Крещение Алании

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Крещение Алании

Кизинова Д.Т. 1
1МАОУБ СОШ 7 им. А. С. Пушкина с углубленным изучением английского языка, г. Владикавказ
Бедоева Е.Б. 1
1МАОУБ СОШ 7 им. А. С. Пушкина с углубленным изучением английского языка, г. Владикавказ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Христианство является одной из трех основных мировых религий. Принятие любой религии как национальной и государственной отражается в различных сферах жизни. Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям.С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент истории любого народа. Если взять хотя бы один аспект принятия христианства на Руси, то можно констатировать, что оно содействовало развитию архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей. А какова роль принятия христианства для Осетии? На данный вопрос я и постараюсь ответить.

Через два года наша республика будет отмечать знаменательное событие – 1100-летие со дня крещения Алании. Указ о праздновании президент Владимир Владимирович Путин подписал 14 октября 2017 года. Узнав о данном событии из средств массовой информации, я решила подробнее изучить процесс крещения Алании.

Была поставлена следующая цель – определить, чем обусловлен выбор православной веры Аланией и каково значение данного события для её истории.

Задачи исследования:

- определить причины выбора христианства Аланией;

- найти истоки проникновения христианской веры на землю Алании;

- выявить роль исторических деятелей, способствовавших выбору православия;

- выяснить значение принятия христианства для Алании;

-узнать о подготовительных работах, связанных с празднованием 1100-летия крещения Алании.

Гипотеза – бережное отношение к духовному наследию своего народа - неотъемлемая часть сохранения его идентичности.

В ходе исследовательской работы я обращалась к трудам местных историков и культурологов, например, «Из истории христианства на Северном Кавказе»
М.А. Волхонского, В.М. Муханова, «Религиозные воззрения осетин» В.Х. Тменова, Е.Б. Бессоловой, «Христианство на Северном Кавказе» В.А. Кузнецова и др.

1. Этапы христианизации Алании

Ранние сведения о православном христианстве

Существует мнение, что первые семена христианства были занесены еще в I веке, в 40-м году н. э., когда апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедовали христианское вероучение среди предков осетин. О проповеди апостолов среди алан упоминает христианский писатель VIII–IX веков Епифаний Монах (после 815 года). Главный регион обитания алан с первых веков нашей эры – равнины и предгорья Северного Кавказа, преимущественно в его центральной части, между верховьями Кубани и Терека. Эта территория в греко-византийских и иных источниках получила название «Алания», здесь и формировался современный осетинский народ.

Один из достоверных фактов соприкосновения алан с христианством содержится в армянских источниках. Это «Житие святых мучеников Месукевийских». В основе «Жития» лежит вполне достоверный исторический факт, описанный Моисеем Хоренским: аланская царевна Сатеник выходит замуж за армянского царя Арташеса. Вместе с царевной из страны алан приехала и аланская знать, сородичи Сатеник, которые восприняли христианское учение от святых мужей, учеников святого апостола Фаддея, уединившихся у истоков реки Евфрат. И святые мученики остались на горе Сукавет (по комментарию Р. А. Габриелян, ныне это гора Коседаг в долине Алашкерта) и стали называться месукевийскими.

В византийских источниках упоминается об аланском царе Григории (VII век): «Властитель Алании Григорий богобоязнен, христолюбив и носит христианское имя, он был крещен». Для понимания состояния христианства в Алании VII в. это весьма существенно. Для совершения таинства крещения должны были существовать вполне объективные и реальные условия, такие как храм, купель, священники, церковный инвентарь. Значит, в VII веке в Алании это все было. Можно с уверенностью говорить о существовании монастыря Иоанна Крестителя в Алании во второй половине VII века, где правитель Алании Григорий крестил свое окружение. Это был серьезный этап в деле христианизации Алании.

Наиболее ранние археологические находки, указывающие на распространение христианства среди аланов, относятся к VIII веку. Процесс просветительской деятельности, скорее всего, проходил стихийно, под влиянием соседних христианских народов, населяющих Авазгию, Таврику, Грузию и Византийскую империю. Уже в самом начале X века арабский писатель Ибн Русте писал об аланах: «Царь алан – христианин в душе, но все люди, населяющие его царство, – язычники, поклоняющиеся идолам».

Таким образом, несмотря на то, что письменные свидетельства истории христианства немногочисленны и отрывочны, можно сделать вывод о раннем знакомстве алан с христианством.

