Введение
Занимаясь изучением истории своей семьи, я встречалась с упоминанием различных учебных заведений, которые посещали мои родственники. Часто основные подробности их жизни обнаруживались именно в архивных делах из фондов этих заведений. Но наряду с описанием личных обстоятельств моих предков в этих источниках находилось немало сведений о том, какой была жизнь учеников, как была организована учеба. И это понемногу заинтересовало меня. Мне захотелось больше узнать, увидеть прошлое глазами моих ровесников – ведь их повседневные занятия, по большому счету, так же, как и мои, во многом были связаны с учебой.
В этой работе я постараюсь на основе документов, связанных с обучением моих родственников в двух петербургских гимназиях (Третьей и Введенской) и коммерческом училище в Лесном, обсудить общие черты и различия учебных заведений такого рода в крупнейшем городе России в XIX – начале XX века, проследить смену эпох в организации среднего образования.
Цель: проследить основные этапы развития среднего образования в России, сравнить организацию обучения в гимназии и коммерческом училище как основных видах средних учебных заведений в России в XIX – начале XX века.
Задачи
1. Ознакомиться с основными этапами развития среднего образования в России в общем и в Петербурге в частности в XIX – начале XX века.
2. Изучить и проанализировать историческую литературу по этому вопросу.
3. Изучить семейное древо и выбрать тех моих родственников, живших в Петербурге, которые обучались в гимназии и училище.
4. Изучить и проанализировать архивные документы, связанные с обучением моих родственников
5. Изучить документы, хранящиеся в семейном архиве
Объект исследования
Организация обучения в 3-ей и Введенской Санкт-Петербургских гимназиях и Восьмиклассном Коммерческом училище в Лесном
Предмет исследования
Обучение в этих учебных заведениях моих родственников Дмитрия Чернышева, Михаила Чернышева, Тита Чернышева, Николая Лидке, Евгения Чернышева, Елизаветы Чаловой (Прил.1).
Этапы и методы работы
Подготовительный (выбор темы исследования, определение цели, задач, объекта и предмета работы и т.д.).
Эмпирический – сбор и обработка информации через изучение научной литературы, письменных источников, работа с архивными документами, изучение фотоархивов.
Аналитический – анализ (сопоставительный), систематизация, классификация и обобщение информации.
Обработка результатов исследования и их оформление, в т. ч. структурирование работы.
Основными источниками для написания работы послужили материалы домашнего архива семьи Чернышевых (документы, фотографии и др.); фонды государственных архивов Санкт-Петербурга – ЦГИА (Центральный государственный исторический архив – Авт.) и ЦГА (Центральный государственный архив – Авт.) и Санкт-Петербургского отделения архива РАН (Российской Академии наук).
Основная часть
Глава 1. Развитие среднего образования в России и Петербурге в XIX – начале XX века
Несмотря на то, что еще при Екатерине П в Петербурге было открыто первое в России четырехклассное Главное народное училище (1783 г.) и несколько двухклассных, а также Учительская семинария, а в 1786 году был принят «Устав народным училищам Российской империи», заложивший основы государственной образовательной системы, к началу XIX века эта система еще не сложилась [1].
С реформами Александра I связано учреждение Министерства народного просвещения (1802 г.), а в 1803 году вышел именной указ «Об устройстве народных училищ». Под словом «училища» в этом документе понимаются образовательные заведения вообще, и «определяются 4 рода училищ, а именно: 1-е – училища приходские; 2-е – уездные; 3-е – губернские или гимназии и 4-е – университеты» [2]. Было образовано шесть учебных округов, в том числе Санкт-Петербургский. По «Уставу учебных заведений, подведомственных Университету» от 1804 года, вся сеть учебных заведений округа замыкалась на университет. Поскольку университета в Петербурге не было до 1819 года, все они подчинялись непосредственно попечителю округа, который был представителем округа (а, впоследствии, и университета) и членом Главного правления училищ, главой которого был министр народного просвещения.
По Уставу 1804 года общеобразовательная школа не должна была иметь никаких национальных и сословных ограничений [3]. Преемственность образования состояла в том, что приходское училище должно было подготавливать к обучению в уездном, уездное – к гимназии, а гимназия – к университету.
При Николае I в 1828 году был принят новый «Устав учебных заведений, подведомственных Университету» [4]. Преемственность учебных заведений ликвидировалась. Каждый род учебных заведений давал завершенный уровень образования, необходимый определенному сословию для его повседневной деятельности. То есть образование становилось сословным и профессионально ориентированным.
