Я - славянин

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я - славянин

Гулидова В.А. 1
1МБОУ гимназия "САН" г. Пензы
Шабанова С.М. 1
1МБОУ гимназия "САН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

Микеланджело

Введение

В домашней библиотеке я нашла интереснейшую книгу. Она привлекла меня очень красочными, сказочно богатыми иллюстрациями. Книга называется «Русские легенды и предания», авторы - Е. А. Грушко, Ю.М. Медведев.

Именно художественное оформление книги привело меня в восторг. Захотелось узнать: в какое время жил этот художник, какие произведения создавал, где родился.

Но когда мы начали собирать материал, узнали, что художник-иллюстратор этой книги наш земляк – Виктор Анатольевич Корольков.

Поэтому тема нашей работы – «Я - славянин» стала интересней вдвойне.

Актуальность:

Одна из причин распространения агрессии и жестокости в нашем обществе заключается в утрате культурных традиций, отсутствие эстетического вкуса, почитания культурного наследия, порой отсутствие элементарной культуры.

Сегодня дети гораздо лучше знают культуру других народов, чем свою собственную. Плохо знают пензенских деятелей культуры и искусств.

Объект исследования: книжные иллюстрации.

Предмет исследования: волшебный, славянский мир книжных иллюстраций пензенского художника Виктора Королькова.

Гипотеза: знакомство с культурной жизнью нашей губернии, известными творческими людьми, с художниками Сурского края, помогут сформировать детский характер, развить творческие способности, привить эстетический вкус, оказать влияние на выбор нашей будущей профессии.

Цель: раскрытие таланта пензенского художника Виктора Королькова через знакомство с его книжными иллюстрациями и приобщение подростка к культуре родного края на примере лучших произведений художника.

Для этого были поставлены ряд задач:

сделать анализ его творчества;

привить эстетический вкус у подростков, сравнивая различные произведения мастера;

познакомиться с историей создания произведений автора и внутренним содержанием его работ;

приобщить подростков к культуре, истории и традициям наших предков, славян; к миру изобразительного искусства.

Методы исследования:

сбор и систематизация материала;

интервьюирование;

анкетирование;

сравнительный анализ.

1. История возникновения книжных иллюстраций

1.1. Первые иллюстрации в рукописных книгах

По мнению великого русского поэта Н.А. Некрасова, «иллюстрированный век» настал в русской литературе в середине 19 века. Иллюстрации впервые появились ещё в рукописных книгах - это были миниатюры (от латинского названия красной краски, которой расцвечивали заглавные буквы в книгах). Когда книги стали печатать, иллюстрации выполняли способом ксилографии (гравюры на дереве): особыми резцами наносили изображение на деревянную пластинку, а затем делали его оттиск на книжной странице.

Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы - начальные буквы статьи. Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.

Для каждого писца переписанная книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души.

Вот древнейшие точно датированные русские рукописные книги.

1.2. Остромирово евангелие 1054 года

Шедевр древнерусского искусства книги. В записи одного из писцов Григория сообщается, что книга выполнена по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 году.

294 пергаменных страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано евангелие в единственном экземпляре. Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два.

1.3. Изборник Святослава, рукопись 1073 года

Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций.

Рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное.

Написано на пергамене уставом. В нем нет рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. В 2000 году оно внесено ЮНЕСКО в международный реестр "Память мира".

1.4. Новгородская находка

Мировой сенсацией стала новгородская находка 2000 года: при раскопках в слоях конца Х - начала ХI века была обнаружена русская рукописная книга, возраст которой примерно на 20 лет превосходит возраст Остромирова Евангелия. Страницами книги служат деревянные дощечки - "церы", покрытые внутри слоем воска, на который нанесены записи.

1.5. Древняя книга - произведение искусств

Исполнение книги на заказ предполагало создание настоящего произведения искусства. Использовалась дорогая, купленная за границей бумага. С ее появлением стала применяться брошюровочная техника. Многоцветные иллюстрации и орнаменты подчас вытесняли текст на второстепенное место. Заголовки и буквицы прописывались золотом.

