Введение
Архитектура - это застывшая музыка. Ее виртуозно исполняют архитекторы, которые подобно музыкантам передают нам свое настроение, свое мастерство, свои мысли. Архитектура рубежа XIX- XX веков - особенно полна разнообразием стилей и течений, и в этот период как никогда, архитекторы могли раскрыться и экспериментировать. Целая плеяда московских архитекторов: Л. Кекушев, А.С. Каминский, С.С. Эйбушиц, М.Д. Быковский, Н.П. Матвеев, Ф.О. Шехтель, И.В. Шервуд и др. раскрывали свои таланты
Это время - бум гражданского строительства, и кроме того, громкими аккордами звучат фабричные комплексы, подобно басам разбавляя лиричность уютных улочек. Одним из таких архитектурных Маэстро рубежа веков является Роман Иванович Клейн, которого можно смело считать одним из самых «московских» архитекторов. «Клейнштадт», «Клейнхаус», «Клейнниада»- так можно охарактеризовать его творческое наследие. Оно воистину велико! Более 70 зданий в Москве, еще столько же примерно в других городах и даже за рубежом. Его называют самым «плодовитым» мастером промышленной архитектуры. При этом, Клейн являлся еще реставратором и преподавателем. Многое он реконструировал и надстраивал, не претендуя на авторство, и поэтому, собрать воедино все его постройки - крайне сложно.
Его творчество можно сравнить с отлично ограненным бриллиантом, столь ярки и многообразны оказались его таланты, создавшие незабываемые образы старой Москвы. Клейн не разработал "своего" почерка, по которому можно было бы сказать: "Да, это рука Клейна". Архитектор, столь настойчиво говоривший о рационализме в зодчестве, создал роскошный храм искусства - Музей изящных искусств (им. Пушкина), богато орнаментированный Бородинский мост, Средние торговые ряды в русском стиле на Красной площади. Клейн - первопроходец в проектировании зданий жесткого функционала из металла, стекла и бетона - ЦУМ (магазин «Мюр и Мерилиз») на углу Петровки и Театральной площади. Пожалуй, это единственный архитектор в истории России, который мог создавать шедевры, порою не получая жалования и ради полноценной реализации проекта, вкладывать собственные средства - просто так, во имя Искусства.
Проблема исследования: о Романе Ивановиче Клейне, являвшимся одним из самых «продуктивных» архитекторов Москвы и не только, написано крайне мало. Серпухов может похвастаться наличием построек Р.И. Клейна, а известно о серпуховском периоде его творчества немногое.
Цель работы: создать и собрать в интерактивную презентацию полный перечень известных построек, неосуществленных проектов, а также строений, чье авторство предположительно принадлежит Р.И. Клейну, чтобы показать насколько велико наследие архитектора, какое место в нем отведено городу Серпухову, и другим регионам.
Задачи: - составить список строений Р.И.Клейна;
- посетить ряд объектов Р.И. Клейна в Москве и все строения в городе Серпухове, собрать фото - видео материал и подготовить медиафайлы;
- проанализировать здания и строения Р.И. Клейна в Серпухове, дать им историческую и архитектурную характеристику;
- выяснить, что привело Р.И. Клейна из Москвы в Серпухов;
- систематизировать все полученные сведения, оформить исследование и выполнить объемную презентацию.
Актуальность: город Серпухов, в котором предположительно сохранилось 3 из 4 памятников архитектуры, созданных московским архитектором, занимает третье место по количеству объектов Клейна, после Москвы и Санкт- Петербурга, и серпуховичи должны знать об этом человеке и чтить то, что нам досталось от него в наследство. Исходя из того, что Спасский храм, великолепное детище Клейна, сегодня находится в полуразрушенном состоянии, необходимо привлечь внимание жителей города и администрации к возможности полноценной реставрации его и включению в экскурсионные маршруты города Серпухова, борющегося за право вхождения в Золотое кольцо России. Факт особого внимания московского архитектора и профессора к нашему городу, безусловно, привлечет туристов и исследователей.
Обзор источников. Первое, с чем мы столкнулись, начиная свое исследование - это малое количество монографий и научно - популярной литературы о Романе Клейне. В интернете статей о нем достаточно, но все они повторяли примерно одно и то же, пересказывая, чаще всего, биографию архитектора и перечисляя перечень его строений.