В Петербурге вследствие реорганизации имеющихся учебных заведений, из которых только одно было губернской гимназией, появилось три гимназии, потом еще две.
После прихода к власти Александра П снова возникли вопросы реформирования образования. В 1871 году появился новый «Устав гимназий и прогимназий» [5], а в 1872 году и «Устав реальных училищ» [6]. Старший седьмой класс в гимназии делался двухгодичным, гимназии «имеют целью доставлять юношеству общее образование и …служат приготовительным заведением для поступления в университет» и другие высшие специальные учебные заведения, а реальные училища должны «доставлять…общее образование, приспособленное к практическим познаниям и к приобретению технических познаний». Вместо уездных училищ учреждались прогимназии, обучение в которых соответствовало первым четырем низшим классам гимназии. Первой прогимназией стало Введенское уездное четырехклассное училище.
После убийства народовольцами Александра П в 1881 году новый император Александр Ш усиливает политику, направленную на сохранение самодержавия. В 1882 году министром просвещения стал И.Д.Делянов. Его деятельность была ориентирована на усиление сословности в образовании. После восшествия на престол Николая П в 1894 году начались некоторые прогрессивные изменения в системе образования. Так, стали появляться частные и коммерческие средние учебные заведения с полным восьмиклассным курсом, которые, в отличие от государственных казенных учреждений, искали новые подходы к обучению.
К 1915 году в стране уже сложилась многопрофильная система образования с образовательными учреждениями разного уровня. Общество горячо интересовалось проблемами образования, на повестке дня стоял вопрос введения всеобщего образования.
Глава 2. Третья Петербургская мужская гимназия.
Третья Санкт-Петербургская гимназия — одно из старейших учебных заведений города. Она была образована в 1823 году путем слияния ранее существовавшей губернской гимназии и Учительского института, и до 1831 года называлась Санкт-Петербургской гимназией.
Новая гимназия была открыта в январе 1823 года в здании упраздненного Пантелеймоновского уездного училища на Гагаринской улице, 23 (Прил.2).
Особое положение гимназии объяснялось тем, что она изначально была предназначена именно для подготовки будущих студентов университета. Для этого было увеличено число уроков по древним языкам,греческий язык начинался с третьего, а латинский со второго класса.
Это делало гимназию особенно привлекательной для тех, кто собирался поступать в университет. Вероятно, поэтому в марте 1855 года Михаил Чернышев, ученик IV класса Пятой Санкт-Петербургской гимназии, был переведен в Ш класс Третьей Санкт-Петербургской гимназии, «чтобы доставить ему возможность в остающееся время текущего учебного года приобрести сведения в греческом языке для перехода в IV класс, так как этот предмет в Пятой гимназии не преподается» [7]. Михаил Чернышев, как удалось выяснить, был троюродным братом Дмитрия Чернышева, моего прапрапрадеда. Расходы по его обучению взял на себя Департамент внешней торговли, где служил его умерший отец [8].
Особыми успехами при обучении в Пятой гимназии Михаил не отличался: «…ученик Чернышев при отличном поведении получил в текущем 1854/55 учебном году следующие отметки в науках – по Закону Божию 3, русскому и церковнославянскому яз. 3, алгебре и геометрии 1, истории 3, географии 3, латинскому языку 1 , немецкому 2, французскому 2, естественной истории 3» [9]. Как видно, система оценок в гимназии была действительно пятибалльной, так что оценки 1 и 2 означали разный, причем ненулевой, уровень знаний. Приведенные баллы, по всей видимости, средние, отсюда и странная оценка «1 ».
Третью гимназию окончил также мой прапрапрадед Дмитрий Александрович Чернышев. Сохранилось прошение «Его Превосходительству Господину Ректору Императорского С.-Петербургского Университета, Тайному Советнику и Кавалеру Петру Александровичу Плетневу от кончающего курс наук в Ш Санкт-Петербургской гимназии Димитрия Александрова Чернышева» [10]. Он просил о принятии его «в число студентов по выдержании… установленного для поступления в Университет экзамена».
В это время (1860 год) связь гимназий с Университетом была очень тесной. Поэтому выпускные экзамены в гимназиях проводились с участием университетских преподавателей и приравнивались к вступительным. Экзамены шли подряд каждый день (2,3,5 и 6 мая), причем в один день выпускник сдавал сразу по два-три предмета [11].
