Празднование Рождества на Кубани

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Празднование Рождества на Кубани

Курская В.А. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Актуальность данного проекта можно определить так: изучение истории появления и традиций праздника позволит узнать и приобщиться к духовной культуре и истории христианского народа. Для всего мира Рождество Христово стало особо важным моментом в истории, поскольку стало причиной изменения летоисчисления на события, произошедшие до и после рождения Спасителя. Для такого великого праздника, как Рождество, история и традиции имеют огромное значение. Целью моей работы является изучение истории возникновения праздника «Рождество Христово» и роль и значение этого праздника в нашей жизни. Основные задачи исследования: собрать документальный материал, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Объектом исследования являются история возникновения и традиции праздника Рождество Христово. Предмет исследования – Рождение Иисуса Христа, его история, сохранившаяся до наших дней. Для написания работы использовались: монографическая, научно-популярная литература, интернет – ресурсы. Методология исследования: Опиралась в своей работе на историко – научный подход. Использовала принципы историзма. Методы исследования: изучение продуктов деятельности и документации, метод качественного анализа (конкретных фактов). Этапы исследования: Изучение теоретического материала. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы. В своей работе я использовал монографические материалы, данные архива Староминского благочиния, фотодокументы, и интернет ресурсы. Данная работа может служить материалом для проведения классных часов, уроков ОПК и для дальнейших исследований.

1. История праздника

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить. Мария и Иосиф идут в Вифлеем. Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов. Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня. Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника. Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот. В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира. Рождение Иисуса Христа. После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца. Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)[1] И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!». Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и «нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)[1] (см. приложение I рис.1), (см. приложение II рис.1), (см. приложение III рис.1), (см. приложение IV рис.1), (см. приложение V рис.1). Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога. Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти. Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали. Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16)[1]. Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

2. Рождественский пост.

Один из самых основных моментов в православной вере, это что нужно молиться, жить по добру, не грешить и делать добрые дела. Кроме этого, нужно заниматься духовным самовоспитанием, изгонять из себя злые, греховные дела, слова и мысли; то есть постепенно исправлять себя и становиться лучше, добрее, более честным и т.п. Перед большими праздниками православный христианин углубляет свои духовные труды и еще постится. Во время поста он старается удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему. Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и, вообще, животной пищи, а также и ограничением себя в пище. Итак, во время поста нельзя мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло и вино. Обыкновенно во время поста исповедуются и причащаются. Таким образом, пост становится временем духовного и нравственного очищения и подготовки к празднику. Во время поста, ведется домашняя подготовка к великому празднику. Родственникам и хорошим друзьям пишутся письма с поздравлениями и пожеланиями, и с кратким обзором новостей из жизни поздравившего. Итак, Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января (24 декабря по старому календарю) называется «сочельником». До вечернего богослужения, это день строгого поста; можно только хлеб, воду, фрукты и т.п. [2]

3. Сочельник.

В сочельник, около 7-ми часов вечера начинается Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба), которая продолжается приблизительно три часа. После богослужения официально начинается Рождество [3]. При встрече люди приветствуют друг друга словами «с Рождеством Христовым» или «с праздником» и отвечают «спасибо, и Вас тоже». Обыкновенно вся семья бывает в церкви. Иногда, хозяйке приходиться оставаться дома, чтобы приготовить праздничный стол, поставить и нарядить елку и вынуть и разложить под елкой подарки. Елка и подарки до сих пор были спрятаны. После службы семья приходит домой и «разговляется». Перед едой, вместо обыкновенной молитвы (Отче наш), все поют стоя Рождественский Тропарь и Кондак (молитвы в честь святого или праздника). Потом все садятся за стол. Пост кончился, праздник уже начался, но день еще постный [3]. Иногда, по разным причинам, невозможно идти в церковь. Тогда все ждут «первую звезду». Когда она появится на небе, то настает праздник и можно садиться за стол. Обыкновенно, этот святой вечер посвящается семье и близким родственникам, но приглашаются и одинокие, а иногда даже и мало знакомые. После ужина, все идут к елке, усаживаются возле нее и кто-нибудь раздает подарки. Так оканчивается сочельник и все постепенно расходятся и идут спать.[3] (см. приложение VI рис.2).

4.Устав и Богослужение.

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия. В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной - гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. [4] (см. приложение VII рис.1-2).

5.Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи.

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания [5]. (см. приложение VI рис.1).

7. Когда и кем установлен праздник Рождества.

