возвышении, а вокруг неё проходит дорожка, выложенная красной плиткой. Эта аллея, образующая ромб, повторяет первоначальную планировочную структуру Братского кладбища. На круглых площадках в двух противоположных вершинах ромба расположены мемориальные знаки: часовенный столб и памятный крест.
Обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины» расположен на юге парка в центре круглой клумбы. От неё берёт начало центральная аллея, пересекающая парк с юга на север по прямой. Обелиск венчает позолоченный двуглавый орёл. На лицевой грани выгравированы слова: «Павшим за свободу и независимость Родины». На трёх других гранях скульптурные изображения воинских наград. Среди них Георгиевский крест, звезда к ордену Святого Георгия, а также орден Красной Звезды.
Стена памяти установлена на центральной аллее парка неподалёку от обелиска «Павшим за свободу и независимость Родины». На лицевой части находится барельеф в виде двуглавого орла и надписи: «Москва павшим российским воинам». В тёмное время суток мемориал подсвечивается.
Памятный крест расположен к северу от часовни Спаса Преображения. Изготовлен из белого камня и имеет форму кельтского креста. На перекрестии выгравирована надпись, выполненная в дореволюционной стилистике: «В память вождей и воинов на поле брани за веру и отечество живот свой положивших».
Часовенный столб расположен к югу от часовни Спаса Преображения. На верхушке столба церковная главка золотистого цвета. На ней — крест с полумесяцем. Никаких надписей этот мемориальный знак не содержит.
Установленные в 2004 году0
Обелиск «Павшим в Мировой войне 1914—1918 годов» установлен у северной границы парка. Он завершает перспективу центральной аллеи. Обелиск состоит из массивного основания, на котором стоит колонна. На вершине колонны — парящий бронзовый сокол. В центральной части колонны находится небольшой прямоугольный выступ, на котором золотой краской начерчен символ — «Всевидящее Око». Автор скульптурной части памятника — А. А. Пирогов.
Памятник российским авиаторам расположен на западной аллее парка, — бывшей «аллее лётчиков». Памятник представляет собой колонну, стоящую на прямоугольном основании. Верхнюю часть колонны обрамляет бронзовый венок. На вершине памятника — скульптура в виде авиационного пропеллера с птичьими крыльями. В нижней части колонны — прямоугольный выступ с выгравированной на нём надписью: «Российским авиаторам похороненным на Московском городском Братском кладбище».
Памятник российским сёстрам милосердия установлен в северной части парка неподалёку от обелиска «Павшим в Мировой войне 1914—1918 годов». Напротив него — небольшая круглая клумба. Памятник представляет собой каменный обелиск. В верхней части имеет форму купола, на котором изображён медицинский крест. В центральной части — узорчатый рисунок и надпись: «Российским сёстрам милосердия».
Памятный знак на месте снесённой часовни находится на центральной аллее парка. Обозначает место, где находилась временная часовня Братского кладбища. Представляет собой белую стену, имеющую форму трёх церковных куполов, соединённых воедино. В центральной части имеет два узких продолговатых отверстия в виде бойниц. В верхней части — православный крест. В нижней части — вкрапления из булыжников. В центре расположена мемориальная табличка: «На этом месте в 1915-25 гг. находилась часовня Московского городского Братского кладбища».
Стела «Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны» установлена у главного входа в парк со стороны метро Сокол. Представляет собой стену из светло-серого камня. В левой части — обелиск с изображённым на нём православным крестом. На стене крупным шрифтом нанесена надпись: «Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны Бывшее Московское городское Братское кладбище».
Охранная доска установлена на большом гранитном камне-валуне справа от главного входа в парк. Текст на охранной доске: «Памятник истории и культуры Московское городское Братское кладбище для воинов, умерших в войну 1914 года, и для сестёр милосердия московских общин. Открыто 15 февраля 1915 года. Охраняется государством».
