Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда

Бородина К.Д. 1
1МБОУ школа №157
Краснова Т.А. 1
1МБОУ школа №157
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В своей работе я хочу затронуть тему о героях Великой Отечественной войны. Да, тема не простая, но я хочу поведать всем об одном из великих героев, благодаря которому мы живем в мирное время, радуемся каждому рассвету, без страха за жизнь, как это было 74 года назад.

Тема моей исследовательской работы: «Великая отечественная война в судьбе моего прадеда». В данном исследовании я хочу рассказать о своём прадедушке, которому, как и многим соотечественникам, выпала тяжёлая судьба воевать, пережить Великую Отечественную войну.

Актуальность работы. О войне мы знаем много из фильмов и книг. Но главное, это рассказы ветеранов, которые повествуют нам о событиях военного времени. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны знать о подвигах наших героев, благодаря которым мы живем в мирное время.

В своей работе я поставила следующую цель. На примере биографии моего прадеда П. И. Швецова, прошедшего Великую Отечественную войну, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества!

Задачи.

1. Изучить документальные источники и как можно больше узнать о судьбе Павла Иосифовича в Великой Отечественной войне.

2. Проследить боевой путь и узнать, в каких битвах участвовал П. И. Швецов, какие завоевал награды.

3. Посетить исторически значимые места и Родину моего прадеда.

4. Провести социологический опрос среди школьников по теме Великой Отечественной войны, проанализировать их знания.

5. Сохранить память о младшем лейтенанте П. И. Швецове.

Объектом исследования в моей работе является мой прадед, Швецов Павел Иосифович. Предметом исследования – боевой путь, награды, подвиги Швецова П. И. в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования: беседа, изучение воспоминаний, изучение и анализ семейных фото, школьный опрос, посещение исторически значимых мест.

Практическая значимость исследования в том, что материалы данной работы могут быть использованы в мероприятиях, или открытых уроках по Великой Отечественной войне.

Гипотеза. Выяснить, знают ли сверстники (на примере учеников моей школы) о своих прадедах, в каких битвах они участвовали и какие подвиги совершали.

Биография прадеда

В гостях у бабули, рассматривая старый альбом с семейными фотографиями, я увидела одно фото, которое привлекло мое внимание. На ней был изображен пожилой мужчина, сидевший на камне, у него был очень грустный и имеющий глубокий смысл взгляд. Я спросила бабулю, кто изображен на фото, и в ответ услышала, что это ее папа и мой прадед, что он был настоящим героем, пережил Великую Отечественную Войну.

9 марта 1909 года в селе Загорск Иглинского района в многодетной крестьянской семье родился Швецов Павел Иосифович. В раннем возрасте был приобщен к общественным работам, помогал своим родителям во всех делах по хозяйству. Семья была большая, пятеро детей. Трудностей было очень много, недостаток еды и одежды. Несмотря на тяжелый период в жизни, мой прадед выучился в школе, приобрел специальность счетовода и работал в родном Иглинском районе. В 1930 г. женился на прабабушке Ксении Романовне. До начала боевых действий у них родилось трое детей.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Несмотря на то, что у Павла Иосифовича было трое малолетних детей, младшему не было и года, которых нужно было кормить и поднимать на ноги, он без раздумий, как и миллионы наших советских солдат, пошел воевать. 1 июля 1941 года прадеда призвали Иглинским РВК (районным военным комиссариатом) Башкирской АССР на фронт защищать нашу Родину. [1]

26.07.1941 года вступает в 180 СП (стрелковый полк) 236 стрелковой дивизии Период подчинения 04.12.1941 - 09.05.1945, под командованием генерал-майора Василия Константиновича Мороза. Также был в составе 329 стрелковой дивизии, 3 гв. А (3 гвардейской Армии) и 1 УкрФ (Певого Украинского фронта). [1] Ему выпала честь воевать под командованием великого полководца, маршала Советского Союза, Георгия Константиновича Жукова.

