Пчелиновская канарейка А.А.Булавкина

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пчелиновская канарейка А.А.Булавкина

Мамонтова А.Д. 1
1МКОУ Пчелиновская СОШ
Артюшова В.А. 1
1МКОУ Пчелиновская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обучение в классе, носящего имя человека, который отдал частичку себя, на культурное развитие своей малой родины ко многому обязывает. Нужно не только хорошо учить и учиться, но и нести ответственность за присвоенное имя. А наш герой – Булавкина Анна Алексеевна. И, не смотря на то что Анна Алексеевна не совершила героического поступка, наш 2 класс считает, что её жизнь - это образец высокой гражданственности и патриотизма. На примере её жизни подросток, юный гражданин России может и должен выстраивать собственную гражданскую позицию, фокусировать личностные ориентиры, базировать поведенческие модели. Любовь к малой родине, к её культурному наследию – эти понятия особенно эффективно вкладываются в сознание формирующегося молодого человека как положительные качества и установки личности. Потенциал школьного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в школьном детстве наверстать в дальнейшем чаще всего не удается. Известно, что от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому любовь к родному Отечеству у него проявляется в чувстве восхищения его земляками.

Наша работа поможет создать полное представление о личности Булавкиной Анны Алексеевны и позволит нам стать настоящими патриотами.

Гипотеза: хранителями местных традиций и песенного репертуара выступают сельские этнографические ансамбли. Их участниками становятся, как правило, пожилые люди, для которых народная песня - верная спутница жизни, разделившая и радость, и горе, и сокровенные тайны. Простые деревенские жители, изведавшие в своей жизни все тяготы крестьянского труда, пережившие немыслимые испытания коллективизации, войны, разрухи, сохранили в себе способность воспринимать и творить Прекрасное. Но, к сожалению, они уходят из жизни, а наша задача помнить их и сохранить память об их творчестве для следующих поколений.Изучение биографии Булавкиной Анны Алексеевны расширит наши знания о ней самой, о песенных традициях, повысит уровень патриотизма.

Цель работы: ознакомиться с биографией Булавкиной Анны Алексеевны, её творчеством и присвоить 2 классу её имя.

Объект исследования: наша землячка Булавкина Анна Алексеевна

Предмет исследования: культурное наследие Булавкиной Анны Алексеевны

Задачи исследования:

Взять интервью у местных жителей, знавших Булавкину Анну Алексеевну

Изучить материалы краеведческого музея

Изучить материалы периодической печати и интернет ресурсов

Проанализировать собранные материалы, написать работу

Список и анализ источников:

Беседа с куратором проекта Артюшовой В.А.

Интервью с Козадаевой Т.Н. и Русаковой В.В.

Сведения из школьного музея и интернет ресурсов

Сбор информации начали  с беседы с куратором работыАртюшовой В.А..  Она   нам рассказала о проекте, о том, как правильно распределить обязанности для качественного его выполнения. Затем мы посетили школьный музей, где познакомились с историей нашего села и знаменитыми людьми. После посещения музея в ходе дискуссии наш класс решил, что мы хотимносить имя Булавкиной А.А. Валентина Александровна подсказала нам, к кому можно обратиться за информацией и как правильно составить анкету-опросник.

В результате работы, мы провели анкетирование, в ходе которого задавались всего 5 вопросов. Всего было опрошено школьников-25 человек, учителей -11 человек, родителей и жителей села- 10. Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что независимо от возраста все опрошенные знают Анну Алексеевну Булавкину и считают, что2 класс может присвоить себе её имя ( Приложение № 1).

Вторым этапом нашей работы была встреча с дочерью Булавкиной А.А. – Русаковой В.В.(Приложение № 2).В ходе интервью Валентина Васильевна рассказала нам о том, какими качествами обладала её мама. Из интервью с Русаковой В.В.: «Мама была целеустремлённой, отзывчивой, умела быть благодарной. Также она имела лидерские качества, без этого она не смогла бы сплотить песенный коллектив. Но наиболее сильно развиты у неё были чувства долга, ответственности, любви к своему селу и русской песне». Рассказы сопровождались показом фотографий. Валентина Васильевна была тронута тем, что мы решили присвоить нашему классу имя Булавкиной А.А.