Установленные в другие годы0
Могила С. А. Шлихтера
Надгробие на могиле С. А. Шлихтера — это единственное сохранившееся надгробие Братского кладбища. Расположено возле центральной клумбы парка. Студент Московского университета и георгиевский кавалер Сергей Александрович Шлихтер был ранен в 1916 году в бою под Барановичами и скончался по пути в Москву от припадков удушья. Массивный камень из красного гранита был установлен на его могиле в начале 1920-х годов. Автор мемориала — скульптор C. Д. Меркуров. Существует две версии, почему это надгробие не уничтожили вместе с остальными. По одной версии, этого не допустил отец С. А. Шлихтера, соратник В. И. Ленина и высокий партийный функционер А. Г. Шлихтер. Согласно легенде, он закрыл памятник собой со словами «Уничтожайте и меня вместе с ним». По другой версии, тяжёлый надгробный камень просто не смогли сдвинуть с места. На лицевой части камня выгравированы слова: «Студент Московского университета Сергей Александрович Шлихтер родился 31 декабря 1894 г. ранен в бою под Барановичами 20 июня 1916 г. скончался 25 июня 1916 г.». Надпись на правой стороне: «Жертве империалистической войны». Надпись на левой стороне: «Как хороша жизнь. Как хорошо жить. Из дневника с войны С. А. Шлихтера».
Скульптура «Олень с оленёнком» расположена рядом слева от главного входа кинотеатра Ленинград. Скульптор А. М. Белашов изготовил её в 1976 году.
Закладной камень Братского кладбища был установлен 27 сентября 1992 года на центральной клумбе парка. Автор памятника — скульптор В. М. Клыков. На гранитном камне была надпись: «На этом месте будет сооружен памятник всем россиянам павшим в войне 1914—1918 годов. Память народа священна». В 2004 году во время благоустройства парка закладной камень был перемещён к главному входу. Надпись на камне со временем утрачена.
Мемориальная плита «Павшим в Великой Отечественной войне» была установлена 9 мая 2000 года неподалёку от часовни Спаса Преображения. На камне выгравирована надпись: «Вечная память героям, павшим в Великой Отечественной войне 1941—1945. 9 мая 2000 г.». К 70-летию Победы справа от плиты был установлен металлический памятный знак.
Памятные плиты у могилы С. А. Шлихтера были установлены в 2013—2014 годах по инициативе общественной организации «Добровольческий корпус». Мемориальная плита «Дочерям России павшим в войнах XX века» была установлена 31 октября 2013 года слева от памятника Шлихтеру. Плита посвящена памяти сестры милосердия Любови Петровны Константиновой (1895—1917), в возрасте 22 лет умершей от тифа в санитарном поезде на станции Могилёв-Подольский, и установлена на месте её захоронения. Памятная надгробная плита сёстрам милосердия Ольге Шишмарёвой и Вере Семёновой, погибшим в годы Первой мировой войны, была торжественно открыта 6 мая 2014 года. Она установлена вблизи их захоронений. Ольга Шишмарёва была первой сестрой милосердия, похороненной на Братском кладбище. Она служила вместе с Сергеем Шлихтером и получила смертельное ранение у него на глазах. Третья плита посвящена сотнику В. И. Прянишникову и «казакам и всем русским людям, погибшим в годы войн и репрессий XX-XXI веков». Сотник В. И.
3.2. Разработка квест-экскурсии
«Героям Первой мировой войны посвящается…»
Я люблю этот Парк! Люблю его детские площадки! Зимой я катаюсь здесь с горок. Он важен для нашей семьи: моя мама любит гулять в нем с моей сестренкой в коляске, а папа совершать пробежки.
После проведения анкетирования0 я сделал вывод, что детям будет интересна квест-экскурсия0 по парку. Чтобы определить наиболее познавательный маршрут, я с родителями нашел в Интернете карту парка. Изучив объекты, мы с родителями определили:
- оказалось, что в Парке много исторических памятников, о которых я не знал, поэтому необходимо познакомить ребят с теми объектами, которые были бы интересны для детей младшего школьного возраста;
- маршрут экскурсии должен пролегать так, чтобы дети обошли весь Парк от его начала и до конца;
- продолжительность экскурсии должна быть такой, чтобы дети не устали;
- язык экскурсии должен быть простым;
- задания - интересными и познавательными.
Схема Парка
Исходя из выше сказанного, были выбраны следующие объекты:
Часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище, а также, захороненные в ней мощи великого князя Николая Николаевича Романова, Верховного Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в 1914-1915 года.
Обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины».
Памятный знак на месте снесенной часовни.
Памятник российским авиаторам.
Обелиск «Павшим в Мировой войне 1914 – 1918 годов».