«Доброписец писал основной текст; статейный писец исполнял киноварью вязь, надстрочные и подстрочные знаки, записи, точки и другой текст, в дальнейшем прописывавшийся золотом; заставный писец рисовал заставки и буквицы, а живописец - миниатюры; златокузнец и мастер - ювелир, украшали оклад книги».1

Сегодня, когда мы выбираем книгу, мы обязательно рассматриваем и книжное художественное оформление. Книга с яркими и красивыми, правильно подобранными рисунками обязательно нас заинтересует и читать её будет понятнее и легче.

2. Славянский мир в картинах Виктора Королькова

Так, происходит и с книгами, в которых художественное оформление выполнено Виктором Корольковым. Будто попадаешь в волшебный и таинственный мир славянской мифологии, который завораживает, зачаровывает.

Мы стали собирать материал о выдающемся пензенском художнике-иллюстраторе В.А. Королькове.

Именно память, хранящая самые светлые и самые дорогие подробности из жизни людей, с которыми он встречался или хорошо был знаком, поможет нам рассказать о характере, даровании и огромном вкладе, который внес этот человек в историю и культуру нашей страны и нашего города. Пользуясь семейным архивом, мы можем воссоздать жизнь и творческий путь нашего современника.

«Я сам Славянин. Меня всегда интересовала история моего народа, которая, к сожалению, переписывалась, или замалчивалась, или что-то скрывалось. Мы многое не знали и до сих пор не знаем. А когда что-то не знаешь, естественно, оно интересно, привлекает. Я – славянин, я живу на этой земле. Как я могу заниматься какой-то другой мифологией?» - так говорил художник Виктор Корольков.

2.1. Творческая биография художника

Родился Виктор Анатольевич в Хабаровском крае, в селе Чёрная Речка, в семье военнослужащего 17 октября 1958 года. Родители его были очень заботливыми и любящими.

Отец, Корольков Анатолий Алексеевич, ветеран Великой отечественной войны, увлекающийся спортом и стендовой стрельбой, человек, который стремился развить и воспитать в сыне целеустремлённость, усидчивость, честность, чувство долга и чести.

Мать, Королькова Лидия Александровна, очень тихая, добрая, всей душой любящая своих детей женщина.

Жили скромно и бедно, но это не мешало сохранять тепло, уют и ласку в доме. Здесь звучала всегда музыка, которая сопровождала Виктора на протяжении всего его жизненного и творческого пути.

Впоследствии семья переехала в Литву. Именно в Литве начали раскрываться творческие способности будущего художника. Он был ещё совсем маленьким мальчиком, когда его родителям предложили отдать сына в школу одарённых детей имени Чюрлениса. Но родители, оберегая его, не захотели с ним расстаться. И продолжали сами развивать его разносторонние способности, в частности, игре на фортепиано и умению рисовать.

А рисовать он начал очень рано. Художник рассказывал своей дочери, что любил как все мальчишки того времени рисовать индейцев, гусар, воинов. Очень долго в доме хранилась его работа из пластилина – это была целая крепость, с пушками, домами и маленькими солдатиками, у которых были вылеплены детскими пальчиками даже мельчайшие пуговки на мундирах. Эта работа не сохранилась, ведь его отец был военный, и им часто приходилось переезжать с места на место.

И вот так, кочуя вместе с родителями по нашей необъятной Родине, Виктор Корольков волею судьбы оказался в Пензе, где и начался по-настоящему творческий путь в его жизни.

Профессионально он стал заниматься рисунком и живописью с 1973 года в студии изобразительного искусства при доме пионеров № 2 г. Пензы.

В те времена было очень трудно поступить в наше художественное училище имени К.А. Савицкого. В 1977 году со второго раза он поступил в Пензенское художественное училище.

Будучи студентом, он начал посещать музеи в других городах: в Киеве, Москве, Ленинграде - для изучения картин великих мастеров прошлого. Больше всего привлекали его образы эпические: божества Эллады, Египта, древних германцев, скандинавов, героев Ветхого и Нового завета.

С 1982 года Виктор работал в Пензенских художественно-промышленных мастерских, монументалистом-исполнителем. И в этом же году впервые принял участие в молодёжной областной выставке в городе Пензе.

