Памятники людям разных профессий

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памятники людям разных профессий

Пономаренко А.О. 1Серкина М.В. 1
1МОУ СШ №102 г.Волгоград
Дмитриева М.Н. 1
1МОУ СШ №102 г.Волгоград
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая аннотация проекта.

В жизни каждого человека огромную роль играет его профессия. В детстве мы мечтаем полететь в космос, открыть новый химический элемент, прославиться на весь мир. Мало кто задумывается о тех профессиях, без которых нам в своей жизни не обойтись, деятельность которых чаще всего мы даже и не замечаем. Их принято называть непрестижными профессиями: электрики, обеспечивающие привычный комфорт дома; повара, работающие в больницах, школах, детских садах; пекарь, слесарь, почтальон, шофёр, дворник, продавец… Разве все эти профессии не уникальны?! Нельзя недооценивать пользу, которую они приносят в нашу повседневную жизнь. Все профессии важны! Все профессии нужны!

В нашем городе можно найти ряд памятников увековечивающие профессии.

Проект «Памятники людям разных профессий» поможет ребятам больше узнать о профессиях, памятниках (скульптурных композициях), которые есть в нашем городе. В ходе работы мы должны ответить на следующие вопросы: «Что мы знаем о профессиях?», «Какова история памятников профессий нашего города?», «Что могут рассказать о профессиях памятники нашего города?».

Введение

Выбор темы исследования:

У меня растут года, вот уже и девять… Где же я буду работать, когда вырасту?! Кем же мне быть?!

Как же правильно сделать свой выбор? И как узнать, что это правильный выбор? Послушать совет родителей или учителей, выбрать за компанию с друзьями или же остановиться на «престижной», «крутой» профессии?!

Оказалось, что тема выбора профессии очень актуальна. Нужно много узнать, чтобы иметь наиболее полное представление о том, чем будешь заниматься в жизни, чтобы потом получать удовольствие от своей деятельности. Люди, которые правильно выбрали профессию, – счастливые люди.

Как – то раз, гуляя по центру города с друзьями, мы дошли до медицинского университета, где учились мои родители. Я захотела сфотографироваться на фоне здания, а мама предложила сделать фото рядом с памятником. И тут мы заметили необычную скульптуру. Мама сказала, что она посвящена врачам. Нам стало интересно, а какие ещё существуют памятники, посвящённые людям разных профессий, в нашем городе.

В школе мы спросили своих одноклассников, каким профессиям посвящены памятники нашего города. Оказалось, что они этим вопросом не интересовались и не задумывались о роли выбора профессии.

Актуальность проекта:

Выбор профессия – один из самых важных этапов в жизни любого человека. Увековечить уважение разным видам деятельности человека в памятниках, находящимся в нашем городе, – значит рассказать юному поколению о том, что все профессии нужны, все профессии важны.

Цель работы:

Узнать, какие памятники посвящённые профессиям находятся в Волгограде, пробудить интерес к выбору профессии.

Предмет исследования:

Памятники, увековечивающие профессии в нашем городе.

Задачи проекта:

Собрать информацию о памятниках, увековечивающие профессии в родном городе Волгограде;

Вовлечь в исследовательскую деятельность детей и родителей;

Воспитать у подрастающего поколения интерес и уважения к разным профессиям.

Этапы проекта:

Утверждение темы проекта;

Формирование списка памятников профессиям в нашем городе Волгограде;

Поиск информации и фотографий по каждому памятнику;

Создание фотоотчета по данной теме;

Изготовление сувенирных открыток с адресом памятника (приложение 1);

Создание презентации;

Защита проекта.

Методы исследования:

Подбор и изучение источников информации по теме;

Опрос в форме интервью;

Обобщение полученных данных.

Характеристика проекта:

Типологический признак:  ознакомительно- ориентировочный (информационный).

Предметно – содержательная область:  межпредметная (окружающий мир, русский язык, литературное чтение).

Продолжительность проекта: 2019-2020 учебный год

Характер деятельности: внеурочный

Участники проекта: учащиеся 3-а класса

Ожидаемые результаты:

Собрать информацию о памятниках, увековечивающие профессии нашего города Волгограда;

Создать фотоотчёт о проведенном исследовании;

На заключительном этапе ученики по данному проекту уже умеют:

собирать информацию на выбранную тему, исследовать и анализировать собранный материал.