Почему 7 января празднуется православное Рождество, ведь дата рождения Иисуса точно не установлена? Обоснований этой даты несколько. По историческим данным почти 300 лет христиане не отмечали эту дату как религиозный праздник. Климент Александрийский утверждал в своих трактатах, что Иисус родился весной, где-то в 20 числах мая.25 декабря было выбрано Римской церковью неслучайно. По языческим обрядам, этот день знаменовал возрождение солнца. Так Иисус стал Солнцем Правды. Восточные христианские церкви, в том числе и Армянская, приурочили рождение Иисуса к его обрезанию, поэтому 7 января стал праздником Богоявления.На правах церковного закона Рождество было введено Иоанном Златоустом в 386 году. Константинопольский собор по поручению Василия Великого установили день празднования Рождества Христова — 25 декабря.Объяснение такому выбору основывается на предании пророков, что Иисус должен был прожить на земле полное количество лет. Дата смерти Христа была известна всем, от нее отняли 9 месяцев и вычислили время зачатия. В день Благовещения архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что через 9 месяцев она родит сына от Святого Духа.Отсчитав от этой даты девять месяцев, священнослужители пришли к согласию, что именно 25 декабря является датой рождения Спасителя.[3]

8.Рождество Христово на Кубани.

Рождество Христово было у кубанских казаков самым значимым из всех зимних праздников – к нему готовились заранее, ведь рождественский стол символизировал достаток, изобилие и благополучие. Главным блюдом стола считалась кутья, приготавливаемая к вечеру Рождества, ее еще называли «богата кутья» или «вечеря». Чаще всего кутью готовили из пшеницы или ячменя, поскольку рис не всегда был доступен казакам. К кутье полагалось сварить узвар – напиток из сухофруктов. И хотя приготовлением кутьи занималась хозяйка дома, первой кутью мешала дочь. После, с этой ложкой, она выходила на крыльцо, где слушала, с какой стороны запоёт петух (считалось, что туда она должна будет выйти замуж). Кутью и узвар ставили в Святой угол на покуть – там предварительно простилали сено.

Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний прибор.

По кубанскому преданию, носить кутью с пирожками непременно должны были мальчики, так как казаки верили, что пока это происходит, миру не угрожает конец света. Кутью обязательно несли крестным родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам. Заходя в дом, дети говорили: «Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым! Папа и мама вечерю вам прислали». Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а мальчикам – рубашки и деревянных коников.

Ранним рождественским утром мужчины, парни и мальчики, объединившись в небольшие группы, отправлялись рождествовать или христославить. Накануне для проведения этого обряда они изготавливали из фанеры, сита и обруча «звезду», чаще всего восьмиконечную. Лучи «звезды» обычно украшали цветной бумагой, лентами и бумажными цветами, внутри «звезды» ставили иконку, свечу или лампадку. Готовую «Звезду» несли на высоком шесте впереди группы рождествующих. Все старожилы отмечают, что рождествующим никогда не отказывали в проведении обряда, и всегда с нетерпением ждали, когда же они постучат в двери дома со словами: «Пустите порождествовать!». Первого вошедшего мужчину просили сесть на шубу, что лежала на пороге, и «поквохкать» - дабы куры водились. Затем рождествующие, поставив «звезду» перед собой, обращались в Святой угол (он находился на востоке), и исполняли тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш!». Пришедших щедро одаривали колбасами, салом, пирожками, конфетами и мелкими деньгами. Взрослых могли посадить за стол с угощениями и вином. Такая щедрость основывалась на поверье – не принять рождествовальщиков считалось большим грехом. Кстати, согласно традиционным представлениям, в дом на Рождество Христово первым должен был прийти мужчина – это сулило семье счастье и благополучие.[5] Рождественское богослужение в храме Покрова Пресвятой Богородицы ст. Староминской

9.Рождество в станице Староминской.

Протоиерей Алексий Самойленко, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, благочинный Староминского округа так говорил о Рождестве: «Удивительное создание - человек! Живёт во времени, а способен мыслить - и мыслит! - о вечности и вечном. Находится в ограниченном пространстве,  сам привык измерять всё окружающее его, а рассуждает о бесконечном! Жаль только, что не каждый размышляет об этой своей поразительной способности, говорящей о предназначении человека для вечности, для Бога. 

    На Новый год каждая душа  - осознано ли, не осознано - наполняется какой-то особенной, можно даже сказать, не земной  радостью. Человек подводит итоги года уходящего, строит планы на год грядущий, загадывает и мечтает об исполнении заветных желаний... И - ликует! Потому что, как сказал протоиерей Александр Шаргунов, «Новый год - это праздник всех людей. Он как бы Рождество Христово для не знающих Бога. А нам, христианам, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни». И в этом свете  ценности человеческой жизни всё, что было плохого в старом году, забывается. Или, по крайней мере, не так остро переживается. Ведь всё  остаётся в уходящем, «старом» году, а в Новом ожидаем лучшего.