В 1985 году Виктор Корольков поступает в Харьковский художественно-промышленный институт, на факультет «промышленной графики».

Уже тогда его со страшной силой тянет к истории своей Родины, к истокам Древней Руси. Однажды в Русском музее Виктор Корольков увидел картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

И тут вдруг возникла у художника необычная мысль: а где же боги и герои нашей русской старины? Несколько полотен Васнецова, Семирадского, Рериха – вот и всё, что припомнилось начинающему художнику.

Оказалось, что о древних славянах, о божествах языческих он знает очень мало. И решил он для начала заняться самообразованием. Прочитал «Поэтические воззрения славян на природу», трёхтомник Александра Николаевича Афанасьева, вышедший ещё в середине XIX века, проштудировал, книги Аничкова, Забелина, два тома академика Рыбакова, посвященных язычеству.2

Именно наш земляк занялся написанием картин по языческой истории славян, чтобы мы помнили и знали духовные, религиозные и культурные истоки наших предков. В то время, когда этот вопрос ещё особо не поднимался учёными, Виктор Корольков пытался восстановить культуру наших предков, изучая пантеон славянских языческих богов по тем научным данным, которые он нашел, изучая древнюю историю и культуру своей страны.

Помог счастливый случай, встреча с писателем, членом Союза писателей России, меценатом, Юрием Михайловичем Медведевым, который одним из первых увидел в работах начинающего художника искру таланта, одухотворенности и желания воплотить свои стремления на холсте.

В конце 1980-х годов Виктор Корольков начал главное дело своей жизни – художественное воплощение многокрасочного языческого прошлого наших предков. И таких картин было создано свыше двухсот.

На основе картин В.А. Королькова были опубликованы замечательные книги по древней старине нашего государства. Среди них: «Деяния небожителей: альбом фантастической живописи», «История России: Сказки, предания, легенды», «Энциклопедия славянской мифологии», «Мифы и легенды Древней Руси: Иллюстрированная энциклопедия», «Русские легенды и предания», «А.С. Пушкин детям», «А.С. Пушкин Руслан и Людмила: Поэма».3

Все работы по славянской мифологии и, особенно, цикл «Русь языческая», выполнены в русских традициях, с использованием славянского и азиатского орнамента и символики. Работы его проникнуты любовью к своему народу, отчизне, они очень светлы, красочны, украшены замысловатыми орнаментами.

В картине «Воздушный корабль» изображение облаков переходит с плоскости картины на раму, то есть из одного материала в другой. Только в истинном произведении должна быть заложена идея, иначе произведение будет ложным.

Нужно быть мастером, чтобы владеть творчеством. Научиться творчеству – это не значит получить диплом. Диплом может лежать в кармане, может пролежать десятки лет, а то и всю жизнь, а настоящего художника так и не получится. И совсем другое дело, когда автор хочет своим трудом, талантом сделать жизнь красивее, а историю раскрыть и преподнести грядущему поколению, как волшебную сказку, таинственно и величественно.4

Мы нисколько не ошибёмся, говоря о Викторе Королькове словами Ивана Билибина: «… ещё юношей я нашел тот источник, который был мне нужен и любим, и с которым я не расстанусь до самой своей смерти». Да, творчество этого художника отличается редкой верностью однажды избранному кругу тем и образов, стойкой последовательностью в выборе выразительных средств.

Когда смотришь на его работы, находишься в каком-то приподнятом настроении, попадаешь в мир фантазии и волшебства, тебя чаруют эти герои и краски. Мы считаем, что именно красотой своей души и своим творчеством каждый человек, гражданин должен прославлять величие своей страны, воспитывать патриотизм, развивать чувство ответственности перед грядущим поколением.

2.2. Заслуги художника

Виктор Корольков был достойным представителем российской творческой интеллигенции. Всё его творчество было направлено на прославление своей Отчизны. Об этом свидетельствует перечень заслуг, которыми был удостоен художник.

В 1992 году он участвует в зональной выставке в городе Воронеже и во Всероссийской выставке «Художник России» в Москве.