Боевой путь

Рассматривая на карте боевой путь прадеда, я вижу, что он прошел тысячи километров от Москвы до Украины, От Украины до Молдавии, от Молдавии до Польши, от Польши до Берлина. Участвовал в 227 боевых операциях. Одной из самых жестоких, масштабных и кровопролитных битв стала Битва под Сталинградом, о которой бы я хотела рассказать более подробно. [6]

Битва под Сталинградом

Сталинградская битва — крупнейшее сухопутное сражение в мировой истории, развернувшееся между силами СССР (Красной Армией) и нацистской Германией в городе Сталинград (СССР) и его окрестностях в ходе Отечественной войны. Кровопролитная битва началась 17 июля 1942 года и продолжалась до 2 февраля 1943 года. [5]

Военное положение советского союза к лету 1942 года было трудным и опасным. Планы немецко-фашистского командования на лето 1942 года имели цель разгромить советские войска на юге страны, овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом и создать условия для окончания войны в свою пользу.

Погибло много мирных жителей. Но быстрому наступлению немцев препятствовали активные действия советских войск. Бой шел за каждую улицу, за каждый дом. Ожесточенные бои шли на Мамаевом кургане, главенствующей над городом высотой, которая имела большое стратегическое значение. [5]

Но преимущество было на стороне немцев, и к началу ноября почти весь город был захвачен. Советские войска продолжали оборонять лишь небольшой плацдарм на берегу Волги. Однако немецкие войска также понесли большие потери и развивать дальнейшее наступление не могли.

28 июля 1942 года И. В. Сталиным был издан приказ №227 «Ни шагу назад». В основном тексте Иосиф Сталин требовал наведения в армии «строжайшего порядка и железной дисциплины», снимать с должностей и судить командиров любого ранга, которые допустили отступление войск без приказа вышестоящего командира. Для каждого военнослужащего объявлялось требование — ни шагу назад без приказа командования. Паникёров и трусов предписывалось уничтожать на месте. [2, c 217]

Победа советской армии в Сталинградской битве имела огромное значение. Она позволила Советскому Союзу переломить ход войны, захватить стратегическую инициативу и не упускать ее до полного разгрома врага. Союзники Германии, Турция и Япония, отказались от планов вступления в войну против СССР. [2, c 219]

За участие в героической обороне, прадеду вручили удостоверение, и медаль «За оборону Сталинграда».

Награды и подвиги прадеда

Павел Иосифович был отважным солдатом. Проявил себя как настоящий герой, за что получил многочисленные награды и ордена. Одними из которых стали: «Орден Красной Звезды» (Приказ подразделения №: 44/н от: 20.03.1945 Издан: ВС 3 гв. А 1 Украинского фронта Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 690155 Ед.хранения: 6970 № записи: 36361692).

Подвиг так описан в наградном листе: «Работая парторгом ботальона, т. Швецов оказывает большую помощь командиру ботальона в воспитании личного состава. За время с сентября 1944 года по январь 1945 года принял в партию 18 человек, обеспечил передовую роль коммунистов как во время боевой подготовки ботальона, так и во время наступательных боев. За время наступательных боев 1945 года т. Швецов все свое внимание уделяет обеспечению авангардной роли коммунистов и помощи командира в выполнении боевой задачи. Во время наступления ботальона 20.01.1945 года на село Венгляны в районе города Опачна, т. Швецов находился в боевых порядках пехоты. Личным примером воодушевлял бойцов на выполнение боевой задачи. Ворвался в населенный пункт, убил из личного оружия 3х немецких солдат и 2х солдат взял в плен.» [6]

Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения №: 106/н от: 16.05.1945 Издан: ВС 3 гв. А Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 686196 Ед.хранения: 1091 № записи: 23188337).

