I.Введение
В 2018 году наш любимый Реутов отметил знаменательное событие в своей истории – это 175 –летний юбилей первого градообразующего предприятия «Реутовская Мануфактура».
Этой важной дате были посвящены ретроспективная выставка в городском краеведческом музее и масштабный исторический квест «Хлопковый Ренессанс», который подготовил и провел наш школьный музей для старшеклассников города. (Приложение II, фото 1, 2)
Особая миссия в этой игре, как активисту школьного музея, досталась и мне - сыграть роль Елизаветы Владимировны, жены основателя бумагопрядильной фабрики Сергея Алексеевича Мазурина. Для того, чтобы лучше справиться с этим образом, я с удовольствием погрузилась в изучение истории этого рода с помощью исследовательских материалов в фонде нашего музея. (Приложение II, фото 3, 4)
Из них я узнала, что первые попытки составить генеалогическое древо той ветви семьи, которая тесно связана с историей Реутова, были предприняты уже несколько лет назад. Активу школьного музея удалось проследить судьбы известных представителей этой фамилии, но были и «белые пятна» в этих работах, наверное, именно поэтому меня все больше привлекала биография (в которой много неясного) одного из последних владельцев бумагопрядильной фабрики, известного русского фотографа Алексея Сергеевича Мазурина, сына моей «героини».(Приложение II, фото 5) Мне захотелось узнать больше о его личной жизни, о том каким он был в своей семье, о его потомках, о том как сложилась их жизнь.
Из монографии «Фотограф Алексей Мазурин», вышедшей в 2005 году я прочитала, что «Последняя из ныне известных фотографий Алексея Сергеевича Мазурина, на которой он изображен с сыном, датирована 1915 годом. Дальнейшая судьба великого русского фотографа неизвестна: вероятно, и он попал в водоворот трагических событий, охвативших Россию в начале XX столетия». (Приложение II, фото 6)
Я поняла, что эта финальная фраза не даст мне никогда покоя, и я должна обязательно продолжать поиск информации о жизни Алексея Сергеевича и членов его семьи. Но сделать это оказалось не просто. Дополнительный поиск сведений в государственных архивах не дал новых результатов, но неожиданные открытия все же не заставили себя ждать.
Благодаря постоянным публикациям в местной прессе о поисковой работе нашего школьного музея, в редакцию газеты «ПроРеутов» неожиданно откликнулись прямые потомки Алексея Сергеевича Мазурина, о существовании которых ранее не было никакой информации.
Правда, отклик их носил сначала абсолютно негативный характер, но благодаря помощи моего руководителя, как более мудрого и опытного педагога, нам постепенно удалось наладить контакт с правнучкой Алексея Мазурина Любовью Черняевой и ее бабушкой Людмилой Николаевной Собольщиковой (Мазуриной), дочерью Николая Алексеевича Мазурина, того самого 12- летнего мальчика, изображенного на смой известной из последних фотографий, сделанных его отцом.
Еще важную роль для начала нового исследования сыграли две уникальные встречи: с исследователем Александром Козыревым, протоиреем Николо - Архангельского храма, где Алексей Мазурин был старостой несколько лет, и Дмитрием Неумоиным, научным сотрудником Балашихинской Картинной Галереи, в чьих фондах хранится один из альбомов фотографий Алексея Мазурина.
Так пришло решение, что именно теперь моя работа будет особенно актуальна так как есть возможность сосредоточить все усилия для воссоздания неизвестных ранее биографических страниц в жизни Алексея Мазурина и членов его семьи. Мое исследование – это еще и подарок любимому Реутову к его 80- летнему Юбилею в статусе города, который мы будем отмечать в 2020 –ом году.
Цель исследования - реконструкция неизвестных ранее биографических страниц жизни и творчества Алексея Сергеевича Мазурина, представителя крупнейшей Московской купеческой фамилии, реутовского фабриканта, фотографа и благотворителя.
Для выполнения поставленной цели были определены задачи:
- собрать дополнительные биографические сведения об Алексее Сергеевиче Мазурине и членов его семьи на основе записи воспоминаний потомков:
Людмилы Николаевны Собольщиковой (Мазуриной) и Любови Николаевны Черняевой;
- записать беседу с протоиреем Александром Козыревым, автором исследования, посвященного благотворительной деятельности А.С. Мазурина;
- записать беседу с научным сотрудником Балашихинской картинной галереи Дмитрием Евгеньевичем Неумоиным для получения дополнительной информации об атрибуции творческого наследия А.С. Мазурина;
- составить обращение и получить архивные материалы из «Альбома воспоминаний Алексея Мазурина», находящегося в закрытом доступе, в частной коллекции музея Российской фотографии г.Коломна;
- систематизировать и проанализировать собранную информацию, составить хронологическую таблицу биографических событий в жизни и творчестве;
- дополнить генеалогическое древо рода Мазуриных новыми данными;
- написать текст работы, выступить перед школьниками и участниками объединения краеведов.
Объект исследования: БиографияАлексеяСергеевичаМазурина, владельца Реутовской Мануфактуры и членов его семьи.
Предмет исследования: неизвестные факты из жизни известного фотографа и благотворителя Алексея Мазурина и его прямых потомков.
Методы исследования:
-Теоретический. Необходимо было изучить материалы краеведческих работ прошлых лет из фондов музея. Познакомиться с литературой, посвященной творчеству Алексея Сергеевича Мазурина. Собрать дополнительные сведения о биографии А.С. Мазурина из интернет- ресурсов.
-Эмпирический методиспользуется для записи воспоминаний и жизнеописания личности Алексея Мазурина, а также для анализа и систематизации собранных данных, для реконструкции неизвестных фактов из биографии Алексея Мазурина, составления хронологической таблицы всех важнейших событий и творческого наследия Алексея Мазурина и его потомков, для создания генеалогического древа фамилии Мазуриных.
Прежде чем приступить к исследованию, я изучила в различных источниках биографию Алексея Мазурина. Из монографии о его творчестве «Фотограф Алексей Мазурин», я узнала, что конец XIX века в России ознаменовался бурным развитием любительской фотографии.1
Этим искусством начали заниматься не только профессионалы, но и любители. Среди них был Алексей Мазурин, для которого это увлечение стало важной частью его жизни, что и принесло ему большую известность.
III.Основная часть
Биографические страницы жизни Алексея Мазурина
а. Истоки. Родословные связи Мазуриных
Из интернет- ресурсов и исследовательских работ известно, что Алексей Мазурин родился 10 декабря 1846 года в семье Сергея Алексеевича Мазурина купца 1 гильдии, Почетного гражданина города Москвы.2 Мазурины были одной из богатейших фамилий. В семье могли позволить доступную лишь аристократам роскошь и приглашали домашних учителей.
Живописью Мазурин с раннего детства занимался с известным русским художником-передвижником Николаем Невревым. С детства его окружала коллекция картин, которую собирали его родители. Сергей Алексеевич и Елизавета Владимировна были тонкими ценителями искусства.3 (Приложение II, фото 7, 8)
Огромную роль в творческом становлении Алексея, как выдающегося фотографа, сыграли, конечно, и родственные связи в семье Мазуриных.4
Старшая сестра Алексея Елизавета вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова, брата Павла Третьякова.
По воспоминаниям современников Алексей очень часто бывал в доме Третьяковых в Толмачевском переулке. 5 (Приложение II, фото 9)
Вторая сестра Алексея Софья вышла замуж за Дмитрия Петровича Боткина, брата знаменитого врача и известнейшего коллекционера картин, который завещал свою коллекцию в Третьяковскую галерею.6
Ближайшими родственниками Мазуриных была и купеческая фамилия Бахрушиных, самых известных меценатов в мире Российского театра.
В 1849 и 1850 года в семье Мазуриных череда печальных событий: скоропостижно умирает отец, а за год до этого, умирает Елизавета Владимировна, мама Алексея. И все заботы о 7 младших детях ложатся сначала опекунский совет, в который входит старшая сестра Анна Сергеевна Мазурина (Алексеева), а спустя 2 года на старшего из сыновей Митрофана. В 19 лет он возглавляет фабрику, которую основал его отец в 1843 году в поселке Реутово. (Приложение II, фото 10)
Благодаря усилиям старшего брата Митрофана, Алексей получает блестящее образование заканчивает торговую школу во Франкфурте - на - Майне и увлеченно занимается живописью, музыкой, театром.7
Из материалов «Альбома воспоминаний А.С. Мазурина», хранящихся в частной коллекции Коломенского музея Российской Фотографии, известно, что в мире театра он знакомится со своей первой женой (факт брака не подтвержден) Елизаветой Николаевной Астальцевой, которая была переводчицей и автором нескольких популярных в то время пьес.8
Из воспоминаний правнучки фотографа Людмилы Николаевны Собольщиковой, я узнала, что у Елизаветы и Алексея родилась дочь Людмила. Теперь нам стало известно, что на многих фотографиях Алексея Сергеевича его взрослая дочь присутствует как модель. Приложение I. Документ № 1) (Приложение II, фото 11)
В 1869 году, будучи в возрасте 23 лет, Алексей Сергеевич избирается членом правления «Товарищества Реутовской Мануфактуры». После скоропостижной кончины брата Митрофана в 1880 году, ему пришлось заменить его на посту Директора. Алексей Сергеевич на время оставил увлечение фотографией, чтобы проложить семейное дело.
