Древнейшие памятники КЧР как источник изучения истории народов КЧР

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Древнейшие памятники КЧР как источник изучения истории народов КЧР

Аджиев М.К. 1
1"СОШ №3 им. Х.У. Богатырева"
Джатдоева Л.А. 1
1"СОШ №3 им. Х.У. Богатырева"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя исследовательская работа будет посвящена древнейшим историческим памятникам в Карачаево-Черкессии. Почему я выбрал именно эту тему? До сих пор меня как-то особо не интересовал этот вопрос. Но мой руководитель предложила эту тему, она рассказала об истории становления народов КЧР. Мой руководитель, Джатдоева Лейла Алиевна, еще в 80-90хх годах часто выезжала с учащимися в походы на наиболее интересные места КЧР. Даже был, случай, когда они случайно наткнулись на отвалившийся археологический слой у дороги, где дети обнаружили наконечники стрел и остатки стеклянных бус. На самом деле это очень увлекательно, жалко, что сейчас таких поездок нет.

Сколько интересных исторических древних памятников находится на нашей территории! Сколько возникает споров из-за очередных археологических находок! А сколько еще тайн скрыто в земле нашей родной республики! С каждым годом, при очередных раскопках, что-то открывается, а что-то становится еще таинственнее и как хочется принять в очередном открытии личное участие, увидеть, почувствовать и потрогать новые находки руками! Поэтому я решил для себя, для начала узнать больше об истории открытий самых значимых исторических памятников КЧР. Проследить этапы развития карачаевского народа, опираясь на археологические раскопки разных эпох и времени. Попробовать найти связующие факты того, что народы Карачаево-Черкессии, не смотря на разный язык, тесно связаны между собой нитями истории.

ГЛАВА I

Итак, начать я хотел бы свою работу с небольшой этнографической экскурсии.

Многонациональная КЧР расположена на северо-западе Кавказских гор, занимая одно из самых красивых уголков нашей Родины - России. В ней проживают карачаевцы, ногайцы, русские, абазины и представители ряда других наций.

История народов КЧР уходит корнями в древние времена, она является уникальной, ведь с незапамятных времен народам Европы и Азии известны горные перевалы Главного Кавказкого хребта: Клухорский, Санчирсий и Марухский, являвшиеся ответвлениями Транскавказкого отрезка Великого шелкового пути. До сих пор сохранились их остатки в Нижнем Архызе и на подъеме на гору к крепости Тамар.

В связи с этим здесь возникло много поселений с прекрасными архитектурными сооружениями, сохранились до наших дней памятники погребального, культового и оборонительного назначения. Это Хумаринское Городище, Нижне-Архызское городище, Великий Шелковый путь, Дольмены, Курганы майкопского времени.

Археологические памятники (мустьерские орудия, найденные вблизи станиц Кардоникская, Зеленчукская, на стоянке Явора и на р. Джегонас) свидетельствуют о появлении человека на территории К.-Ч. в эпоху среднего палеолита, 100-40 тыс. лет назад. Вблизи с. Маруха была найдена раннемезолитическая стоянка, где обнаружены кремниевые резцы, скребки, пластины, а также ножи, кинжалы и боевые копья. У аула Кубина и в долинах рек Б. Зеленчук, Джегута, Овечка обнаружены ножевидные пластины, скребки и вкладыши, возраст к-рых определяется в 8-6 тыс. лет. Неолитические стоянки открыты в долине р. Кубани, вблизи г. Усть-Джегута, и на р. Овечке, недалеко от Черкесска. Здесь найдены каменные орудия, созданные 6-5 тыс. лет назад. На сев. окраине Усть-Джегуты обнаружены курганы майкопской культуры (сер. III тыс. до н.э.). В этом же районе, а также у с. Дружба, аулов Бесленей и Адыге-Хабль раскопаны курганы северокавказской культуры (III-II тыс. до н.э.).

На заре человеческой истории люди освоили два основных пути переселения из Передней Азии на Кавказ. Восточный – через Малый Кавказ, Центральное Закавказье к Каспию и западный – через Малую Азию к Черному морю. Оба пути вели на Северный Кавказ в обход Главного Кавказского хребта. Именно так стал проявляться этнический пласт на первом этапе формирования. Он завершился в эпоху ранней бронзы, в майкопское время. На протяжении всего 2 тыс. до н.э. Развитие северокавказских племен шло по тому же пути взаимодействия со степняками, носителями сначала ямной, потом катокомбной и срубной культур.

На заре бронзового века (III тысячелетие до н. э.) на Северо-Западном Кавказе сложи­лась яркая и оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, называемая Майкопской (наименование получила от местонахождения первого крупного курганного погребения и гробницы ее носителей, исследованное в 1897 г. арх. Веселовским Н. И. близ г. Майкопа).

Майкопская культура сформировалась под влиянием северян-степняков переместившихся на Северный Кавказ из Волжско-Уральского региона, и далее перебрались, большая часть в Переднюю Азию. О чем свидетельствуют находки южного происхождения артефактов бусы из минералов, которых нет в природе Кавказа бирюзы, лазурита, сердолика, халцедона, а также раковин каури заменители денег. Эти вещи попали на Кавказ из Месопотамии с греч. «Междуречье»), также Двуречье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии).

К майкопской эпохе относится и часть каменных идолов, обнаруженных на Центральном Кавказе, т.е. в этот период предки современных карачаево-балкарцев стали высекать монументальный образ человека - антропоморфные каменные стелы. К этому же периоду относится и появление мотива и небесной ладье отразившиеся на погребальных выкладках позднемайкопских курганных памятников, а также изображения на керамике и бронзовых изделиях. В фольклоре встречаемся с противостоянием орлицы и змеи, орел поднимает героя Сосрука из подземного мира, эта триада зафиксирована у тюрков Алтая и Саян. Параллели между Кавказом и Месопотамией прослеживаются в мифах о небесном быке, обнаружены фигурки золота и серебра. Бычков нанизанных на трубочки, парные изображения собак (на царском мавзолее из Кяфарского городища)(рис 22).

