Введение.
На занятиях по Краеведению учащиеся часто встречают, при изучении старых карт, населенные пункты, которые на современных картах отсутствуют. Это вызывает живой интерес историей родного края, малой Родины.
Цель работы: развить интерес учащихся к истории малой Родины.
Задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию;
- ознакомление с культурой и историей родного края;
- формирование гражданской и творческой активности.
Глубокое изучение истории родного края пробуждает любовь к своей земле, дает возможность учащимся осознать связь истории с их жизнью и жизнью их семьи, способствует формированию бережного отношения к памятникам культуры и истории.
Основой работы послужили стихи жительницы деревни Гришково Талдомского г.о. Дегтяревой Татьяны Никитичны.
Данное исследование построено на данных современных топографических карт и сборников статистических сведений.
Поиск информации проводился в июне-сентябре 2019 года. Учащимися собирались данные о населенных пунктах Озерской волости Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский г.о.).
Основная часть.
«Уходят в прошлое деревни,
к закату клонится их день...
Как нету леса без деревьев,
России нет без деревень!
Мы сами бросили деревни,
мы сами вырубили лес,
и на Земле святой и древней
такая тишь стоит окрест!
Ничьё не празднуют рожденье,
покосы некому косить.
Как больно слово "вырожденье"
сегодня мне произносить!...»
Татьяна Дербина, «Уходят в прошлое деревни».
Здравствуйте, меня зовут Кузнецова Полина. Я учусь в Кошелевской школе. Тема моей работы: Воспоминания о доме.
Я поставила себе целью заинтересовать моих ровесников-односельчан историей нашей общей малой родины и мест, которых уже нет на современных картах.
Мое выступление начинается со стихотворения Татьяны Дербиной «Уходят в прошлое деревни» не просто так. В школе мы часто говорим про историю страны и народа, о выдающихся личностях, зачастую не задумываясь о том, что многие известные личности родом из маленьких, иногда исчезнувших, деревень.
Разбирая старые школьные краеведческие архивы, нам с ребятами на глаза попалось стихотворение, написанное нашей землячкой, нет, не известной поэтессой, а просто женщиной, жившей в деревне по близости и очень ее любившей. Эта деревня, совсем небольшая, называется Гришково. Заинтересовало меня стихотворение потому, что в Гришково живут мои бабушка и дедушка, я тоже провожу там много времени, особенно летом.
Читая строки стихотворения, с которым я вас сегодня познакомлю, я поняла, что очень мало знаю о местах, где живу всю жизнь. И свое путешествие-расследование я бы хотела начать с дома, где родилась и провела свое детство автор стихотворения.1
Ода Гришкову. Автор Татьяна Дегтярева. 2006 год.
Во многих я местах различных побывал,
И речку видел, и поля, и горы
Но лучше нашего Гришкова не видал,
Дороже всех родимые просторы.
Вот выйдешь за околицу – замрешь…
И песня жаворонка слышится сильнее…
Здесь родина твоя, хоть ты здесь не живешь,
Но тянет вновь сюда, и здесь дышать вольнее.
Какая речка в детстве здесь была!
И в омуте всегда водились щуки…
Мальчишками ловили здесь вьюна…
Язи и караси просились сами в руки!
А Павлов лес! Там рыжиков полно!
В Захаровке – чернушки и свинушки,
А белые росли богатыри,
И желто-розовые волнушки.
В этих строках звучали названия мест, о которых я не знала, поэтому я решила обратится к бабушке и дедушке с вопросом о них. Дедушка сказал, что Павлов лес это оказывается известное мне место и находится оно совсем недалеко от деревни и я там была много раз. Правда дедушка так и не вспомнил почему у леса такое название.
У местных жителей это место называется «сапогом». 2
А Захаровка для дедушки родное место. Он там родился и рос. Об этой деревне нам удалось выяснить то, что она входила в состав Озерской волости Калязинского уезда, а во второй половине 20 века люди от туда стали уезжать. Сейчас этой деревни на карте нетна ее месте чистое поле.
