Ленинградская ленточка Победы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ленинградская ленточка Победы

Кошелев А.А. 1
1МБОУ ПГО "Пышминская средняя общеобразовательная школа"
Гудимова М.В. 1
1МБОУ ПГО "Пышминская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что только перенёс он, что он выстрадал…
А ведь была задача нелегка.
На расстояньи пушечного выстрела
Всё это время был он от врага.
Гранитный город с мраморными гранями,
Сокровище, зажатое в тиски.
Его осколочные бомбы ранили,
Его шрапнелью рвали на куски.

Каждый год все дальше от нас уносит страшные воспоминания о беспощадной войне советского народа с фашисткой Германией в 1941 – 1945 гг, все меньше остается очевидцев боевых действий, людских страданий и лишений, все реже с каждым годом — ряды ветеранов.

Одна из самых страшных и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны - блокада Ленинграда. Блокада длилась 872 дня. На долю жителей города выпали невиданные страдания.По разным оценкам, она унесла жизни от 600 тыс. до 1,5 млн человек.

Несмотря на это, в наше время, в средствах массовой информации и печатных изданиях можно встретить информацию о том, что предпринимаются попытки переписать историю, превратно ее истолковать, оскверняются памятники и символы победы, преуменьшая вклад СССР в дело победы над фашизмом.

Такая тенденция распространяется не только в далеких от России странах, но и в соседних, когда-то братских республиках. Да и некоторые россияне начинают забывать, что такое фашизм, какого страшного врага одолела наша страна. Особенно это наблюдается среди молодежи, в среде которой зачастую распространяется даже неофашизм, понятие патриотизм становится не популярным.

Исходя из выше сказанного, следует актуальность мной избранной темы. Память об этом событии уходит в прошлое, а забывать  о героизме и самопожертвовании советских граждан, защищавших город на Неве, нельзя.

Известный историк Василий Осипович Ключевский говорил: «История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Сегодня празднование Дня снятия блокады города Ленинграда невозможно представить без символа Победы - Ленинградской ленточки Победы (Приложение 1). Через маленькую оливково-зеленую ленточку, общественные деятели и просто неравнодушные люди делают все, чтобы не забылись те страшные дни, не погасла память в сердцах наших соотечественников и людей всего мира.

Анализируя информацию, я понял, что мало знаю об этом символе Победы. Изучив данную тему, я выдвинул гипотезу: учащиеся также как и я мало осведомлены об истории появления «Ленинградской ленточки Победы» как символа героической борьбы в кольце блокады  жителей города.

Целью моей работы исследовать историю появления и значение «Ленинградской ленточки» - символа Победы.

Объект исследования - «Ленинградская ленточка Победы».

Предмет исследования – знания учащихся  истории появления и значении «Ленинградской ленточкиПобеды».

В связи с целью решить следующие задачи:

изучить и систематизировать необходимую информацию об истории возникновения символа «Ленинградская ленточка Победы»;

узнать о наших земляках-очевидцах тех страшных дней;

выяснить, что такое общественная акция «Ленинградская Ленточка Победы»;

провести опрос среди учащихся моей школы с цель понять, что они знают о данном символе;

ознакомится с правилами участия в общественной акции «Ленинградская Ленточка Победы».

Предметом анализа в нашей работе является вопрос может ли символ «Ленинградская Ленточка Победы» достойно представлять беспримерный подвиг защитников и жителей города на Неве.

Методы, применяемые в исследовании: сбор и изучение исторической научной информации, ее систематизация, на ее основе выводы и умозаключения, проведение социологического опроса, обработка его данных, выводы, составление диаграммы.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что полученные знания можно использовать в школе на классных часах и других мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма в среде молодежи.