В преддверии эпохи раннего железа, в Приэльбрусье и на Центральном Кавказе история развивалась более спокойно. Пришельцы-степняки полностью растворялись в среде аборигенов, о чем красноречиво говорят памятники материальной культуры рубежа и первых веков 1 тыс. до н. э.

Кобанская археологическая культура является преемницей северокавказской культуры. Блестящая и богатая культура, существовавшая на Северном Кавказе в XII-IV вв. до н.э., стала известна в результате раскопок. Она распространена на огромной территории высокогорий, предгорий, и равнин Центрального и Западного Кавказе. Свое название культура получила по месту находки ярких памятников культуры кобанской эпохи бронзового - начала железного века, в с. Верхний Кобан в Осетии. Ее носители занимали пространство от Северного Дагестана на востоке до верховий Урупа на западе.

«Кобанцы» изготавливали изделия из бронзы и железа, развивалось скотоводство и земледелие, именно в «кобанский» период сформировался самый древний пласт нартского эпоса, а также завершается процесс сложения субстрата карачаево-балкарского народа. С этого периодов материальной культуре карачаево-балкарского народа сохранились могилы с прямоугольными и овальными выкладками из крупных камней. Предметы кобанской эпохи (оружие, орудия труда, украшения) исследованы у аулов Карт-Джурт, Учкулан, Теберда, Сары-Тюз, Индыш.

В позднекобанское – скифское время (вторая половина VII – IV вв. до н.э.) формы погребальных сооружений были весьма разнообразны. Это бескурганные захоронения в каменных ящиках (Тамгацик, Исправная), в ямах – овальных, прямоугольных, края которых на поверхности были выложены камнями (Кызыл-Кала, Тамгацик), в сооружениях из камня, каменных плит (Тамгацик, Учкулан). Под курганами мы находим каменные ящики (Домбай), сооружения из досок и булыжников (Дружба). Обнаружены кремационные захоронения, относящиеся к кобанско-скифской эпохе (Карабашево, Кумыш, Терезе, Эшкакон, Тохтамышевский могильник на Бийчесыне).. К скифскому времени относится женская каменная статуя у Преградной. Таким образом, на территории Карачаево-Черкесии есть памятники всех трех периодов Кобанской культуры.

Погребальный обряд в сарматское время (III в. до н.э. – IV в. н.э) изменился умерших хоронили без курганов и под курганами. Бескурганными были захоронения в продолговатых ямах, стенки которых были обставлены камнями; в грунтовых ямах, покрытых каменными плитами; в каменных ящиках, в каменных гробницах. Известен бескурганный дольменообразный склеп с захоронением этого периода (Кобу-Баши). Под курганами были прямоугольные ямы, стены которых были обложены камнем (Терезе). Костяки лежали вытянуто, на спине. Встречаются перекрещенные голени и деформированные черепа (Адиюх). Ориентировка в основном западная, но есть и другая. Перечисленные захоронения принадлежат местным племенам, в какой-то степени воспринявшим черты сармато-аланского погребального обряда.

И уже с первых веков, до монгольского завоевания на Северном Кавказе плотной массой жили аланы. Об этом пишет римский автор IV века нашей эры Аммиан Марцелин:«В другой стороне близ поселения амазонок живут аланы, обращенные к востоку и рассеянные между многолюдными и обширными племенами; [их владения приближаются] к азиатским землям и простираются, как я узнал, до самой реки Ганга, пересекающей индийские земли и впадающей в южное море…».

В 40-49-е гг. разразилась война между Римом и босфорским царем Митридатом. Сарматы к тому времени представляли собой раздираемую внутренними противоречиями племенную конфедерацию. Этим чрезвычайно умело воспользовались римляне и босфорский царь. За первых выступили сарматы-аорсы, Митридата поддержали сираки. В результате чего одно из мощнейших сарматских племен-сираки почти полностью были разгромлены, а аорсы, хотя и оказались на стороне победителей, также были ослаблены. Ослабление сираков и аорсов привело к тому, что господствующее положение в сарматском союзе племен захватывают Аланы. По этому поводу римский автор IV в. н.э. Аммиан Марцелин писал, «что они (аланы) подчинили себе все (сарматские) племена и распространили на них свое название». Уже в I в. н.э. Сенека-младший, один из современников императора Нерона представляет алан, как врагов империи на Дунае. Другой античный писатель Лукан (ум. 39 г. н.э.) знал алан, как обитателей Кавказа. Иверские- грузинские цари старались иметь алан в качестве лояльных северных соседей и союзников в борьбе с Арменией и Парфией. Подтверждением тому является то, что мать знаменитой грузинской царицы Тамары была аланской княжной(рядом с нынешним городом Карачаевском находится некрополь царицы Тамары). Главный проход через Кавказ в то время уже получил название Дар-и-Алан - ворота алан. Не раз в 35 и 72 гг., в 134, 213гг. н.э. проходили через них в свои закавказские походы аланские конники. Высока была политическая значимость алан и в Северном Причерноморье. Так, на Босфоре содержался целый штат переводчиков для сношений с аланами.

Восточные гунны обитали у пределов Китая, а территория западных гуннов тесно соприкасались с владениями сармато-аланских племен. Около 370 года н.э. гунны, перейдя Волгу, сломили сопротивление алан, часть которых присоединили к себе, а другую часть оттеснили далее на запад и в горные районы Северного Кавказа.

Ушедшие на запад аланы, после разгрома гуннов, дошли до Франции, Испании, Африки. На территории нынешних Алжира, Марокко и Туниса ими было создано Алано-Вандальское государство.

Впоследствии эти аланы ассимилировались в среде местных племен, на картах которых и сегодня существуют топонимы (географические названия), в которых сохранился этноним «алан». Испанский этнограф Хосе-Мануэль Гомес-Табанера отмечает, что тюрки-аланы принимали участие в этногенезе испанцев. Отступившие в горные районы аланы заняли весь Центральный Кавказ от Лабы до Чечни и Ингушетии.