Обратившись в Российскую Государственную библиотеку, мы выяснили, что упоминание имени архитектора имеется в многочисленных трудах, посвященных российскому модерну, архитекторам Москвы второй половины XIX века и т.п. Например, в книгах М.В. Нащокиной, известной исследовательницы архитектуры XIX века. ( «Архитекторы московского модерна», «Сто архитекторов московского модерна: творческие портреты», «Московский модерн»). Наличие электронного читательского билета позволило нам даже обратиться к этим книгам в удаленном доступе. Но, исчерпывающей информации о Романе Клейне в них мы не обнаружили, только упоминания.
Издательский дом Руденцовых выпустил многотомное издание «Архитектурное наследие России», где том№ 8 посвящен Роману Клейну. В зале ИЗО изданий Государственной библиотеки, нам удалось поработать с этим томом, в нем мы нашли и биографические сведения, и иллюстрированную историю большинства ( но не всех!) построек Клейна, в том числе и 3-х из 4-х серпуховских строений. Также, редкие фото из архивов, чертежи и несбывшиеся проекты Клейна - вот чем порадовало это красочное во всех отношениях издание, автором которого, является искусствовед Сергеев С.В. Также мы поработали с научно - популярным изданием «Архитектурная Москва. Путеводитель по зданиям и стилям/ Елена Крижевская.-Москва: Эксмо, 2018.- 240.: ил, и книгой выдающегося москвоведа - В.В. Сорокина - По Москве исторической.- Москва: Издательский дом ТОНЧУ, 2006.-464с. Эти книги познакомили нас со старейшими и новыми районами Москвы, началом застройки города, с особняками и новостройками, с архитекторами и их строениями. Имя Романа Клейна, а также обзор его построек тоже присутствует, и мы убедились, знакомясь с маршрутами, предложенными авторами книг, что Роман Клейн по праву может считаться московским архитектором, так как вся жизнь и деятельность зодчего теснейшим образом связаны с городом Москвой.
Мы выяснили, что первой исследовательницей творчества Р. Клейна стала его вдова и наследница - Н.Н. Клейн. Выступая в 1928году в обществе «Старая Москва» на заседании, посвященном 70-летнему юбилею покойного мужа, она сравнила его с немецким строителем Месселем, которого можно назвать берлинским архитектором. Оба слыли архитекторами преимущественно гражданского строительства.
Что касается Серпухова, то здесь по поводу строений Клейна возникло много вопросов. В городе представлено одно гражданское строение - особняк А.В. Мараевой, и две церковных постройки: Спасский храм на Занарском кладбище, Всесвятский храм в Высоцком монастыре, являющийся усыпальницей Коншиных. Но есть точки зрения, утверждающие, что несохранившаяся Церковь Святых Жен Мироносиц, на Московской ул. (Ромбовидной площади), которая в 1941году была повреждена и снесена - тоже принадлежит московскому архитектору Клейну. Более того, особо спорным является утверждение многих интернет- изданий о том, что Клейн построил в Серпухове и дом Фирсанова. В собрании строений Клейна на различных сайтах это здание присутствует. Но местные краеведы, в частности А.Д. Пилипенко абсолютно уверен в том, что Клейн не имел к этому строению никакого отношения. А авторство он предписывает московскому архитектору М.А.Арсеньеву, который одновременно строил в Москве так называемый вдовий дом, заказчиком которого также являлся Н.Г. Фирсанов. Версия имеет право быть, так как дома удивительно похожи, а М.А. Арсеньев работал в Серпухове над церковью Святого Александра Невского в тот же период.
Место проведения исследования: г. Москва, ( посещение и обследование объектов, ограниченных улицами: ул. Неглинная -ул. Ильинка, Красная площадь- Кремлевская набережная,- Гоголевский бульвар- Тверской бульвар) и г.о. Серпухов. (ул. Чернышевского- ул. Советская, ул. Чехова- Высоцкий монастырь)Указанные районы содержат: объекты архитектуры, построенные Р.И. Клейном. В Москве это: Особняк Морозовой на Воздвиженке, ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке, Исторический музей на Красной площади, Средние торговые ряды там же и здание ЦУМа. В Серпухове - все сохранившиеся объекты Р. Клейна: Спасский храм, особняк Мараевой, Всесвятский храм.