Из краеведческой литературы я узнала, что производство на фабрике в этот период переживало сложные времена, но не смотря на эти проблемы Мазурину удавалось оставаться добрым хозяином для своих подчиненных. В материалах из Коломенского музея я прочитала о том, как относились к нему простые рабочие, что позволяет сделать вывод о нем, как о незаурядном руководителе.9 В этой должности он состоит до 1905 года, до продажи фабрики Рабенекам10.
б. Неизвестные страницы творческого наследия Алексея Мазурина
Об Алексее Мазурине заговорили как о талантливом фотохудожнике очень рано. При Императорском русском техническом обществе, основанном в 1878 году был открыт «пятый светописный» отдел, объединивший самых известных фотографов той поры. Спустя 15 лет фотографическое общество возникло и в Москве. Из воспоминаний Алексея Мазурина известно, что он был одним из его учредителей в 1894 году.11
Фотография Алексея Мазурина - это конечно идеализированный образ русской деревни. Но критики тех лет и даже наши современники отмечают, что работы Мазурина и сегодня привлекательны своей простотой отсутствием надуманности, а особенно прелестные фотографии получались с изображением крестьянских детей. Когда на рубеже веков возникло новое направление пекторальной, то есть живописной, фотографии Мазурин оказался в числе пионеров этого течения. 12(Приложение II, фото 12)
С помощью воздушной перспективы, используя отражение в воде фотограф преодолевал привычные схемы и добивался подлинной живописности. Его фото - пейзажи копировали даже художники и подражали многие фотографы. Это сходство и привело к тому, что спустя многие десятилетия к его творческому наследию оказались были приписаны несколько неизвестных ранее фотоальбомов. Предпринятые ранее в предыдущих исследовательских работах попытки провести атрибуцию авторства не давало результат. 13
Встреча с Дмитрием Неумоиным, сотрудником Балашихинской картиной галереи позволила снова начать и эту поисковую работу. Главный хранитель галереи представил нам возможность познакомиться с неподписанным альбомом фотографий, якобы выполненных Алексеем Мазуриным. Все эти данные об авторе альбома были записаны только со слов коллекционера Леонида Дмитриевича Курского. (Приложение II, фото 13,14) С первого же взгляда на альбом возникают сомнения в его подлинности, так как на нем нет ни одной подписи, а из воспоминаний Людмилы Собольщиковой, что в семье хранилось 11 альбомов Алексея Мазурина и все они были подписаны или стояла печать. (Приложение II, фото 15, 16) Но эти сомнения надо было доказать. Здесь необходимо было провести дополнительный анализ, основанный на мнении специалистов. Одним из таких знатоков в мире фотографии является директор музея Российской фотографии Ирина Михайловна Аликина. Фонд музея обладает бесценным подлинным материалами, который мог бы помочь в нашем исследовании.
Благодаря поддержки отдела Администрации городского округа Реутова по работе со СМИ, было составлено обращение к директору Коломенского музея о необходимости получения доступа к изобразительным источникам- сканам страниц «Альбома воспоминаний Алексея Мазурина».
Полученные в результате этой помощи из музея документы позволили продолжить совместно с Дмитрием Неумоиным атрибуцию альбома уже на основе косвенных признаков и рассуждений специалистов:
- Павел Владьевич Хорошилов, зам. министра культуры РФ, коллекционер
- Алла Владимировна Лисицына, зам. директора «Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей», город Москва
- Ирина Михайловна Аликина, директор «Музей Российской фотографии», город Коломна.
- Елена Анатольевна Миссаланди, главный хранитель МАММ (Мультимедиа Арт Музей), Москва
- Сергей Максимишин, российский фотожурналист
- Константин Бенедиктов, популярный блогер, коллекционер
- Леонид Дмитриевич Курский, историк фотографии, коллекционер
Никто из вышеперечисленных лиц, кроме Л.Д Курского, в процессе изучения не подтвердил, что данные фотографии созданы Алексеем Мазуриным
Благодаря этому сотрудничеству, проведенная подробная сравнительная работа позволила сделать предварительный вывод, что эти альбомы не принадлежали руке Алексея Мазурина.( Приложение I. Документ № 2)
в. Потомки. Реконструкция истории семьи Алексея Сергеевича Мазурина
Из воспоминаний внучки Алексея Мазурина, стало известно, что после разрыва с Елизаветой Астальцевой около 1885 года, которая уехала за границу, оставив дочь Людмилу на попечение родственников, Алексей также много путешествует, и в одном из таких путешествий он знакомится со своей второй женой – итальянкой (Елена?). Её изысканный образ можно увидеть на самых известных того периода фотографиях, например, «Лесная аллея», «На качелях», «На прогулке». (Приложение I. Документ № 1)
В этом союзе, как рассказала внучка Алексея (факт брака не подтвержден), рождается сын Николай, но союз продлился недолго, и Итальянка с маленьким сыном снова вернулась на родину. Из воспоминаний Людмилы Николаевны Собольщиковой, я прочитала, что Алексей ничего не знал о дальнейшей судьбе первого сына. (Приложение I. Документ № 1) (Приложение II, фото 17,18)
Благотворительная деятельность фабриканта
Алексея Мазурина
Не смотря на всю свою занятость в делах производства, Алексей уделяет огромное внимание и благотворительной деятельности.
Первые упоминания о его материальной помощи найдены в фонде Коломенского музея. Еще в молодости Алексей Мазурин пожертвовал 25 рублей на сооружение Всероссийского памятника А.С. Пушкина. А Астальцева пожертвовала 1 рубль. Он постоянно поддерживал 2- ой градскую больницу и общества попечения неимущих детей, принимал финансовое участие в организации Русского фотографического общества в Москве в 1894 году.14
И конечно же, важнейшим событием для истории нашего города стало открытие в Реутово в 1888 году первой каменной школы, которая и до сих пор работает. Строительство этого здания обошлось семье Мазуриных более 50–и тысяч рублей. Из документов Коломенского Музея известно, что Алексей Сергеевич продолжал быть попечителем Реутовского училища, материально поддерживая школу, и даже присутствовал на выпускных экзаменах его учеников, детей рабочих Реутовской Мануфактуры.15
Из альбома воспоминаний Алексея Мазурина из Коломенского музея стало известно так же его пожертвованиях в Московское Городское Попечительство о бедных. Было Внесено 500 рублей.
В 1902 году Алексею Мазурину был пожалован рескрипт от Председателя Совета Елизаветинского Благотворительного общества, Почетным Членом которого он состоял. 16
Очень важно сказать, что Алексей Сергеевич радел и о благе Церкви. Именно поэтому в 1895 году его избирают на должность церковного старосты Николо-Архангельской церкви, к приходу которой были приписаны все работники Реутовской бумагопрядильной фабрики. В праздник Покрова 1 октября 1896 года прихожане церкви преподнесли в дар Мазурину икону Святителя Николая с благодарственным письмом.17 (Приложение II, фото 19,20, 21, 22)
В ходе поисковой работы от удалось получить новую информацию от протоиерея Николо- Архангельского храма Александра Козырева, о постоянной финансовой помощи от Алексея Мазурина на реставрацию Николо- Архангельской церкви. Все собранные сведения подтверждают большую заслугу Алексея Сергеевича Мазурина как благотворителя. (Приложение I. Документ № 3)
Здесь в храме он знакомится со своей третьей женой Ольгой Фёдоровной. Из рассказа его внучки я узнала, что Ольга Полякова была обычной прислугой в доме, но для него она стала надеждой и опорой. Тогда модно было жениться на простых, но это не помешало Алексею быть счастливым в последнем браке. В 1903 году рождается долгожданный сын Николай, в это время Алексею 57 лет. (Приложение I. Документ № 1) Он находится на вершине своей творческой карьеры. (Приложение II, фото 23)
К сожалению, в это время дела на Реутовской фабрике пришли в упадок. Алексей Сергеевич со своим племянником Константином Митрофановичем приняли тяжёлое решение – продать фабрику. Из воспоминаний внучки Людмилы Николаевны мы узнали, что семейный особняк Мазуриных перешёл при продаже к новому владельцу фабрики Карлу Рабенеку и вся семья Мазуриных переехала в один из летних домов, который находился в районе улицы Коминтерна и Маркса в южной части Реутова (Приложение I. Документ № 1) (Приложение II, фото 24)
Не смотря на полученные от продажи фабрики средства. семье Мазуриных так и не удалось поправить свои дела. А в 1920-ом году Алексея Мазурина не стало. Он похоронен рядом с третьей женой Ольгой Федоровной около алтаря Николо- Архангельского храма. Первоначальное надгробие не сохранилось. В советское время каменное большое надгробие было разрушено вандалами, и лишь совсем недавно внучка Алексея Сергеевича восстановили могилу и поставили небольшие таблички.