Мы нашли карту Калязинского уезда Тверской губернии, на которой местонахождение деревни обозначено.3 И находилась она совсем не далеко от Гришково.
Но между тем стихотворение продолжается…
А вспоминаешь часто до сих пор,
Как в Троицу кумились мы друг с другом
Во Владимирскую – брызгались водой
И бегали с крапивой друг за другом.
И вспоминаешь школу, что в Станках
Дорогу лесом, все 7 километров,
Тритонов в озере, тропинку всю в цветах,
И первые весенние букеты.
Строки о школе в Станках тоже вызвали много вопросов у меня и одноклассников (мы не знали о ее существовании) и выяснили, что школа действительно была. Мы нашли ее на карте. 4Путь от Гришково до школы лежал через лес и поле. Его проходили пешком.
Воспоминания продолжаются…
И как Красотка нас поила молочком…
И как купались в быстроструйной Хотче..
Такого счастья не было потом,
Хоть повторить хотелось очень – очень.
Вообще у автора были теплые воспоминания о реке Хотче и ей она посвятила отдельные стихи:
Какая речка в детстве тут была!
Таинственна, красива и быстра!
Водились здесь плотвички и лини,
Смешно резвились быстрые мальки
Навстречу ярким солнечным лучам
Кувшинки раскрывались тут и там.
И очень рано, с самого утра,
Уже вовсю купалась ребетня!
В последних строках стихотворения автор призывает помнить о своих корнях и месте, где родился и рос.
Сейчас везде «циклон-антициклон»,
Наукой вся изучена природа
А раньше над рекой «лиса блины печет» -
Так значит, завтра жаркая погода!
Здесь не был враг… Он не прошел,
Но в каждом доме были похоронки…
И в Кошелево памятник стоит
Твоим сынам Родимая сторонка!
Как быстро все промчалось, все прошло
Лишь в памяти осталось безвозвратно…
Воспоминаний время подошло,
Как жаль, что ничего не повернешь обратно.
Из душных городков всех тянет нас сюда
Хоть десять лет спустя, хоть сорок…
Смотрите, сквозь леса, в зеленые луга
Деревня – матушка взобралась на пригорок.
И где б ты ни был, помни навсегда
Ты сын ее, и за нее в ответе
И родину свою нигде не забывай!
Гришково наше лучшее на свете!
Я и мои одноклассники, сравнивая старые и новые карты, с удивлением обнаруживали как много деревень и поселков исчезло. Мы наследники культуры и обязаны беречь память о прошлом своей малой Родины. Мы решили продолжить исследование ближайших мест, где когда-то текла жизнь, жили и работали люди и почему эти места опустели.
Спасибо за внимание.
Заключение
Цель работы была достигнута. Учащиеся заинтересовались дальнейшим изучением исчезнувших населенных пунктов и задались целью восстановить на современных топографических картах их местонахождение, изучить их топонимику.
Исследование может практически применяться на уроках истории и географии при изучении регионального компонента.
В написании данной работы своими воспоминаниями помогали жители деревни Гришково Талдомского г.о.
Список литературы
Сборник статистических сведений по Тверской губернии. Калязинский уезд. Том V. Издание Тверского губернского земства. Тверь. Земская типография. 1890 г.
Стихи из семейного архива семьи Дегтяревых.
Электронные источники
Топографическая межевая карта Тверской губернии. XIX век. Атлас-Ретроспектива. http://boxpis.ru/gk-g/v3_3vall_google.php?u=snm3_star&m=13&dl=0&db=0&nm=osm&nm2=Tv2v&sw=2&em_ks=0&kml_n=1&l=37.630&b=56.870
Карта Калязинского уезда Тверской губернии 1892 г. http://www.etomesto.ru/karta1850/
Топографическая карта Московской области 1989 г. http://www.etomesto.ru/map-genshtab_o37-v/
Топографическая карта Московской области 2005 г. http://www.etomesto.ru/map-topokarta/
Приложение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
1Приложение 1.
2 Приложение 2.
3 Приложение 3.
4 Приложение 4.