Время проведения исследования: зима 2018- осень 2019гг.
Методики исследования: поиск и знакомство с источниками, сопоставление фактов, частично - поисковые методы, выдвижение гипотезы, экскурсии, беседы и интервьюирование, фото-видеофиксация объектов, формализация и систематизация информации и медиатворчество.
2.1. Роман Клейн. Краткая биография.
Если про большинство авторов можно сказать, что они принадлежат определенному стилю, то с Клейном все сложнее. Он вроде пианиста - виртуоза, который может исполнить все, что угодно. Одним словом - Маэстро.
Конечно, мы его сегодня воспринимаем в первую очередь, как мастера Модерна. Но и до Модерна и после него Клейн построил великое множество домов. Роман Клейн - это тонкий мастер интерпретации классической архитектуры, где он изящен и виртуозен. Его проекты делают классику современной. Его любят и знают. Краевед Н.Н. Непомнящий обозначил фирменный почерк Романа Клейна как «эклектичность преимущественно в стиле модернизированной классики»1
Кто же он такой? ( Приложение № 1) Обратимся к его биографии. Удивительно то, что при рождении 6 марта 1858г по старому стилю, он был назван совсем иначе, его имя- Роберт Юлиус Клейн, и он из семьи немецких евреев, принявших протестантское лютеранство. Роберт Юлиус был 5 из 6(по некоторым сведениям 7) детей. По словам москвоведа В.В. Сорокина, Клейны жили на Малой Дмитровке в доме 27строение 4 в Москве.
В 1875 году Клейн закончил гимназию, одновременно он учился на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Свой архитектурный путь он начал с помощника архитектора В.И. Шервуда старшего на строительстве Исторического музея в Москве. По рекомендации архитектора И.А. Монигетти, в 1877г Клейн поступил в Петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1882г, получив звание классного художника - архитектора 3-й степени. После ее окончания в 1882-1884г Клейн работал в Европе - в Италии и Франции, где готовил «Исторический раздел» для Парижской Всемирной выставки.
В Москву Клейн вернулся в 1884г и практически сразу стал самостоятельно заниматься архитектурной практикой. Одним из первых произведений Клейна стал дом В.А. Морозовой на Воздвиженке. Последующая творческая судьба Р.И. Клейна - это в какой-то степени путь от одного крупного заказа к другому. Из них (назовем только самые крупные): 2 премия в конкурсе, позволившая возвести Средние торговые ряды в самом сердце столицы - на Красной площади, завершив ее ансамбль. Далее- 2 место в конкурсе проектов на постройку в Москве музея изящных искусств, где несмотря на то, что конкурс выиграл не он, МГУ пригласили именно его, организовав турне по европейским странам. В итоге мы имеем ГМИИ им. А.С. Пушкина! Далее- Бородинский мост, богато декорированный, здание для товарищества «Мюр и Мэрилиз», более нам известное, как ЦУМ на Петровке, где архитектор впервые использовал бетонно- каркасные конструкции, облегчив здание и расширив площади внутри его.
Мы собрали, как и планировалось, все его постройки в Москве, области, в том числе в Серпухове, в соседних областях, в Крыму и даже за границей. Это все мы предоставим в нашей презентации. Мы встретились со старшим научным сотрудником экспозиционно-выставочного отдела СИХМ- А.Д. Пилипенко. Он, ссылаясь на архивные фонды РГАЛИ, отметил, что перечислить все строения Клейна сегодня не возьмется никто. Дело в том, что в те годы скрупулезной фиксации не было, Клейн часто занимался перестройками уже существующих зданий, их реставрацией и назвать максимально полный список его работ- очень сложно. В РГАЛИ ф. 1956 оп. 4 д.12- сборник рукописей профессора И.П.Машкова- биографии, в том числе и Р.И.Клейна. стр. 67- собран список строений Клейна с его слов, записанный за месяц до его смерти. Из записей становится известно, что жена Клейна-Надежда Николаевна Клейн взялась на вечере, устроенном по поводу мужа незаметно записать за ним все его строения, но он распознал ее замысел, сначала рассердился, а потом благодушно проникся тем вниманием, которое ему было оказано на этом вечере и стал вспоминать, где и что строил. Но уже в силу возраста часто забывал кому и для кого. На стр. 69 упоминание им дома Мараевой в Серпухове.