Там же похоронен и их сын Николай. (Приложение I. Документ № 3), (Приложение II, фото 25, 26)
Теперь нам удалось восстановить последние годы жизни выдающегося фотографа. Из воспоминаний Людмилы Собольщиковой известно, что после революции 1917 года, Алексей со своей семьей действительно бедствовал, и был вынужден продавать все имущество. Алексею Сергеевичу приходилось писать объяснительные докладные местным властям, о том, что не имеет средств к существованию и нуждается в материальной помощи, а его сын Николай, приписав себе года, вынужден был подростком пойти работать.
Долгие годы страх преследовал Николая, что будет репрессирован. Его несколько раз вызывали на Лубянку, но отпускали. Об этих событиях Николай Алексеевич не рассказывал дочери, как и военном времени.
Из рассказа его дочери я узнала, что во время одного из боев Николая накрыло сильной взрывной волной, и он несколько часов был заживо погребен под землей. Этот страшный эпизод сильно повлиял на его восприятие жизни. Вернувшись с фронта, все последующие годы прожил очень тихую и скромную жизнь, ничем стараясь не выдавать принадлежность к известной фамилии. Женился он уже после войны на Софье Александровне Трандафиловой (1905-1970), происходившей из семьи Крымских греков и живших по соседству с Мазуриными. В 1946 году в семье Николая родилась дочь Людмила.
К сожалению, все наши совместные усилия с руководителем более подробно узнать о личной жизни дальнейших потомков Алексея Мазурина дали скромный результат: несколько данных, позволивших их соединить при составлении новой ветви генеалогического древа рода Мазуриных (Приложение II.фото 27) (Приложение I. Документ № 1)
О сложных периодах в жизни своей семьи никто из ныне живущих потомков, увы, не готовы сейчас вспоминать, рассказывать, и допускать до документов и фотографий из своего личного архива. Людмила Николаевна рассказала только о том, что был огромный архив и 11 альбомов воспоминаний Алексея Мазурина, которые были распроданы в тяжелые времена или украдены случайными соседями по второй половине дома, проданной также в сложные времена.
Но я не теряю надежды, что пройдет еще время, и нашему музею удастся продолжить эту исследовательскую работу и созданное нами родословное древо рода Мазуриных обретет все свои портреты.
IV. Результаты исследования
В результате исследования удалось:
- собрать новые биографические сведения о жизни и творчестве Алексея Сергеевича Мазурина и провести реконструкцию важнейших событий в его судьбе и членов его семьи;
- дополнить генеалогическое древо рода Мазуриных на основе записи воспоминай его прямых потомков;
- систематизировать и проанализировать собранную информацию, составить хронологическую карту биографических событий в жизни и творчестве Алексея Мазурина;
- написать текст работы, выполнена презентация и выполнен макет родословного древа династии Мазуриных.
V. Выводы
Но главное, что в этой работе я не только смогла прикоснуться к прекрасному миру фотографии и проследить сквозь призму этого необыкновенного вида искусства жизнь нашего выдающегося земляка Алексея Мазурина и его семьи, но мне вместе с сотрудниками музеев Москвы и Подмосковья, коллекционерами провести дополнительную экспертизу альбомов фотографий, авторство которых приписывалось Алексею Мазурину. Выяснилось, что аналогичных альбомов существует несколько, и один из них хранится в Московском Доме Фотографии и выложен на сайте в Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, и также использовался при издании монографии в 2005 году.
Благодаря сотрудничеству с Коломенским музеем проведенная подробная сравнительная работа позволила сделать предварительный вывод, что эти альбомы не принадлежали руке Алексея Мазурина. Данный вывод передан в МАММ и другие музеи, участвующие в сравнительном анализе, что предполагает в дальнейшем совместную новую полную проверку и атрибуцию известных фотографий Мазурина и создание нового каталога его произведений. Приложение I. Документ № 2)
VI. Заключение
Планируемые дальнейшие действия:
- продолжить подробное изучение и поиск сохранившихся в различных музеях альбомов фотографий Алексея Мазурина;
- провести подробную атрибуцию и идентификацию изображенных персоналий, пейзажей и архитектурных объектов фотографий Алесея Мазурина и на основе новых полученных в ходе исследования сведений.
- на основе анализа новых данных выполнить новый дополненный и исправленный каталог творческого наследия Алексея Мазурина
- передать новые биографические сведения в краеведческий музей г.Реутова и авторскому коллективу монографии о фотографе Алексею Мазурине для переиздания нового исправленного и дополненного труда о жизни известного фотографа, фабриканта и мецената.
VII. Cписок источников и литературы
1.Источники устно- письменные (неопубликованные):
Воспоминания Людмилы Николаевны Собольщиковой;
2.Фрагметы записи совместной исследовательская работы с научным сотрудником Балашихинской Картинной галереи Дмитрия Неумоина;
3. Исследовательская работа протоирея А.Козырева (фрагмент материалов к новому изданию«Летопись Николо-Архангельской церкви»);
4. Исследовательские работы из фонда школьного музея;
5. Изобразительные источники:
- Альбом с фотографиями Алексея Сергеевича Мазурина фондов ММАМ;
- фотографии Алексея Сергеевича Мазурина из фонда МУК «Музейно-выставочный центр» г.о.Реутов;
- Альбомы с фотографиями Алексея Мазурина из фонда музея Российской фотографии г. Коломна;
- Альбомы с фотографиями (неизвестного автора) из фонда Картинной галереи г. Балашиха
Литература:
6.Хорошилов П., Логинов А. Фотограф Алексей Мазурин. – М:Пунктум, 2005
7.Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. -М.: изд-во Рулит. 1999.- 340с.:ил.
8.Козырев А., прот. «Летопись Николо-Архангельской церкви.- М.: изд-во ПСТГУ,2008.- 258с.:ил.
9.Сергеев Е.К. «Реутов. От хутора до града.-М.:изд. фирма «А. В. Туров» 1997.-238с.: ил.
10.Сергеев Е.К. «Реутов и Подмосковье. Страницы истории»,-М.,
изд.ООО «Велинор» при участии А.В.Турова, 2004.-224с.
11.Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей:
1860-1914гг.-М.:Издательство объединения «Мосгороархив»,
1999.-512.:ил.-(Московская монография)
10.Юденкова Т.В. Другой Третьяков. Судьба и коллекция одного
из основателей Третьяковской галереи – М.: изд-во Арт-Волхонка,
2012.с450
12.Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары /Вступ.ст., коммент. Г.Н. Ульяновой, М.К. Шацилло.-М. :изд-во Высш. Шк.,1991.-352с.
Интернет- источники
http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
Альбом воспоминаний А.С. Мазурина. Из собрания М.Голосовского. Музей Российской фотографии http://www.museumart.ru/photo/дата обращения: 15.06.2018г.
1.http://www.stori.ru. (Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам.вып.2) дата обращения :2. 10.2014г.
. «Справочная книга о лицах, получивших на 1877годъ купеческiя свидетельства по 1и 2 гильдиям. Российская Государственная библиотека. Электронный каталог http://www.rsl.ru/ruhttp://old.rsl.ru/. Дата обращения: 11.10 2014г.
3.Московский Некропль 1908г. Том 2. (Виртуальное справочное бюро (ГПИБ, запрос №2327)
База данных "Московское купечество" на основе книги Н.А.Найденова "Материалы для истории московского купечества", изданной в 1883-1889гг. в 9-ти томах и являющейся фундаментальным источником по истории московского купечестваhttp://is-tok.ru/publ/v_pomoshh_kraevedu. дата обращения:12.03 2015г.
Знаменитые династии России. Еженедельное п. изд.№38, Боткин М..П http://www.studfiles.ru/preview Дата обращения: 12.06.2018г.
VIII.Приложения
Документ №1
Я внучка Людмилы Николаевны Собольщиковой, я 1987 года рождения, о каких официальных воспоминаниях может идти речь, если все они умерли задолго до меня? Ничего нового при встрече я Вам все равно не расскажу. У Алексея Мазурина было 3 жены: Астальцева (дочь Людмила), потом он женился на итальянке (ее в книге много "портрет жены. Конец 1890-х"), у них родился сын (вроде тоже Николай), они уехали в Италию, когда в России стало неспокойно. 3-я жена Ольга Фёдоровна родила ему последнего ребёнка Николая. Умер Алексей, когда младшему сыну было 15 (год не известен, т.к.памятник уничтожен и Николай приписывал себе возраст).
