История хутора Ново-Михайловского (ныне станица Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) и казачьего рода Павлюк

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История хутора Ново-Михайловского (ныне станица Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) и казачьего рода Павлюк

Воробьева Е.В. 1
1АНОО Гимназия "ЛИДЕР" 8 а класс
Исаченко С.В. 1
1АНОО Гимназия "ЛИДЕР" 8 а класс
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Цель работы: через историю своего рода и определенного населенного пункта изучить возникновение и развитие казачества на Кубани.

Объект исследования: историческая литература, архивные материалы и фотографии, рассказы и воспоминания казаков-старожилов.

Задачи:

изучить понятие «казака» и «казачества»;

исследовать пути прихода казаков на Кубань;

изучить путь прихода на Кубань предков казачьего рода Павлюк;

изучить историю образования и развития хутора Ново-Михайловского (станицы Октябрьской Крыловского района Краснодарского края);

на примере истории казачьего рода Павлюк изучить характер, традиции и обычаи казаков.

Гипотеза: Где казак, там и слава!

Методы исследования:

Наблюдение, прочтение, сравнение, анализ, аналогия.

Описательный.

Частично-поисковый.

Использование учебной литературы, архивных данных, Интернет-ресурсов.

Вывод: В ходе исследования нами была достигнута поставленная цель и решены задачи. Рассмотрена история основания хутора Ново-Михайловского (станицы Октябрьской Крыловского района). Находящиеся в станице памятники истории и культуры немногочисленны, и не всегда им уделяется положенное внимание. Однако, в настоящее время они содержатся в хорошем состоянии. Особенно мне приятно осознавать тот факт, что моя мама и дедушка, вместе с другими земляками, приняли активное участие в восстановлении памятника первопоселенцам хутора Ново-Михайловского, среди которых и наш предок. Информацию, изложенную в данной работе, можно использовать для проведения уроков «Кубановедения», тематических классных часов, экскурсий по Краснодарскому краю.

Введение

Я часто спрашиваю себя: почему мне так интересно знать историю моей семьи. Кто мама и папа я знаю. Кто мой дед и мая бабушка тоже знаю, а вот кем были мои прабабушка и прадедушка, а кто их родители, откуда они родом? Мне очень захотелось узнать всё это, а узнав, я решила рассказать другим. Конечно же, я обратилась за помощью к маме, дедушке и бабушке.

Я много слышала о прославленных казаках многочисленного рода Павлюков, какими они были храбрыми защитниками земли Русской, славными земледельцами с большими крепкими семьями, как хорошо они пели и играли на разных народных инструментах, а главное, они были сильны духом и чисты совестью. С горжусь своими предками и стараюсь вести себя так, чтобы мои родные тоже гордились мной.

Не менее интересна история хутора Ново-Михайловского, который основали казаки, пришедшие на Кубань в составе отряда Захария Чепеги, в том числе и мои предки.

Получить ответы на возникшие вопросы мне помогут архивные документы, сведения из газет, посещение музея и, конечно же, встречи со старожилами, которые могут, я думаю, много рассказать интересного и полезного для меня.

Поэтому целью моего исследования является сбор и изучение информации об истории моего рода и хутора, который они основали. О том, как развивался родной край в разные годы, как жили люди, чем занимались.

В связи с этим предполагается решить следующие задачи:

-выяснить кто мои предки и когда они заселились на Кубань;

- как образовался хутор Ново-Михайловский и откуда произошло его название;

-соотнести события истории страны с событиями, произошедшими в нашем роду;

-посетить музей и встретиться со старожилами станицы.

Научный интерес работы состоит в том, что в ходе работы найдены архивные документы, по которым можно проследить историю моего рода, возникновения и развития одной из основных достопримечательностей хутора – Михайло-Архангельского храма.

Теоретическая значимость состоит в углублении знаний о своем роде, происхождении хутора и его развитии, анализа архивных документов.

Практическая ценность работы состоит в том, что её результаты помогли мне устранить пробелы знаний по истории кубанского казачества, основам православной культуры; проникнуться интересом к истории своего края, почувствовать себя частью многочисленного казачьего рода.

