Введение
Тема исследовательской работы выбрана мною не случайно, ведь на основании указа президента России 2019 год объявлен Годом театра. Эта тема мне очень близка и не безразлична. Уже более 5 лет я занимаюсь в школьном детском объединении «Театр Сказок» под руководством Павловой Елены Михайловны. В 2019 году наш театр отмечает свой серебряный юбилей – 25 лет со дня основания. За четверть века поставлено 47 спектаклей, сыграно тысячи ролей, более трёхсот выступлений на разных сценах и конкурсах. Но самым главным достижением нашего театра является развитие волонтёрского движения, что на сегодняшний день очень актуально.
В современном мире у театра большая конкуренция с телевидением, кино, Интернетом и т.д. Но на протяжении веков у людей никогда не угасал интерес к театральному искусству. Проходят годы, столетия, а театр остаётся самым любимым и востребованным видом искусства. Хотя бытует мнение, что новые информационные технологии, которые уже прочно вошли в нашу жизнь, серьёзно потеснили театр. И проблема современных школьников, в том, что они всё меньше проявляют интерес к театру. А ведь именно театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного… Мне захотелось во всём этом разобраться и доказать, что в нашей школе ребята очень любят театр, который делает нашу жизнь интереснее и добрее.
Прежде чем приступить к исследовательской работе, я обсудила выбранную тему со своим руководителем Павловой Еленой Михайловной, её идея рассказать о нашем опыте театрального волонтёрства, мне показалась очень интересной. Так появились цель и задачи исследовательской работы.
Цель исследования: исследовать иобосновать, что школьный театр - любимый и востребованный вид искусства, а люди, сопричастные театру, бескорыстно несут в мир добро и радость.
Задачи исследования:
выяснить значение терминов театр и волонтёр;
провести анкетирование среди учащихся и проанализировать полученный результат;
исследовать различными методами и с помощью разнообразных источников историю создания детского объединения «Театр Сказок»;
исследовать и изучить теоретические основы и практическую деятельность театрального волонтёрства детского объединения «Театр Сказок»;
обобщить и проанализировать, полученную информацию;
подготовить презентацию по данной теме и привлечь внимание к теме «Театр и волонтёрство».
Объект исследования: детское объединение «Театр Сказок».
Предмет исследования: «Театр Сказок» - пространство возможностей
развития волонтерского движения.
Гипотеза: высказывание предположения о том, что школьный театр - это метод волонтёрской деятельности, который несёт людям чувство счастья и доброты посредством театрального искусства.
Методы исследования:
опрос учащихся;
интервьюирование;
наблюдение и изучение фактов;
поиск и изучение литературных и документальных источников;
анализ полученного материала.
Область практического применения исследовательской работы: работа может быть использована для проведения тематических классных часов, а также быть полезна всем, кто интересуется театром. К тому же,данный проект может представлять интерес, какопыттеатрального волонтёрства, который возможно применить в других учебных заведениях.
Уникальность данной работы заключается в том, что мы решили изучить тему развития волонтёрского движения на примере своего школьного театра.
В структуре работы: введение, основная часть, заключение с выводом, список используемых источников информации.
Сроки исследования: февраль 2019 год – ноябрь 2019 год.
Работа над проектом предполагает несколько этапов:
I этап - анкетирование;
II этап - поисково-исследовательский;
III этап - отчётно-оформительский;
IV этап - презентативный.
После того, как тема была выбрана и согласована с моим руководителем, а также распланирован объём работы, мы приступили к сбору информации по данной теме.
Много полезного материала, который впоследствии лёг в основу исследовательской работы, было получено в результате интервьюирования руководителя детского объединения "Театр Сказок", заместителя директора по воспитательной работе школы № 25 им. П.К. Каледина Павловой Елены Михайловны. В поисках информации мы обратились к фотографиям и архивным документам, которые хранятся в музее Истории школы № 25 им. П.К. Каледина.
В ходе реализации поставленных задач, на следующем этапе исследования я посетила библиотеку, собрала материал о ключевых понятиях для нашего исследования.
Основная часть
Ключевые понятия для нашего исследования – это театр и волонтёр.
Из толкового словаря Ожегова мы узнали значение этих слов.
ТЕАТР – это:
Искусство представления драматических произведений на сцене.
Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения.
Совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы. [3]
ВОЛОНТЁР - то же, что доброволец - тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу, обязанности.
Волонтёрство, волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). [7]
Практическая работа
В процессе исследования мы провели опрос среди учащихся нашей школы, чтобы выявить их отношение к театру, а также узнать мнение ребят о деятельности нашего школьного театра.
Опрос проводился по средствам анкетирования. Анкета была составлена из 8 вопросов (см. Приложение 1). Общее количество респондентов 428 человек.
Проанализировав полученный результат, мы выяснили, что на вопрос «Любите ли Вы театр?» положительно ответили 96 % респондентов.
На второй вопрос «Зачем Вам нужен театр, что Вы хотите получить и что лично Вам даёт театр?» мнения разделились. У каждого свой вкус и свои ожидания. Кто-то ходит для развлечения, кто-то для духовного развития, А кому-то интересно «вживую» посмотреть на любимых актёров, но абсолютно все сошлись во мнении, что от театра получаешь массу положительных эмоций.
На третий вопрос «Вы предпочитаете кино или театр, почему?» предпочтение было отдано театру. Учащиеся аргументировали тем, что ни кино, ни телевидение не смогут заменить живую энергетику актёров.
На вопрос, «Какой театр Вы любите посещать больше школьный или городской и почему?» 99% респондентов ответили, что любят посещать больше школьный театр, потому, что здесь играют знакомые актёры и очень яркие театральные постановки, также интересно проходит процесс обсуждения просмотренного.
На пятый вопрос «Хотели бы Вы заниматься в детском объединении «Театр Сказок»?» положительно ответили 56 % респондентов, но, к сожалению, не у всех хватает времени и возможностей, ведь «Театр Сказок» - это не только школьные представления, а ещё и всевозможные благотворительные акции и мероприятия.
На шестой вопрос, «Какие театральные постановки Вам понравились?» ребята отметили спектакль по сценарию К. Драгунской «Большая меховая папа». Это трогательная история со счастливым концом о том, как дети ищут себе пап. Также в числе любимых постановок назывались литературно-музыкальные композиции «Поклонитесь хлебу русскому» и «Его величество – Театр!» (см. Приложение 2). Но особое место в сердцах учащихся нашей школы занимает тема Великой Отечественной войны, неудивительно, что многим ребятам очень понравился спектакль «Встретимся после Победы!».
На седьмой вопрос «Знаете ли Вы о таком понятии как «волонтёрство»?» положительно ответили 90% респондентов.
На вопрос «Считаете ли Вы, что школьный театр - это метод волонтёрской деятельности?» положительно ответили 37 % респондентов.
По итогам анкетирования, можно сделать вывод, что учащиеся нашей школы очень любят школьный театр, но мало кто из ребят знаком с темой театрального волонтёрства, хотя большинству она всё-таки интересна. [1] Всё это окончательно утвердило меня в актуальности исследовательской работы.
В ходе реализации поставленных задач, на следующем этапе исследования, мы обратились к архивным документам, фотографиям, собрали материал и выяснили, что известно об истории создания детского объединения "Театр Сказок".
История детского объединения «Театр Сказок»
В 1990 году под руководством Головченко Людмилы Владимировны, заместителя директора по воспитательной работе, была собрана творческая группа учителей и учеников, которая активно проводила школьные праздники, ставила интересные сказки.
В школе появилась «Активная Творческая Ассоциация Старшеклассников (АТАС)». За 4 года активность творческой группы возросла. И заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галагина Зинаида Александровна (см. Приложение 3) предложила официально создать в школе театральное объединение. И работа закипела. В школе был объявлен конкурс на лучшее название нашего театра.
29 октября 1994 года было создано детское объединение "Театр Сказок" (см. Приложение 4), которое объединило центры различных направлений: краеведческий центр «Наследие», музей Истории школы, Туристический клуб «Слоны», школьный Экологический центр. [5]
В настоящее время руководителем детского объединения "Театр Сказок" является Павлова Елена Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе (см. Приложение 5).
„Театр Сказок” занимается постановкой школьных спектаклей, организацией школьных мероприятий, шефских концертов, участием в городских творческих конкурсах. Звание лауреата международных театральных фестивалей нашему театру было присвоено за 25 лет более 50 раз. [6]
Одна из традиций театра – это привлечение к искусству театра не только своих родителей, но и младших сестёр и братьев. Более 50 семей стали активными театралами, в которых театр полюбили все – папы, мамы, дети, бабушки, дедушки.