Книгу "Фотограф Алексей Мазурин" я читала... "Портрет Астальцевой в лодке", это не Астальцева (1-я жена), а Мазурина Ольга Фёдоровна (3-я жена, мать сына Николая). Кстати, дочь Астальцевой и Мазурина звали не Любовь (как в этой книге), а Людмила. "Крестьянка (Астальцева)" - та же Ольга Фёдоровна, нет в этой книге фото Астальцевой вообще. "Мазурин с сыном и Астальцевой. 1903" Опять это Ольга Фёдоровна, возмутила публикация могилы, ещё и с оценкой... Скромно... Не знаю, чья это самодеятельность, похоже то газеты, но очень не приятно. У всех разный достаток, как смогли так и сделали и зачем это публиковать. Белый дом на южной стороне парка Мазурины дважды предлагали передать городу, последний раз предлагалось сделать там музей, но оба раза был отказ. В итоге Дом был снесён... Вы не первые, кто ими интересуется, пишут разное, кто во что горазд. По этой причине Людмила Николаевна Собольщикова и не хочет ни с кем общаться по этому вопросу.
Собственно все. Мазурин никуда не уезжал во время революции и войны, был в Реутово с семьёй. Почему его следы заграницей? Потому что белый дом грабили, а скупщики могли продать все заграницу за валюту.По поводу Константина Митрофановича и других Мазуриных, мы ничего не знаем. В те времена люди боялись, старались затеряться и не афишировали своё происхождение. Я знаю, что Ольгу Федоровну вызывали на Лубянку (по наводке соседей), но отпустили. Связь с Мазуриными была разорвана. На сколько я знаю была квартира и была Дача (белый дом), про квартиру я не в курсе. Они, наверно, её продали. Я имела ввиду дачу, она была не в Никольском, а в Реутове, там где сейчас парк. Улица позже стала называться Карла Маркса. От этой дачи осталась только сосна, посаженная Алексеем Сергеевичем, рядом песочный детский городок вроде сейчас. Грабили именно эту дачу, Рабенек здесь естественно ни при чем, это было уже позже при Людмиле Николаевне. Кто грабил тоже не известно, она обращалась в милицию, ей сразу сказали, что не найдут, ценности вывезут из страны нелегально. Так что ничего не осталось, все либо украли, либо продали в послевоенные годы, чтоб выжить. Дом был снесён в начале 90-х, я его застала и даже жила там какое-то время. В книге есть фотографии этого дома, итальянка сидит в кресле на крыльце и ещё какая-то. Алексей Сергеевич вёл фотоальбомы воспоминаний, я точно знаю, что Людмила Николаевна продала в тяжелые времена, сколько их всего и где они не известно. Авторы неверно растолковали подписи, скорей всего, там было написано жена, вот они и решили, что это Астальцева. А дочь Люда, букву д перепутали с б. Как я писала ранее вы не первые кто интересуется, до Вас была и Красильникова, которая даже опубликовала книгу, но эту книгу вроде завернули и искусствовед Вишневский (если я не ошибаюсь)(который умер и все переданное ему для музеев, исчезло у его наследников). Дом был такого плана, не уверена, что это он. Наверно да, они. Про Людмилу ничего не известно, кроме того, что она 100% Людмила. Скорей всего они с Астальцевой все-таки успели уехать. портреты приобрёл Вишневский ( из статьи о которой я писала). Портрет Елизаветы Владимировны хорошо известен. а что он парный, не знает почти никто. Людмила Николаевна говорила, что она нашла этот портрет на даче и продала в Третьяковку (вроде) за бесценок, подробности не знаю.Уточняюсь, парный портрет Сергея и Елизаветы Мазуриных был найден Людмилой Николаевной на чердаке дачи (у нас в Реутово) и был передан Вишневскому для Тропининского музея, но он умер. Дальше мы не знали, попали ли картины в музей, значит попали. А Портрет Елизаветы Владимировны Людмила Николаевна сама продала в Тропининский музей, не в Третьяковку, я ошиблась. Вроде Вишневскому она отдавала еще портрет Николая (как мы думаем, это брат Алексея Сергеевича)...
А на этой фото, младший сын Николай со своей теткой по матери Еленой Фёдоровной. Она была его няней. Фото сделано естественно в Реутово на даче. Ольга Фёдоровна Полякова, Елена вышла замуж за Киселева, он пропал без вести во время Войны, родила дочь Надежду, умерла в 91 год, похоронена в Никольском, дочь Надежды Ольга вроде жива. Полякову вроде из Белева были. Ольга работала в доме Мазуриных, потом вышла за Алексея замуж. Елена вначале жила с ними. Мазурины изначально купили 3 дачи ( в смысле дома). Один дом у них отняли, во втором потом стала жить Елена с семьёй, а третий остался Алексею. В этом доме он и умер. Сын Николай тоже участвовал в ВОВ, был вроде связистом, его контузило и он вернулся инвалидом, всю жизнь прожил в этом доме с женой Софьей Александровной Мазуриной (Трандофиловой).
Так что Ольга Фёдоровна была из "простых", и вроде была неграмотная, поэтому, как я писала выше, очень странно, что Алексей Сергеевич якобы писал ей или про неё. Она же не могла это прочесть. Может он это и не писал, содержание странное. Это Мазуринские фотографии. Кто на первой мы не знаем, это в Мазуринском доме, вопрос в каком именно? Я сейчас на даче и показала их Людмиле Николавне... Она плохо видит, да и показала я их с телефона... На втором, она думает, что женщину вроде зовут Елизавета, она её где-то видела, может это какая-то родственница или знакомая, старший мальчик похож на Бабушкиного отца Николая Алексеевича, уверена на 90%. Кто второй не известно, может ребёнок родственников или друзей. Третья фотография, на стене висит портрет Митрофана, если я не ошибаюсь, четвёртый слева Алексей Сергеевич, но это вы и сами видите. Четвёртый снимок... Бабушка видела что-то подобное, его делал Алексей Сергеевич. Пятый, наверно тоже. На шестом, на заднем фоне, дом Мазуриных, наверно квартира где они жили (у них в Реутово была квартира и Дача). Комментариев никаких мы с Людмилой Николаевной дать не можем, этих фотографий у неё не было. Про родственников Мазуриных она мало что знает, отец после войны вернулся другим человеком (был взрыв, его засыпало землёй, его потом нашли и откопали, но пролежал он заживо погребенный несколько часов). Ему было не до Мазуриных и он почти ничего не рассказывал. А Ольга Фёдоровна и Софья Александровна (мать бабушки) мало что знали. Показала Бабушке вчера портрет Сергея Алексеевича, она сказала, что его вроде видела, но мать ей сказала, что это может брат Сергея... А оказался сам Сергей. Ещё бабушка говорит, что был какой-то портрет "с чаем". Она на 90% уверена, что мужчина, который держит в руках чай с лимоном очень похож на Алексея Алексеевича Мазурина, ей О.Ф. и мать сказали, что не знают, кто это, может кто-то из слуг, но он был одет почти как на том портрете, слуги так не одевались... Где этот портрет неизвестно. Про Красотина или Добротина мы не знаем. Про дела Мазуриных вообще не говорили. Николай Алесксеевич всю жизнь боялся, что за ним придут... Никому ничего не рассказывал. Варенцова прочла кусок именно про Мазуриных. все смертные грехи и распущенность и аборты и все на свете. Я так и не поняла о ком он писал? Всех в одну кучу смешал? я в далеком детстве, учась в 6 школе, наверно начальные классы, писала сочинение, вроде ко дню победы, и прикладывала туда его фото, маленькое 3х4.
А что-нибудь известно про Астальцеву? Алексей Сергеевич говорил своей 3-ей жене, что она была артисткой (или актрисой). В то время на таких не женились, в общество поэтому она не вошла. Из-за чего они разошлись неизвестно. После развода он занимался музыкой, живописью, фотографией, много путешествовал и из Европы привёз итальянку. Мы думаем, что брак был гражданский (хотя кто знает). Его родня её не приняла (может из-за происхождения), они снимали жильё, к себе он её не привёл, она родила ему сына. А когда началась первая Мировая или на кануне, она уехала в Италию. Потом Алексей женился на Ольге Федоровне, которая работала в доме Мазуриных... Простой женщине... Моя бабушка спрашивала её, почему Алексей Сергеевич на ней женился, а та ответила, что это была вроде как мода того времени, жениться на простых... Граф Шереметьев женился на своей крепостной...
Просто странно, если они писались в одно время, почему Елизавете Владимировне на портрете за 40, а Сергею Алексеевичу за 30.
Бабушка сомневается, что это он, говорит не похож на Алексея... И почему такая разница в возрасте супругов на портретах... Хотя за то что это Сергей Алексеевич фото, которое я просила вас выслать, отец, сын, прадед и дед? И то, что он висел на южной террасе дачи, напротив Трандофилова (дед по бабушкиной матери)... Если Елизавета была подписана, что это она, рисовал Тропинин, то этот портрет, как говорит бабушка был без подписи вроде.Из интересного с её слов я поняла, что после продажи фабрики (может во время или после революции) у Алексей Сергеевич писал объяснительную, что средств к существованию у него нет. А жили они на деньги, которые он получал от продажи мебели, картин, может фотографий и прочего. И в тяжелые времена семья, чтоб выжить что-то продавала. Их дача не была похожа на музей, не те были времена... Все лишнее отправлялось на чердак.