Вот немного из истории, что я нашел в литературе, заметках, из разговоров со своим учителем. На самом деле, чем больше я начинаю узнавать, тем больше понимаю, что ничего не знаю, как когда-то сказал Сократ и перефразировал А. Эйнштейн. Столько недоказанных гипотез и противоречивых высказываний, наверное, каждый народ пытается повернуть историю в вою сторону и доказать, что он самый великий и это вполне естественно. Поэтому, я постараюсь поподробнее изучить более известные находки с наглядным материалом.

Городище Башлак-Кулакъ, V-IV вв.до н.э.

Археологи Карачаево-Черкесии обнаружили в 2017 году на окраине аула Сары-Тюз городища, относящегося к поздней Кобанской культуре. Здесь в долине Желтой Земли (Сары Тюз) уже много лет ведутся исследования различных научных организаций, а с прошлого года проходят разведки и практика студентов исторического факультета под руководством кандидата исторических наук, доцентакафедры всеобщей истории Марины Назировны Кубановой и заведующего археологическим музеем КЧГУ Ахмата Юсуфовича Айбазова. Раскопки проходят под постоянным контролем ведущего сотрудника Центра археологических и этнографических исследований Карачаево-Черкесского государственного университета, археолога Веры Александровны Меньшиковой.

В результате проведенных раскопов подтвердилось предположение о том, что над аулом Сары-Тюз в ущелье Башла-Кулак по типу потеррасных поселений верховьев Кубани было организованно укрепленное городище предков карачаевцев. Это большой памятник позднекобанской культуры V-IVвв. до н.э., представляющий для исследователей большой научный интерес. Древнее городище, названное по месту своего расположения Башла-Кулак, изобилует разнообразными находками и артефактами (рис 2,3,4, см. Приложение ).

 Ранней весной хорошо видны особенности исследуемой местности: просматривается планировка домов и прилежащих к ним участков, узких улочек, остатков хозяйственных построек (рис 1), центральной башни – скорее всего цитадели, защищенный въезд на городище, забутованные стены, укрепленные ворота, большие загоны для скота и т.д. В общей сложности, по результатам предварительных исследований и наблюдений, в состав укрепленного поселения входило более 200 домов (пока точно установлено 61 сооружение, 10 стен, 12 каменных набросов и 2 загона для скота). С развалин цитадели хорошо просматривается соседствующее с юга, но построенное несколькими веками позже Хумаринское городище (Схимар). Дата еще будет уточняться и, вполне возможно, приближена к рубежу эр. Скорее всего, открытое археологами поселение было ровесником и практически идентично тому, на месте которого, по прошествии многих веков и возникло Хумаринское. Оба поселения вполне могли поддерживать между собой связь и в случае опасности сигнализировать друг другу с помощью огня и дыма, разводимых на верхних этажах башенных перекрытий. 

Население занималось земледелием и скотоводством, о чем свидетельствует большое количество зернотерок(рис.3) и костей домашних животных. Женщины обрабатывали шкуры и шерсть, изготавливали молочные продукты, вполне возможно, что-то наподобие айрана, масла, сыра. На раскопе были обнаружены черепки больших широких мисок с проделанными в них на расстоянии 1-1,5 см дырочками и кольцевым поддоном для слива. Лепились такие изделия для того, чтобы в них, по типу современных дуршлагов, можно было отстаивать сыр и творог. Находки небольших пряслиц свидетельствуют и о производстве нитей для льняных и конопляных тканей. Очень большое количество амулетов, сделанных из плюсневых костей мелкого рогатого скота, говорит о языческих верованиях древних кобанцев (рис. 4).

На городище были найдены 15 обработанных костей для игры в альчики – одной из самых древних игр, дошедших до наших дней. Альчик – это кость коленного сустава овцы или барана. В одной из них была просверлена насквозь дырочка, возможно, для того, чтобы альчик можно было подвесить как приносящий удачу талисман. Также были найдены и другие трофеи, обереги, два бронзовых наконечника стрел, позволяющих датировать находки IV–III вв. до н.э., бронзовые пуговицы, фрагменты булавок для одежды. Культурный слой на городище доходит от 0,70 м до 1,5 м и дает исследователям надежду на еще большее количество интересных находок.

Раскопки еще молодые, пока открыто 100 квадратных метров, где обнаружено древнее жилище, фрагменты керамической посуды и бронзовые изделия - женские украшения и наконечники стрел. И мы все с нетерпеньем ждем продолжения раскопок, чтобы больше узнать о быте и жизни того времени….. 

1.2 Археологические находки III-Vвв.

1.2.1 Захоронение знатной женщины III-V вв. н.э. Могильники в г.Карачаевске.

О том, что аланы жили и на территории города Карачаевска, говорят археологические находки, сделанные еще 2008 году. Такое захоронение было найдено возле реки Теберда, по улице Курчатова. Видимо на этом месте в древние времена находилось кладбище, так как при постройке фундаментов, подвалов, колодцев жители этой местности находят много разграбленных могил. Это катакомбное сооружение длиной 2 метра, высотой 1.5 метра. На полу разбросаны кости скелета человека. Череп находился в очень хорошем состоянии, сильно деформированный, вытянутый, имел форму огурца. Сохранились почти все зубы. Хозяин дома, Биджиев Э.Р., стоматолог определил возраст умершего. Это мужчина сорока-сорока пяти лет. В черепе, на темени небольшое отверстие. Кроме останков человека по углам захоронения два разбитых кувшина. Также на этой улице напротив дома Биджиева Э.Р. , при постройки фундамента, для забора хозяином дома Сливко Г.И. было найдено женское захоронение. Все артефакты он подарил в школьный музей (рис. 5,6).

Список найденных предметов:

Кувшин, высотой 40 см.

Браслеты 2-х видов. Круглые

Бусы различной формы.

Застежка или фибула для одежды.

Остатки двух ножей.

Футляр овальной формы.

Предмет, напоминающий собой женскую шпильку для волос.

Остатки бус.

Бронзовое зеркало.