Ещё одним человеком, давшим нам интервью, стал директор пчелиновского сельского дома культуры, руководитель современного ансамбля «Пчелиновские канарейки» Т.Н.. Козадаева (Приложение № 3).Татьяна Николаевна убедила нас в том, что мы сделали правильный выбор, так как имя Булавкиной А.А. и пчелиновский хор известны не только в нашем районе, области, России, но даже за рубежом. В подтверждение она показала газеты, в которых помещены статьи об этом, дала их для изучения.  

Проведя анкетирование, интервью, проанализировав имеющуюся информацию в газетах, интернете, нами был систематизирован и обобщён весь изученный материал. В результате в ходе работы над проектом мы не только окончательно убедились, что носить имя Булавкиной А.А. - это очень почётно и достойно, но и записали биографию Анны Алексеевны, а также историю пчелиновского этнографического ансамбля.

Раздел 1. Фольклорное наследие села Пчелиновка

История села

Село Пчелиновка находится в живописном месте на правом бере­гу Битюга, в 25 км южнее Боброва. Здесь располагается администра­тивный центр, которому подчинены поселки Дальняя Яруга, Лугань, село Николо-Варваринка. На юге Пчелиновку окаймляют балки и ов­раги, на востоке — озера-старицы и обширные пойменные луга, на за­паде — черноземные поля и лесозащитные полосы (Приложение № 4).

Начало селу положено в 1733 году, когда на земли Битюцкой двор­цовой волости были переселены крестьяне Пошехонского уезда. За­тем, в 1740 году, в Пчелиновку влился новый поток крестьян из Гжель­ской и Селынской волостей Московского уезда. Сохранились данные ревизской сказки поселка Пчелиного за 1746 год. Тогда здесь жили 442 души мужского пола, а все население составляло до 900 человек. В следующую перепись 1763 года в Пчелином оказалось населения уже в три раза меньше - 292 человека. Часть перебралась в соседнюю Мечетку, а часть ушла в низовья Дона. Первоначальное название Пчели­ный, вероятно, говорит о том, что в прибитюжских лугах был хоро­ший медосбор, в дуплах деревьев по берегам реки в обилии водились дикие пчелы.

До сегодняшнего дня сохранилось условное деление села на Гжель (южную) и Селынь (северную) части. Жители до сих пор делят клад­бище на две стороны, а когда была церковь, то ее также делили на гжельскую и селынинскую стороны. Наблюдается некоторое разли­чие и в говоре селян. В Гжели больше окают, а в Селыни — акают. Своеобразие пчелиновской  песенной традиции объясняется во многом историей заселения села. Московские корни местных жителей проявляются в говоре: они используют взрывное «г» в отличие от всех других сел Воронежской области, а также согласные звуки «с» вместо «ц» и «щ» вместо «ч» («у купса» вместо «у купца», «на пещке» вместо «на печке»).  Необычен и традиционный костюм: вместо женской поневы, широко распространенной на юге России, здесь носили сарафан (праздничный – косоклинный, будничный – прямой, который здесь называют «юбка с проймами»).

История создания ансамбля

Верность традициям у жителей нашего села заложена в крови. В 1939 году в Пчелиновке создается фольклорный ансамбль. Тогда в селе была изба-читальня, заведовала которой Варвара Ивановна Пчельская.