Я спрошу как-нибудь... Как помню я там было 2 террасы, одна большая комната, одна маленькая, столовая и кухня, пол дома они продали. Вроде ещё Ольга Фёдоровна, но я уточню
По поводу Парковой ничего сказать не могу, я там не была и бабушка тоже. Дача да, на К.Маркса. Пол дома продала О.Ф. Описание со слов бабушки: Старая мебель (кресла, диваны, столы, стулья - все резное), приходящая в упадок, картины, старые книги (которые частично потаскали жильцы, которым сдавался 2-ой этаж) ну и собственно все. И Мебель, и книги, и картины потихоньку продавали в тяжелые времена сами Мазурины (как я уже писала) и в конце особо ничего не осталось.:Астальцева вроде блондинка с косой (со слов бабушки), была одна фотография в альбоме А.С., который она продала. итальянка есть в книге
Трандафиловы - Крымские греки из Керчи, как они оказались в Москве и чем занимался отец Софьи Александровны (мать бабушки) не известно. Меньше знаешь-крепче спишь. Родители бабушке особо ничего не рассказывали. Трандафиловы жили рядом с Мазуриными , на соседней улице.
Дерево я прикидывала, без этого не разберёшься). Но оно на основании Интернет Когда я училась в школе бабушка уже была на пенсии. Она работала в ОКБ на нашем "НПО Машиностроении.
был участником Великой Отечественной Войны.
Фотографий Николая Алексеевича у меня нет, была одна с военника, я её отдала в школу, обещали вернуть, но не вернули. Фотографии Софьи Александровны (его жена) у бабушки где-то может и есть, но она не даст, это память... Идея доделать "родословное дерево" ныне живущими потомками мне не нравится, это. Годы жизни Николая Алексеевича полностью приблизительные или только дата рождения ? А дата смерти Алексея Сергеевича тоже неточная (1920г.)? фотографий -это слишком личное, Людмила Николаевна не хочет. Фото Н.А. вроде вклеивалось в сочинение, на сколько я помню. Не известен только год рождения (в принципе как и его жены Софьи Александровны, они оба закончили сколько-то классов гимназии и пошли работать, приписав себе возраст) С.А. была медиком, отработала 40 лет в Реутове. Дата смерти А.С., наверно, не точная, я точно эту историю не знаю, но как я понимаю он был старостой в храме, после смерти храм поставил памятник, потом этот памятник снесли ("богатенький", нечего), поставили, простой крест (уже сын с женой, естественно), а потом спустя много лет, все таблички писала бабушка. Про информацию от прямых потомков пишите.Ну это она же вроде, Ольга Фёдоровна. Есть11альбомов . Где-то ещё 10 или более. Это не наш, наши были синие
Это альбом только воспоминаний, а не фотографий. А об этом альбоме вы слышали ( знали) раньше? Их тоже может быть несколько? Судя по надписи этот альбом подлинный? А синие - это альбомы с фотографиями? На них должны быть подписи?
Добрый день, Вот такой альбом есть в музее фотографии в Коломне,
Про этот не слышала, если он 11, значит должно быть ещё с 1-10. Синих я знаю было 5. Они как в книге выглядели. Точнее у нас было 5. А там кто знает, может и больше.
Документ №2
Фрагмент совместной исследовательской работы по атрибуции альбома фотографий из коллекции Балашихинской картинной галереи
Алексей Мазурин, в поисках истины.
Эта история началась еще в 2005 году, когда мы провели первую фотовыставку в Балашихинской картинной галерее под названием «История фотографии».
По завершении выставки возникла идея совместной с нашим музеем фотовыставки, запланированной Серпуховским историко-художественным музеем на осень 2019 года, где будут представлены мастера фотографии, жившие во времена Николая Андреева. Так как я рассказал Наталье Валентиновне, что после выставки 2005 года у нас в фондах остался семейный фотоальбом Алексея Мазурина.
Алексей Мазурин (1846-1918), русский купец и фабрикант, владевший Реутовской хлопкопрядильной фабрикой. Информация о его фото-произведениях крайне расплывчата и скудна.
Таким образом, мы приступили к анализу и атрибуции фоторабот (предположительно) Алексея Мазурина, которые оказались в нашем музее. На момент 2018 года мы не знали, как оказался у нас этот фото альбом. Но в альбоме лежала этикетка с прошлой выставки, на которой было написано, что фотоальбом семьи Мазуриных. Я позвонил бывшему директору Наталье Юрьевне Бобыкиной, при которой в 2005 году проходила фотовыстака. Она ответила, что альбом Мазуриных на выставку предоставил Леонид Дмитриевич Курский. В альбоме не было никаких записей, подписей под фотографиями и кроме этикетки, сделанной сотрудниками Картинной галереи в 2005 году со слов Л.Д. Курского, что это альбом Мазурина, никаких доказательств не было. Это заставило меня усомниться в подлинности авторства фотографий (Алексея Мазурина).
Дальше наши исследования привели нас в Реутовский краеведческий музей, где я показал эти фотографии из альбома. Специалисты музея не смогли атрибутировать, кто изображён на фотографии, не смогли опознать место съёмки. В альбоме размещено 76 чёрно-белых фотографии, размером 9х13 см. Фотографии в основном сняты в летний период, по-видимому, на даче. В альбоме нет ни одной подписи, фотографии приклеены на клей и посмотреть оборотную сторону невозможно. Мы с большим трудом отклеили один снимок, но на обороте этого снимка подписи не оказалось.
Дальше мы вызвали Леонид Дмитриевича Курского, он рассказал, как оказался у него этот альбом. На этой встрече присутствовали руководитель объединения краеведов города Реутов Малынова Наталья Вячеславовна и Садулаева Иман, учащаяся школы №6
Со слов Л.Д. Курского: «Примерно в 1980 году я приобрел 4 альбома на вернисаже в Измайлово. Продавец утверждал, что это был семейный альбом семьи Мазуриных, который он выкупил у дальней родственницы Мазуриных. На тот момент сомнений в достоверности этой информации, высказанной продавцом, ни у кого не возникло. Это был продавец-скупщик из Ростова Великого и в определённых кругах коллекционеров он имел достойную репутацию». На наш вопрос, где остальные альбомы, и можем ли мы их увидеть, Леонид Дмитриевич ничего утвердительного нам не ответил. В конце разговора он заявил, что у него нет сомнений и что он считает, что это действительно альбом семьи Мазуриных. При этом перечислил ряд фамилий к кому мы можем обратиться за консультацией.
Павел Владьевич Хорошилов – заместитель министра культуры РФ с 2008, коллекционер фотографий, соавтор книги «Фотограф Алексей Мазурин. Русская фотография 1890-1910-е» издательство Пунктум 2005 г.
Дальше я направился в «Музей Российской фотографии» (Коломна, Кремль, ул. Исаева, дом 19). Где я встретился с директором музея Ириной Михайловной Аликиной.
24 июня 2019 года у меня состоялся с ней довольно продолжительный разговор, так же я осмотрел экспозицию музея, где были представлены, в том числе фотографии Алексея Мазурина.
Беседа наша продолжилась личной перепиской по электронной почте, так как в процессе общения Ирина Михайловна не смогла найти альбом Мазурина с главным хранителем МАММ Еленой Анатольевной Мисаланди. От 17 сентября 2019 года. Елена, добрый день! из-за отсутствия сотрудника музея отвечающего за фонды.
Высылаю вам, как и договаривались подборку фотографий. У нас этот альбом оказался после выставки 2005 года. По мнению дарителя, это семейный альбом Мазуриных. Альбом не подписан, размер фотографий примерно 9х12 см. Просим, Вас, оказать нам содействие и высказать своё экспертное мнение на счёт этих фотографий.С уважением. Ответ от 17.09.2019.Здравствуйте, Дмитрий, Высылаю Вам единственное изображение Мазурина из нашей коллекции. Всего доброго. МДФ КП-532-56.
Сергей Максимишин – российский фотожурналист, сотрудничает с изданиями «Известия», «Огонёк», «Итоги», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Stern», «Time», «Geo», «Business Week», «Focus», «Corriere della Sera», «The Washington Post», «The Times», «The Wall Street Journal», «Newsweek», «Liberation», «Parool», «Der Profile»
Многократный призёр конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo.
В 2007 году выпустил книгу «Последняя империя. Двадцать лет спустя» Издатель: Леонид Гусев, 2007 г.
Константин Бенедиктов – коллекционер и историк фотографии, популярный блогер, Арт директор фестиваля «Родня»
Переписка от 20 июня в сети Фейсбук:
Надо сопоставить с Мазуринским альбомом - может совпадут какие то отдельные личности. Но на вскидку я не вижу ничего мазуринского. Его близкие известны и это не они. Можно допустить, что это родственники жены. Но это надо обосновать. Но съемка точно не Мазурина.