Некоторые находки нас озадачили, т.к. мы не могли понять их назначения. Встретившись с археологами Элькановым М.Б. и Долаевым А.С., работниками краеведческого музея г. Черкесска мы узнали интересную информацию. По их словам захоронения датируются III-V вв нашей эры. Это аланское погребение и похоронена в нем женщина. Судя по предметам, найденными в могиле, эта женщина была из богатого и влиятельного рода.

Теперь о самих находках

1.Кувшин в очень хорошем состоянии, абсолютно целый. Он имеет носик со сливом, яйцевидной формы, изготовлен из черно-серой глины. Отличительной чертой этой керамики являются тонкие стенки, хорошо отточенное место, содержащие блестки слюды. Тулово снабжено вертикальными ребрами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. По бокам, на одинаковом расстоянии находятся 2 налепных соска с отверстиями, через которые протягивалась веревка и кувшин подвешивался. Имеет зооморфную форму ручки. Скорее всего - это погребальный сосуд. Исходя из приведенных характеристик, кувшин относится к III веку нашей эры, т.е. к «Кобанскому» периоду.

2.Женские украшения:

Две пары наручных браслетов из оловянистой бронзы, круглые в сечении с утолщенными концами. В зависимости от количества в сплаве олова, цвет бронзы давал различные оттенки: от красноватого, золотистого и до белого. В связи с модой, концы браслетов меняли свои формы. На конце браслета идет орнамент (местные мастера).

3.Фибула-заколка для верхней женской одежды. Сделана из бронзы.

4. Женский косметический набор. Подвешивался колечком к фибуле. От кольца свободно подвешены зубочистка, ухочистка. Кроме этих 2-х принадлежностей женского туалета должен был быть и третий-ложечка с отверстиями. Это ситечко для просеивания пудры или белила.

5. Бусы. Они различной формы и довольно разнообразные по материалу и величине. Среди них преобладают стеклянные и пастовые бусы, крупной, цилиндрической, шарообразной, катушкообразной формы. Синие бусы из стекла привезены из Византии, а также из Передней Азии.

6. Ножи. Железные ножи - частые находки в погребениях III-VII веков. Они мало отличаются от современных ножей. Отличаются они между собой только размерами, которые колеблются от 10-12 до14-20см. Рукоятки изготавливались из дерева или кости. Женщины того периода, из богатых родов носили по 2 ножа, один маленький в виде маленького кинжальчика, другой большего размера для самообороны.

7.Флакончик или бубен из бронзы тонкой работы. Встречаются 2 вида бубенчиков. В нашем случае бубенчик овальной формы. Внутрь клался камешек и при движении он издавал звук, как колокольчик. Это своего рода подвеска женского гардероба. Работа не местных мастеров, привезенная из Передней Азии.

8. Бронзовое зеркальце.

1.2.2 Открытие Байтал-Чапханского катакомбного погребения IV-V вв.

Археологическим памятником алан, является Байтал-Чапханское катакомбное погребение IV-V веков у горы Эльбуран. Открыт он был в 1941 г. при строительстве шоссейной дороги между аулами Эльбурган и Кубина. Могильник располагался на высшей точке водораздела Кубани и Малого Зеленчука, к югу от горы Эльбурган, в местности, называе­мой Байтал-Чапкан.

В склоне невысокого холма были обнаружены могилы в виде высеченных в грунте больших камер или катакомб со сводчатым потолком, к которым вели с поверхности колодцеобразные глубокие и узкие входы. Вход соединялся с камерой маленьким (0,4—0,6 м) отверстием, плотно за­крывавшимся каменной плитой. В камере на земляных нарах, покрытых первоначально войлоком, полагался умерший. У ног погребенного, в углу камеры, часто в специально выдолбленной нише, стоял крупный глиняный кувшин для воды или для молока. В стене камеры, налево от входа, кроме того, выдалбливались маленькие ниши для неболь­ших сосудов с пищей. На дне камеры, возле ниш, лежа­ли ребра овцы; это были остатки бараньей туши, поло­женной когда-то умершему. У всех погребенных были искусственно деформированы черепа. Это достигалось тем, что новорожденному ребенку кожаным ремешком туго стягивали голову, и она становилась вытянутой, приобретая форму огурца. Эта традиция была распространена на всей территории алан в ранний период их истории.

Что еще меня сильно заинтересовало, это то, историки и археологи уверены, что возле этих могильников проводились празднества, скорее всего праздники жертвоприношений. Как именно проходили эти празднества, установить не могут. Для этого нет данных, но самый факт устанавливается с достоверностью. В двух случаях на могильнике обнаружены погребения че­репа и конечностей ног лошади. Ноги лежали попарно, од­на пара впереди, другая — за ней; прикрывал их череп. Все это помещалось в маленькой и неглубокой ямке, вырытой настолько, чтобы кости были скрыты землей. Можно предполагать, что во время празднества жертвенное жи­вотное съедалось участниками празднества, а голова и конечности ног погребались для божества. По всей вероятности, божество это было связано с культом умерших, с «загробным миром».

Интересен тот факт, что подобные захоронения головы и конечностей ног лошади обнаружены в последние годы на одном из островов Дании (о. Борнхольм). Возможно, что обычай этот занесли туда пришельцы с Северного Кавказа или из Азии, захваченные волной так называемого «великого переселения народов» ( IV — VI вв. н. э.).

1.3 Хумаринское городище. Город-крепость, объединяющий народы.