Мы уточнили у А.Д. Пилипенко тот факт, что это единственное документально зафиксированное подтверждение авторства Р.И. Клейна в адрес особняка Мараевой. То же самое и по поводу церкви Жен Мироносиц, не сохранившейся сегодня в городе. Вопрос по авторству на сегодня открыт. Прямых подтверждений нет, но версия, что автором является Р.И. Клейн - имеется. А.Д. Пилипенко склонен считать, что автором здания является Александр Степанович Никитин. В списке работ, собранных по поводу присуждения звания Академика Р.И. Клейну в 1907г приводятся только два здания в Серпухове: Спасский и Всесвятский храмы.
Теперь нам хочется отметить и остальные стези известного архитектора. Это, прежде всего - преподавание, а также реставрация.
Роман Клейн оставил не только зримый след в архитектурной истории Москвы, но и духовный, проявив себя заботливым педагогом и воспитателем архитекторов будущего. Его помощниками в разное время были инженер И. Рерберг, архитекторы П. Заруцкий, Г. Шувалов, П. Евланов. Под руководством Клейна стажировался будущий академик Л. Веснин, в течение нескольких лет работал будущий академик Г. Бархин. Последний в своих воспоминаниях с большой теплотой писал об этом периоде своей жизни, отдавая должное корректности, тактичности и вкусу своего наставника, называя его «крупнейшим строителем дореволюционной Москвы. Архитектор много работал и преподавал до последнего дня своей жизни (3 мая 1924 года).
Архитектор Г. Людвиг, учившийся в то время у Клейна, вспоминал: «Не было случая, чтобы Роман Иванович отказал в консультации, в приеме студенту. Будучи больным в течение ряда лет, он отдавал нам весь свой досуг и праздники и даже ночи… Во время исполнения мною дипломной работы он назначал мне приемные часы по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов ночи. Ночные же часы были назначены и другим дипломникам – и это после упорной, напряженной дневной работы. Быть искренним в искусстве и честным в жизни – вот чему учил нас Роман Иванович».2
Во время революции и после Клейн остался в России и был востребован новыми властями. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. (См. Приложение № 8) Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Архитектор похоронен на Введенском кладбище Москвы.
2.2. Наследие Романа Клейна в Серпухове.
Начиная свое исследование, мы определили для себя главный вопрос: что связывало московского архитектора с нашим древним городом, как он оказался в Серпухове? Родственников у него в Серпухове совершенно точно нет, мы изучили его биографию. Проанализировав серпуховские строения Клейна, сопоставив периоды пребывания архитектора у нас, и московское наследие того же времени, мы предположили: в Серпухов Романа Клейна привели связи его с отцами города - серпуховскими промышленниками, и особое положение русского старообрядчества, с которыми они были связаны: Варгины, Коншины, Фирсановы, Мараевы.
Мы пришли к этому выводу, когда изучили историю появления в Москве комплекса Серпуховского кредитного общества на Ильинке-12. (См. Приложение № 2) Мы выяснили, что место возведения этого учреждения принадлежало ранее В.В. Варгину, который с предшественником Хрящевым возвел здесь доходный дом. Собственно «серпуховским» этот участок Москвы и стал, когда перешел в руки нашего «текстильного» магната В.В. Варгина. После его смерти, доходный дом перешел по наследству к племяннику Д. Варгину, который и завещал этот участок на Ильинке Серпуховскому кредитному обществу. А оно в свою очередь обратилось к Р. Клейну с просьбой реконструировать постройку, создать комплекс, достойный богатства серпуховских промышленников, что он и сделал в 1888г, а в 1904г сам же перепроектировал свое детище. Роман Клейн фактически выполнил 3 проекта этого комплекса, сегодня мы любуемся окончательным из них.