В ходе работы над исследованием записаны беседы с:
- Павел Владьевич Хорошилов, зам. министра культуры РФ, коллекционер
- Алла Владимировна Лисицына, зам. директора «Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей», город Москва
- Ирина Михайловна Аликина, директор «Музей Российской фотографии», город Коломна.
- Елена Анатольевна Мисаланди, главный хранитель МАММ (Мультимедиа Арт Музей), Москва
- Сергей Максимишин, российский фотожурналист
- Константин Бенедиктов, популярный блогер, коллекционр
- Леонид Дмитриевич Курский, историк фотографии, коллекционер
Никто из вышеперечисленных лиц, кроме Л.Д Курского, не подтвердил, что данные фотографии созданы Алексеем Мазуриным. Но, никто и не опроверг того факта, что на снимках могут быть родственники Мазурина. Мне удалось атрибутировать два снимка. Первый - портрет Венгерского дирижёра Артура Никиша, который висит в интерьере над письменным столом. Второй снимок мной атрибутирован, как изображение тенора Клементьева Льва Михайловича (1868-1910), визуальное сопоставление, на мой взгляд, более чем убедительное. Но, это ещё предстоит исследовать. Исходя из этих косвенных соображений, мне представляется, что снимки сделаны не рукой Алексея Мазурина.
Запись сделана: Научным ом Балашихинской картинной галереи ым Дмитрием Евгеньевичем . 17 сентября 2019 года.
Документ№3
Фрагмент из не вышедшего в свет 2-го издания книги «Летопись Николо-Архангельской церкви» протоиерея Александра Козырева.
Мазурин Алексей Сергеевич, будущий староста Михаило-Архангельской церкви, занимавший эту должность с 1895 г. по 1906 г., родился 10 декабря 1846 года в Москве. Биографию его в подробностях можно составить по сообщению в интернете на сайте коломенского Музея Русской Фотографии18, где собрано немало сообщений о подлинных текстах и артефактах, связанных с жизнью и деятельностью Алексея Сергеевича.
. Вращаясь в кругах музыкального и драматического искусства, Мазурин вступает в весьма дружественные отношения с известным актером и драматургом Виктором Александровичем Крыловым, который заприметил выдающиеся организаторские способности и порядочность Алексея Сергеевича, и уже в начале 1870-х годов доверил ему управлять своими доходными домами. Причем, в одном из них в Большом Палашевском переулке Мазурин многие годы проживает со своей семьей19. Под псевдонимом Виктора Александрова Крылов был одним из самых "репертуарных" драматургов второй половины XIX в.20 «Им написано около 125 пьес, более 30 оригинальных, а в основном – инсценировки и переделки произведений русских и иностранных авторов. Больше всего он работал в жанре развлекательной комедии... В 1893—1898 годах Крылов был начальником репертуарной части петербургских Императорских театров; в его работу входило заботиться о серьёзном репертуаре и постановке классических пьес европейского и русского театра. А. П. Чехов писал Суворину: «Читали ли Вы в «Русской мысли» статью В. Крылова? Этот человек любит театр, и я верю ему, хотя я не люблю его пьес»21. Театральные критики зачастую уничижительно относили его пъесы к разряду коммерческих. Упомянутый выше факт о владении Крыловым-драматургом несколькими доходными домами в Москве уже говорит сам за себя.
Тесное общение с театральной богемой привело к тому, что женой А. С. Мазурина стала малоизвестная драматическая писательница и переводчица Елизавета Николаевна Астальцева, автор нескольких книг с текстами комедий, драм, фарсов22. Она было в переписке с известным театроведом конца XIX в. Ф. А. Куманиным23. В. А. Крылов в своих репертуарных сборниках для театров издавал ее сочинения и переводы24. В сезоне 1889-1890 гг. на сцене Малого театра шла пьеса испанского автора в переделке Е. Астальцевой25.
Большой заслугой А. С. Мазурина явилась его активная материальная поддержка мероприятий по организации Русского фотографического общества (РФО) в Москве в 1894 году. «Он субсидировал 400 рублей на организацию выставки и учредительного съезда, позже делает взнос в сумме 100 руб. в благотворительный фонд РФО и выплачивает 400 руб. на устройство фотокопировальни в помещении РФО»26.
Будет интересным познакомиться со стихотворением В. А. Крылова «Лёлечке», посвященное Астальцевой, которое, однако, целиком повествует о достоинствах Мазурина. Это стихотворение датировано 25 ноября 1897 года, в нем мы находим характеристику музыканта, фотографа, фабриканта. Приведем его фрагмент:
«Его природа щедро одарила:...
На всё способен, но – он непоседа,
Коль у него затеется беседа,
Он остроумен и красноречив,...
Ему приятны и почёт, и честь;
И всё-таки почётом не кичится,
В делах своих ужасно скромен он,...
Он любит музыку (он сам играет),
Театр, природу, стройку и детей,
Ну, словом, всё! Но всё надоедает,
И всё-то он одно другим меняет
И не видать конца его затей.
Пришёл он к превосходным результатам
По фотографии. Он славен стал,
Дипломов тьму в Европе нахватал,
И что же? Фотография за штатом
Теперь почти осталась у него,
Давно он не снимает ничего....
Вот, наконец, пришлось принять ему
На фабрике правления кормило,
И тут, с тех пор, как видно по всему,
Занятие его заполонило.
Он показал умение и власть...»27.
В 1869 году, будучи 23 лет, Алексей Сергеевич избирается членом правления Товарищества Реутовской мануфактуры28. В 1900 году становится Директором правления Товарищества, и состоит в этой должности до 1905 года, до продажи фабрики Рабенекам29.
Для нас также важно знать, насколько Алексей Сергеевич был воцерковлён. На этот вопрос дает ответ краткое стихотворное поздравление Мазурину присяжного поверенного Владимира Юлиановича Бегака, датированное 17 марта 1904 года, соседа по дому и друга Мазурина. Из него мы узнаем, что Мазурин регулярно причащался в день своих имянин30:
«В святом причастии говея,
Он поздравлений не избег,
Так дорогого Алексея,
(Хоть он не Божий человек),
Спешу обдать я поздравленьем,
Чтоб, – коль не ангелом самим, –
Хотя-бы ангельским терпеньем
Он в жизни был руководим;... »31.
Будучи человеком церковным, Алексей Сергеевич радел о благе Церкви. Возможно, именно поэтому в 1895 году его избирают на должность церковного старосты Николо-Архангельской церкви села Архангельского-Никольского, к приходу которой были приписаны все работники Реутовской бумагопрядильной Фабрики. В праздник Покрова 1 октября 1896 года прихожане церкви преподнесли Мазурину икону Святителя Николая с благодарственным письмом32.
упокоились: «Мазурин Алексей Сергеевич 1846-1920. Мазурин Николай Алексеевич 1903-1962. Мазурина Ольга Федоровна 1874-1956».
Кстати, во всех публикациях в интернете и в печатных изданиях биографы Мазурина недоумевают, где он жил в последние годы своей жизни, и строят при этом предположения, что он умер в Германии.
. Когда в начале XX века в России начались беспорядки, и запахло революцией, итальянка уехала на родину, увезя с собой и сына. Разочаровавшись в женитьбе на возвышенных особах, Алексей Сергеевич женится на собственной прислуге – Ольге Федоровне Поляковой. Как говорила сама Ольга Федоровна, «тогда вошло в моду богатым людям жениться на простых», возможно, – веяние революционных настроений. Она то и родила ему сына Николая около 1903 года. А. Мазурин благополучно дожил в своей семье в Реутове до кончины, и был похоронен у алтаря Николо-Архангельской церкви. Точную дату смерти потомки не помнят. Советское время – это время ненависти к зажиточным соотечественникам. На могиле Алексея Мазурина вначале стоял очень красивый каменный памятник. Но, как сообщают старожилы, уверенные в своей правоте комсомольцы пролетарского происхождения часто совершали свои рейды на кладбище и остервенело громили богатые надгробья. Никто из духовенства и церковных служителей был не в состоянии им помешать. Сейчас над могилами Мазуриных установлен очень простой железный крест. Дата смерти Алексея Сергеевича на дощечке указана неточная, так как после кладбищенских погромов родственникам было боязно туда ходить, и восстановить точный год смерти не представляется возможным.
Запись сделана 16 сентября 2019 года. Протоиерей Александр Козырев.
Приложение II
Фото, иллюстрирующие исследование
Фото 1. Фрагмент историческогоквеста «Река времени».
фото 2019г. из фонда школьного музея.
Фото 2. Фрагмент исторической игры Хлопковый Ренессанс».
2018 г. Фото из фонда школьного музея
Фото 3. Фрагмент экспозиции в школьном музее, посвященной истории купеческого рода Мазуриных. Фото 2018г.
Фото 4. Изучение экспозиции « Купеческая гостиная», посвященной истории семьи Мазуриных, владельцев фабрики в историко- краеведческого музея г. Реутова. Фото 2018г.
