ХУДОЖНИК ЗАВИДНОЙ СУДЬБЫ А.А. МЫТНИКОВ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХУДОЖНИК ЗАВИДНОЙ СУДЬБЫ А.А. МЫТНИКОВ

Симавонова В.Д. 1
1МБОУ «Школа 80»
Кибалова Г.А. 1
1МБОУ «Школа 80»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в неповторимом и прекрасном городе, с удивительной и интересной судьбой, богатой культурой.

Жители города и многочисленные гости восторгаются старой исторической частью нашей донской столицы, неповторимым обликом, любуются старыми уголками Ростова на полотнах современных художников в парках и скверах. Но мало кто задумывается, как и кто изображал Ростов и донскую землю 50, 100 лет назад.

Наше исследование о творчестве и уникальном наследии ростовского художника, заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР Мытникова Александра Абрамовича. Этого художника называют человеком с завидной судьбой, который стал первый во-многом.

Александр Мытников первым создал первые плакаты для Дон Роста, им была создана первая афиша для Ростовского драматического театра им. Максима Горького, которая стала на долгие годы его маркой. Ему же принадлежит шрифтовое решение названия газеты: "Молот", которое просуществовало более полувека.

А. Мытников стал первым председателем основанного в 1939 г. Союза художников Ростовской области. Его первого удостоили высокого звания "Заслуженный деятель искусств".

В работе использовались различные методы исследования как: литературный (отбор материалов о деятельности А. А. Мытникова); эмпирические (анализ материалов, отбор, систематизация и обобщение); статистические (обработка и представление результатов исследования).

Проблематика работы – люди постепенно начинают забывать имена людей, которые вкладывали в развитие нашей культуры душу и талант.

Цель исследования - рассказать об исторической значимости наследия творчества А. А. Мытникова.

Задачи: изучить жизненный и творческий путь ростовского художника А. А. Мытникова; привлечь молодежь к сохранению исторической памяти

1. Жизненный путь А.А. Мытникова

Мытников Александр Абрамович родился в 1890 г. на Северном Кавказе, недалеко от города Грозный. Окончил в начале 1910-х гг. Грозненское реальное училище. Профессиональное систематическое образование он начал получать в мастерских, Москвы и Петербурга и, в частности, у известного мастера живописи В. Н. Мешкова. И вот успех: после талантливо-решенного оформления Вагнеровских юбилейных торжеств в 1913 году молодой художник был награжден полугодовой творческой поездкой в Мюнхен, в Германию тогда авторитетнейший центр художественного образования в Европе. Он на полтора года уехал в Мюнхен, город, в котором в это время многие художники возрождали графические техники. В Мюнхене Мытников некоторое время занимался в знаменитой школе Ашбе. Эта школа была открыта в 1891 г. Антоном Ашбе, талантливым педагогом и считалась очень престижной. Александр Абрамович также совершенствовал свои навыки и в технике акварели у известного педагога профессора Бьене Латура.

Окончив курс обучения, Мытников вернулся в Россию, переехал в Санкт-Петербург, где сам В.В. Матэ, выдающийся мастер гравирования второй половины ХIХ в., знаменитый русский офортист, академик гравюры АХ СПб, пожалуй, самый выдающийся мастер офорта в русском искусстве тех лет, взял его в свою мастерскую. Вскоре офорты Мытникова были представлены на I Петербургской выставке графики в 1914 г. в Петербургском художественном салоне Добычиной.

Этот год сам художник определил как начало творчества. Одновременно с этим он публикует свои иллюстрации в таких популярных отечественных журналах, как «Огонек», «Солнце России», «Лукоморье», "Новая всемирная иллюстрация", пишет акварельные и гуашевые миниатюры. Именно в этот период Мытникову позировал великий русский композитор Цезарь Кюи, портрет которого украсил книгу музыканта "Письма и воспоминания". 0

В Академии художеств был отпечатан в технике офорта (с металлической доски) и другой, получивший большую популярность, портрет работы А.А. Мытникова - Ученый пушкинист С.А. Венгеров", воспроизведенный затем в 1916 году на страницах журнала "Солнце России"0.

После 1917 года художник возвращается на Кавказ. Завершив путешествие по Крыму и Кавказу Александр Абрамович оседает в нашем городе. С тех пор его дальнейшая творческая судьба и деятельность тесно связана с Ростовом, куда Мытников перебрался в 1919 г., где состоялась его следующая выставка. Здесь началось его сотрудничество с театральными журналами "Сцена и экран" и "Театральный курьер" - где Мытников публиковал свои графические портреты актеров.