В ходе исследования использовались методы: наблюдение, прочтение, сравнение, анализ, описание, сопоставление,

Работа состоит из аннотации, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения (презентация).

Свое повествование хочу начать с того периода, который ныне живет лишь в воспоминаниях.

Переселение казаков на Кубань

Из учебников Кубановедения я узнала, что 30 июня 1792 г. особой грамотой Императрица Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры, подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву, перначи) и войсковую печать. Казакам приписывалось охранять кубанские рубежи России.

Получив указ, казаки сразу же начали переселение на пожалованные земли, которое шло по двум направлениям – через Тамань и р.Ею. Поэтому первые поселения появляются именно здесь (Приложение 1).

2 сентября в путь двинулся основной отряд казаков под командой Кошевого атамана З.А.Чепеги. Отряд состоял из 3 конных и 2 пеших пятисотенных полков, обозов семейного казачества, войскового штаба и войскового правительства – всего 2 075 человек. Путь отряда проходил по почтовым трактам, осенняя распутица мешали быстрому продвижению. Последняя стоянка была в районе Батайска, затем через Азов по Копыльскому шляху и 23 октября прибыл к Ейскому Укреплению. Здесь отряд встречал Ейский комендант секунд-майор Андрей Николаевич Война. Ему подчинялся гарнизон Карантинного редута на противоположном берегу р. Ея, в ее нижнем течении и гарнизоны на косах Ейской, Долгой, Камышеватской. Отряд, не останавливаясь, прошел мимо Ейского Укрепленя, спустился на дорогу, ведшую к Черному броду, вытянулся по гати.

В XVIIIв. переправа через р. Ея называлась Черным бродом, т.к. с давних времен кочевники угоняли в рабство людей и если до Еи у людей была надежда, что их отобьют донские казаки, то после переправы, за которой начинались земли кочевых народов, эти надежды исчезали. Отсюда и название – Черный брод, т.е. печальный, горестный. Перейдя пешими мост, остановились в Карантинном редуте (на месте ныне ст. Старощербиновская). Казаки оставались здесь 23 дня, затем отправились зимовать на Ейскую косу.

12 августа 1793г. началось размежевание войсковой земли, которое происходило под руководством Кошевого атамана З.Чепеги и войскового судьи А.Головатого у устья р.Ея.

Для определения устройства и управления, 1 января 1794 г. Кошевой атаман З.Чепега, войсковой судья А.Головатый, войсковой писарь Котляревский составили и подписали наказ войскового правительства, названный ими «Порядок общей пользы». Документ регламентировал управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске.

Вся территория войска была разделена на 5 округов:

1) Екатерининский – для местностей тяготеющих к войсковому граду;

2) Фанагорийский в Тамани;

3) Бейсугский в районе Бейсуга и Челбас до Ачуева;

4) Ейский по р.Еи с прилегающими местами;

5) Григорьевский со стороны Кавказского наместничества.

В сформированных военно-административных единицах учреждались окружные правления из полковников, есаулов, хорунжих и писарей. Каждое правление имело отличительную печать с изображением присущим данной местности. Окружные правления во всем были подотчетны перед войсковым правительством во главе кошевым атаманом.

15 февраля 1794г. собирается сбор казаков от всех куреней. Каждый атаман вытащил жребий с указанием места поселения каждого куреня на постоянное жительство. Через месяц была составлена ведомость, где какому куреню предстояло поселиться. В октябре утвержден план разбивки куренных селений. Временем основания первых 40 черноморских куренных селений является конец февраля – март 1794г. (источник http://kuban-cossacks.ru/; proyeisk.ru/)

Но многие старшины и казаки не поселялись в куренных селениях, а заводили свои хутора по рекам и урочищам. Так поступили и мои предки (Приложение 2)

История хутора Ново-Михайловского

и Михайло-Архангельского храма

Облюбовавши себе место под хутор на безводной Максименковой балке (рукав реки Еи), рядом с рекой Сосыкой, казаки разработали землю от тернов под посевы, начали возводить временное жилье и хозяйственные постройки для скота.