Возможно, именно так состоялось знакомство Клейна с серпуховским обществом. В Серпухове Клейн появляется после1888г, и три его постройки появляются в период с 1893 по 1896гг. Это: Храм Всех Святых в неовизантийском стиле близ Высоцкого монастыря, как усыпальница Коншиных, ( См.Приложение № 3)Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище в стиле историзм ( См.Приложение № 4)и Церковь Святых Жен Мироносиц в стиле необарокко на Московской улице.( См.Приложение № 5) Завершается серпуховский период возведением особняка А.В. Мараевой на ул.Чехова ( ранее- Фабричной) в 1912г. (См.Приложение № 6)
Помимо этого, долгое время считалось, что Р.Клейн являлся автором Покровской старообрядческой церкви, возведенной недалеко от особняка Мараевой. Сегодня авторство приписывают ученику Клейна - М. Пиотровичу. Но, при детальном изучении фасада храма и опираясь на внутреннее убранство интерьера, ряд современных исследователей творчества Клейна, в частности С. В. Сергеев, склонны считать, что рука мастера все-таки касалась возведения этого храма. Это и неудивительно, ведь М. Пиотрович был его учеником.
Итак, мы перечислили все постройки Р.Клейна в Серпухове. Богатое серпуховское общество промышленников и фабрикантов обратилось к Клейну неслучайно. Будучи в большинстве своем именно гражданским архитектором - промышленником, Клейн зарекомендовал себя в Москве и за ее пределами, и доверив ему свой московский заказ, серпуховичи не спешили с ним расставаться. В ряде источников нам попадалась информация об особых отношениях Клейна со старообрядческим купечеством в Москве. Это и позволило нам сделать такой вывод. Более того, А.Д. Пилипенко познакомил нас у удивительным фактом: оказывается, до постройки собственного особняка в Олсуфьевском переулке, Роман Иванович жил в доме В. Варгина в Москве в Крестовоздвиженском переулке. От него же мы узнали, что в Серпухов Клейн приехал как приемщик дома родильного приюта Солодовникова (1906г). Сегодня - это больница им. Семашко. Но это все уже после того, как были возведены часть построек в Серпухове.
Начало же всему положили в 1889г проект казарм для артиллерии 2-й Батареи. Это были части мирного времени, которые размещались рядом с батарейным лазаретом - ранее дом купца Боброва. Город решил построить для батареи постоянные казармы, т.к. части размещались в частных домах. Так вот проект этих казарм и был поручен Р.И. Клейну. Видимо, на частном уровне завязалось знакомство Клейна с отцами города. Он прибыл в город, но реализовать именно этот проект не удалось. А знакомства сохранились. И вылились в строительство уже других зданий, которые мы перечислил выше.
Успешное возведение зданий Серпуховского кредитного общества в 1888, потом «плодовитый» серпуховский период творчества, и вновь - реконструкция здания на Ильинке, где снова заказ поручен Клейну. Это ли не доказательство успешного сотрудничества Клейна с Серпуховом?
Мы также выяснили, что из 13 культовых сооружений, которые возвел архитектор в разных регионах, 3 было построено в Серпухове! Сегодня в надлежащем состоянии из них находится только Всесвятский храм. Это удручает. Церковь Святых Жен Мироносиц к сожалению не сохранилась, т.к. в 1941г была сильно повреждена и снесена. Да и авторство Клейна доказать пока не удается. А Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище реконструирован частично, и чтобы вернуть ему былую мощь и красоту требуются очень большие средства! Колокольня, являющаяся одновременно входом на кладбище разрушена наполовину, а сам храм безыскусно подлатан с помощью метода фрагментации снаружи, относительно обновлен внутри и там идут сегодня службы. Как выглядело строение 100 лет назад, мы можем судить только по фотографиям.