Для изучения вопроса истории объекта исследования использовались литературные источники: исторические энциклопедии. Для изучения общественной акции информация была получена из интернета, так как эта акция появилась именно там. Также для получения информации о наших земляках-орденоносцах я встретился с почетным гражданин Пышминского района краеведом-любителем, автором нескольких книг об истории Пышминской земли Томаткиным Валерием Степановичем.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1. Блокада Ленинграда

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

За этими сухими историческими фактами не видно те колоссальные жертвы, которые город принес на алтарь победы. Невозможно без слез и содрогания смотреть на архивные фотографии блокадного города (Приложение 2).

 Завозить продовольствие из других населённых пунктов мешала блокада Ленинграда. С началом блокады ленинградцам стали выдавать продовольственные карточки, по которым можно было получить хлеб. С октября 1941 года суточная норма хлеба для работников составляла 400 г на человека, а для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих – 200 г. Но и это не спасло горожан от голода. Продовольственные запасы стремительно сокращались, и уже к ноябрю 1941 года суточную порцию хлеба были вынуждены уменьшить до 250 г для работников и до 125 г для остальных категорий граждан. Ленинградцы не жаловались, ведь для них кусочек такого хлеба был единственным спасением от смерти. Но голод не продолжался все 900 дней блокады Ленинграда. Уже в начале 1942 года суточные нормы хлеба повысились, а сам он стал более качественным.

Пока не произошло полное снятие блокады Ленинграда, единственным путём, по которому эвакуировали жителей и снабжали город, оставалось Ладожское озеро. По нему зимой переправляли грузовики и конные обозы, а в летнее время круглосуточно ходили баржи. Узкая дорога, совершенно не защищённая от бомбардировок с воздуха, была единственной связью блокадного Ленинграда с миром. Местные жители называли Ладожское озеро «дорогой жизни», ведь если бы не оно, жертв фашистов было бы несоизмеримо больше. Около трёх лет длилась блокада Ленинграда. Несмотря на регулярные бомбёжки, жизнь в Ленинграде стабилизировалась. Заработали заводы, школы, кинотеатры, бани, удалось восстановить водоснабжение, по городу начал ходить общественный транспорт.

 За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

1.2 Медаль «За оборону Ленинграда»

Ленинградская ленточка является частью медали «За оборону Ленинграда». За оборону советских городов и районов, где враг понес особо тяжелые потери, были учреждены наградные медали, которые вручались всем активным участникам этих событий. Несмотря на тяжелое, грозное время, рисунок будущей награды тщательно разрабатывался. Создавалось множество эскизов-вариантов, из которых, наконец, выбирался наиболее удачный. В конце октября 1942 года в газетах появилось сообщение о том, что Наркомат обороны ходатайствует об учреждении медалей за оборону Ленинграда, Севастополя, Сталинграда и Одессы. 24 ноября Верховный Главнокомандующий дал указание приступить к разработке их рисунков. Представлено было 43 эскиза будущих наград, сделанных почти десятком художников. 21 декабря был одобрен проект Положения о медалях за оборону четырех городов и к этому времени утвержден лишь один из эскизов - медали «За оборону Сталинграда» художника Н. И. Москалева. Но и на этом проекте рукой Сталина был зачеркнут портрет Верховного Главнокомандующего и по его указанию внесены некоторые другие изменения. На оборотной стороне всех медалей было предложено поместить надпись «За нашу Советскую Родину».

На следующий день, 22 декабря, был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Тогда же появилось и описание будущих наград. Несколько позже, в марте 1943 года, в описание были внесены некоторые изменения. Так, первоначально предлагалось изготавливать медали из нержавеющей стали, но по технологическим причинам этот металл был заменен на латунь. По Указу от 22 декабря ношение медалей предусматривалось на правой стороне груди, а с 19 июня 1943 года эти награды стали носить слева.

В декабре 1942 года, когда фашистские орудия обстреливали практически всю территорию города, а гитлеровцы могли рассматривать ленинградские здания в бинокли, была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» (Приложение 3) для награждения всех активных участников защиты города на Неве. После ряда обсуждений проектов был утвержден эскиз медали художника Н. И. Москалева: на фоне Адмиралтейства, как символа города, изображены фигуры красноармейца, краснофлотца, рабочего и работницы с винтовками наперевес, олицетворяющие готовность защитников города к борьбе. 