В 1871 году администрация Наказного Атамана разработала проект нового административного деления Кубанской области, который был утвержден 7 июля 1871 г. главнокомандующим Кавказской армией великим князем Михаилом Николаевичем (Романовым). В этом документе впервые назван хутор Михайловский (Ново-Михайловский) станицы Кисляковской Уманского полкового округа Ейского военного отдел (Источник: по материалам музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская )

Большое внимание жители Михайловского уделяли духов­ному развитию. В 1891 году был построен каменный храм во имя Михаила Архангела (Приложение 3).

«Однопрестольная в честь Архангела Михаила освящена мая 4 дня» записано в клировых документах за 1893 года. Располагался он на исконном месте площади (майдане) хутора. На этом месте в настоящее время расположен парк ограниченный улицами Тищенко, Энгельса, Комсомольская и переулком Братский.

Храм был построен из красного кирпича и довольно вместительный, примерно на 500 молящихся одновременно, обнесен деревянной изгородью.

В таблице Ейского уезда по статистической переписи на  15 декабря 1875 года значится в поселке Михайловском казачьего сословия: мужчин- 240, женщин-248; иногородних: мужчин-19, женщин-20.

По воспоминаниям  86 летней жительницы станицы, внучки бывшего станичного атамана Кашкаха Кузьмы Григорьевича: это был огромный храм, который порой не мог вместить всех пришедших из других близлежащих хуторов Вход в церковь был с западной стороны, примерно в 50 метрах от Ростовского шляха (ныне улица Энгельса) и выходами на северную и южную стороны. Сторчаку Якову Павловичу запомнилась высокая колокольня, с которой до сторожки была протянута длинная веревка. В случае пожара, замеченного с недалеко находившейся деревянной вышки пожарной части, сюда мог прибежать дежурный, дергая за веревку и ударяя в колокол, известить станичников о случившемся несчастье. Будучи 10 летним мальчишкой, Яков Павлович неоднократно лазил на колокольню и звонил в колокола, благо по большим праздникам позвонить в колокола разрешалось любому желающему.

Забара Семен Федорович на собственные средства заказал и привез из Тулы 12 колоколов и собственноручно снес на колокольню один из них. Когда в 1893 году он умер, его как крупного церковного мецената похоронили в ограде церкви. На его могиле от имени духовенства был установлен памятник.

Весомый вклад в строительство церкви внесла казачья семья Давыденко Спиридона. Он  его братья на свои немалые пожертвования приобрели иконы и церковную утварь. В знак особых заслуг в строительстве храма  он также был похоронен внутри церковной ограды.

В 1932 году сельсоветчики закрыли храм и продали его здание правлению колхоза  «Зерновая фабрика Кавказа». По воспоминаниям станичника  Пузырного Ивана Федоровича колхозники приспособили его под зерносклад, заезжали подводами во внутрь храма, а сверху на них взирал образ Иисуса Христа.

С болью вспоминает Кучеренко Надежда Александровна (двоюродная сестра моего дедушки) тот год, когда начали рушить церковь: сбросили кресты, со звонницы скинули колокола, вынесли утварь, иконы; стали разбирать стены и вывозить кирпич. Из него правление колхоза решило построить клуб. Народная молва гласит, что люди проходившие мимо развалин храма еще долгое время слышали плач женщины, хотя вокруг не было ни души.

Вертий Анна Михайловна, учившаяся в тот злополучный год во 2 классе в здании бывшей церковно-приходской школы, была свидетелем этого произвола. На переменах она, в числе многих школяров с любопытством и тревогой наблюдала за происходящим.

По воспоминаниям станичника Бондаренко Михаила Семеновича иконы и церковная утварь, вывезенные из храма, были сожжены во дворе сырзавода, который в те годы находился по нынешней улице Трудовая.

До середины 50-х годов прошлого столетия стоял цоколь фундамента храма, на развалинах которого играли дети.

Сейчас на месте разрушенного храма установлен камень, повествующий о том, что здесь будет установлен Поклонный крест (Приложение 4).

Здесь же, на церковной площади, располагались церковно-приходская школа, народная читальня и дом для священника (приложение 5).

Михайло-Архангельский храм был разрушен в 1938 году, а в 80-е годы - и здание церковноприходской школы.