Чтобы ребятам было интереснее, экскурсия составлена в виде квеста. В начале группе участников выдается карта парка (схема маршрута). Учащиеся должны будут отгадать загадку экскурсовода, а точнее, какой объект в ней указан и, таким образом, продвигаться от одного объекта к другому. У каждого объекта участники получают одну букву из слова «СТЕНА». По окончанию квест-экскурсии, ребятам предлагается составить данное слово из собранных букв.
3.3. Разработка слайдов для экрана в парке
С каждым годом воспоминания о Первой мировой войне уходят в историю. Не осталось даже живых свидетелей и участников кровопролитных сражений, и очень важно сохранить и восстановить память о событиях, людях, которые канули в вечность. Есть долг, честь и память. В наших силах его отдать. Надо сделать так, чтобы ушедшие навсегда солдаты Первой мировой войны вернулись в каждый дом, в каждую семью. И это еще возможно сделать. С этой целью я хочу предложить, чтобы в парке установили экран, на котором будут размещены слайды с изображением героев-воинов Первой мировой войны. Таким образом, запустить гражданско-патриотическую акцию «Бессмертный полк героев Первой мировой войны». Каждый желающий сохранить память о погибших потомках мог бы принять участие в акции. Для этого необходимо разработать слайд, с изображением погибшего на фронте или в тылу нашего соотечественника. Передать в управляющий орган. После его рассмотрения, подтверждения достоверности информации, представленной на слайде, будет проходить его размещение на мониторе, установленном в парке.
С помощью родителей я разработал несколько слайдов с изображением героев Первой мировой войны, похороненных на Московском городском Братском кладбище0.
3.4. Разработка макета электронного экрана
Я внимательно рассматривал конструкции рекламных щитов, установленных в городе, подробно изучал макеты баннеров (рис.1)0 и пришел к выводу, что лучше всего для парка подойдет экран, который будет расположен ближе к поверхности земли (рис.2)0. Информацию на слайде, который расположен на уровне глаз, будет удобно читать не только взрослому человеку, но и ребенку.
3.5. Проведение квест-экскурсии с обучающимися класса
Совместно с классным руководителем мною была организована и проведена квест-экскурсия на территории Мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны.0
3.6. Проведение анкетирования
После квест-экскурсии «Героям Первой мировой войны посвящается…» я предложил одноклассникам вновь ответить на вопросы анкеты таблицы 40.
С помощью родителей я подсчитал результаты и выяснил, что все ребята знают название парка, 94% моих одноклассников знают, что на месте парка было Братское кладбище.
Я выяснил, что моим одноклассникам понравилось проходить по парку, выполняя задания; что они хотели бы и впредь принимать участие в познавательных квест-экскурсиях об истории Мемориально-паркового комплекса. Таким образом, можно сделать вывод, что такие мероприятия важны, полезны и интересны ребятам моего возраста.
4. Заключение: результаты, выводы, дальнейшие планы
В результате своего исследования я узнал:
историю создания парка,
историю судеб некоторых героев Первой мировой войны,
историю создания отдельных памятников Мемориально-паркового комплекса.
Я научился:
планировать работу,
работать с информационными источниками,
составлять анкету и с помощью взрослых обрабатывать ее.
В ходе своего проекта я выяснил, что большинство людей не знают историю создания Мемориально-паркового комплекса, поэтому не интересуются его судьбой, разрушают могилы солдат, забывают о подвиге народа в годы Первой мировой войны.
В своем проекте я старался восстановить имена участников той далекой войны, чтобы герои страны не были забыты и их подвиг жил в памяти. Мне хотелось бы выступить с предложением к администрации города Москвы провести акцию «Бессмертный полк Перовой мировой войны», установить в парке экран, на котором будут размещаться слайды с информацией о героях Первой мировой войны. Все, кому дорога память о фронтовиках-победителях, могли бы принимать участие в акции "Бессмертный полк Первой мировой войны", создавать слайды и с разрешения администрации округа размещать их на экране. Было бы очень познавательно, чтобы в дальнейшем рядом с каждым памятником стояла интерактивная доска, про историю его создания, а на территории парка открыли небольшой музей. Очень хотелось бы, чтобы наш парк был включен в список исторических объектов, где проводились бы бесплатные экскурсии для всех желающих.