В 1922 г. был назначен заведующим художественным отделом и иллюстратором в редакцию газеты «Трудовой Дон», затем в газету «Молот», логотип газеты "Молот" по заданию редакции разработал художник Александр Мытников. Шрифтовое решение названия газеты "Молот" [Приложение 2], выполненное Мытниковым, просуществовало более полувека, где художник проработал 10 лет. Тогда же на выставке ростовских художников появятся его офорты. Мытников демонстрирует высокое качество творческих работ.

Мытников первый на Дону обратился к офорту, изображая любимые места и своих современников, он был первым, кто начал прививать в среде донских художников эту сложнейшую технику графического искусства ещё в первые послереволюционные годы. 

Вполне закономерно, что в 1931 г. его назначат в изоотдел Ростиздата заведующим и главным художником, где он останется в этой должности до 1941 года. Чуть позже в Ростове появится областной отдел Союза художников СССР, основанный в 1939 году, в котором Мытников оставался его первым председателем до 1941 г. и он же был первым из донских художников, кто был удостоен высокого звания "Заслуженный деятель искусств".

Но вот началась Великая Отечественная война, внесшая свои коррективы в судьбы людей, и новые обстоятельства востребовали творческий талант художника.

А.А. Мытников в период оккупации Ростова нацистами, переезжает в Дагестан, где по-прежнему продолжает много работать творчески, используя для этого «лирическую» камерную технику акварельной живописи, технологией которой он владел мастерски. Исполненные им в этой технике пейзажи Дона, Крыма, Дагестана различны в тональности состояния природы, но их пластическому решению часто бывают присуще некая малахитовая мозаичность. Особенно красивы и изысканы в цвете его акварельные и гуашевые миниатюры, в том числе и совсем крохотные эскизы - прелюдии к театральным постановкам. 0

Документально точно, без излишних метафор он фиксирует особенности национальной архитектуры, природный ландшафт горных селений, исторически значимые места. И создаёт серию творческих документов, которые будут экспонироваться на ростовских выставках в 1946 – 1947 гг.

Взвешенность каждой детали, внимание к ее каким-то существенным качествам вскоре пригодится художнику в его одной весьма трудной и ответственной работе военного времени. А именно в создании уникального по своей прикладной ценности атласа военных травм, в который вошло около тысячи акварелей, запечатлевших самые различные ранения, процессы их оперирования и стадии заживания. Нет необходимости говорить, насколько велика была практическая ценность этих акварельных таблиц, в качестве наглядного пособия по военно-полевой хирургии. За этот большой труд А.А. Мытникову было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР", он был так же награжден 3-мя медалями.

2. Послевоенный период в жизни и творчестве А.А. Мытникова

В послевоенное время художник много ездил по Донскому краю. Писал станицу Кочетовскую, Гундоровскую, Красный Сулин, а в 1948 г. побывал в с. Вешенской, откуда привез много интересных акварелей, ныне находящихся в собрании Ростовского музея изобразительных искусств и в Шолоховском музее-заповеднике с. Вешенской.0

В 1950 г. состоялась отчётная выставка А.А. Мытникова. В каталоге к ней автор текста, К. Величко написал следующее: «В цикле акварелей, сделанных в Вёшенской, художник обращается к сюжетам, связанным с творческой деятельностью нашего талантливого земляка, замечательного советского писателя М.А. Шолохова».

Таким образом, в контексте донской культуры произведения Мытникова приобрели статус художественного документа, сохранившего визуальный образ разрушенного временем мира донской земли.

Здесь он первое время работал иллюстратором в журналах «Сцена и экран», «Театральный курьер», для которых создавал зарисовки актёров ростовской театральной труппы. В Вёшенской Мытников А.А. использует уже отработанную технику и концепцию документальной поэтики. В Ростовском областном музее изобразительных искусств хранятся четыре акварели из серии, созданной в Вёшенской: «Станица Вёшенская» [Приложение 8], «Улица в Вёшенской», «Дом-усадьба М.А. Шолохова в ст. Вёшенской» и «Рабочий кабинет М.А. Шолохова в ст. Вёшенской».

Особый интерес представляют две последние, поскольку в контексте всей серии они являются наиболее значимыми. В акварели, изображающей усадьбу писателя, создан конкретно-исторический образ дома. Среди безлюдного двора возвышается ладно скроенный дом с мезонином.