Практическая значимость:

 Данная работа может быть использована при проведении тематических уроков о выборе профессии, о памятниках (скульптурных композициях) нашего города, во внеурочной и урочной деятельности.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. История происхождения профессий

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории [1].

Очень давно, у первобытных людей, каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Кто-то промышлял охотой и рыбалкой, а кто-то обрабатывал земли. Ткали, ковали, лепили, вырезали, шили и обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

1.3. Первый памятник профессии.

Первый памятник в России был поставлен Русскому солдату Сергею Леонтьевичу Бухвостову во времена правления Петра I. Он был первым добровольцем русской регулярной армии. Ему было присвоено почетное звание Первого Российского Солдата с 1683 году.

Чтобы сохранить память о первом русском солдате, Петр I приказал скульптору Карло Растрелли отлить из бронзы скульптурный портрет Бухвостова и поставить его «На некое возвышение», то есть на пьедестал. До наших дней не сохранился. [3].

Глава 2. Практическая часть работы

1.Памятник медикам Царицына-Сталинграда-Волгограданаходится возле Волгоградского государственного медицинского университета, который входит в число 10 лучших медицинских университетов России. Его автором является волгоградский скульптор Сергей Щербаков.

Это гранитный монумент был открыт 16 сентября 2005 года. Он олицетворяет символ жизни, сочетая в себе признаки жизни - сердце, пульс и молодые побеги. Памятник посвящён всем медицинским работникам города, их самоотверженность в борьбе за жизнь и здоровья своих пациентов. В годы войны, медики зачастую жертвовали собственной жизнью, спасая раненых бойцов. 
У горожан появилась новая традиция – держась за него, желать здоровья себе и близким.

Доктором быть хорошо,

Доктором быть нужно.

Я б детей лечить пошла,

Пусть меня научат.

Доктором быть хорошо,

А учителем лучше.

Быть учителем хочу,

Пусть меня научат.

2.Памятник первой учительнице в городе Волгограде был открыт в Красноармейском районе в 2010 году. Его открытие было приурочено ко Дню учителя, который отмечается 5 октября.

Именно первый учитель оставляет в памяти человека самые яркие и трепетные воспоминания о школе.

Скульптор Анатолий Пахоты отобразил мальчика, который не хочет расставаться с детством, а учительница с доброй и грустной улыбкой направляет его по новой тропе жизни. Автор запечатлел свою первую учительницу, а в мальчике – себя самого. В руках учительницы журнал и указка, неизменные атрибуты преподавателя. Мальчик одет в советскую гимнастёрку, в руках школьный портфель, а перед ним выложены «пятнашки».
Памятник отлит в высоту полтора метра. Средства на него собирал народ. [4].

Учитель – больше, чем учитель,

Он просветитель и мыслитель,

Носитель знаний и идей,

И друг, защитник для детей.

Учителем быть хорошо,

А кондуктором лучше,

Я б в кондукторы пошла,

Пусть меня научат.

3.Памятник первому уездному кондуктору.

Установлен в Ворошиловском районе на том месте, где проходила первая трамвайная линия в городе Царицын в 1913 году. Именно здесь в России был проложен первый трамвайный путь.

Это собирательный образ составлен по фотографиям кондукторов других городов. Рядом со скульптурой размещены трамвайные рельсы. Появился он в нашем городе в 2015 году. Представляет собой скульптуру из бронзы в полный рост. Затраты на его изготовления, перевозку и установку взяли на себя владельцы здания возле которой он расположен.

Сам памятник привезли из Владивостока. Билет, который кондуктор держит в руках, принято трогать на удачу.

Кондукторам езда везде

С большою сумкой кожаной.

Ему везде, ему весь день

В трамвае ездить можно.

Кондуктором быть хорошо,

А шофёром лучше.

Я б водителем пошла,

Пусть меня научат.

4.Памятник автомобилисту был установлен одной автомобильной компанией в 2012 году в центральном районе на улице Комсомольской. В ней запечатлен известный герой Адам Козлевич из романа Ильфа и Петрова – «Золотой телёнок». Автором памятника стал волгоградский скульптор Сергей Щербаков. [5].