Тюркские племена Болгарской группы (болгары и хазары), по мнению большинства ученых, так же сыграли существенную роль в формировании карачаевцев. Наличие их на Кавказе зафиксировано письменными источниками уже с первых веков нашей эры. Сирийский автор III в. сообщает, что отдельные группы болгар были на Кавказе еще во II в. до н.э., в правление армянского царя Аршака (131-118 гг. до н.э.). О том, что болгары обитали на Северном Кавказе пишет греческий Хронограф - источник 354 г. Здесь они жили по соседству с тюрками сабирами и аланами. В эпоху распада Западнотюркского каганата болгарское объединение племен во главе со знатным родом Дуло поддерживало одну из тюркских группировок, боровшихся за власть в каганате, хазары — другую; считается, что после распада Западнотюркского каганата в середине VII в. к ним бежал «царевич» из рода Ашина, что дало правителям хазар право именоваться «каганами». Тогда хазары подчинили и, возможно, частично ассимилировали савиров и разгромили Великую Болгарию. По данным еврейско-хазарской переписки X в. (письмо хазарского царя Иосифа), хазары преследовали врагов до самого Дуная — за Дунай откочевала болгарская орда Аспаруха. Оставшиеся под властью хазар болгары именовались «черными» (что, возможно, указывало на их подчиненное положение). Очевидно, что эту победу хазары могли одержать, опираясь на союз с аланами, занимавшими центральную часть Предкавказья К 70-м гг. VII в. под властью хазар оказались многочисленные народы Северного Кавказа, Северного Причерноморья, Крыма, в том числе древние города, пережившие гуннское нашествие, — Фанагория, Кепы и др.; хазары временно владели Дербентом и византийским Херсонесом, у них появились собственные города на Северном Кавказе; основу населения формирующегося Хазарского государства составляли тюрки-болгары и другие тюркоязычные племена, аланы и угорские племена, в том числе предки венгров.

Хумаринское городище VIII-Х веков н.э. расположено в Карачаевском районе, над аулом Хумара, на правом берегу реки Кубань на одноименном скальном плато, расположенном на правобережье верхнего течения Кубани на высоте более 1000 м над уровнем моря. Памятник многослойный (нижний горизонт датирован VIII-VI веками до н.э., верхний – VIII-Х веками н.э.). Тут были обширные поселения, остатки которых видны до сих пор. Благодаря выгодному стратегическому положению городище характеризуется как «железные врата» Алании, защищавшие пути по Кубани и Теберде вверх в горы и к перевалам в Абхазию. Вершина горы, на которой находится городище, имеет столь выразительный и необычный силуэт, что невольно обращает на себя внимание путешественников своим усеченным конусом(рис 7).Городище – уникальный памятник раннесредневековой фортификации. Он является памятником федерального значения и по праву признается неотъемлемой частью мирового культурного наследия.

С трех сторон Хумаринское плато недоступным сделала сама природа: его западный край обрывается к долине Кубани, северный ограничен бал­кой Инал, а с юга и юго-востока – балкой Шугара. С остальной частью горного массива Скалистого хребта это плато соединяет лишь узкий перешеек с северо-востока.Хумаринская крепость действовала в эпоху Хазарского каганата (VIII-X вв.) – первого государства на Юго-Востоке Европы, включавшего в период расцвета не только Северный Кавказ, но и Крым, низовья Волги, Дона. Создателями городища были тюркские племена болгар (булгар) и хазар.

Значительная часть городищ и многочисленных селищ VIII-X вв., исследованных на Центральном Предкавказье (в т.ч. на территории КЧР) относится к памятникам болгаро-хазарского населения. Видимо, непосредственное участие в строительстве крепости приняли опытные мастера из Причерноморья, в том числе из Византийской империи, которая в то время была союзницей Хазарии.

Крепость имела для каганата стратегическую значимость. С востока, со стороны предкавказских степей – через легкодоступные перевалы Гумбаши, Гитче-Айры и Уллу-Айры – мимо крепости шла старинная дорога в долину Кубани. В нескольких километрах южнее Хумаринского плато она раздваивалась, и далее маршруты вели к Черному морю по Кубанскому ущелью (через перевалы Махар и Чипер-Карачай) и по Тебердинскому ущелью (через Клухорский перевал). Таким образом, крепость контролировала часть коммуникаций северокавказской ветви Великого Шелкового пути, действовавшей еще с VI в.

Предполагается, что Хумаринская крепость являлась главным административным и военным центром хазар, болгар, аланов на Северном Кавказе. Одним из основных факторов развития Хумары, как города-крепости было его выгодное географическое положение.

Интересна история находки Хумаринского городища. Помог случай. В 1960 году Хумаринский совхоз, не зная, что здесь находится интереснейший исторический объект, начал добывать тесаный камень из холма – ( бывшей цитадели) для строительства животноводческих ферм. Камни свозили вниз, в Хумару. Здесь их увидел учитель Д.Х. Бесленеев, обративший внимание на какие-то непонятные знаки, покрывавшие лицевые стороны плит. Срисовав несколько знаков, он послал их в Академию наук СССР. С этого момента были приняты меры по спасению этого великолепного исторического памятника.

Частью сложной оборонительной системы были многочисленные сторожевые башни. Глубокий ров (4-5м) длиной более 1 км надежно защищая крепость и обширные сельхозугодия(рис 8). Неподалеку проходила военная и торговая трасса, соединяющая страны Востока и Запада. Город-крепость был не только важным стратегическим пунктом античности и средневековья, но и центром ремесел и торговли. Во время раскопок найдено много обломков богато орнаментированной керамики, глиняные пряслица и т.д. На средневековом слое обнаружена красноглиняная керамика. Но наиболее оживленно жизнь города протекала в VIII-X вв.

Хумаринское городище, является эпицентром северо-кавказских рунических надписей(рис 9). Для него характерно большое количество рунических символов, букв и слов на стенах и зданиях. Они были сделаны не только после, но в процессе возведения крепости — граффити были обнаружены на блоках внутренней кладки стены, некоторые символы были обнаружены даже под слоем известкового раствора. Чаще всего встречаются изображения сошки , трезубца , свастики, буквы Х и Н, а также очень характерная для протобулгарских находок на Дунае буква Y(рис10). Керамика как местная (фрагменты кувшинов, горшков, пифосов, корчаг, сковородок и др.), так и импортная (обломки красноглиняных кувшинов и амфор) собрана на Хумаринском городище. Красноглиняные кувшины завозились из ремесленных центров Крыма и Приазовья. Амфоры с вином, маслом и, возможно, нефтью доставлялись из Северного Причерноморья, Приазовья, Подонья.