Фото 5. Первый макет родословного древа Мазуриных, составленный в 2016 году. из фонда школьного музея
Фото 6.Последняя известная фотография Алексея Мазурина с сыном Николаем. 2015 год. Фонд МАММ. МДФ КП-5.32-58. Копия из фонда
Школьного музея
Фото 7. Сергей Алексеевич Мазурин. Репродукция портрета кисти В.А. Тропинина. Фото – копия из фондов музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.
Фото 8. Елизавета Владимировна Мазурина. Репродукция портрета кисти В.А. Тропинина. Фото- копия из фондов музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.
Фото 9. С.М. Третьяков и Е.С. Мазурина, фото из фондов. ГТГ, фрагмент документов из монографии «Другой Третьяков».
Т.М. Юденковой.
Фото 10. Митрофан Сергеевич Мазурин. База данных "Московское купечество" на основе книги Н.А.Найденова "
Фото- копия из фондов МУК «Музейно- выставочный центр»г.о. Реутов
Фото 11.Людмила Астальцева –Мазурина. Фото из фондов МАММ
МДФ КП-532-58. Копия из фонда школьного музея.
Фото 12. Фото А.С. мазурина ок.1890 г.
Фото из фондов МАММ
МДФ КП-532-67, копия из исследовательских работ.
Фото 13. Изучение фотоальбома неизвестного автора из фондов Картинной Галереи г. Балашиха фото сделано в мае 2019г.
Фото 14. Встреча в картинной галереи г. Балашиха с коллекционером Л.Д. Курским, владельца альбома фотографий А. Мазурина. Фото сделано автором в мае 2019г.
Фото 15. Запрос от Администрации города в Музей Российской фотографии г.Коломна. Фото- копия сделана в июне 2019г.
Фото 16. Запрос от Администрации города в Музей Российской фотографии г.Коломна. Фото- копия сделана в июне 2019г.
Фото 17. Адексей Мазурин и Елена. Фото ок.1895г.
МАММ, МДФ КП-532-45, копия из исследовательских работ
Фото 18. «На качелях». Фото А.Мазурина конца 1890-хг.
МАММ, МДФ КП-532-40, копия из фонда МУК. Реутов
Фото 19. Встреча с А.Козыревым, протоиереем Николо-Архангельского храма. Фото сделано 5 мая 2019г.
Фото 20. Обложка альбома воспоминаний Алексея Мазурина. Фото-копия из фонда Музея Российской фотографии г.Коломна
://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
Фото 21. Фрагмент документов из альбома воспоминаний Алексея Мазурина. Фотокопия из фонда Музея Российской фотографии г.Коломна ://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
Фото 22. Фрагмент документов из альбома воспоминаний Алексея Мазурина. Фотокопия из фонда Музея Российской фотографии г.Коломнаhttp://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
Фото 23. Алексей Мазурин с сыном Николаем. Фото ок. 1910 г.
Из фонда МАММ, МДФ КП-532/56ФI-2225, копия из фонда МУК. Реутов
Фото 24. Дача Мазуриных в поселке Реутово.
Фото://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
Фото 25. Захоронение Мазуриных на Николо- Архангельском кладбище. Фото 2016 г.из фонда школьного музея
Фото 26. День памяти Алексея Мазурин. Фото автора
5 мая 2019 года.
Фото 27. Дополненное и исправленное генеалогическое древо рода Мазуриных. Фотокопия автора сделана в сентябре 2019 г.
Приложение 3
Хронологическая таблица биографических событий
Алексея Сергеевича Мазурина (1846-1920)
Важнейшие события в жизни |
Главные вехи творческого пути |
||
1846 г. 10 декабря в Москве родился Алексей Сергеевич Мазурин. Отец – Сергей Алексеевич Мазурин(1802-1850), купец 1-ой гильдии, почётный гражданин Москвы, заседатель от купечества в Московской палате гражданского суда; первый владелец Реутовской фабрики (1843-1844). Мать – Елизавета Владимировна Третьякова. В семье Мазуриных было восемь детей: четыре сестры и четверо братьев. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мазурины |
|||
1850-1855 гг. 1850 г. 10 сентября. В возрасте 48 лет умирает отец Сергей Алексеевич Мазурин. Старший брат Митрофан становится главой семьи. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мазурины |
1851-1856 гг. Занимается музыкой и живописью с художником Н. Невревым. Источник: Монография - Фотограф Алексей Мазурин. |
||
1855-1860 гг. Получает домашнее образование |
|||
1860-1865 гг. 1860-е гг. В течение трёх лет учится в торговой школе во Франкфурте-на-Майне. |
|||
1861 г. Образовано Товарищество Реутовской мануфактуры. Источник: Сергеев Е. К. "Реутов от хутора до града" |
|||
1865-1870 гг. Управляет доходными домами актёра В.А. Крылова (живёт в одном из них в Палашевском переулке) Женат на Елизавете Николаевне Астальцевой. Рождается дочь Людмила. Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html |
|||
1870-1875 гг. 1874 г. 22 октября. Избран директором – распорядителем Общества любителей музыкального и драматического искусств. Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html |
|||
1875-1880 гг. |
1876 г. Избран действительным членом Московского отделения императорского русского музыкального общества. Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html |
||
1880-1885 гг. 1880 г. 13 февраля умирает старший брат Митрофан Сергеевич Мазурин. Источник: Сергеев Е. К. "Реутов от хутора до града" |
1882-1883 гг. Начало увлечения фотографией. Совершает поездку по Европе: Монте-Карло-Монако–Париж. Фотографирует павильоны Всероссийской выставки в Москве Источник: Монография - Фотограф Алексей Мазурин. |
||
1885-1890 гг. 1888 г. Строится и освещается церковью двухэтажное каменное здание для начального училища. Постройка этого училища обошлась в 5000 рублей. По окончании строительства, она была передана в подчинение Епархиального ведомства. Источник: Сергеев Е. К. "Реутов от хутора до града" |
1885 г. Принят в члены-любители Московского общества любителей художеств (основано в 1861 году, председатель – Д.П. Боткин). 1888 год. Участвует в Первой русской фотографической выставке в Санкт-Петербурге. 1889 год. Участвует в фотографической выставке, устроенной Императорским русским техническим обществом (ИРТО) в Санкт-Петербурге, в ознаменование пятидесятилетия открытия светописи Дагерром и Тальботом. Удостоен поощрительного отзыва за «Художественно исполненные снимки групп и видов». Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html |
||
1890-1895 гг. Путешествует по Италии. Знакомится со второй женой Еленой . В браке рождается сын Николай. Источник: Воспоминания Людмилы Николаевны Собольщиковой. |
1890г.7 июня. Принят в число действительных членов Парижской Национальной Академии Сельского хозяйства, промышленности и торговли. Выставляет 34 работы на выставке по светописи и её применениям, устроенной Одесским отделением ИРТО. 1891 г. Весна. Удостоен бронзовой медали фотовыставки ИРТО в Санкт-Петербурге «за разнообразные художественно исполненные снимки». 4 мая- 14 июня. Участвует в Международной выставке художественных фотографий, устроенной Венским клубом фотографов-любителей. Удостоен диплома участника выставки. 1892г. Избран членом Благотворительного общества при Второй городской больнице в Москве. Апрель-сентябрь участвует в первой Международной фотографической выставке в Париже, организованной Французским фотографическим обществом . 3 августа. Удостоен диплома Парижской Национальной Академии и Большой почётной премии города Парижа. Фотография Мазурина опубликована в числе тридцати семи гравюр фотогравюр в альбоме в память фотографической выставки 1891 года в Вене. Журнал «Magyar Geniusz» публикует две фотографии Мазурина. Октябрь. Удостоен диплома Международной выставки фотографов-любителей в Гамбурге (экспонировано 58 работ) и серебряной медали Зоологического общества. 14 ноября. Присуждение диплома золотой медали – высшей награды Парижской Национальной Академии. 19 ноября. Избран членом правления ОРТЗ. 28 декабря. Избран членом-корреспондентом Гамбургского общества фотографов-любителей. Немецкий журнал «Schorers Familienblatt» (№ 4) публикуют фотографию Мазурина, экспонировавшуюся на фотовыставке в Гамбурге в 1893 году. 25 июня. Мазурин входит в число учредителей РФО Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html |
||