Подвиг, который описан в наградном листе: «В боях за город Гяогау (Германия) с 12 п 19 февраля 1945 года воспитывал коммунистов и весь личный состав батальона и мобилизовывая их на героическую борьбу против огромного немецкого гарнизона. В боях показал образец отваги и мужества. 12 февраля 1945 года в бою за деревню Царкау с группой бойцов ворвался в немецкую траншею, уничтожил 3х гитлеровцев и 5 немецких солдат взял в плен. 19 февраля 1945 года лично участвовал в отражении контратаки противника, убил 2-х немецких солдат и в этом бою был тяжело ранен.» [6]

Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения №: 6/н от: 05.04.1943 Издан: 484 гв. сп 82 гв. сд Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 682526 Ед.хранения: 1048 № записи: 16742400).

Из архива «Старшего писаря штаба полка гвардии-Старшего сержанта Швецова Павла Иосифовича, за то, что в течение многодневных боев отличился образцом точности, своевременности и аккуратности выполнения боевых приказаний, за добросовестное выполнение своевременного учета оперативных документов и оформление и хранение в надлежащем виде, 1909 года рождения, кандидат в члены ВКП.» [6]

Моему прадеду очень повезло, так как он прошел пусть от самого начала войны, до самого взятия Берлина, вернувшись домой, хоть и раненым, но живым. За время войны он неоднократно был сильно ранен, контужен, и до конца жизни жил с осколком от снаряда в груди. В послевоенное время у него родилось еще трое детей, одной из которых была моя бабушка, родившаяся в 1952 году. Ему удостоилась честь встретить 50-летие окончания в Великой Отечественной войны, и съездить в город-герой Волгоград, на встречу со своими однополчанами. Умер 9 декабря 1995 года в родном доме, ему было 86 лет.

Как я посетила исторически значимые места моего прадеда

Недавно я была на родине прадеда, посетила его могилу, где он был захоронен вместе со своей женой, моей прабабушкой, Ксенией Романовной. Она во время войны была труженицей тыла, одна вела хозяйство и воспитывала троих детей целых 4 года, в ожидании прадеда. Моя бабуля показала мне дом, где жил Павел Иосифович в послевоенное время с Ксенией Романовной и своими детьми, в том числе и с ней. Посетила Стеллу, которая была построена в послевоенное время в Иглинском районе, возведенная в честь памяти погибших и воевавших солдат Иглинского района, защищающих нашу родину во время Великой Отечественной Войны, в том числе и моему прадеду. В городе Изюм на Украине в городской школе № 16 установлен стенд, названный в честь моего прадеда с его фотографией, как освободителя города от немецких захватчиков. Когда я вырасту, я обязательно там побываю.

В прошлом году, по пути на юг, мы с родителями были в городе Волгоград (бывший город Сталинград). Находясь на возвышенности Мамаево Кургана, чувствуешь мощь и отвагу наших героев, сражавшихся за Родину.

Школьный опрос

Изучая биографию и боевой путь своего прадеда, я поставила задачу выяснить, знают ли школьники о войне? Также выяснить, знают ли они, что их прадеды воевали в Великой Отечественной войне, в каких битвах участвовали. В опросе участвовало 172 человека, это ученики вторых, третьих и четвертых классов нашей школы. Мои вопросы были следующими:

1.Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

2. Какое оружие названо женским именем?

3. Какие фильмы о Великой Отечественной войне вы знаете?

4. Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?

5. Знаете ли вы, в каких боях участвовали ваши родственники, и какие подвиги они совершили. Если нет, то хотели бы вы узнать об этом?

На первый вопрос 85% учеников ответили, что война была жестокой, длилась 4 года.

На второй вопрос, как мы видим из графика от 69% до 95% ученикам известно название оружия, названное женским именем, это «Катюша».

Наиболее распространенные фильмы, которые смотрели ученики, это «Сестренки» (99%), «Т-34» (82%), «Мы из будущего» (79%). Затем идут фильмы «Победа над Сталинградом» (75%), «Офицеры» (50%), и «Три танкиста» (25%). Ученикам также известны фильмы «Помни имя свое» (21%) и «Женский батальон» (15%).

От 79% до 95% опрошенных знают, что их родственники участвовали в Великой Отечественной войне.

Но очень низкий процент учащихся (от 5% до 27%), знают, в каких битвах участвовали их прадеды.