   У каждого свой день рождения. Но Новый год - новый для всех. Кто-то ещё младенец, кто-то - отрок. Для кого-то минули юность,  молодость и наступает зрелость, а затем и старость. И все мы стали ещё чуть ближе к вечности и - как хотелось бы! - к Богу. Для этого ведь и пришёл Христос на землю к людям, чтобы указать путь на Небо, в Вечность. Явился самым смиренным образом, родившись в Вифлеемском вертепе, т.е. пещерке, за неимением места в гостинице. Человеческий мир встретил Богомладенца простыми сердцем пастухами, которым Ангел указал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь... вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12) А Земля озарилась светом новой, Рождественской, звезды на востоке, которая показала волхвам путь ко Христу Младенцу.  Дай Бог нам всем не терять ее путеводный свет и всегда вместе с воинством небесным славить Его: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» [7] Мама и папа прислали вам вечерю!» - такие слова можно услышать почти в каждом станичном доме в Рождественский сочельник. Дети и взрослые носят кутью крёстным родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам. За принесённую кутью дети получают подарки, денежку или сладости. [6] Общаясь с отцом Алексеем, я задала вопрос: Батюшка, возможно ли совместить традицию, устоявшуюся в нашей станице, устраивать вечером застолье в Рождественский сочельник и постом?  Он ответил, что с этим днём такая традиция, конечно, трудно совмещается. Но ужин, как мной уже отмечено, конечно же, не возбраняется. И даже за ним присутствует элемент радости предрождественской. В этот же вечер обычно носят так называемую вечерю или кутью, как мы говорим, но правильно - это сочиво. Крестники и крёстницы угощают им своих крестных пап и  мам,  родных, близких и знакомых. Участвовать в такой доброй и давней традиции не возбраняется. А вот праздничное застолье с какими-то яствами, конечно, неуместно. Как я уже сказал, хозяйки в этот день занимаются приготовлениями праздничных блюд, но это уже на следующий день, на день праздника Рождества. А вечером в сочельник все должно быть более скромным.[7] В ночь с 6 на 7 января 2018 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы собрались сотни верующих староминчан на Рождественское богослужение, чтобы молитвенно встретить один из главных для христиан церковных праздников. Возглавил богослужение настоятель храма, благочинный Староминского церковного округа протоиерей Алексий Самойленко. В конце службы отец Алексий зачитал Рождественские послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епископа Ейского и Тимашевского Германа, а также поздравил прихожан с праздником Рождества Христова и пожелал всем мира и благополучия. (см. приложение VII рис.1-2). Утром иерей Дионисий Севрук совершил вторую праздничную литургию, за которой среди прихожан молились глава района Горб В. В., замглавы по социальным вопросам Черкова К.К, заместители главы Гавриш В.А, Петренко В.В., казаки района. (см. приложение VIII рис.1). По окончании литургии гостям была предложена праздничная трапеза.

Заключение.

Рождество Христово празднуется во всем мире и почти во всех странах и как уже было сказано выше, является нам напоминанием что христианское учение является не только основой нашей жизни, но и всей теперешней цивилизации. Рождество Христово православные христиане отмечают 7 января, а накануне, 6 января, отмечают Рождественский сочельник. Это особо торжественные дни в храмах — как и везде на зимних праздниках, там наряжают елки, ставят вертепы, рассказывающие о рождении Христа. В некоторых церквях существует благочестивая традиция устраивать детские постановки и представления, посвященные этому празднику. Однако не всегда и не у всех христиан Рождество отмечается 7 января. Католики празднуют этот день раньше, 25 декабря. Наша церковь также ранее отмечала Рождество до Нового года, но с переходом на новый стиль, дата установилась на 7 января и осталась постоянной.Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки истории, ОПК, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.

Список использованной литературы:

1. Рождество Христово: история праздника и традиции (кратко) для детей и взрослыхсточник: http://dr-znai.com/rozhdestvo-xristovo-istoriya-prazdnika.html

2. История праздника Рождества Христова для детей Источник: http://molitva-info.ru/calendar/istoriya-prazdnika-rozhdestvo-hristovo.html

3. Как празднуют Рождество православные христиане? https://aif.ru/ny/nydontknows/kak_prazdnuyut_rozhdestvo_pravoslavnye_hristiane

4. Рождество Христово: даты, история, традиции. http://molitva-info.ru/calendar/istoriya-prazdnika-rozhdestvo-hristovo.html

5. Как на Кубани казаки Рождество отмечали...https://drivenew.ru/layfkhaki/poleznye-sovety/kak-na-kubani-kazaki-rozhdestvo-otmechali-/

6. Данные архива Староминского благочиния

Приложения

Приложение I

Рис.1. Андрей Рублёв «Рождество Христово» 1405 год

Приложение II

Рис.1. «Рождество Христово»

Рис.2. Антуан Пэн «Рождество Христово» 1745 год

Приложение III

Рис.1. Гандольфино да Рорето «Рождество Христа» конец XV - начало XVI вв.

Приложение IV

Рис.1.Гюстав Доре «Рождество Христово»

Приложение V

Рис.1. Икона «Рождество Христово» Вторая половина XV века.

Приложение VI

Рис.1 Рождество на Кубани

Рис.2 Рождественский вертеп в современном храме.

Приложение VII

Рис.1 Пожелание счастливого Рождества.

Рис.2 Рождественская проповедь отца Алексея.

Приложение VIII

Рис.1 07.01.2016 ст. Староминская

Просмотров работы: 324