Мы убедились, что заказчиками построек являются наши именитые промышленники. Заказчиком Всесвятского храма явился Н.Н. Коншин. Изучение, памятников Серпухова, связанных с семьей Коншина заставляет поставить вопрос о том, что в городе предположительно имеются еще два многосоставных комплекса, связанных с творчеством Клейна по заказу Коншина. Первый - комплекс фабричных зданий Коншиных, включая дом и электростанцию, и усадьба Коншиных в Липицах. Рассуждения о такой возможности нам встретились у С.В. Сергеева, где он настаивает на детальном исследовании этого вопроса, поскольку видит в декоре этих зданий большое количество элементов, перекликающихся с московскими строениями. В частности: оформление фасадов в доме В.А. Морозовой на Воздвиженке, фабрикой Гюбнера, Онкологическим институтом на М. Пироговской, и заводом «Каучук» на улице Усачева.3
А.В. Мараева заказала Р. Клейну перестройку своего особняка, и, возможно - строительство Покровской церкви. Все мы знаем, какая прекрасная коллекция памятников средневековой русской культуры, а также французских и итальянских художников XV в, венецианцев XVIIIв, и «малых голландцев» XVII в была собрана А.В. Мараевой. Для размещения этой коллекции она и произвела перестройку старой усадьбы рядом с фабрикой по проекту, и, судя по прекрасному исполнению деталей, под личным руководством Р.И. Клейна.
В настоящее время наибольшее распространение получили две даты постройки дома: 1893 и 1896. Нам кажется боле предпочтительной первая дата, так как в 1896г архитектор уже участвовал в конкурсном проекте Музея изящных искусств в Москве. Конечно, это не может исключать того, что он параллельно мог вести другие строительные работы. Но качество исполнения дома Мараевой предполагает личное участие Р. Клейна в ведении строительства. Выбор Р. Клейна в качестве архитектора был по- видимому определен недавними крупными работами архитектора в Москве, получившим широкую известность. Исследователи сегодня находят в усадьбе А.В. Мараевой сходство с усадьбой В.А. Морозовой на Воздвиженке, (композиция фасада и внутреннее оформление дома), и от уже описанного нами здания Серпуховского кредитного общества (ранний вариант) - оконные проемы. И предвосхищением колоннады музея изящных искусств в Москве стали изумительные ионические колоннады, которые также перекликаются с колоннадой фасада дома Зибрехта в Москве, построенного Клейном перед началом работ над особняком А.В. Мараевой. И, как уже говорилось выше, предполагается, что Р. Клейн участвовал и в возведении Покровской церкви рядом с домом Мараевой, поскольку в оформлении фасадов и внутреннего убранства, в частности иконостаса, видится клейновкий почерк: волюты, оформление арок, резьба.
Спасский храм заказал серпуховский фабрикант - кожевенник В.Ф. Астапов на свои средства. Клейн его выполнил в популярном тогда «русском стиле» кон.XIX- нач. XXв. Эта церковь была настоящим украшением Занарья. Очередное сооружение московского архитектора отличается высоким качеством исполнения, хотя зданию присущи недостатки, свойственные в целом эклектике.
Мы не стали перегружать свою работу искусствоведческими деталями и историей, поскольку нам не позволяет это сделать формат, но в дополнение к ней мы выполнили практическую часть, а именно - интерактивную презентацию, в которую собрали предположительно все известные строения архитектора. Мы систематизировали их по хронологии и географическому принципу, где каждому строению уделили внимание, описав по возможности происхождение, историю и предложив где возможно искусствоведческий анализ. Презентация размещена на сайте нашего образовательного учреждения. Мы в свою очередь можем предложить виртуальную экскурсию с использованием данной презентации, а также продемонстрировать стадии работы над проектом в созданном нами видеоролике.
2.3. Нереализованные проекты Р.И. Клейна.
Академик Г. Бархин назвал Р.И. Клейна крупнейшим строителем дореволюционной Москвы. Профессор И. Цветаев называл Клейна «родным Московскому университету». Ученики Клейна считали его самым искренним в искусстве человеком.
Работая над исследованием, мы тоже поразились: во-первых, количеством строений (их более ста!), разбросом их по стране, и даже за границей, но самое главное - стилевым многообразием, утонченностью, максимальным вниманием к деталям, проработкой объемов и пространств! Пусть бы даже он построил только Музей изящных искусств - его бы узнали и почитали не менее, настолько грандиозным было это его детище!
После потрясений 1917г, архитектор не оставил свою практическую деятельность, он стал ее сочетать с преподаванием и музейной работой. Нам удалось выяснить, что Р.И. Клейн подготовил ряд проектов, но осуществить их так и не сумел. Назовем самые интересные. ( См. Приложении № 8)
В 1907г за церковью по линии Милютинского переулка( Малая Лубянка) Клейн спроектировал 5-этажное здание для увеличения помещений училища Св. Филиппа. Проект не осуществлен.