Это первый и единственный памятник автомобилисту в России. Он представляет собой автолюбителя держащий в руках руль, а ногой – давит на педаль. Сидит он на колесе.

По словам автора, памятник будет дорабатываться, появятся новые детали.

Возможно, впоследствии памятник автомобилисту в Волгограде станет для городских водителей своего рода символом безопасной езды и убережет их от поломок и аварий.

Спешит машина скорая,

Фырчит: «Обочина, колея…»

Хороший шофёр я,

Опаздывать нельзя.

Шофёром быть хорошо,

А сантехнику лучше.

Я б сантехники пошла,

Пусть меня научат.

5.Памятник сантехнику.

Необычная скульптура появилась во дворе Центрального универмага ещё в 2009 году. О происхождении памятника ничего неизвестно. Таблички с названием и именем автора тоже нет. Известно, что он был подарен городу неким предпринимателем. Понять, посвящен ли он какому-то конкретному сантехнику или же представляет собой собирательный образ, нам не удалось узнать. [4].

Скульптура совмещена с фонтаном, изображает вылезающего из канализационного люка сантехника. Его взор, направленный вверх, пытается что-то сказать нам, или же сантехник просто рад видеть дневной свет.

Сантехнику «спасибо» говорим

Мы за его нелегкую работу.

И от души всегда благодарим,

Ведь без воды сидеть кому охота?!

Сантехником быть хорошо,

А писателем лучше.

Я стихи писать хочу,

Пусть меня научат.

6.Памятник поэтессе.

Маргарита Агашина - известная российская поэтесса, жила в Волгограде с 1951 года и посвятила нашему городу большую часть своего творчества. Она выпустила 36 сборников стихов, была членом Союза писателей. Памятник в её честь расположен в парке, в центре города. Одно из самых известных произведений «Растёт в Волгограде берёзка», стало любимой песней в исполнении Людмилы Зыкиной.

Эта берёзка существует на самом деле и растёт в Мемориальном парке, у подножья Мамаева кургана. Она была посажена в память, о павших смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны.

Необычная скульптура украшает скверы города и посвящена детской поэтессе Агнии Барто. Она представляет собой зайку из одноимённого стихотворения А. Барто «Зайка».

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэтом быть хорошо,

А военным лучше.

Я бы в армию пошла,

Пусть меня научат.

7.Памятник военному.

Памятник- бюст дважды герою Советского Союза, уроженцу Царицына, служившего в Красной армии, Василию Сергеевичу Ефимову стоит в центре парка «Аллея Героев».

В годы ВОВ он был командиром эскадрильи 10-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Под его руководством совершено более 300 вылетов.

Именно он нёс факел с Вечным огнем на Мамаев курган во время торжественного открытия Памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Удостоился звания почётного гражданина города Волгограда. [2].

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что Мир подарили,

Тогда в сорок пятом.

Военным быть хорошо,

А следователем лучше.

Я б воров ловить пошла,

Пусть меня научат.

8.Памятник следователю.

Скульптурная композиция, посвящённая героям киноромана Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову, расположена перед зданием областного МВД. Это первый и единственный памятник, посвящённый работникам уголовного розыска, был открыт в 2015 году и имеет высоту 2 метра. Он стал образом настоящего сыщика со стойкими принципами и верой своему долгу и отечеству.

Работа ваша так трудна,

Бандитов ловите вы смело,

И знает точно вся страна,

Вы правое творите дело.

Следователем быть хорошо,

Музыкантом, артистом лучше.

В театре я хочу блистать,

Пусть меня научат.

9.Памятник поэту, барду и актёру.

28 июля 2012 года был открыт памятник Владимиру Высоцкому на набережной Кировского района города Волгограда. На этом месте проводится ежегодный сбор любителей бардовской песни.

Одно из самых известных произведений В. Высоцкого«Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…»

Артистом быть хорошо,

А пожарным лучше

Я пожар тушить хочу,

Пусть меня научат.

Перетянут он ремнем,

Каска прочная на нём.

Вот в горячий входит дом,

Он сражается с огнём.

