Изучение блокады Ленинграда через судьбы наших земляков.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение блокады Ленинграда через судьбы наших земляков.

Димухаметова К.Д. 1
1МБОУ "Гимназия №2" имени Баки Урманче
Шакирова Э.К. 1
1МБОУ "Гимназия №2" имени Баки Урманче
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. Война выжгла нивы, разо­рила города и села, оставила без крова тысячи мирных жителей. Это были годы тяжелейших испытаний. Но вместе с тем это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне. Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна. Любая информация, будь это огромный научный труд, или мини - исследование сыграют важную роль в воспитании чувства глубокого уважения и гордости за наших отцов, дедов, близких родственников и совсем незнакомых людей , отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Тема блокады Ленинграда — трагичная и великая страница российской истории, унесшая жизни миллионов людей не оставит равнодушным никого. Нельзя забывать о тех страшных событиях.

Проблема исследования

Память о настоящих героях войны не может быть забыта потомками. «Если мы войну забудем, вновь придет война».

Разработанность исследуемой проблемы

О блокаде Ленинграда написано множество книг, статей, мемуаров, воспоминаний, сняты документальные и художественные фильмы. Героическому подвигу посвящены стихи, поэмы, рассказы. Но до конца эта тема не будет исследована никогда, так как описать подвиг каждого жителя, перенёсшего эту смертельную схватку с врагом, невозможно. Пока живы дети, внуки героев Ленинграда, будут появляться всё новые и новые свидетельства мужества и героизма жителей блокадного Ленинграда.

Цель: На основе исследованного материала через судьбы простых людей показать ежедневный подвиг жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Изучить историческую литературу о блокаде Ленинграда и описать в систематизированной форме это историческое событие.

Ознакомиться с дневниками участников блокады.

Встретиться с жительницей блокадного Ленинграда Адылевой Альбиной Николаевной и взять интервью.

Восстановить рассказы прабабушки о судьбе дяди и его семьи, жителей блокадного Ленинграда.

Методы исследования: эмпирические: интервьюирование, наблюдение.

Теоретические: изучение научных статей, статистики, документов. Логические: анализ, синтез, обобщение, выводы.

Гипотеза: пока память об этих страшных днях, о мужестве, стойкости, настоящем патриотизме простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда будет жить в сердцах людей, находить отклик в исследованиях, научных работах, стихах и рассказах, передаваться из поколения в поколение потомкам ничего подобного не должно повториться в мире. А Россия всегда будет великой и непобедимой державой.

Глава 1. Блокада Ленинграда

Исторические сведения о блокаде Ленинграда

Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Он являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 года на 19-й день войны. Начало полной блокады- 8 сентября 1941 г. Прорыв блокады 18 января 1943 года, а полное освобождение города произошло 27 января 1944 года. Таким образом, в полном кольце блокады Ленинград находился 497 дней, общая продолжительность блокады-871 дней.

Фашистская Германия и вовлеченная в войну Финляндия развернули на ленинградском стратегическом направлении в общей сложности 56 дивизий и 3 бригады ,имевших в своем составе 950000 человек , свыше 7500 орудий, около 2000 танков и бронемашин, свыше 6000 минометов и 1700 самолетов, что в несколько раз превышало численность средств и сил советских войск на Северо-Западном и Северном направлениях.» «В захвате Ленинграда противник видел ключ ко всей русской кампании. Решение этой задачи немецко-фашистское верховное командование возложило на группу армий «Север». Эти силы поддерживали около 4 тыс. орудий и минометов и 900 самолетов.

Всего за время героической обороны Ленинграда сигнал воздушной тревоги подавался 649 раз, в т.ч. за первые полгода блокады (с 4.09.41 по 28.02.42) 337 раз.

Первая бомбёжка Ленинграда была 6 сентября 1941 г., последняя - 17 октября 1943 г.Было подсчитано, что с 6.09.41 по 17.10.43 на Ленинград сброшено 102520 зажигательных и 4643 фугасные бомбы. (4) 3а первые три с половиной месяца блокады (4.09.41-15.12.41) фашисты сбросили на Ленинград 3497 фугасных и 66120 зажигательных бомб.