Местные мастера изготовляли глиняные пряслица, железные ножи, ножницы, наконечники стрел, оселки, пуговицы, бронзовые украшения (серьги, бляшки и другие), металлические зеркала(рис 11,12). Таким образом, на Хумаринском городище было развито кузнечное, оружейное и гончарное дело, ювелирное искусство. На высоком уровне было и строительное мастерство.

На Хумаринском городище найдены византийская монета и серебряная иранская монета. Стеклянные сосуды из хумаринских погребений сирийского происхождения; янтарные бусы попали сюда из Приднепровья. Еще до революции на Хумаринском городище найдено бронзовое зеркало с китайской надписью. Эти находки лишний раз доказывают, что Хумаринское городище было не только стратегическим, но и экономически важным объектом для Хазарского каганата.

1.4 Нижне-Архызское городище.

Экономический и военно-политический упадок Алании совпал с началом монгольской экспансии в Восточной Европе. В 1238-1239 гг. монголами был предпринят поход против горных алан. Самым крупным событием в этом походе была зимняя, полуторамесячная осада аланской столицы (современный Нижний Архыз), города М.К.С ( Мингас-Маас). После взятия столицы алан, послано было донесение верховному хану Угэдею от Бату-хана: «Силою вечного неба и величием великого дяди (т.е. Угэдея) мы разрушили город Мегет (М.К.С., Мингас) и подчинили твоей власти 11 стран и народов».

15 лет спустя путешественник Г. Рубрук писал: «Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха (сына Батыя) двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы аланы не выходили из гор».

Изменения, явившиеся результатом монгольского нашествия, подорвали весь прежний уклад в жизни Алании. Алания вошла в состав Золотой Орды.

Нижне-Архызское городище простирается на четыре с половиной километра, тут отчетливо выделяются улицы и переулки, развалины храмов, жилых домов и хозяйственных построек, могильники и даже дохристианские святилища. По мнению некоторых исследователей этот древний город мог быть столицей Аланского государства — Магасом (Ма’асом), описанным арабским историком Аль-Масуди.

Раскопки, которые проводились в Нижне-Архызском городище в 19 и 20 веках позволили более точно датировать время существования этого аланского города. Появился он примерно с 8 века и первоначально был чисто языческим поселением. Христианство пришло сюда с начала 10 века. К этому же времени относится и строительство трех монументальных храмов, которые и сегодня украшают эту горную долину. На сегодняшний день это древнейшие христианские памятники храмового строительства на территории современной России.

Город был расположен в важной точке на пути следования караванов Великого Шелкового пути, здесь был крупный торговый пункт, где купцы могли производить обмен товаров, остановиться на отдых. Сначала город был языческим, но предположительно в 9 веке, то есть раньше, чем Киевская Русь, здесь утвердилось христианство. А здешние храмы считаются самыми древними христианскими храмовыми постройками на территории России! По мнению археологов, здесь было не менее 14 христианских храмов, подобная концентрация является большой редкостью. Но сохранились из них только три.

В настоящее время от древнего города практически ничего не осталось. По предположениям археологов, здесь было больше 800 построек, как жилого, так и хозяйственного назначения. Жилые дома были небольшими, всего из двух-трех комнат, но, так как рядом находится горная река, часто разливавшаяся из-за таяния ледников, у многих домов были цокольные этажи, спасавшие их от паводков и сырости. Дома и все постройки были выложены из камня, но в 19 веке здесь началось строительство монастыря, для которого были разобраны почти все древние постройки, а камень пошел на возведение монастыря. Но кое-что все же осталось: остатки храмов, домов, стены, хозяйственных помещений, большого астрономического круга

В 1981 – 1982 гг. на Нижне-Архызском городище работала экспедиция КЧОМК под руководством археолога Эльканова У. Ю. Раскапывался круг из камней диаметром свыше 80 м. Раскоп I находился у восточной точки круга. Здесь найдены остатки квадранта, фиксирующего точку восхода солнца. Остальные квадранты обнаружены в западной и северной точках. Раскоп II был заложен у северной точки круга. Здесь были завалы из камней. На одном из камней – остатки рунических письмен и знаки счета. Обнаружены остатки стены квадранта. Раскоп III – в западной части круга. Стены квадрантов фиксируют движение солнца по горизонту. Визирными точками на круге являлись песчаниковые блоки, находящиеся на основной стене круга. Каменные блоки имеют форму отточенных карандашей длиной до 70 см. Данное сооружение, по предположению, служило аланам солнечным календарем для определения времен года (рис 13).

С высоты птичьего полета можно рассмотреть выложенный из валунов круг, внутренний диаметр которого составляет около 90 метров, ширина стен — до двух метров.

Специалисты считают, что кавказский Стоунхендж — солнечный календарь, своего рода обсерватория XI-XII вв. Любопытно, что каменные плиты с выточенными на них углублениями, иначе называемые «чашечными», напоминают по своей конфигурации очертания созвездия Рыбы

1.4.2 Храмы на территории городища Нижнего Архыза

Алания начала постепенно приобщаться к христианству во второй половине VII века, завершился же этот процесс спустя три столетия. Как бы то ни было, официально старейший храм в России находится на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века - времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней "в целости" дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой - одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения

На территории комплекса расположены Северный, Средний и Южный храмы, каждый из которых интересен по-своему.

Первым взглядам путешественников всегда открывается Южный храм. Еще в царское время монахи провели его реставрацию, сильно исказив первоначальный облик (рис 14). Считается, что тут размещалась домовая церковь богатой аланской семьи.

Южный храм еще при строительстве, в Х веке, был посвящен, как установили историки, святому пророку Илии. А потому носит второе имя - Ильинский, сохраненное после последнего его освящения в 1991 году. Здесь и по сей день проходят службы(рис15).

Средний храм(рис 16), скорее всего, предназначался для простых прихожан, местных жителей. Он сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит, скрепленных прочным известковым раствором. Прекрасная акустика достигается с помощью голосников — системы глухих и сквозных отверстий в сводах. Свет в здание попадает через узкие окна. Декор в интерьере практически отсутствует. Недавние раскопки вблизи Среднего храма выявили комплекс захоронений - не исключено, что во времена Аланской империи по соседству располагался небольшой монастырь.