10. Памятник пожарному

В одном из новых жилых микрорайонов нашего города – «Родниковая долина» осенью 2015 года появилась скульптурная композиция, посвящённая пожарному. Композиция выполнена в виде «ржавого металла». Пожарный держит в руках –брандспойт (металлический наконечник гибкого пожарного шланга).

Пожарным быть хорошо,

А дворникам лучше.

Подметать дворы хочу,

Пусть меня научат.

Выходит дворник из ворот

И словно кисть, метлу берёт.

И эту улицу, и ту

Метлой раскрасит в чистоту.

11.Памятник дворнику

Еще одна скульптурная композиция установлена в новом микрорайоне-«Родниковая долина» летом в 2014 году. Изображённый в ней дворник держит в руках маленького котёнка. Скульптурная композиция изображена в полный рост.

Дворникам быть хорошо,

А речником лучше.

Корабли хочу водить,

Пусть меня научат.

Плывет речник на корабле

И не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной,

Ведь речка-дом его родной.

12.Памятник речникам

В фарватере Волги, напротив Мамаева кургана, в 1980 году был открыт необычный памятник – плавучий буй. Он представляет собой якорь высотой 15 метров, установленный на плавучей платформе. На нем написано: «Волжским речникам, кораблям, погибшим в Сталинградской битве в 1942–1943 годах». Памятник мужеству речников Волжской флотилии. Они внесли огромный вклад в победу под Сталинградом. Боевые корабли не только переправляли через Волгу войска и боевую технику, но и прикрывали огнём транспортные суда, взаимодействовали с войсками, оборонявшими Сталинград. Перевозки осуществлялись в тяжёлых фронтовых условиях. 

Речником быть хорошо,

А спасателем лучше.

Я людей спасать хочу,

Пусть меня научат.

Смертельный взрыв в ночной тиши -

Час двадцать три, стоят часы.

И свет тогда кругом погас –

Четвёртый блок весь мир потряс…

13. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭ

Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС в Волгограде открыт в 20- летнюю дату аварии (2006 году). Он установлен на улице 13-й Гвардейской дивизии между зданиями военкомата и областного управления МЧС. Именно отсюда отправлялись волгоградцы в зону аварии. Бронзовая скульптурная композиция, высота которой более 2,5 метров, представляет собой символическое изображение атома, взятого в кольцо человеческими фигурами. Автор памятника «Защитившим от атома» - известный скульптор Сергей Щербаков.

Заключение

В последние годы в Волгограде появилось довольно много памятников (скульптурных композиций), посвящённых людям разных профессий. Скульптурные композиции только условно можно отнести к категории памятников. Городские скульптурные композиции - это своего рода сценки, в которых принимают участие люди, занятые обычной повседневной жизнью и работой.

Каждый мечтает о счастье, удаче, исполнении желаний, вероятно, поэтому появилась традиция загадывать желания, прикасаясь к памятникам. Это можно сразу увидеть, внимательно присмотревшись к ним. Должно быть, самые сокровенные мечты и желания действительно сбываются. 

В своём проекте мы рассказали о необычных и интересных композициях, посвящённые людям разных профессий нашего родного города Волгограда. А сколько же их существует в этом мире?! Мы попытались показать роль профессии в жизни человека, ведь характер профессии зависит от вкусов и привычек, мировоззрения человека.

В ходе работы над проектом мы узнали много нового и интересного о профессиях, об истории создания памятников, постарались понять и проанализировать важность выбора будущей профессии для подрастающего поколения. Столько людей вокруг нас посвящают свою жизнь выбранной профессии, двигая прогресс вперёд, или просто помогая людям жить. Необходимо ценить не только «крутые», «престижные» профессии, но и те, которые встречаются ежедневно в повседневной жизни, без которых наша жизнь была бы не настолько комфортна и благоустроенна, как сейчас.

Каждый человек неповторим в своей профессии.

Книги, интернет переворошив,

Намотали мы на ус –

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

У меня растут года, вот уже и девять…

Источники

http://doc.knigi-x.ru

http://www.vlg.aif.ru

https://l34.news

http://all-volgograd.ru

http://my-travels.club

Просмотров работы: 786