1895-1900 гг. Разрыв со второй женой. Елена с сыном уезжает на родину в Италию. 1895 г. Избран почётным членом-корреспондентом Общества поощрения любителей фотографии. Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html 1896Август-октябрь. Удостоен большой серебряной медали Берлинской международной выставки фотографов-любителей. 1895 года. 5 декабря. Приглашён Императорским обществом размножения охотничьих и промысловых животных, и правильной охоты выступить в качестве эксперта по отделу картин и фотографий на юбилейной выставке собак и верховых лошадей, устраиваемой в Манеже. 1897 г. Участвует (вне конкурса) в выставке Эстляндского общества любителей фотографии в Ревеле; избран членом-корреспондентом общества «Ввиду трудов и заслуг его по любительской фотографии». 15 августа. Награждён боснийско-герцеговинским обществом знаком Святых славянских апостолов Кирилла и Мефодия как член-благотворитель. |
1895 г. Участвует в фотовыставке в Гамбурге. Избран почётным членом-корреспондентом Общества поощрения любителей фотографии. В английском архитектурном обозрении «Annual Architectural Review» опубликована фотография Мазурина особняка Игумнова на Большой Якиманке в Москве. 1896 год. Член комитета по устройству в фотографической выставке в Верхних торговых рядах в Москве. Экспонирует (вне конкурса) 10 фотографий, исполненных в технике, платинотипии; на выставке также экспонируются диапозитивы, выполненные по негативам Мазурина И. Д. Перепелкиным. «Новости дня», «Московские ведомости», «Русский листок», «Московский листок», «Курьер» публикуют хвалебные рецензии на работы Мазурина фотографии Мазурина опубликованы в немецком журнале «Photographiscne Rundschau». 29 марта. В докладе «Об авторском праве фотографов» на Съезде русских деятелей по фотографическому делу князь А.И. Урусов обращает внимание на «Систематическое использование работ Мазурина без согласия автора». 1896 г. 8 мая. Торжественный въезд императора в Москве Императора Николая 2. Мазурин снимает эпизоды коронационных торжеств; в том же году издан «Альбом коронаций Их Императорских Величеств». Май. Журнал Фотограф-любитель публикует две фотографии Мазурина («К вечерне», « Пейзаж»). А. С. Мазурин награждён дипломом РФО. Август-октябрь. Удостоен большой серебряной медали Берлинской международной выставки фотографов-любителей. Журнал «Photographisce Rundscshau» (номер 11) публикует статью о творчестве Мазурина. 1897 г. Участвует (вне конкурса) в выставке Эстляндского общества любителей фотографии в Ревеле; избран членом-корреспондентом общества «Ввиду трудов и заслуг его по любительской фотографии». Участвует в ежегодной (5-й) фотовыставке в Гамбурге. Экспонирует 4 работы, исполненные в технике платинотипии. «Photographisce Rundscshau» публикует работы Мазурина в мартовском и октябрьском номерах журнала. 5 октября. Журнал «Живописное обозрение» публикует « Оригинальный рисунок» художника К. Платонова « В раздумьи», являющийся перерисовкой фотографий Мазурина. Источник: http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html |
||
1900-1905 гг. 1901г. Избран директором правления Товарищества Реутовской мануфактуры (состоит в этой должности до 1905 года). Источник: Сергеев Е. К. "Реутов от хутора до града" 1902 г. Женитьба на Ольге Федоровне Поляковой ( 1874- 1956 ) 1903 г. Рождение сына Николая. Источник: Воспоминания Людмилы Николаевны Собольщиковой (Мазуриной) |
В 4-ом выпуске немецкого альманаха «Die Kunst in der Photographie» (Искусство фотографии) опубликовано 5 работ Мазурина. 1900 г. Удостоен поощрительного отзыва ИРТО на выставке в Санкт-Петербурге. 30 октября. Избран почётным членом РФО. 17 ноября. Собрание РФО постановило наименовать учреждённую Мазуриным в Москве копировальную «Копировальней имени почётного члена А. С. Мазурина». Участвует в фотографической выставке в Стокгольме. 1901 г. 7 февраля. Избран членом совета Московского художественно-фотографического общества. Выставляет 5 фотографий на выставке в Глазго. 1901-1902 гг. Альманах «Die Kunst in der Photographie» публикует две работы Мазурина. 1902 г. Фотографии Мазурина опубликованы в журналах «Искры» и «Русский листок». Участвует в Первой международной выставке художественной фотографии в Москве, устроенной Московским художественно-фотографическим обществом. 1902-1903 гг. Получает благодарность за участие (вне конкурса) (на 3 конкурсе фотографических работ членов РФО (1902). Многочисленные публикации фотографий в Журналах «Нива», «Русский листок», «Север», «Искры», «Народное благо». |
||
1905-1920 гг. 1905 г. Ввиду сложного финансового положения правления Товарищество Реутовской мануфактуры продаёт фабрику «Товариществу мануфактур Людвиг Рабенек». Источник: Сергеев Е. К. "Реутов от хутора до града" |
1905 г. Журнал «Фотограф-любитель» публикует очерк о творчестве А. С. Мазурина. 1911 г. Журнал «Вестник фотографии» публикует работы А. С. Мазурина. На сегодня это – последняя из известных публикаций его фотографий. 1913 г. Награждён медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. |
||
1905 г. Из особняка в пос. Реутово переезжает в дом на ул. Карла Маркса, Коминтерна. Последние годы жизни прошли в этом доме. |
1915 г. Последняя из известных датированных фотографий Алексея Сергеевича Мазурина. |
||
1920 г. Дата смерти. Похороненна Николо-Архангельском кладбище. |
|||
Потомки: Сын Николай (1903-1962)- жена (Софья Александровна, дочь Людмила (1946 г.р.)- муж Евгений Михайлович Собольщиков дочь Ольга (19 60 г.р.)- муж Николай Петрович Черняев дочь Любовь (1987 г.р)– сын (2015г.р) |
1Хорошилов П., Логинов А. Фотограф Алексей Мазурин. – М: Пунктум, 2005 с.14
2 Из исследовательских работ из фонда школьного музея
3Хорошилов П., Логинов А. Фотограф Алексей Мазурин. – М: Пунктум, 2005.с.15
4 Там же
5 Юденкова Т.В. Другой Третьяков. Судьба и коллекция одного
из основателей Третьяковской галереи – М.: изд-во Арт-Волхонка, 2012.с.250
6 Из исследовательских работ из фонда школьного музея
7Из исследовательских работ из фонда школьного музея
8 http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
9 http://book.museumart.ru//mok/1m/9u/Aleksey-Mazurin-Albom-vospominaniy/html5forpc.html
10 Логинов А., Хорошилов П. Фотограф Алексей Мазурин. – М.: Пунктум, 2005. Стр. 132.
11Логинов А., Хорошилов П. Фотограф Алексей Мазурин. – М.: Пунктум, 2005. Стр. 15
12Там же
13 Из исследовательских работ из фонда школьного музея
14 Альбом воспоминаний А.С. Мазурина. Из собрания М.Голосовского. Музей Российской фотографии http://www.museumart.ru/photo/дата обращения: 15.06.2018г.
15Альбом воспоминаний А.С. Мазурина. Из собрания М.Голосовского. Музей Российской фотографии http://www.museumart.ru/photo/дата обращения: 15.06.2018г.
16 Там.же
17 .Козырев А., прот. «Летопись Николо-Архангельской церкви.- М.: изд-во ПСТГУ,2008.- 258с.:ил.
18 http://museumarts.ru/photo/collection/19/f_6dhqim/f_6dyphd/ Дата обращения: 1.04.2015г.
19 Логинов А., Хорошилов П. Фотограф Алексей Мазурин. – М.: Пунктум, 2005. Стр. 127.
20http://enc-dic.com/history/Krylov-Viktor-Aleksandrovich-20319/. Дата обращения 15.06.2015г.
21http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50159. Дата обращения 15.06.2015г.
22 http://ruslib.3dn.ru/publ/astalceva_elizaveta_nikolaevna_e_n_astalceva_kratkaja_spravka/1-1-0-2571. Дата обращения 13.06.2015г.
23 Куманин Федор Александрович (1855-1896) – основатель и издатель журналов "Артист" (1889-1894), "Театральная библиотека" (1891-1896) (приложение к "Артисту"), "Театрал" (1895-1896); переводчик, театральный критик. См.: http://gctm.narod.ru/fond1/h133.htm Дата обращения 13.06.2015г.
24За наслѣдство. (Passionaria). Драма въ 3-хъ дѣйствіяхъ. Сочиненіе современнаго испанскаго драматурга Леопольда-Кано-і-Мазасъ. Передѣлана съ испанскаго для русской сцены Е. Астальцевой. Для сцены. // Сборникъ пьесъ. Томъ девятый. – С.-Петербургъ: Изданіе Виктора Крылова (Александрова). Типографія Шредера, Гороховая, 40, 1896.
25http://www.maly.ru/pages.php?name=repertuar188080. Дата обращения 13 июня 2015г.
26 http://www.photographer.ru/resources/names/photographers/81.htm. Дата обращения 1.04.2015г.
27 http://museumarts.ru/photo/collection/19/f_6dhqim/f_6dyphd/ Дата обращения: 1.04.2015г.
28 Логинов А., Хорошилов П. Фотограф Алексей Мазурин. – М.: Пунктум, 2005. Стр. 127.
29 Логинов А., Хорошилов П. Фотограф Алексей Мазурин. – М.: Пунктум, 2005. Стр. 132.
30 День памяти преподобного Алексия, человека Божьего – 17 марта (старого стиля).
31 http://museumarts.ru/photo/collection/19/f_6dhqim/f_6dyphd/ Дата обращения: 1.04.2015г.
32 http://museumarts.ru/photo/collection/19/f_6dhqim/f_6dyphd/ Дата обращения: 1.04.2015г.