1.2. Великое крещение

В исторической литературе сложилось представление о том, что Х-ХI вв. – это «золотой век» в истории Алании. Подобные представления основаны на следующих фактах: к началу Х в. аланы освободились от хазарской зависимости и приобрели политический суверенитет; значительно выросла военная мощь алан; формируется раннефеодальная государственность во главе с царями и военно-дружинной знатью.

Внутренняя готовность принять крещение совместилась с благоприятно изменившейся политической обстановкой, и Византия поспешила этим воспользоваться. Спонтанное проникновение элементов христианства сменилось целенаправленной длительной акцией на уровне межгосударственных отношений. В начале Х века Алания вступила в семью восточно-христианских, православных стран и встала на путь приобщения к христианской цивилизации. Примечательно, что «христианизация Алании в начале Х в. осуществлялась византийцами через посредство уже давно христианизированного Абхазского царства»1.

Широкая миссионерская деятельность среди алан началась только в начале X века при патриархе Николае Мистике (901–907 и 912–925 гг). Этому способствовали тесные союзнические отношения с Византией и заинтересованность империи в сильном союзнике на Кавказе. Принято считать, что крещение алан относится ко второму патриаршеству Николая Мистика (912–925), между 912–916 годами. Ряд исследователей предполагают, что процесс активной христианизации Алании начался раньше, в первое патриаршество Николая Мистика.

История крещения алан известна из переписки патриарха Николая Мистика. В частности известно, что просвещению алан способствовали правители авазгов (абхазов) Константин III и сменивший его Георгий II. Патриарх Николай в письме к Константину благодарит его за крещение аланского князя. На основании этого можно сделать вывод, что крещение аланского князя произошло до 916 года, когда Константин умер, но после 912 года, когда при восстановлении патриаршества Николая Мистика возобновились миссионерские усилия в Алании. Таким образом, можно говорить об образовании Аланской епархии в это время, которая, очевидно, имела статус автокефальной архиепископии.

Арабский историк Аль-Масуди сообщает об изгнании греческого клира в 931–932 годах: «После распространения ислама при Аббасидах цари алан, которые до этого были язычниками, приняли христианскую веру, но после 320 года они отвратились от неё и изгнали епископов и священников, присланных к ним царем Рума». Вероятной причиной такого поворота политики правителей Алании многие исследователи называют поражение в войне с иудейской Хазарией при хазарском каган-беке Аароне II. На какое-то время Алания возвращается в орбиту хазарской политики. Новый союз был скреплён династическим браком.

Точно неизвестно, когда Алания вернулась к православию. Безусловно, это происходило после того, как распался вынужденный алано-хазарский союз и восстановились отношения с Византией. Эти рамки не столь уж широки. В 945 году аланы вместе с хазарами участвуют в походе на Бердаа. Но вскоре Константин Багрянородный в их вражде к хазарам. Таким образом, верхний предел восстановления Православия в Алании не может превышать 959 года.

Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия) (Приложение № 1); Средний храм (Пресвятой Троицы) (Приложение № 2);Южный храм (пророка Илии). (Приложение № 3)

Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х вв.), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Это река Большой Зеленчук, протекающая между древнейшими нижне-архызскими храмами и наскальным аланским образом Иисуса Христа.

1.3. Восстановление христианства

Нашествие полчищ Тимура опустошило Осетию. Большой вред целостности Осетии нанесли междоусобные войны, разделив Осетию на Южную и Северную. После этого несчастья Осетия еще раз на какое-то время получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние.

В конце XII века в Алагирском ущелье в древнем аланском роде родился Ос-Багатар… Как сам Ос-Багатар, так и его братья, получили воспитание в христианском духе. Видя своих соотечественников в сильном угнетении от Тимура, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и объединить северных и южных осетин в одно государство. Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар и его братья Исаак, Роман и Василий действительно сумели осуществить задуманное и восстановить христианство как государственную религию Осетии. Первым делом они воздвигли в Цейском ущелье монастырь во имя Пресвятой Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен ими в честь архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье. В самой Осетии предания о тех славных временах родной истории сохранились не только в народных песнях и сказаниях, но и в исторической надписи на стене Нузальского храма с изображением осетинских царей. В древнейшем православном храме Осетии Пресвятой Троицы Реком находились щит и меч Ос-Багатара. В Нузальской часовне века хранилась и старинная грамота рода Царазонта. Из поколения в поколение она передавалась как святыня. В середине ХIХ века эту уникальную грамоту, поэму «Песнь об Алгузе», увез из Нузала священник-грузин в Грузию. От него она проникла в печать и в собрание рукописей грузинского общества. Поэма включает в себя 1140 стихов, изложенных в четверостишиях, классического образца древней поэзии. Все это также подтверждает, что православие положительно влияло на культуру осетин.