В 1993 году впервые открылась персональная передвижная выставка на «Празднике славянской письменности» в городе Херсонес. В этом же году работы художника впервые публикуются в международном альбоме фантастической живописи «Деяния небожителей».

В 1996 году выходит в печать подарочный календарь на 1997 год. В этом же году он становится членом Союза художников России.

Его интересы не только крепнут, но и расширяются. Для престижа нашего города было очень приятно, что именно пензенскому художнику предложили иллюстрировать подарочное юбилейное издание «Руслан и Людмила» к 200-летию А.С. Пушкина. Виктор Корольков с большим энтузиазмом и трепетом берётся за эту работу, очень много читает и просматривает иллюстративный материал.

В 1997 году выходит в свет «Энциклопедия славянской мифологии», где использованы около 60-ти работ нашего земляка.

В 1999 году - подарочное издание «Руслана и Людмила» А.С. Пушкина.

За иллюстрации к этому юбилейному изданию 40-летний мастер из Пензы получил Пушкинскую премию. «Талантливые иллюстрации и орнаменты к тексту художника Виктора Королькова создают неповторимый волшебный мир героев поэмы»5.

А на Международном конкурсе «Классика русской литературы в современных изданиях для детей» ему в номинации – «Иллюстрации» вручили диплом за иллюстрации к изданию.6

Диплом вручал Сергей Михалков.

С февраля 1999 года Виктор Корольков - член Международной федерации художников.

2.3. Главная тема жизни

Он не прекращает работать над главной темой всей его жизни – язычество славян. И, наконец, в 2001 году в Москве в издательстве «ЭКСМО-ПРЕСС» выходит огромный иллюстрированный альбом «Энциклопедия русских преданий. 150 уникальных иллюстраций».

«Мир языческих преданий славянской старины предстаёт перед читателем этой книги во всём своём великолепии. Таинственные лешие, соблазнительные русалки, добрые домовые и опасные водяные, суровые, но справедливые боги – все, что составляло верования наших предков.

В оформлении издания использовано более ста картин гениального художника Виктора Королькова».7Так написал Юрий Михайлович Медведев, который долгие годы работал в содружестве с ним.

В 2002 году Виктор Корольков приступил к иллюстрациям самого гениального произведения Древней Руси «Повесть о князе Игоре». Иллюстрации к этому произведению поражают яркостью красок, глубиной характера образов, доброй энергетикой, исходящей от них. Художник, в одном из интервью для местного телевидения говорил: «Донести чудо, чтобы человек верил в чудо, иначе всё человеческое пропадёт». Это и есть его сверхзадача как художника.

Далее он работает над иллюстрациями к произведению М.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это его одна из последних серий работ, где художник вспоминает свои студенческие годы учёбы в городе Харькове. Уже тогда он был поражён яркостью и красотой украинской природы, обычаями и верованиями этого народа.

В то же время он не забрасывает работу над Русью языческой. Но теперь она предстаёт перед нами уже не в технике смешанной графики: темпера, тушь, гуашь; а на холсте, яркими акриловыми красками. Этой новой страницей в его творчестве и завершается весь не такой уж большой (всего 45 лет), но очень насыщенный событиями и творчеством жизненный путь нашего земляка.

В 2003 году Виктору Королькову был вручён Диплом губернатора Пензенской области, как лауреату премии за достижения в профессиональном художественном творчестве. Он получил его за несколько месяцев до внезапной смерти: 13 июля 2004 года.

У Виктора Королькова были грандиозные планы по иллюстрациям к скандинавской мифологии и к Библии, он всегда говорил, что будет жить до 100 лет. Но сердце не выдержало такой нагрузки.

В своих работах, как и в жизни, он был яркой, общительной, неординарной личностью. Стремился всегда поддержать и помочь людям, никогда никому не отказывал в помощи, он как будто торопился жить. Всегда говорил; «Я рисую быстро и качественно. Мне много ещё надо сделать на земле. По моим стопам пойдут другие художники».

Произведения книжной графики – это своеобразные художественные миниатюры. Чтобы их рассмотреть надо, по крайней мере, взять книгу в руки.