Осенью 1896 года было от­крыто станичное училище, подотчетное Министерству на­родного просвещения. В 1912 году оно было преобразовано в смешанное двухклассное учи­лище. В 1916 году в шести классных комнатах обучались 179 мальчиков и 51 девочка. В это же время 26 мальчиков и 24 девочки посещали церковно-приходскую школу. Кро­ме того, в 1913 году в стани­це было открыто женское одноклассное училище, в кото­ром обучались 50 девочек, заведовала училищем Реброва Анастасия Ивановна (Приложение 6).

Еще в 1892 году Михайловский хуторской сбор соста­вил ходатайство об отделе­нии хутора от станицы (Приложение 7).

Вот дословная цитата из этой просьбы:

«... Паевые наделы получают вдали от хутора на запасной станичной земле, а это затрудняет хуторян в об­работке земли по трехполь­ной системе; хутор имеет на­стоятельную необходимость в улучшении пожарного обоза, в постройке запасного хлебного магазина, починке и ис­правном содержании мостов и гатей и исполнении других работ, клонящихся к улучшению и упорядочению хуторского хозяйства, а при насто­ящем зависимом отношении хутора к станице все эти ра­боты тормозятся полнейшим безучастием станичного сбора к хуторским нуждам...»

К концу 19 века на хуторе было 225 дворов, 1346 жите­лей казачьего сословия и 467 иногородних, одно бондарное и маслобойные заведения, четыре кузницы.

30 сентября 1901 года Михайловский хуторской сбор вновь обратился с просьбой об отделении хутора от ста­ницы и преобразовании его в станицу Ново-Михайловскую. Кисляковцы рассмотрели это ходатайство и, в принципе, со­гласны были на отделение. Но высказались против нарезки земельного участка на пред­ложенных хуторянами условиях:

хуторяне просили отвести бе­реговую полосу проточной воды на протяжении трёх верст и 300 сажень, мотивируя это тем, что у станицы такой бе­реговой полосы в три раза больше. Станичники возража­ли, ссылаясь на то, что хуто­рянам отходит большая часть камыша, так необходимого в хозяйстве. Этот спор затянулся на долгие годы.

И лишь 9 июня 1905 года Кубанское областное правление объяви­ло о преобразовании хутора Михайловского в станицу Ново-Михайловскую.

31 октября -1906 года Правление предложило отмежевать землю новой ста­нице с помощью найма част­ного землемера. Только 10 ян­варя 1910 года распорядитель­ным отделением областного правления утвердили план земельного надела станицы Ново-Михайловской и лишь 21 сентября 1913 года уже Ново-Михайловский станичный сбор с оговорками согласился с планом раздела земли.

По переписи 1917 года в ста­нице был 701 двор коренных жителей казаков. Юртовой на­дел станицы составлял 7741 десятину пахотной земли 70 сенокоса, 157 десятин 1366 кв. сажен выпаса скота, четыре десятины - под лесом или са­дом, 84 десятины 1774 кв. сажен - плавни. Все это де­лилось на 602 с половиной пая. Проживали в станице 2432 местных жителя и 606 иного­родних (Приложение 8, 9, 10) (источник: материалы МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) ст. Октябрьская Крыловского района).

Летопись семьи – летопись столетия

История жизни казачьего рода Павлюк на Кубани тесно связана с историй переселения Запорожских казаков на Кубань. Вместе с другими Запорожскими казаками, мои предки переселились на Кубань.

В числе первых переселенцев на хутор Михайловский была семья Запорожского казака Кирилла Павлюка, состоявшая из троих малолетних детей – Трофима, Моисея и Марфы. Жену его звали Хеврония.

Стояла осень. Переселившаяся семья Павлюк начала готовиться к зимовке. Вырыли землянки для жилья. Для скота построили загоны и навесы, огороженные и укрытые камышом (благо, что его было много в балках). Первая зима выдалась снежная и холодная.

Весной семья стала распахивать полученный надел и посеяла пшеницу. Управившись с севом, приступили к строительству жилья. Построили большой турлучный дом (Приложение 11).