Тёплый, линяло-голубой цвет его стен, наспех отдёрнутая занавеска в окне нижнего этажа, приземистые печные трубы на крыше рождают чувство обжитого гнезда, в котором хорошо и просто жить, легко сбегать с высокого деревенского крыльца или посиживать на скамье у ещё одного, явно для удобства пристроенного, бокового крыльца.0

Метод работы, технические приёмы, которыми пользуется автор, отражают манеру, присущую русской реалистической традиции конца ХIХ – начала ХХ вв. Следует заметить, что в изобразительном искусстве данного периода нередки пейзажи, изображающие усадебные дома, с которыми связано творчество литераторов, художников, музыкантов. Само время вызвало образы задушевной жизни вдали от суеты города, в окружении природы. Жизни, готовящей творческие устремления и пронизанной ими. Достаточно вспомнить пейзажи Жуковского, Серебряковой.

В России 20-х гг. ХХ в. даже сложилась наука «усадьбоведение», которую поддерживали краеведческие организации «Мир усадьбы». «Старая Москва» и другие.

Атмосфера мирной созидательной сельской жизни, среды для творчества также была востребована в послевоенные годы. Возможно, оттого старый шолоховский дом, пострадавший от бомбы и уже мало пригодный для жизни писателя и его семьи, в акварели Мытникова вопреки всему выглядит надёжным кровом. В следующем листе серии зритель перемещается в интерьер писательского дома, в самую сокровенную его часть – рабочий кабинет. Композиция здесь выстроена по принципу «картина в картине». Сквозь распахнутые балконные двери – залитый солнцем донской пейзаж, своеобразной «рамой» которому служат фрагментарно изображённые книжные полки библиотеки писателя. Лист выдержан в том же теплом колорите, что и предыдущий, и общее цветовое решение является объединяющим началом. Однако образное решение здесь иное. Если дом – это место для жизни в любых её проявлениях, то кабинет писателя – творчески наполненное пространство, которое задаёт смысл существованию в целом. Мы не видим хозяина кабинета, но его присутствие живо ощущается. Здесь только что звучал его голос, от его шагов поскрипывали дощатые половицы, и табачный дым его трубки, кажется, ещё не развеялся в воздухе. Но всё это, подразумеваемое, лишь контекст. Изобразительной и смысловой доминантой является лирический пейзажный мотив. 0

Тихая гладь Дона, мягко стелющаяся излучина берега, раннее золото листьев, поджидающих осень как суть и метафора шолоховского творчества. Зрелище этой природы, безыскусное и постоянное, рождает образ малой родины. Через распахнутую в мир дверь кабинета, через корешки книг, в которых этот мир нашёл своё духовное и художественное претворение, художник А.А. Мытников разрешил проблему творческого портрета писателя М.А. Шолохова. В соотношении «общее – частное» найдено образное решение двух последующих акварельных листов.

«Станица Вёшенская» – это обобщенный, панорамный пейзаж, в котором воссоздан типичный вид поселений Верхнего Дона, какими они были в первой половине прошлого века. И, наконец, акварель «Улица в Вёшенской» – незамысловатый жанровый мотив повседневной жизни станицы, мимолётная встреча, разговор наспех на улице, покрытой прокалённой августовской пылью. Здесь даже общая красочная тональность, обилие солнечных пятен, нечёткость контуров формируют состояние знойного дня.

В последующие десятилетия другие авторы – живописцы, графики, скульпторы – все по-своему будут обращаться к подобному материалу. А.А. Мытников же, художник своей манеры, современник М.А. Шолохова, оставит нам документ времени и творческое прочтение увиденного на вёшенской земле.

И снова Ростов. В 1951 г. А.А. Мытникова приглашают в Ростовский драматический театр им. Горького в качестве художника постановщика и за 7 лет работы в нем он оформил около 40 спектаклей русской, советской и зарубежной драматургии. Его эскизы театральных декораций [Приложение 5], помимо их утилитарной ценности, всегда имели и ценность самостоятельную, так как в них видна общая художественная культура большого мастера, чье творчество органично впитало в себя талант графика, колориста и сценографа. А.А. Мытников всегда любил театр. Он автор первой афиши, которую исполнил в 1935 г. к открытию Драматического театра им. М. Горького.

Эскизы декораций и костюмов, созданные в 50-е годы к спектаклям русских и зарубежных авторов, открывают нам удивительную способность художника, в умении видеть произведения в целом, в красках.

Ушел из жизни художник в 1960 г., работая над новыми эскизами, а их у него всегда было впрок.

3. Творческое наследие художника завидной судьбы

Выставка 28 декабря 2001г. представила уникальное наследие творчества ростовского художника А.А. Мытникова. Графические произведения приобретались и были подарены музею РОМИИ еще при жизни автора, а в 1984 году Светлана Александровна Мытникова, дочь художника, передала в дар 35 работ.