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года к медали «За оборону Ленинграда» могли быть представлены все военнослужащие и гражданские лица, принимавшие активное участие в защите города. При этом те, кто участвовал в обороне Ленинграда не весь период блокады, а выбыл из города по ранению, болезни или для выполнения правительственных заданий, также имели право на получение медали. В самом начале 1943 года Ленинградский монетный двор получил ответственный заказ - изготовить первую партию медалей «За оборону Ленинграда». К тому времени самое ценное оборудование и большинство специалистов предприятия были эвакуированы. В осажденном городе немногочисленные голодные рабочие и инженеры трудились над изготовлением наград, уверенные, что Ленинград ни за что не будет отдан врагу. Уже в апреле месяце первые тысячи медалей были вручены на передовой защитникам города.

Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 миллиона 470 тысяч человек. Медаль изготавливалась из латуни в форме круга диаметром 32 миллиметра. На лицевой стороне на фоне здания Адмиралтейства расположены выпуклые фигуры красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части медали находится пятиконечная звезда, а по краю выпуклыми буквами написано «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Аверс медали окаймлен выпуклым бортиком. Наверху оборотной стороны выдавлены серп и молот, под которыми идет выпуклая надпись: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ».

С помощью ушка и кольца медаль соединена с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зеленой полоской посередине. Иногда вместо медали «За оборону Ленинграда» и удостоверения вручалась особая номерная справка; заверенная печатью исполнительного комитета Ленинградского горсовета депутатов трудящихся и являвшаяся основанием для получения награды и постоянного удостоверения к ней.

Навеки останется в памяти нашего народа одна из самых трагических и одновременно героических страниц истории Великой Отечественной войны - оборона Ленинграда в 1941 -1944 годах. Отрезанный от всей остальной страны город в течение почти 900 дней блокады стойко выдерживал натиск наступавших фашистских войск. Велик вклад в разгром фашистов под Ленинградом и мирных жителей города. Несмотря на то что были эвакуированы почти сто крупных предприятий, производство военной продукции не прекращалось ни на один день. Ленинградские заводы дали фронту сотни танков, тысячи орудий и минометов, на верфях города в дни блокады строились большие и малые боевые суда.

Не утихала борьба и в тылу фашистов. Партизаны Ленинградской области за 32 месяца уничтожили около 114 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, сотни самолетов, танков, автомашин, пустили под откос более 1100 вражеских эшелонов с войсками и техникой. В январе 1943 года вражеская блокада Ленинграда была прорвана, а в 1944 году полностью ликвидирована. Так оливково-зеленая лента стала символом, олицетворяющим подвиг и стойкость советских граждан при обороне города Ленинград. Это элемент награды, за которую многие заплатили собственной жизнью.

1.3. Земляки-очевидцы, защитники города.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг и наши земляки, пышминцы, приняли активное участие в защите города на Неве. Из их воспоминаний перед нами открывается весь ужас города, находящегося в блокаде.

Боровинская Валентина Георгиевна (Приложение 4)

Старшая сестра Кати - Валентина Боровинская, ранее работавшая старшей пионервожатой Пышминской средней школы, 17 августа 1942 года также добровольцем ушла на фронт, оставив дома двухгодовалого сына Бориса.

Служила на Балтийском флоте.

Через год на имя её мамы – Анна Петровны Боровинской, от капитан-лейтенанта Соколова пришло благодарственное письмо. «Уважаемая Анна Петровна! Вашей дочери Валентине Боровинской присвоено звание «Старший краснофлотец»….За отличную, чёткую, энергичную и самоотверженную работу и полноценную замену мужчин-краснофлотцев, направленных на боевые корабли, Валентина Боровинская представлена к награждению медалью «За оборону Ленинграда». Спасибо Вам, Анна Петровна, что Вы воспитали и дали во флот такую хорошую дочь, настоящую девушку-патриотку».