В данное время в Томске открыт музей славянской мифологии, где одними из главных экспонатов висят картины пензенского художника.

Творческое наследие В. А. Королькова - национальное достояние, оставившее след в сокровищнице мировой культуры. Новые образы, воскрешение национальных исконных символов, самобытная манера письма.

«Я делаю то, что никто не делает пока, хотя может быть уже где-то конкуренты и появились. Я - славянин, я живу на этой земле. Как я могу заниматься какой-то другой мифологией?!»

Культура народа – это культура, которая складывается из того, что сотворено отдельными людьми, ее лучшими представителями. И к таким лучшим представителям культуры Пензенского края относится пензенский художник-иллюстратор Виктор Анатольевич Корольков.8

3. Анкетирование учащихся

Для полноты исследования мы провели опрос учащихся 5-х классов по заранее разработанной анкете из шести вопросов. Приложение 1. Приняло участие 25 респондентов. Результаты получились следующие.

На вопрос: «Каких пензенских художников-иллюстраторов они знают?». 7 человек назвали Королькова В. А. Но ребята не знали, что он наш земляк. 8 человек назвали Билибина И. Я. Остальные 10 человек затруднились ответить на этот вопрос.

Перечислили они также других пензенских художников: Савицкого К. А., Кокшарова В. Н, Макарова К. А.

На вопрос: «Назвать книги, в которых художественное оформление больше всего понравились» - 17 респондентов перечислили народные сказки и сказки А.С. Пушкина в художественном оформлении Билибина И. Я. Это «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане» и «Сказке о рыбаке и рыбке».

Иллюстрации в этих книгах мы помним так же хорошо, как и сами русские сказки.

На вопрос насколько важна работа художественного оформления книги, все ответили, что очень нужна. Если нет иллюстративного сопровождения, то такую книгу читать неинтересно и скучно, особенно юным читателям.

4. Интервьюирование

Мы познакомились также с вдовой художника Корольковой Натальей Борисовной, она была тоже связана с искусством, преподавала в школе Мировую художественную культуру. Она рассказала нам не только о творчестве мужа, но и том, каким человеком он был в жизни. Взяли у нее интервью. В ходе непосредственного общения с ней получили очень обширную, объемную информацию. Приложение 2.

Её пожелания потомкам: «Чтите, берегите, помните лучших деятелей культуры и искусства Сурского края. Пока Вы, молодое поколение, их помните, их творчество будет живо и будет нас радовать, вдохновлять на творчество и желание сделать своими руками тоже что-то лучшее и прекрасное».9

Заключение

«Пусть ослабела в нашем славянском роде память о языческих богах, но и по сею пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки – и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки»10.

Поэтому и привлекло нас творчество Виктора Анатольевича Королькова, пензенского художника.

Очень хочется, чтобы мы, когда вступим на путь самостоятельной творческой жизни, смогли опереться на опыт знакомства с мудрыми, добрыми, волшебными книжными иллюстрациями В.А. Королькова, его прекрасными живописными произведениями. Ведь «художник – тот же поэт», прославляющий своим трудом свой народ, свой край, свою Родину.

Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем? Но сказочно-богатый славянский мир в картинах нашего земляка, художника Виктора Анатольевича Королькова мы точно будем помнить всегда.

Выводы

Творчество Виктора Анатольевича Королькова, пензенского художника, мастерски владеющего искусством книжной графики, обогатило наш внутренний мир.

Приобщило к культуре прошлого русского народа.

Более многосторонне мы увидели настоящее.

Это во многом предопределяет и наше будущее.

Используемая литература

1. Вступительная статья Н.П. Игумнова, заместителя Председателя Румянцевского общества, Заслуженного работника культуры. Пушкин А.С. Руслан и Людмила: Поэма.-М.:Румянцевское общество друзей РГБ, 1998, с. 112.

2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Мифы и легенды Древней Руси.-М.:Эксмо, 2003, с.6.

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания.-М.: Эксмо, 2004, с. 5.

4. Королькова Н.Б. Воспоминания.

5. Советский энциклопедический словарь.- М.:Сов. энциклопедия, 1988, с.483.