1.4. Последствия принятия православия для Алании

Великое крещение Алании сыграло в развитии и укреплении аланской государственности позитивную роль. Так начинался «золотой век» Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ. Почти пятивековое существование Великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих православных святынь, потомки алан – осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления (население Алании сократилось с нескольких миллионов до десятков тысяч), перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские реликвии.

Принятие христианства, произошедшее между 912 и 925 гг., способствовало централизации Аланского государства, вхождению его в ареал высокоразвитой византийской цивилизации, появлению и широкому распространению собственной письменности на основе греческого алфавита. С принятием христианства Алания становится могущественной державой, имевшей значительное влияние среди окружающих ее стран и народов.

Аланский православный царский дом занял высокое место в политической иерархии Византийского мира, были построены многочисленные храмы, которые (за исключением греческих храмов Крыма) являются древнейшими на территории Российской Федерации.Христианские монастыри, храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли получать образование в Византии.

О политическом авторитете Алании свидетельствует форма обращения византийского императора к властителю Алании. На Северном Кавказе только он был признан самостоятельным государем и духовным чадом. В 48-й главе сочинения императора Византии Константина Багрянородного «Церемония византийского двора» только трое адресатов названы духовными чадами императора – правители Алании, Армении и Болгарии.

В рукописной книге, написанной в монастыре Давида Гареджи монахом-осетином Исихием, находятся портреты осетинских царей и старшин, где они изображены с крестами и другой христианской символикой. Они были перерисованы в старину со стен древних осетинских церквей, которые после нашествия иноплеменников в XIV столетии были разрушены. Вот выдержки из этой книги: «Осетины и вся осетинская страна приобщились к христианству во времена царствования грузинского царя Мириана при содействии святой Нины в начале IV века. В то время в Осетии царствовали Перош и Кавци. Эти цари узнали о прибытии св. Нины в земли Алании и после ее проповедей приняли крещение». «Осетины были известны в Византии и Риме как народ христианский.». («Католикос Грузии». 1903 г.).

В целом же история христианизации алан показывает, что, несмотря па все трудности и поверхностный характер этого процесса, главная цель Византией была достигнута - союзнические отношения с аланами были укреплены и освящены церковью. Греко-византийское православное христианство оставило на территории Алании многочисленные материальные следы (монументальные купольные храмы, небольшие приходские церкви, христианские могильники, греко-язычные надписи, большое количество находок византийских крестов и т. д.), полностью согласующиеся со сведениями письменных источников. Совокупная картина алано-византийских связей настолько широка, что возможно предположение о более или менее постоянном присутствии каких-то групп византийцев среди местного населения.

Таким образом, крещение привело к культурному и социально-экономическому расцвету, распространению письменности, росту политического влияния Аланского государства.

2. Роль женщины в христианизации Алании

Общеизвестно, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство княгиня Ольга, правившая Русью с 945 по 960 годы. Интересно, что и в истории Алании были женщины, способствовавшие распространению православной веры. В этой связи невольно ловишь себя на мысли, как тесно переплетается история православных государств – России, Алании, Грузии…

Первой хочется упомянуть родственницу святого Георгия Победоносца, равноапостольную Нину (племянницу иерусалимского патриарха и воина Максимилиана), просветительницу Кавказа, которая появилась здесь в начале IV века и способствовала укреплению христианства, особенно в Грузии и Осетии. Она была прислана по просьбе грузинского правителя Мириана и его супруги Наны византийским императором Константином Великим. После проповеди христианской веры в Грузии святая Нина из Мцхеты отправилась в Осетию, где обратила многих ко Христу. Проповедь святой Нины сопровождалась массовым исцелением больных и страждущих.

В Осетии про нее говорили: «Эта святая женщина исцеляет больных и, вместе с этим, проповедует ту самую веру, которую несли апостолы Андрей Великий и Симон Кананит». Она строила храмы, неся христианство народам Осетии, Грузии и всего Кавказа. Благодаря святой Нине наши предки и стали почитать великомученика Георгия и его страдания как мужественного и отважного воина Христова. Несмотря на то, что празднование в его честь (Джеоргуыба) обросло множеством традиций и обычаев, корни остаются православными.