Северный, самый большой из всех трех храмов, предположительно, являлся кафедральным собором Аланской епархии, центром ее духовной и культурной жизни в X-XIII веках( рис. 17). Чаще всего здесь проводились обряды крещения. По своей архитектурной композиции храм представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Кстати, тут особым образом сооружен алтарь: это три ступени, являвшиеся своеобразным ложем для церковных особ во время важных богослужений.

Остается добавить, что на территории городища обнаружены руины еще 11 церквей.

1.5 Дольмены в Лесо-Кяфарском городище

В одном из самых отдаленных населенных пунктов Карачаево-Черкесии -  хуторе Лесо-Кяфарь, расположилось загадочное место, окутанное тайно и легендой.. Также оно называется Лесо-Кяфарским городищем, где по одной из версий много веков назад было аланское городище.

В конце раннего бронзового века (2400 год до н.э. на западном Кавказе появляются погребальные мегалитические сооружения-дольмены( рис. 19,20,21) Название их происходит от древнего кельтского словосочетания (стол, меп- камень) « каменный стол» Обычно они содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми украшениями; по другой гипотезе , они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребения. Дольмены распространены в приморских областях Европы, северной Африки, в России известны на черноморском побережье Кавказа и в Крыму.

Дольмены представляют собой четыре вертикально поставленные каменные плиты, перекрытые пятой – горизонтальной. Они хорошо оттесаны, тщательно подогнаны друг другу и надежно скреплены с помощью пазов. На лицевой плите кавказских дольменов обязательно имеется округлое отверстие до полуметра.

По мнению ученых археологов и историков, стоявший здесь город был резиденцией аланских царей. Доказательством данной гипотезы служит царский мавзолей, обнаруженный в Кяфарском городище. Сейчас этот мавзолей находится в Ставропольском краеведческом музее. (рис. 22)

Город расположен на двух высоких холмах и соединен каменными рукотворными ступенями. Длина городища с севера на юг 2 км., площадь составляет около 40 га. Он делится на нижнюю и верхнюю части. По склонам горы в большом количестве находятся захоронения и могильники. Вершина горы имеет ровную поверхность. Здесь повсеместно мы видим остатки древних жилищ. Встречаются фундаменты небольших домов, а также зданий, состоящих из нескольких комнат. По- видимому, здесь находилась основная часть жилых и административных зданий. По тропинке попадаешь на нижнюю часть городища. Перед нами предстают дольмены! Они разных размеров и разбросаны по всей горе. Представляют собой каре из четырех гигантских цельных плит, высеченных из песчаника и поставленных на ребро. Сверху они покрыты такой же пятой, только несколько больших размеров, так что над входом дольмен образует навес. На поверхности дольменов Кяфарского городища нанесены различные рунические письмена, петроглифы, символы в виде треугольников, спиралей, ромбов, носивших скорее всего магический или ритуальный характер. Необычной формы скалы, как будто выросшие из земли, имеют наверху остатки фундамента зданий или храмов. Поднимаешься наверх по ступеням. Видимо, древние строители подправили природные

Специалисты в области археологии и истории предполагают, что преимущественная часть Лесо-Кяфарского городища возникла в XI веке. Однако историю возникновения самих дольменов они датируют гораздо ранним сроком. Предположительно это второе тысячелетие до нашей эры. Подобные предположения позволяют говорить, что некогда здесь находилось одно из древнейших поселений на территории всей страны. Спустя годы, каждый камень приобрел свою историю и легенду.

Существует еще множество версий, что именно было здесь раньше. Возможно, это была столица аланов, а может это был большой культовый комплекс. А может быть тут и вовсе находилась крепость. Версий много, а точных сведений нет. Это и есть самая главная загадка Лесо-Кяфарского городища. 

.

1.6 Археологические раскопки в Красногорке. Могильник X-XI вв.

Одной из последних археологических находок в 2018 году является грунтовой могильник «Красногорский XII » в Усть-Джегутинском районе КЧР. Грунтовой могильник относится к эпохе средневековья и может быть предварительно датирован X-XI вв.

Доминирующий вид погребального сооружения – ящик из двух пар продольных и двух коротких поперечных вертикально поставленных в могильную яму каменных плит, сверху перекрытый одной или несколькими плитами в качестве разновидности встречаются каменные ящики, сложенные из менее крупных плоских камней и перекрытие из более мелкого камня, не всегда плоского. Небольшая часть детских погребений была совершенно в простых грунтовых ямах, накрытых несколькими камнями. Изредка одна или несколько стен ямы облицовывалась камнем. В единичных случаях встречаются взрослые захоронения без каменных ящиков (рис.23).

Погребенные захоронены по христианскому обряду – вытянуто на спине, головой на запад, лицевой частью черепа обращены к востоку. Положение рук различно – вытянуто вдоль тела, скрещено на груди или животе. Ноги вытянуты.

Среди исследованных захоронениях, привлекает внимание погребение 48 с уникальной сохранностью некоторых предметов одежды из органических материалов. Голова и грудь погребенной молодой девушки оказались обернуты широким тканым платком. На черепе под платком сохранилась тонкая плетеная нитяная косичка, подвязывавшая волосы. На позвонках поясничного отдела лежала узкая матерчатая лента, которой, вероятно, был обшит отворот нижней одежды. На ногах были одеты невысокие кожаные сапожки, практически целиком сохранившиеся. Установлено, что каждый сапог скроен из трех деталей: конически свернутого носка с продольным швом со стороны подошвы, прямоугольной передней детали подъема и задника также из прямоугольного куска кожи(рис. 24).

В основном, в раскопках принимают участие археологи из Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева. В том числе заведующий Археологическим музеем КЧГУ - Айбазов А.

На сегодняшний день уже отработано 48 погребений. По прогнозам археологов, на данном участке автодороги может быть обнаружено около 200 погребений.