Двадцать пять лет. Говорят, ровно столько нужно для того, чтобы сменилось поколение. Новое поколение – дети тех, кто начинал театр, – уже на сцене.
Мы второе поколение театральных семей и наш незабываемый дебют - очень трогательный спектакль „Дети войны”, который оказал неизгладимое впечатление на нас и оставил след в душе на долгие годы. Это история о детях военной поры, о маленьких жителях блокадного Ленинграда. У них было особое, опалённое войной, блокадное детство.
Играя в спектакле и сопереживая главным героям: их страданиям и горю, понимаешь, как ужасна война во всех её проявлениях: „голод, холод, гибель родных…” и как хорошо, когда её нет, что все мы живём в мирное время. Благодаря участию в спектакле, теперь я понимаю актёров, которые вживаются в свои роли настолько, что сами верят своим персонажам и переживают всё вместе с ними. А ещё, стоя на сцене, невольно думаешь, какое огромное значение имеет реакция зрительного зала. Сложно представить театральную постановку без аплодисментов публики или же равнодушной тишины, царящей в зале. Когда мы с ребятами играли в спектакле „Дети войны”, наши родители плакали. Все, сидящие в зале и взрослые, и дети, со слезами на глазах, аплодировали, нам было приятно, что мы смогли донести до наших зрителей правдоподобность страшного военного времени. И что наша Елена Михайловна не зря потратила столько сил и времени, обучая нас не только актёрскому мастерству, но и пониманию человеческих отношений.
Ежегодно в нашей школе с новым учебным годом начинается новый театральный сезон. Все с нетерпением ждут интересных постановок. За 25 лет было «выпущено» и представлено на суд зрителей огромное количество спектаклей, литературных сказок и музыкальных композиций. И каждый раз у нашего руководителя и учащихся находятся новые идеи и творческие замыслы.
Премьера каждый раз состоится в школе. Выступление на школьной сцене – это всегда праздник, как для организаторов, так и для зрителей. На премьеру приглашают всех учащихся, педагогов и родителей. И наша задача заинтересовать зрителя, открыть для него хорошую музыку, красоту слова, заставить задуматься о духовных ценностях. Через театральные постановки мы
показываем, что такое любовь, добро, милосердие, сострадание. Школьный зритель добрый, отзывчивый, всегда сопереживающий персонажам. Аплодисменты, овации, смех – когда действительно смешно, и тишина – когда в зале переживают, что же будет дальше.
Незабываемые впечатления, яркие эмоции и восторженные отзывы учащихся убеждают нас в значимости всей театральной деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в нашей школе очень любят театральное искусство, как учащиеся – артисты так и учащиеся – зрители.
Театральное волонтёрство
В законодательстве Российской Федерации понятие «волонтёр» появилось в 1995 году. А волонтёрская деятельность в нашей школе началась в 1990 году. В школе была создана программа «Детский Орден Милосердия» (см. Приложение 6), целью которой являлось формирование общей культуры личности учащихся, привитие навыков заботливого отношения друг к другу, милосердия к пожилым и больным; расширение связей с различными учреждениями, организациями города, области, России.
Создание детского объединения «Театр Сказок» в нашей школе в 1994 году стало продуктом заполнения пространства возникшей пустоты после распада пионерской и комсомольской организации.
При создании в школе театрального объединения свою инициативу проявляли все - каждый класс принимал участие: кто-то рисовал билеты, афиши, кто-то шил костюмы, готовил творческие подарки. Это были первые шаги волонтёров школы.
Целью педагогов было вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе, развитие способностей детей. Цель была достигнута через коллективное искусство - искусство театра, где формировались индивидуальность, инициатива и личность ребёнка, и создавались условия для волонтёрства.
Спектр волонтёрской деятельности широк, но мы хотим рассказать о нашем опыте театрального волонтёрства.
Понятие «театральное волонтёрство» мы, прежде всего, связываем с деятельностью, направленной на служение искусству и культуре, просвещение аудитории в культурном контексте. А значит, актёры театра, которые трудятся с полной самоотдачей после уроков на репетициях, проводя свободное время с пользой для себя, с привлечением других людей к театральной деятельности, уже волонтёры.
Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений позволяет проявлять инициативу не только актёрам, но и нашим помощникам, ведь Театр – искусство синтетическое.
Силами волонтёров - детей и родителей создаются сценарии, декорации к спектаклям, костюмы, грим, реквизит, выпускается театральная программка, делаются фотографии, видеоролики, продвигается информация в социальных
сетях. Ребята выступают в роли режиссёров, хореографов. А это всё волонтёрская инициатива.
Подобное соучастие в процессе делает театральную постановку своей собственной для каждого ребёнка, выпускника и родителя. После спектакля собираются отзывы. Влияние спектаклей на зрителей имеет огромное значение.
За свою 25-летнюю историю детское объединение «Театр Сказок» стало для многих учеников, выпускников и родителей основной площадкой для творческой деятельности, для развития талантов, для реализации инициатив, различных акций и мероприятий. Это и организация театральных сезонов, благотворительных акций, новогодних праздников; областных театральных фестивалей, Российских акций. Театр позволяет выйти за рамки школы:
найти помощников и соратников среди родительской общественности. Они помогают нам в организации трансфера для мероприятий, осуществляют подготовку к спектаклю, помогают во всех наших начинаниях;
использовать общественные связи и учреждения для сотрудничества в привлечении волонтёров к подготовке спектакля, создавать различные совместные проекты. Например, сотрудничество со спортивным клубом каратэ «Прайд» в подготовке спектакля; долголетнее сотрудничество с домом-интернатом для престарелых и инвалидов;
развитие волонтёрского движения через детскую инициативу, например посещение детского дома-интерната для инвалидов; воинских частей, военного госпиталя с концертами, благотворительными акциями, совместными мероприятиями (см. Приложение 7);
реализовывать общие проекты, акции, мастер-классы, экскурсии с коллективами из других городов, и ездить друг другу в гости. Например, совместная акция «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» совместно с театром «Несмотря ни на что» из города Саратова. Мы говорили об Александре Сергеевиче Пушкине (см. Приложение 8). Это акция была организована для обучающихся школ города, прошла она также в доме престарелых и инвалидов;
реализовывать социальное направление – это яркие проекты и новые педагогические технологии «Погружение в культуру», общешкольный фестиваль «Театральные встречи» и др.
организовывать областные театральные фестивали, акции. Например, областной театральный фестиваль «Мир красотой спасётся» (подготовка театрализованного открытия и закрытия фестиваля, встреча коллективов области, организация экскурсий, питания и др.)
Сравнивая портрет волонтёра 90-х годов с сегодняшним, отличий мы не нашли. Волонтёр – это тот, кто видит свою нужность даже в самых обычных местах; умеет понимать жизнь и сострадать, быть милосердным; стремиться помочь.
Всегда волонтёрская деятельность связана с непрерывным развитием и ростом. Из простых волонтёров можно вырасти в опытных организаторов и настоящих лидеров. Опыт, полученный в процессе выполнения работы добровольцем, бесценен. Из личного опыта вы приобретёте:
верных друзей и единомышленников, всегда готовых помочь.
опыт работы в команде;
креативный подход к решению нестандартных задач;
осознание того, что ты делаешь дело, которое приносит людям радость и помогает справиться с проблемами. Что приносит радость и тебе;
улыбки и радость на лицах людей;
изменения взгляда на вещи и мировоззрение;
возможность побывать в других городах (см. Приложение 9).
Наши первые волонтёры уже стали взрослыми людьми, многие продолжают волонтёрскую деятельность, несколько человек были волонтёрами на Олимпиаде в Сочи, чемпионате мира по футболу. [2]
Говорят, что чудес не бывает. Стать волонтёром – это почти то же, что стать волшебником. Ты делаешь мир ярче, светлее и теплее от порыва сердца любить.
В нашем театре вот уже 25 лет царит обстановка добра и радости. «Что же в этом удивительного?» - спросите вы. Да, просто дарить тепло другим людям - это радость для каждого из нас.