К началу блокады, по данным бюро выдачи продовольственных карточек, в Ленинграде и оказавшихся в блокадном кольце пригородах было 2 млн 887 тыс. человек гражданского населения (в т.ч. около 400 тыс. детей).

Во время блокады вывезено по Дороге Жизни около 1 млн жителей, 200 тыс. ушло в армию. На конец 1943 г. население города (и пригородов) составляло 600 тыс. человек.

С учётом погибших на фронтах (около 300 тысяч человек) число ленинградцев, отдавших свои жизни ради победы, следует оценить примерно в полтора миллиона человек. То есть, Ленинград потерял каждого второго жителя. (11)

Группа армий «Север», которую гитлеровское командование планировало после быстрого захвата Ленинграда использовать на других участках восточного фронта и, прежде всего, для усиления группы «Центр», нацеленной на Москву, оказалась на три года прикованной к Ленинграду. А в мае 1945 г. остатки её ожесточённо сопротивлялись, окружённые в Курляндии войсками Ленинградского фронта, - фашисты отказывались капитулировать, боясь наказания за свои преступления под Ленинградом.

22 декабря 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Приказом № 20 Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г.Ленинград получил звание города- героя.

26 января 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, в трудных условиях вражеской блокады, наградил город Ленинград орденом Ленина.

Через 20 лет. 8 мая 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о вручении городу-герою Ленинграду медали «Золотая Звезда»

Блокада Ленинграда в судьбах простых людей

Судьба Адылевой Альбины Николаевны

Сохранилось очень много воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. Эти свидетельства до слёз тронут любого человека. В них ленинградцы пишут как терпели, страдали, мучились… Когда читаешь эти дневники, словно видишь глаза этих людей: в них глубокая боль, горечь и страдания, но и стальная воля к жизни, к победе, к торжеству справедливости.

Невозможно слушать без слёз рассказы о жизни жителей блокадного Ленинграда. Мне посчастливилось побеседовать с женщиной – легендой, которой удалось выжить вместе с мамой в блокадном Ленинграде Адылевой Альбиной Николаевной. А так же я попыталась восстановить и воспроизвести рассказы моей прабабушки Бибигафифы о судьбе нашего дяди и его семьи, жителей блокадного Ленинграда.

Адылева (Николаева) Альбина Николаевна родилась 11 марта 1935 года. В её семье было 7 человек: она сама, мама, папа, братишка, бабушка, дядя и маленькая сестрёнка. Когда началась блокада, ей было 6 лет, а её братишке 2 года. Ютилась эта большая семья в маленькой двухкомнатной квартирке. Её родители, Елизавета Никитична и Николай Ефимович, работали на заводе «Большевик», основанном ещё в1863году.Назаводе выпускали иремонтировали военную технику, изготовлялиснаряды,мины. В19411945свыше5тыс.работников данного завода ушлинафронт. Отца Альбины Николаевны оставили по брони и он продолжал работать на заводе. Мама к началу войны находилась в декретном отпуске по уходу за ребёнком.

За пайком обычно ходила мама. Часто она уходила с ночи, чтобы занять очередь. «Утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе. Затем это ощущение нарастает, и появляется ноющая, непрекращающаяся боль», - вспоминает Альбина Николаевна. Паёк мама делила на всех членов семьи, но кормила в первую очередь нас, детей». Иногда она приносила капустные листы и кочерыжки. Обычно собирали всё то, что могло пойти в пищу. Мама рассказала Альбине про трагическую гибель своей подруги, которая попала под бомбёжку, когда собирала продукты с поля. Альбина Николаевна вспоминает бомбежки как самые страшные эпизоды своего детства.

«Когда начинали бомбить, мы бегали в бомбоубежище, которое находилось в подвале двухэтажного каменного дома. - Мы брали с собой узелок, в котором находились документы, кусочек хлеба и тёплая одежда» – вспоминает Альбина Николаевна.