Также археологи добавили, что кости сохранились довольно-таки в хорошем состоянии, благодаря особенностям грунта местности.

Наряду с этим археолог Карачаево-Черкесского Госуниверситета Вера Меньшикова отметила, что для проведения дальнейшего антропологического исследования она занимается графической фиксацией останков, что поможет точно передать строения скелетов при составлении научного отчета.

"Сейчас у нас идет графическая фиксация исследуемых погребений. Захоронения достаточно стандартные и плотные. Могилы расположены достаточно близко друг к другу иногда даже друг на друге, в основном это детские погребения. Графическая фиксация необходима для дальнейшего исследования, что позволит быть точным при составлении научного отчета о расположении и строении костей. Так как фотография не всегда отчетливо и точно передает строение скелетов",  - пояснила В. Меньшикова.

По ее словам, после графической фиксации кости бережно собираются для дальнейшего исследования. Материал будет направлен антропологам, где они уже смогут определить пол, возраст, какие-то возможные физические изъяны или особенности, или даже определить причины смерти.  

Раскопки Красногорского захоронения одно из последних, поэтому о нем известно очень мало или о недоказанных гипотезах археологи не хотят говорить и это – наверное, правильно.

Заключение.

Ну вот, пройдясь коротко по археологическим памятникам и находкам КЧР, я могу сделать вывод, что все-таки работа археолога очень интересная и сложная одновременно, потому что, в сущности, у многих народов не было письменности и, как правило, веские доказательства встречаются редко. Археологи иногда просто догадываются о событиях тех времен, но не могут их доказать перед всем миром. Время нещадно стирает улики прошлого, оставляя нам больше и больше загадок.

Но все же можно догадаться по находкам, высказываниям путешественников и историков того времени, что народов было великое множество и они, то получали господство, то падали на самое дно, не оставив за собой наследников, только сказания, легенды, да заброшенные могилы.

Истрия народов КЧР уходит глубоко в древность, кто сюда только не проходил и не завоевывал, не уничтожал, не уводил в чужую землю, все- таки мы сохранили свои языки, обычаи, этнос. Конечно, антропологически трудно было сохранить изначальную внешность, так как действительно исходя из находок, много разных народов здесь побывало. Вот поэтому у нас есть и блондины со светлыми глазами, и брюнеты с черными глазами, с европейскими и азиатскими чертами, белокожие и смуглые……

Поэтому я считаю, что узнать историю своего народа возможно только по археологическим находкам разных эпох, конечно не со стопроцентной точностью, но сегодня изучив поподробнее древние находки, городища и захоронения в КЧР, можно проследить историю становления народов Карачаево-Черкесской республики.

И в конце своей работы мне хотелось добавить, что, не смотря на то, что мы такие разные, корни у нас одинаковые, и если бы люди это поняли, может мы перестали бы делить земли, делить по национальности, по цвету кожи, а просто любили друг друга и уважали по поступкам.

Список использованной литературы

«Истрия хазар» М.И. Артамонов 1962г.,// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа с.170;

«Хазары» С.А. Плетнева 1986г., 2-е изд., М.,

«Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и КавказаА.П. Новосельцев // М.: 1990. 89 с. ISBN 5-02-009552-4

«Хумаринское городище» Х.Х. Биджиев, Черкесск 1983г.

Раскопки древнего "круга" на Нижне-Архызском городище У. Ю. Эльканов, 1984, с. 137 – 138; 1986, с. 4

Койчуева З.К, к.п.н., доц,, ст., www.elbrusoid.org

«В верховьях Большого Зеленчука» В.А. Кузнецов,М., 1977г.

«Народы Карачаево-Черкессии: история и культура».,уч.пос., Изд-во Черкесск, 1998г.

«Очерки по археологии Ставрополья», Т.М. Минаев, 1965г., М.

"Страна раздольной воли..."Р. У. Туганов., Нальчик, 1996г.

Археологический музей КЧГУ, А.Ю. Айбазов, стенды и экспонаты.

Приложение 1

Рис. 1 Стены холма подрезались и на образовавшейся террасе строили дом

Рис. 2 Из найденных на раскопе черепков  рис. 3 зернотерка

собрали вот такие фрагменты кувшинов

Рис. 4 бронзовая подвеска в виде бычьей головы

Приложение 2.

Рис.5 экспонаты с школьного музея, захоронение женщины

В г.Карачаевске, III-Vвв.н.э

Рис. 6

Приложение 3

Рис.8 Хумаринское городище (реконструкция)

Рис. 7 Хумаринское городище, вид с Федеральной трассы

Приложение 4

Рис.9 тюркоязычные руны (Хумаринское городище)

Рис. 10 символы, найденные на плитах в Хумаринском городище

Приложение 5

Рис. 11 Находки (фибулы, пряжки) Хумаринское городище

Рис.12 Находки (пряжки, накладки, щитки) Хумаринское городище

Приложение 6

Рис. 13 солнечный календарь для определения времени года(Ниж.Архыз)

Рис. 14.Южный храм (до реставрации)

Приложение 7

Рис.15 Южный храм (после реставрации)

Рис. 16 Средний храм (Ниж.Архыз)

Приложение 8

Рис. 17 Северный храм ( Ниж.Архыз)

Рис.19 Дольмен

Приложение 9

Рис. 20 Дольмен (Кяфарское городище)

Рис. 21 Дольмен (Кяфарское городище)

Приложение 10

Рис. 22 царский мавзолей, обнаруженный в Кяфарском городище

Рис. 23 Погребение 48 (Красногорское захронение_

Приложение 11

Рис.24 Погребение 111

Рис. 25 Погребение 16, Красногороское захронение

Приложение 12

Заведующий археологическим музеем КЧГУ А.Ю. Айбазов, рядом с экспонатами в самом музее

Приложение 13

Выражаю большую благодарность Археологическому музею Карачаево-Черкесского государственного университета имени У. Д. Алиева и конечно его заведующему А.Ю. Айбазову за неоценимую помощь в этой научно-исследовательской работе, узнал и увидел много нового и интересного.

Просмотров работы: 1418