Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – великий мастер символизма

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – великий мастер символизма

Земскова Ю.С. 1
1МБУДО «ДХШ»
Борисова О.С. 1
1МБУДО «ДХШ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одним из моих любимых мастеров символизма в саратовской живописи всегда являлся Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Именно творчество этого человека когда-то вдохновило меня поступить в художественную школу, и продолжает вдохновлять меня сейчас!

Глава 1

Перед тем, как более подробно углубиться в биографию и творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, нам нужно узнать, что такое символизм в живописи.Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве, а также в музыке и литературе, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой ФранцииБельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Художники-символисты были новаторами своего полотна, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру цвета.

Глава 2

Именно от творчества Виктора Борисова-Мусатова произошла «саратовская школа живописи». Её характерные черты сохранялись и в последующие десятилетия. Сегодня многие художники не только из Саратова, но и России в целом продолжают изучать, и каждый по-своему использовать в творчестве богатые живописные традиции прошлого, ведущие своё происхождение из Саратова.

Художник родился в Саратове 14 апреля 1870 года в семье бывших крепостных. Когда мальчик пошёл в школу, точные науки ему давались плохо, но по живописи всегда была твердая пятёрка. Позже Виктор Эльпидифорович поступает в Московское училище живописи, потом переводится в Петербургскую академию художеств, где продолжил обучение искусству.

Летом 1901 года Борисов-Мусатов гостит в Зубриловке под Саратовом, исключительном по красоте имении князей Голицыных-Прозоровских. Здесь царит еще мир античной старины, одухотворенный поэтическим творчеством Державина, Крылова, Петра Вяземского , ЯковаПолонского.

«Старинный, жемчужный мир красоты...» — в нем художник находит свой заветный образ, свой символ. Зубриловский парк и дворец станут пейзажным фоном и поэтическим «ландшафтом» для многих его работ. Поэтический образ Дамы в старинном наряде — также являются «темой души» у Мусатова.

Вопреки царившему тогда мнению, что идеальные русские женщины остались в прошлом и что современная женщина суетна, потеряла спокойствие и благородную красоту, Мусатов заявляет: «Ценю я такую женщину, к которой применимо выражение Чона является охраной душ“. Я верю в русскую женщину. Надеюсь, что среди них есть души идеальные, и этой надеждой только и живу».

Мусатов с удивительной чуткостью умеет увидеть в окружающих его женщинах идеальный образ. Именно реальные дамы — сестра, жена — станут его музами. Их образы, лишенные обыденности и полные спокойной гармонии, населяют мусатовский мир.

Меня очень впечатляет его творчество. Когда я была на фотовыставке его работ, то сразу заметила, все его картины написаны в одной пастельной, спокойной, сдержанной цветовой гамме. На полотнах мы очень редко встречаем яркие мазки, например красные или алые цвета. Наоборот, преобладают светлые, не кричащие тона, такие как белые, светло-голубые, светло-розовые, темно-зелёные и тд.

Глава 3

Первая из них — «Гобелен» — поразила современников своим очарованием и новизной. На картине изображены две молодые дамы, они прогуливаются по саду. Расположился парк в старинной усадьбе. Темноволосые красавицы вышли прогуляться в солнечный день, на улице немного жарко и они вынуждены взять с собой свои прелестные веера. Одна из дам поправляет свое пышное платье, а вторая кидает на нее равнодушный взгляд. Парк ухоженные, газоны ровные, а деревья пострижены. На заднем плане красуется сама усадьба, виднеется аллея с небольшой лавочкой.
Платья женщин украшено многочисленными складками на юбке. На шее виднеется жемчужное украшение, указывающее на статус молодой особы. Прическа убрана назад, это придает строгости, нарисованной барышне.
Виктор Борисович передал настоящую атмосферу одного из прогулочных дней двух прекрасных женщин. Он лично наблюдал такие прогулки ежедневно. Ему нравилось рисовать девушек, рисуя их лица в истории своего творчества. Больше всего восхищает умение подбирать такие легкие и естественные оттенки. Солнечный свет передается во всем, а детали нарядов смотрятся скромно, но в то же время богато. Написанная темперой, картина имитирует мягкую, бархатистую фактуру старинных гобеленов. «Гобелен» принес художнику признание. Впервые после многих лет неприятия и издевательской критики на конкурсе имени В.Д. Поленова и И.Е. Репина картина получила первую премию.

«Мусатов заставил нас узнать глубокое и отвлеченное созерцание», — напишет один из его современников. Художник создает мир, в котором нет места временному и преходящему. Этот мир учит созерцать и «заставляет» зрителя становиться глубже и тоньше.

Сразу после «Гобелена» следует новый шедевр — «Водоем». Этой работой Мусатов подводит итог своим поискам перед новым этапом, который уже интуитивно предчувствует: «Эту картину я напишу сейчас или никогда... ведь после начнется другая жизнь... Все меня захватит вероятно в другой форме».

В этой работе появляется особый «мусатовский колорит»: чистый, насыщенный цвет — «такого синего нет ни у кого». Картина наполнена светом, ее гармоничные, яркие тона звучат как утверждение полноты жизни.