На экзаменах все выпускники Третьей гимназии, кроме Михаила Чернышева, показали «удовлетворительные», «весьма удовлетворительные» и даже «хорошие» знания по всем предметам и 11 июня 1860 года получили «похвальные аттестаты с правом вступления в гражданскую службу с чином четырнадцатого класса и с преимуществами второго разряда чиновников по воспитанию» [12].
Однако в том же году Михаил все-таки поступил на физико-математический факультет университета. Ему было 18 лет, а его троюродному брату Дмитрию, поступившему на юридический факультет – уже 21 год. Но молодым людям не повезло.
Осенью 1861 года в Санкт-Петербурге университете начались студенческие волнения. В связи с этим университет был закрыт в начале 1862 года по высочайшему повелению. С осени 1862 года был открыт вновь один физико-математический факультет, и только осенью 1863 года открылись все четыре факультета, уже на основании нового университетского Устава.
Михаил был восстановлен в Университете в 1862 году, проучился там еще четыре года, но экзаменов не сдавал и курс не кончил. В списке выпускников гимназии, составленном в 1873 году, он упоминается, как уже умерший, данных о его службе где-либо нет [13].
Дмитрию Чернышеву, в отличие от Михаила, еще по окончании гимназии получил аттестат (Прил.3) с правом на чин XIV класса [14]. Он не вернулся в университет, а поступил на службу, служил в Окружном суде и вышел в отставку в чине надворного советника (чин VII класса, дававший право на личное дворянство - прим. Авт.). Умер Дмитрий Александрович в 1899 году, вскоре после того, как уже его младший сын, мой прапрадедушка Тит Дмитриевич поступил в университет.
Выводы по 2 главе: гимназическое образование в середине XIX века имело своей целью подготовку учащихся к поступлению в университет, с которым было тесно связано (общие экзамены), или на государственную службу. Оно было доступно весьма небольшому числу молодых людей, преимущественно детям дворян и чиновников, но и выходцы из других сословий могли с помощью упорной учебы повысить свой социальный статус.
Глава 3. Введенская девятая мужская гимназия
Введенское двухклассное уездное училище поместилось в бывшем доме купца Иванова на углу Большого проспекта и Шамшевой улицы в 1805 году, само же училище существовало на Петроградской (тогда она называлась Петербургской) стороне с 1781 года. В 1871 году оно стало Первой прогимназий (т.е. начальной гимназией, включающей четыре низших класса), а в 1882-м году ее преобразовали в полную гимназию с названием «Санкт-Петербургская Введенская Девятая мужская гимназия». В 1913 году гимназия была названа именем Петра Великого.
В то время, когда в 1890 году в нее поступил мой прапрадед Тит Дмитриевич Чернышев, сын Дмитрия Александровича, здание гимназии выглядело так, как изображено на старинной открытке (Прил. 4) Его старшие братья Тита Павел и Савва тоже учились в этой гимназии ([15], [16]).
Во Введенскую гимназию поступил также в 1891 году сразу во второй класс будущий великий русский поэт Александр Александрович Блок. До окончания курса в 1898 году он учился в одном классе с моим прапрадедом. «Петербургская сторона… была чистейшим провинциальным уголком… Зимой Большой пр. как-то разительно напоминал собою уездную глушь (Прил. 5). И только белое, каменное здание Введенской гимназии (позже – Гимназии Петра Вел.) на Большом пр., построенное покоем, с небольшим садиком по фасаду и с высокими деревьями со стороны двора, напоминало еще о какой-то городской культуре этой заречной части Петербурга» [17].
Сам Блок в 1918 году в неоконченной повести «Исповедь язычника» вспоминал о гимназических годах: «Времена были деляновские; толстовская классическая система преподавания вырождалась и умирала (с именем министра просвещения в 1866-80 годах Д.А.Толстого связано введение консервативных учебных программ, в которых преимущественное внимание уделялось изучению латинского и греческого языков – прим. Авт.), но, вырождаясь, как это всегда бывает, особенно свирепствовала: учили почти исключительно грамматикам, ничем их не одухотворяя, учили свирепо и неуклонно, из года в год, тратя на это бесконечные часы. К тому же гимназия была очень захолустная, мальчики вышли по большей части из семей неинтеллигентных, и во многих свежих сердцах можно было, при желании и умении, написать и начертать что угодно. Однако никому из учителей и в голову не приходило пробовать научить мальчиков чему-нибудь, кроме того, что было написано в учебниках «крупным» шрифтом («мелкий» обыкновенно позволяли пропускать)» [18].