Замысел Р.И. Клейна о создании музея боевой славы России в составе комплекса Братского кладбища участников Первой мировой войны. Известен факт обращения архитектора в Московскую городскую Думу. Идея оказалась нереализованной из-за тяжелых условий Первой мировой войны (1914)
Одним из последних, неосуществленных проектов, хранившихся у потомков архитектора, и в настоящее время хранящихся в Отделе рукописей ГМИИ им.А.С. Пушкина, является проект пристройки к зданию Третьяковской галереи нового корпуса на месте современного Инженерного корпуса. Эта идея была связана с именем И.Э. Грабаря- выдающегося художника, реставратора, музейного деятеля. Будучи Председателем Попечительского совета галереи, Грабарь объявил о научной реорганизации Третьяковской галереи и создании ее исторической композиции. Продолжение роста собраний галереи, а также проведение научной обработки, организации в соответствии с уже сложившейся музейной практикой фондовых хранилищ и временных выставок естественно привели к необходимости строительства в составе Третьяковской галереи нового музейного здания, проект которого и разработал Р.И. Клейн. Но осуществлению замысла также помешала Первая мировая война.
В 1919г Р.И. Клейн создал проект трудовой школы. ( См. Приложения № 7). Сведения об осуществлении проекта в настоящее время не выявлены.По воспоминаниям вдовы архитектора Н.Н. Клейн, архитектор пытался едва ли не перебить активной деятельностью психологическую подавленность и страх, свойственный в этот период большинству деятелей русской культуры начала XXв, живших и работавший в новых условиях. В это время Р. Клейн преподавал на Архитектурном отделении инженерно - строительного факультета Московского высшего технического училища ( сейчас МГТУ им. Баумана) Тогда группа студентов написала обращение к Клейну, в котором резко указано, что он ведет их не по тому пути, который намечается в современной архитектуре, после чего Клейн был вынужден уйти из училища. Проект трудовой школы по понятным причинам не осуществлен.
3. Заключение.
Р. И. Клейн - великий архитектор посл. четв. XIX- нач. XXв. Только в Москве им создано более 80 строений, работал он и в других регионах, и даже в Бельгии. Мастер промышленной архитектуры, он создал более около 30 производственных комплексов и зданий, как мастер жилого строительства - два десятка особняков и загородных резиденций, 16 доходных домов в Москве. При его участии возведено 4моста, 1 электростанция, 8 образовательных учреждений, 2 дворца, 2 музея, 3 усыпальницы, 4 общежития, 4 больницы, более 13 культовых строений, 6 торговых комплексов, склады, здания банков, и общественных организаций. Мы насчитали более 100 строений, но предполагаем, что наш перечень не полный и есть место дальнейшим исследованиям клейновского наследия!
Нашему городу повезло попасть в сферу его интересов, сказалось его знакомство с московскими и серпуховскими фабрикантами и старообрядческим купечеством. Хочется надеяться, что в скором времени мы сможем довести до конца реставрацию серпуховского наследия архитектора и представить его многочисленным туристам и любителям русского искусства.
Сам архитектор очень трепетно относился к своим строениям и к той среде, в окружении которой они строились. Ему присуще особое, редчайшее для архитекторов рубежа XIX- XX вв чувство ансамбля. Тем особо диктуется наш сегодняшний призыв - сохранить и отреставрировать Спасский храм, который с такой любовью был возведен у нас. Он тоже представляет собой ансамбль совместно с колокольней, в свое время органично вписанных в местность Занарья, но так варварски разрушенных и безвкусно застроенных впоследствии при советской власти, затертых сегодня среди гаражей и домов. Не так представлял себе, конечно же, Р.И. Клейн свое детище в будущем. Дань уважения к архитектору, наш долг – исправить то, что можно исправить и воссоздать исторический облик храма и колокольни, как уже поступили с Всесвятским храмом и особняком Мараевой. И тогда наш город может со всей полнотой гордиться тем вниманием, которое когда-то оказал нам этот великий архитектурный Маэстро!