Картина Борисова-Мусатова «Водоем» создавалась в самое счастливое для него время. Женщина, которую он любил много лет, его будущая жена, художница Елена Александрова согласилась выйти за него замуж. Замысел картины возник в Зубриловке – любимом художником имении княгини Прозоровой-Голицыной. Он провел там лето вместе с самыми близкими людьми – сестрой Леной и будущей женой.

Перед нами две девушки: на берегу сидит невеста художника, рядом стоит его сестра. Спокойна и неподвижна гладь озера – искусственного водоема, купальни, на тот момент представлявшей собой чудо гидротехники. Водоем сделан в форме идеального овала, Борисов-Мусатов вообще тяготел к этой геометрической форме. Овал повторяется и в складках платья сидящей девушки, а сами складки напоминают волны и контрастируют с гладью воды.
Вертикальные отражения деревьев вступают в ритмическую перекличку с фигурой стоящей девушки. Художник удивительно играет планами изображений: девушки написаны как бы вблизи, а водоем мы видим словно сверху. За счет этого при общем взгляде не картину получается, что водоем словно поставлен вертикально и в буквальном смысле является зеркалом. Но отражаются в нем не девушки, а пейзаж. Его мы, собственно, видим исключительно в отражении. Линией горизонта художник вообще пренебрег, использовав вместо нее это отражение. Таким образом, зритель лишен оснований особо верить в «мир реальный», мир отражений его затмевает. Глубокие синие тона платья сидящей героини перекликаются с отражением неба в воде, а светлые белые кружевные накидки – с отраженными облаками. Примечательно, что в этой картине нет явных отсылок к старине, которые мы видим в других работах, Борисов-Мусатов уже не нуждается в таких внешних атрибутах, как парики, камзолы и кринолины, чтобы открывать дверь в мир «красивой эпохи» и Вечной женственности (цель исканий символистов). Обходя эти внешние атрибуты, он словно без вступлений погружается сам и погружает зрителя сразу в поэтику былого, поэтику грёз. 

Картина которая впечатлила меня больше всего – «Весна», написанная Виктором в 1899 году. Эта работа очень впечатлила меня с первого взгляда, если быть точной, тонкая и утонченная дама, изображенная на ней. Дама неспешно двигается будто о чем-то задумываясь, прогуливается по саду с белыми одуванчиками, которые только расцвели, что говорит нам о начале теплых деньков. На девушке шикарное белое платье, украшенное рисунками розовых цветов, так же на пояс накинута алая шаль. Мы не видим её лица, она как будто стесняется наших взглядов и отворачивается, это придаёт картине загадочности. На изображении художник с помощью природы смог передать настроение композиции зрителю. Грустная тишина… Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создает для зрителя очень тихое и необычное настроения, но чувствуется все равно грустная и погруженная мыслями праздничность. В этой картине пейзаж не только использован, как фон, он есть основным элементом композиции, мечтой творца о красоте жизни. Красота картины поражает взгляд. Прекрасная грустная женщина одухотворяет грусть. Картина прекрасна!

Многие находят сходства картин Виктора Мусатова «Весна» и «автопортрет с сестрой». Действительно, картины очень похожи по краскам и тонам. На обоих полотнах изображена молодая девушка в белом платье, окруженная красивым садом. На картине «Весна» на платье девушки изображены розовые цветы, смотря на картину «Автопортрет с сестрой» мы видим, что цветы уже лежат на столе, рядом с дамой.

Художник очень бережно, трепетно любил свою сестру Лену. Автопортрет с нею он решил написать в укромном уголке сада. Виктор поставил маленький самоварный столик простой работы, но с мраморной доской. Слева водрузил цветок агавы. Лену посадил между нею и столиком, руки девушка положила на колени и облокотилась на спинку стула, что говорит о её полном спокойствии и доверии к своему любимому брату. На стол художник подложил розы... и, шедевр!

Заключение

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова оказало заметное влияние на развитие новой русской живописи, хотя прямых последователей у него не было. Его творческий метод был основан на гармоничном сочетании рационального и интуитивного начал, а композиция и колорит строились по законам музыкальных ритмов. Он открыл для последующих поколений художников возможности усиления эмоционального содержания картины через прикосновение к глубинам человеческой души.
Художник смог разработать новую монументально-декоративную систему и всегда добивался конструктивности композиции, стремился к максимальной выразительности цвета и музыкальности линейных ритмов. Блуждая в вымышленном мире своих фантазий, художник, сам того не ведая, опережал время.
Его живописный мир был возвышенным, полным солнца, тепла и гармонии.

Список дополнительной литературы:

Книга «По залам радищевского музея». (Саратов, «Приволжское книжное издательство» 1985 год 192 страницы, тираж: 10000 экземпляров)

Книга Константина Шилова «Борисов-Мусатов». (издательство: Молодая гвардия, 2018 год, 414 страниц, Тираж: 500 экземпляров)

Книга Аллы Русаковой «Борисов-Мусатов». (издательство: «Искусство», 1974 год, 120 страниц, тираж: 40000 экземпляров)

Книга Михаила Киселёва «Мастера Живописи: Виктор Борисов-Мусатов». (издательство: «Белый город» 2001 год, тираж: 40 экземпляров)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://www.culture.ru/persons/8259/viktor-borisov-musatov

https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html

Просмотров работы: 128