За долгую историю своего существования далеко за пределы своих родных мест шагнула слава о коллективе из села Пчелиновка. Он участник многих фольклорных фестивалей юга России, ему аплодировали в Москве, Воронеже, Белгороде, о нем сняты телевизионные фильмы, написаны книги. Ансамбль – лауреат многочисленных Всесоюзных фестивалей народного творчества (Приложение № 5). Почетное звание «народный» присвоено ему в 1990 году. Лидером и запевалой ансамбля долгое время была Анна Алексеевна Булавкина (Приложение № 6). Большую роль в развитии ансамбля сыграл А.Я. Сердюков - руководитель Бобровской хоровой капеллы. Однажды Сердюков А.Я. услышал пение пчелиновцев и растрогался до слёз: настолько лирично и задушевно звучали песни –непередаваемая гармония мелодии и слов. После этого Андрей Яковлевич неоднократно приезжал в Пчелиновку, занимался с участниками хора. Всесоюзную славу самодеятельный коллектив получил благодаря профессору Воронежской государственной академии искусств, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Сысоевой Г.Я. Будучи заведующей кафедрой этномузыкологии Галина Яковлевна вместе со своими студентами и с организованным ею ансамблем «Воля» часто ездила в этнографические экспедиции для изучения песенного наследия Воронежской области (Приложение № 7). Песенный ансамбль Пчелиновка так ей приглянулся, что впоследствии Галина Яковлевна организовала для них гастрольные выступления в Воронеже и Лисках. Пчелиновцы принимали участие в торжествах, посвященных юбилею М.Е.Пятницкого на его родине в селе Александровка Таловского района. Аплодировали ансамблю и жители столицы: он пел в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Там же было записано несколько песен на диск, выпущенный Всесоюзной фирмой звукозаписи «Мелодия». Коллектив является лауреатом двух всесоюзных смотров и лауреатом всех трёх фестивалей народного творчества.

Экспедициями Воронежской государственной академии искусств (1988, 1993, 1995, 1997, 2000, 2005) в селе было записано свыше 100 традиционных песен в исполнении местного фольклорного ансамбля, В 1997 году Воронежской академией искусств был выпущен компакт-диск «Пролетели все наши года», куда были включены 10 песен в исполнении пчелиновского ансамбля(Приложение № 8). По отзывам в Интернете, диск с записью пчелиновцев до сих пор пользуется популярностью у широкого круга людей.

К сожалению, в годы, когда самобытный ансамбль исполнял свои песни, никто из них даже не догадался фотографировать свои выступления, и поэтому со слов жителей села, мы можем перечислить лишь фамилии и имена первых артистов-самородков, чем песенный стаж насчитывает несколько десятилетий. Это Ф.П. Межуев, А.А. Булавкина, М.Г. Трюшникова, И.Е. Пырин, П.А. Пырина, Т.С. Калашникова, В.П. Пороткова, Е.Т. Плотникова, П.И. Жильцова, Д.М. Плотникова. Благодаря Сысоевой Г.Я. сохранились фотографии пчелиновкого ансамбля (Приложение № 9).

В 1997 году в Пчелиновку приезжали американцы – в гости к сельским артистам. Два дня они снимали и записывали ансамбль.

Услышав однажды пчелиновские песни, некоторые из них решили позаимствовать музыканты группы "Иван Купала". Колоритные голоса исполнительниц, обработанные на компьютере, составили основу техноверсий народных песен "Молодая канарейка" и "Ой, заинька» -www.pereplet.ru(Приложение № 10).

Последнее выступление коллектива состоялось на праздновании 80-летия руководителя ансамбля Анны Алексеевны Булавкиной в 2005 году. (Приложение № 11).

Раздел 2. Пчелиновская канарейка

Анна Алексеевна – неутомимый руководитель и запевала старейшего коллектива. Бережно хранила она в своей памяти старинные напевы. Долгое время пела Анна Алексеевна в коллективе вместе с мужем Василием Сергеевичем. Он был замечательный балалаечник, она певунья «хоть куда». Так и познакомились, поженились.…Работать приходилось в лесничестве, на ферме дояркой, заведующей птицефермой, свекловичницей, а последние 10-лет перед пенсией – почтальоном. Нелегко пришлось Анне Алексеевне в жизни. После смерти мужа троих детей подняла на ноги.