Нелегка была жизнь казака! Сегодня он пашет землю, а завтра идёт защищать своё жилище и свою семью от врагов. Вскоре главу семейства призвали на службу. Домой Павлюк Кирилл не вернулся, он героически погиб в бою с турками. Кирилла привезли в станицу и похоронили в 1873 году на станичной площади. В то время, еще задолго до строительства храма, казаков, геройски погибших на войне, хоронили на этом месте. Сейчас здесь располагается описанный ранее станичный парк.

При активном участии моего дедушки, моей мамы, а также благодаря усилиям потомков пяти казачьих родов, чьи предки там захоронены, на этом месте сооружен памятник казакам-первопоселенцам и меценатам. (Приложение 12)

Хотелось бы отметить еще одну часть моих исследований, хотя они не касаются истории хутора Ново-Михайловского, но относятся к истории моего рода.

На Кубань вместе с другими казаками пришли два брата Павлюка – Кирилл, о котором я уже рассказывала и его родной брат Мефодий. Когда семья Кирилла остановилась между реками Ея и Сосыка, брат Мефодий с семьей пошли дальше за р. Кубань к родственникам его жены и поселились в местности, которая ныне именуется город Крымск. Моя мама разыскала сведения об этой семье благодаря тому, что дочь Мефодия - Ольга (1904 г.р.) была известным партийным работником и сведения о ней сохранились в Российском государственном архиве социально-политической истории (источник ГКУ «Центр документации» Российский государственный архив социально-политической истории). (Приложение 13,14,15). Мы с мамой продолжаем исследования в этом направлении, и надеемся, что мы узнаем еще много интересного о наших славных родственниках, потомках Павлюка Мефодия.

Вернусь к рассказу о семье Павлюка Кирилла, которая стойко перенесла смерть мужа и отца. Жизнь продолжалась. От зари до зари работали на полях, выращивая хлеб. Наравне со взрослыми, трудились и подросшие дети.

Повзрослевший сын Трофим женился на Марфе, дочери известного казака Луговского в 1887 году. В их семье родились девять сыновей и одна дочь. Старшим сыном в семье был Карпо (мой прадедушка). В 1904 году на сходе казаков хутора Михайловский решалась судьба осиротевшей девочки десяти лет, которую звали Ксения и Трофим Кириллович Павлюк и сказал: «А что тут решать? У меня десять детей. Давайте я ее заберу в свою семью, она нам не помеха». Так сирота Ксения стала членом семьи Павлюков. Трофим Кириллович дал ей свою фамилию, воспитал и отдал замуж за Кисляковского казака Назаренко Степана. В настоящее время в станице Октябрьской проживает ее сын Александр Степанович Назаренко.

Сын Трофима Кирилловича Иван пластун 5-й сотни 11-го Кубанского пластунского батальона был награжден Георгиевским крестом «за отличие оказанное в боях против турок 22.12.1914 г.», награжден был 18.04.1915 г. его императорским величеством Государем императором Николаем Алекандровичем (Источник: ГКУ КК «Государственный архив Краснодарского края» Ф 396 оп 1, д. 10839, л. 36,125 об; д. 11021, л. 257об). Иван Трофимович погиб в 1915 году и похоронен в городе Карсе (ныне Турция), при участии служившего там же старшего брата Карпа Трофимовича (моего прадеда).

В 1916 году второй сын Никифор на учениях упал с лошади и разбился (Приложение 16).

Сын Петр также был славным казаком (Приложение 17).

В годы НЭПа семья Трофима Кирилловича все еще жила единой большой семьей: семеро сыновей, шесть невесток и их дети. Обрабатывали более 200 га земли на выделенных им полях. Купили паровую молотилку. Сын Александр при молотилке был механиком. Успевали молотить и свою пшеницу, и пшеницу других казаков. Появились излишки зерна, которые семья сдавала в товарищество по засыпке зерна. Один год накопилось много зерна, которое Трофим Кириллович сдал в Товарищество, где ему предложили выплатить золотыми червонцами. «Зачем они мне нужны? — сказал казак и набрал мануфактуры и другого товара для хозяйства.

Чуть меньше была семья у Моисея Кирилловича: шестеро сыновей, три дочери. В настоящее время в станице Октябрьской проживает его правнук Александр Иванович Павлюк.