В мае 2019 года наш коллектив «Театр Сказок» выступил в Новочеркасском доме-интернате для престарелых и инвалидов со спектаклем «Встретимся после Победы!», посвящённым 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Жители дома престарелых и инвалидов – особый зритель, благодарный, внимательный, понимающий каждое слово. Атмосфера была настолько проникновенной, что ни зрители, ни актёры не смогли сдержать слёз. А слова зрителей «Это лучшее представление за все майские праздники» дорогого стоят (см. Приложение 10).
Подводя итоги вышесказанному, мы можем констатировать: чтобы помогать людям, не обязательно быть взрослыми. И мы, посредством театральной деятельности, стараемся помочь людям, которые, прежде всего, нуждаются в духовной поддержке и внимании.
Заключение
В процессе исследовательской работы, мы узнали очень много нового и интересного об истории создания детского объединения «Театр Сказок», вспомнили свой дебют в спектакле «Дети войны» и яркие впечатления. Собрали материал о практической деятельности театрального волонтёрства детского объединения «Театр Сказок» и обосновали, каким образом развивается волонтёрская деятельность нашего коллектива.
Изучив всю информацию о детском объединении «Театр Сказок», мы собрали, с моей точки зрения, наиболее интересные факты.
На заключительном этапе работы для учащихся была подготовлена презентация по данной теме. Ребятам было интересно услышать для себя новую информацию о театральном волонтёрстве и ознакомиться с тематическими фотографиями. Всё это окончательно убедило учащихся в том, что школьный театр - это метод волонтёрской деятельности, который несёт людям чувство счастья и доброты посредством театрального искусства. Следовательно, гипотеза исследовательской работы подтверждена.
По итогам исследования, согласно поставленным задачам, можно сделать вывод, что данная исследовательская работа повысила интерес школьников к театру. Наши театральные постановки имеют успех в самых разных аудиториях. Реакция зрителей разнообразна - от смеха до слез, уроки добра дают нашим зрителям положительные эмоции, и мы надеемся, что мир стал чуточку лучше и добрее.
Таким образом, решив поставленные задачи, мы достигли основной цели нашего проекта – исследовали иобосновали, что школьный театр - любимый и востребованный вид искусства, а люди, сопричастные театру, бескорыстно несут в мир добро и радость.
Результаты данного исследования были обработаны и переданы в музей Истории школы № 25 им. П.К. Каледина.
Работа над данным проектом заставила меня задуматься, что если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше и добрее, то мы просто обязаны беречь наше театральное достояние и дарить его людям.
Перспективы дальнейшего исследования:в будущем мы планируем продолжить работу над этим проектом. Нельзя рассматривать театр только как развлечение, очень важно его воспитательное значение, поэтому мне хотелось бы более подробно изучить тему «Театральное искусство как средство эстетического воспитания молодёжи».
Список используемых источников информации
Анкетирование учащихся школы № 25 им. П.К. Каледина.
Интервьюирование Павловой Е.М.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
Фотографии из личного архива.
Фотоматериалы и документы из музея Истории школы № 25 им. П.К. Каледина.
https://ru.wikipedia.org/wiki\ Волонтёрство.
Приложение 1
Анкета
Уважаемый учащийся, Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования на тему: «Театр и волонтёрство». Анкетирование проводится анонимно, информация будет использована только в целях исследования данной темы.
Любите ли Вы театр?
Зачем Вам нужен театр, что Вы хотите получить и что лично Вам даёт театр?
Вы предпочитаете кино или театр, почему?
Какой театр Вы любите посещать больше школьный или городской и почему?
Хотели бы Вы заниматься в детском объединении «Театр Сказок»?
Какие театральные постановки Вам понравились?
Знаете ли Вы о таком понятии как «волонтёрство»?
Считаете ли Вы, что школьный театр - это метод волонтёрской деятельности?
Большое спасибо за участие в опросе. Ваше мнение очень важно для нас!
Приложение 2
Театральные постановки
Приложение 3
Галагина Зинаида Александровна
Приложение 4
Детское объединение "Театр Сказок"
Приложение 5
Павлова Елена Михайловна
Приложение 6
Программа «Детский Орден Милосердия»
Приложение 7
Акции, посвящённые годовщине Победы
в Великой Отечественной войне
Приложение 8
Акция «Пока в России Пушкин длится, метелям
не задуть свечу»
Приложение 9
Гастроли
Приложение 10
Благотворительная акция в доме – интернате
для престарелых и инвалидов
со спектаклем «Встретимся после Победы!»