Анна Алексеевна всю жизнь прожила в своем родном селе (1925–2013), работала почтальоном, была музыкально исключительно одаренным человеком:  имела прекрасную музыкальную память, виртуозно импровизировала, обладала высоким сильным, но в, то, же время легким и полетным голосом, а песни переняла от своей матери. «Я молодая была – голосом крыши подымала», – говорила она о себе.  Во многом успех коллектива и его неповторимое звучание определялись её талантом исполнителя и организатора. Кроме этого весь репертуар хора Анна Алексеевна бережно хранила в своей памяти. А репертуар был самый разнообразный. Его Анна Алексеевна впитала с молоком матери и всю свою молодость она запоминала пчелиновские песни со слов сельских старожилов. В репертуаре ансамбля были различные русские песни, вот некоторые из тех которые хранила память, а потом архив семьи А.А. Булавкиной:

Во славном городе Воронеже.

Пролетели все наши года.

Как под кустиком.

Ой, вы, хлопцы, вы, бобровцы.

Уж ты, веснушка-весна.

Не за рощей, не за гаем.

Задумал мужичок.

Уж ты бабка, ты отгадка.

Пойду-выйди за вороты.

Молодая канарейка.

Сварила мать похлёбочку.

На печке сижу.

Горы, мои горы.

Распрекрасная погода.

Сама садик я садила.

В настоящее время дочь Анны Алексеевны Булавкина В.В. продолжает песенную традицию своей семьи. Именно она хранит материалы, собранные её мамой, и является участницей современного ансамбля «Пчелиновские канарейки» Валентина Васильевна с любезностью поделилась информацией и с нами, поэтому вся работа написана благодаря её воспоминаниям, а также воспоминаниям Козадаевой Т.Н. и Новиковой Е. В.

Валентина Васильевна является частым гостем в нашей школе, а 2 класс нашей школы с гордостью носит имя А. А. Булавкиной (Приложение № 12).

Раздел 3.Сохранение традиций.

Фольклорный ансамбль Пчелиновки существует 80 лет. В настоящее время в ансамбль входят 12 человек, руководит им КозадаеваТ.Н.

Все песни, исполняемые «Пчелиновскими канарейками», достались им в наследство от бабушек и прабабушек, поэтому артистки не торопятся пополнять свой репертуар неизвестно откуда залетевшими мотивами. Может тем и интересны " Пчелиновские канарейки ", что им под силу некий песенный патриотизм. Ведь во всем, что исполняется ими, видна самобытность, изюминка родного края, на которых зиждется все творчество коллектива. Не умаляют певуньи, и значения народного искусства для села в целом. Перефразировав известную поговорку о том, что "село живо, пока в нем есть школа", многие из них любят повторять, что оно живо, пока звучит в нем народная песня. Тянутся к песне и ребятишки. В 1992 году в школе был создан детский фольклорный ансамбль «Селяночка», но постепенно работа ансамбля была прекращена. В настоящее время детский ансамбль возродился, значит, традиции нашего села будут продолжаться(Приложение № 13).В мае 2019 года Воронежский государственный институт искусств под руководством Сысоевой Г.Я.реализовал проект «Оживает спрятанная память», в рамках которого была открыта мемориальная доска на доме, где жила А.А. Булавкина(Приложение № 14).Вместе с другими учащимися школы, мы принимали участие в этом проекте, это убедило нас в правильности своего выбора.(Приложение № 15).

Заключение.

Песня - самый живой, самый непосредственный музыкально-поэтический отклик души человеческой. В годы благополучия и мира рождаются песни светлые, бодрые и весёлые, в периоды застоя и смутного ожидания перемен – песни пьянящие и усыпляющие.

Петь – природная потребность человека, песни помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. Все в природе поет: и ручьи, и птицы. Дети поют просто и радостно, как сама природа. Взрослые поют, потому что душа просит выразиться в песне.

Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру. Меняется время, изменяется общество, моральные устои и забываются песни, сопровождавшие раньше человека от рождения до смерти. Работа над исследованием позволила нам обратиться к истокам народного творчества, расширить свои знания о народной культуре, традициях русского народа, а также позволила получить умения выполнять исследовательскую работу. Работа над проектом позволила нам узнать, каким человеком была Булавкина Анна Алексеевна, которая являлась хранительницей песенных культурных традиций нашего села. Мы очень гордимся тем, что являемся её земляками и будем носить её имя.

Источники и литература

Литература

Буклет «Поёт народная душа»Управлениекультуры Воронежского облисполкома,г.Воронеж, 1989 год

Газета «Звезда» от 11 марта 1989 год № 29.

Газета «Звезда» от 18 января 1990 год № 7.

Газета «Звезда» от 24 июня 2016 год № 44.

Сказ о земле Бобровской. Отв. редактор: к.и.н. Ю.П.Вылежнин, М.: Издательство центр «Витязь»,1998. – 238с.,илл.

Источники

Материалы школьного музея «Память».

2.Воспоминания жителей села :Булавкиной В.В., Козадаевой Т.Н., Новиковой Е.В.

Видеофрагменты передачи "Село на село" Воронежского телеканала "Губерния" , трансляция 09.06.2007 года

4.Фотографии пчелиновского костюма предоставлены руководителем ансамбля «Пчлиновские канарейки» Козадаевой Т.Н.

http://www.voronezh.ru/inform/news/2015/33461641.html

www.pereplet.ru

http://www.culture.ru/objects/504/.

http://www.perunica.ru

Приложение.

Приложение № 1.Проведение анкетирования

Приложение № 2.Встреча с Русаковой В.В.

Приложение № 3. Встреча с Козадаевой Т.Н.

Приложение № 4. Расположение с. Пчелиновка на карте.

Приложение № 5. Выступление пчелиновского этнографического ансамбля и Почетная грамота Управления культуры.

Приложение № 6. Запевала пчелиновского этнографического ансамбля Булавкина А.А.

Приложение № 7. Сысоева Г.Я. и ансамбль «Воля» в гостях у пчелиновцев (крайняя слева в первом ряду).

Приложение № 8. Диск с песнями пчелиновского этнографического ансамбля.

Приложение № 9 . Фольклорный ансамбль с. Пчелиновка Бобровского р-на Воронежской обл. Фото Г.Я. Сысоевой. 1997

Правовая информация - http://www.culture.ru/objects/504/.

Место фиксации: Воронежская область, Бобровский район, село Пчелиновка 
Экспедиция: Воронежская государственная академия искусств 
Год, собиратели: 1997 - Г.Я. Сысоева 
Место хранения: Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, фотопапка 1997/14. 
Исполнители: Слева направо: Т.С. Калашникова, Е.И. Слуцкая, П.И. Гладких, П.И. Семенова, А.А. Булавкина, М.Г. Трюшникова, Е.В. Пороткова 

Приложение № 10. Ансамбль Иван Купала, исполняет песню села Пчелиновка «Молодая канарейка»

Приложение № 11. Празднование 80-летнего юбилея А.А. Булавкиной в с. Пчелиновка Бобровского р-на Воронежской обл. Фото Г.Я. Сысоевой. 2005 

Правовая информация- http://www.culture.ru/objects/504/.

Место фиксации: Воронежская область, Бобровский район, село Пчелиновка 
Экспедиция: Воронежская государственная академия искусств 
Год, собиратели: 2005 - Г.Я. Сысоева 
Место хранения: Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, фотопапка 2005/10. 
Исполнители: Фольклорный ансамбль с. Пчелиновка 

Приложение № 13. Детский фольклорный ансамбль «Селяночка»

Приложение14. Проект «Оживает спрятанная память»

Приложение № 15. Наш класс с портретом А.А.Булавкиной.

Просмотров работы: 149