На тот момент в городе не было ни электричества, ни водопровода, поэтому им приходилось ходить за водой на реку Неву, до которой было метров 600. Мебели в доме совсем не осталось. Её жгли, чтобы хоть как-то согреться. В микрорайоне было место, куда свозили умерших людей, потом приезжали солдаты и увозили хоронить их в общую могилу. Семья Николаевых тоже потеряла своих близких людей. В 1941 году умирают бабушка и младшая сестренка Альбины Николаевны. Отец, который часто отдавал свой паёк детям и жене, стал очень слабым. Еле ходил. Умер он 10 марта 1942 года. А в апреле этого же года Альбину Николаевну с мамой и братишкой вывезли из блокадного Ленинграда. Это была вторая волна эвакуации, когда за период с сентября 1941 по апрель 1942 года было вывезено разными способами, в основном по дороге жизни через Ладожское озеро 659 тысяч жителей. Семья Николаевых и ещё десять семей оказались на Кубани в Кущёвском районе. Гитлеровцы как будто преследовали их семью. 29 июля фашисты оккупировали станицу Кущёвскую. Мама была очень худая, еле ходила. Но нашла в себе силы, чтобы привести в порядок и отправить в школу родную доченьку. 1 сентября Альбина пошла учиться в местную школу. Учителем её был строгий мужчина, который разговаривал только на немецком языке. Так что Альбине Николаевне и другим детям пришлось изучить предметы на немецком языке. Полгода хозяйничали немцы на Кубани. Сколько горя, страданий и разрушений оставили они после себя… Здесь же умер братик Альбины Николаевны.Затем они с мамой уехали в Пирятинский район Полтавской области. Там жили до 1946 года. Вернувшись в Ленинград мать устроилась работать в «Большевик». С завода выделили комнату в подвале общежития в Лиговском проспекте. Получила много наград за добросовестный труд.(Пр. 2) Альбина Николаевна закончила школу №336 г. Ленинграда и поступила в Ленинградский кинотехникум.(Пр.2) В этом учебном заведении в разные годы учились Д. Шостакович, внуки Римского – Корсакова и другие знаменитости. После окончания кинотехникума Альбину Николаевну вместе с подругой направили в город Казань, а оттуда уже в Набережные Челны. В Челнах она работала заведующей отделом культуры по кино. Там же познакомились с мужем Максимом Николаевичем Адылевым, который тоже работал в отделе культуры инспектором. Максима Николаевича перевели в город Нижнекамск. Альбина Николаевна поехала с мужем. Работала долгие годы в ОРСе в отделе кадров. Будучи заместителем председателя районного Совета ветеранов,Альбина Николаевна организовывала очень много теплых, душевных встреч со школьниками. Несмотря на проблемы со здоровьем, она до сих пор приветливо встречает любого школьника, с удовольствием беседует с ними. Посещает классные часы, открытые уроки , мероприятия в любой школе, не отказывая никому.(Пр.2) Я думаю, доброту, отзывчивость, гуманность и другие качества в неё с малого возраста заложила суровая война…

В 2015 году Адылева (Николаева) Альбина Николаевна удостоена ещё одной награды - медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне»