Две дочери из этой семьи добровольцами ушли на фронт. Все свои силы и умение отдавали они борьбе с врагом. Но только Валентине удалось остаться в живых и вернуться домой

Сушинских (Кочкина) Анна Степановна (Приложение 4)

Родилась в 1922 году в селе Пышма. Окончила школу перед войной. Была очень живой энергичной девушкой. Активная пионерка, а потом комсомолка. Певунья и плясунья - заводили всех пионерских дел. Отрядная вожатая. Летом работала в пионерских лагерях. И на фронт пошла из пионерского лагеря, где работала вожатой. «Уходила с песней,- говорит её мама Лидия Федоровна: «До свиданья, до свиданья, чёрный куст смородины. Уезжаю, уезжаю на защиту Родины».

Всю войну была в частях Балтийского флота. Грузила, перевозила, разгружала различные грузы в блокадном Ленинграде. А мешки и другие грузы были большого веса – по 50-80 кг. Много раз подвергалась смертельной опасности при налёте вражеской авиации. Была контужена. Подвигов, считает, не совершала, но заменила мужчин, которые нужны были на боевых кораблях, и выполняла их мужскую тяжёлую работу грузчиков.

После воины работала секретарём Пышминского районного отдела народного образования. Исполнительная, веселая, старательная. Уважали Аню все. В последнее время работала в г. Нижний Тагил. Воспитала сына и дочь.

Евгений Герасимович Макаревич

Евгений Герасимович Макаревич родился в 1927году в деревне Едлино, Березинского района, Минской области в крестьянской семье, в которой росло пять детей. Рано потерял родителей. Мать Прасковья Иосифовна умерла рано, а отца – Герасима Васильевича (в начале века служил в русском экспедиционном корпусе во Франции) - по доносу соседа арестовали в 1934 году. В лагерях НКВД он просидел до 1953 года. В 1940 году закончил семилетку. В родную деревню приехали представители из райцентра. Набирали группу ребят для обучения в городе Ленинграде. Тринадцатилетним подростком уехал учиться в железнодорожное училище. Предстояла четырехгодичная учеба в городе на Неве. Но началась война… В начале июля 41-го наше училище подняли по тревоге, погрузили на машины и вывезли далеко за город. Близко была граница Эстонии. Там мы, 14-летние мальчишки, копали противотанковые рвы, строили дзоты. С нами женщины работали. Если завершали строительство оборонительных рубежей, перебрасывали на новый участок. Мы приближались все ближе и ближе к Ленинграду. Часто налетала вражеская авиация. Однажды налетели «мессершмиты». На бреющем полете самолеты расстреливали нас. Я помню, как женщины разбегались в разные стороны, прикрывая головы лопатами… Как падали многие и не поднимались… Так мы работали до 15 августа 1941 года.

В августе нас с этих работ сняли, сказали, что будем заниматься эвакуацией детей. Подлежали эвакуации дети 5 – 12 лет. Для этого было выделено много автобусов. В каждом находилась женщина – сопровождающая, у которой были адреса детей. Когда приезжали дети были уже собраны, документы были завязаны в узелок. Маленьких несли на руках, а по –взрослее шли сами. В доме на улице Стачек, помню, мы из одной семьи забирали двоих ребятишек мальчиков лет десяти и девочки, ей еще пяти не было. Их отец воевал, а мать работала на Кировском заводе. Я взял девчушку на руки. Она вдруг обхватила меня ручками за шею, заплакала, закричала: «Я хочу к маме! Вези меня к маме!»…Никак этого не могу забыть. Вспоминает Евгений Герасимович.

Детей привезли на Витебский вокзал. Там были эшелоны. Детей принимали женщины в белых халатах. Многие дети плакали.

Мы продолжали учебу и защищали город, потому что враг начал бомбить город.