В годы коллективизации семьи Павлюков Трофима и Моисея были раскулачены, а их главы отправлены в Рязанский губернский концлагерь РСФСР до конца Гражданской войны, где и расстреляны «за службу у белых и за сотрудничество с белой властью» (источник: Архив по заключенным Рязанского концлагеря РСФСР 1919-1923 гг) (Приложение 18 )

Отдельного рассказа заслуживает история жизни моего прадедушки Павлюка Карпа Трофимовича (это дедушка моей мамы Павлюк Галины Борисовны) (Приложение 19)

Родился мой прадедушка 15 мая 1888 года в казачьей семье Павлюк Трофима Кирриловича, о котором я уже рассказала в станице Ново- Михайловской. Отец Трофим приучил сына к верховой езде с ранних лет. Карпо уже в три года уверенно держался на коне и выполнял поручения родителей, например, загнать домой птицу. Он это делал верхом.

Когда Карпу исполнилось 19 лет, отец решил женить сына и послал сватов во двор казака Онищенко, у которого была дочь Ульяна на выданье. Сыграли свадьбу, и летом 1908 года, у них родилась первая дочь Вера. Осенью того же года Карпа призвали на службу. Тогда шла война с турками. Служил он в Карсе (сейчас это турецкий город, а в те времена крепость Карс была Российской), в 1-й сотне 1-го Уманского полка, которым командовал полковник, а в последствии - генерал Баратов (Приложение 20).

Мой дедушка Борис Карпович часто мне рассказывает о подвигах своего отца и моего прадеда.

Мой прадед хорошо пел и виртуозно танцевал. Однажды на концерте Карпо великолепно исполнил «Лезгинку». Полковник Баратов снял с себя кинжал и вручил его Карпу. Отслужив четыре года, получил звание урядника, весной 1913 года вернулся домой. Не побыв дома и года, в начале 1914 года был вновь призван на службу в город Карс.

Мой прадед Карпо возглавил казаков-разведчиков из семи человек. Однажды их группа была обстреляна турками из близлежащего селения. Казаки укрылись за выступом. И тут как из ведра хлынул дождь, и разведчики стремительно ворвались во вражеское селение. Оторопев, турки поднимали руки вверх, бросая оружие. Так группа казаков-смельчаков из семи человек захватила в плен 100 турок. За проявленную смелость и находчивость мой прадедушка урядник Павлюк Карпо Трофимович 1.12.1914 г. был награжден Георгиевским крестом 4 степени лично из рук его Императорского Величества Государя Императора Николая II в селе Меджингерт (источник: ГКУ КК «Государственный архив Краснодарского края» раздел 106985) (Приложение 21).

Карпо ответил царю: «Служу Царю, Отечеству и Вере!».

Вторым крестом мой прадед был награжден приказом по ККВ № 642 от 16.09.1915 г. (источник: ГКУ КК «Государственный архив Краснодарского края» раздел 106985).

К концу войны Карпо Трофимович был уже вахмистром и награжден тремя Георгиевскими крестами.

Потом у них с Ульяной родились еще две дочери Нина, Валентина и сын Михаил, которые впоследствии проживали в городе Краснодаре, похоронены на Пашковском кладбище. В нашем городе продолжают жить их многочисленные потомки.

Весной 1933 года умерла жена Ульяна, и он год сам растил четверых детей. Работал в колхозе кузнецом. Умер Карпо Трофимович в январе 1967 года (Приложение 22).

Как складывалась их жизнь. Очень подробно рассказал мой дедушка в серии фильмов «Казачий домострой» Казачий род семьи Павлюк (источник: www.yotube.com).

Женившись на казачке Евдокие из станицы Кисляковской, Карпо построил себе хату и у них родились еще двое сыновей – Николай и Борис (мой любимый дедушка) (Приложение 23).

Мой любимый дедушка Павлюк Борис Карпович

Самый младший сын Карпа Борис - это мой любимый дедушка, 1936 года рождения (Приложение 24). Ему в 2018 году исполнилось 82 года. Разница в возрасте между старшей дочерью Карпа Ниной и моим дедушкой Борисом, составила 28 лет! (Приложение).