Нелестная характеристика, номожно посмотреть на это и с точки зрения обыкновенного человека. В этой части города гимназия была в то время одна. Те самые «неинтеллигентные» родители должны были заранее позаботиться о том, чтобы дать своему сыну начальное образование, потому что при поступлении в гимназию нужно было сдать экзамены по русскому языку, математике и Закону Божию. Надо сказать, что Тит Чернышев, как и некоторые другие, сдал вступительные экзамены только со второго раза. Кстати, его мать Надежда Константиновна содержала на свои средства в 1890-х годах в принадлежащем ей доме общественную библиотеку [19].
Конечно, мальчишки-гимназисты, особенно в начальных классах, не отличались примерным поведением. Классы были большие, например, у моего прапрадеда было 35 одноклассников. Для поддержания дисциплины была выработана система наказаний: замечание, выговор, оставление после уроков на 1-2 часа, заключение в карцер на 1,2 и более часов. За поведением учащихся наблюдали не только учителя, но и классные наставники. Все проступки заносились в кондуитный журнал.
Что касается собственно обучения, то в младших классах гимназии преподавались Закон Божий, русский язык, арифметика, география (до IV класса), латинский язык, история и греческий язык с III класса, со II класса – так называемые «новые языки», т.е. французский и немецкий, из которых можно было выбрать один. С IV класса добавлялись алгебра и геометрия, а с VI класса – тригонометрия и физика, в VIII классе по всем предметам шло повторение, дополнительно изучались логика и математическая география. Надо сказать, что в целом средний балл А.Блока по всем 12 гимназическим предметам – – был ненамного выше, чем у моего прапрадеда – [20].
Из 36 выпускников, окончивших гимназию в 1898 году, 26 человек изъявили желание поступить в университет, а 10 человек – в другие специальные высшие учебные заведения, большинство (7 человек) – в Институт Путей сообщения и Горный институт [21].
В 2015 году была опубликована проданная на московском букинистическом аукционе групповая фотография учащихся и педагогов Введенской гимназии, среди которых есть Александр Блок, датируемая примерно 1896 годом (Прил. 6). Исследователи уверенно указывают, что Блок на ней стоит в четвертом ряду, первый справа [22]. К сожалению, так же уверенно идентифицировать на ней моего прапрадеда не представляется возможным, ввиду плохого качества изображения. Но все-таки я надеюсь, что он там есть. Фотография Блока-гимназиста (Прил. 7) и фотография Тита Чернышева из личного дела, сделанная в 1898 году (Прил. 8) запечатлели молодых людей, каждый из которых еще
«…не знал, на каком пороге
Он стоит, и какой дороги
Перед ним откроется вид» [23]
Университетский устав 1884 года, так же, как и предыдущий, предусматривал отсутствие вступительных экзаменов для тех, кто окончил полный курс гимназии [24]. В том же году Блок поступил на юридический факультет университета, а через три года перевелся на историко-филологический, который и окончил в 1906 году. Тит Чернышев поступил на физико-математический факультет, через два года перевелся на юридический, в общей сложности проучился в университете почти 10 лет, успел обзавестись семьей и детьми, но экзаменов не сдавал и курс не кончил. Отслужив 1 год в армии вольноопределяющимся, Тит вышел в отставку в звании унтер-офицера запаса и поступил на службу на Петербургский Почтамт [25].
Выводы по 3 главе: гимназическое образование в конце XIX - начале XX века, потеряв в действительности основное назначение – подготовку к поступлению в университет, сохранило по инерции преимущественно гуманитарный, отвлеченный от жизни характер, не отвечающий новым, более практическим, задачам. Нежелание менять устаревшую модель приводило к необходимости поддержания жесткой дисциплины и крайнему консерватизму в формах обучения, что вызывало отчуждение между учителями и учащимися.
Глава 4. Восьмиклассное коммерческое училище в Лесном (Единая Трудовая школа №168)
В 1906 году, будучи еще студентом Санкт-Петербургского университета, сын надворного советника Тит Дмитриевич Чернышев, мой прапрадед, получив разрешение ректора и попечителя С.-Петербургского учебного округа, женился на дочери губернского секретаря Александра Адольфовича Лидке (также в ряде документов встречается написание «Литке» - Авт.) Евгении Александровне, моей прапрабабушке [26]. Он стал жить вместе с семьей своей жены в Лесном. У молодых супругов вскоре родился сын Евгений, мой прадедушка, потом еще сын Александр и дочь Вера (Прил. 9).