Еще один случай помнится. Работали мы где-то около Стрельни - в пригороде Ленинграда. Шли домой. Не доходя до Кировского завода, услышали свист снаряда, а артиллерийский обстрел велся постоянно. Вдруг – милиционер. Выскочил навстречу, приказал: «Ложись!». Мы пацаны, не послушались – дальше шагаем. Тогда он выхватил револьвер, поднял его. Тут уж мы не легли – упали на мостовую. Буквально какая-то секунда и … страшный взрыв. Земля под ногами закачалась, полетели камни, булыжники… когда все стихло, мы поднялись. На том месте, где стоял милиционер, дымилась огромная воронка…

Еще помнится. Был 42 –й год – самая тяжелое время. Враг продолжал стоять у стен Ленинграда. Во время налетов на жилые кварталы сбрасывались зажигательные бомбы. Недалеко от Нарвских ворот стоял дом культуры имени Горького. Мы там дежурили, спасали здание от зажигательных бомб. Однажды что-то такое упало, с чем мы никогда не сталкивались. Схватили снаряд клещами и сунули в бочку с водой. Она шипит, вылетают ошметки огня и как только попадают на деревянную ферму, та моментально вспыхивает. Кто-то догадался: «Ребята, рассредоточимся по ферме!» Мы так и сделали и не дали зданию сгореть.

Дня через два дня приехали саперы. Мы им рассказали о неизвестных снарядах. Те объяснили, что это были термитные бомбы. За их обезвреживание мои товарищи получили ценные подарки, а я – дополнительный обед. Тогда они мне ох как завидовали…

Многие преподаватели училища добровольцами ушли на фронт, учить нас прислали рабочих из железнодорожного депо. Во время воздушной тревоги мы вместе поднимались на крышу, хотя сил был мало. Все отощали. От голода погибло много товарищей. В училище из 1620 человек осталось всего 800. Зима 1942 года была очень холодная, умерших хоронить не могли. Тела складировали штабелями в спортзале.

В 1943 году бойцы Красной Армии прорвали блокаду Ленинграда. Было принято решение об эвакуации, но многие были против. Не хотели уезжать из города, который стал родным. Подросткам объяснили, что они нужны на большой земле и принесут больше пользы стране.

Погрузили в вагоны и привезли в город Кончугин Владимирской области. Около четырех месяцев нас лечили, откармливали (у всех была дистрофия).

В 1943 году мы сдали экзамены на станции Юдино. Евгений Герасимович и несколько его товарищей были направлены на работу на железную дорогу. Приказали принять передвижную железнодорожную электростанцию мощностью 362 КВТ. Станция Евгения Герасимовича двигалась вслед за наступающими войсками. На станциях давали электроэнергию госпиталям, государственным учреждениям. Так добрались до Одессы. Был уже 1944 год.

Электростанцию передали в распоряжение П.Д.М.№ 9 и стало легче.

В конце войны поезд в составе, которого служил Евгений Герасимович был направлен на станцию Свердловск – Сортировочный. В 1946 году поезд был расформирован. Молодых, не семейных отправили на постоянную работу на железнодорожные станции. Евгений Герасимович получил направление в город Камышлов, на электро – технический завод, где работал электриком.

В 60 годы XX века переехал в Пышму. Длительное время возглавлял Свердловский участок монтаж комплект. Сегодня ветеран находится на заслуженном отдыхе.

1.4. Общественная акция «Ленинградская Ленточка Победы»

27 января исполнится 76 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Это памятная дата, прежде всего, ассоциируется с беспримерным подвигом защитников и жителей города на Неве.

В память об этих событиях времен войны проводится акция «Ленточка Ленинградской Победы» (Приложение 5). «Ленточка» распространяется в рамках общегородских мероприятий, приуроченных к полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

Идея провести акцию возникла благодаря успеху в стране и в Санкт-Петербурге акции «Георгиевская ленточка». Проводится правительством Санкт-Петербурга в память о подвиге Ленинграда и его защитниках.