В дальнейшем я планирую разработать квест-экскурсию по Мемориально-парковому комплексу героев Первой мировой войны для учеников старшего возраста
5. Список литературы и интернет ресурсов
Арсеньев А. А., Морозова М. С. Московское городское Братское кладбище // Военно-исторический архив: журнал. — 2005. — № 10 (70). — С. 43.
Белая гвардия. История белого движения. [Электронный ресурс]. -UPL: http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,33.0.html
Википедия. Свободная энциклопедия. Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. -UPL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Изображения. [Электронный ресурс]. -UPL: http://ru.wikipedia/
Козлов В. Ф., Святославский А. В. По старым московским окраинам экскурсии. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007. — С. 267. — 272 с.
«Новые известия» [Электронный ресурс]. -UPL: https://newizv.ru/news/city/13-05-2017/
Прогулки по Москве. Сайт о достопримечательностях Москвы. [Электронный ресурс]. -UPL: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/memorialnyi-park-geroev-pervoi-mirovoi-voiny
Приложения
Приложение 1
Результаты анкетирования
Таблица 2
«Анкета по вопросам знания истории парка среди учащихся младших классов школы № 1384 и жителей района Сокол и Аэропорт»
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
Гуляете ли вы с в парке у м. Сокол? а) Да. б) Нет. |
||
Этот парк называется: а) Парк культуры и отдыха. б) Парк для прогулок и занятия спортом. в) Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. |
||
Что раньше было на месте парка? а) Стояли старые дома. б) Кладбище для участников Первой мировой войны. в) Всегда был парк. |
||
Хотели бы вы принять участие в познавательной квест-экскурсии об истории создания парка? а) Да. б) Нет. |
Таблица 3
Стартовая диагностика
№ п/п |
Вопрос / варианты ответов |
Количество человек |
|||
взрослые |
дети |
||||
77 |
40% |
115 |
60% |
||
1. |
Гуляете ли вы в парке у м. Сокол? |
||||
Да |
64 |
83% |
98 |
85% |
|
Нет |
13 |
17% |
17 |
15% |
|
2. |
Этот Парк называется: |
||||
Парк культуры и отдыха |
9 |
12% |
69 |
60% |
|
Парк для прогулок и занятия спортом |
- |
- |
6 |
5% |
|
Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. |
68 |
88% |
41 |
35% |
|
3. |
Что раньше было на месте парка? |
||||
Стояли старые дома |
4 |
5% |
66 |
57% |
|
Кладбище для участников Первой мировой войны |
72 |
94% |
32 |
28% |
|
Всегда был парк |
1 ч. |
1% |
17 |
15% |
|
4. |
Хотели бы вы принять участие в познавательной квест-экскурсии об истории создания парка? |
||||
Да |
70 |
91% |
113 |
98% |
|
Нет |
7 |
9% |
2 |
2% |
Результаты анкетирования по вопросам знания истории парка среди учащихся младших классов школы № 1384 и жителей района Сокол и Аэропорт
Результаты анкетирования
Стартовая диагностика
Вопрос 1. Гуляете ли вы в парке у метро Сокол?
Да Нет
Вопрос 2. Как называется этот парк?
а) Парк культуры и отдыха;
б) Парк для прогулок и занятия спортом;
в) Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны
а б в
Вопрос 3. Что раньше было на месте парка?
а) Стояли старые дома;
б) кладбище для участников Первой мировой войны;
в) всегда был парк
а б в
Вопрос 4.Хотели бы вы принять участие в квест-экскурсии об истории создания парка?
Да Нет
Таблица 4
Итоговая диагностика
Результаты анкетирования по вопросам знания истории парка среди учащихся младших классов школы № 1384 и жителей района Сокол и Аэропорт
№ п/п |
Вопрос / варианты ответов |
Количество человек |
|
17 человек |
|||
1. |
Гуляете ли вы с родителями в парке у м. Сокол? |
||
Да |
17 человек |
100% |
|
Нет |
- |
- |
|
2. |
Этот Парк называется: |
||
Парк культуры и отдыха |
- |
- |
|
Парк для прогулок и занятия спортом |
- |
- |
|
Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. |
17 человек |
100% |
|
3. |
Что раньше было на месте парка? |
||
Стояли старые дома |
1 человек |
6% |
|
Кладбище для участников Первой мировой войны |
16 человек |
94% |
|
Всегда был парк |
- |
- |
|
4. |
Хотели бы вы принимать участие в познавательных квест-экскурсиях об истории создания парка? |
||
Да |
17 |
100% |
|
Нет |
- |
- |
Результаты анкетирования
Итоговая диагностика
Вопрос 1. Гуляете ли вы в парке у метро Сокол?