И практически все (95%-100%) ученики моей школы хотели бы узнать об истории своей семьи, и какой вклад в Победу внесли их прадеды, и после анкетирования стали об этом задумываться. Таким образом, моя гипотеза о том, что многие ученики нашей школы хотели бы знать о своих прадедах и их подвигах, подтвердилась, ведь это большая гордость, которая будет передаваться из поколения в поколение.

Школьный музей

В моей школе №157 также создан музей, посвященный Великой Отечественной Войне, в котором представлены награды, фото, исторически значимые экспонаты дней Великой Отечественной Войны. Также представлены рассказы и очерки, посвященные героям ВОВ, изложенные учениками моей школы. Думаю, моя работа тоже попадет в музей.

Заключение

В своей работе я исследовала боевое прошлое моего прадеда. Моя работа содержит исследовательский материал, который можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, на факультативных занятиях.

Я считаю, что мне удалось достичь цель, через мою исследовательскую работу, архивные материалы моего прадеда, показать мужество и отвагу героев войны. Ребята моей школы, среди которых я провела опрос, стали задумываться о своих родственниках, в них пробудился патриотизм.

Миллионы солдат полегли на полях сражений, ни разу не увидев своих детей и внуков, и про их мужество и подвиги остается только догадываться. А про моего прадеда вся информация о его подвигах, боевом пути и его наградах запротоколирована и изложена во всеобщем доступе, во всемирной сети Интернет, и я горжусь, что память о Швецове Павле Иосифовиче будет вечной. В народе говорят: «Человек жив, пока о нем помнят». Мой прадед всегда будет жить в наших сердцах. Он сделал все, чтобы был мир на нашей земле, чтобы мы жили сейчас, учились, мечтали о будущем. Неправда, что время уходит. Это уходим мы. Роберт Рождественский [3, c.112]

Каждое 9 мая сотни тысяч людей проходят по улице с портретами своих отцов, дедов и прадедов. Я с родителями, вот уже третий год подряд, с портретом Павла Иосифовича тоже участвую в данной акции. Сначала мне не совсем было понятным, почему такое большое количество человек идут с портретами своих родственников, но сейчас я понимаю, что объединила всех в строю БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА это общая Победа и память о Великой Отечественной Войне. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…

Список используемой литературы:

Анкета Ветерана Великой Отечественной Войны.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 3. – Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2004. - С. 217-219.

Роберт Рождественский. Стихотворения. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 112.

Polkrf.ru Бессмертный полк России.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki Сталинградская битва.

6. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie23188382/ Поиск документов о Героях Войны.

Приложение

Награды.

Орден красной звезды

Приказ подразделения

: 44/н от: 20.03.1945

Издан: ВС 3 гв. А 1 Украинского фронта

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 690155

Ед.хранения: 6970

записи: 36361692

Орден Великой Отечественной Войны II степени

Приказ подразделения

: 106/н от: 16.05.1945

Издан: ВС 3 гв. А

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 686196

Ед.хранения: 1091

записи: 23188337

Медаль за боевые заслуги

Приказ подразделения

: 6/н от: 05.04.1943

Издан: 484 гв. сп 82 гв. сд

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 682526

Ед.хранения: 1048

записи: 16742400

Карта 1. Боевой пусть в составе 180 стрелкового полка

Карта 2 Боевой пусть в составе 329 стрелковой дивизии

Карта 3. Боевой пусть в составе 3 Гвардейской Армии

Карта 4. Боевой пусть в составе 1 Украинского фронта

Документы

Записная книжка прадеда – семейная реликвия.

Фото 1. Могила, где захоронен прадед Павел Иосифович Швецов вместе с моей прабабушкой Ксенией Романовной Швецовой, в поселке Иглино, Иглинского района, Республики Башкортостан.

Фото 2.

Фото 3. Дом, где жил прадед со своей семьей после войны.

Фото. 4 Стелла, посвященная памяти погибшим в ВОВ солдатам Иглинского района.

Фото 5. Школьный музей.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Просмотров работы: 70