Впервые акция стартовала 18 января 2009 года и проходила в рамках общегородских мероприятий по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

«Ленточка Ленинградской Победы» — некоммерческая и неполитическая акция по распространению символических ленточек, проходившая в 2009 и в 2014 годах, посвящённая празднованию годовщины полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

Повторно акция стартовала в полдень 20 января 2014 года на Невском проспекте у канала Грибоедова и проходила по 27 января включительно в рамках общегородских мероприятий, посвященных 70-й годовщине полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

За время проведения акции организаторы распространили в Петербурге 1 миллион экземпляров «Ленточки Ленинградской Победы». Желающие принять участие в акции могли бесплатно получить ленточки 26 и 27 января в отделениях Сбербанка, в отделениях почтовой связи и на двенадцати центральных станциях метрополитена.

Ленточки вручались всем участникам общегородских праздничных мероприятий.

«Ленточка Ленинградской Победы», что значат и символизируют цвета?

Ленточка, распространяемая в рамках акции — это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зелёного. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников.

Ленточка Ленинградской Победы - знак стойкости ленинградцев, знак защитников Города-героя Ленинград. Символ признательности и уважения всем жителям блокадного Ленинграда и войнам Советской армии, отстоявшие город.

Заключение

Меня заинтересовал вопрос, что знают о данном вопросе учащиеся моей школы. Был проведен опрос школьников среди 6-х и 9-х классов.

Исследование показало, что большая часть обучающихся не знает, почему именно «Ленинградская Ленточка Победы» используется для поддержании памяти о героях, не знают истории этого символа, не знают условий участия в акции. Были выявлены ошибки в понимании идеи акции, в частности, можно ли купить «Ленинградскую Ленточку Победы» «да» ответили 64 опрошенных. Так же опрос выявил, что большая часть учеников испытывают недостаток информации, хотят больше узнать об этом символе.

По результатам исследования был выпущен буклет о «Ленинградской Ленточке Победы». (Приложение 7)

Изучив данную тему, я узнал много нового про историю появления «Ленинградской Ленточки Победы» как символа отваги и стойкости народов России. Кроме того, мною был изучен материал о появлении акции «Ленинградская Ленточка Победы», с помощью которой мы отдаем дань памяти жителям и защитникам блокадного Ленинграда.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

Литература:

1 Созвездие Славы Издательство: "Средне-Уральское книжное издательство",1975

2.Томаткин В. Черданцев И Край наш Пышминский, 1994

3 Томаткин В.С. Столица Пышминского края, р.п.Пышма, 2016

4 Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. — Л.: «Наука», 1991

5 Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». – Москва. 2006

Интернет-ресурсы:

1 https://ftimes.ru/214966-v-sankt-peterburge-volontery-nachali-razdavat-lentochki-leningradskoj-pobedy.html

2 http://spbgau.ru/about/vospit_otdel/museum/70_let_statiya_blokady_

leningrada/node/2245

3 http://www.unti.ru/?page=production&sub1=lentochka

4 http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1735

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда#Защитникам_

Ленинграда

6 https://ordenrf.ru/su/medali-su/medal-za-oboronu-leningrada.php

7 https://fb.ru/article/174977/blokada-leningrada-interesnyie-faktyi-dney-blokadyi-leningrada

Приложение 1

Приложение 2

Погрузка убитых и раненных на грузовики на площади Восстания после очередного вражеского артобстрела 1941 г.

 

У водоразборной колонки, установленной на углу улицы Дзержинского и Загородного проспекта 05.02.1942г.

Весной на «Дороге жизни». Ладожское озеро. 1942 г.

Бойцы ведут наступление на занятый немцами переселок. На переднем плане обломки сбитого немецкого самолета. Ленинградский фронт. 1943г.

Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника.

Ленинградцы рассматривают неразорвавшуюся и обезвреженную саперами немецкую авиобомбу.

Приложение 3

Приложение 4

Боровинская Валентина Георгиевна Сушинских (Кочкина) Анна Стапановна

Приложение 5

Просмотров работы: 1793