Воодушевленная успехом своей миссионерской деятельности, Нина отправилась наставлять и другие области, от аланских ворот и Каспия до пределов территории маскутов. Таким образом, святая Нина распространяла христианство до пределов Массагетии (Закаспия и Приаралья). Вследствие усиления персидского влияния на восточную часть Кавказа, грузинская миссионерская деятельность среди народов Кавказа и Закавказья постепенно была ослаблена.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала царица Тамара, правившая в конце XII – начале XIII веков, время царствования которой считалось вершиной расцвета политических и культурных сил Грузинского царства..

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, о ней было известно далеко за пределами Осетии. Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский, грузинский языки. И все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыхъау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви. Происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыхъау, оберегая осетинскую землю.

В заключении нельзя не сказать о княгине Марии Ясыне, о жизни и деятельности которой повествуют Лаврентьевская и Троицкая летописи. Известно, что родилась благоверная княгиня в Западной Осетии, вышла замуж за русского князя Всеволода Большое Гнездо и подарила ему 12 детей, четверо из которых (Константин, Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. Княгиня Мария покровительствовала иконописцам и художникам-миниатюристам, украшавшим церковные рукописные книги, помогала больным и нищим. Она стала для своего мужа, князя Всеволода, не только любящей женой, но и верной, умной соратницей в делах государственных. Например, пока он находился в военных походах, княгиня лично контролировала строительство городов Тверь и Хлынов.

Наравне со своим супругом Мария Ясыня являлась попечительницей строительства Дмитровского собора, возведенного во Владимире во имя святого покровителя князя Всеволода (в крещении Димитрия) – великомученика Димитрия Солунского. А вместе с лучшими зодчими Руси в возведении и украшении этого собора принимали участие и аланские мастера. Эта архитектурная жемчужина древнерусского зодчества сегодня находится под охраной ЮНЕСКО.С именем княгини связаны несколько обителей, которые святая успела воздвигнуть за годы своей жизни и в которых на протяжении столетий с благодарностью хранилась память о ней. Основание в 1200 году женского Успенского монастыря во Владимире и строительство собора в нем – это тоже заслуга княгини Марии Ясыни, и потому до наших дней монастырь называется «княгининым». Изначально монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских обителей Руси.

Многие просветительницы, такие как св. Нина, внесли свою лепту в дело крещения Алании. Славные дочери аланской земли, находясь далеко за пределами малой родины, оставили свой яркий след в православном мире.

3. Подготовка празднования 1100-летия крещения Алании

До наступления знаменательной даты еще 2 года, но уже полным ходом идут подготовительные мероприятия. В перечне планируемых мероприятий не только официальные торжества, которые пройдут в 2022 году во Владикавказе и районах республики. В Северной Осетии в рамках празднования крещения Алании также планируется развитие инфраструктуры исторической части столицы республики. Планируется проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Будут реализованы музейные и выставочные проекты. К знаменательной дате выпустят памятную монету и почтовую марку, создадут документальные, художественный и мультипликационные фильмы, издадут книги об истории крещения Алании. Также в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца во Владикавказе появится уникальная роспись, в которой византийские классические сюжеты переплетаются с национальными орнаментами.

Глава Северной Осетии Вячеслав Зелимханович Битаров сообщил, что на празднование в республику впервые прибудет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По этому поводу, помимо культурно-массовых мероприятий, в план включат просветительскую и издательскую деятельность, а также работы, связанные с реставрацией объектов культурного наследия республики. Ведь в нашей республике нет такого ущелья, отдаленного населенного пункта, где бы не было древних аланских христианских храмов. Однако, на сегодняшний день они находятся в запустении и требуют реставрации. «Мы отметили их в протокольных поручениях, и, я думаю, со следующего года начнется финансирование, и к празднику мы приведем эти исторически важные объекты в порядок. Наравне с аланскими мужским и женским монастырями, другими храмами в республике, они станут привлекательными для всех православных паломников», – сказал Глава региона.