6. Шабанов В.В. Художники Сурского края.-М.:ОАЛ «Типография «Новости», 2011, с . 132-133.

7. Я познаю мир:Дет.энцикл.:Культура.-М.:АСТ,1996, с. 135-140.

8. Сайт:ART-PENZA.

Приложения к работе

«Я – славянин»

Приложение 1

Анкета

учащихся 5-х классов

В каком году был основан город Пенза? …………………………

Каких художников, иллюстрирующих книги ты знаешь? ..................................................................................................................

……………………………………………………………………………..

Перечисли пензенских художников………………………………...

……………………………………………………………………………...

Назови книги, в которых художественное оформление (иллюстрации) тебе больше всего понравились? ..................................................................................................................

……………………………………………………………………………..

Какой пензенский художник тебе запомнился? Почему?.........

……………………………………………………………………………..

Важна ли работа художника-иллюстратора в издании книги?...

……………………………………………………………………………..

СПАСИБО!

Интервьюирование

Приложение 2

1. Фамилия, Имя, Отчество: Королькова Наталья Борисовна.

2. Считаете ли Вы, спустя 15 лет после смерти своего мужа Королькова Виктора Анатольевича талантливым человеком? Да он просто гениальный был художник!

3. Какая его творческая работа особенно Вам дорога? Конечно, портреты – мой портрет и моей дочери.

4. Остались ли в Вашем домашнем архиве его подлинники? Все его работы, эскизы, зарисовки хранятся в целости и сохранности у меня дома.

5. Как появилось желание у Вашего мужа заниматься мифологией Древней Руси? Наверное, знакомство с такими художниками Пензы, как: Львом Владимировичем Кузнецовым, Игорем Всеволодовичем Митяевым, которые тоже в своем творчестве использовали мифологические сюжеты, встреча с писателем, членом Союза писателей России, меценатом, Юрием Михайловичем Медведевым и постоянная жажда знаний, посещение различных библиотек, чтение литературы по этой теме, желание узнать истоки исторического начала нашего государства.

6. Как и где Вы познакомились со своим мужем? Мы посещали в то время поэтический клуб «Голос поэта», где читали стихи поэтов-классиков, там и познакомились.

7. Позировали ли Вы своему мужу при создании картин? Конечно, и не раз, образ птицы Алконост-это я!

8. Какой характер был у Вашего мужа? Добрый, трудолюбивый, отходчивый был он человек.

9. Трудно ли было жить с таким человеком? Необычайно сложно, трудно, но и очень интересно!

9. Передался ли художественный дар отца Вашей дочери Анастасии? К сожалению, большого таланта художника у нее нет, но в детстве отец ею занимался, они вместе много рисовали, и эти рисунки я тоже храню, а вот свою дочку, она назвала в честь деда Викторией.

10. Ваши пожелания потомкам. Чтите, берегите, помните лучших деятелей культуры и искусства Сурского края. Пока Вы, молодое поколение, их помните, их творчество будет живо и будет нас радовать, вдохновлять на творчество и желание сделать своими руками тоже что-то лучшее и прекрасное.

1 Я познаю мир:Дет.энцикл.:Культура.-М.:АСТ,1996, с. 135-140.

2 Королькова Н.Б. Воспоминания.

3Шабанов В.В. Художники Сурского края.-М.:ОАЛ «Типография «Новости», 2011, с . 132-133.

4 Королькова Н.Б. Воспоминания.

5 Вступительная статья Н.П. Игумнова, заместителя Председателя Румянцевского общества, Заслуженного работника культуры. Пушкин А.С. Руслан и Людмила: Поэма.-М.:Румянцевское общество друзей РГБ, 1998, с. 112.

6Шабанов В.В. Художники Сурского края.-М.:ОАЛ «Типография «Новости», 2011, с. 322.

7 Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания.-М.: Эксмо, 2004, с. 5.

8 Шабанов В.В. Художники Сурского края.-М.:ОАЛ «Типография «Новости», 2011, с. 322.

9 Королькова Н.Б. Воспоминания.

10 Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Мифы и легенды Древней Руси.-М.:Эксмо, 2003, с.6.

Просмотров работы: 168