Введение
Герб – это лицо того государства, которое он символизирует. Школу можно рассматривать как маленькую, но самостоятельную страну со своей историей, достижениями, выдающимися событиями, достойными учителями и учениками. Эту тему считаю актуальной, так как герб школы способствует воспитанию патриотизма, которое должно начинаться с воспитания чувства гордости за свою школу. Школа - это маленькое государство, а каждое государство должно иметь свои символы – герб, гимн, флаг. Рисунки и цвета на гербах неслучайны. Они несут в себе зашифрованную информацию. Каждая деталь герба школы должна отражать традиции и основные принципы данного учебного заведения.
Цель моей работы: исследовать историю создания и значения герба МОБУ СОШ д.Дорогино.
Объект исследования: герб МОБУ СОШ д.Дорогино.
Предмет исследования: рисунки и цвета герба МОБУ СОШ д.Дорогино.
Гипотеза:герб школы является составной частью школьной символики, отражающей особенность данного учреждения и необходим для узнаваемости и сплоченности всех учащихся.
Задачи: исследовать цвета и рисунки герба школы, расшифровать их, провести анкетирование своих сверстников о гербе школы, поделиться с ними результатами исследования.
Методы исследования: опрос, сбор и анализ информации, интервью, анкетирование одноклассников.
Теоретическая значимость работы: знакомство с историей возникновения гербов, наукой геральдикой, раскрытие создания и значения школьного герба.
Практическая значимость работы: данный материал можно использовать на классных часах, посвященных символике государства и патриотизму.
Основная часть
Что изучает наука геральдика
Свое исследование я начал с того, что я вышел в интернет. Благодаря информации, найденной на сайтах Интернета, в энциклопедии, в словаре я узнал, что изучением гербов занимается наука геральдика, а слово герб происходит от немецкого Erbe, что значит наследство.
В словаре Ожегова говорится, что герб - это эмблема государства, города, сословия, рода, изображенная на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. 1
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. 2
Оказывается, гербы появились в десятом веке, но выяснить точную дату сложно. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы воинам различать друг друга на расстоянии. Герб был знаком чести и рода. И сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Он отражает: историю, географическое положение, традиции, занятия его жителей. Какие фигуры изображают на гербах? Фигуры бывают: естественные – человек, животные, растения, явления природы; искусственные – постройки, оружие, корабли; фантастические – единорог, дракон, гриф, сказочные птицы. Что обозначает цвет? Символика цветов на гербах:
красный– «мужество», «страсть»;
зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
чёрный – «печаль, скромность», «мужество»;
серебро– «чистота и скромность», «благородство»;
золото – «богатство, сила, верность», «знатность»;
голубой – «красота, величие». 3
Герб МОБУ СОШ д.Дорогино
МОБУ СОШ д.Дорогино основана в 2013 году в новом молодежном посёлке Дорогино Уфимского района, который появился по программе развития малоэтажного жилищного строительства в РБ «Свой дом».
В первый же учебный год был объявлен конкурс на лучший эскиз школьного герба, в котором участвовали все: учителя, учащиеся и родители. Получилось много достойных работ. Поэтому было принято решение соединить детали, самые значимые и отражающие принципы нашего учебного заведения и нового молодёжного посёлка, воедино. Вот что получилось [приложение 1].
Форма школьного герба круглая, что означает целостность, непрерывность учебно-воспитательного процесса, цикличное бесконечное движение и динамизм. Цвета на гербе выбраны тоже неслучайно: синий фон символизирует правдивость, честность, жёлтый (золото) – великодушие, щедрость, белый – чистоту, зелёный – молодость и радость. Детали герба тоже продуманы до мелочей: российский и башкирский флаги воссоединяются, символизируя единство и дружбу народов, общую историю и культуру, патриотичное, трепетное отношение к прошлому, настоящему и будущему нашей родины. Здания указывают на историю появления нового молодёжного посёлка по программе «Свой дом». Открытая книга – символ просвещения, ума, знаний, мудрости, чистоты разума. Восходящее солнце олицетворяет надежду, свет, добро, изобилие и наступление лучших времён. Ветка с дубовыми листьями – символ согласия и мира, указывает на старую дубовую посадку вдоль центральной улицы.Эту дубраву посадили первые жители деревни Старого Дорогино в послевоенное время.4
Практическая работа
Я провёл опрос среди учащихся 4«Б» и 4«В» классов. В анкетировании участвовали 48 учащихся. Тема опроса: «Что знаете о школьном гербе» [приложение 2]. Выяснилось, что все (100%) узнали герб школы и указали, что его можно увидеть на школьной форме, в фойе нашей школы и на классном уголке каждого кабинета. Но указали цвета и символы на гербе 39 учащихся из 48. Из них попытались объяснить значение всего 8 учащихся. На вопрос: для чего нужен школьный герб, 29 учащихся ответили для узнаваемости, 19 – для сплочённости учащихся и 15 учащихся предположили, что для воспитания патриотизма в подрастающем поколении [приложение 3].
Заключение
Таким образом, я достиг цели своей исследовательской работы – узнал происхождение и значение школьного герба. Подтвердил свою гипотезу, что школьная символика даёт узнаваемость среди учащихся других школ, сплачивает ученический коллектив, воспитывает патриотизм и стремление знать прошлое и настоящее, строить будущее подрастающему поколению.
Данный материал можно использовать на классных часах и внеклассных мероприятиях, посвященных государственной и школьной символике, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою школу.
Использованная литература
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Русский язык». М, 1987 с.105
https://ru.wikipedia.org
https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-gerb-moey-shkoli
http://dorogino-mobu.ru/
приложение 1
Герб МОБУ СОШ д.Дорогино
приложение 2
анкета для учащихся
1.Выбери герб нашей школы
2. Где встречается герб нашей школы?
3. Какие цвета использованы на гербе, и что они означают?
4.Что изображено на школьном гербе, и что они означают?
5. Для чего нужен школьный герб?
А) для красоты
Б) для узнаваемости
В) для сплочённости учащихся
Г) для воспитания патриотизма
приложение 3
результаты анкетирования
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка: Русский язык». М, 1987 с.105
2 https://ru.wikipedia.org
3 https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-gerb-moey-shkoli
4 http://dorogino-mobu.ru/