Мой дедушка 50 лет проработал в колхозе «Октябрь» пчеловодом. У него много наград за доблестный труд (Приложение). Мой дедушка очень веселый. Он отлично поет и играет на балалайке (Приложение 25).

Мои дедушка Борис Карпович и бабушка Елена Ивановна прожили вместе 55 лет (Приложение 26).

В станице Октябрьской, где живут мои дедушка и бабушка есть музей МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей), где собрано очень много старинных вещей, которыми пользовались казаки, фотографии казаков и их семей, старинные книги, награды, иконы. Есть в этом музее стенд, посвященный казачьему роду Павлюк (Приложение 27,28).

Я часто вместе с дедушкой и мамой бываю в этом музее, так было и этой осенью.

Руководитель этого музея Майстровский Николаей Иванович показал нам экспонаты музея и рассказал много интересного о храбрых казаках и просто станичниках, об истории хутора Ново-Михайловского (Приложение 29) . Об этом уже создан фильм на канале https://youtu.be/.

Рассказы моего дедушки, а также посещение этого музея сыграли главную роль в моем стремлении начать исследовательскую работу, которую я представляю Вашему вниманию (Приложение 30,31,32,33,34).

Я всегда помогаю бабушке и дедушке по хозяйству. Бабушка научила меня доить козу, а дедушке я помогаю на пасеке и в огороде (Приложение 35,36).

Пчелы – это целый мир со своими семейными устоями и традициями. Они могут быть опасными и одновременно готовыми отдать людям свои жизни ради их здоровья.

Мы с дедушкой часто катаемся на велосипедах по станице и среди полей. А поля там, как моря. Во время наших путешествий дедушка рассказывает мне, как хлеборобы растят хлеб, и из каких подсолнухов делают масло (Приложение 37).

Я очень горжусь своим казачьим родом, храбрыми и трудолюбивыми людьми - воинами и хлеборобами.

С первого по шестой классы, я училась в классе казачьей направленности, где меня научили соблюдать традиции и обычаи моего казачьего рода. Именно такую клятву я дала, когда меня вместе с моими одноклассниками посвятили в казаки (Приложение38).

Заключение

Закончив свою исследовательскую работу, я поняла, что казачество- это сложная этносоциальная культура, сформировавшаяся на окраинах Русского государства.

Казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

С XIX века до Октябрьской революции казаки, в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

В ходе своего исследования я оценила, какое огромное значение для России имело военное сословие-казачество.

Чтобы считать себя казачкой я стремлюсь знать историю своего рода и соблюдать традиции и обычаи казаков.

На примере истории своего рода и местности, на которой он жил, я узнала, что беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны.

Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.

Список использованной литературы

Интернет ресурс http://kuban-cossacks.ru/; proyeisk.ru/;

интернетресурс www/yutube.com;

архивные документы и материалы музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края;

архивные документы ГКУКК «Косударственный архив Краснодарского края»;

архивные документы ГКУ «Центр документации» Российский государственный архив социально-политической истории;

архивные документы Российского государственного архива кинофотодокументов.

Приложения

Приложение 1

Пути переселения казаков на Кубань. Фото из интернетресурса.

Приложение 2

Первые казачьи станы. Фото из интернетресурса.

Приложение 3

Так выглядел Михайло-Архангельский храм (фото такого же храма в станице Вознесенской).

Приложение 4

На месте разрушенного Свято Михайло-Архангельского храма у камня, повествующего о предстоящем возведении поклонного креста (личные фото 05.11.2018 г.).

Приложение 5

Ново-Михайловская церковно-приходская школа (фотоархив клуба «Станичники» ст. Октябрьская Крыловского района).

Приложение 6

Ново-Михайловские казачата в роще на отдыхе( фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края)

Приложение 7

1907 году на сходе казаков хутора Ново-Михайловского. По центру в верхнем ряду на крыльце Павлюк Моисей Кириллович, слева от него плечом к плечу его брат Павлюк Трофим Кириллович, сверху слева у ставни в белой папахе Павлюк Карпо Трофимович.

(фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края)

Приложение 8

Здание бывшего станичного правления (фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края)

Приложение 9

Семья станичного атамана (фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края).