Кстати, уже ведутся работы по реставрации Нузальской церкви (Приложение № 4) на территории одной из старейших церквей Осетии – Свято-Вознесенского собора Алагира восстанавливают исторически правильно расположенную колокольню (Приложение № 5). Планируется открытие храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, который станет крупнейшим в северокавказском регионе. Его строительство уже ведётся. (Приложение № 6)

Мы решили провести соц. опрос среди жителей республики, чтобы выявить,что они знают о планирующемся праздновании 1100 крещения Алании. По результатам опроса было выявлено, что 85% респондентов узнали об этом событии из СМИ(интернет, телевидение), 15% не владеют данной информацией. Также мы хотели выяснить, планируют ли граждане принимать участие в праздничных мероприятиях. Результаты следующие: 78% планируют активно принять участие, 27% пока не определились, у 5% респондентов был отриацательный ответ. (Приложение № 7)

Чтобы подчеркнуть, что значимость этого события не потеряла актуальности и сейчас, в ходе празднования намечены события общероссийского масштаба. Состоится международный конкурс изобразительного искусства «Алания – образы прошлого»; будет подготовлен театрализованный фестиваль исторических реконструкций «Крещение Алании»; будет организована Международная научная конференция о христианской истории Алании, фотовыставка «Святыни Алании». В планах издание книжной серии «Аланская библиотека».

– Этот праздник должен стать серьезным культурным событием, – считает заместитель председателя правительства Ольга Голодец. – Широкое празднование станет данью уважения республике и напомнит об очень серьезных духовных основах. В эти дни во Владикавказ съедутся представители всех регионов России и делегации многих стран мира.

В соответствии с документом уже даны первые необходимые поручения правительству РФ о ремонте и реконструкции ряда объектов культурного наследия и социальных объектов.

Таким образом, совсем скоро нашу республику ждет грандиозное культурное событие всероссийского масштаба.

Заключение

Социальное развитие алан привело к созданию в степях и предгорьях Северного Кавказа в конце IX в. Аланского государства, союзника и соперника Хазарского каганата. Для молодого государства требовалась новая, объединяющая народ и укрепляющая власть религия. Выбор религии для алан осложнялся геополитическим положением страны, за влияние над которой боролись принявшая иудаизм Хазария, распространявший ислам арабский Халифат и православная Византия.

Правитель Алании и социальные верхи приняли крещение, в христианство была обращена и часть народа, создана Аланская архиепископская кафедра. Крещение алан проходило мирным путем, без обычного для средневековья насилия со стороны государства. Несмотря на татаро-монгольское нашествие, аланский народ сохранял многие элементы христианской культуры, по традиции считая себя частью православного мира, что облегчило в будущем включение Осетии в состав Российской империи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– произошло раннее знакомство алан с христианством;

– обращение алан к христианству произошло не сразу;

– приняв христианство, Алания вошла в систему православных стран Европы, окрепли политические и экономические связи с западными народами;

– появились сдвиги в культуре: в Аланию пришла письменность, появились школы при церквях, в монастырях зарождалось летописание, появились переводы Евангелия и служебных книг, развивались зодчество, живопись, появилось иконописание.

Итак, в далёком прошлом Алания сделала свой цивилизационный выбор – приняла православное христианство, что несомненно повлияло на её историю, формирование культурно-национальной идентичности осетинского народа.

Список литературы

Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до ХV века. – Владикавказ: Ир, 2002. – 159 с.

Волхонский М. А., Муханов В. М., Мирзоева А. М., Барабанов О. Н. Из истории христианства на Северном Кавказе. С древнейших времён до начала ХХ в.: научно-популярные очерки. – М.: Архитектура-С, 2014. –336 с.

Тменов В. Х., Бесолова Е. Б., Гонобоблев Е. Н. Религиозные воззрения осетин (история религии – в истории народа): хрестоматия. Владикавказ, 200. – 503 с.

Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. Институт истории и археологии РСО-Алания. – М.: СЕМ, 2014. – 264 с.

Калицов Т. С. 30 событий, изменивших Осетию. – Владикавказ: Респект, 2016. – 102 с.

Северная Осетия. Готовимся серьёзно и кропотливо. 20 июня 2019 г., №104.

Северная Осетия. Алания: сквозь прошлое в настоящее. 25 мая 2019 г., №88.

Приложения

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

(Приложение 7)

1 Из истории христианства на Северном Кавказе. С древнейших времён до начала ХХ в. Научно-популярные очерки. М.:Архитектура-С, 2014.- C.137.

Просмотров работы: 1147