Вопрос 2. Как называется этот парк?
а) Парк культуры и отдыха;
б) Парк для прогулок и занятия спортом;
в) Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны
Вопрос 3. Что раньше было на месте парка?
а) Стояли старые дома;
б) кладбище для участников Первой мировой войны;
в) всегда был парк
Вопрос 4.Хотели бы вы принять участие в квест-экскурсии об истории создания парка?
П риложение 2
Памятники Мемориально-паркового комплекса
героям Первой мировой войны
Памятники, установленные в 1998 году
Памятники, установленные в 2004 году
Памятники, установленные в другие годы
Приложение 3
Квест-экскурсия «Героям Перовой мировой войны посвящается…»
Цель экскурсии: познакомить учащихся с основными историческими объектами мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны; формировать познавательный интерес к истории своей страны.
Оборудование: фотографии с изображением памятников:
обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины»,
памятный знак на месте снесенной часовни;
памятник российским авиаторам;
обелиск «Павшим в Мировой войне 1914 – 1918 годов»;
«Стена памяти»;
часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище
Информационные источники:
Изображения. [Электронный ресурс]. -UPL: http://ru.wikipedia/ (дата обращения 22.01.2019);
Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. -UPL: http://ru.wikipedia/ (дата обращения 22.01.2019)
Место проведения квест-экскурсии: мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны в районе Сокол города Москвы
Правила проведения
Участникам выдается карта парка, с обозначением шести мест, которые обучающиеся должны посетить и схема движения маршрута. Ведущий зачитывает загадку. Учащиеся должны узнать памятник (обелиск, здание) по признакам, указанным в загадке, после чего найти этот объект в парке. Если участники нашли место и памятник правильно, то ведущий отдает им фотографию, с изображением данного объекта, на обратной стороне которой написана одна из букв слова «СТЕНА» и рассказывает историю создания данного памятника (обелиска, сооружения). В противном случае ведущий сам указывает на исторический объект, рассказывает о его создании, но участники фотографию не получают. После выполнения всех заданий квеста, ребятам предлагается составить слово из собранных букв.
Содержание квест-экскурсии
Ведущий:
-Мы с вами находимся у главного входа в парк. На памятном знаке написано точное название парка. Кто может прочитать?
Учащиеся:
- "Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны".
Ведущий:
- Кто знает, почему так назван парк? (Ответы детей)
- На этом месте раньше было Братское кладбище жертв Первой мировой войны, открытое в 1915 году. В советское время кладбище было ликвидировано, а на его месте разбит парк. Сегодня вам предстоит совершить небольшую экскурсию по парку и познакомиться с его некоторыми историческими объектами. В самом начале маршрута вам будет выдана карта-схема Мемориально-паркового комплекса, которая поможет найти место, указанное в загадке. Если вы определяете место правильно, то получаете фотографию с изображением данного памятника, на которой указана одна буква слова, которое в конце экскурсии необходимо составить.
В начале нашего маршрута мы отправляемся к следующему памятнику. (Ведущий читает загадку, в которой указаны основные признаками объектами. Ребята по описанию памятника с помощью карты, на которой указано направление маршрута, находят его местоположение.).
1. Большой столб в земле стоит,
Сокол на столбе сидит.
Павшим воинам память
Сокол вечную хранит
Обелиск "Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов"
Ведущий:
- Мы подошли к обелиску "Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов"
Вы знаете, что такое обелиск? (Ответы детей)
- Обелиск - это каменное сооружение в виде столба (наиболее часто четырёхгранного), сужающегося кверху.Обелиск «Павшим в Мировой войне 1914—1918 годов» установлен у северной границы парка. Он состоит из массивного основания, на котором стоит колонна. На вершине колонны — парящий бронзовый сокол. В центральной части колонны находится небольшой прямоугольный выступ, на котором золотой краской начерчен символ — «Всевидящее Око». На основание памятника нанесена надпись: «Павшим в Мировой войне 1914—1918 годов».
- Отгадайте следующую загадку
2. Винт на крыльях, самолет…
Храбрым был герой-пилот.