Сохраняя традиции классической графики, Мытников в совершенстве владел техникой акварели и тоновой гравюры, разнообразил и применял свои приемы, наполняя их жизненным и эстетическим содержанием. Акварели Мытникова - это искусство чувства, настроения, мгновенной духовной отдачи и неограниченной возможности в передаче фактуры и цвета. Каждая работа подчинена единому цветовому тону, но внутри листа цвет собирается из множества мазков, нюансов, словно мозаика, лепящих форму предметов и придающих им оттенок подвижности и жизни. Удивительно красивы листы из серии "По Дагестану". Одни - передают величие и монументальность древних памятников архитектуры, узких улочек с возрастающими каменными жилищами аулов-крепостей, красочный калейдоскоп горных скал, другие - самобытность и национальные особенности народа, бытовые зарисовки, портреты.

В вытянутых вертикальных кипарисах и развесистых кронах вечнозеленого леса Крыма, с прозрачным воздухом над морем, густыми аллеями парков с яркими цветочными клумбами, в небольших по формату листах, художник, словно растворяет в воздухе цвет, богатый тончайшими оттенками, как пишет старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Г.И. Головкина.

Заключение

История нашей земли, на которой мы родились и выросли, ее прошлое, настоящее, наши традиции и культура, все больше притягивают к себе внимание современников.

Интерес к памяти тех, кто трудился и жил на благо процветания нашего города, открытие забытых имен, напоминание о давно ушедших земляках, обогащает нашу культуру, расширяет наш кругозор, делает нас духовно богаче.

Работая с материалами из фондов Ростовского Областного музея изобразительных искусств, литературой донских краеведов и искусствоведов, мы открыли удивительно тонкую и интеллектуальную личность человека и художника, который сохранил традиции классической графики, в совершенстве владевший техникой акварели и тоновой гравюры, разнообразивший и применявший свои приемы, наполняя их жизненным и эстетическим содержанием.

И сегодня с уверенностью можно сказать, что сделанного А.А. Мытниковым за отпущенные его творчеству годы, более чем достаточно, чтобы имя этого художника заняло достойное место в истории культуры Дона и Северного Кавказа.

Список используемой литературы и источников

1. Простаков С. Забытым донским художникам решили вернуть былую славу // Веч. Ростов. 2001. 25 дек. С. 5;

2. Рязанов В. Художник, придумавший шрифт «Молоту» // Молот. 1995. 12 авг. С. 8.

3. Рудницкая Ю. Л. Художники Дона. С. 155–156;

4. Скопцова Г. С. Из века в век. С. 89–91;

5. Т.Г. Сухорукова Академия архитектуры и искусств ЮФУ графический цикл А.А. Мытникова (из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств)

6. Художник завидной судьбы // Деловое содружество. 2001. № 15 (дек.). С. 10;

7. http://www.amr-museum.ru/russ/exibit/news2016/news3106.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Мытников Александр Абрамович

Художник офортист, в совершенстве владевший техникой акварели и тоновой гравюры, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР

Приложение 2

Графика заголовка газеты "Молот" - автор А.А. Мытников

Приложение 3

Малахитовая прозаичность акварельной живописи А.А. Мытникова

Бесконечное колористическое

многообразие творчества А.А. Мытникова

Приложение 4

Эскизы декораций для спектаклей в Ростовском Драматическом театре им. М. Горького

Приложение 5

Мытников А. А. "Аул Ругуджа", бумага/акварель, 1946 год.

Приложение 6

Мытников А. А. "Улицы в Гурзуфе", бумага/акварель.

Приложение 7

Ростов на Дону 1949 г.
Художник: Мытников А. А.
Редактор: Величко К. А.
Почтовая карточка
К двухсотлетию г. Ростова на Дону (1749-1949)

Приложение 8

Ростов на Дону 1949 г.
Художник: Мытников А. А. 
Редактор: Величко К. А.
Почтовая карточка
К двухсотлетию г. Ростова на Дону (1749-1949)

0Рязанов В. Художник, придумавший шрифт «Молоту» // Молот. 1995. 12 авг. С. 8.

0 Рязанов В. Художник, придумавший шрифт «Молоту» // Молот. 1995. 12 авг. С. 8.

0Рязанов В. Художник, придумавший шрифт «Молоту» // Молот. 1995. 12 авг. С. 8.

0Рязанов В. Художник, придумавший шрифт «Молоту» // Молот. 1995. 12 авг. С. 8.

0 Т.Г. Сухорукова Академия архитектуры и искусств ЮФУ графический цикл А.А. Мытникова (из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств)

0 Рязанов В. Художник, придумавший шрифт «Молоту» // Молот. 1995. 12 авг. С. 8.

Просмотров работы: 218