Лесной - исторический район на Выборгской стороне. В XIX веке он был дачным пригородом, где селились семьи небогатых мещан и чиновников. Назван он был по Лесному институту, появившемуся здесь еще в 1811 году.
В последнее десятилетие XIX века остро встал вопрос о необходимости иметь в Лесном свое среднее учебное заведение, в которой могли бы учиться дети местных жителей.
В сентябре 1904 году в здании, построенном на углу Малой Объездной улицы и Институтского проспекта, начало работать Восьмиклассное Коммерческое училище (сокращенно - ВКУ) Общества распространения коммерческого и художественно-промышленного образования в Лесном (Прил. 10). Оно состояло при Министерстве торговли и промышленности, которое на тот момент было менее консервативным, чем Министерство народного просвещения. Целью деятельности училища объявлялось «дать ученикам законченное общее образование, подготовить их к сознательному прохождению курса в высших учебных заведениях; развить в них самодеятельность, трудолюбие и истинный интерес к знанию». Предполагалось, что «в целях развития в учениках чувства долга и сознания своих обязанностей, в школе не должны применяться ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься» [27]. Из других передовых нововведений следует отметить самоуправление, перевыборы директора каждые четыре года и введенное в 1906/07 учебном году совместное обучение мальчиков и девочек.
Те, кто имел опыт обучения в других учебных заведениях, сразу отмечали разницу в атмосфере. Например, в училище дети на переменах могли свободно выбегать во двор в теплое время года, бегать, играть (Прил. 11).
Как оказалось, многие из моих родственников учились в ВКУ. Так, брата моей прапрабабушки Евгении, Николая, когда ему исполнилось 12 лет в мае 1905 года, было решено отдать во второй класс только что открывшегося Коммерческого училища. К сожалению, учеба не ему не давалась. Поэтому, проведя по два года в пятом и шестом классе, в мае 1912 году он был выпущен из шестого класса училища с правами по отбыванию воинской повинности, предоставленным выпускникам учебных заведений первого разряда [28].
По-видимому, он воспользовался этим и пошел в армию вольноопределяющимся, потому что на фото семьи летом 1913 года он снят в соответствующей военной форме (Прил. 12). На том же фото рядом с матерью, Евгенией Александровной, стоит и Евгений, сын Тита Дмитриевича Чернышева (второй слева в первом ряду), которому уже шесть лет. В 1916 году, когда ему исполнилось 9 лет, он сдал экзамены (математику, правда, только со второго раза) и поступил в училище [29]. На групповой фотографии, сделанной в год поступления, он находится среди своих однокашников и преподавателей училища (Прил. 13). Здесь же и старшие брат и сестра моей прабабушки Елизаветы Андреевны Чаловой, которая впоследствии стала его женой, - Василий и Анна. Закончил учебу Евгений в 1923 году, когда Училище стало уже 168-й Единой Трудовой школой Выборгского района. На фото выпускного класса есть и многие учителя, в этом классе учился и один из сыновей директора, Геннадий Боч (Прил. 14).
Его отец, Геннадий Николаевич Боч преподавал химию и биологию. Он был новатором в методологии, особое внимание при обучении уделял не только наглядности, но и эксперименту. (Прил. 15, 16) Вместе с тем в отношении к учебному процессу учителя оставались «на позициях старой гимназии, где ценились строгость, даже жесткость, неукоснительное знание учебника, каждодневная проверка знаний и суровая их оценка» [30].
Но отношений вне уроков это не касалось. Один из учащихся вспоминал: «Мы не знали той жестокой, беспощадной войны, которую вели между собой ученики и педагоги в старой гимназии… Не знали мы и современного свободного обращения учеников с педагогами, ложно понимаемого чувства равенства, которого нет и не может быть между преподавателями и учащимися. С детских лет нас учили вежливости, учтивости, такту» [30].
Чрезвычайно развита была внеклассная работа. Прежде всего надо отметить экскурсионную работу: было много экскурсий в музеи и на природу, прежде всего, в парк Лесотехнической Академии.