Судьба семьи дяди Файзрахмана

Наш дядя Шакиров Файзрахман (брат моего прадедушки Габдрахмана) незадолго до начала Великой Отечественной войны (в конце 30 –х) уехал жить в Ленинград. Там он познакомился с красавицей Екатериной. Скоро они поженились. А ненавистную войну они встретили уже втроем: у них родился сынишка. Дядя Файзрахман и его семья оказались в гуще самых трагических событий. Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. Его доставляли в город как по воздуху, так и по воде через Ладожское озеродо установления льда.Наступил ноябрь Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Сначала пустили конно-санные обозы. Настоящих обозников было очень мало. Многие из них , немолодые городские жители — в большинстве своем не умели даже запрячь лошадь. Дядя Файзрахман был одним из опытных среди них. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Дядя тоже понимал какую важную миссию он выполняет. Очень горькие испытания пришлось пережить моему дяде и его семье в эти дни. Со страшной неумолимостью в город надвигался голод. Норма хлеба в блокадном Ленинграде снижалась пять раз. Если только представить, что с 20 ноября (нормы сокращались в пятый раз) ежедневная норма хлеба для рабочих составляла 250 грамм, а для служащих, иждивенцев и детей вдвое меньше: 125 грамм. (Пр.2) Этот паек хлеба представлял собой маленький, липкий, сырой кусочек. Голод принял невиданные масштабы. С ужасом представляю, как многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Страшно! Такая участь настигла и семью моих родственников. Дядя Файзрахман свой паек полностью приносил домой, сам не ел , а кормил семью. Дядя много раз предпринимал попытки уговорить свою супругу поехать в его родную деревню – Нижнюю Ошму Мамадышского района. Только Екатерина не могла никак решиться, да и не хотелось ей расставаться любимым мужем. На руках у матери умирает от голода их маленький сынишка. Смерть младенца заставила Екатерину отправиться в далекий Татарстан, на родину мужа. Завернув мертвого ребенка в тонкое одеяло(так как негде было хоронить) и упаковав как обычный груз, она отправилась в путь. Там и похоронили маленького мальчика. Моя прабабушка Гафифа, которая жила в основном доме со свекровью (её муж – мой прадедушка Габдрахман тоже ушел на войну), рассказывала как они с помощью переводчика общались с Екатериной. Она с большим уважением и восторгом говорила о нашем дяде Файзрахмане. О том, как он приносил свой паек ей и ребенку, как они безумно любили друг – друга. Это можно было понять и без слов: Екатерина крепко обнимала, целовала свою свекровь. Но многое не успела Екатерина рассказать… Изнеможденная от голода женщина умерла через несколько дней… Прабабушка часто вспоминала её, глубоко сожалея, что не смогли обеспечить правильный уход и спасти родственницу. Откуда же надо было знать неграмотной сельской женщине, что без специальной медицинской помощи, а именно без параэнтерального кормления человек, который голодал уже больше недели, может умереть. Прабабушка всю деревню обошла, чтобы найти «угощения» для дорогой гостьи. Ведь дома совсем не было еды. Она приготовила бульон из жирной утки. У Екатерины сильно заболел живот. А утром ей стало ещё хуже. Её уже не смогли спасти профессиональные врачи районного центра. А наш дядя погиб в 1943 году в блокадном Ленинграде во время очередной бомбежки…

Глава 2.Практическое значение исследования.

Во время экскурсионной поездки в город Санкт – Петербург на весенних каникулах нашим гидом была женщина, которая пережила блокаду Ленинграда маленькой девочкой. Я обратила внимание на то, как она бережно относится к еде, с ещё более величавой любовью и уважением к хлебу…

Она и рассказала нам про блокадный хлеб: из чего его делали и как его ели. «Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза - 10%, жмых -10%, обойная пыль - 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя - 1%, ржаная обойная мука - 75%. Блокадный хлеб был бесценен. Не будь хлеба – не было бы и Победы!

А как ели блокадный хлеб? Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике.» Этот рассказ затронул меня до глубины души. Мне также посчастливилось посетить Мемориальный Музей Блокады Ленинграда. Передо мной как будто прошла судьба каждого ленинградца, опаленная самой страшной войной за всю историю человечества. И Ленинград стал для меня символом стойкости духа, патриотизма, героизма, единства и беспощадности к врагам мира, гуманизма и жизнелюбия. Я решила изучить эту тему более глубоко и подробно. Этот великий подвиг, совершенный простыми людьми, останется в моей памяти навсегда. Я задалась вопросом: насколько хорошо знают эту трагическую страницу истории мои сверстники. Изучив социологические исследования проведенные среди студентов ВУЗов разного профиля города Санкт-Петербурга, я поразилась тому, что некоторые вопросы молодые люди просто - напросто проигнорировали. Так же меня расстроило то, что всего лишь 47 % опрошенных правильно назвали месяц начала блокады Ленинграда. Жить в таком знаменитом героическом городе и не интересоваться его историей, мне показалось непростительным. Мы решили провести социологический опрос среди моих сверстников. Опрошено 125 человек. (Приложение 1)