Памятник российским авиаторам
Ведущий:
- Вы знали, что в Первую Мировую войну впервые были использованы самолёты? Можете себе представить, что чуть больше 100 лет назад самолётов ещё не было! Памятник российским авиаторам расположен на западной аллее парка, — бывшей «аллее лётчиков». Сооружение представляет собой колонну, стоящую на прямоугольном основании. Верхнюю часть колонны обрамляет бронзовый венок. На вершине памятника — скульптура в виде авиационного пропеллера с птичьими крыльями. В нижней части колонны — прямоугольный выступ с выгравированной на нём надписью: «Российским авиаторам, похороненным на Московском городском Братском кладбище».
- Продолжаем маршрут. О каком памятнике идет речь?
3. Стояла часовня, дарила нам свет.
Спасались в ней люди от своих бед,
Но новая власть ее запретит.
Лишь памятный камень сейчас там стоит.
Памятный знак на месте снесенной часовни
Ведущий:
- Этот знак обозначает место, где находилась временная часовня Братского кладбища. Она была здесь сто лет назад, но ее разрушили после революции. Представляет собой белую стену, имеющую форму трёх церковных куполов, соединённых воедино. В центральной части имеет два узких продолговатых отверстия в виде бойниц. В верхней части — православный крест. В нижней части — вкрапления из булыжников. В центре расположена мемориальная табличка: «На этом месте в 1915-25 гг. находилась часовня Московского городского Братского кладбища».
- Продолжаем экскурсию. Узнайте следующий объект парка.
4. Из-за границы прах
с царской меткой
Здесь захоронен,
но кто знает об этом?
Часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище
Ведущий:
- А какой князь здесь захоронен? В моей загадке сказано, что прах из другой страны. Какой? Давайте прочитаем памятную доску, в ней есть ответ.В 2014 году внучатые племянники великого князя Николая Николаевича Младшего князья Николай Романович и Димитрий Романович обратились к правительству России с просьбой о перезахоронении останков великого князя и его супруги Анастасией Черногорской в России. Великий князь Николай Николаевич являлся Верховным главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в начале Первой мировой войны, внуком нашего императора Николая I. После Октябрьской революции он переехал во Францию. Николай Николаевич был похоронен с супругой в Каннах. По словам родственников великого князя, он хотел упокоиться на Родине рядом со своими солдатами.
- Последняя загадка.
5. Двуглавый орел золотой
Защитников Родины нашей,
Охраняет героев покой
За независимость павшим.
Обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины»
Ведущий:
- Обелиск венчает позолоченный двуглавый орёл. На лицевой грани выгравированы слова: «Павшим за свободу и независимость Родины». На трёх других гранях скульптурные изображения воинских наград. Среди них Георгиевский крест, звезда к ордену Святого Георгия, а также орден Красной Звезды. Воины пали, защищая нашу страну от Германии, чтобы мы были не частью какой-то другой страны, а сохранили Российскую Империю.
- Мы обошли пять памятников, которые находятся на территории парка. На оборотной стороне каждой фотографии есть буква. Давайте сложим слово.
- Какое слово получилось?
Учащиеся:
- Стена.
Ведущий:
- Давайте подойдем к последнему памятнику нашего маршрута – «Стене памяти». На лицевой части находится барельеф в виде двуглавого орла и надписи: «Москва павшим российским воинам». В тёмное время суток мемориал подсвечивается. Это сооружение построено в память о сотнях тысяч героев, отдавших жизнь за Россию. Мы должны быть благодарны за их отвагу, смелость и любовь к своей стране. Каждый из нас обязан помнить, за что погибли наши прадеды, чтить подвиг своего народа, гордиться героическим прошлым своей страны.
«Стена памяти»
Приложение 4
Слайды для экрана в парке
Приложение 5
Макеты электронного экрана
Рисунок 1 Рисунок 2
Приложение 6
Фотоматериалы квест-экскурсии
«Героям Первой мировой войны посвящается…»
0Приложение 1
0 Приложение 1
0Википедия. Свободная энциклопедия. Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. -UPL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
0Приложение 2
0Приложение 2
0Приложение 2
0Приложение 1. Таблица 3
0Приложение 3
0Приложение 4
0 Приложение 5
0Приложение 5
0Приложение 6
0Приложение 1