Источники
Банников Денис. Своя Москва Романа Клейна. К 160-летию со дня рождения архитектора./Строительный эксперт, 23.04.2018г.- URL: https://ardexpert.ru/project/12563. Дата обращения-28.06.2018.
Бруннек Н. Каменное зодчество Серпухова (XIV- нач. XX вв) - Серпухов, 2011
Жукова А.В. Как читать и понимать Москву: интенсивный курс-Москва: Издательство АСТ, 2018. – 192 с.: ил.
Крижевская Е. Архитектурная Москва. Путеводитель по зданиям и стилям- Москва: Эксмо,2018.- 340с.: ил.
Непомнящий Н.Н. Серпухов. История и достопримечательности.- М.: Вече, 2017.- 208с.
РГАЛИ, ф.1956, оп. 4 д.12 (Сведения предоставлены старшим научным сотрудником экспозиционно-выставочного отдела СИХМ.-А.Д. Пилипенко)
Сергеев С.В. Архитектурное наследие России. Роман Клейн, М.: ИД Руденцовых, 2016г.- 672с.: ил.
Сорокин В.В. По Москве исторической.- Москва: Издательский Дом ТОНЧУ, 2006.- 464с.
Приложения.
Приложение № 1. Роман Иванович Клейн.
Приложение № 2. Комплекс Серпуховского кредитного общества на Ильинке-12, Москва.
Приложение № 3. Храм Всех Святых близ Высоцкого монастыря, как усыпальница Коншиных.
Приложение № 4. Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище.
Приложение № 5. Церковь Святых Жен Мироносиц на Московской улице. (Не сохранилась, авторство Клейна предположительно)
Приложение № 6. Особняк А.В. Мараевой на ул.Чехова
Приложение № 7 . Проект трудовой школы ( неосуществленный проект ).
Приложение № 8. Список нереализованных проектов Р. Клейна.
Проект перестройки Третьяковской галереи (1914, Москва), не осуществлён;
Проект жилого и хозяйственного флигеля во владении П. А. Гуськова (1915, Москва, Чистопрудный бульвар), не осуществлён;
Конкурсный проект мемориальных музеев на Московском братском кладбище (1915, Москва, Сокол);
Проведение подготовительных работ по реставрации зданий Московского университета (1915—1916, Москва);
Корпуса фабрики Акционерного Общества «Каучук» (1915—1916, Москва, улица Усачёва, 11);
Проект превращения Московского Кремля в музейный городок (1917, Москва), не осуществлён;
Храм-усыпальница семьи Левченко (1910-е, Москва, Донской монастырь);
Конкурсный проект Дворца отдыха со службами (2-я премия) (1920-е), не осуществлён;
Конкурсный проект надстройки здания Биржи (3-я премия) (1920-е, Москва, улица Ильинка), не осуществлён;
Конкурсный проект посёлка для Грознефти, совместно с А. А. Андреевским (1920-е), не осуществлён;
Конкурсный проект рабочих жилищ для Донбасса (1920-е), не осуществлён;
Проект перестройки фабрики «Проводник» для Русско-Германской выставки (1920-е), не осуществлён;
Проект перестройки завода и столовой в Филях (1920-е);
Проекты совхозных птичников, крольчатников и др.(1920-е, пос. Тарасовка Московской области);
Типовые дома для рабочего посёлка Грознефти, совместно с А. А. Андреевским (1920-е), не осуществлены;
Проект завода по первичной обработке льня и пеньки для совхоза при Совнаркоме (1920-е);
Проект школы имени В. И. Ленина (1920-е), не осуществлён;
Проект трудовой школы для Северной железной дороги (1920-е), не осуществлён;
1 Непомнящий Н.Н..Серпухов. История и достопримечательности.- М.: Вече, 2017, Стр.104.
2 Банников Денис. Своя Москва Романа Клейна. К 160-летию со дня рождения архитектора./Строительный эксперт, 23.04.2018г.- URL: https://ardexpert.ru/project/12563. Дата обращния-28.06.2018.
3 Сергеев С.В. Архитектурное наследие России. Роман Клейн., М.: ИД Руденцовых, 2016г, стр. 419.