Было много и дальних многодневных экскурсий. Эти экскурсии долго подготавливались, а после их проведения устраивались отчетные вечера с выставками, где все участники экскурсии должны были выступить. Ездили в Москву, в Новгород и Волховстрой, Старую и Новую Ладогу, в Крым, на Кавказ, на Север – в Мурманск и Хибины. И хотя ребята сильно уставали – иногда по приезде отсыпались целую неделю, но все были очень довольны.
В 1916-18 году в училище работал краеведческий кружок по изучению Лесного. Участники собирали материалы, делали доклады [31].
Отдельно нужно сказать о школьном театре. Он был серьезным делом - ставились сложные и длинные пьесы, причем старались выбирать такие, где было много действующих лиц, чтобы многие ученики смогли поучаствовать: «Горе от ума», «Мещанин во дворянстве», «Майская ночь», «Снегурочка». Как удалось узнать, «Снегурочка» была поставлена в 1923 году силами именно того класса, где учились Евгений и брат и сестра Чаловы. Моя мама рассказывала мне, что и моя прабабушка Елизавета Андреевна Чалова вспоминала, как играла Лизу в спектакле «Горе от ума».
Эскизы декораций к спектаклям делал пришедший на работу в училище в 1918 году Николай Александрович Бруни, талантливый живописец-монументалист и мозаичист, который до революции был профессором и академиком (1906) Академии художеств, а рисовал их его сын Константин, тоже художник.
Заложенные в самом начале принципы деятельности училища оставались основой его работы после революции и в двадцатые годы, когда училище стало Единой Советской школой №168. До 1929 года сохранялся коллектив педагогов под руководством директора Г.Н.Боча. Преподавались те же основные предметы, что и до революции, разве что Закон Божий был заменен на политграмоту (политграмота – сокращение от «политическая грамота» - краткий курс основных, первоначальных политических знаний, ориентированный на советскую идеологию классовой борьбы – Прим. Авт.) Так, в Удостоверении Евгения Чернышева об окончании школы в 1923 году говорится: «… окончил курс I и П ступени, причем обнаружил достаточные познания и развитие по всем обязательным предметам курса, а именно: по родному языку и литературе, арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, естествознанию, физике, химии, географии, обществознанию, политграмоте, немецкому языку, рисованию, геологии и истории искусств» [32]. Оценок в Удостоверении нет, но сам перечень впечатляет. Интересно, что он очень близок перечню предметов в Свидетельстве его дяди Николая, брата Евгении Александровны, который окончил это училище в 1913 году, хотя там оценки были (см. Прил. 20). Этих базовых знаний Евгению хватило, чтобы впоследствии успешно учиться на физико-механическом факультете Политехнического института и закончить его в 1930 году. Василий Чалов тоже поступил в Политехнический институт, но не сумел его окончить. Позднее, в 1930 году поступила в институт, который тогда уже назывался Индустриальным, моя прабабушка Елизавета Чалова и окончила его в 1936 году, получив диплом инженера-электротехника.
Выводы по 4 главе: в начале XX века появились средние учебные заведения нового типа – реальные и коммерческие училища. Работавшие в них педагоги, освобожденные от формальных гимназических требований, пытались строить обучение и отношение с учениками на новых, демократических принципах. Большое значение, наряду с подготовкой к получению высшего образования, придавалось практической направленности знаний и развитию личности учащегося.
Заключение
Я проследила основные этапы развития среднего образования в России от середины XIX века до двадцатых годов XX века на примере обучения моих родственников в различных учебных заведениях и, таким образом, выполнила поставленные задачи и достигла своей цели.
Я узнала много интересного о жизни моих ровесников, многие из которых были моими родственниками, в прошлом и позапрошлом веке. Я словно услышала их голоса, увидела их глазами давно прошедшую жизнь, которая для них была повседневной реальностью, а для нас является историей. Великий поэт, который для нас – портрет в книге, был одноклассником моего прапрадеда. Так история стала мне ближе и понятней.
Результаты моей работы, возможно, будут интересны и моим одноклассникам, если использовать их как дополнительный материал на уроках истории и истории Санкт-Петербурга.
Сноски к тексту
[1] Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX- начало XX века. Сборник документов ЦГИА СПб. – СПб, «Лики России», 2000, сс.11-12.