Результаты социологического опроса показали, что большинство моих сверстников имеют лишь поверхностные знания об этом знаменательном событии. Плачевно, что меньше половины респондентов правильно назвали сроки начала блокады Ленинграда и смогли вспомнить название медали «За оборону Ленинграда». Примерно одинаковое количество подростков правильно указали продолжительность блокады (70%) и минимальную норму хлеба для блокадников (65%). Плохо знают сверстники также руководителей обороны Ленинграда. 49% уклонились от ответа, большинство (35%) назвали Жукова. А вот Леонида Александровича Говорова, к большому сожалению, никто не смог вспомнить. 45% подростков не смогли назвать ни одно произведение искусства. Большинство из правильно ответивших назвали Седьмую Ленинградскую симфонию Д. Шостаковича, единицы только назвали стихи Ольги Берггольц и Анны Ахматовой. Эти результаты заставили меня задуматься. Ведь наши гимназисты отличаются дисциплиной, широким кругозором и глубокими знаниями по основам наук. Почему же опрос дал такие плачевные результаты? Может я их застала врасплох со своим опросом, тема данная пройдена ещё в 9 классе. Или же дело в излишней загруженности наших старшеклассников? Как бы то ни было, не знать ключевые события такого грандиозного события как Великая Отечественная война непростительно ни для кого. Мы решили вовлечь одноклассников к лекторской работе и начать с ознакомления младших школьников нашей гимназии наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны.

Заключение

Ленинграду выпала героическая и трагическая участь стать одним из стратегических центров, от стойкого сопротивления которого зависел дальнейший ход всей войны и судьба страны. Понимание той роли, которую оборона Ленинграда играла в общей борьбе с фашизмом, угрожавшим всему человечеству было характерно не только нашим соотечественникам, но и для политических и военных деятелей, средств массовой информации Запада. Наши союзники высоко оценили подвиг ленинградцев. Американская газета «Нью-Йорк Таймс» в передовой статье 31 января 1944 г. писала: «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории как своего рода героический миф». Подвиг ленинградцев будет волновать и восхищать людей, пока на земле существует человечество.

Я думаю, что поставленные в данном исследовании цели и задачи были выполнены. Нам удалось изучить и систематизировать исторические сведения об этом событии. Ознакомление с дневниками участников блокады позволило ещё больше обогатить знания по этой теме. Особый интерес для меня представила встреча и интервью с жительницей блокадного Ленинграда Адылевой Альбиной Николаевной. Изучение судьбы семьи дяди Файзрахмана натолкнуло меня на мысль о возможности найти родственников Екатерины. А использовать данное исследование, а также другие материалы можно будет для выступлений перед гимназистами, на классных часах и других мероприятиях.

Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни.Сейчас Санкт-Петербург- один из самых красивых городов России. Он восхищает каждого своей благородностью, поражает размахами и роскошью. Навсегда он войдёт в историю как город-герой, город-победитель. За это великую победу мы всегда будем обязаны тем, кто, жертвуя своими жизнями, доблестно сражался за наше будущее. И мы, зная, что пришлось увидеть, пережить нашим прадедам, должны беречь память об этой священной войне 

Список использованных источников:

А.Н.Мушников. Балтийцы в боях за Ленинград. Воениздат,М.,1955,стр 8

Ю.С.Кринов. Лужский рубеж, год 1941-й. Лениздат,1983., стр 4-5

А.Н Мушников. Балтийцы в боях за Ленинград. Воениздат, М., 1955 г., стр 83.

А.В. Карасев. Ленинградцы в ГОДЫ блокады. 1941 1943. М., 1959. сгр. 151.

Блокада рассекреченная. спб., 1995, стр.182-183.

Н.Кислицын. Ленинград не сдается. М., 1991, стр. 193.

Л.В. Буров. Блокада день за днём, Лениздат, 1979. стр. 74. 176.

Из плана уничтожения ленинградцев, разработанного начальником оперативного отдела 18-й немецкой армии Ферчем.

Д.В. Павлов. Ленинград в блокаде. «Советская Россия».М .. 1969,стр.100, 103.109, 122, 123, 135,145,155.

А.В. Буров. Блокада день за днём. Л., 1979, стр. 162.

Книга памяти. Ленинград. Том 13. СПб., 1997

«Правда» от 28 января 1944 г.

И.Эренбург. Вечный город. Сб. «900 дней», Ленинград, 1957, стр.

Просмотров работы: 82