Приложение 10

Здание станичного ветряка (мельница) (фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края)

Приложение 11

Так выглядели турлучные хаты казаков.фото из интернетресурса.

Приложение 12

На месте захоронения первопоселенцев хутора Ново-Михайловского в станичном парке, где установлен памятник, торжественное открытие которого состоялось 21 Октября 2017 года

Приложение 13

Фото из ГКУ «Центр документации» Российский государственный архив социально-политической истории.

Приложение 14

Приложение 15

Автобиография Павлюк О.М. фото из ГКУ «Центр документации» Российский государственный архив социально-политической истории

Приложение 16

Свадьба сына Трофима Кирилловича Павлюка Никифора. В центре слева Т.К.Павлюк и его сват Семен Мелешко (1913г) фото из семейного архива Павлюк Б.К.

Приложение 17

Слева Павлюк Петр Трофимович мой двоюродный дедушка (фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края).

Приложение 18

Сведения из архива по заключенным Рязанского концлагеря РСФСР.

Приложение19

Павлюк Карпо Трофимович мой прадедушка (15 мая 1888 года) фото из личного архива Павлюк Б.К.

Приложение 20

1-я сотня 1-го Уманского полка. Фото 1912 г. (фото из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края).

В верхнем ряду третий слева Павлюк Карпо Трофимович мой прадедушка. Фото из личного архива Павлюк Б.К.

Приложение 21

(Шифр: Ал-570 сн. 5 Российский государственный архив кинофотодокументов)

Автор съемки Ган К.Е. и Ко фон Персона Николай II (Николай Александрович Романов) последний российский император (21.10.1894-02.03.1) Граббе Александр Николаевич граф, генерал-майор свиты, командир собственного Е. Саблин Николай Павлович флигель-адъютант, капитан II-го ранга Гвардейского Альбом: Ал-570

Император Николай II награждает казаков 1-го Уманского казачьего бригадира Головатова полка Кубанского казачьего войска, отличившихся в боях на Кавказском фронте. Среди присутствующих: А.Н.Граббе (на первом плане слева, Н.П.Саблин (2-й слева) и др.

Дата съемки: 01.12.1914 Место съемки: Россия, село Меджингерт

Приложение 22

Постаревший казак Павлюк Карпо Трофимович мой прадедушка.

Фото 1966 г. из личного архива Павлюк Б.К.

Приложение 23

Вторая жена Павлюка Карпа Трофимовича Евдокия с сыновьями. Слева на право Михаил (сын Карпа и Ульяны), Николай и Борис. Фото из личного архива Павлюк Б.К.

Приложение 24

Свидетельство о рождении Павлюк Бориса Карповича. Фото из личного архива Павлюк Б.К.

Приложение 25

Мой дедушка Павлюк Б.К. играет на балалайке в музее МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондрятюка (А.И. Шаргей) станица Октябрьская Крыловского района Краснодарского края. Фото 04.11.2017 г.

Приложение 26

Мои дедушка Павлюк Борис Карпович, бабушка Павлюк Елена Ивановна и я Воробьёва Елизавета . Фото 05.11.2018 г. из личного архива Павлюк Б.К.

Приложение 27

Экспонаты из музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края).

Приложение 28

Экспонаты музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края).

Приложение 29

Посещение музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) 05.11.2018 г..

.

Приложение 30

Посещение музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) 05.11.2018 г.

Приложение 31

Посещение музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) 04.11.2017 г..

Приложение 32

Посещение музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) 05.11.2018 г..

Приложение 33

Посещение музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) 05.11.2018 г..

Приложение 34

Посещение музея МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка (А.И, Шаргей) Октябрьская Крыловского района Краснодарского края) 04.11.2017 г..

Приложение 35

Мы с бабушкой доим козу

С дедушкой работаем на пасеке у него дома.

Приложение 36

Поля пшеницы в станице Октябрьской

Поля подсолнечника в станице Октябрьской

Приложение 37

Станичные виды. Фото 05.11.2018 г.

Приложение 38

Посвящение в казаки 2012 год. Воробьева Елизавета 1 Бкласс.

Просмотров работы: 672