[2] Указ Правительствующему Сенату «Об устройстве училищ» от 26.01.1803
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т.XXVII ст. 20597 https://runivers.ru/lib/book3130/ (дата обращения 05.02.2019)
[3] Устав учебных заведений, подведомственных Университету от 05.11.1804
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т.XXVIII ст. 21501 https://runivers.ru/lib/book3130/ (дата обращения 05.02.2019)
[4] Устав учебных заведений, подведомственных Университету от 08.12.1828
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. III ст. 2502 https://runivers.ru/lib/book3136/ (дата обращения 05.02.2019)
[5] Устав гимназий и прогимназий от 30.06.1871 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. XLVI ст. 49860 https://runivers.ru/lib/book3136/ (дата обращения 05.02.2019)
[6] Устав реальных училищ от 15.05.1872 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. XLVII ст. 50834 https://runivers.ru/lib/book3136/ (дата обращения 05.02.2019)
[7] О пансионере Департамента Внешней торговли Чернышеве. ЦГИА СПб, ф.439, оп.1, д. №3422, л.8
[8] Там же, л.1
[9] Там же, л.3
[10] Дело Дмитрия Чернышева. ЦГИА СПб, ф.14, оп. 5, д. №1792, л.2
[11] Дело 3-ей Санкт-Петербургской гимназии об экзамене и выпуске воспитанников VII класса (предписания, донесения, расписание экзаменов, прошения, аттестаты). ЦГИА СПб, ф.439, оп.1, д. №3955, л.6
[12] Там же, л.34
[13] Аничков А.М. Исторические записки пятидесятилетия Третьей Санкт-Петербургской гимназии, составленные по поручению Педагогического Совета.- СПб, тип.Э.Арнгольда, 1873, с.71.
[14] Дело 3-ей Санкт-Петербургской гимназии об экзамене и выпуске воспитанников VII класса (предписания, донесения, расписание экзаменов, прошения, аттестаты). ЦГИА СПб, ф.439, оп.1, д. №3955, л.48.
[15] Дело об ученике Павле Чернышеве. ЦГИА СПб, ф.303, оп.2, д. №141 [16] Дело об ученике Чернышеве Савве. ЦГИА СПб, ф.303, оп.2, д. №467
[17] Княжнин В.Н. А.А.Блок.- Петроград, изд. «Колос», 1922, с.26-27.
[18] Блок А.А. Исповедь язычника. – Собрание сочинений в 9 томах, т.6. М., 1962
[19] Никитенко Г.Ю., Привалов В.Д. Петроградская сторона. Большой
[20] Протокол комиссии о допущении учеников VIII к испытаниям зрелости. ЦГИА СПб, ф.303, оп. 2, д. №1369, л.7.
[21] Дело об испытаниях зрелости и переводных экзаменах за 1898 год. ЦГИА СПб, ф.303, оп. 2, д. №1861, л.100
[22] http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11524.php Дата обращения: 27.01.2019. В.Енишерлов «Александр Блок – гимназист». – Интернет-журнал «Наше наследие», №115, 2015.
[23] Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы – Л., Лениздат, 1988, с.487.
[24] https://cyberleninka.ru/article/n/o-vstupitelnyh-ekzamenah-v-universitety-rossiyskoy-imperii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka Дата обращения 24.02.2019. Жарова Е.Ю. «О вступительных экзаменах в университеты Российской империи во второй половине XIX - начале XX века». – Вестник Пермского университета, 2016.
[25] Чернышев Тит Дмитриевич, ЦГИА СПб, ф.1543, оп.7, д. №7660, л.16.
[26] Чернышев Тит Дмитриевич, ЦГИА СПб, ф. 14, оп. 3, д. №35428,л. 80-81.
[27] Глезеров С.Е. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная… - М., ЗАО Центрполиграф, 2007, с.66.
[28] Лидке Николай, ЦГИА СПб, ф.357, оп.1, д. №655, л.1
[29] Чернышев Евгений, ЦГИА СПб, ф.357, оп.1, д. №1200, лл.2-3.
[30] Воспоминания Богораза В.В. СПб филиал архива РАН, ф.1029, оп.1, д. №26, лл. 5-15
[31] С.Е.Глезеров «Школьное родиноведение начиналось в Лесном. Часть 1».
http://blog.excurspb.ru/petersburg/item/217-shkolnoe-rodinovedenie-nachinalos-v-lesnom-chast-1 (дата обращения 16.03.2019)
[32] Чернышев Евгений Титович. ЦГА СПб, Ф3121, опись 21, дело 3253, л.6
Библиография
1. Глезеров С.Е. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная…- М., ЗАО Центрполиграф, 2007. – 429 с.
2. Беленцев С. Ученическое движение в России. Вторая половина XIX – начало XX века. – СПб, Нестор История, 2013.- 184 с.
3. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX- начало XX века. Сборник документов ЦГИА СПб. – СПб, «Лики России», 2000, 359 с.
4. Княжнин В. Н. Александр Александрович Блок. - Петроград, Колос, 1922, 136 с.
5. Бекетова М.А. А.А.Блок и его мать. - Л., М., изд. Петроград, 1925, 148 с.
6. Третья Санкт-Петербургская мужская гимназия и ее выпускники: 1823-1918 гг.: историко-биографический очерк / сост. Б.В.Федоров.- СПб, ВИРД, 2011, 646 с.
7. Аничков А.М. Исторические записки пятидесятилетия Третьей Санкт-Петербургской гимназии, составленные по поручению Педагогического Совета.- СПб, тип.Э.Арнгольда, 1873,, 153 с.
8. Лавров С.В. Памятка бывшим ученикам С.Петербургской 3-ей гимназии.- СПб, 1911, 90 с.
9. Никитенко Г.Ю., Привалов В.Д. Петроградская сторона. Большой проспект. – М., изд. Центрполиграф, 2011, 652 с.
10. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы – Л., Лениздат, 1988, 606 с.
Использованные источники
2. ЦГИА СПб, фонд 357, опись 1 ПЕТРОГРАДСКОЕ ВОСЬМИКЛАССНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В ЛЕСНОМ. 1904–1917.
3. СПб филиал архива РАН, фонд 1029, опись 1- Коммерческое училище в Лесном (1904–1920)
4. ЦГА СПб, фонд 7405, опись 1 – Коммерческое училище – 168 Советская школа
5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1.https://runivers.ru/lib/book3130/
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2.https://runivers.ru/lib/book3136/
7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3.https://runivers.ru/lib/book3139/
П
Прил.1. Выборочное родословное древо (упоминаемые в тексте работы родственники выделены жирным шрифтом)
риложения
Прил.3. Аттестат Дмитрия Чернышева об окончании 3-ей гимназии, 1860 год
Прил.4. Здание Введенской гимназии на Большом пр. Петербургской (Петроградской) стороны в Санкт-Петербурге
Прил.5. Утро 9 января 1905 на Петербургской стороне (В459 ЦГАКФФД СПб)
Прил.6. Групповая фотография учеников и учителей Введенской гимназии, 1896(?) Первый справа в четвертом ряду – А.А.Блок
Прил.7. А.А.Блок, 1898 год.
Прил.8. Т.Д.Чернышев, 1898 год.
Прил.9. Е.А.Чернышева (ур. Лидке)
с детьми Евгением, Верой и Александром (слева направо), 1911 год
Прил.10. Восьмиклассное коммерческое училище в Лесном
Прил.11. Учащиеся ВКМ в Лесном играют в мяч во время перерыва,
1913 год, фотоателье Буллы (Е17234 ЦГАКФФД СПб)
Прил. 12. Семья Лидке в 1913 году.
Николай Лидке – второй слева во втором ряду,
Евгений Чернышев – второй слева в первом ряду,
Евгения Чернышева с дочерью Зинаидой – третья слева в первом ряду
Прил. 13. Ученики, принятые в 1 класс Восьмиклассного Коммерческого училища
в Лесном и учителя, 1916 год.
Отмечены: 1- Евгений Чернышев, 2 – Василий Чалов, 3- Анна Чалова
Прил. 14. XIV выпуск 168 Единой Трудовой школы (бывш. ВКУ в Лесном), 1923 год.
Ученики: Евгений Чернышев – четвертый ряд, четвертый справа, Геннадий Боч – четвертый ряд, пятый слева, Василий Чалов – четвертый ряд, второй слева,
Анна Чалова – первый ряд, третья слева.
Учителя – третий ряд: Н.А.Бруни (рисование) – четвертый слева,
Г.Н.Боч (директор школы, химия) – пятый слева
Прил.15. Занятия по химии в ВКМ, 1913 год, фотоателье Буллы
(Е17233 ЦГАКФФД СПб)
Прил.16. Практические занятия по зоологии в ВКМ, 1913 год, фотоателье Буллы
(Е17236 ЦГАКФФД СПб)